Мощность аккумулятора — как определить
Автомобильный аккумулятор – неотъемлемая часть транспортного средства, без которого невозможен запуск двигателя, работа бортовой сети и прочего электрооборудования. Мощность аккумулятора и показатель его емкости – ключевые параметры, на которые надо смотреть при выборе. Правильно подобранная «батарейка» способна долго проработать, не вызывая проблем.

Мощность аккумулятора — это важный параметр, необходимый для правильного выбора АКБ.
Что такое мощность аккумулятора

Пусковая мощность АКБ разных ТС.
Пусковая мощность аккумуляторной батареи – максимальная выходная мощность, которую выдает источник питания в течение 30 секунд в условиях температуры -18° C. От этого параметра зависит способность АКБ запускать холодный мотор. Производителей много, и надо учитывать, что параметр подгоняется под разные стандарты.
Спецификация, актуальная для российского ТУ и германского DIN – стартерный режим разряда (что еще называют коротким разрядом). Отталкиваясь от нее, следует: при температуре рабочего раствора (электролита) в -18° C и при разрядном токе 255 А напряжение на клеммах спустя 30 секунд после запуска должно быть от 9 В. Если имеет место дальнейший разряд, напряжение упадет до 6 В, но не раньше, чем через 150 секунд. Проверив АКБ таким образом, можно быть уверенным, что она даст 3 – 5 попыток запуска мотора. К слову, пуском считается 10 секунд работы аккумулятора с последующими 30 секундами «отдыха».
Есть и другие стандарты: американский – SAE и европейский – EN. В данном случае название спецификации – ток холодной прокрутки. Те, кто разрабатывал эти стандарты, полагают, что предельная нагрузка на батарею приходится в первые секунды после пуска мотора. Соответственно, для холодного пуска нужна нагрузка больше, чем по ТУ и DIN – порядка 440 А. Спустя 10 секунд под такой нагрузкой напряжение на клеммах не должно падать ниже отметки в 7.5 В, а спустя 30 секунд – ниже 7.2 В. Требования стандартов совпадают – в условиях мороза АКБ должна обеспечить минимум три пуска мотора.
Подытоживая, мощность аккумулятора, зависящая от времени стартерного разряда – параметр, влияющий на количество попыток запуска двигателя. И чем больше энергоемкость батареи, тем больше таких попыток будет доступно.
Единицы измерения
Потребляемая мощность рассчитывается в Ваттах, а энергоемкость – в Ампер часах (А*ч).
От чего зависит мощность АКБ
Мощность источника питания, устанавливаемого в автомобиль, зависит от значения разрядного тока и среднего показателя напряжения.
При запуске мотора и работе стартера номинальное напряжение падает, а ток заряда растет. То есть когда повышается потребляемая мощность батареи в ходе пуска, падает уровень напряжения на ее клеммах. И чем меньше напряжение, тем хуже стартер выполняет свою задачу и проворачивает коленвал. Обратная зависимость: чем более мощный стоит аккумулятор, тем больше оборотов сделает стартер в ходе пуска мотора. Как итог – двигатель заводится быстрее.
Как рассчитать мощность
Замерять показатели надо через идентичные промежутки времени. Рассчитать мощность можно используя формулу: P = I x U, где P – мощность (Ватт), I – разрядный ток при -18° C (Ампер), U – напряжение в ходе разрядки (Вольт).

Формула мощности.
Пример расчета
Допустим, имеется свинцово-кислотная АКБ для обычной легковой машины с двигателем внутреннего сгорания. На ее корпусе указано значение емкости – 60 А*ч, а также напряжения – 12 В. Чтобы узнать мощность в Ваттах, надо эти параметры перемножить: 12 х 60 = 720 Вт*ч.
Определить мощность можно и в кВт*ч, для этого полученную цифру делят на 1000: 720 / 1000 = 0.72 кВт*ч.
Надо понимать, что такой подсчет груб. Мощность батареи, измеряемая в А*ч или кВт*ч – значение, получаемое эмпирическим путем, и оно показывает не общее количество электричества, вырабатываемое аккумулятором, а его способность запитывать электроприбор.
