Just in time: как узнать точную стоимость работ в автосервисе?
Моделей и марок автомобилей так много, что создана система, где отображены все нормо-часы на все работы. Производитель дает информацию только дилерам и только на машины своего бренда. А что делать владельцам автосервисов? Точный расчет по нормо-часам производит система MotorData. Если вы управляете СТО и не знакомы с решением, самое время сделать это вместе с ЕвроАвто!
Зачем автосервисам MotorData?
MotorData позволяет в реальном времени получить справочную информацию по диагностике, ремонту и обслуживанию автомобилей. Сейчас в системе более 500 моделей автомобилей японского, корейского, китайского и российского производства. Ей пользуются в 80 странах мира. Решение доступно в любое время в любой точке планеты через веб-клиент. MotorData следит за потребностями пользователей, развивает и дополняет систему, делает ее более удобной. Теперь доступны и нормы времени по сервисным работам. Новая функциональность помогает быстро и правильно посчитать актуальные показатели для разных марок машин.
“Предприятия ЕвроАвто пользуются MotorData и дают разработчику обратную связь, помогают пополнять и актуализировать данные. Почему это важно? Чтобы заработать, важно продать услугу за ее реальную цену. Расчетное время должно совпадать с фактическим. Автосервис продает время, которое тратит на ремонт. Если заложить на работы меньше времени, то не заработаешь, больше — клиент уйдет к конкуренту. Справочник основан на практике и регулярно обновляется“, — рассказал Михаил Петров, директор по развитию франчайзинговой сети ЕвроАвто.
Но, как говорится, лучше один раз увидеть! MotorData дает бесплатный доступ к своей платформе на неделю, давайте посмотрим, как узнать время обслуживания конкретной модели.
Регистрация
Для начала зарегистрируйтесь: нажмите на сайте кнопку “Вход. Личный кабинет”.
Затем пройдите на “регистрацию”.
После согласия с правилами введите свой email, пароль и буквы с картинки.
Выберите второй вариант “Заказчик — организация или индивидуальный предприниматель” и создайте профиль.
Внесите информацию: ФИО, название организации, ИНН и адрес.
Регистрация прошла успешно!
Активировать демоверсию приложения
MotorData предлагает её на неделю бесплатно. Пройдите в раздел “Лицензии”, выберите “Нормы времени”, нужный тариф и сформируйте заказ!
Если вы тоже выбрали тариф “Демо”, то оплата не потребуется, а лицензия активируется в скором времени.
Узнать нормы времени
Теперь приложение “Нормы времени” работает в деморежиме! Введите стоимость нормо-часа в настройках и укажите, облагаются ли ваши услуги НДС.
Выберите год производства, марку и модель автомобиля. Например, на обслуживание приехал Chevrolet Cruze 2018 года выпуска, объем двигателя 1,6.
Появился каталог систем. Предположим, нужна покупка и замена салонного фильтра. Зайдите в раздел каталога “Кондиционер, отопление, вентиляция”, выберите “Салонный фильтр”, “Замена”. В правой части экрана появилась информация по нормо-часам. С учетом стоимости работ цена составит 600 руб. Добавляем в графу “Деталь/ жидкость” стоимость самого фильтра. Например, клиент выбрал товар за 2 900 руб.
Готово! Вот общая сумма. НДС считается автоматически, осталось только распечатать или скачать расчет в Excel. Да, так просто, буквально в несколько кликов, система проанализировала большой массив данных, накопленных в реальных условиях. Автоматически были учтены многие параметры работы с конкретной моделью. Накопить и вручную систематизировать такую базу практически невозможно. Концентрируйтесь на главном — качестве ремонта, а не расчетах!
Нормо-часы в автосервисе
Для учета времени в автосервисах принято использовать нормо-часы. Давайте вместе разберемся, по праву ли этот способ считается одним из самых удобных, или владельцам автосервисов пора задуматься об индивидуальной системе учета исходя из особенностей своей компании.
Что такое нормо-часы
Нормо-час — это норма времени, которая требуется на выполнение определенной услуги по ремонту автомобиля. Автопроизводители устанавливают нормо-часы для каждой модели, чтобы стандартизировать сервис и получить суммированный учёт рабочего времени. А владельцы автосервисов часто привязывают к ним ценник: стоимость нормо-часа в автосервисе может составлять 1500р, значит стоимость конкретной услуги будет вычисляться путем умножения коэффициента (нормо-часа) на стоимость.
Например, у вас есть справочник, в котором написано, что такая вот услуга для такого вот автомобиля занимает 0,6 нормо-часов. Стоимость нормо-часа вы установили 1500р, значит ремонт продлится до 40 минут и будет стоить клиенту 900р. Для внутреннего учета нормо-час может быть полезной единицей из-за своей предсказуемости.
Практически все крупные сетевые автосервисы и авторизированные сервисные центры используют нормо-часы, чтобы стандартизировать работу, вести учёт рабочего времени сотрудников и решить вопрос внутреннего контроля. Но для малых, гаражных автосервисов и мастерских использование нормо-часов может ограничивать рост и добавлять проблем.
Минусы использования нормо-часов в автосервисе
Для авторизированных сервисных центров
Нормо-часы устанавливаются производителем индивидуально для каждой марки автомобиля. Использование нормо-часов подразумевает, что вам все время нужно будет гнаться за быстро меняющимся рынком автомобилей, приобретая новые справочники нормо-часов, устанавливать программы для расчета и сверять автонормы. Это сложно, если у вас не авторизованный сервисный центр, а широкопрофильный сервис гаражного типа, который работает с разными марками автомобилей разных возрастов.
Не соответствует реальным условиям
Использование нормо-часов похоже на мем из интернета “ожидание — реальность”, так как значение, заявленное производителем, не всегда сопоставимо с ситуацией в сервисном центре. Условия другие: ключ не подошел, гайка закисла, масло растеклось, инструмент не новый. Замена колодок для автомобиля с пробегом до 10 тыс. может занять 30 минут, для автомобиля с пробегом за 200 тыс. и за час перевалить. Этого нормы времени не учитывают.
Отнимает гибкость
Если вы работаете с официальными нормами производителей и решили поднять стоимость одной услуги, нужно будет или поднимать стоимость нормо-часа, или увеличить нормативное время этой услуги, что неудобно и ведет к конфликтам с клиентами, которые могут в любой момент могут проверить стандартные нормы для своей модели автомобиля.
Сложные расчеты
Для расчета зарплаты тоже нельзя опираться на голые нормо-часы. Так вы не сможете учитывать ни опыт, ни сложность задачи, и сравняете всех сотрудников под одну гребенку. А расчеты, учитывающие нормо-часы и индивидуальные коэффициенты сотрудников будут занимать много времени.
Тем более, если зарплата мастеров завязана на нормо-часах (например, 50%), при повышении цены нормо-часа она тоже вырастет. Вам будет сложнее увеличивать прибыль за счет повышения цен и придется искать другие способы. Об этом следующий пункт.
Ограничивает рост прибыльности
Предприниматели, которые строят цены на основе нормо-часов, теряют прибыль. Цена — один из элементов маркетинга, который можно и нужно тестировать. Рамки нормо-часов лишают гибкости ценообразования, и вы рискуете недополучить прибыль. Клиенты платят не только за конкретную услугу, но и за качество, гарантию, удобное для ожидания место в конце концов.
Непонятен для клиентов
Клиенты хотят знать, за что они платят деньги. Во-первых, не фактическая стоимость услуг, а стоимость нормо-часа на сайте — это слишком абстрактно. Во-вторых, люди хотят платить за реальные услуги, а не время, ведь никто не знает, как именно это время будет использоваться.
