Если есть права на автомат как получить на механику
Перейти к содержимому

Если есть права на автомат как получить на механику

  • автор:

Есть права для вождения автомобиля с АКП. Как пересдать на «механику»?

Полгода назад я получила права на управление легковым автомобилем с автоматической коробкой. Как теперь получить права на «механику»? Грозит ли штраф, если я сейчас сяду за руль машины с механической коробкой передач?

Елена, Москва

На вопросы читателей отвечает начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников.

Согласно федеральному закону «О безопасности дорожного движения» (статья 25) лицам, сдавшим экзамен на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответству­ющей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Сев за руль автомобиля с механической трансмиссией, вы совершите административное правонарушение, заключающееся в управлении транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством. Ответственность за это нарушение предусмотрена частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей. При этом транспортное средство задерживается и помещается на специальную стоянку (часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ).

Для того чтобы управлять автомобилем с механической коробкой передач на законных основаниях, сначала необходимо обратиться в автошколу для прохождения соответствующей программы повышения квалификации, а затем – в Госавтоинспекцию для сдачи экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством. Этот экзамен проводится на специальном автодроме или на закрытой площадке. Таково требование Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097.

Права на «механику» и «автомат»: в чем различия

Люди за рулем делятся на два типа: те, кто познал дзен и ездит на «автомате», и те, кто разгадал тайны человечества, управляя «механикой». У каждого из них свои водительские права. В статье разбираемся в отличиях.

Универсальная «механика» или комфортный «автомат»

Когда я наконец твердо решила получить права, то уже точно знала, что не буду учиться на «механику». Этот выбор дался мне просто: я была наслышана, что придется продать душу дьяволу, чтобы сдать экзамен, поэтому выбрала легкий путь на «автомате».

Все вокруг начали убеждать меня в обратном и говорить, что нужно обязательно научиться управлять механической коробкой. Мой самый любимый аргумент звучал так: «Если ты решишь поехать в автопутешествие по Италии, то не сможешь взять машину в прокат, потому что там везде «механика». И что тогда?».

Я посмеялась. Во-первых, вероятность, что я сорвусь колесить по Италии, — мала. Во-вторых, не думаю, что во всей стране не найдется ни одной машины на «автомате» в наше время.

К слову, права я получила за четыре месяца. Тем временем мои друзья и знакомые учились на «механике» и сдавали экзамен полгода-год. Кто-то не может сдать до сих пор.

Услуги автошколы дорожают с каждым годом. Самым разумным вариантом будет получить права сейчас, даже если нет своей машины. Пока вы копите на автомобиль, стаж вождения растет. В будущем это поможет сэкономить на страховке. Оформите карту рассрочки «Халва» и оплатите обучение заемными средствами. Заполните заявление онлайн, и курьер привезет карту к вам домой.

Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 15%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку до 24 месяцев. Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!

Немного о «механике»

Двигатель автомобиля на разных оборотах выдает определенные показатели крутящего момента. Чем выше цифры, тем быстрее вы едете. Коробка передач помогает выбрать подходящий режим работы двигателя: разгон, торможение, плавная езда, бездорожье, движение в гору и так далее.

Механическая коробка передач (МКПП), в народе «механика», получила свое название благодаря ручному переключению скоростей. Она считается самой надежной, но в то же время сложной в управлении.

Квест для водителя

Чтобы тронуться с места, нужно выжать сцепление и включить первую передачу. После этого снять ручник, убрать ногу со сцепления и в это же время плавно, чтобы не пропустить момент рабочего хода машины, нажать на газ. Если вы упустите это мгновение, авто заглохнет и все придется повторять сначала. Это один из вариантов начала движения, которому учат новичков.

Сцепление — важная деталь в управлении «механикой». Это элемент трансмиссии , который участвует в передаче крутящего момента от двигателя к колесам, меняя мощность и направление.

Одна из трудностей езды на «механике» — бесконечное переключение передач для каждого маневра. Чтобы передать всю боль водителей-новичков, я попросила друзей поделиться отзывами.

Развороты для меня — всегда проблема. Приходится постоянно держать руку на пульсе и на переключателе передач, потому что надо быстро менять скорость, иначе можно заглохнуть. На некоторых машинах (в большинстве) первая передача рядом с задней. Иногда вместо того, чтобы добавить газу, можно случайно отъехать назад.

