Замена крестовины карданного вала ГАЗ 3302
Крестовина карданного вала обладает значительным ресурсом, однако и она рано или поздно приходит в негодность в результате постоянного воздействия механических нагрузок. На продолжительность срока службы детали значительно влияет качество смазки, а характерными симптомами её предельного износа являются щелчки при движении и заметный люфт при покачивании кардана. В этом случае шарнир необходимо заменить, чтобы не допустить выхода из строя сопрягаемых деталей. В данном посте продемонстрируем процесс замены крестовины карданного вала на автомобиле ГАЗ 3302 (Газель).
Вместо изношенной установим крестовину Zommer 3102-2201025. Деталь с этим каталожным номером также совместима с моделями семейства Волга (24, 2410, 3102 и 3110) и УАЗ 469, 3151, 3163. Крестовина Zommer отличается тщательной обработкой поверхностей и хорошим качеством металла. В комплектацию входят стопорные кольца и штуцер тавотницы. При условии регулярной и качественной смазки деталь имеет продолжительный срок службы.
Крестовина ГАЗ 24, 2410, 3110, 3102, 3302, УАЗ 469,3151,3163 (мелкие ролики) (30х55х88) Артикул: 19126
Прежде всего для замены крестовины на Газели необходимо снять карданный вал. Для этого сначала отсоединяем задний фланец кардана от фланца заднего моста, выкрутив крепежные болты. Затем откручиваем гайки, удерживающие скобу крепления подвесного подшипника, после чего выводим переднюю скользящую вилку кардана из зацепления с валом КПП.
Совет. После снятия карданного вала наденьте на его вилку пакет или замотайте её чистой ветошью, чтобы не допустить попадания внутрь грязи.
Составляющие кардана центрируются на заводе. Очистив поверхности от грязи, наносим на поверхности кардана и вилки метки, обеспечивающие возможность сборки в том же положении. Если этого не сделать, то при ином взаимном расположении деталей во время эксплуатации автомобиля появится вибрация.
Используя в качестве упора деревянный брусок, чтобы не повредить корпус кардана, с помощью отвертки и молотка выбиваем стопорные кольца, затем снимаем крышки подшипников и извлекаем саму крестовину.
Приступаем к установке новой детали. Очистив отверстия вилки заднего шарнира от грязи и ржавчины, устанавливаем крестовину и подшипники, после чего фиксируем их стопорными кольцами
Характерной особенностью и преимуществом крестовины Zommer 3102-2201025 является расположение пресс-масленки в корпусе одного из подшипников, а не изнутри, как в штатной детали. Это обеспечивает более удобный доступ к штуцеру для нагнетания смазки при помощи рычажно-плунжерного шприца. После завершения процесса штуцер тавотницы закрываем колпачком.
Теперь остается только установить карданный вал на свое место.
Установка задней крестовины карданного вала Zommer 3102-2201025 на ГАЗ 3302 выполнена специалистами сертифицированного сервисного центра по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств KAMAZ центр ООО «Ниж Бел» — официального дилера ПАО «КАМАЗ» в г.Дзержинск Нижегородской области.
Разборка карданной передачи и замена крестовин автомобиля Газель
Карданная передача; 1 — скользящая вилка; 2 — промежуточный карданный вал; 3 — отражатель; 4 — кронштейн промежуточной опоры; 5 — промежуточная опора; 6 — отражатель; 7 — карданный вал заднего моста; 8 — фланец карданного вала; 9 — фланец ведущей шестерни главной передачи; 10 — игольчатый подшипник крестовины; 11 — крестовина; 12 — стяжной болт; 13 — стопорная шайба; 14 — стопорная пластина; 15 — уплотнительное кольцо; 16 — шлицевая вилка; 17 — уплотнительная манжета; 18 — отражатель; 19 — защитный колпачок; 20 — пресс-масленка; 21 — стопорное кольцо; 22 — подшипник промежуточной опоры
Так как карданная передача отбалансирована на заводе, при каждой ее разборке и последующей сборке необходимо сохранить первоначальное взаимное положение валов.
В противном случае при движении автомобиля может возникнуть заметная вибрация.
Чтобы при сборке шлицы хвостовика промежуточного вала и шлицевой вилки заняли прежнее положение, делаем метки краской или зубилом на трубе промежуточного вала
Делаем метки краской или зубилом на шлицевой вилке среднего шарнира.
Отверткой отгибаем выступ стопорной шайбы, расположенную внутри шлицевой вилки
Вставив в вилку вороток или отвертку, удерживаем шарнир и отворачиваем болт на три оборота.
Вынимаем пассатижами П — образную пластину
Медным молотком или через проставку сбиваем вилку со шлицев промежуточного вала
Выворачиваем болт со стопорной шайбой.
Ударяя шлицевым хвостовиком промежуточного вала о деревянную подкладку, сбиваем промежуточную опору.
Вынимаем из промежуточной опоры защитные кольца.
