Платные дороги России: кто ими владеет и кто обслуживает
Платные дороги в России появились относительно недавно, их инфраструктура быстро развивается, появляются новые платные участки. М-1, М-3, М-4, М-11, ЦКАД, — если не все водители по ним ездили, то точно все о них знают. Однако есть и другие платные дороги, например, Псковские платные дороги, — слышали о них? А знаете о скоростной платной трассе «Обход Хабаровска»?
Но кому принадлежат все эти дороги? И зачем тогда нужен оператор?
Подготовили для вас подробное описание.
НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ
27 июня 1998 года Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был подписан Указ № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации», согласно которому «в целях повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и получения дополнительных финансовых ресурсов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации» было постановлено «признать целесообразным создание и развитие в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог общего пользования».
8 ноября 2007 года президентом РФ В.В. Путиным был подписан закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», определяющий порядок функционирования и строительства платных дорог на территории России. Согласно этому документу, решение о введении платности на дороге федерального значения может быть принято Правительством Российской Федерации, на дорогах регионального и межмуниципального значения – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (губернатором, мэром и т.д.), на дорогах местного значения – органом местного самоуправления.
ВЛАДЕЛЬЦЫ И ОПЕРАТОРЫ
Для контроля деятельности и развития платных участков федеральных дорог Правительством РФ была создана государственная компания «Автодор», которой были переданы в доверительное управление определённые участки дорог. Одновременно с этим платные участки федеральных дорог могут быть построены или реконструированы с привлечением частных средств – компании концессионера, поэтому переходят в её временное владение на определённый промежуток времени (по истечению этого срока дорога, построенная за счёт концессионера, передаётся Правительству РФ).
Т.е. у каждого платного участка автомобильной дороги есть «владелец», — Правительство РФ в лице ГК «Автодор» или компания-концессионер, региональное Правительство, органы местного самоуправления. Именно владелец принимает решение о создании новой инфраструктуры на его участке дороги, а также определяет тарифы за проезд по этому участку. Очень часто владельцы участков выпускают собственные транспондеры, используя которые можно получить дополнительные скидки. Подробнее об этом писали тут.
Но для ежедневного обслуживания платного участка дороги владелец заключает договор с компанией-оператором, которая 24/7 полностью следит за вверенным ей участком, — обеспечивает безопасность и комфорт водителей, следит за дорожным полотном и прилегающей инфраструктурой. Всю собранную за проезд плату оператор в полном объёме передаёт владельцу или концессионеру участка, с которым у него заключено операторское соглашение. Здесь мы подробнее писали чем ещё занимается оператор дороги.
При этом у одной дороги могут быть несколько владельцев и операторов, каждый будет отвечать за свой участок дороги. На водителя зачастую эта информация никак не влияет, за исключением случаев к кому он должен обращаться в случае необходимости. Например, ОССП часто получает вопросы «Почему не убрали снег с трассы?» или «Почему такая стоимость проезда?», а когда уточняем километраж дороги, выясняется, что это не наш участок, отвечать за него мы не можем и полной информацией не обладаем. В этом случае водителю всё-таки приходится начать разбираться какой участок дороги кому принадлежит, и кто на нём является оператором.
М-1 «Беларусь»
Дорога начинается от МКАДа и ведёт до границы с Республикой Беларусь. Платные участки введены как альтернативный маршрут Минскому шоссе. На дороге есть два платных участка.
Северный обход Одинцова — от Молодогвардейской транспортной развязки (56 км МКАД) до 33-го км в обход Одинцова.
Первая федеральная скоростная дорога, построенная в рамках концессионного соглашения.
Концессионер участка — ОАО «Главная дорога»
Оператор — АО «Новое качество дорог».
Транспондер «Главная дорога».
Телефон экстренной связи: *2323
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь.
Участок с 33 по 66 км.
Владелец – государственная компания «Автодор»
Оператор – ООО «Автодор- Платные дороги».
Транспондер T-Pass
Телефон экстренной связи: *2323
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь .
М-3 «Украина»
В 2011 году дорога М-3 была передана в доверительное управление ГК «Автодор», следовательно, компания является ее владельцем. В марте 2017 года открылся платный участок М-3 со 124 км по 173 км, а в декабре того же года после масштабной реконструкции его продлили до 194 км.
Владелец – ГК «Автодор»
Оператор — ООО «Объединенные системы сбора платы» (ОССП).
Транспондер T-Pass
Телефон экстренной связи: *2323
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь.
Дорога М-3
В 1998 в Липецкой области был введен в эксплуатацию платный участок дороги в объезд села Хлевное (около 20 км). В 2000 годы продолжилась реконструкция дороги, и ее большая часть получила раздельные проезжие части и разноуровневые пересечения с другими дорогами.
Владельцем всех платных участков на М-4 является ГК «Автодор» (дорога была передана компании в доверительное управление в 2010 году). На дороге есть несколько платных участков, у каждой из которых свой оператор:
Участок с 21 км по 225 км
Владелец – ГК «Автодор»
Оператор — ООО «Автодор – Платные Дороги».
Транспондер T-Pass
Телефон экстренной связи: *2323
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь.
Участок с 225 по 715 км
Владелец – ГК «Автодор»
Оператор — ООО «Объединенные системы сбора платы» (ОССП)
Транспондер T-Pass
Телефон экстренной связи: *2323
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь.
Участок с 1024 км по 1091 км (обход г. Аксай)
Владелец – ГК «Автодор»
Оператор — ООО «Объединенные системы сбора платы» (ОССП)
Транспондер T-Pass
Телефон экстренной связи: *2323
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь.
Участок с 1091 по 1319 км
Владелец – ГК «Автодор»
Оператор — ООО «Объединенный оператор»
Транспондер T-Pass
Телефон экстренной связи: *2323
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь.
Дорога М-4
Участок с 1306 км дороги М-4 по 52 км дороги А-289 «Новороссийск-Керчь» (Дальний западный обход г. Краснодар)
Владелец – ГК «Автодор»
Оператор — ООО «Автодор-платные дороги»
Транспондер T-Pass
Телефон экстренной связи: *2323
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь.
М-11 «Нева»
Строительство этой дороги велось в несколько этапов, каждый из которых — самостоятельный инвестиционный проект. У дороги несколько владельцев и операторов.
Участок с 15 по 58 км
Концессионер участка – ООО «Северо-Западная концессионная компания»
Оператор — ООО «Объединенные системы сбора платы» (ОССП)
Транспондер «М11: 15-58».
Телефон экстренной связи: *2323
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь.
Участки 59–149 км и 208–543 км
Владелец участков — ГК «Автодор»
Оператор участков — ООО «Объединенные системы сбора платы» (ОССП)
Транспондер T-Pass
Телефон экстренной связи: *2323
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь.
Участок с 543 по 684 км
Концессионер — «Магистраль двух столиц» (ООО «МДС»)
Оператор — ООО «ОСА Северо-Запад»
Транспондер T-Pass
Телефон экстренной связи: *2323
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь.
Западный скоростной диаметр
Дорога создана и эксплуатируется на основе государственно-частного партнерства между Правительством г. Санкт-Петербурга и АО «ЗСД»
Западный скоростной диаметр
Дорога создана и эксплуатируется на основе государственно-частного партнерства между Правительством г. Санкт-Петербурга и АО «ЗСД»
Владелец — АО «ЗСД», концессионер — ООО «Магистраль северной столицы»
Оператор — ООО «ОСА Север»
Транспондер «Магистраль северной столицы»
Телефон экстренной связи: 0405
Стоимость проезда можно посмотреть здесь nch-spb.com/tariffs/cash/
Телефон экстренной связи: 0405
Стоимость проезда можно посмотреть здесь.
Дорога М-11
Центральная кольцевая автодорога
ЦКАД сегодня является самым масштабным проектом в области дорожной инфраструктуры в Московском регионе. Дорога проходит по территории Подмосковья в 50 км от МКАД. Протяжённость трассы– 336 км, 260 км из которых — платные. Проект реализуется на принципах ГЧП.