Бывало, я переключала передачу на вторую, а попадала на четвертую. Для наглядности объясню, что первая нужна для старта, вторая для скорости от 20-25 км/ч и примерно до 40 км/ч, третья — от 40 км/ч до 60 км/ч, четвертая — для скоростей свыше 60 км/ч. То есть вместо того чтобы, например, плавно войти в поворот, вы начинаете резко разгоняться.

Быстрые переключения вредны для двигателя и коробки передач. Если новая машина еще как-то прощает водителю глупость, то старая, скорее всего, заглохнет.

Но на самом деле не все так страшно. Если регулярно ездить, опыта набираешься быстрее, а руки и ноги запоминают все алгоритмы движения. Начинаешь переключать передачи действительно механически и тогда разницы с автоматом не чувствуешь.

Плюсы и минусы «механики»

Для новичков «механика» может стать настоящей пыткой. Если обучение и сдача экзамена проходят на разных машинах, потребуется время, чтобы привыкнуть к другому сцеплению. Когда вы будете трогаться с горки, автомобиль может откатываться назад, если забыть перед стартом нажать на тормоз.

Ездить по городу в пробках будет тяжело из-за постоянных переключений передач, а еще есть вероятность заглохнуть.

  • машина с МКПП будет стоить дешевле «автомата»;
  • «механика» долговечна и работает как швейцарские часы;
  • меньший расход топлива;
  • легче запустить при севшем аккумуляторе «с толкача»;
  • нет проблем с буксировкой на большие расстояния;
  • автомобилю легче выбраться из труднопроходимых территорий за счет переключения передач (автоматическая коробка быстрее сгорит в такой поездке).

Получить права круто. Но водитель без машины, как сапожник без сапог. Оформите автокредит в Совкомбанке и отправляйтесь на поиски четырехколесного друга. Выгодная процентная ставка и комфортные ежемесячные платежи не превратят покупку автомобиля в непосильную ношу.

Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С помощью него можно купить как новое, так и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!

«Автомат»: жми на газ и рули

Автоматическая коробка самостоятельно определяет необходимый режим движения. Водителю не нужно постоянно менять положение рычага передач, а педали сцепления и вовсе нет.

Обозначения на коробке

Режимы на «автомате» отличаются от «механики». Если в последнем случае они обозначаются цифрами, то у АКП коробка выглядит иначе. Чаще всего встречается раскладка P-R-N-D-L.

Режим парковки. Система автоматически блокирует колеса машины.

D (Drive) или A (Automat)

С этой передачи начинается езда вперед.

Задняя передача для движения назад.

Нейтральное положение без скоростей. Но машина может ехать, например, при буксировке.

Режим пониженной передачи. Подходит для езды по скользкой дороге или труднопроходимым участкам. Может применяться при торможении двигателем, на резких спусках и подъемах.

Плюсы и минусы АКП

Очевидных плюсов «автомата » с точки зрения вождения невозможно не замечать. Новичку достаточно знать обозначения названий на коробке передач, чтобы начать движение. Обучение проходит быстрее и легче. Даже неопытный водитель не нанесет ущерба коробке своими необдуманными действиями.

Как получить водительские права

При троганье в горку вы не покатитесь назад благодаря специально предусмотренной конструкции. Такая есть в машинах на «автомате » и с вариаторной коробкой передач ( «вариатором »).

Вы не заглохнете на дороге, оптимальная передача для движения будет выбираться автоматически. Отсюда легче ездить в пробках, когда нужно постоянно останавливаться.

Минусы «автомата » больше почувствует ваш кошелек:

  • чинить такой автомобиль гораздо дороже, особенно коробку;
  • расход топлива выше, чем у «механики»;
  • трудно буксировать на большие расстояния из-за масляного насоса;
  • АКП менее долговечна и капризна, поскольку в ней больше сложных деталей;
  • автомобили из недорогого сегмента хуже разгоняются;
  • если аккумулятор разрядился, запустить машину «с толкача» не получится.

Завести машину «с толкача», значит попросить кого-то толкать авто сзади, пока вы будете жать на педаль газа. Этот способ работает и в том случае, если вы, например, застряли колесами в яме. Вывести машину из труднопроходимых мест можно и с буксира, то есть при помощи другого автомобиля по тросу.

Поехать на «автомате» этими способами не получится. Если у вас сел аккумулятор, его придется «прикурить» проводами от другого авто, либо установить другой.

Различия «автомата» и «механики» на бумаге

После сдачи экзамена на механическую коробку передач водитель получает универсальные права. С ними можно спокойно пересесть на «автомат » и не получить штраф.

