Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Нужно ли менять масло в автоматической коробке? Мифы и реальность
Автоматическая трансмиссия имеет сложную конструкцию. Ее обслуживание представляет трудности для владельцев, особенно если его производит неквалифицированный персонал. Поэтому автопроизводители стараются максимально оттянуть срок замены трансмиссионного масла и ремонта в целом, для чего используются хитрые технические устройства. В списках регламентных работ обслуживание автомата не значится. Однако чудес не бывает, и масло в коробке передач рано или поздно теряет свои свойства. Но когда наступает этот предел?
Длинный период работы
Автопроизводители не дают однозначного ответа на вопрос о том, когда необходимо менять рабочую жидкость в автоматической коробке передач. В течение первых 120 тысяч километров пробега прикасаться к коробке запрещено под страхом лишения гарантийных обязательств. Однако после трехлетнего срока службы водитель может действовать на свой страх и риск.
Эксперты «За рулем» собрали рекомендации изготовителей трансмиссий в отношении постгарантийного обслуживания их продукции. Результаты оказались неожиданными.
Китайская компания Brilliance порекомендовала заменять масло в механической коробке через год после его покупки или при пробеге 10 000 км. Это очень удивляет, так как на фоне других конкурентов такая откровенность вызывает вопросы к надежности техники в целом. Последующие замены могут производиться каждые 30 000-40 000 км или раз в 3-4 года. Для автоматической трансмиссии у «китайцев» этот интервал составляет 60 000 км.
«АвтоВАЗ», к примеру, заявляет, что первую замену трансмиссионного масла в механических или автоматических трансмиссиях, которые ставятся на модели LADA, необходимо производить через 180 000 км пробега. Исключение составляют полноприводные модели LADA 4×4 и «Нива» с трансмиссиями старых конструкций. Масло в раздаточной коробке и в заднем мосту с редуктором необходимо менять каждые 40 000 км пробега, так как на эти технические узлы приходится основная нагрузка при работе на бездорожье.
Другие производители сходятся во мнении, что менять масло в механической коробке необходимо при первом ремонте пакета сцеплений, а в автоматической трансмиссии — через каждые 60 000 км.
Сажи нет, но стружки много
Почему же масло в автоматической и механической коробках ходит настолько долго, если похожее масло в моторе служит от силы 15 тысяч км пробега?
Причиной тому иные условия эксплуатации. Двигатель работает при высоких температурах, где часто возникают зоны перегрева, и масло прижигается. Его состав нарушается, присадки выпадают в осадок, изменяя свои свойства. Рабочая жидкость также загрязняется продуктами сгорания топлива, впитывает сажу и растворенные химические отложения. Все это приводит к быстрому выходу из строя смазывающей жидкости.
Между тем внутри автоматической или механической трансмиссии гораздо более щадящий режим. Там нет доступа для сажи и нет камер сгорания. Единственным источником загрязнения является металлическая стружка, появляющаяся в результате выработки трущихся частей. Причем изнашиваются разнородные материалы, такие, как сталь, алюминий, специальные фрикционные диски, работающие для фиксации и переключения скоростей.
Для очистки масла в конструкцию автоматической коробки передач вносятся фильтр и улавливающие магниты для захвата и удержания металлических продуктов износа. К 180 тысячам километров пробега они полностью покрываются мелкими частичками металла, выхваченными из циркулирующего потока масла. В какой-то момент они уже не могут надежно удерживать стружку.
Фильтры подлежат замене, так как могут порваться их рабочие соты, грязь вновь попадет в масло, что приведет к повреждению деталей коробки и выходу ее из строя. Подшипники, шестерни, фрикционы, клапаны гидроблока, регуляторы давления при высоком загрязнении масла работают уже на износ, резко сокращая ресурс трансмиссии. При повреждении датчиков скорости вращения валов начинаются сбои в системе управления автоматической коробкой передач. Оттягивать смену масла и фильтров далее первых 180 000 км уже не стоит.