Перед сборкой карданной передачи закладываем смазку Литол-24 в углубления защитного кольца со стороны, обращенной к карданному валу, и вставляем кольцо.
Покрываем смазкой ШРУС-4 шлицы промежуточного вала.
Оправкой, изготовленной из трубы (диаметром, приблизительно равным диаметру внутреннего кольца подшипника промежуточной опоры), напрессовываем опору на шлицы промежуточного вала до упора.
Закладываем смазку с другой стороны подшипника и надеваем второе защитное кольцо.
Устанавливаем уплотнительное кольцо в выточку вилки заднего карданного вала.
Заворачиваем болт с надетой на него стопорной шайбой в торец вала, предварительно смазав несколькими каплями герметика резьбовое отверстие.
Нанеся на заходную часть шлицев переднего вала поясок герметика шириной 10 мм, надеваем вилку, совместив ранее нанесенные метки.
Вставляем П-образную пластину под стопорную шайбу так, чтобы выступ на пластине вошел во впадину шлица вилки, а усик на стопорной шайбе – в вырез пластины.
Заворачиваем и затягиваем болт.
Стопорим болт, отогнув на его грань выступ стопорной шайбы
Разборка карданного шарнира
Промыв керосином детали шарнира, помечаем их взаимное положение.
Поддев отверткой, осторожно снимаем стопорные кольца подшипников.
Удобнее разобрать шарнир специальным съемником.
При его отсутствии выпрессовываем подшипник в тисках, для этого подбираем из отрезков труб или колец старых подшипников упорное кольцо и оправку.
Шарнир зажимаем в тисках так, чтобы оправка располагалась со стороны масленки и выпрессовываем подшипники
Сняв с крестовины подшипники в сборе с манжетами, снимаем вилку
Аналогично выпрессовываем вторую пару подшипников (манжеты должны остаться в корпусах подшипников) и вынимаем крестовину.
В случае установки нового шарнира его детали промываем от консервационной смазки.
Каждый подшипник промываем отдельно, чтобы не перемешивать иглы.
На торцах манжет должны быть фаски, их можно сделать мелким надфилем.
Высушив вымытые детали, надеваем манжеты на шипы крестовины так, чтобы пружинки были обращены в сторону грязеотражателей.
Заливаем немного масла в стаканы подшипников и надеваем их на крестовину.
Теперь снимаем три из них вместе с манжетами, а четвертый (со стороны масленки) — оставляем.
Дальнейшая сборка шарнира не отличается от сборки шарнира с деталями, бывшими в эксплуатации.
Свободный шип крестовины, противолежащий масленке, заводим в ушко вилки, а затем противоположный шип с надетым на него подшипником и стопорным кольцом – в противоположное ушко.
На свободный шип надеваем подшипник, введя его в отверстие ушка вилки.
Убедившись, что оба подшипника направлены в отверстия вилки, зажимаем шарнир в тиски, подложив между губкой тисков и ушком вилки упорное кольцо.
Запрессовываем подшипник на стороне масленки до соприкосновения запорной шайбы с ушком вилки.
Надеваем второе запорное кольцо на противоположный подшипник.
Обе половины шарнира собираем одинаково, но не забудьте восстановить взаимное положение вилок по меткам, сделанным до разборки.
Собирая остальные шарниры, устанавливайте крестовины так, чтобы масленки всех шарниров располагались в одной плоскости и по одну сторону шарнира.
Приспособление для разборки карданных шарниров
Разборка любых карданных шарниров будет проще и удобнее, если пользоваться приспособлением, показанным на рисунке.
Приспособление для разборки карданных шарниров: 1 — болт М14х70; 2 — верхняя опорная пластина; 3 — стяжка (2 шт.); 4 — нижняя опорная пластина; 5 — гайка М12 (2 шт.); 6 — отрезки трубы с внутренним диаметром 29 мм
Расстояние между опорными пластинами выбирается в зависимости от размеров шарнира.
Замена крестовины карданного вала Газель
Карданный вал
Владельцы автомобиля газель и соболь 4х4, а также в других автомобилях, где передача крутящего момента происходит при помощи карданной передачи время от времени сталкиваются с проблемой поломки крестовины карданного вала (шарнира). Естественно, в такой ситуации рекомендована ее замена. Такая деталь, как кардан газель, хоть и является довольно большой по размеру, но по конструкции настолько проста, что любой непрофессионал может выполнить ее ремонт.
Снятие крестовины
Крестовина карданного вала Газель
Процесс снятия крестовины карданного вала для большинства автомобилей схож. По схеме, которая будет описана ниже можно демонтировать её как с автомобиля газель, так и с соболь 4х4. Несколько иначе будет происходить снятие шарниров, установленных на автомобилях соболь 4х4, тем, которые находятся в переднем мосту, вместо ШРУСа, так как там будет несколько иным демонтаж самих вилок.