Но эти минусы — не самое грустное в истории с нормо-часами. Самое печальное то, что многие владельцы автосервисов хотят использовать нормо-часы для учета времени, цены и расчета зарплаты сотрудников, потому что не знают, как по другому. Просто потому, что так принято. Но есть и другие варианты, которые не ставят автосервисы в рамки, помогают органично расти прибыли и не отнимают лишнего времени на просчеты.
Оптимизируйте бизнес-процессы в своем автосервисе.
Регистрируйтесь в RemOnline и получите 7 дней бесплатного доступа.
Автосервис без нормо-часов: варианты
Есть способы управления внутренними процессами автосервиса без использования нормо-часов. Руководители, использующие системы учета, хорошо с ними знакомы. Давайте подробнее разберем решение проблем нормо-часов с помощью системы учета на примере RemOnline.
Расчет стоимости ремонта
В программу можно занести все услуги автосервиса, указав стоимость услуги за 1 час. При оформлении заказа можно рассчитать приблизительную стоимость, а после выполнения корректировать количество услуг, согласно времени, которое сотрудник по факту проводил эту работу.
Также система учета автоматизирует расчет стоимости ремонта авто: при оформлении заказа просто добавьте к нему нужные услуги и товары, а конечная стоимость будет рассчитана автоматически. Но главный плюс состоит в том, что вы сможете тестировать цены на услуги и указывать стоимость самостоятельно, независимо от норм, которые не всегда актуальны.
Зарплата мастеров
Помимо разных сценариев автоматического начисления зарплаты, в программе вы можете настроить для каждого мастера коэффициент в зависимости от уровня его квалификации. Например, зарплата новичка будет рассчитываться по коэффициенту 0,5, а опытного специалиста — по стандартному коэффициенту 1.
При этом, вы можете разделить услуги на категории по сложности выполнения и настроить расчет зарплаты/бонусов таким образом, чтобы сотрудник получал процент за выполнение работ определенной категории. Благодаря этому за диагностику мастера могут получать меньше, а за сложные работы, требующие технических навыков — больше.
Учёт рабочего времени
Теперь в RemOnline, предварительно настроив график работы, каждому сотруднику можно добавить правило расчета зарплаты за рабочие часы или дни, указав при этом соответствующую ставку. Также вы можете просматривать количество отработанных часов в локации согласно Графику работы.
Все, что вам нужно сделать — это добавить услуги, разделить их на категории, и настроить сотрудникам зарплату за разные виды работ. Все расчеты система учета проведет за вас автоматически.
Из всего вышеперечисленного следует, что нормо-часы упрощают учет в крупных сетевых или авторизованных автосервисах, но для мастерских и автосервисов гаражного типа этот вариант совсем необязательный. Сопоставление плюсов и минусов лишь показывает, что не всегда общепринятые кем-то нормы на всех действуют одинаково. Забудьте о строгих рамки и тестируйте все варианты, чтобы найти лучший для своего бизнеса. Только так полетит ?
В отчёте на сайте у бэушной машины нашёлся кузовной ремонт: почему это не всегда плохо и когда это – очень хорошо
В эпоху дикого спроса на автомобили найти хорошую машину на вторичном рынке сложно. И, как ни странно, отчасти усложняют поиск очень хорошие вещи – отчёты, которые можно получить на всех электронных досках объявлений. Многие ведь не хотят покупать машину, в истории которой в отчёте есть ремонт. Мол, всё: это битый хлам, зачем он нужен? Однако не всякие подобные записи об истории ремонтов в отчётах – это плохо. Часто они не должны становиться поводом для отказа от покупки бэушного автомобиля. Тут главное правильно понять, откуда там берутся эти записи и что они значат.
Как это работает?
Для начала кратко напомним, откуда в отчётах появляются все эти истории с ДТП и страшные ремонты.