Тем, кто учился на АКПП, в удостоверении на обратной стороне карточки ставят отметку «АТ», которая разрешает управлять только «автоматом» . Если на дороге вас остановит инспектор и выяснит, что вы управляете «механикой», не имея для этого документа, вас оштрафуют на сумму от 5000 до 15 000 рублей. Машину эвакуируют на штрафстоянку.

Для стоимости ОСАГО тип коробки передач не имеет значения. Компании гораздо важнее опыт водителя, попадал ли он в аварии, какой у него автомобиль, двигатель, в каком регионе оформляется полис и другие факторы.

Может ли водитель, получивший права на машину с АКП, доучиться на «механику»

Несколько лет назад программу подготовки водителей категории «B» разбили на два направления. И с тех пор те, кто не желает мучиться, осваивая тонкое искусство дергать рычаг и вовремя выжимать сцепление, могут обучаться исключительно на АКП, получая на выходе соотвествующее свидетельство и «права» с особой отметкой АТ.

И хотя предполагалось, что «упрощенная» программа будет пользоваться высоким спросом, не многие пешеходы, решившие пополнить ряды водителей, отказываются от «механики», рассказала порталу «АвтоВзгляд» президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. Но такие есть. И некоторые из них впоследствии о своем выборе горько жалеют, что, впрочем, и не удивительно.

В пользу полноценного (читай — на МКП) обучения вождению есть несколько весомых аргументов. Во-первых, вы всегда сядете за руль машины друга или любого каршерингового авто. Во-вторых, прилично сэкономите при покупке нового транспорта — автомобили с АКП существенно дороже своих «трехпедальных» собратьев. В-третьих, вам не придется тратить время, нервы и деньги, если однажды решите переучиться на «ручку».

Да, переучиться на «механику», чтобы обменять свои «права» с отметкой АТ на «корочку» без таковой, вполне реально, но придется запастись терпением и затянуть потуже пояса. Для тех, кто решил освоить «ручную» трансмиссию, в автошколах есть специальные курсы переподготовки, включающие в себя 16 часов практических занятий. Но стоит это удовольствие недешево: в столице, к примеру, средний ценник равен 15 000 рублей.

Минтранс заставит миллионы водителей пересдавать «на права» заново

ПДД, о которых забываешь сразу после экзамена в ГАИ

Оплатой и практическими занятиями с инструктором дело, естественно, не ограничивается. Тем, кто переучивается с «автомата» на «механику», приходится повторно демонстрировать свое водительское мастерство инспекторам ГИБДД. К счастью, согласно процедуре, сдают они только «площадку» — на «теорию» и «город» курсантов, уже являющихся автомобилистами, не отправляют.

«А что вообще будет, если меня с в/у на АКП поймают на машине с МКП?» — интересуются некоторые пользователи Сети. Отвечаем: будет солидный штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей по ст. 12.7 КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством». Все справедливо, ведь если автомобилист допущен только к «двухпедальным» авто, то за рулем «трехпедального» он, по факту, пешеход.

Как можно переучиться с коробки автомата на механику: нюансы переподготовки водителей

Многие водители при получении прав обучаются на вождение автомобилей с автоматической трансмиссией. Но владельцам удостоверения с отметкой «АТ» не разрешается управлять машинами с МКПП. Поэтому в некоторых ситуациях приходится думать о том, как можно переучиться с автомата на механику, чтобы снять возможные ограничения при управлении авто. И это действительно возможно, но нюансы все же нужно изучить.

Почему водители пересаживаются с автомата на механику: основные факторы

Ездить на механике сложнее, чем на автомате, поскольку приходится самостоятельно определять необходимую передачу, всякий раз выжимая сцепление при переключении.

С автоматической коробкой ситуация проще. Достаточно установить режим движения, регулируя затем скорость педалями тормоза и газа.

Выбор автомобилей с АКПП обычно характерен для нескольких категорий водителей:

  • женщин;
  • молодых людей, в том числе девушек, не обладающих опытом управления машиной;
  • учеников, желающих упростить задачу при прохождении аттестации в ГИБДД;
  • автовладельцев, покупающих авто с АКПП, и не планирующих эксплуатировать автомобильную технику с механикой.

Но нередко приходится пересматривать планы, чтобы переучиться для вождения машины с МКПП. Это желание может быть вызвано такими особенностями автомобилей с механикой:

  • низкой ценой;
  • простотой в ремонте и техническом обслуживании;
  • возможностью контроля режима движения на каждом этапе, с экономией расхода топлива;
  • динамичностью при езде;
  • упрощением выхода из затруднительных ситуаций при поломке, когда отсутствуют ограничения по буксированию автотранспорта;
  • отсутствием рисков при пробуксовках на плохих дорогах, при снежных заносах.