Как подобрать аккумулятор подходящей мощности
Изначально это делается в условиях завода теми, кто разрабатывает пусковую систему конкретного мотора для конкретной модели транспортного средства. Делая расчеты, отталкиваются от зарядных параметров АКБ при 75% зарядки, причем с третьей попытки стартерного разряда. Разработчики автомобилей задают следующие условия температуры:
- для бензиновых моторов, или работающих на товарных маслах, температура -20° C;
- для дизельных это диапазон от -15° до -17° C.
Дизеля сложнее заводятся в условиях мороза, поэтому применяются различные присадки или технические средства, ускоряющие запуск. Впрочем, актуальны они и для карбюраторных двигателей автомобилей, эксплуатируемых в суровом климате. Определив мощность и пусковой ток батареи, ее тестируют в лаборатории, а затем вписывают в технический паспорт машины как рекомендуемую. И если «родной» аккумулятор со временем выходит из строя, владелец самостоятельно меняет его на новый, ориентируясь на указанные параметры.
Во многом возможности АКБ определяются ее емкостью. От этого значения зависит время работы батареи на одном заряде. Какие факторы надо учесть, чтобы подобрать нужную энергоемкость:
- габариты транспортного средства;
- тип двигателя;
- климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль.
Каждый параметр батареи взаимосвязан, при этом базовая емкость АКБ обычно в пределах 40 – 50 А*ч. Далее порядок таков:
- +20% если машина грузовая или коммерческая;
- +20% если она эксплуатируется в условиях мороза;
- -10% если двигатель малолитражный;
- +15 если мотор высокомощный.
Получив значение, его округляют до ближайшего номинала (60, 80, 100 А*ч и т.д.). Именно от емкости зависит правильность работы бортовой сети и бензонасоса машины.
Второе, не менее важное значение при подборе автомобильного аккумулятора – пусковой ток. От него зависит корректная и безопасная работа стартера, преимущественно в условиях мороза. Выше ток холодной прокрутки – стартер быстрее запустит двигатель.
Подбирая АКБ, учитывают все параметры электрической цепи, включая совместимость источника питания с генератором. Основной критерий – двигатель: объем, сколько подключено оборудования, которое в сумме определяет силу прокрутки стартера. Другой момент – генератор, загруженный энергопотребителями, в любом случае должен подзаряжать аккумулятор.
Емкость и пусковой ток, конечно, главенствующие факторы, но надо понимать, что источники питания постоянно модернизируются, изготавливаются с применением разных технологий, имеющих характерные плюсы и минусы. Так, есть несколько типов батарей: сурьмянистые, кальциевые, EFB, гибридные, гелевые, AGM и другие. Также АКБ различаются по типу клемм, и здесь необходимо отталкиваться от того, в какой стране собрана машина (Америка, Азия, Европа).
Мощность аккумулятора, определяемая временем стартерного разряда, влияет на количество возможностей полноценного пуска мотора. В теплую погоду двигатель заводится легко, а вот зимой могут возникнуть сложности. Как итог – чем выше мощность и энергоемкость источника питания, тем больше шансов у водителя завести машину.
Обзор аккумуляторов GiNZZU GB-1270 (7Ач 12В) и GB-1290 (9Ач 12В).
![]()
Итак, 2 аккумулятора визуально и по размеру абсолютно идентичны и являются самым распространённым вариантом аккумуляторов, применяемым в большинстве бытовых источниках бесперебойного питания (ИБП) и зачастую в нижнем сегменте серверных ИБП, иногда по несколько штук. Аккумуляторы Свинцово-Кислотные (Lead-Acid), герметичные, не обслуживаемые. На сайте производителя удалось найти исчерпывающее описание со всеми необходимыми характеристиками.
В качестве вступления приведём описание основных характеристик аккумуляторов, важных для использования их в ИБП.
Две самые очевидные из них — номинальная ёмкость и напряжение. Исходя из них можно посчитать ёмкость в ватт-часах — 84 и 108 соответственно для 7Ач и 9Ач аккумуляторов.