Что касается механической трансмиссии, то смена масла в ней производится легко. А вот с автоматами возникают сложности. При визите в сервис надо помнить, что полностью слить старое масло из коробки невозможно. До трети грязной жидкости остается в трансмиссии. Лучше всего комбинировать замену масла со снятием технического узла целиком. Так легче демонтировать поддон и вычистить улавливающие магниты. Вместе с ними открывается доступ к масляному фильтру, который тоже подлежит замене. Только тогда можно удалить остатки старого масла и вновь заливать трансмиссионную смазывающую жидкость, рекомендованную производителем. В этом случае автомат прослужит еще долго. Последующая замена масла производится через 60 000 км пробега.
Маркировка дисков, символика, термины на дисках, обозначения
Если спросить у разных автокомпаний, как часто и когда нужно менять масло в трансмиссии автомобиля, то услышать однозначный ответ точно не получится. Мнения по этому поводу даже у специалистов одного концерна расходятся. Тем не менее существуют общие, выработанные на практике рекомендации.
Так когда же всё-таки посетить станцию технического обслуживания с целью замены масла и зачем это делать? Какой пробег допустим на одной рабочей жидкости? Какие признаки указывают на то, что пришла пора менять масло в трансмиссии? Что будет, если своевременно не залить новую рабочую жидкость в коробку передач? Давайте разбираться.
Зачем менять масло в автоматической и механической коробке?
Как и двигатель, трансмиссия функционирует в так называемых тёплых условиях. Её нагревают силы трения, возникающие в подшипниках, шестернях и фрикционах. Работа не в оптимальном температурном режиме приводит к существенному сокращению ресурса и полной деградации масла (оно утрачивает свои основные свойства и не выполняет защитные функции). Детали как в механической, так и в автоматической коробке, контактируя друг с другом, изнашиваются, а продукты износа оседают в рабочей жидкости. Единственный способ от них избавиться — произвести замену масла.
В механике, например, накапливаются бронза, латунь, композиты. В автоматических коробках передач — дополнительные элементы фрикционов, пыль, попадающая через сапуны. Не стоит забывать и о воде, которая попадает в трансмиссии, а, соответственно, и в масла, когда мы преодолеваем глубокие броды и лужи.
Все без исключения масла включают в себя основу и присадки. При высоких температурных нагрузках они начинают терять смазочные свойства и пениться. Чем лучше химический состав масла в коробке передач, тем качественнее смазываются её элементы и дольше служат. Помимо смазки, рабочая жидкость отвечает за отвод тепла от шестерёнок, которые находятся в постоянном зацеплении. В автоматических трансмиссиях масла являются ещё и рабочим телом, передающим крутящий момент от мотора к шестерёнкам. Если они вспениваются, машина не едет.
Как понять, что пора менять масло в МКПП и АКПП
У каждого производителя автомобилей существует свой определённый регламент, в котором прописано, когда менять масло в трансмиссии. Но если вы эксплуатируете транспортное средство интенсивно, в жёстких климатических условиях, то замена рабочей жидкости может понадобиться гораздо чаще. Признаки, что масло в автоматической коробке передач деградировало:
загорается специальный индикатор на приборной панели;
появился ярко выраженный запах гари, сигнализирующий о том, что коробка-автомат постоянно перегревается;
масло в трансмиссии визуально изменило свой цвет, стало мутным и потемнело;
в рабочей жидкости появились пузырьки, она начала пениться, это говорит о том, что подбор масла сделали неправильно;
АКПП начала работать с перебоями, передачи переключаются несвоевременно и достаточно трудно.
Не менее важно обращать внимание на пробег автомобиля. Большинство производителей транспортных средств рекомендуют менять рабочую жидкость в коробке-автомат примерно через каждые 60–80 тыс. км.
Как понять, что пришла пора менять масло в механике?
При движении слышен ярко выраженный шум, который усиливается при переключении передач.
Передачи плохо переключаются или самопроизвольно выключаются.