Появляются они либо из баз ГИБДД, либо от страховых компаний, проводивших расчёт стоимости ремонта. С базами ГИБДД проще: там просто есть фиксация и малозначащая надпись из разряда «лёгкое повреждение» или «наезд на транспортное средство». Что они означают конкретно, понять сложно. «Наезд на стоящее транспортное средство» может означать и притёртость на бампере, которую и глазом не всегда заметишь, и затоталенный после въезда в стоящий на обочине КамАЗ автомобиль. Поэтому эти записи не слишком информативны, хотя в ряде случаев есть схема повреждений, которая даёт возможность узнать что-то конкретнее: может быть, было касание углом бампера, а может, есть повреждения по всей стороне машины с возможно ушедшей геометрией кузова (отметка о повреждении геометрии есть, если ДТП было действительно серьёзным). Конечно, лучше, если история ДТП чистая, и, даже не покупая отчёта, видно, что в его бесплатной версии это поле отмечено зелёной галочкой. А если нет? Тогда смотрим историю ремонтов.
А вот тут на сцену выходят страховщики и автосервисы. Важной информации тут больше, но её нужно правильно интерпретировать. Очень важно понимать одну вещь: расчёт стоимости ремонта и ремонт – это разные вещи. В те времена, когда после ДТП пострадавшая сторона получала деньги, а не навязанный ремонт, владельцы машин могли долго ездить по городу, выбирая сервис, где ремонт обошёлся бы дешевле. Им делали расчёт, владельцы оставались не довольны стоимостью и ехали искать другой сервис. И это приводило к тому, что на один ремонт могло приходиться несколько расчётов его стоимости в отчёте. Поэтому надо обязательно смотреть не только на факт расчёта, но и на его нюансы – на список работ и деталей и на дату проведения расчёта. Вероятность того, что три раза за две недели красили одну и ту же крышку багажника с заменой одной и той же накладки, очень мала. И в этом случае в истории расчётов стоимости ремонта будет три, что сильно портит впечатление о машине, а фактический ремонт – один. Возможно, там убирали незначительную царапину, что вообще не серьёзно. Поэтому не надо расстраиваться раньше времени, и вместо этого нужно изучить все детали.
Мелочь, а приятно
Страховка – это не только ОСАГО, но и каско. И между ними есть очень существенная разница.
Почему в отчёте часто нет ни одного ДТП, но при этом есть кузовной ремонт или расчёт его стоимости? Потому что новые машины часто покупали в кредит и добровольно-принудительно страховали покупку по каско. Для ремонта по такой страховке справка о ДТП не нужна, а как-то отомстить за эту навязанную при покупке машины переплату хотелось многим. И по каско многие красили всё, что попадётся под руку. Особенно в последний год обязательного страхования. Машины таких владельцев могут быть перекрашены почти везде только из-за каких-то царапин, которые из принципа хотелось убрать. Это, конечно, перебор – такое потом будет трудно продать. Но если в отчёте нет ДТП, но есть перекраска бампера, то почти всегда красили его исключительно из эстетических соображений и по каско. Впрочем, это не отменяет правила проверять всё железо толщиномером.
И ещё одна слабость застрахованных по каско – это тяга к замене лобовых стёкол. Их могли менять после первого же скола, причём не один раз. Поэтому если у машины такая страховка была (что тоже можно посмотреть в отчёте) и у неё стоит не оригинальное лобовое стекло, это тоже не страшно. Те времена, когда оригинальность лобового стекла была практически фетишем и признаком отсутствия или факта серьёзного столкновения, понемногу уходят. Если других признаков лобового ДТП нет (остальное железо и фары целые и оригинальные, а подушки не стреляли), то переживать по поводу неродного стекла не стоит.
Конечно, лучше, если никаких ремонтов в истории нет совсем. Но даже если они есть, это не всегда плохо.
Тут в первую очередь можно вспомнить многие хэтчбеки и кроссоверы, которые страдают проблемой ржавеющей задней двери. Если есть информация о том, что её на далеко не новой машине перекрасили, ничего плохого в этом нет: лучше вовремя устранить коррозию, чем ждать ржавую бахрому или дыры. Главное, чтобы окраска была действительно косметической, и под краской не было шпатлёвки. Ну и, конечно, она должна быть качественной, а не поверх ржавчины. Поэтому этот пункт в отчёте – не приговор, а повод посмотреть машину своими глазами.