Нередко переучиться нужно вынужденно, если владелец покупает новую машину, а комплектация с АКПП недоступна ввиду высокой цены, при прокате машины или в других ситуациях.

Может ли водитель, получивший права на машину с АКПП, доучиться на «механику»

При обучении в автошколе, водитель может выбрать программу для МКПП или автомата. Но если пройден курс для АКПП, а нужно получить удостоверение для механики, придется переучиться, чтобы исключить проблемы при управлении автомобилем.

Из чего состоит курс переобучения на механику

Теоретическую часть повторно проходить не нужно. Ученику, который должен переучиться с автомата на МКПП, достаточно пройти практический курс вождения автомобиля, рассчитанный на 56 часов или более, в зависимости от успехов обучаемого. Это необходимо, чтобы получить соответствующие навыки, закрепить моторику движений.

После того, как водитель переучился и сдал экзамен в автошколе, останется пройти аттестацию в ГИБДД, которая с апреля 2021 года включает только проверку вождения в городских условиях, без сдачи упражнений на автодроме.

Водительское удостоверение

Водительское удостоверение

Переучиться с АКПП на механику просто, но важно учитывать определенную специфику при езде в различных обстоятельствах.

Передачи МКПП

Если предстоит переучиться на МКПП после автомата, при движении передачи нужно переключать самому в подходящее для этого время. Обычно механические коробки выпускают четырех или пятиступенчатыми. Реже количество передач может достигать 6 или 7. Предусмотрена одна скорость для движения задним ходом.

Чтобы исключить проблемы, переучиваясь на иные принципы управления, учитывают следующие условия:

  1. При переключении скоростей полностью выжимают педаль сцепления, чтобы физически рассоединить коробку с мотором. Если это сделать недостаточно сильно, можно повредить элементы привода трансмиссионного механизма.
  2. Если рычаг пребывает в нейтральной позиции, вращающий момент с двигателя на трансмиссию не передается, поэтому машина может двигаться лишь по накату, по инерции или под воздействием силы тяжести при уклоне. Из «нейтралки» можно включать нужную скорость. Это положение рычага является промежуточным при выборе режима движения.
  3. Первую скорость обычно включают при старте с места, а вторую – если нужно избежать резкого ускорения при движении под уклон, при маневрах в плотном городском трафике.
  4. Интенсивность разгона на задней передаче существенно выше, чем для любой скорости при движении вперед. Но лучше ограничить применение реверса, поскольку продолжительная езда на этой скорости грозит поломкой МКПП.

Рычаг механики

Рычаг механики

В пределах каждой передачи можно регулировать диапазон вращающих моментов нажатием педали газа. Если ощущается, что скорости не хватает, переходят на следующую позицию по возрастанию, а при необходимости увеличения тяги под гору – по убыванию.

Расположение скоростей передач

Чтобы эффективно переучиться для управления автомобилем с механикой после автомата, важно выучить расположение скоростей на конкретной модели трансмиссии, доведя движения до автоматизма. Это необходимо, чтобы не отвлекаться от контроля ситуации на дороге.

Расположение скоростей передач

Расположение скоростей передач

Схема скоростей представлена сверху на рукояти рычага. «Нейтралка» обычно перпендикулярна направлению движения, расположение последовательных передач – по разные стороны от этой линии.

Переключать скорости нужно без суеты, прислушиваясь к звуку двигателя. Если авто не может разогнаться, переходят на пониженную передачу. Также можно ориентироваться на показания тахометра, указывающего значение оборотов.

С обретением опыта, когда водитель полностью переучится, придет понимание момента, когда и какую скорость нужно включать.

Запуск двигателя

Чтобы переучиться на механику с автомата, вначале отрабатывают запуск двигателя, который производят, предварительно выжав сцепление и переведя рычаг в нейтральную позицию. Мотор нельзя запускать, если включена скорость, поскольку машина может непроизвольно рвануться вперед, а при выжатом ручнике – вывести из строя тормозной механизм.

При отрицательной температуре воздуха, силовой агрегат после запуска нужно прогреть. В это время рекомендуется удерживать сцепление выжатым для улучшения циркуляции масла в трансмиссионном механизме.

Правильное использование педали сцепления

Педаль сцепления выжимают стопой левой ноги. Это действие нужно выполнить достаточно энергично. Педаль вдавливают до упора, чтобы полностью отсоединить трансмиссию от привода.