На МКПП видны следы утечки масла.
Механическая коробка передач имеет более простую конструкцию, чем автомат, а масло в ней является рабочим телом, снижающим чувствительность элементов к его качеству. Она подвергается существенным нагрузкам, основная причина этого — постоянное воздействие на рычаг переключения передач. Именно поэтому замену масла в МКПП нужно производить чаще. Сколько раз в год? Всё зависит от условий и интенсивности эксплуатации автомобиля, но не реже, чем 1 раз на каждую сотню тысяч километров. Такая периодичность считается оптимальной. Менять масло в трансмиссии желательно осенью, перед наступлением холодов и морозов.
Что будет, если не менять рабочий охлаждающий материал вовремя?
Самые распространённые последствия несвоевременной замены масла в коробке передач:
повышенный износ деталей узла — синхронизаторов и шестерёнок, потребность их частой замены, увеличение доли расходов на обслуживание автомобиля в 2–3 раза;
недостаточное охлаждение и смазывание элементов трансмиссии, их «рассухаривание», полный выход из строя рабочего узла;
повреждение муфт и гидроблока накапливающимся абразивом на коробках-автомат;
выход из строя гидравлических аккумуляторов;
утрата герметичности сальников прокладок.
Если вы не хотите, чтобы трансмиссия полностью вышла из строя в течение нескольких месяцев интенсивной эксплуатации автомобиля, не забывайте своевременно менять масло.
Что значит тяжёлые условия эксплуатации коробки передач?
Автопроизводители, перед тем как ответить на вопрос относительно того, сколько раз в год нужно менять масло в трансмиссии, уточняют, в каких условиях эксплуатируется транспортное средство, поскольку от этого во многом зависит срок службы рабочей жидкости. Что подразумевают под тяжелыми условиями эксплуатации?
Частые поездки на небольшие расстояния, в заторах и дорожных пробках.
Езда с высокой периодичностью по неровным, грязным, гравийным, грунтовым и горным дорогам, на затяжных спусках и подъёмах.
Эксплуатация транспортного средства в сильные морозы и в условиях высокой запыленности.
Буксировка, перевозки тяжёлых грузов и кемперов, применение багажников на крышах.
Работа авто в службе такси, в качестве коммерческого транспорта.
Агрессивный и высокоскоростной режим езды.
К тяжелым условиям эксплуатации автомобиля также относят его частые остановки и пуски.
Сколько раз менять масло в трансмиссии рекомендуют разные автопроизводители?
У каждого бренда есть свои определённые рекомендации относительно того, сколько нужно раз менять масло в коробке передач:
Brilliance. Первую замену для механики и роботов компания рекомендует через 10 тыс. км или через 12 месяцев. Потом — в зависимости от модели — 1 раз в 3–4 года. Если условия эксплуатации тяжёлые, рабочая жидкость в коробке должна меняться через каждые 20 тыс. км пробега. Для автоматов замена рекомендована 1 раз в 6 лет или через каждые 40 тыс. км при тяжёлых условиях использования транспортного средства.
Changan. Замена охлаждающего материала в раздатке рекомендована через каждые 40–60 тыс. км.
Hyundai. В этом случае мастера рекомендуют пренебрегать инструктивными предписаниями производителя и прибегать к замене масла через каждые 120 тыс. км пробега в механике и 90 тыс. — в автоматах.
Kia. В механических коробках замена жидкости не предусмотрена, в автоматических трансмиссиях её желательно обновлять через каждые 90 тыс. км. Если у автомобиля полный привод, замена масла рекомендована 1 раз в 105 тыс. км.
Renault. Масла в коробке этих транспортных средств не меняются, обновить их можно только после ремонта узла. Сколько и какие конкретно жидкости можно заливать, прописано в технической документации.
Skoda. Рабочая жидкость на автоматических и механических трансмиссиях рассчитана на весь срок эксплуатации. В коробке-роботе желательно обновлять её через каждые 60 тыс. км.
Toyota. Производитель рекомендует проводить проверку масла в коробке 1 раз в 40 тыс. км.
VAZ. В переднеприводных моделях с любым видом трансмиссии охлаждающий и смазочный материал должны обновляться через каждые 180 тыс. км. На Lada 4х4 к замене советуют прибегать через каждые 4 года эксплуатации, на Ниве — через 45 тыс. км пробега. Первую рабочую жидкость следует менять после того, как автомобиль проедет 2–3 тыс. км.
VW. В коробке-роботе с двумя сцеплениями на легковых автомобилях менять масло рекомендуют через каждые 60 тыс. км, в классических автоматах — через каждые 4 года, в механике — в 2 раза чаще.
Если в процессе эксплуатации автомобиля вы заметили какие-то нехарактерные признаки, намекающие на то, что рабочая жидкость в трансмиссии утратила свои основные свойства, а по регламенту менять её ещё рано, лучше посетите сервис. Преждевременная замена масла обойдётся вам относительно недорого, а устранить неисправности в коробке или полностью заменить «убитый» узел в рамках ограниченного бюджета, точно не получится.
Когда менять трансмиссионную жидкость в автоматической коробке передач
Замена масла для каждого автомобилиста процесс знакомый, но только если речь идёт о моторном. Если же говорить о смене масла, точнее жидкости в автоматической коробке передач, то сразу появляется множество вопросов. Когда менять и как менять — основные, но также интересно, а нужно ли это делать вообще, ведь часто производители заявляют, что масло внутри рассчитано на весь срок службы.
Зачем жидкость в коробке передач
Для начала стоит понять, за что отвечает вязкая жидкость внутри автомата. Отметим, сейчас мы будем говорить только о классических автоматических коробках передач. Трансмиссионная жидкость в АКПП выполняет сразу несколько достаточно важных функций. она является рабочим телом для гидравлической системы. Передачи переключаются за счёт давления жидкости внутри. охлаждает внутренности АКПП, смазываются детали, те же подшипники например.
Что происходит с ATF
С годами трансмиссионка теряет свои свойства: присадки вырабатываются, снижается вязкость. Плюс ко всему в жижу попадают продукты жизнедеятельности коробки передач. В АКПП находится большое количество пар трения, которые вызывают неизбежный износ. Это микрочастицы фрикционов, а также других внутренностей агрегата. Со временем они могут забить каналы гидроблока. Способствует «старению» жидкости её перегрев.
Когда менять
Вот, собственно, мы и подошли к первому спорному вопросу. Пару десятков лет назад можно было совершенно точно сказать, что масло меняется каждые 30–60 тысяч километров. Однако в наши дни некоторые производители автомобилей утверждают, что ATF залита на весь срок службы коробки. Правда, есть в этом заявлении и оговорки. В мануалах всё же прописана периодичность замены для тяжёлых условий эксплуатации. Причём под ними подразумевается не только какое-нибудь серьёзное бездорожье, но и обычные пробки. Фактически эксплуатацию автомобиля в Казахстане можно причислить к тяжёлой и следовать рекомендациям мануала.
На заметку: если вы не первый владелец авто и предыдущий хозяин забыл отдать мануал, то его всегда можно найти в интернете.
На Toyota Camry XV70, к примеру, прописана замена жидкости каждые 80 000 км или раз в четыре года, а к Hyundai Accent указано: «Не нуждается в проверке и техническом обслуживании», — но в отдельной таблице говорится об интервале 100 000 км при езде по пыльным, горным или загруженным дорогам.
Как менять
Это второй спорный момент. Копий на тему методов замены ATF сломано очень много. Выделяется два основных способа: частичная замена и полная с помощью специального оборудования. В чём разница этих способов, очевидно из названия, но сразу появляется вопрос: зачем менять только часть масла, если грязные остатки всё равно смешаются со свежей жидкостью?
Частичная замена
Этот способ частенько рекомендуют применять на не самых свежих коробках передач, особенно если дата предыдущей замены масла неизвестна. Считается, что несколько таких процедур позволяют полностью обновить ATF без резкой смены характеристик жидкости и риска забить продуктами износа, оседающими на стенках системы и гидроблока. В последней беде винят моющие присадки, которыми богата свежая ATF.
Во время процедуры из коробки передач сливается всё доступное масло со снятием поддона (если таковой имеется). В некоторых случаях это около половины полного объёма. То есть если в автомат залито 10 литров, то в ванне с отходами окажется примерно пять. Также меняется прокладка и чистятся магниты для улавливания металлической стружки. Чаще всего последние ставятся на сливную пробку. После небольшого пробега на разбавленной жидкости процедура повторяется.
Металлическая стружка на магните
Отметим, при частичной замене велика вероятность того, что значительная часть мусора всё же останется внутри коробки передач. В среднем такая процедура при использовании качественной ATF обходится от 30 до 75 тысяч тенге.
Важно: если в слитом масле мастера обнаружили большое количество продуктов износа, то вливание свежей жидкости коробку передач уже не спасёт. Её нужно будет ремонтировать, но частичная замена может ненадолго отсрочить вложения.
Замена с вытеснением (полная)
Вторым способом замены масла в автоматической коробке передач является вытеснение. Тут применяется специальная установка, которая буквально выдавливает старое масло и заменяет его новым. Критики такого метода считают его более вредным для агрегата, так как существует высокий риск забивания гидросистемы вымытыми частицами продуктов износа.
В данном случае необходимый объём масла может быть несколько выше, чем рекомендуемый производителем. То есть если в коробке должно быть 10 литров, то расход будет на уровне Стоимость процедуры начинается с отметки 45 тысяч тенге.
Менять фильтр в автомате или нет?
Фильтры в автоматических коробках передач можно разделить на два вида: металлические и бумажные. Оба они потребуют к себе внимания при замене масла, но разного. Первый представляет собой сетку с крохотными ячейками, призванными задерживать стружку и прочий мусор, который со временем накапливается в жидкости. Во время обслуживания агрегата металлический фильтр достаточно хорошо промыть и поставить на место. С бумажным такой фокус не сработает. Его нужно менять.
Использованный фильтр из автоматической коробки Mitsubishi Lancer X
Какую жидкость лить в коробку автомат?
Экспериментировать с выбором жидкости для автоматической коробки передач или подбирать её по принципу, что дешевле, точно не стоит. Такой подход может обернуться дорогостоящим ремонтом агрегата.
Существует несколько способов определить, какую именно жидкость нужно заливать:
- Осмотреть щуп (если таковой имеется). Производители иногда указывают на нём нужный тип масла.
- Найти специальную табличку под капотом.
- Полистать инструкцию по эксплуатации автомобиля.
- Обратиться к дилеру или в специализированный магазин, где смогут подобрать жидкость по каталогу.
Отметим, зачастую у автопроизводителей есть линейки собственных брендов. В их числе, к примеру, Toyota, Nissan и Hyundai/Kia.
Споры по поводу того, как менять масло, частями или полностью, продолжатся и дальше. У каждого из методов найдутся адепты и противники. Но! И те и другие должны согласиться, что вечной ATF не существует и оставлять жидкость без внимания не стоит. Обновлять её следует в соответствии с существующими регламентами, а если машина эксплуатируется в сложных условиях, то делать это следует чаще.
Ещё по теме
Пять советов, как и чем заправить автокондиционер и избежать развода
Как «прикурить» автомобиль правильно
Сколько стоит установка ГБО
Кто ответит за сосульку, упавшую на машину
Комментариев: 29
Каждые 40 тыс. Со снятие и чисткой поддона. Моточасы ни кто не отменял. Масло моторное с пробками 4.5-5тыс гидро кряк и 9пао синтетика. И будет всё жить очень долго. Если отжигать ещё делим на два
хоть сотню тысяч наотжигал?
так Вы её и делаете не каждый день… раз в 40-50.000 км можно раскошелиться или сменить авто…
есть коробки, где масло меняет ТОЛЬКО путем частичной замены. слил-залил-поездил, опять слил-залил.
Продал машину и счаслив! ни тебе бензин покупай, ни тебе масло меняй, колодки, ремни , дворники, антифриз, резину..
Я тоже так думал, но через полгода взял машину снова)))
Самокат с наушниками теперь главное не покупай, а то залетишь нечаянно под камаз
Ай как сказал. Как Боженька молвишь! ))
не, самокат для дибилов малолетних, камазы в город не пускают.
в целом, все написано правильно, но применять это для реальной жизни нельзя, потому что дьявол кроется в деталях.
можно выделить три вида автоматических коробок: 1. старые четырехступенчатые, 2. пятиступенчатые и больше, 3. шестиступенчатые и больше с управляемым проскальзыванием фрикционов.
для всех видов коробок обязательно менять масло, но есть нюансы. для первого вида можно менять масло смело, попутно меняя фильтры, уплотнители и изношенные детали. маловероятно, что от замены масла, пострадает коробка. делается это примерно раз в 100 тыс или 5 лет. марка масла или аналога, а также точный интервал замены нужно определять из реального опыта конкретной модели АКПП
для второго и третьего вида есть правило: если с новья масло не менялось больше 100 тыс, то есть вероятность попасть на капремонт после замены. это связано с тем, что допуски для таких коробок намного меньше, чем для первого вида и образовавшаяся пыль и стружка за это время становятся частью рабочих поверхностей АКПП, заменив масло и смыв их, в лучшем случае, можно получить неадекватно работающуюю коробку. далее, если проблема не очень серьезна, контроллер коробки сам подкорректирует ее поведение и все вернется в более-менее нормальную рабочую схему. но также и возможен вариант, когда коробка упадет в аварию и не сдвинется с места до полного ремонта. если очень хочется поменять масло в подобных коробках, что единственный вариант — это частичная замена 2, а лучше, 3 раза (по половине и трети рабочего объема соответственно). также как и с остальными видами коробок, очень важно подобрать марку масла и периодичность замены исходя из реальных данных именно этой модели АКПП. в среднем, второй тип коробок требует замены масла раз в 80 тыс км или 4 года.
третий тип — это самые классные коробки, но и самые требовательные. для них актуально все что написано про второй тип, но их особенность — это больше пыли от фрикционов, которая отлично забивает тонкие каналы и изнашивает соленойды. также часто требуют замены и изношенные фрикционы гидротрансформатора (у нас это называется ремонт гидротрансформатора). у этого вида коробок нужно менять масло чаще (60 и даже 40 тыс км пробега). интервал замены масла очень зависит от стиля езды, чем активнее ездите, тем чаще. конечно, это актуально для всех коробок, но для этого вида подобный подход критичен. также, как и для других коробок, марку масло и точные интервалы замены нужно подбирать исходя из опыта эксплуатации конкретной модели АКПП.
при правильном обслуживании, коробки очень надежны и без проблем выхаживают заложенные в них 250-300 тыс км ресурса (бывает и больше), независимо от их сложности. речь идет про механическую часть, к проблемам с блоками управления или перегревом это не относится.
лучшее, на мой взгляд, семейство АКПП — это ZF 6HP, отличные коробки по скорости переключения, топливной эффективности, настройкам работы… не требовательные к «оригинальности» масла, вполне можно лить неоригинал, но обязательно хорошего качества (в 3-4 раза дешевле оригинального). к ним есть множество запчастей и расходников по приемлемым ценам (привет надежной тойоте с их космическими ценами на запчасти и масло). коробки практически без сторонних болячек (привет мерседесовскому 722.9, который из таких болячек состоит). в общем, дешевы в эксплуатации и ремонте, при этом хороши в своей непосредственной работе. последующие 8HP еще лучше по характеристикам, однако дороже практически во всем.