То же самое можно сказать о любом мелком кузовном ремонте. Найти в городе-миллионнике машину, которая десять лет ездит в родной краске и не имеет притёртостей, сколов или царапин, почти невозможно. И если их устранили до вас, это даже хорошо.
Что смотреть в истории ремонта?
Конечно же, наибольший интерес представляет собой детализация ремонта. Иногда он выглядит ненормально длинным и отпугивает одним только объёмом. В некоторых случаях этот объём пугать не должен.
Чтобы максимально полностью оценить ремонт, в его расчёт закладывали всё, включая все мелочи типа одноразовых пластиковых клипс и малярного скотча. В итоге ремонт того же бампера в отчёте может выглядеть не просто внушительно, а драматично: с перечислением снятия и установки всей фурнитуры, коей на современном бампере может быть очень много. Смотришь на такой отчёт и понимаешь, что тут подкрасили юбку бампера, а работ и расходников расписали на два листа. Само собой, если не вчитываться, становится страшно. А если вчитаться – смешно.
Есть ещё одна важная позиция, которая не связана с кузовным ремонтом, но вызывает не меньший интерес – это посещение сервисов. Крупные сервисы (ЕвроАвто, Fit и некоторые другие), являющиеся партнёрами площадок по продаже автомобилей с пробегом, передают информацию о проделанной работе для отчётов. И там иногда можно найти интересные детали.
Например, на дизельном Мондео 2010 года с пробегом 100 тысяч меняли картридж турбины. Вроде отметки о том, что пробег был скручен, нет – ровная кривая линия. Но мы помним, что все эти отчёты работают с информацией только с 2015 года. Ремонт турбины при пробеге в 100 тысяч – это смешно. Как и сам пробег 11-летнего дизельного автомобиля. В этом случае подобная работа вполне может считаться косвенным признаком скрученного пробега.
Таких признаков может быть много. Но чтобы их расшифровать, нужно не только иметь в своём распоряжении подробный отчёт, но и что-то знать о технике конкретного автомобиля.
Правда, с пробегом может быть и обратная ситуация: отчёт говорит, что он мог быть скручен, а по факту такого не было. Просто кто-то из специалистов сервиса при посещении СТО неправильно переписал пробег и отправил эти данные в базу. В этом случае в отчёте будет сказано что-то типа «осторожнее, пробег мог быть скручен», а график будет выглядеть странно: 100 тысяч, 110, 80, 120, 130… Разумеется, такой скачок должен привлечь внимание. Скорее всего, это просто ошибка оператора СТО, и в конкретном случае отчёту верить не надо.
О менталитете
Отчёт – это тот случай, когда меньше знаешь и крепче спишь. Наверное, его очень ненавидят перекупщики, продающие восстановленный хлам. Остальным он может быть полезен, но только при условии его правильного понимания. Незначительный кузовной ремонт – это не так страшно, как многие думают, и иногда он должен больше радовать, чем расстраивать. Однако есть и другая сторона: многие его слишком сильно боятся, и поэтому продажа машины с такой историей может затянуться. Это, конечно, плохо, но от менталитета никуда не деться: общественное мнение стоит на том, что любая машина в возрасте хотя бы до десяти лет обязательно должна быть в родной краске. Это, к сожалению, не так.
Стопроцентно доверять отчётам тоже нельзя. Как я говорил выше, история с неправильным пробегом – вещь довольно распространённая. А самые непорядочные перекупщики и мошенники занимаются ещё и подменой VIN – для отчёта в объявлении указывают VIN от другой машины с кристально честной историей. Поэтому перед покупкой нужно обязательно сверять тот VIN, который видите на машине, и тот, что указан в отчёте. Иногда это совершенно разные номера.
