Рулевая тяга: как диагностировать и исправить поломку
Рулевая тяга необходима для передачи усилий от рулевой рейки на поворотные кулаки: она обеспечивает поворот колеса на необходимый угол. Как и любая другая деталь автомобиля, со временем она выходит из строя. Рассказываем, как распознать неисправности и устранить их.
Как устроена рулевая тяга
Рулевая тяга — один из нескольких шарниров подвески. К ним также относятся шаровые опоры, рулевые наконечники, стойка стабилизатора. Кроме того, шарниры устанавливают в некоторых рычагах вместо сайлентблоков.
Устройство представляет собой тягу с шариком на конце, который вставлен в корпус и обжат вкладышем. Вкладыш сделан из специального материала, который, с одной стороны, обеспечивает плотное зажатие, с другой — заменяет смазку для легкости перемещения.
Если шарнир изнашивается, появляются люфты. Износ возникает по естественным причинам или из-за попадания влаги и коррозии. Догадаться о люфтах можно по постороннему звуку из подвески. Иногда они отдаются ударами в рулевом колесе. Также заметен неравномерный износ резины.
Способы диагностики рулевой тяги
Чтобы определить, какой именно шарнир вышел из строя, достаточно пошатать колесо. Если оно болтается во всех плоскостях, то виноват ступичный подшипник. Недавно мы рассказывали о том, как его заменить. Если только в горизонтальной плоскости, проблема в шарнире.
На этом этапе потребуется помощь: один человек должен продолжать шатать колесо, а второй — проверять рулевой наконечник, шаровую опору, шарнир рулевой тяги. Люфт может быть непосредственно в рулевом механизме. С правой стороны изнашивается опорная втулка, с левой — сочленение рулевого вала и зубчатой рейки. Чтобы определить неисправность точно, достаточно взяться за шарнир, выкрутить руль и пошатать шарнир в разные стороны. Если вы чувствуете люфт, разбита рулевая рейка. Если нет — скорее всего, тяга.
Последний тест: зафиксируйте рулевое колесо, вынув ключ из замка зажигания. Снова пошатайте колесо. Если рулевая тяга свободно перемещается, неисправен шарнир.
Замена шарнира
В первую очередь потребуется стронуть контргайку. Затем оцениваем состояние рулевого наконечника. Перед установкой съемника рекомендуем брызнуть немного силикона. Проверить состояние шарнира рулевого наконечника можно так: удерживайте корпус и шатайте палец в разные стороны. Если он остается в том положении, которое ему придали, шарнир плотный. Если под воздействием резинового пыльника стремится в центральное положение, такой наконечник лучше превентивно заменить.
Снимаем пыльник рулевой тяги и приступаем к откручиванию. Для этого потребуется разводной ключ. Часто подобраться к шарниру мешают рычаги или другие элементы подвески. В таком случае автовладельцы используют специальные ключи и удлинители, подбирая их под размер грани.
Для шарниров без граней берут эксцентриковый съемник. И, оказывается, это может привести к поломке.
Одна из причин преждевременного выхода из строя рулевого шарнира — повреждение корпуса. Оно возникает из-за откручивания подручными средствами. При этом производитель может отказать в рекламации, если видит следы от инструмента на корпусе.
Что делать? Технические специалисты рекомендуют использовать специальный инструмент. По типу действия он похож на эксцентрик, но имеет три точки касания.
Круглые мягкие ролики фиксируются на рулевом шарнире, есть возможность присоединить динамометрический ключ. Благодаря этому производим замену с нужным усилием и избегаем повреждений. В ЕвроАвто применяют именно такой инструмент.
Завершаем замену шарнира и приступаем к сборке в обратной последовательности. Последний шаг — посетить стенд развал-схождения.
Как определяют степень износа деталей шарниров рулевых тяг?
Шарниры рулевых тяг — это важная часть системы рулевого управления автомобиля. Они соединяют рулевой механизм с колесами и помогают управлять направлением автомобиля. Несмотря на их важность, эти детали могут изнашиваться со временем и использованием. В этой статье мы рассмотрим, как определить степень износа деталей шарниров рулевых тяг.
1. Визуальный осмотр
Первым и самым простым способом определения степени износа шарниров рулевых тяг является визуальный осмотр. Для этого необходимо поднять автомобиль на домкрате и осмотреть шарниры с двух сторон. Если на деталях нет видимых повреждений, трещин или ржавчины, то они, скорее всего, в нормальном состоянии. Однако, если шарниры покрыты ржавчиной или имеют иные повреждения, их следует заменить.
2. Проверка люфта
Следующий способ проверки степени износа шарниров рулевых тяг — это проверка люфта. Для этого необходимо отремонтировать автомобиль на жесткую площадку и закрепить передние колеса, чтобы они не могли вращаться. Затем необходимо попробовать двигать колеса в разные стороны. Если колеса имеют люфт и двигаются в разные стороны, это может указывать на износ шарниров рулевых тяг. В этом случае деталь нужно заменить.
3. Проверка на наличие шума
Шум при езде может быть еще одним указанием на износ шарниров рулевых тяг. Если во время езды вы слышите тиканье, скрежет или другие звуки, то это может быть связано с износом этих деталей. В этом случае рекомендуется обратиться в автосервис для замены шарниров рулевых тяг.
В заключение, регулярная проверка состояния шарниров рулевых тяг — это важная часть обслуживания автомобиля. Если вы обнаруживаете признаки износа этих деталей, необходимо немедленно заменить их для обеспечения безопасности на дороге. Лучше всего обратиться в автосервис, где опытные механики могут оценить состояние шарниров рулевых тяг и выполнить замену в случае необходимости.
Рулевая тяга: как устроена, проверка и замена
Рулевая тяга любого авто передают вращающий момент и усилия, возникающего при повороте руля, на металлические кулачки. Конструкция рулевых тяг легковых ТС, минивэнов и внедорожников отличается. Они оснащены наконечниками по концам, некоторые модификации имеют резьбовой участок и стандартный наконечник.
С помощью соединительной металлической втулки и резьбовой части соединяются два наконечника. Они имеют разную длину для обеспечения необходимого угла поворота колёс Таким образом образуется регулируемая система рулевого управления.
Шарниры обеспечивают свободный ход всех подвижных элементов в системе рулевого управления машины. Элементы обеспечивают беспрепятственное перемещение деталей, входящих в систему рычагов. Шарниры поворачиваются в горизонтальной и вертикальной осях, имеют несколько степеней свободы. Привод передаёт на передние колёса усилия от руля. Он дает синхронный поворот колёс на различные углы. Чтобы колесо, расположенное внутри радиуса поворота, не шло «юзом», его необходимо поворачивать на больший угол.
Это обеспечивается работой как раз короткого и длинного наконечников. Тяга руля это стальная ось со сферическим приливом на конце. Он вставляется в металлический корпус и обжимается металлическим вкладышем, являющимся подшипником скольжения. Вкладыш изготавливается из мягких сплавов стали. Он обеспечивает плотную фиксацию, смазку и беспрепятственное перемещение шарика.
Неисправности рулевой тяги
Выявить неисправность тяги можно по первичным признакам. Для этого не нужно обладать специальными знаниями или измерять зазоры в рулевом управлении с помощью специнструмента.
Водитель может понять, что тяга работает ненормально, если:
- в передней подвеске явно слышны глухие стуки
- при повороте рулевого колеса на 5-100 колёса не реагируют
- руль не возвращается в исходное положение после поворота
- появился свободный люфт рулевого колеса. при повороте руля слышны «хрусты»
- руль вращается с заметным усилием
Как правило, вышеописанные дефекты в системе рулевого управления возникают из-за предельного износа шарнира рулевых тяг. Если рулевые тяги разборного типа, то при ремонте выполняется восстановление их рабочих поверхностей. Если рулевая тяга неразборная она заменяется целиком.
В некоторых случаях предпосылками возникновения неисправности служат некачественные запасные части, приобретённые у сомнительных поставщиков. Поэтому при покупке необходимо обязательно требовать сертификат на продукцию. От исправности рулевого управления зависит безопасность водителя и пассажиров.
Как продиагностировать рулевую тягу
Определить изношенный шарнир весьма просто. Достаточно пошатать руками колесо автомобиля. Эту операцию выполняют на подъёмнике. В «полевых» условиях можно поочерёдно приподнять стороны автомобиля домкратом, вывесив передние колёса.
Неисправность ступичного подшипника легко определить по люфту колеса во всех направлениях. При предельном износе обойм и сепаратора при вращении колеса будут слышны посторонние звуки. Если колесо имеет свободный ход только по горизонтали, неисправен шарнир.
Проверку исправности рулевой тяги желательно выполнять вдвоём. Необходимо пошатать вывешенное колесо и одновременно осмотреть шаровую опору и тягу. О неисправности будет свидетельствовать большой свободный ход. Как правило, большинство неисправностей возникает из-за износа опоры и износа зубьев рейки.
Чтобы точно удостовериться в неисправности, необходимо взяться за шарнир, выкрутить рулевое колесо до упора и попытаться пошатать шарнир из стороны в сторону. Если чувствуется люфт, значит изношена рулевая рейка.
Элементарный тест: рулевое колесо фиксируется, а ключ вынимается из замка зажигания. Если при пошатывании колеса рулевая тяга свободно перемещается, это говорит о неисправности шарнира.
Основные неисправности рулевой тяги
Повредить саму рулевую тягу достаточно сложно: это прочный металлический стержень. Чаще всего проблемы возникают с:
- Шарнирами, в которых изнашивается металлический вкладыш или сферическая поверхность пальца
- Шплинтами, фиксирующими корончатые гайки
- Пыльниками и чехлами шарнира, которые разрываются с течением времени
- Втулками, резьбовые части которых изнашиваются при интенсивной эксплуатации автомобиля.
Порванный пыльник это дефект, который необходимо устранять незамедлительно. Грязь, влага, дорожные реагенты быстро выведут незащищённые металлические элементы из строя. Достаточно проездить одну зиму с порванным защитным чехлом, чтобы вывести систему из строя.
Причины постороннего стука в рулевом управлении
Опытный специалист всегда может понять по частоте звука и его силе о дефекте конкретного элемента системы. Если стук появляется при повороте руля и пропадает при движении автомобиля по прямому участку дороги это проблема с поворотными кулаками или ШРУСами. Звук неисправного ШРУСа может услышать даже начинающий водитель. Он напоминает монотонный вой, распространяющийся по всему салону при движении со скоростями 50-90 км/ч.
Звуки, которые доносятся в салон, похожи на постукивания элементов подвески.
Они возникают из-за:
- деформации рулевой рейки
- ослабления крепления рулевых наконечников
- предельного износа шарнира
Посторонние механические звуки могут наблюдаться не только во время движения, но и на стоянке. Распространённая причина слабо затянутая тяга с наконечником после выполнения операции по регулировке схождения/развала колёс. Пошатайте колесо влево-вправо: слышен характерный глухой стук дело в незатянутой гайке.
Замена рулевой тяги и наконечников
В случае неисправности тяги её необходимо заменять немедленно. Дальнейшая эксплуатация авто приведёт к развитию дефекта и непредсказуемым последствиям. Замену узла лучше всего производить в специализированном автосервисе.
Если работы выполняются самостоятельно в гараже или мастерской, то сначала нужно зажать ручной тормоз, установить стопоры под задние колёса.
Процесс замены выглядит следующим образом:
- колёса выворачивают влево при замене правой рулевой тяги или вправо при замене левой
- передняя часть машины ставится на опоры
- раскручиваются гайки, с помощью которых шаровый шарнир удерживается на рычаге, снимаются фиксаторы
- с помощью специального съёмника из поворотного рычага вытаскивается палец шарнира
- отворачиваются концы стопорных пластин, откручиваются болты, тяга отсоединяется от рулевого механизма
- если необходимо заменить рулевой наконечник, он зажимается в тисках за шестигранник муфты, после этого ослабляется его гайка.
При снятии наконечника необходимо считать число оборотов гайки. Это необходимо для того, чтобы при установке нового затянуть его с точно таким же усилием. Перед установкой пылезащитного чехла он смазывается силиконовой смазкой.
Сборка рулевой тяги производится в обратном порядке.
Где и как приобрести тягу руля
Экономить на приобретении запасных частей для рулевого управления не стоит. Низкое качество деталей потенциальный риск поломки уже в первые недели эксплуатации автомобиля после ремонта.
Мы официальный дистрибьютор известных производителей узлов и комплектующих для легковых автомобилей, джипов и внедорожников европейского и японского производства.
У нас в каталоге можно выбрать и приобрести рулевые тяги для:
Наши менеджеры подберут рулевую тягу по марке и году выпуска автомобиля, ответят на технические вопросы, расскажут о возможных способах оплаты и сроках поставки. Звоните по контактным телефонам. Цены компании Вас приятно удивят.
Каковы наиболее вероятные причины увеличенного люфта рулевого колеса?
Г) Повреждение рабочих поверхностей червяка и ролика.
3. Как определяют степень износа деталей шарниров рулевых тяг?
А) Выявляют люфт в шарнире при покачивании рулевых тяг рукой.
Б) Обхватывают шарнир ладонью, резко поворачивают рулевое колесо.
В) Наблюдают за шарниром во время резкого поворота рулевого колеса.
Г) Используют любой из перечисленных способов.
4. При каких неисправностях рулевого управления не запрещается эксплуатация автомобиля?
А) Суммарный люфт в рулевом управлении превышает предельные значения.
Б) Резьбовые соединения не затянуты или ненадежно зафиксированы.
В) Уровень масла в картере рулевого управления ниже нормы.
Г) Неисправен предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.
Д) Нарушена целостность лакокрасочных покрытий на деталях.
Е) Детали рулевого управления имеют следы остаточной деформации.
З) При любой из перечисленных неисправностей.
5. Какой пзицией на рисунке обозначен поршень-рейка?
1
6. Дать определение, назначения рабочей тормозной системы?
7. При прокачке гидравлического привода тормозов клапан удаления воздуха отворачивают на …
А) пол-оборота, Б) полный оборот, В) два-три оборота?
8. Какой позицией на рисунке обозначен главный тормозной цилиндр?
б
Какие тормозные системы должны быть предусмотрены в конструкции автомобиля в обязательном прядке?
Перечислить контуры пневмопривода тормозной системы автомобиля КамАЗ – 5320 ?
Перечислить основные виды механических потерь в двигателе.
Перечислить основные виды тепловых потерь в двигателе и составить уравнение теплового баланса.
Дать определение измерителя и показателя эксплуатационных свойств автомобиля.
Приведите уравнение в котором отражено условие движения автомобиля.
Критерии оценки: Максимальное количество баллов – 100.
Баллов – оценка «Отлично», 71- 84 балла – оценка «Хорошо», 60 – 70 баллов – оценка «Удовлетворительно»
Время выполнения задания – 40 минут.
Председатель ПЦК _____________________________________________________________________________
КГБОУ СПО «Рубцовский машиностроительный техникум» специальность 190631 – Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта семестр 6-й форма обучения очная | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР _____________Шугарова Н.В. |
профессионального модуля ПМ. 01. МДК 01.01Устройство автомобиля
по темам Тема 1.3 Системы управления автомобиля. Тема 1.4 Теория двигателя и автомобиля.
Какой позицией на рисунке обозначен упор?
и
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2234 ; Мы поможем в написании вашей работы!