Владелец — ГК «Автодор».
Оператор – ООО «Единый оператор»
Транспондер T-Pass
Телефон экстренной связи: *2323
Стоимость проезда можно посмотреть здесь.
Московский скоростной диаметр
Внутригородская скоростная магистраль, связывающая Москву с дорогой М-11 и М-12. На сегодняшний день открыто движение на основном участке МСД (от дороги М-11 на севере до Косинской эстакады), а также на Южном участке от шоссе Энтузиастов до 32-го километра МКАД.
Дорога бесплатна для автомобилей с номерами Москвы и Московской области.
Владелец — Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
Оператор — Государственное казенное учреждение города Москвы «Администратор Московского парковочного пространства».
Транспондер «М11:15-58», T-pass. Также оплатить проезд можно на сайте МСД, в мобильном приложении «Парковки России»
Тарифы на проезд можно посмотреть здесь.
М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань»
Скоростная автомобильная дорога является частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Протяженность трассы составляет более 800 км, движение по М-12 до Казани планируется открыть к концу 2023 года, на сегодняшний день открыто три участка:
Участок от ЦКАД А-113 (Ногинск) до дороги А-108 (Орехово-Зуево) протяженностью 23 километра.
Участок, начинающийся от дороги М-7 «Волга» до пересечения с федеральной автодорогой Р-132 «Золотое кольцо». Протяженность участка 26,1 км.
Участок, начинающийся в пересечении трасс М-12 и М-7 (114-й км) до деревни Столбищи Собинского района автодороги. Протяженность участка 58,2 км.
Владелец — ГК «Автодор»
Оператор — ООО «Единый Оператор»
Транспондер T-Pass
Платные дороги в Псковской области
Поскольку устройство региональных платных дорог отличается от федеральных, то на региональных дорогах не действуют транспондеры, а оператором и владельцем является одна структура. На территории Псковской области действует четыре платных участка автомобильных дорог общей протяженностью 226 км.
Граница с Эстонской Республикой – Печоры – Старый, протяженностью 23,2 км
Остров – Вышгородок – до границы с Латвийской Республикой, протяженностью 62,3 км
Участок автомобильной дороги Опочка – Дубровка – до границы с Республикой Белоруссия, протяженностью 82,1 км
Участок автомобильной дороги Ольша – Велиж – Усвяты – Невель, протяженностью 58,7 км.
Владелец — Государственное бюджетное учреждение Псковской области «Псковавтодор»
Стоимость проезда можно посмотреть здесь .
Скоростная платная трасса «Обход Хабаровска»
В июле 2022 года на Дальнем Востоке открылась скоростная дорога в обход города Хабаровск. Она соединяет три федеральные трассы — «Амур», «Уссури» и «Восток», обеспечивая выход российских автодорог к портам Восточному, Владивостоку, Находке, Советской Гавани и Ванино.
Автодорога построена при участии средств бюджета Хабаровского края и частных инвестиций.
Концессионер дороги — ООО «РКК».
Оператор дороги — ООО «Транстолл».
Транспондер «Обход Хабаровска» (пока в продажу не выпущен)
Пока по дороге можно проехать бесплатно, но очень скоро начнется платная эксплуатация трассы, тарифы будут опубликованы здесь.
ДОРОГИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Кроме платных трасс, есть еще и совсем небольшие платные участки на дорогах местного значения. Например, на платной основе эксплуатируются мосты через реки Кама и Буй (Республике Удмуртия).
БУДУЩИЕ ПРОЕКТЫ
Скоро мы расширим список, ведь строятся новые платные дороги. Например, уже в конце этого года планируется открытие движения по М-12 в Московской и Владимирской областях. Кстати, М-12 считается самым масштабным инфраструктурным проектом страны: дорога пройдет по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской республики и Республики Татарстан и станет составной частью коридора между Европой и Западным Китаем. Примечательно, что новый этап коридора «Европа – Западный Китай» строится с нуля, то есть не за счет реконструкции существующей дороги.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
О компании
Компания «Автодор – Платные Дороги» была создана в 2011 году для обслуживания скоростных платных дорог, развития удобных клиентских сервисов и предоставления водителям комплексной поддержки.