И, разумеется, главный инструмент при выборе машины на вторичке – это не отчёт, а собственные глаза, диагностический инструмент или консультация специалистов. То есть, отчёт может выступать в роли фильтра, но никак не более того. А если не уметь им пользоваться, он не помогает, а только усложняет и без того непростой выбор, хотя сам по себе он – весьма полезная штука. Только не всем понятная.
Откуда берутся калькуляции ремонта в истории автомобиля (видео)
Расчёт ущерба или стоимости восстановительного ремонта, к примеру, у независимого эксперта или дилера, происходит с использованием специальных расчётных программ. Простой человек не имеет к ним доступа, а вот у эксперта или СТО, как правило, это дилер, такой доступ есть. В настоящее время актуальны и широко применяемы две программы, которые работают онлайн, то есть все расчёты и результаты хранятся на их серверах.
Все бы ничего, если бы в один прекрасный момент, они не стали бы сливать эти калькуляции в сеть, преподнося эти данные как историю автомобиля.
Казалось бы, прекрасная услуга, машину смотреть не надо, достаточно скачать отчёт и убедиться в ее чистоте. Но нет, с появлением этих данных в сети, вопросов стало ещё больше.
Что происходит. К примеру, если расчёт сделал незаивисимый эксперт по ДТП, если он честный и порядочный, то калькуляция будет отображать реальный перечень работ. Однако, есть ситуации, когда в калькуляциях начинают всплывать детали или работы, которые вообще не имеют отношения к делу.
Хуже всего дела обстоят с ремонтом по ОСАГО или КАСКО, именно с ремонтом. В этих случаях по ОСАГО, СТО мечтает заработать как можно больше денег, соответственно накидывая лишние детали, которые в дальнейшем всплывут в калькуляциях. По КАСКО вообще списывается в большинстве случаев все подряд, независимо от того, имеет ли отношение к делу или нет. Сколько раз видел подобные расчёты, где итоговые суммы были не маленькими.
Вот теперь представьте, попали вы в ДТП, поцарапали бампер, крыло, фару, а в истории автомобиля всплывает замена всей морды целиком. Конечно ни один потенциальный покупатель, скачав такой отчёт об истории авто, не купит вашу машину. И такие случае не единичные. Или как у нас была история с Ниссаном, о которой я рассказывал вам раннее, где по данным истории автомобиля, был уничтожен вин номер, и здесь было вообще не понятно, как такое могло произойти.
Отдельно заслуживают внимание цифры ремонта. Как правило, люди смотрят на них и ужасаются. Вот как раз на них смотреть вообще не стоит по следующим причинам:
1. В рамках ОСАГО расчёт происходит по мифическим ценам рса, которые вообще не соответствуют действительности;
2. Если человек попал в ДТП, а у виновника не было полиса ОСАГО, то расчёт проводится по средним ценам;
3. Если подобную калькуляцию делал дилер, то он использует вообще свои дилерские цены;
4. Если калькуляцию делал сторонний автосервис, то вообще неизвестно откуда они берут цены.
Поэтому, стоимость ремонта, которую вы видите в отчете об истории автомобиля, совсем далека от реальности, и вникать в них даже не стоит.
И, наверное, самый важный момент, о котором стоит знать всем автовладельцам. Располагая вашим вин номером, любой недобропорядочный эксперт или автосервис, может затоталить вашу машину, просто превратить в хлам этими калькуляциями. При создании новой такой калькуляции, привязка делается к вин номеру автомобиля. И вот представьте, кто-то, добавляя данные в программу, ошибся во вводе вин номера, или умышленно ввёл вин другого автомобиля, и тут такое началось.
В целом, сама по себе задумка об истории автомобиля, наверное не плохая, когда в ней корректные данные. Но, когда по факту ты понимаешь, что достоверность так себе, то возникает вопрос, зачем нужна такая история.
Кроме того, лично меня напрягает тот факт, что фактически данные автомобилей просто распродаются без какого-либо разрешения, что, на мой взгляд, так же неправильно.