Какой принцип работы часов с автоподзаводом?
Общий принцип работы часов с автоподзаводом и без оного, абсолютно одинаковый. Энергия заведенной пружины, находящейся в заводном барабане, создает на заводном барабане вращающий момент. Заводной барабан, представляющий собой зубчатое колесо, находясь в зацеплении с зубчатыми колесами часового механизма, передает им свой вращающий момент. Зубчатые колеса часового механизма передают вращающий момент анкерному механизму, и балансу часов, которые предназначены для стабилизации их хода, и естественно передают вращение на стрелки. Повторюсь, это общий принцип работы наручных часов. А вот различия часов с обычным заводом и с автоподзаводом заключаются в различии принципов завода заводной пружины. В обычных часах завод пружины осуществляется ключом. Вращение ключа системой шестерен заводного механизма передается на ось заводного барабана с которой жестко связан один конец заводной пружины. Другой конец пружины жестко закреплен в корпусе заводного барабана. Таким образом, вращая ось заводного барабана мы закручиваем заводную пружину, запасая в ней все больше энергии. В обычных часах завод можно осуществлять до "упора". Только, естественно, слишком упираться не стоит, что бы не сломать механизм завода или пружину. В часах с автоподзаводом механизм подзавода состоит из свободно качающегося массивного маятника. Ось качания маятника совпадает с центром часового механизма, и жестко связана с самим маятником. При качании маятника ось совершает вращение в разные стороны. На оси маятника жестко сидит зубчатое колесо, которое через систему зубчатых колес механизма подзавода передает вращение оси маятника на ось заводного барабана. Здесь следует отметить, что механизм подзавода устроен таким образом, что при качании маятника в ту или иную стороны "включаются " те или иные зубчатые колеса механизма подзавода, и на ось заводного барабана всегда действует вращательный момент, направленный в одну и ту же сторону. В часах с подзаводом, что бы не сломать механизм подзавода, когда при полностью заведенной пружине маятник все равно качается, заводная пружина не сцеплена с осью заводного барабана жестко. Конец пружины лишь плотно облегает ось. И при некотором уровне завода пружины ось барабана может провернуться относительно пружины, исключив таким образом поломку механизма подзавода. Естественно, часы с подзаводом можно заводить и ключом, точно так же как обычные часы. Только нужно учитывать, что эти часы нельзя будет завести до "упора", поскольку по достижении некоторого уровня завода ось заводного барабана будет прокручиваться в охватывающей её заводной пружине.
Все о механических часах с автоподзаводом: принцип работы, плюсы и минусы
Большинство современных механических часов оснащено автоматическими механизмами. Они не требуют ничего, кроме регулярного ношения, чтобы поддерживать работоспособность. Расскажем, как работают механические часы с автоподзаводом, в чем их плюсы и минусы, разберем нюансы обслуживания и ухода.
Что такое механические часы с автоподзаводом?
Механизмы часов делятся на две категории – ручные и автоматические. Механические калибры состоят из множества крошечных шестеренок и пружин. Именно поэтому они дороже, чем те, которые работают от батареи. Модели с батарейным питанием могут быть более точными, но энтузиасты и ценители предпочитают автоматические или ручные. Эти уникальные аксессуары олицетворяют сотни лет точности, мастерства и инноваций в часовой индустрии.
Механизмы с автоматическим подзаводом используют естественные движения запястья для питания. Если часы носят каждый день, владельцу не придется заводить их вручную, чтобы они оставались в рабочем состоянии.
Как работает автоподзавод?
- В целом заводной механизм напоминает ручной.
- К ручным деталям добавляется металлический груз, называемый ротором.
- Ротор может свободно вращаться и связан с механизмом.
- Ротор вращается при каждом движении запястья, передавая энергию боевой пружине.
- Боевая пружина автоматически заводится в результате передачи энергии.
Чтобы купить наручные механические мужские часы с автоподзаводом, достаточно заглянуть в коллекции таких брендов, как Tissot, Seiko, Epos, Swatch. Если покупаете аксессуар в подарок, не забудьте про вотчвиндер – шкатулку с прозрачным окном, демонстрирующую красоту часов.
Почему стоит купить наручные механические мужские часы с автоподзаводом?
Главные плюсы часов на автомате:
- Ритуал ежедневного подзавода не требуется. Достаточно просто носить их каждый день.
- Плавное движение. В отличие от кварцевых.
- Высокая ценность. Для сборки этого типа часов требуется больше навыков.
- Солидный вид. Признак качественных механических часов заключается в их весе, большинство моделей достаточно крупные и тяжелые.
- Эстетика. Само по себе мастерство, воплощенное в автоматических часах, — настоящий гений, не говоря уже об инженерии. Это делает их одними из самых эстетичных часов на рынке.
- Большой запас мощности. В зависимости от марки некоторые модели могут сохранять заряд до 10 дней.
Выбрать наручные механические часы с автоподзаводом вы можете в магазине yourclock.ru.
Недостатки автоподзавода
Основным минусом таких моделей является высокая цена: они дорогие по сравнению с другими типами.
Автоподзавод может быть слишком чувствительным к окружающей среде. Сам механизм, позволяющий заводить его самостоятельно, также может работать ему в ущерб.
Нужно ли заводить механические часы с автоподзаводом вручную?
Если вы носите аксессуар регулярно, проблем с подзаводом практически нет. Большинство современных часовых механизмов также можно заводить вручную. Это особенно удобно, если вы нечасто носите их или часто их перемещаете.
Рекомендуется ли регулярно заводить автоматические часы вручную, также зависит от механизма. Универсального ответа нет. Обычно эту информацию предоставляют производители. В целом, чем меньше вы полагаетесь на ручной завод автоматических часов, тем медленнее изнашиваются компоненты.
Техническое обслуживание и уход
Несколько правил эксплуатации изделий:
- Регулярное ношение автоматических часов – самый простой способ ухода за ними.
- Если они остановились из-за отсутствия износа, осторожно встряхните их циферблатом вверх, пока стрелки не начнут снова двигаться. Или наденьте их и несколько раз пошевелите запястьем. Когда стрелки начнут двигаться, вы можете установить дату и время.
- Всегда держите их сухими и чистыми. Не принимайте душ или ванну с часами. Хотя они могут быть водонепроницаемыми, обычно они не выдерживают высоких температур. Прокладки внутри механизма могут расширяться и сжиматься, что сокращает срок службы часов и снижает их точность.
Обычный износ случается даже с часами, находящимися в самом хорошем состоянии. Чтобы ваши автоматические часы оставались точными и красивыми, им потребуется профессиональное обслуживание каждые 3-5 лет.
Часы с автоподзаводом: как заводить, как работают, как пользоваться
Рассказываем о механических часах с автоподзаводом. Каков принцип действия автоподзавода? Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом? Точность таких часов — отличается ли она от точности часов с ручным заводом?
Что такое автоподзавод?
Чтобы выполнить работу, необходимо затратить энергию. Вот, допустим, вы, дай вам Бог здоровья, крутя ручку ворота, поднимаете из колодца ведро воды. При этом вы расходуете энергию, накопленную в вашем организме благодаря трехразовому питанию, а также дыханию и еще чему-то. А когда ту же работу делает бензиновый или дизельный «движок», он использует энергию сгорающего топлива.
С часами точно так же. Чтобы двигались стрелки и другие индикаторы – это ведь тоже механическая работа, – необходим источник энергии. В электронных (кварцевых) часах – батарейка, заряд которой постепенно уменьшается. В механических – заводная пружина, которую мы снабжаем энергией с помощью заводной головки. Строго говоря, вращая заводную головку, вы переводите в работу часть энергии, накопленной опять же в вашем организме… Но так глубоко мы заглядывать не будем, а то пришлось бы, в конечном счете, вспомнить об изначальном источнике всех энергий – для кого это Солнце, для кого Большой Взрыв, для кого Господь… Ограничимся механическими часами.
Итак, вы завели часы. Они будут идти до тех пор, пока не раскрутится до «нуля» заводная пружина. Конечно, до такого состояния обычно не доводят: если полного натяжения пружины хватает, например, на двое суток, то рекомендуется взводить ее вдвое чаще, т.е. раз в сутки. Да, некоторая морока. И на помощь приходит изобретение, сделанное одним из выдающихся часовых мастеров прошлого – Авраамом-Луи Перреле, коллегой, соратником и, заодно, полным тезкой прославленного Бреге. Это изобретение – автоподзавод.