Для того, чтобы автомобилисты могли проезжать Пункты взимания платы без остановки, компания организовала выпуск транспондеров T-pass. Устройство стало быстро популярным у автомобилистов: с ним проезд платных участков становится удобнее и выгоднее.
Для обслуживания владельцев устройств компанией «Автодор – Платные Дороги» был запущен круглосуточный Контактный центр и создана сеть собственных Центров поддержки обслуживания. Сейчас она насчитывает более 35 офисов. Отслеживать актуальный баланс T-pass и моментального его пополнять можно в мобильном приложении «Автодор».
«Автодор – Платные Дороги» постоянно развивает собственные сервисы с целью обеспечить автомобилистам быстрый, безопасный и комфортный проезд. Информацию о новых услугах, акциях и предложениях вы всегда можете найти в разделе «Новости»
Вы не поверите — кому мы платим за платные дороги. Это интересно.
Оплачивая проезд по платным дорогам, мы справедливо полагаем, что деньги идут в доход государства, в бюджет. Наивные все-таки мы люди!
Эффективные менеджеры не для того сидят в уютных кабинетах, чтобы финансовые реки текли в казну, не принося прибыли в их личные карманы. Но это же вопиюще несправедливо и должно преследоваться по закону. Чтобы этого не происходило изобретены изящные (с точки зрения авторов) юридические схемы.
В XXI веке в современной России напрямую в бюджет идут только налоговые платежи. Все остальные платежи обязательно собирают уполномоченные организации. Найти открытые сведения по вопросу платежей за платные участки дорог практически невозможно. Эта информация от рядовых налогоплательщиков скрыта под предлогом государственной и коммерческой тайны.
Автомобильные дороги общего пользования федерального значения (более 50 тыс. км) находятся в управлении Федерального дорожного агентства (Росавтодор), за исключением 3,7 тыс. км, которые переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»).
Критерии определения дорог, подлежащих передаче Росавтодором под управление ГК «Автодор», в явном виде не определены. Однако исходя из списка дорог, уже находящихся под её управлением, можно предположить, что это в первую очередь дороги, трафик которых относительно легко можно «коммерциализировать». Это наиболее лакомые участки дорог, построенные за счет федерального бюджета, в том числе трасса М4 Дон.
Для сбора дорожного оброка на платных участках госкомпания «Автодор» легко могла бы создать подведомственные подразделения, но это случилось только на трети ее дорог, где за сбор платы отвечает ООО «Автодор – Платные Дороги» (учредители – ГК «Автодор» и приближенные частные лица).
На большинстве платных участков Автодора оператором по сбору платы выступает ООО «Объединенные системы сбора платы» (ООО «ОССП») – собственник через цепочку компаний — Аркадий Ротенберг.
Сбор платы на участке М4 Дон, проходящем по Ростовской области и Краснодарскому краю осуществляет ООО «Объединенный оператор» — среди собственников которой через цепочку компаний – Александр Чистяков, муж известной певицы Глюкозы
Однако это не все платные дороги в России принадлежат государству. Есть еще участок с 15 по 58 километров трассы Москва-Петербург управляется ООО «Северо-западная концессионная компания». Это лакомый участок, проходящий мимо аэропорта Шереметьево. Так вот эта компания через цепочку учредителей также принадлежит Аркадию Ротенбергу.
Сбором платы за проезд по этой дороге также осуществляет ООО «ОССП» Аркадия Ротенберга. Здесь все отдано на откуп концессионера, размер платы он устанавливает по своему желанию. Проезд по этому участку в 43 км стоит 750 рублей (17 рублей за км), что почти в 10 раз больше, чем в среднем стоит проезд по М4 Дон. И скидок по транспондеру Автодора вы там не дождетесь! Возмущенным россиянам такую жадность приписывают несчастным французам, которые оказались среди учредителей вместе с Аркадием Ротенбергом. И все протесты натыкаются на так называемую «защиту частного инвестора».Вот такая арифметика!