Педаль сцепления МКПП

Педаль сцепления МКПП

Правая нога используется для акселератора и тормоза.

Когда скорость включена, сцепление плавно отпускают, чтобы машина начала двигаться. У многих, кто хочет переучиться с автомата, возникают проблемы с использованием этой педали. Но при должной практике навык можно отработать.

Если на светофоре или в другой ситуации нужно остановиться на время более 2 секунд, не стоит оставлять выжатым сцепление. Разумнее переключиться на нейтраль.

Грамотная координация действий

Чтобы переучиться на механику с автомата, важно обеспечить достаточную координированность действий. Передачу включают сразу после того, как выжато сцепление. С отпусканием этой педали, одновременно плавно выжимают акселератор для постепенного увеличения вращающего момента.

Максимальная скорость на первой передаче – обычно в пределах 25 км/ч. Чтобы двигаться быстрее, после разгона переходят на вторую, затем – третью и т. п.

Важно ощущать момент, когда вращение начинает передаваться с мотора на коробку при отпускании педали сцепления. В это время можно увеличивать подачу газа.

Дауншифтинг

Дауншифтингом называют включение пониженной передачи, чтобы замедлиться за счет торможения двигателем и трансмиссией. Когда водитель собирается переучиться на механику с автомата, стоит освоить этот эффективный прием управления авто.

Это особенно необходимо, если нужно избежать заноса при торможении на скользкой трассе.

Пример подобных действий, если нужно замедлиться, разогнавшись до 70 км/ч:

  1. Выжав сцепление, включают третью передачу. Правую ногу убирают с акселератора, переведя на тормоз.
  2. Для снижения оборотов мотора, сцепление медленно отпускают.
  3. Незадолго до остановки, эту педаль выжимают повторно.
  4. Включение первой скорости при торможении не требуется.

Использование этого приема, когда водителю нужно переучиться с автомата, намного эффективнее и безопаснее, чем регулирование скорости педалью тормоза.

Задняя передача

Если необходимо переучиться на механику с автомата, при включении заднего хода нужно соблюдать предельную осторожность. Это можно делать только из положения полной статики, чтобы избежать поломки МКПП.

В некоторых моделях предусмотрена кнопка для данного режима. Учитывая интенсивность возможного разгона, акселератор при заднем ходе используют аккуратно.

Трогаемся в горку на механике

Трогание на подъем для тех, кому нужно переучиться с автомата, представляет особенную проблему. Тренировку начинают с остановки машины, при которой нужно включить ручной тормоз, чтобы автомобиль не скатился под воздействием силы тяжести, а затем – установить рычаг в нейтральную позицию.

Для начала движения, выжимают сцепление, включают первую скорость, а ручник освобождают, отпуская выжатую педаль, когда ощущается, что вращение начинает передаваться на трансмиссию.

Соблюдение этих правил, когда нужно переучиться на МКПП с автомата, помогает тронуться в горку, без интенсивного отката назад. Когда моторика движения у водителя, который переучивается на механику, достаточно отработана, можно заранее выключать ручник, удерживая педаль тормоза и быстро переходя с него на газ.

Парковка

Еще один важный момент, если нужно переучиться на механику с автомата – парковка. Когда машина установлена в месте стоянки, а мотор заглушен, переводят рычаг в позицию первой скорости, чтобы предупредить возможное скатывание под уклон. Дополнительная страховка – выжатый рычаг ручного тормоза.

Но не стоит забывать о том, что запускать двигатель с механикой можно только после того, как переключатель установлен в нейтральную позицию.

Практика

Чтобы справиться со страхом, когда предстоит переучиться на механику с автомата, навыки можно отработать на специальной площадке. Несколько упражнений закрепят моторику движений, чтобы привыкнуть к особенностям управления после перехода с автомата.

Обучение в автошколе

Обучение в автошколе

Стоимость переобучения с категории B автомат на механику

Чтобы переучиться на механику, нужно записаться на программу переподготовку в автошколе. Расценки по категории В зависят от ценовой политики соответствующей компании. В среднем стоимость составляет от 16 000 руб. и более.

Как пересдать с автомата на механику

Чтобы получить допуск на управление машины с МКПП, с заменой водительского удостоверения на документ без отметки «АТ», потребуется сдать экзамен в ГИБДД. Проверка включает аттестацию по езде в городе, без выполнения упражнений на автодроме.

Если потребуется, переучиться с автомата на механику можно довольно просто. Но если предстоит управлять машиной с МКПП, а в правах указана отметка «АТ», переаттестация нужна обязательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *