Ретардер на грузовике что это
Перейти к содержимому

Ретардер на грузовике что это

  • автор:

Тормоз-замедлитель, Ретардер, Интардер, Турбо-ретандер, Горный тормоз и Jake Brake. Все что нужно знать о необычных тормозах.

Недавно мне попалась статья о новых сверхтяжелых тягачах Mercedes-Benz, способных тянуть за собой до 250 тонн. Но заинтересовало меня не грузоподьемность, а конкретно некоторые технические решения, а именно — "Турбо-ретардер". Но прежде чем начинать разбираться в "Турбо-ретардере", следовала узнать что такое просто "ретардер", и с чем его едят. По мере изучения предмета, я наткнулся на огромное колличество интересных технических решений. Интересно? Погнали.

Начать конечно следует с википедии.

Тормоз-замедлитель, ретардер (англ. retarder), — устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы. Из большого количества схем чаще всего применяются электромагнитная и гидравлическая. Преимущество гидравлического тормоза-замедлителя в стабильности тормозного усилия по мере повышения температуры, в то время как электродинамический ретардер способен выдавать большее тормозное усилие.

К слову, в англоязычном разделе вики статья на эту тему в 10 раза больше, чем в русском:

Теперь более подробный разбор.

По месту расположения ретардеры разделяют на первичные (перед коробкой передач) и вторичные (за ней). Недостаток первичных в том, что при переключении передач происходит прерывание тормозного момента — что, разумеется, нежелательно.

Гидродинамический ретардер

Гидродинамический ретардер по принципу работы очень похож на гидротрансформатор. Ретардер этого типа состоит из двух турбин, закрепленных на одной оси в общем корпусе. Ротор жестко связан с ведущими элементами трансмиссии, в то время как статор жестко соединен с корпусом. При движении машины ротор бесцельно гоняет воздух внутри ретардера, а при включении ретардера открывается клапан, через который сжатый воздух поступает в расширительный бак, и рабочая жидкость начинает поступать внутрь турбины. Ротор, движимый карданным валом, разгоняет масло, которое затем попадает в статор и тормозится, замедляя тем самым и ТС. Для вывода тепла чаще всего используется система охлаждения двигателя. Ретардеры могут оборудоваться собственным радиатором, если объем системы охлаждения автодома не рассчитан на появление дополнительных источников тепла. В новых моделях этих устройств система охлаждения ретардера объединена с системой охлаждения двигателя, что не только делает конструкцию проще и легче, но и позволяет достичь большей стабильности температурного режима работы. Недостатком гидродинамического ретардера является тот факт, что для достижения эффективного торможения ему необходимы достаточно высокие обороты.

Электродинамический ретардер

Индукционные тормоза обеспечивают рассеивание энергии торможения за счет генерации токов Фуко. В состав тормоза-замедлителя как правило входят неподвижный статор и пара роторов, жестко соединенных с вращающим их приводным валом. Статор и роторы установлены коаксиально (что бы совпадали центральные оси) друг напротив друга и разделены небольшим воздушным зазором во избежание любого трения.
Статор играет роль индуктора. Он состоит из последовательно соединенной пары электромагнитов, которые при непрерывном протекании электрического тока через обмотки статора создают электромагнитное поле, необходимое для возникновения токов Фуко в материале роторов.
Роторы играют роль якоря. Они изготовлены из специального проводящего материала, и вихревые токи в роторах возникают только при вращении роторов с помощью приводного вала в магнитном поле, созданном статором.
Токи Фуко по определению представляют собой токи, возникающие в массивном металлическом проводнике при его помещении в переменное магнитное поле. Токи Фуко циркулируют вокруг линий магнитного потока, и эти токи также называются вихревыми токами.
Появление токов Фуко в материале ротора приводит к возникновению лапласовых сил, действующих в направлении, противоположном вращению ротора. В результате этого создается тормозящий момент, действующий на приводной вал и замедляющий таким образом движение автомобиля.
Токи Фуко являются причиной интенсивного повышения температуры роторов, тепло от которых отводится в атмосферу посредством системы вентиляции.
Несмотря на то, что электромагнитные ретардеры тяжелее гидродинамических, они имеют существенное преимущество — начинают эффективно работать практически с холостых оборотов. Слабая сторона – ресурс. Ретардеры такого типа, могут быть установлены непосредственно на вторичный вал трансмиссии или карданный вал. Фирма Telma предлагает еще один способ установки – «на ось» или «осевой ретардер», если переводить дословно – axle retarder. На самом деле он устанавливается на задний мост, и ротор крепиться на вал главной передачи.
Принцип действия индукционных тормозов может показаться простым, но он основывается на сложных физических законах, как, например, электрическое сопротивление материалов, электромагнетизм и термодинамика.

Последняя разработка фирмы Voith – акватардер. Он работает по тому же принципу что и гидродинамический, но вместо рабочего тела он использует не масло, а ОЖ двигателя. Акватардер установлен спереди двигателя и жестко закреплен с его коленчатым валом. Он относится к классу первичных ретардеров. Во время простоя работы (педаль тормоза не нажата) поток жидкости направляется помпой в систему охлаждения двигателя, минуя акватардер. Любое торможение активирует переключающий клапан, который направляет с помощью помпы весь поток охлаждающей жидкости в контур ретардера. Дальше эту функцию берет на себя сам ретардер, действуя как мощный насос. Чтобы с такой мощностью нагнетания получить желаемый тормозной момент, ретардер должен сопротивляться выходному сопротивлению. Этим дросселем является установленный на выходе акватардера пневматический регулировочный клапан, который служит бесступенчатым регулированием тормозного момента. При выключении ретардера оба клапана вентилируются и возвращаются в свое прежнее состояние. К недостаткам конструкции относиться малая мощность – около 1800 Нм, меньше, чем у ретардеров, работающих на масле (от 2000 до 3200 Нм). К достоинствам – малый вес, всего 32 кг, в сравнении с электромагнитным ретардером (в среднем от 100 кг) и простоту кострукции, так как нет необходимости в охлаждении.

Интардер
Некоторые производители автобусов и среднетоннажных грузовиков европейской конструкторской школы (ZF Friedrichshafen AG) встраивают ретандер непосредственно в коробку передач, чем достигается экономия в весе, простота обслуживания а так же возможность охлаждения агрегата ОЖ двигателя. Наиболее распространенным способом является установка ретардера за коробкой передач. Он соединяется со вторичным валом не напрямую, а через пару шестерен с передаточным отношением примерно 1:2, поэтому скорость вращения ротора здесь в два раза выше (что позволяет улучшить характеристики тормозного момента на малых скоростях). Но собственно почему интардер вынесен отдельно от гидродинамического ретардер? Все дело в соединении шестерен в соотношении 1:2. Я думаю, что ZF запатентовала эту схему, и другие производители не идут по этому пути по причине вынужденных отчислений.

***
Турборетандер на тяжелых тягачах Mercedes-Benz Actros SLT и Arocs SLT

Тянуть за собой 250 тонн очень тяжело. Но еще тяжелее начать движение с таким грузом. Гениальность турбо-ретардера в том, что помимо своей основной функции, выполняет роль гидромуфтыв начале движения. Преимуществом такого способа передачи усилия является быстрое и плавное силовое замыкание с высоким проскальзыванием, при полном крутящем моменте двигателя до 3000 Нм, без износа узлов.
При нажатии на педаль акселератора, с помощью сжатого воздуха масло закачивается в сцепление с турбо-ретардером, это создает силовое замыкание между двигателем и первичным валом коробки передач. Количество масла регулируется нажатием на акселератор. Непосредственно после начала движения сцепление с турбо-ретардером замыкается, и масло удаляется из корпуса под воздействием центробежной силы, силовое замыкание между двигателем и коробкой передач производится стандартным способом с наивысшим КПД посредством фрикционного сцепления. В зависимости от нагрузки, подъема и выбранной программы движения тягач начинает движение на первой или второй передаче.
Поскольку трогание с места с проскальзывающим сцеплением не требуется, на SLT оно выполнено как однодисковое сухое сцепление. (На Semi-SLT без сцепления с турбо-ретардером применяется двухдисковое сухое сцепление).
При торможении турбинное колесо останавливается, и масло повторно закачивается в корпус, в этом случае сцепление с турбо-ретардером берет на себя функцию мощного первичного ретардера.
Так же, водитель может маневрировать на очень малых скоростях, контролируя скорость педалью газа, как на обычной автоматической коробке передач с гидротрансформатором. Тронуться на подъеме с сотней тонн позади, тоже труда не составит

Так же, я посчитал нужным добавить в обзор такие неотъемлимые средства остановки грузового транспортного средства, как Горный (моторный) тормоз и Jake Break.

Горный (моторный) тормоз

Является самым простым, дешевым и универсальным средством торможения автомобиля. Работает только при включенной передаче и отпущенной педали акселератора. Суть работы горного тормоза сводится к отключению подачи топлива и частичному перекрытию выпускного тракта с целью создания противодавления на такте выпуска. Чаще всего представляет из себя заслонки с вакуумным сервоприводом. Конструктивно заслонка выполнена таким образом, чтобы обеспечить размер остаточного зазора достаточным для того, чтобы слишком большое противодавление не мешало нормальной работе выпускного клапана (точнее — исключалось его неконтролируемое открытие под воздействием отработавших газов из соседних цилиндров). Это одна из особенностей, ограничивающих максимальный тормозной момент такого тормоза-замедлителя.

К слову:
Эта же система использована для ускоренного прогрева грузовых дизелей Isuzu, Mazda, Mitsubishi. Включается отдельной кнопкой — нарисован двигатель со снежинкой. Выключается по сигналу от датчика температуры.

Нашел маленький отзыв о опыте пользования горным тормозом:

" — Во время недавней поездки в Монголию не один перевал пришлось проходить. Рено Премиум-3 имеет автоматическую заслонку. Включил-закрылась. Нажал газ-открылась. Отпустил газ-опять закрылась. Очень удобно на пересеченной местности(вниз-вверх-вниз). По эффективности: с небольшим грузом (8 тонн в контейнере 40-ке) на затяжных спусках приходилось немного иногда помогать "парашютом". Пустому вполне хватает одного горняка. Только передачу надо правильную выбирать. Рекомендуемый диапазон эффективной работы горного тормоза 2000-2100 (выделен синим цветом на тахометре).
Чем выше обороты-тем эффективнее торможение. Мне с небольшим грузом хватало и не полной эффективности. На Рено-подрулевой рычажок. Включил-увидел синюю шкалу. Выключил-шкала погасла."

Jake Brake
Американские моторостроители пошли своим путем: там уже не первое десятилетие применяют Jake Brake — относительно простой тормоз Джакобса, встроенный в газораспределительный механизм. Принцип его работы основан на сбросе давления в цилиндре после такта сжатия при помощи штатного выпускного клапана. Для этого между толкателем и стержнем клапана устанавливается промежуточное звено — плунжер, изменяющий длину под действием управляющей гидравлической системы. Активная фаза торможения продолжается и на такте расширения, когда после закрытия клапана в цилиндре создается разряжение, поэтому такой тормоз называют декомпрессионным. Jake Brake применяется на грузовиках Freightliner (двигатели Cummins и Caterpillar) и DAF (голландцы не стали разрабатывать оригинальную конструкцию, а просто обратились за помощью к американцам).
Свой тормоз «по мотивам Jake Brake», но с несколько иным принципом действия сконструировал и MAN. Баварцы пошли сразу двумя путями — использованием заслонки в выпускном коллекторе и модернизацией газораспределительного механизма: маленький плунжер, встроенный в коромысло, уходит вслед за клапаном вниз, а моторное масло (оно начинает поступать через отдельный канал) давит на плунжер и удерживает клапан в приоткрытом положении. В течение всех тактов, кроме впуска, выпускной клапан открыт — а значит, двигатель работает как обычный компрессор, засасывая воздух и нагнетая его в закрытую заслонкой выпускную систему. В итоге противодавление выхлопных газов возрастает настолько, что существенно тормозит поршень и в конечном итоге ведущие колеса.

Устройство и принцип работы Ретардера

Устройство и принцип работы Ретардера

Ретардер – тормоз-замедлитель авто, который позволяет остановить машину без использования тормозов.

Зачастую на грузовых авто используют Ретардер при съезде с горы или при долгих наклонах, где неразумно применять главную тормозную систему, которая расчитана на непродолжительное торможение, а также главные ее компоненты – диски, накладки, колодки, которые достаточно скоро нагреваются и перестают правильно осуществлять свою главную задачу – торможение.

Если возникла поломка, наша компания поможет произвести качественный и быстрый ремонт. Мы проведем диагностику и быстро устраним поломку.

В процессе использования и эксплуатации ретардера значительно возрастает до десяти раз срок работы тормозной системы авто, из-за уменьшения рабочей нагрузки на систему торможения.

Используют 2 вида ретардеров

гидродинамический;

электромагнитный.

Гидродинамический ретардер

Чтобы вывести тепло зачастую применяют систему охлаждения двигателя. Ретардеры можно оснащать личным радиатором, в случае, когда системы охлаждения (ее объем) не хватает на возникновение вспомогательных источников тепла. Сейчас современные модели оснащены системой охлаждения, которая объединена с системой охлаждения двигателя, что упрощает конструкцию, и позволяет достигнуть лучшей стабильности в работе температуры. Главным недостатком этого ретардера считается то, что для получения положительных результатов торможения он использует довольно большие обороты.

Электромагнитный ретардер

Такие ретардеры значительно тяжелее гидродинамических, но при этом они обладают большим плюсом – эффективно работают с начальных холостых оборотов. Недостатком электромагнитного ретардера считается цена замены вышедших из строя электрических катушек.

Иногда изготовители помещают в саму коробку передач ретардер, чем обуславливается экономия в весе. Одним из самых лучших и испробованных методов считается установка ретардера за коробкой передач. В этом случае трансмиссия не подвержена лишним температурным перегрева. Еще используют метод установки: на ось или осевой ретардер. При данном методе ретардер крепится на задний мост.

Существует 2 вида управления ретардером

ручное управление. Ретардер монтируется в колонку под рулем;

управляется педалью тормоза.

Ручное управление включает в себя шесть режимов:

сила торможения (четыре режима);

положение для постоянного торможения;

Включение индукционного тормоза и регулирование тормозных сил осуществляется в зависимости от положения педали тормоза – чем больше давление на педаль, тем больше давление на тормоз.

Осуществляется давление на педаль тормоза или перемещается подрулевой переключатель, возникает и направляется напряжение от аккумуляторов к катушкам, смотря в каком положении находится педали ретардера. Вихреобразные токивозникшие в катушках, помогают сформировать силы функционирующих обратно пропорционально вращению роторов, благодаря которым и происходит остановка авто.

Ретардер включает в себя статор и 2 ротора (2 диска с крыльчаткой, которые соединены с карданными валами вращающими их). Находятся рядом друг с другом.

Статор является индуктором и включает в себя 2 электромагнитных соединений. Благодаря ним возникает электромагнитное поле, оно то и формирует вихревые замкнутые электротоки (токи Фуко). Роторы являются в свою очередь компонентами, из-за которых появляется торможение – они созданы из токопроводимых материалов, по этой причине они играют роль якоря. Появляются вихревые токи в случае вращательного процесса роторов при помощи карданного вала в магнитном поле, который создает статор.

Возникают случаи, когда Вы не можете транспортировать свой грузовик до сервиса. ГК Витес располагает эвакуатором для грузовиков. Оперативно отбуксируем ваше авто и приступим к устранению поломки.

Мы оказываем консультации и принимаем заявки на ремонт грузовиков и заявки на подбор запчастей дистанционно и рады видеть Вас в числе наших клиентов и партнеров!

что такое ретардер

Ретардер — второй тормоз используется на среднетонажных грузовиках.

Электромагнитный ретардер работает по принципу электродвигателя, тяга которого направлена в противоположную вращению кардана сторону. Его конструкция отличается громоздкостью и немалым собственным весом. Но это компенсируется эффективной работой на малых скоростях, да и с охлаждением проблем не возникает. В отличие от гидравлических ретардеров здесь нет опасности повреждения движущихся частей, что делает их более надежными.

Ретардер на грузовике: что это и как работает

Ретардер на грузовике – это механизм, который используется для увеличения безопасности и эффективности торможения грузовых автомобилей. Сегодня ретардеры являются популярным дополнением к системам тормозов грузовиков, особенно на длинных спусках или при движении с тяжелыми грузами.

Основной принцип работы ретардера заключается в преобразовании движения автомобиля в энергию торможения. Обычно ретардер применяется на валу двигателя, главной передаче или дифференциале. При активации ретардера, его внутренний механизм начинает прилагать сопротивление крутящему моменту, что замедляет движение автомобиля.

Применение ретардера на грузовике имеет несколько преимуществ. Во-первых, ретардер позволяет эффективно тормозить грузовик на спусках и при движении с тяжелыми грузами, что повышает безопасность на дороге. Во-вторых, ретардер уменьшает износ обычных тормозных систем и сокращает расход тормозных колодок, что экономит деньги на их замене.

Однако, необходимо помнить, что ретардеры не являются полным заменителем обычных тормозов. Они могут использоваться вместе с основной тормозной системой, чтобы обеспечить максимальное тормозное давление и безопасность движения грузовика.

Ретардеры: что это такое

Принцип работы ретардера основан на использовании замедлительной силы, возникающей за счет изменения кинетической энергии грузовика. Ретардеры могут быть электрическими, магнитными или гидравлическими. В зависимости от типа, они используют разные принципы работы и могут быть установлены как на моторные, так и на тормозные системы грузовика.

