Как понять, что ваш ремень ГРМ требует замены
Обрыв ремня ГРМ на двигателе автомобиля, – пожалуй, худшее, что может случится с ещё не выработавшим свой ресурс мотором. Как правило, такая поломка приводит к серьёзному и крайне дорогостоящему ремонту, а то и к полной замене движка на «контрактный». Экономить на своевременной замене простейшей детали не стоит. Рассказываем о признаках, по которым можно понять, что эту операцию необходимо выполнить как можно скорее.
Сколько служит ремень ГРМ
На большей части современных машин в приводе газораспределительного механизма применяется не металлическая цепь, а зубчатый ремень. Он обладает прекрасной эластичностью и отменной прочностью (по этому показателю превосходит сталь), к тому же работает он намного тише металлической цепи. Но есть у этого компонента и серьёзный недостаток – ремень подвержен старению и механическому износу. А значит, менять его нужно относительно часто. Ремень ГРМ – такой же расходник, как, к примеру, тормозные диски и колодки.
При обрыве ремня ГРМ клапаны газораспределительного механизма встречаются с поршнями на всех современных машинах, за исключением ряда моторов «АвтоВАЗа». Своевременная замена – единственный шанс избежать фатальных последствий.
Замена ремня ГРМ осуществляется с определённой периодичностью, которую указывает в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации производитель автомобиля. Даже самые качественные ремни лучших брендов беспроблемно могут эксплуатироваться не более 100–120 тыс. км. На популярных в России автомобилях Renault, к примеру, менять ремень следует каждые 60 либо 90 тыс. км пробега или один раз в четыре года. Пренебрегать рекомендацией не стоит. Деталь может потребовать замены даже раньше. Очень важно не упустить этот момент.
Визуальные признаки
Контроль состояния ремня ГРМ обычно в перечень регламентных сервисных работ. Как правило, автопроизводители рекомендуют визуально контролировать состояние детали примерно в середине её жизненного цикла. К примеру, если ваш ремень положено сменить через 60 тыс. км пробега, проконтролировать его состояние следует на пробеге в 30 тыс. или спустя два года после установки.
Заметить, что ремню уже плохо, можно по внешним признакам. Однако, чтобы добраться до ремня и оценить его состояние, скорее всего, придётся воспользоваться инструментом. На современных моторах деталь скрыта от посторонних глаз всевозможными защитами и кожухами – их придётся демонтировать.
Обнаруженные на ремне трещины, расслоения и потёртости – стопроцентный повод сменить ремень. Их наличие – признак того, что остаточный ресурс близок к нулевому. Возраст и пробег в этом случае – не главное. Возможно, вам попался контрафактный товар или что-то пошло не по плану.
Важно осмотреть не только внешнюю, но и внутреннюю, зубчатую поверхность ремня: зубцы могут начать отрываться от основания или сильно изнашиваться. Это чревато проскоком ремня и рассинхронизацией системы ГРМ. Клапаны с поршнями могут в этом случае не повстречаться, а вот мощность мотора точно упадёт. Возможность нормального запуска двигателя также окажется под вопросом.
Течи под кожухами
Особо пристальное внимание нужно обратить на всевозможные течи в непосредственной близости от ремня ГРМ. Он всегда должен содержаться в чистоте и сухости. В принципе не важно, что именно и откуда течёт, главное другое – на ремень это ни в коем случае попадать не должно.
Подтекать, напомним, может помпа системы охлаждения, которая на многих движках приводится в действие всё тем же ремнём ГРМ. Другим источником загрязнения может быть изношенный сальник коленчатого вала или негерметичные заглушки распредвалов. Масло для ремня особенно опасно – оно не просто провоцирует проскок зубьев ремня, но и быстро разрушает материалы, из которых он сделан. Словом, увидели течь – срочно устраняйте её, а затем, не откладывая, меняйте весь комплект ГРМ на новый.
Странные звуки со стороны ремня ГРМ
Всевозможные тикающие, щёлкающие, шаркающие звуки, возникающие при работе мотора со стороны ремня ГРМ, – веский повод для визуального осмотра. «Уставшая» деталь может начать разлохмачиваться и задевать по блоку цилиндров или защитным кожухам. Чем выше обороты двигателя, тем чаще раздаётся звук. Разрушиться может не только сам ремень, но и натяжной ролик либо помпа. Во всех перечисленных случаях вероятно заклинивание с последующим обрывом ремня.
Важно понять, откуда исходят неприятные звуки. Их источником могут быть не только компоненты системы ГРМ, но и детали навесного оборудования – генератор, компрессор кондиционера, натяжные ролики. На некоторых моделях автомобилей это, как ни странно, также чревато обрывом ремня ГРМ: при обрыве ремня навесного оборудования его ошмётки затягивает под ремень газораспределительного механизма. За этим следует перескок ремня и капитальный ремонт мотора.
Ремень ГРМ после покупки машины на вторичке
Покупая подержанный автомобиль с ременным двигателем, вы должны быть морально и финансово готовы к замене комплекта ГРМ вне зависимости от пробега и возраста. Прежние хозяева в большинстве случаев корректируют одометр – определить, сколько на самом деле отработал ремешок, вы просто не сможете. Понять это по визуальному осмотру крайне затруднительно: даже после 60 000 км пробега на качественных ремнях сохраняются маркировки и установочные метки, при этом прочность и надёжность изделия сильно снижается. Не стоит забывать и о том, что прежний хозяин мог сэкономить и поставить самый дешёвый или контрафактный ремень – никаких гарантий долгой и счастливой работы важнейшего компонента вы не получите. В России ни одна запись в сервисной книге не гарантирует, что ремень ГРМ вообще менялся, тем более вовремя.
Ремень ГРМ: понятие, необходимость, возможные последствия обрывы
Без газораспределительного механизма невозможна корректная работа ДВС. Именно он обеспечивает четкость движения впускных и выпускных клапанов, что позволяет своевременно подавать топливовоздушную смесь в цилиндры, отводить отработанные газы. Усилие, необходимое для приведения в движение клапанов, передает ремень ГРМ, от состояния которого зависит, насколько корректна и безопасна эксплуатация авто. Почему эта деталь так важна? Какие именно функции она выполняет? Как часто менять ремень ГРМ?
Что такое ремень ГРМ?
Для начала, нужно определить, что такое ремень ГРМ.
Ремень ГРМ представляет собой ленту, замкнутую в кольцо, изготовленную из прочного полимера или эластомера, на поверхности которой предусмотрены зацепы, обеспечивающие максимальную плотность контакта, препятствующие случайному слету с посадочной шестерни.
Увидеть, где ремень ГРМ, можно, взглянув на коленчатый и распределительный валы. Именно там он и находится, обеспечивая стабильную и надежную механическую связь между вращающимися деталями.
Устройство и принцип работы ремня ГРМ
Итак, конструктивно эта деталь достаточно проста – кольцо из полимерного материала с выраженными зубцами-зацепами. Гораздо важнее, что делает ремень ГРМ. Правильно сказать, что он обеспечивает передачу механического усилия с шестеренки, закрепленной на коленчатом валу, на шестеренку распредвала, либо общую шестерню, что характерно для ДВС, укомплектованных парой валов.
Благодаря стабильному, точному вращению детали, закрытие и открытие выпускных клапанов происходит с интервалами, необходимыми для корректного функционирования мотора. Даже небольшой сбой может привести к существенной потере мощности и даже более негативным последствиям, вплоть до необходимости капитального ремонта ДВС, критического повреждения, серьезных деформаций поршней, клапанов.
Обязательно нужно отметить, чем отличаются ремни ГРМ. Представлены они тремя основными классами:
- Зубчатые.
- Клиновые.
- Поликлиновые.
Наиболее популярными являются изделия первой категории, они прочны, характеризуются высокой прочностью зацепа, что важно для полноценной передачи крутящего момента.
Классифицировать элементы также можно по внутреннему посадочному диаметру, ширине. Если показатели не соответствуют характеристикам ДВС, габаритам шестеренок, установка окажется невозможной, либо натяжение окажется чересчур сильным, слабым, что негативно скажется на работе двигателя.
Когда менять ремень ГРМ?
Ременной привод легче, работает гораздо тише цепного, снижает общую нагрузку на мотор, однако, не обладает столь внушительным запасом прочности и эксплуатационным ресурсом. Со временем резина изнашивается, растягивается, на ней появляются микротрещины, способные привести к разрыву, зубцы стачиваются, снижается прочность прилегания. Все это очень опасно, так что водителю нужно знать, когда менять ремень ГРМ, делать это своевременно и грамотно, ошибки чреваты поломкой мотора.
Заявленный производителем срок
На каком пробеге менять ремень ГРМ – зависит от рекомендаций автоконцерна или фирмы-изготовителя конкретной детали, если дело касается не оригинала, а аналога. Трудно сразу сказать, через сколько менять ремень ГРМ, некоторые из них выдерживают даже 120 тысяч километров пробега или 10 лет эксплуатации, другие – только 60 тысяч или 5 лет. Более точные сведения можно найти в инструкции к конкретной технике, например, Toyota, Volkswagen и Nissan обозначают ресурс в 95 тысяч километров, Hyundai – в 75, Audi и Renault – в 120, Daewoo – в 115, а Ford – в 160.