Кроме этого есть характеристики менее известные широкой публике — максимальный ток разряда, и зависимость количества энергии которую способен отдать аккумулятор от тока разряда. Дело в том, что в ИБП аккумуляторы эксплуатируются в достаточно жестких условиях, как мы дальше увидим ток разряда может составлять порядка 30-40 ампер при питании 300вт нагрузки, а это очень много для аккумулятора ёмкостью всего лишь 7/9Ач. Вообще способность работать при токе разряда в разы превышающем ёмкость аккумулятора — очень редкая особенность данного типа аккумуляторов, которая и обуславливает его применение в ИБП. Кроме того есть ещё минимально допустимое напряжение, разряд ниже которого крайне вреден для аккумулятора. Оно зависит от тока разряда и при токе
ёмкости аккумулятора составляет
10.8В. При больших токах разряда допустимы более низкие значения напряжения. Для данных аккумуляторов предельный ток разряда составляет 105А и 135А соответственно для 7Ач и 9Ач модели. При этом для 7Ач модели заявлено время разряда до 10.5в (именно при этом напряжение отключался ИБП использовавшийся для тестов) за 5 минут при токе 24.2А, 15 минут при токе 12.7А и 30 минут при токе 7.66А. При этом аккумулятор «отдаёт» 2Ач, 3.2Ач и 3.8Ач соответственно. Как видно чем выше ток разряда тем меньше энергии может отдать аккумулятор. Эти же характеристики для 9Ач модели: 5мин — 30,5А, 15 мин — 15,6А, 30мин — 9.03А и соответственно 2,5 ; 3,9 ; 4.5 Ач.
Но хватит теории — перейдём к практической части обзора — собственно к испытанию аккумуляторов совместно с ИБП. Для этих целей использовался ИБП Powercom IMP-625АР, как вполне типичный представитель бытовых ИБП. Его максимальная мощность составляет 375вт (625VA). В качестве нагрузки использовались 5 60-ваттных ламп накаливания (300Вт). Кроме того аккумуляторы испытывались при более низкой нагрузке — 2*60Вт (120Вт).
Выглядит это всё так:
![]()
![]()
Однако не стоит забывать о том, что инвертор ИБП имеет далеко не 100% КПД и значительная часть энергии, потребляемой от аккумулятора уходит на его нагрев.
Результаты тестирования:
При мощности нагрузки 300Вт были получены следующие результаты:
![]()
При этом если взять ёмкость и время работы 7Ач аккумулятора за 100% то получаются такая картина:
![]()
т.е. При увеличении ёмкости на
30% время работы увеличилось на
50%. Это наглядно демонстрирует тот факт, что чем больше отношение тока разряда к ёмкости тем меньше эффективность работы аккумулятора.
При разряде ток и напряжение изменялись следующим образом:
7Ач
![]()
9Ач
![]()
Тут имеется 2 особенности, касающиеся скорее работы ИБП чем аккумуляторов:
1. Инвертор ИБП удерживает выходное напряжение в определённых пределах, шагово увеличивая потребляемый ток.
2. В момент срабатывания сигнала «батарея разряжена» выходное напряжение ИБП резко падает примерно до 180в, а потом возрастает примерно до 200в. Этим вызвано резкое падение потребляемого тока на графике. Это существенный недостаток ИБП, который при питании более чувствительного оборудования (компьютера например) почти наверняка вызовет проблемы, но к самим аккумуляторам это отношения не имеет.
Кроме того, мощность потребляемая ИБП от батареи в среднем составила порядка 400вт, следовательно КПД инвертора в таком режиме работы составил
Ток разряда изменялся в пределах от 33.5А до 35.8А, среднее значение — 35.2А. Напряжение при котором ИБП отключался — 10.4В.
Теперь рассмотрим результаты при мощности нагрузки 120Вт:
![]()
И относительные результаты для двух батарей:
![]()
Как видим при такой нагрузке время работы увеличилось практически пропорционально ёмкости, на 32%.
Графики изменения напряжения и тока:
7Ач
![]()
9Ач
![]()
Получаем гораздо более «красивые» графики. Нет никаких резких скачков, выходное напряжение ИБП остаётся стабильным. Очевидно для ИБП 300вт просто слишком много, не смотря на заявленные 375Вт.