Механические часы с автоподзаводом отличаются от часов с ручным заводом тем, что не нуждаются в регулярной операции вращения заводной головки. Возможность ручного завода в них предусмотрена, но если вы постоянно, с не слишком большими перерывами, носите автоматические часы на руке, то они и подзаряжаются тоже автоматически. Подзавод происходит в результате движений вашей руки, а значит, первичным источником энергии служит опять же ваш организм.
Как работает автоподзавод в механических часах
Принцип действия автоподзавода в часах гениально прост. Часовой механизм в них дополнен системой, в которой главный элемент – так называемый ротор. Обычно он имеет форму сектора, крепится на оси по центру механизма, а центр тяжести имеет максимально смещенный к периферии. Эту периферийную часть делают как можно более тяжелой, выполняют ее из вольфрама, иногда из золота, всемерно увеличивая момент инерции. При движении руки с такими часами ротор, под воздействием инерционных сил, колеблется на своей оси. Эти колебания, через соответствующую передачу, увеличивают натяжение заводной пружины.
Вот и все, принцип работы несложен. Другое дело, что конструктивно непроста его реализация. До настоящего времени основным типом автоподзавода является представленный Авраамом-Луи Перреле в 1777 году (скоро будем отмечать 250-летие). Швейцарская часовая компания имени изобретателя, Perellet, тоже на плаву, причем, стремясь быть в авангарде всего, что связано с автоподзаводом, в некоторых моделях она применяет сразу два ротора – один сзади (его видно через прозрачную заднюю крышку), другой спереди, над циферблатом.
За упомянутые почти два с половиной века придуман ряд разновидностей системы автоподзавода: двусторонняя, у которой подзавод работает при колебаниях ротора в обе стороны (у Перреле – лишь в одну, обратный ход холостой); система Пеллатона; системы с микроротором; встречаются инерционные линейные грузы, двигающиеся по направляющим. Однако главный принцип работы автоподзавода всё тот же: двигающийся по инерции груз добавляет заводной пружине натяжения.
Заметим, что во времена Перреле наручных часов не было. А карманные приходилось брать в руку и «качать». И еще заметим, что в наше время для автоподзавода есть шкатулки с электромоторчиками: вы ставите свои часы в предназначенные для них гнезда, включаете устройство, оно вращает часы по заданной программе, обеспечивая их подзавод. Вещь, полезная, если у вас несколько часов (не можете же вы носить их все вместе) или если вы долго не надеваете часы на руку. Да и для интерьера такая шкатулка – украшение.
Точность хода
Иногда возникает вопрос: какие из механических часов ходят точнее, с автоподзаводом или без. Ну, в общем-то, разница очень невелика. Но все-таки при некоторых условиях она есть. Дело в том, что при совсем малом натяжении заводной пружины часы начинают отставать. Это и понятно: ведь в предельном случае, когда пружина ослабла до нуля, часы останавливаются совсем. То есть отстают на 24 часа за сутки… Правда, изобретены так называемые устройства постоянной силы, которые обеспечивают равномерный ход часов вплоть до полной остановки, но они применяются лишь в некоторых элитных и, соответственно, дорогих моделях.
Именно по причине замедления хода при существенном ослаблении пружины и рекомендуется заводить часы на половине заявленного запаса хода. Если измерить погрешность хода часов равного класса с ручным заводом и с автоподзаводом при диапазоне запаса хода от полного до половинного, то разницу обнаружить не удастся. А вот при остатке меньше половины она станет проявляться, и чем дальше, тем больше. И здесь у автоматических часов есть преимущество: они, при регулярном пребывании на запястье, гораздо реже теряют более половины запаса хода, ибо подзаводятся практически постоянно.
Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом
Во-первых, можно ли заводить часы с автоподзаводом вручную? Ответ: конечно, можно! Представьте себе: вы неделю-другую подержали свои автоматические часы на тумбочке. Естественно, они остановились. Ой, как долго придется вам трясти часы в надежде завести их ротором… Да и вряд ли вообще удастся сделать это эффективно. Поэтому крутить заводную головку часов с автоподзаводом, если они стоят, можно и нужно.
Вопрос – как это делать? Ответ: ровно так же, как вы заводили бы часы без автоподзавода. Вращайте заводную головку «от себя», т.е. по часовой стрелке (если смотреть на головку со стороны ее торца). Внимательно слушайте: если уловите приглушенные щелчки – хватит, пружина заведена полностью. Как правило, для этого достаточно 15–20 оборотов.
Как пользоваться с часами с автоподзаводом
Да точно так же, как часами без автоподзавода! Главное – бережно. И полезно не забывать о ТО – техническом обслуживании. Все механические часы – сложная и нежная конструкция, периодически нуждающаяся в таких действиях, как чистка, регулировка, замена смазки. Про часы с автоподзаводом можно сказать, что они, при прочих равных, требуют подобного ухода даже в большей мере, чем часы с ручным заводом, ибо модели-автоматы сложнее – ровно на ту самую систему автоподзавода.
Спешат или отстают: что делать?
Велико искушение отрегулировать часы самостоятельно. Но категорический совет: несите в ремонт! В мастерских работают специалисты, располагающие знаниями, опытом и необходимыми инструментами, которых у вас, скорее всего, нет. О наиболее вероятной причине снижения точности хода мы уже сказали: пора на ТО! В механизме много трущихся деталей, соответственно они нуждаются в смазке. Масло со временем загустевает, да и попадание пыли, грязи не исключено. Все это приводит к притормаживанию баланса, а в сильно запущенных случаях – к полной остановке или поломке. Если у вас есть автомобиль, вы же периодически приезжаете на сервис? Вот и с часами так же. Независимо от того, попроще они или посложнее, с ручным заводом или с автоподзаводом.
Как заводить механические часы с автоподзаводом?
В механических ходиках, которые не нужно настраивать вручную, пружина заводного барабана получает энергию от вращающегося ротора, а не ручного подзавода. Ротор представляет собой серповидный груз со смещенным центром тяжести. Особенность ротора заключается в том, что он вращается при любом изменении положения руки. Поэтому такие часы работают только при условии их регулярного ношения.
Чтобы часы не останавливали свой ход, их нужно носить ежедневно. Запас хода позволяет часам не останавливаться и в статичном положении, но если часы находятся в покое слишком долго, они перестают работать.
Как завести часы с автоподзаводом: инструкция
Завести механизм можно с помощью переводной головки. Чтобы сделать это правильно, следуйте простому алгоритму:
Снимите наручные часы;
Крутите головку до упора и только по часовой стрелке. Если вращать коронку против часовой стрелки, есть риск повредить механизм;
Вращайте головку, пока не почувствуете сопротивление. Обычно для завода часов хватает 15-25 оборотов.
Частота завода часов зависит от образа жизни их владельца. Активным людям, склонным к энергичной жестикуляции заводить часы вручную не нужно – автоподзавод срабатывает при движении их руки.
Важно! Во время тренировок, часы рекомендуется снимать, чтобы не нарушить работу механизма.
Малоподвижным людям лучше периодически двигать рукой с часами или приобрести виндер. Это специальная катушка для хранения часов с автоматическим заводом, оснащенная ротором и барабаном. Часы в ней постоянно находятся в движении, поэтому и не останавливаются. Такой способ больше подходит для тех, кто носит часы непостоянно.
Правила настройки часов с автоподзаводом
Чтобы не сломать часы при вращении головки, соблюдайте простые правила:
Не заводите автоматические часы на прямой руке;
Избегайте резких движений, которые могут спровоцировать поломку хрупкого часового механизма;
Аккуратно заводите часы в условиях высокой влажности, даже если у вас водопроницаемая модель. Попадание влаги внутрь корпуса может стать проблемой для нормальной работы часов.
Неправильная эксплуатация часов может привести к выходу из строя всего механизма. Причиной остановки часов может быть также неисправность маятника, который приводит в движение пружину барабана. Поэтому, если у вас не получается завести часы, не пытайтесь их трясти или поворачивать головку снова и снова. В таком случае лучше обратиться в сервисный центр.
Поводом обратиться в ремонт может быть также затрудненный завод устройства. Если стрелки переводятся с усилием, вероятнее всего, элементы механизма нуждаются в смазке.