Признаки необходимости замены ремня ГРМ
Пробег – это не самый надежный показатель, по которому удается понять, нужно ли менять ремень ГРМ. Его реальное состояние позволяют установить некоторые признаки износа, старения и, следовательно, острой необходимости в установке новой детали. Итак, как понять, что нужно менять ремень ГРМ:
На каком пробеге менять грм
Если вы хотите узнать, на каком пробеге следует менять грм (газораспределительный механизм), то вам необходимо учитывать рекомендации производителя автомобиля и состояние компонентов системы.
Практически все автопроизводители рекомендуют замену грм в срок от 60 до 150 тысяч километров пробега, однако точный интервал зависит от многих факторов, включая условия эксплуатации автомобиля и качество деталей.
Если вы замечаете нарушения в работе двигателя, такие как появление стуков или необычных звуков, то это может быть признаком необходимости замены грм. Некоторые признаки износа грм могут включать в себя рывки двигателя или неравномерную работу двигателя на холостом ходу.
В любом случае, следует следить за состоянием грм и проводить регулярные проверки и техническое обслуживание автомобиля, чтобы предотвратить серьезные повреждения двигателя и дорогостоящий ремонт.
Что такое ГРМ и как он работает
ГРМ (газораспределительный механизм) – это важный компонент двигателя внутреннего сгорания, который отвечает за синхронизацию работы клапанов и поршней в двигателе. ГРМ состоит из ремня привода ГРМ (или цепи), зубчатых шестерен, роликов и натяжителей.
Ремень привода ГРМ (или цепь) связывает коленчатый вал с валом распределительного механизма, который управляет открытием и закрытием клапанов в двигателе. Когда двигатель работает, ГРМ обеспечивает точную синхронизацию работы поршней и клапанов, что позволяет избежать их столкновения.
Ролики и натяжители в ГРМ служат для поддержания нужного натяжения ремня (или цепи) и предотвращения его провисания или скачков в процессе работы двигателя.
Правильная работа ГРМ является необходимым условием для надежности и эффективности двигателя. Если ГРМ не работает правильно или изношен, это может привести к серьезным поломкам двигателя, которые могут быть дорогостоящими для ремонта. Поэтому рекомендуется проводить регулярное техническое обслуживание и замену ГРМ в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.
Почему важно своевременно менять ГРМ
Своевременная замена газораспределительного механизма (ГРМ) является важным условием надежной и безопасной эксплуатации автомобиля. Признаки износа ГРМ могут быть неочевидными, но если не заменить его вовремя, это может привести к серьезным повреждениям двигателя, которые могут быть дорогостоящими для ремонта.
Если ГРМ не работает правильно, это может привести к несинхронизации работы клапанов и поршней в двигателе, что может привести к их столкновению. В результате могут возникнуть серьезные повреждения двигателя, такие как разрыв ремня (или цепи) ГРМ, повреждение клапанов и поршней, а также других компонентов двигателя.
Кроме того, неправильная работа ГРМ может привести к увеличению расхода топлива и снижению мощности двигателя. Если ГРМ не заменить вовремя, это может привести к поломке двигателя и вынудить вас потратить большие деньги на ремонт.
Поэтому рекомендуется следить за состоянием ГРМ и заменять его в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. Проводите регулярное техническое обслуживание своего автомобиля и не откладывайте замену ГРМ на долгий ящик. Это позволит вам сохранить надежность и безопасность вашего автомобиля, а также избежать дорогостоящих ремонтов в будущем.
Как определить состояние ГРМ
Определить состояние газораспределительного механизма (ГРМ) можно с помощью визуального осмотра и проведения диагностики.
Визуальный осмотр ГРМ включает в себя проверку состояния ремня (или цепи) ГРМ, зубчатых шестерен, роликов и натяжителей. Если ремень (или цепь) ГРМ выглядит изношенным, растрепанным или порванным, или зубчатые шестерни, ролики и натяжители выглядят поврежденными, это может свидетельствовать о необходимости их замены.
Проведение диагностики ГРМ включает в себя использование специального оборудования для определения частоты вращения коленчатого вала и вала распределительного механизма. Если эти частоты не синхронизированы, то это может свидетельствовать о неисправности ГРМ.
Кроме того, следует обратить внимание на звук, который издает двигатель при работе. Если двигатель издает необычные звуки, например, скрежет или стук, это также может свидетельствовать о неисправности ГРМ.
Если вы заметили какие-либо признаки износа или неисправности ГРМ, необходимо немедленно обратиться к квалифицированному механику для проведения диагностики и замены ГРМ. Своевременная замена ГРМ поможет избежать серьезных поломок двигателя и сохранить его надежность и безопасность.
Какой пробег рекомендуется для замены ГРМ
Производители автомобилей рекомендуют замену газораспределительного механизма (ГРМ) через определенный пробег или время эксплуатации. Рекомендуемый интервал замены может различаться в зависимости от марки и модели автомобиля, а также от типа двигателя.
В среднем, рекомендуется заменять ГРМ каждые 60 000-100 000 километров пробега или каждые 4-5 лет, в зависимости от того, что наступит раньше. Если вы используете свой автомобиль в условиях высокой нагрузки, например, для перевозки грузов или для езды по горным дорогам, рекомендуется сократить интервал замены до 40 000-60 000 километров.
Однако следует понимать, что рекомендации производителя – это всего лишь рекомендации, и многие факторы могут повлиять на износ ГРМ. Например, плохое качество топлива, пыльные условия эксплуатации или неправильное использование автомобиля могут ускорить износ ГРМ.
Поэтому, чтобы избежать серьезных проблем с двигателем, рекомендуется следить за состоянием ГРМ и проводить его замену раньше рекомендованного интервала, если вы заметили какие-либо признаки износа. Лучше перебдеть, чем недобдеть, когда речь идет о сохранности вашего автомобиля и вашей безопасности.
Как выбрать качественный ГРМ
При выборе газораспределительного механизма (ГРМ) для вашего автомобиля следует обращать внимание на несколько важных факторов, которые помогут выбрать качественный продукт:
- Бренд и производительность: выбирайте продукцию известных и надежных производителей. Обратите внимание на отзывы других владельцев автомобилей и мнения специалистов.
- Материалы: качественный ГРМ должен быть изготовлен из высококачественных материалов, которые обеспечивают долговечность и стабильную работу. Например, зубчатый ремень может быть выполнен из резины, стекловолокна или арамидных волокон.
- Комплектность: убедитесь, что ГРМ поставляется в полном комплекте, включая зубчатый ремень, натяжной ролик, направляющую ролик и прочие детали. Некоторые производители могут предлагать различные варианты комплектации, которые могут отличаться по стоимости и функциональности.
- Гарантия: проверьте наличие гарантии от производителя или продавца. Это поможет защитить вас в случае обнаружения дефектов или неисправностей в ГРМ.
- Стоимость: выбирайте ГРМ средней ценовой категории. Слишком дешевые продукты могут быть низкого качества, а слишком дорогие – не всегда оправдывают свою стоимость.
В целом, выбирая газораспределительный механизм для своего автомобиля, стоит обратиться к специалистам или проверенным поставщикам запчастей. Это поможет избежать ошибок при выборе и обеспечит безопасность и надежность вашего автомобиля.
Какая роль имеет состояние натяжителя ГРМ в его сроке службы
Натяжитель газораспределительного механизма (ГРМ) является одной из ключевых деталей, от которой зависит надежность и долговечность работы ГРМ. Натяжитель отвечает за поддержание правильной тяги зубчатого ремня, который передает движение от коленчатого вала к распределительному валу. Если натяжитель неисправен или изношен, то это может привести к плохой работе ГРМ, повреждению ремня, а в некоторых случаях, даже к поломке двигателя.
Состояние натяжителя ГРМ необходимо регулярно проверять и следить за его износом. Если натяжитель работает неисправно или изношен, то его необходимо заменить вместе с другими комплектующими ГРМ. Поэтому, при замене ГРМ обязательно следует проверить состояние натяжителя и заменить его при необходимости. Это позволит увеличить срок службы ГРМ и обеспечить более надежную и безопасную эксплуатацию автомобиля.
Какие виды ГРМ бывают и какой выбрать для вашего автомобиля
Существует несколько типов газораспределительных механизмов (ГРМ), которые могут быть установлены на автомобиль в зависимости от модели и марки. Различия могут касаться материала и конструкции зубчатого ремня, роликов натяжителя и распределительного вала.
Важно учитывать, что при выборе ГРМ необходимо ориентироваться на требования производителя автомобиля, которые указаны в технических характеристиках. Неправильный выбор ГРМ может привести к плохой работе двигателя или его поломке.
Одним из распространенных типов ГРМ является приводной ремень, который обычно изготавливается из резины с добавлением стекловолокна или арамидных волокон для повышения прочности и устойчивости к износу. Другой тип ГРМ – цепь, которая является более долговечной и надежной, но также может быть более дорогой в замене.
При выборе ГРМ также важно обратить внимание на качество комплектующих, таких как натяжитель, ролики и маслосъемные колпачки. Лучше выбирать качественные детали от проверенных производителей, чтобы обеспечить более надежную и безопасную эксплуатацию автомобиля.
В любом случае, для правильного выбора ГРМ лучше обратиться к квалифицированным специалистам, которые помогут определить подходящий тип и бренд для вашего автомобиля.
Как заменить ГРМ самостоятельно
Замена газораспределительного механизма (ГРМ) может быть достаточно сложной и требовательной к точности процедурой. Если у вас есть опыт работы с автомобилями и необходимый инструмент, вы можете попробовать заменить ГРМ самостоятельно, следуя нижеприведенным шагам:
- Подготовьте все необходимые инструменты и запчасти. Вам понадобится новый ГРМ комплект, калибратор, ключи, отвертки и другие инструменты.
- Отсоедините аккумуляторную батарею.
- Снимите все элементы, которые мешают доступу к ГРМ, такие как радиатор, насосы, воздушный фильтр и т.д.
- Отсоедините ремень ГРМ от механизма.
- Снимите натяжитель, ролик и распределительный вал.
- Установите новый натяжитель и ролик.
- Установите новый ГРМ, следуя инструкциям производителя.
- Проверьте правильность установки ГРМ с помощью калибратора.
- Соберите все элементы, которые были сняты в процессе замены.
- Проверьте работу двигателя, убедившись, что ГРМ работает правильно.
Важно помнить, что неправильная установка ГРМ может привести к серьезным проблемам с двигателем и даже его поломке. Поэтому, если у вас нет достаточного опыта, лучше обратиться к квалифицированному специалисту.
Какие последствия могут возникнуть в случае поломки ГРМ
Поломка газораспределительного механизма (ГРМ) может привести к серьезным последствиям для двигателя автомобиля. Некоторые из возможных последствий включают:
- Потеря мощности двигателя. Если ГРМ не функционирует должным образом, это может привести к снижению мощности двигателя, так как распределение газов в цилиндрах становится несбалансированным.
- Повреждение клапанов. В случае, если ГРМ поломается во время движения, то вероятность столкновения клапанов и поршня увеличивается, что может привести к повреждению клапанов и кузова цилиндра.
- Серьезные повреждения двигателя. Если ГРМ поломается и не будет заменен вовремя, это может привести к поломке двигателя. Например, если распределительный вал не будет крутиться синхронно с поршнями, то это может привести к серьезным повреждениям поршней, шатунов и даже блока цилиндров.
- Затраты на ремонт. Замена поврежденного ГРМ может быть дорогой процедурой, особенно если повреждены другие части двигателя.
В целом, поломка ГРМ является серьезной проблемой, которую нужно устранять сразу же. Регулярная проверка и замена ГРМ в соответствии с рекомендациями производителя может помочь избежать этих проблем и продлить срок службы двигателя автомобиля.
Как правильно обслуживать систему ГРМ для продления срока службы ГРМ
Регулярное обслуживание системы газораспределительного механизма (ГРМ) очень важно для продления срока ее службы. Вот несколько советов по правильному обслуживанию системы ГРМ:
- Регулярно проверяйте состояние ГРМ. Рекомендуется проверять состояние ГРМ каждые 30 тысяч километров пробега автомобиля, чтобы убедиться, что все компоненты находятся в исправном состоянии и не нуждаются в замене.
- Заменяйте ГРМ в соответствии с рекомендациями производителя. Обычно производитель указывает рекомендуемый интервал замены ГРМ, который зависит от модели автомобиля и его условий эксплуатации. Важно следовать этим рекомендациям, чтобы избежать поломки ГРМ и других проблем с двигателем.
- Проверяйте состояние натяжителя ГРМ. Натяжитель ГРМ играет важную роль в правильной работе системы. Необходимо регулярно проверять его состояние и заменять при необходимости.
- Используйте только качественные компоненты. При замене ГРМ и других компонентов системы рекомендуется использовать только оригинальные запчасти или аналоги высокого качества. Это поможет избежать поломок и продлит срок службы системы ГРМ.
- Держите двигатель в чистоте. Грязь и пыль могут накапливаться на ГРМ и других компонентах двигателя, что может повредить их и сократить срок службы. Регулярная чистка двигателя поможет избежать этой проблемы.
Следуя этим советам и рекомендациям производителя, вы можете продлить срок службы системы ГРМ и избежать ненужных поломок.
Цепь или ремень ГРМ: в чем разница и что надежнее
Автомобили с цепным и ременным приводом сейчас встречаются одинаково часто, но некоторым людям все еще принципиально, чтобы в их авто стоял именно ремень. Или цепь.
В статье про устройство газораспределительного механизма мы уже писали, что привод, который вращает распредвалы, может быть ременным или цепным. Вроде логично: ремень дешевле и проще обслуживать, зато цепь надежнее и долговечнее. Но не все так очевидно. Чтобы разобраться, расскажем про особенности ременного и цепного приводов и выясним, в чем их различия.
Как устроен ременный привод ГРМ
Ремень ГРМ — замкнутый, с зубьями. Он передает вращение от коленвала на распредвал. Он довольно жесткий, потому что у современных ремней ГРМ внутри стекловолокно, а снаружи — слой резины. На внутренней части — зубья из нейлона, которые должны совпадать с зубьями шестерен валов.
Ремни ГРМ могут различаться материалом, из которого они сделаны, и формой зубьев. Поэтому это такая же деталь с индивидуальным каталожным номером, как и остальные запчасти автомобиля.
Ремень установлен за пределами корпуса двигателя, надет на шестерни коленвала и распредвалов и позволяет им двигаться синхронно. Кроме валов ремень может приводить в движение насос системы охлаждения двигателя — помпу.
Ремень ГРМ и шестерни валов постоянно и плотно контактируют. Если ремень прилегает слабо, то зубья проскакивают и нарушают фазы газораспределения. Но и в слишком сильном натяжении ремня тоже нет ничего хорошего: так он быстрее изнашивается, а еще может повредить шестерни.
Чтобы ремень был постоянно натянут, в приводе установлен натяжной ролик. Сам ролик гладкий и может быть металлическим или пластиковым. Он упирается во внешнюю часть ремня и вращается от его движения.
Чтобы ролик прижимал ремень с нужной силой, к нему подводят натяжное устройство, или натяжитель. Он бывает ручным и автоматическим: очевидно, что у современных авто чаще установлен второй вариант. Автоматические натяжители бывают двух видов:
- С пружиной. Степень ее сжатия выставили на заводе, руками ничего настраивать не нужно.
- С гидравлическим механизмом — чаще масляным. Такие могут следить за натяжением ремня с помощью электронных датчиков и регулировать степень натяжения.
Чтобы ремень мог правильно изгибаться и менять направление, в механизме привода есть еще один ролик — обводной. Он свободно вращается на подшипнике и отвечает за три очень важных момента:
- Устраняет вибрацию на длинных отрезках ремня.
- Не дает ремню соскользнуть с натяжного ролика.
- Снижает шум от работы привода.
Обычно в механизме один обводной ролик, реже — два. В небольших современных двигателях их может не быть совсем.
Автомобили с ременным приводом
Ремень и цепь в газораспределительном механизме автомобиля появились примерно в одно время и сейчас распространены одинаково широко. Ременный привод ГРМ можно встретить в автомобилях разных ценовых категорий и классов. Вот примеры авто с ремнем ГРМ:
- Малолитражки всех возрастов: б/у Дэу Матиз, Пежо 208 2012—2016 годов, Шкода Фабия первого и второго поколения с двигателем 1,4 л, Киа Пиканто 2020—2021 годов.
- Субкомпактные автомобили, то есть B-класс: любой Рено Логан и множество машин на его базе, Фольксваген Поло Седан и Шкода Рапид с двигателем ЕА211, Киа Рио первого и второго поколения.
- Компактные автомобили, то есть С-класс: Ситроен C4 с двигателем EC5 или VW Golf 6 с двигателем BSE 1,6 л.
- Старые авто бизнес-класса: например, БМВ третьей серии с двигателем М40.
- Старые внедорожники: Тойота Ленд Крузер до 2007 года, Мицубиси Паджеро третьего и четвертого поколения, Лендровер продолжает ставить в модели Дискавери и Спорт дизельные двигатели 3,0 л с ременным ГРМ.
Особенности эксплуатации ремня ГРМ
Ресурс ремня ГРМ обычно определяет производитель авто и пишет рекомендации в регламенте техобслуживания. Поэтому для разных марок и моделей машин сроки службы и замены ремня могут быть разные. Хотя и существует усредненный пробег в 50—60 тысяч километров, после которого советуют поменять ремень ГРМ или хотя бы проверять его состояние.
С другой стороны, у некоторых концернов пробег до замены ремня по регламенту доходит до 120—150 тысяч километров. Есть модели, у которых ресурс ремня ГРМ вообще сопоставим с качественной цепью.
Кроме рекомендованных сроков замены у ремня ГРМ есть собственный срок годности — пять-шесть лет. Дату производства указывают на самом ремне или на роликах, если ремень купили сразу в сборке.