Ток разряда изменяется в пределах от 10.9А до 14А. Среднее значение — 12А.
Мощность, потребляемая от аккумулятора
Напряжение при котором ИБП отключался — 10.4В.
Выводы:
Предоставленные на обзор аккумуляторы соответствуют заявленным характеристикам. Явных недостатков в процессе тестирования замечено не было. В целом характеристики идентичны большому числу аналогичных аккумуляторов от других производителей. Единственное что не возможно проверить за разумное время это срок службы, но оснований считать что он будет хуже чем у других подобных аккумуляторов нет.
Кроме этого из полученных данные можно сделать интересные выводы касательно выбора бытового ИБП:
Во-первых не стоит рассчитывать на то, что ИБП будет способен обеспечить надёжную работу при мощности близкой к максимально допустимой, всегда лучше иметь некоторый запас.
Во-вторых стоит обратить внимание на то, какие аккумуляторы используются в ИБП. Использование аккумуляторов небольшой ёмкости для питания мощной нагрузки во-первых неэффективно, а во-вторых может существенно сократить срок службы аккумулятора.
P.s. Полученные данные не являются абсолютно точными, точность использовавшихся измерительных приборов — +/-3%, мощность нагрузки +/-10%.
Выражаю благодарность компаниям DNS и Overseas за предоставленные для обзора аккумуляторы.
Сколько ватт выдает автомобильный аккумулятор 12 вольт
Автомобильный аккумулятор является одним из ключевых элементов электрооборудования автомобиля. Он не только запускает двигатель, но и обеспечивает питание всем электрическим устройствам в автомобиле. Однако многие водители задаются вопросом, сколько ватт может выдать автомобильный аккумулятор с напряжением 12 вольт?
12-вольтовая батарея используется практически во всех современных автомобилях. Она состоит из нескольких элементов, каждый из которых имеет номинальное напряжение 2 вольта. Таким образом, аккумулятор формирует и поддерживает напряжение в 12 вольт. Это напряжение необходимо для правильного функционирования основных систем автомобиля, таких как система зажигания, световая и звуковая сигнализация, аудиосистема и другие устройства.
Но о ватт-часах автомобильного аккумулятора мало кто задумывается в повседневной жизни. Вата — это единица мощности, которая обозначает количество энергии, которое можно получить или передать за единицу времени. Ватт-час — это единица измерения энергии, которую аккумулятор может запасать или выдавать. Ватт-час указывает, сколько ватт может выдать аккумулятор в течение одного часа. Вместе с тем, на практике аккумулятор обычно не выдает всю свою емкость, так как есть потери при передаче энергии.
Роль автомобильного аккумулятора
Автомобильный аккумулятор является одним из важнейших компонентов автомобиля. Он играет ключевую роль в электрической системе транспортного средства, обеспечивая питание различным устройствам и системам.
Основная функция автомобильного аккумулятора заключается в запуске двигателя автомобиля. Когда вы включаете ключ зажигания, автомобильный аккумулятор предоставляет электрическую энергию, необходимую для вращения стартера и запуска двигателя. При этом аккумулятор должен обладать достаточной емкостью и зарядом, чтобы обеспечить надежный старт двигателя в любых условиях.
Кроме того, автомобильный аккумулятор играет важную роль в поддержании нормальной работы электрической системы автомобиля. Он предоставляет энергию для питания фар, сигналов, системы зажигания, радио и других электронных устройств. Также аккумулятор обеспечивает стабильное напряжение на всем протяжении работы двигателя, что позволяет корректно функционировать всем электронным системам автомобиля.
Автомобильный аккумулятор также имеет важное значение для устойчивой работы зарядной системы автомобиля. Он принимает и транслирует энергию от генератора к аккумулятору и другим электронным устройствам автомобиля. Если аккумулятор не работает должным образом, это может привести к проблемам с зарядкой и неполадкам в электрической системе.
Таким образом, автомобильный аккумулятор является неотъемлемой частью электрической системы автомобиля и играет важную роль в обеспечении надежного запуска двигателя, питания электронных устройств и поддержания нормальной работы электрической системы транспортного средства.
Понятие ватт и вольт
В электротехнике и электронике используются различные единицы измерения для характеристик электрической мощности и напряжения. Два основных понятия в этой области — ватт и вольт.
Ватт (W) — это единица измерения электрической мощности. Она представляет собой количество энергии, которое переводится или потребляется в единицу времени. Например, если прибор потребляет 100 ватт, это означает, что он использует 100 джоулей энергии в секунду.
Вольт (V) — это единица измерения электрического напряжения или потенциала. Она показывает разность потенциалов между двумя точками в электрической цепи. Вольт определяет силу, с которой электрический ток будет перемещаться по цепи. Например, напряжение от 12 вольт может использоваться для питания различных электрических устройств в автомобиле.
Часто ватты и вольты связаны между собой по формуле: мощность (в ваттах) = напряжение (в вольтах) * ток (в амперах). Таким образом, например, если аккумулятор автомобиля имеет напряжение 12 вольт и способен выдавать ток 50 ампер, то мощность, которую он может выдать, составит 600 ватт.
Какова мощность автомобильного аккумулятора?
Автомобильный аккумулятор является одной из ключевых компонентов автомобильной системы питания. Он предоставляет электрическую энергию для запуска двигателя, питания электроники и освещения автомобиля. Одним из важных показателей автомобильного аккумулятора является его мощность.
Мощность автомобильного аккумулятора измеряется в ампер-часах (Ач) и указывает на количество электрической энергии, которую аккумулятор способен поставить в течение определенного времени. Чем больше ампер-часов имеет аккумулятор, тем больше энергии он может хранить и поставлять.
Однако мощность аккумулятора не ограничивается только ампер-часами. Также важны другие параметры, такие как напряжение, выраженное в вольтах (В), и пусковой ток, выраженный в амперах (А). Напряжение определяет силу электрического потока, которую аккумулятор способен обеспечить, а пусковой ток показывает его способность выдержать большую нагрузку при пуске двигателя.
Типичный автомобильный аккумулятор имеет напряжение 12 вольт. Это значит, что он способен поддерживать электрические устройства автомобиля, работающие на этом напряжении. Однако, мощность аккумулятора зависит от его емкости и других факторов.
Емкость аккумулятора, выраженная в ампер-часах, указывает на количество электрической энергии, которое аккумулятор может поставить в течение одного часа. Например, аккумулятор емкостью 50 ампер-часов сможет поставить 5 ампер тока в течение 10 часов или 10 ампер тока в течение 5 часов.
Пусковой ток аккумулятора определяет его способность выдержать большой ток при пуске двигателя. Чем выше пусковой ток, тем легче аккумулятор запустит двигатель автомобиля. Обычно производители указывают пусковой ток в амперах (А) на корпусе аккумулятора. Например, аккумулятор с пусковым током 500 А сможет запустить двигатель автомобиля с большей легкостью, чем аккумулятор с пусковым током 300 А.
Как определить мощность аккумулятора?
Мощность аккумулятора – это важный параметр, который указывает, какой объем электроэнергии он способен выдать. Определить мощность аккумулятора можно с помощью нескольких методов:
- Проверка номинальной емкости аккумулятора. Номинальная емкость указывает, сколько заряда способен сохранить аккумулятор. Чем выше значение номинальной емкости, тем больше энергии может поставить аккумулятор. Номинальная емкость аккумулятора обычно указывается в ампер-часах (Ач).
- Определение рабочего напряжения аккумулятора. Рабочее напряжение аккумулятора зависит от его типа и может быть различным. Наиболее распространенным является аккумулятор с напряжением 12 вольт. Рабочее напряжение аккумулятора необходимо знать для определения его мощности.
- Вычисление мощности аккумулятора. Мощность аккумулятора можно определить, умножив его номинальную емкость на рабочее напряжение. Например, для аккумулятора с номинальной емкостью 80 Ач и рабочим напряжением 12 вольт, мощность будет равна 960 ватт (80 Ач * 12 В).
Учитывая мощность аккумулятора, можно выбрать подходящий аккумулятор для автомобиля, учитывая потребности его электрической системы.
Факторы, влияющие на мощность аккумулятора
Мощность автомобильного аккумулятора зависит от нескольких факторов:
- Емкость: Чем больше емкость аккумулятора, тем больше энергии он может поставить. Емкость измеряется в ампер-часах (Ah) и указывает, сколько ток можно вытянуть из аккумулятора в течение одного часа.
- Напряжение: Напряжение аккумулятора влияет на его мощность. Стандартное напряжение для автомобильного аккумулятора составляет 12 вольт.
- Тип аккумулятора: Различные типы аккумуляторов имеют разную мощность. Например, свинцово-кислотные аккумуляторы обычно имеют более высокую мощность, чем литий-ионные аккумуляторы.
- Степень заряда: Чем полностью заряжен аккумулятор, тем больше мощности он может выдать. Поэтому важно регулярно поддерживать заряд аккумулятора на оптимальном уровне.
- Температура: Температура окружающей среды влияет на мощность аккумулятора. При низких температурах аккумулятор может выдавать меньше мощности, а при высоких температурах может возникнуть перегрев.
Учитывая эти факторы, необходимо выбирать аккумулятор, подходящий к конкретным потребностям автомобиля. Неправильный выбор аккумулятора может привести к проблемам с запуском и недостатку энергии для работы электрооборудования.
Пример мощности аккумулятора 12 вольт
Это лишь примеры, и фактическая мощность аккумулятора может отличаться в зависимости от производителя и других факторов.
Запомните, что регулярный уход за аккумулятором, правильная эксплуатация и выбор подходящего типа аккумулятора помогут обеспечить его максимальную мощность и продолжительность службы.
Какие устройства могут быть подключены к автомобильному аккумулятору?
Автомобильный аккумулятор, работающий на 12 вольт, обеспечивает питание различных устройств в автомобиле. Вот некоторые из них:
- Стартерный двигатель: Аккумулятор обеспечивает электроэнергией стартер, который запускает двигатель автомобиля.
- Фары: Аккумулятор питает передние и задние фары автомобиля.
- Сигнальные лампы: Аккумулятор питает сигнальные лампы, такие как указатели поворота, стоп-сигналы и задние фонари.
- Система зажигания: Аккумулятор обеспечивает электроэнергией систему зажигания автомобиля для запуска двигателя.
- Подогрев сидений: Аккумулятор может питать систему подогрева сидений в автомобиле.
- Аудиосистема: Аккумулятор обеспечивает питание для радио, CD-плеера, навигационной системы и других устройств аудиосистемы.
- Зарядка устройств: Аккумулятор может использоваться для зарядки мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов и других устройств с помощью инвертора постоянного тока.
Важно правильно использовать аккумулятор автомобиля и не подключать к нему устройства, потребляющие слишком много энергии, чтобы не разряжать аккумулятор полностью и не оставить его без заряда для запуска двигателя.
Зависимость мощности аккумулятора от размера и типа автомобиля
Мощность аккумулятора автомобиля напрямую зависит от его размера и типа. Как правило, автомобили могут быть разделены на три основных типа: легковые автомобили, грузовики и мотоциклы.
Легковые автомобили
Для легковых автомобилей, которые обычно используются для преодоления небольших расстояний в городе, мощность аккумулятора обычно составляет от 40 до 80 ампер-часов (А·ч). Это позволяет автомобилю запускаться и обеспечивать энергией различные электрические устройства в течение длительного времени.
Грузовики и коммерческие транспортные средства
Грузовики и коммерческие транспортные средства, которые часто работают под нагрузкой и могут преодолевать большие расстояния, требуют более мощных аккумуляторов. Обычно мощность аккумулятора для грузовиков составляет от 80 до 200 А·ч и может быть больше в зависимости от конкретных требований.
Мотоциклы
Мотоциклы обычно имеют небольшие аккумуляторы с мощностью от 5 до 30 А·ч. Учитывая, что мотоциклы обычно используются для кратких поездок и не потребляют много энергии, такая мощность оказывается достаточной.
Мощность аккумулятора определяется не только его размером и типом транспортного средства, но и другими факторами, такими как погодные условия, количество установленных электрических устройств и интенсивность использования автомобиля. Если у вас возникают сомнения относительно подходящего аккумулятора для вашего автомобиля, всегда лучше обратиться к специалистам, которые смогут помочь выбрать наиболее подходящую опцию.
Как подобрать подходящий аккумулятор для автомобиля?
Аккумулятор является одной из самых важных частей автомобиля, так как он обеспечивает энергией работу всех электрических приборов и систем. В случае, если аккумулятор слаб или неисправен, возникают проблемы с запуском двигателя и работой электронных устройств.
При выборе подходящего аккумулятора для автомобиля необходимо учитывать следующие факторы:
- Тип аккумулятора: существуют два основных типа аккумуляторов — стартерные и накопительные. Стартерные аккумуляторы предназначены для запуска двигателя, а накопительные — для поддержания электроэнергии и питания вспомогательных систем во время работы двигателя.
- Емкость аккумулятора: емкость аккумулятора определяет, сколько энергии он способен хранить. Чем выше емкость, тем дольше аккумулятор сможет поддерживать работу электрических устройств без подзарядки. Емкость измеряется в ампер-часах (Ач).
- Напряжение аккумулятора: для большинства автомобилей используется аккумулятор с напряжением 12 вольт. Однако, для некоторых больших автомобилей или грузовиков может потребоваться аккумулятор с напряжением 24 вольта.
- Размеры и конфигурация: перед покупкой аккумулятора необходимо убедиться, что его размеры и конфигурация соответствуют требованиям автомобиля. Важно учитывать и положение клемм аккумулятора.
- Производитель: выбор аккумулятора от известного и надежного производителя может гарантировать высокое качество и долгий срок службы. Известные бренды таких производителей, как Bosch, Varta, Exide и Yuasa, предлагают широкий выбор аккумуляторов различных характеристик и ценовых категорий.
Также рекомендуется обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля, чтобы узнать точные требования к аккумулятору. В случае замены аккумулятора следует учесть все вышеперечисленные факторы и выбрать аккумулятор, который наиболее подходит для конкретной модели автомобиля.
И наконец, не забудьте установить аккумулятор правильно, соблюдая порядок подключения клемм (+ и -) и обеспечивая надежное крепление в автомобиле.
Аккумулятор, особенности выбора, ч. 3

Итак, прежде чем идти и покупать аккамулятор, необходимо определиться с параметрами, которым он должен соответствовать, чтобы нормально функционировать в сочетании с другим электрооборудованием автомобиля.
Основными параметрами считаются следующие:
• электрическая (номинальная) емкость, А•ч;
• значение пускового тока (тока стартерного разряда при регламентированном напряжении на полюсных выводах в режиме пуска двигателя автомобиля), А;
• размеры корпуса АКБ;
• масса АКБ.
Электрическая емкость
Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать АКБ при длительном режиме разряда или способность аккумулятора давать определенный ток в течение определенного времени.
Так, емкость 60 ампер-час означает, что аккумулятор может давать ток в 1 ампер в течение 60 часов (или в 2 ампера в течение 30 часов и т.д.).
Электрическая емкость батареи определяется либо при 20-часовом разряде, либо в режиме резервной емкости.
Грубо говоря, емкость – это сколько электричества «умещается» в аккумуляторе. Причем размеры (длина-ширина-высота) здесь не так важны, как особенности конструкции и, следовательно, внутренние возможности накапливать энергию.
Вообще-то, то, что пишут на этикетках европейских и отечественных АКБ – есть номинальная электрическая емкость, то есть емкость 20-часового разряда батареи. Именно она регламентируется в большинстве нормативных документов производителей (в Росии – это соответствие ГОСТу 959-91).
Для определения номинальной емкости батарею непрерывно разряжают при температуре 25°C током, равным 0,05 C20 (имеется в виду, 0,05 А от величины номинальной емкости, указанной производителем при 20-часовом режиме разряда). Получается, что для АКБ емкостью 60 А•ч ток разряда составляет 3 А, а для АКБ, емкостью 90 А•ч – 4,5 А. При определении номинальной емкости разряд прекращается, если 12-вольтовая батарея через положенные 20 часов стала длительно выдавать ток с напряжением 10,5 В.
На аккумуляторах американского производства зачастую можно прочитать такую характеристику, как резервная емкость. Между прочим, в Америке это более почитаемый параметр, чем номинальная емкость. Он показывает интервал времени (в минутах), в течение которого аккумулятор способен давать ток 25 А (т.е. в течение какого времени он сможет подменять собой вышедший из строя генератор).
Или же – это запас емкости аккумулятора, измеренный в минутах при разряде током в 25 А для батарей любой емкости при температуре 27°C. К примеру, для АКБ номинальной емкостью 55 А•ч резервная емкость может составлять 85-90 минут. Это значит, что при выходе из строя генератора, автомобиль сможет двигаться еще примерно 1,5 часа за счет энергии АКБ.
Причем, резервная емкость — время (в минутах), в течение которого аккумулятор при токе разрядки в 25 А способен поддерживать напряжение не ниже 10,5 вольт.
По американским понятиям резервная мощность – наиболее важное значение, так как показывает время, за которое можно проехать ночью при минимальной электрической нагрузке автомобиля при неработающем аккумуляторе.
Почему стоит ограничение в 10,5В, думаю, понятно: такое напряжение еще позволяет уверенно пускать двигатель стартером.
Что касается установленного времени, то когда-то был стандарт – 2 часа (считалось, что это необходимое время, чтобы среднестатистический американец смог добраться до ближайшего сервиса). Со временем число сервисов увеличилось настолько, что смысл в 2-часовом ограничении отпал, но остался непреложный принцип: чем больше, тем лучше.
Мощность аккумулятора
Пусковая мощность — величина максимальной выходной мощности, которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд при температуре минус 18 градусов С. Этот показатель характеризует способность аккумулятора запускать холодный двигатель.
Но дело в том, что производитель может подгонять данный параметр под разные стандарты.
Так, российские ТУ и германский DIN – имеют более жесткую спецификацию. Она называется: стартерный режим разряда (короткий разряд).
Согласно ее при температуре электролита –18°С (холодный пуск), и при токе разряда 255 А напряжение на клеммах через 30 секунд после начала испытаний не должно быть менее 9В. Причем, при дальнейшем разряде батареи напряжение имеет право снизиться до 6 В не ранее чем через 150 секунд. Именно такая проверка энергетики гарантирует, что выдержавший ее аккумулятор обеспечит нам не менее трех-пяти полноценных попыток пуска двигателя.
Кстати, пуск – это 10 секунд работы плюс 30 секунд передышки.
Почему за отправную точку взята температура минус 18°С? Да просто в соответствии с товарными маслами за зимнюю температуру пуска бензинового двигателя принимается −20° С, а для дизельных двигателей — до −15-17°C. А посему выходит, что "средняя температура по больнице" равна примерно –18°С. При более низких температурах для дизелей уже предполагается применение средств облегчения пуска (аэрозоль, подогрев топлива, масла, воздуха и т.д.). Подобные же средства облегчения в зимних условиях могут применяться и для пуска бензиновых двигателей.
Другой, более мягкий стандарт – по SAE (США) или EN (Стандарт Евросоюза). Он называется: ток холодной прокрутки.
Специалисты, разрабатывающие этот стандарт, считают, что максимальная нагрузка на аккумулятор приходится именно в первые секунды пуска двигателя, а потом ему становится гораздо легче. Поэтому согласно данной спецификации на холодный запуск требуется нагрузка выше, чем по ТУ и DIN – около 440А. Но уже через 10 секунд такой нагрузки напряжение на клеммах не должно «просесть» ниже 7,5В, а через 30 секунд – ниже 7,2В (в предыдущих было – 9В).
Требование то же – аккумулятор в мороз должен выдержать не менее 3-х пусков (по 10 секунд работы с 30-секундными паузами).
В общем, мощность аккумулятора, характеризуемая временем стартерного разряда, показывает, как долго она сможет обеспечивать попытки запуска двигателя. Поэтому понятно, что чем больше емкость АКБ, тем больше в запасе у автовладельца попыток запустить двигатель. Но здесь есть и свои подводные камни.