Итак, сначала стоит очистить кардан газель от грязи и пыли, а потом его демонтировать. Как снять кардан с автомобиля газель или соболь 4х4 можно найти достаточно много информации, поэтому мы эту операцию описывать не будем, но напомним, что перед демонтажем и разборкой карданного вала нанесите метки при помощи краски или зубила на все сопряженные элементы. Это необходимо для того чтобы впоследствии при сборке поставить все детали с тем же расположением, что и до разборки, тем самым избегая возможного дисбаланса.
Далее приступаем к снятию самого шарнира:
- Молотком наносим несильные удары по стаканам игольчатых подшипников, это надо для того, чтобы они несколько осели и тем самым ослабили нажатие на стопорные кольца;
- С помощью отвертки или плоскогубцев, кому как удобнее, снимаются стопорные кольца;
- Стакан игольчатого подшипника при помощи тисков или пресса выпрессовывается из вилки, для облегчения процедуры лучше воспользоваться оправкой из куска трубы или головки такого же размера, как и стакан;
- Кардан разворачивается на 180 градусов и выпрессовывается второй стакан, легче всего это сделать нанесением ударов по цапфе крестовины через оправку;
- Снимается вилка и торцевые манжеты подшипников;
- Применяя эту же схему, выпрессовываются остальные подшипники и снимается сама крестовина.
Конечно же, бывают ситуации, когда снятие крестовины с карданного вала осуществить довольно тяжело, при этом требуется именно замена шарнира, а не его ремонт. В таком случае для облегчения процедуры стоит распилить ее при помощи обычной болгарки и после этого выпрессовывать стаканы будет значительно легче.
Стоит отметить, тот факт, что если проводится замена одного шарнира, то обязательно надо менять и второй, с обратной стороны карданного вала.
Это относится не только для автомобилей газель и соболь, колесных схем 4х2 и 4х4 – это правило абсолютно для всех случаев.
Монтаж крестовины
Ремонт крестовины карданного вала Газель
Установка проводится значительно легче, так как все наши узлы уже очищены и обильно смазаны.
Приступим к процедуре:
- В ушко вилки заводится свободный шип крестовины, который находится с обратной стороны масленки, а противоположный шип с уже установленным на него подшипником и стопорным кольцом вводим в противоположное ушко;
- Подшипник вводится в ушко вилки и одевается на свободный шип крестовины;
- Убедившись, что оба подшипника совмещены с отверстиями вилки и шарнир зажимается тисками;
- Проводится процесс напрессовывания подшипника до момента соприкосновения запорной шайбы с ушком вилки;
- Устанавливается второе стопорное кольцо на противоположный подшипник;
- Повторить процедуру для второй половины шарнира.
Опять же напоминаем, что не стоит забывать про, заранее нанесенные, метки и провести сборку согласно им.
Ну вот, замена шарниров выполнена и можно кардан газели устанавливать на место.
Это нужно знать о замене крестовины карданного вала Газель
Что делать, если требуется экстренная замена крестовины карданного вала Газель (ГАЗ 3302 и др.)? Вопрос, конечно, не совсем точный. Понятное дело, нужно менять. Но как? Об этом пойдет речь.
Карданный вал нужно, прежде всего, снять. Делается это на Газели элементарно путем снятия нескольких болтов. На этом заострять внимание не будем. Детали очистить от грязи и пыли. Теперь предстоит собственно замена крестовины своими руками.
Демонтаж узла при замене крестовины
-
- Для начала нужно ослабить давление подшипников на стопорные кольца. С этой целью можно нанести легкие удары молотком по стаканам подшипников.
- При помощи плоскогубцев и отвертки снимаем стопорные кольца.
- Выпрессовываем (выбиваем) стакан из вилки. Можно использовать подходящую по размеру головку ключа.
-
- Карданный вал разворачиваем на 180º, выбиваем второй подшипник.
- Демонтируем вилку.
- Таким же образом продолжаем замену, осуществляем дальнейшую разборку своими руками.
- Освобожденные детали еще раз очищаем от грязи, при необходимости шлифуем слегка мелкой шкуркой.
Монтаж крестовины карданного вала Газель
-
- Новую крестовину при замене проверяем на наличие достаточного количества масла в подшипниках. При необходимости добавляем.
-
- В одно «ухо» вилки вводим шпенек крестовины с уже надетым на него подшипником с установленным кольцом, в другое — противоположный свободный выступ крестовика.
- На последний надевается подшипник, все детали проверяются на соосность и помещаются между губками тисков. Далее — запрессовка с установкой стопорного кольца с другой стороны.
-
- При отсутствии тисков подходящего размера операции можно проделать молотком.
- Аналогичные действия производим с другой половиной шарнира.
Напоследок стоит сказать, что подобные действия по замене крестовины карданного вала Газель — операция не частая. У этих узлов очень большой ресурс и автомобиль Газель может без проблем выходить не одну сотенку тысяч километров без всяких замен. Но при этом надо помнить, что при каждом ТО крестовины карданного вала необходимо смазывать трансмиссионным маслом.