Рабочая температура ремня ГРМ колеблется от довольно низкой до очень высокой. Зимой двигатель могут запускать и в −40 °С, а летом ремень может нагреться до +100 °С из-за трения и общей температуры под капотом.
Воздействие дорожной пыли и реагентов. Ремень ГРМ всегда снаружи корпуса ДВС. И может быть открытым, а может быть спрятан внутри пластикового кожуха. В любом случае важно при каждом ТО следить, чтобы на ремне не было посторонних технических жидкостей, особенно масла: во-первых, из-за него могут проскочить зубья, а во-вторых, ремень может вовсе оборваться, потому что масло размягчает резину.
Есть исключение, причем сразу по двум параметрам: у двигателя Ford Ecoboost 1.0 ремень ГРМ в корпусе ДВС и работает в масляной ванне.
Как диагностируют неисправности ременного ГРМ
Иногда состояние ремня ГРМ можно оценить визуально: в некоторых авто он или закрыт кожухом, который несложно снять, или вообще ничем не закрыт. Но встречаются и такие модели, у которых придется разобрать пол-автомобиля, чтобы добраться до ременного привода.
Если есть возможность самостоятельно проверить, как там ремень ГРМ, вот на что нужно обратить внимание:
- Видимые трещины на поверхности ремня — значит, он очень старый, а может, его серьезно перегрели или переохладили.
- Края потерлись, из них торчат нитки — неправильно установили ремень или сместились ролики.
- Зубья ремня сточились или срезались — возможно, его натянули слишком слабо, сместились шестерни валов или заклинило помпу.
- Масляные пятна на поверхности ремня — это могут быть следы протечки масла или антифриза.
- Ремень провисает в районе распредвалов — вероятно, натяжитель износился или неисправен.
- Рабочая поверхность ремня блестит. Резина полимеризуется и дубеет от старости, а при постоянном трении о шестерни эта поверхность полируется и становится похожей на стекло. Возрастает вероятность, что ремень порвется.
Если самостоятельно добраться до ремня не получается, вот какие признаки могут намекать на его скорую замену:
- двигатель начал работать нестабильно, периодически без причины падает мощность;
- двигатель вибрирует во время работы;
- из-под капота появился посторонний шум — шуршание, щелканье;
- выхлопные газы потемнели.
Посторонний шум из-под капота и вибрация двигателя не всегда связаны с износом ремня. Иногда причиной могут быть старые или поврежденные натяжные ролики. Если не менять их вовремя, ролики могут заклинить и оборвать ремень ГРМ. Когда неисправен сам натяжитель, даже совсем новый ремень провиснет и его зубья начнут проскакивать.
Кроме натяжных роликов свистеть может помпа насоса охлаждения. Если шестерню насоса установили неправильно или износился подшипник, ремень ГРМ начинает стираться неравномерно. Из-за критического износа или разрушения подшипника помпу может заклинить — тогда ремень, скорее всего, оборвется.
Любой из этих признаков — повод поменять ремень ГРМ: есть риск, что он оборвется или ослабнет. Когда это происходит, распредвал или распредвалы останавливаются и часть клапанов замирает в открытом положении. Коленвал продолжает перемещать поршни в цилиндрах и сталкивает их с открытыми клапанами. Клапаны могут погнуться или сломаться — несколько или все сразу. А могут сломаться сами поршни, тогда стоимость ремонта двигателя резко возрастет.
Не у всех автомобилей обрыв ремня приводит к загибу клапанов: у двигателей с одним распредвалом и восемью клапанами поршень обычно не доходит до клапанов даже в самом верхнем положении. Но бывают исключения: на 8-клапанном двигателе Лады Ларгус проблема все равно остается.
Еще одно исключение — двухвальный 16-клапанный двигатель G16B 1.6 на Сузуки Гранд Витару: если ремень оборвется, клапаны не загнутся.
Сколько стоит заменить ремень ГРМ
Обычно меняют весь привод целиком, а не только ремень: оба ролика, натяжитель и часто — помпу насоса системы охлаждения. Это должно быть прописано в рекомендациях изготовителя автомобиля. Комплекты для замены для одного и того же автомобиля могут состоять из разного количества компонентов и стоить по-разному. Можно выбрать только ремень и ролики, можно купить комплект сразу с помпой.
Отдельно ремни тоже продаются, но износу подвержены все детали механизма. Поэтому важно помнить: поменять только ремень недостаточно — стоит купить и все остальные расходники привода ГРМ.
Комплект ремня ГРМ с роликами обойдется минимум в 5000 ₽, с помпой — минимум в 10 000 ₽. Цены на отдельный ремень начинаются от 500 ₽ и могут доходить до нескольких тысяч. Зависит это как от марки авто, так и от производителя. Например, Bosсh выпускает ремни и для ВАЗов, и для иномарок, а варианты за 700 ₽ можно подобрать и на Ауди.
Ремень ГРМ вместе с роликами могут поменять за 3000—4000 ₽, а могут и за 20 000—30 000 ₽. Все зависит от марки и модели машины, а еще от того, нужно ли менять помпу.
Стоимость комплектов ремня ГРМ на Ладу Гранту
Бюджетный вариант | Цена | Более дорогой вариант | Цена | |
---|---|---|---|---|
Ремень ГРМ отдельно | Gallant 600 | 700 ₽ | Lada | 4000 ₽ |
Ремень и ролики | Bautler | 3000 ₽ | Gates | 8000 ₽ |
Ремень, ролики и помпа насоса | LYNXauto | 7000 ₽ | Gates | 12 000 ₽ |
Стоимость комплектов ремня ГРМ на Ладу Гранту
Ремень ГРМ отдельно | |
Бюджетный вариант | Gallant 600 |
Цена | 700 ₽ |
Более дорогой вариант | Lada |
Цена | 4000 ₽ |
Ремень и ролики | |
Бюджетный вариант | Bautler |
Цена | 3000 ₽ |
Более дорогой вариант | Gates |
Цена | 8000 ₽ |
Ремень, ролики и помпа насоса | |
Бюджетный вариант | LYNXauto |
Цена | 7000 ₽ |
Более дорогой вариант | Gates |
Цена | 12 000 ₽ |
Стоимость комплектов ремня ГРМ на Лендровер Фрилендер 2,2 л, дизель
Бюджетный вариант | Цена | Более дорогой вариант | Цена | |
---|---|---|---|---|
Ремень ГРМ отдельно | Dayco | 4000 ₽ | Swag | 11 000 ₽ |
Ремень и ролики | Dayco | 12 000 ₽ | Bosch | 25 000 ₽ |
Ремень, ролики и помпа насоса | Dayco | 22 000 ₽ | Оригинал | 60 000 ₽ |
Стоимость комплектов ремня ГРМ на Лендровер Фрилендер 2,2 л, дизель
Ремень ГРМ отдельно | |
Бюджетный вариант | Dayco |
Цена | 4000 ₽ |
Более дорогой вариант | Swag |
Цена | 11 000 ₽ |
Ремень и ролики | |
Бюджетный вариант | Dayco |
Цена | 12 000 ₽ |
Более дорогой вариант | Bosch |
Цена | 25 000 ₽ |
Ремень, ролики и помпа насоса | |
Бюджетный вариант | Dayco |
Цена | 22 000 ₽ |
Более дорогой вариант | Оригинал |
Цена | 60 000 ₽ |
Как устроен цепной привод ГРМ
Вместо ремня распредвал и коленвал может приводить в движение цепь. Цепной привод ГРМ устанавливали в самых первых ДВС с верхневальной компоновкой. Цепи были двух- или трехрядными, они реально отрабатывали весь ресурс двигателя. Когда обрывался один ряд цепи, оставшиеся продолжали приводить валы в движение.
В двигателях современных автомобилей используют пластинчатые или пластинчато-роликовые цепи. Последние делают однорядными, намного реже — двухрядными.
У цепи, как и у любой другой запчасти, есть уникальный каталожный номер, поэтому она не может быть универсальной для разных моделей авто.
Цепь устанавливают внутри корпуса двигателя и закрывают защитной крышкой вместе с шестернями валов. Натяжение цепи контролирует натяжитель, который может быть механическим или автоматическим, — в случае с цепью это исключительно гидравлический механизм.
Механический натяжитель нужно периодически регулировать, иначе цепь начнет провисать. У автоматического натяжителя есть плунжерный шток — полый цилиндр с мини-поршнем внутри, который под давлением масла выдвигается и давит на натяжитель цепи. Чем сильнее растягивается цепь, тем больше выдвигается шток — так натяжение остается постоянным.
Чтобы убрать колебание цепи во время работы, в цепном приводе ГРМ установлен успокоитель — пластмассовая накладка, которая прилегает к цепи и гасит вибрацию. В зависимости от длины цепи в приводе может быть до трех успокоителей.
Кроме распредвала и коленвала цепной привод обычно у масляного насоса. Причем, в отличие от ременного привода, насос приводит в движение отдельная короткая цепь, а не основная. У некоторых двигателей, например у V6 и V8 на Ауди, в конструкции три цепи: отдельно на привод ГРМ, на распредвалы и на масляный насос.