  • Увеличение безопасности при торможении. Ретардер позволяет распределить тормозное усилие между тормозными системами грузовика, что позволяет более плавно замедлиться и снизить риск пробуксовки колес или пробуксовки на повороте.
  • Снижение износа тормозной системы. Использование ретардера позволяет снизить нагрузку на тормозные колодки и диски, что увеличивает их ресурс и снижает риск поломок и неисправностей.
  • Экономия топлива. За счет использования ретардера можно снизить использование основных тормозных систем, что позволяет экономить топливо и увеличивает пробег грузовика.

Ретардеры являются важным элементом безопасности и экономии в грузовых автомобилях. Они позволяют снизить риск аварийных ситуаций и продлить срок службы тормозной системы, что делает их неотъемлемой частью современных транспортных средств.

Принцип работы ретардера на грузовике

Ретардер на грузовике представляет собой систему, предназначенную для увеличения безопасности и эффективности торможения грузовых автомобилей. Принцип его работы основан на использовании сил трения, возникающих между поверхностями тормозных колодок и рабочими элементами системы ретардера.

Когда водитель грузовика желает тормозить, он активирует систему ретардера, которая посылает сигнал на специальное устройство, устанавливаемое на трансмиссию или на вал привода колес. В ответ на этот сигнал рабочие элементы системы устанавливаются в движение.

Рабочими элементами ретардера могут быть механический тормозной диск или кольцо с выступами, приводимые во вращение при помощи гидравлики или магнитного поля. Вращение этих элементов создает силу трения, которая замедляет вращение трансмиссии или вала привода колес.

Таким образом, ретардер на грузовике помогает распределить нагрузку на тормозную систему, особенно при торможении на спуске или при достижении высоких скоростей. За счет применения ретардера, грузовой автомобиль может тормозить более плавно и безопасно, а также увеличивается срок службы тормозов, что в свою очередь снижает затраты на их ремонт и замену.

Преимущества использования ретардера на грузовике

  • Увеличение безопасности: Ретардер позволяет снизить износ тормозных колодок и привода, так как он самостоятельно выполняет функцию замедления грузовика. Это помогает избежать возможных поломок тормозной системы и сократить количество аварий на дорогах.
  • Экономия ресурсов: Усилие на колодки тормоза снижается за счет работы ретардера, что позволяет продлить срок их службы и уменьшить затраты на обслуживание и ремонт.
  • Улучшение управляемости грузовика: Ретардер обеспечивает плавное замедление и более точное управление скоростью, что особенно важно при движении на скользкой дороге.
  • Снижение нагрузки на грузовик: Ретардер позволяет снизить нагрузку на трансмиссию и двигатель грузовика, что увеличивает их долговечность и снижает вероятность поломок.
  • Уменьшение износа тормозной системы: Благодаря работе ретардера, тормозная система грузовика перегружается значительно реже, и, соответственно, ее элементы менее подвержены износу.

Эти преимущества делают использование ретардера на грузовике не только безопасным и экономичным, но и позволяют увеличить срок службы автомобиля и снизить расходы на его обслуживание.

Как выбрать подходящий ретардер для грузовика

При выборе подходящего ретардера для грузовика необходимо учесть несколько важных факторов, чтобы обеспечить безопасность и эффективность функционирования транспортного средства.

Во-первых, следует учесть массу и тип грузовика. Различные виды ретардеров предназначены для определенных типов грузовиков и имеют ограничения по массе. Поэтому необходимо выбрать ретардер, подходящий для конкретной модели и весовой категории грузовика.

Во-вторых, важно определить условия эксплуатации. Ретардеры имеют разные характеристики и способы работы, которые могут быть оптимальными для определенных дорожных условий, скоростей и интенсивности движения. Например, для гористых маршрутов или скользких дорог могут требоваться специальные ретардеры с улучшенным тормозным эффектом.

Также необходимо обратить внимание на необходимость дополнительных функций или особенностей. Некоторые ретардеры имеют режимы работы, позволяющие экономить топливо или регулировать интенсивность торможения. Кроме того, важно учитывать возможность интеграции ретардера с другими системами грузовика, такими как трансмиссия, электронные системы управления и прочие.

Важным критерием выбора является также надежность и долговечность ретардера. Предпочтение следует отдавать проверенным производителям с хорошей репутацией и высоким качеством своих продуктов. Использование качественного ретардера обеспечит долгий срок службы и минимальные затраты на обслуживание.

Не стоит забывать и о цене ретардера. Хотя качество приобретаемого оборудования играет важную роль, необходимо также учесть свои финансовые возможности. Найдите баланс между качеством и ценой, чтобы выбрать оптимальное решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *