Как генератор влияет на работу двигателя
Перейти к содержимому

Как генератор влияет на работу двигателя

  • автор:

Что нужно знать про автогенераторы? И зачем

Генератор снабжает электричеством автомобиль во время работы двигателя и попутно заряжает аккумулятор. Коленвал через ремень вращает вал генератора, и все системы автомобиля запитываются непосредственно от генератора.

Устройство современного автомобильного генератора. Источник: Simo Nieminen / Wikimedia

Уже более полувека в автомобилях применяются только генераторы переменного тока, так как они дешевле, надёжней и компактней, чем использовавшиеся до 1960-х годов генераторы постоянного тока. При этом для питания систем автомобиля требуется постоянный ток. Для превращения переменного тока в постоянный каждый генератор имеет диодный мост.

Генерируемое напряжение напрямую зависит от скорости вращения вала генератора — чем быстрее, тем выше напряжение. Автомобиль должен получать стабильное напряжение на уровне 14 вольт. Для поддержки этого уровня в генераторах установлен регулятор, который на малых оборотах поднимает выходное напряжение, а на высоких, наоборот, пропускает в сеть только необходимые 14 В.

Итак, генератор вырабатывает электричество, диодный мост превращает переменный ток в постоянный, а регулятор поддерживает напряжение на нужном уровне.

Регулятор Hella. Графитовые стержни, расположенные снизу, — это и есть щётки генератора. Источник: AlexxandrS / DRIVE2

2. Как узнать, что генератор требует замены или ремонта?

На неисправность генератора во время работы двигателя указывают лёгкие и тяжёлые симптомы.

К лёгким относится горящая лампа ошибки АКБ и снижение яркости галогенных фар и приборной панели при низких оборотах двигателя (на холостом ходу) — стоит вам остановиться на светофоре или тронуться, как фары и приборка начнут мерцать. При таком поведении чаще всего проблема оказывается в щётках генератора.

Тяжёлый симптом — гирлянда горящих ламп, сигнализирующих об ошибках на приборной панели. Если автомобиль сообщает, что в нём сломалось вообще всё, и непонятно, как вы ещё едете, это не значит, что пора брать кредит на ремонт половины машины. Куда более вероятно, что скачки напряжения в бортовой сети привели к появлению ошибок в бортовом компьютере.

Если во время езды на приборной панели всплывают все возможные ошибки, значит, генератор не справляется с отдачей требуемого напряжения и тока. Источник: Маша Глуховская / YouTube

Если автомобиль вообще не заводится, а неприятные щелчки втягивающего реле под капотом намекают на севший аккумулятор, это ещё не значит, что сломался именно генератор, допустив разрядку батареи. Вполне возможно, что аккумулятор выработал свой ресурс и отправился в страну вечной охоты, а генератору ещё жить и жить.

3. Это генератор плохо работает или к сети подключено слишком много потребителей?

Если у вас обычный легковой автомобиль в штатном оснащении, на котором вы передвигаетесь по маршруту дом — работа — магазин, то вам едва ли придётся задумываться о замене работающего генератора: он подбирается автопроизводителем исходя из уровня энергопотребления каждой конкретной комплектации, его мощности должно хватать для стабильного питания всех систем и подзарядки аккумулятора. Также предусмотрен небольшой запас выходного тока для подключения нетребовательной электроники, вроде телефона или сумки-холодильника.

Но бывают случаи, когда мощности штатного (и совершенно исправного) генератора не хватает для питания всех потребителей в автомобиле. Если вы вдруг решите поставить в багажник огромный сабвуфер, обвешать салон динамиками и установить мощный усилитель, то это будет повод задуматься о генераторе хотя бы на 30-40 А мощнее штатного.

Хотите поставить лобовое стекло с обогревом при том, что изначально обогрева не было? Практически наверняка придется менять генератор — на стадии сборки машины на заводе в неё поставили генератор, не готовый к таким нагрузкам.
Если же вы своими руками собираете экспедиционный автомобиль с двумя лебедками, дополнительным светом, рацией, инвертором на 220 В, видеорегистратором, радар-детектором, навигатором и USB-зарядками, то без нового генератора повышенной мощности не обойтись. Некоторые умельцы даже устанавливают два генератора одновременно — один для запитки требовательной бортовой сети, второй для подзарядки аккумулятора.

Каждый любитель мощного автозвука задумывается о втором генераторе. И в этом случае зачастую без самодельных креплений (на фото) не обойтись. Источник: fanngorn / DRIVE2

Так что если вы стали замечать симптомы нехватки электроэнергии, описанные в ответе на вопрос 2, хотя в автомобиле из дополнительной электроники только зарядка для смартфона — генератор явно неисправен.

А если вы поставили лампы поярче, динамики помощнее, а заодно провели электроподогрев сидений, то севший наутро аккумулятор практически наверняка укажет, что штатного генератора не хватает; переходите к вопросу 8.

4. Как проверить самому, исправен ли генератор?

Базовую диагностику можно провести, вооружившись мультиметром — недорогой, но крайне полезной в хозяйстве вещью.

Если у вас есть подозрения, что напряжение с генератора недостаточно для зарядки аккумулятора, то переведите мультиметр в режим замера напряжения при постоянном токе (DC) и коснитесь клемм проводов у аккумулятора. При работающем на холостом ходу двигателе мультиметр должен показать порядка 13,8–14,8 В. Если на клеммах аккумулятора будет меньше 13 В, это непорядок.

Простейший способ проверки генератора на работающем авто — судя по показаниям мультиметра, всё в порядке. Источник: RusLikRK / DRIVE2

Чтобы удостовериться, что дело именно в генераторе, а не в проводке, тем же мультиметром надо замерить напряжение на выходах генератора. Для этого найдите на генераторе контакт с маркировкой «30» («B+») — с него ток поступает на аккумулятор, — и проверьте напряжение между ним и кузовом автомобиля. На мультиметре должны быть те же 13,8–14,8 В.

Если у вас найдется ещё и амперметр, то можно проверить силу выдаваемого генератором тока в зависимости от нагрузки. Для этого замерьте ток на выводе «30» («B+») на холостом ходу, включив дальний свет, обогрев сидений и стекол, кондиционер, а затем поддайте газу. Рабочий генератор должен выдавать одинаковый ток вне зависимости от оборотов двигателя. Если ток скачет, значит, генератор требует внимания.

5. Что ломается в генераторах?

В генераторах бывают и механические поломки, и выход из строя электронных компонентов — последние ломаются чаще, но и чинятся проще.

Самым популярным дефектом была и остается некорректная работа регулятора, сказывающаяся на выходном напряжении генератора (оно становится недостаточным для питания авто и зарядки аккумулятора). Причина при этом будет заключаться в порче графитовых щеток и токопроводящих колец на центральном валу ротора: с годами щетки и кольца стираются, нарушается контакт, а выходное напряжение начинает плавать. Но такая поломка вряд ли грозит генератору раньше, чем через 10 лет.

На фото сильнейший износ токопроводящих колец, на которых графитовые щетки оставили глубокие канавки. Источник: delnvrs87 / DRIVE2

Иногда выгорает диодный мост. Обычно это происходит при долгой эксплуатации полуживого аккумулятора, который потребляет слишком высокий ток зарядки. Также диоды мгновенно выходят из строя при неправильном подключении проводов к полюсам аккумулятора.

Механические повреждения — очень редкий случай, они могут произойти при ДТП. Скорее генератор может просто закоротить, если на него попадёт масло или вода.

6. Можно ли ехать со сломанным генератором?

Если сломался именно генератор, а не порвался приводной ремень, то можно, но недолго — 50-150 км. Когда генератор выходит из строя, электроснабжение машины не прекращается — потребители просто переключатся с генератора на аккумулятор. Насколько хватит последнего, зависит от изношенности батареи и количества работающих потребителей.

Допустим, генератор перестал выдавать ток и вы мгновенно узнали об этом. Значит, у вас в запасе полностью заряженный аккумулятор на 55–75 А·ч. Если у вас не совсем ретро-автомобиль, то электричество нужно для работы топливного насоса, инжектора, зажигания, систем безопасности (ABS/ESP), приборной панели. При движении в темноте или под дождем потребуются фары или хотя бы габаритные огни и стеклоочистители. Добавим такие излишества в экстренной ситуации, как кондиционер, вентиляцию, обогрев стекла и сидений, круиз-контроль и музыку.

Если расходовать заряд аккумулятора максимально экономно, то при движении по трассе без пробок можно рассчитывать на 150 км пути. Когда без дополнительных потребителей не обойтись, да и аккумулятору уже лет 5-6, в запасе у вас будет порядка 50 км. Чаще всего этого достаточно, чтобы доехать до дома или ближайшей автомастерской.

А что же с приводным ремнем, упомянутым выше? Обрыв ремня также прекратит передачу крутящего момента на генератор, но это будет меньшая из проблем: в некоторых машинах от приводного ремня работает не только генератор, но и помпа системы охлаждения двигателя, так что обрыв приведет к быстрому перегреву мотора со всеми вытекающими последствиями. Поэтому при подозрении на поломку генератора в первую очередь надо проверить ремень и лишь потом сам генератор.

7. Можно ли самостоятельно починить генератор?

Да, если вы понимаете, как он устроен. В принципе, автомобильный генератор — это относительно простая и понятная деталь, которую трудно сломать по незнанию. Но сперва рекомендуем почитать соответствующие посты на DRIVE2 и посмотреть видео на YouTube.

Так как в генераторах чаще всего из строя выходит регулятор, который легко можно докупить и заменить своими руками, то самостоятельный ремонт генератора не доставит особых проблем. Из инструментов достаточно будет гаечных ключей или головок к шуруповерту.

А вот более сложный ремонт без опыта лучше не проводить — пока на генератор действует гарантия, то лучше воспользоваться ею. У производителей качественных комплектующих гарантия весьма велика. К примеру, у Hella на генераторы и стартёры она составляет честные три года.

Драйвовчанин w00dencase написал отличный подробный отчёт о самостоятельной замене в генераторе подшипников, щёток и колец. Источник: w00dencase / DRIVE2

Но, как говорится, есть нюанс. Некоторые автопроизводители, чаще всего премиальные марки, делают генераторы неремонтопригодными, с фирменными регуляторами, заменить которые можно только таким же фирменными и часто очень дорогими деталями. Если вас не устраивает цена на новый оригинальный генератор, которая может доходить до 70-100 тысяч рублей, попробуйте подобрать альтернативу от известного производителя. Например, от Hella — мы разрабатываем и производим генераторы, регуляторы и стартеры.

8. Как подобрать генератор помощнее?

Перед тем, как искать замену старому генератору, нужно точно узнать, модель с каким током у вас установлена сейчас. Простой способ узнать это: уточнить через поисковую систему, какой генератор ставится на ваш автомобиль с учётом двигателя.

Надёжный способ — заглянуть под капот и найти на генераторе наклейку с указанием мощности в амперах. Иногда до неё не так-то просто добраться, потребуется включить фонарик в телефоне или сделать несколько фотографий.

Чтобы понять, какая мощность необходима для дополнительной электроники в автомобиле, сложите мощность потребителей (если она указана в ваттах, разделите их на 12 В), прибавьте ее и запас в 20-30 А к параметрам установленного генератора.

В продаже встречаются генераторы даже на 250 А, но для экспедиционных автомобилей может потребоваться ещё больший ток. В таком случае стоит подумать об установке сразу двух генераторов.

Если вы хотите поставить генератор раза в два мощнее предыдущего, придётся подумать и о замене проводки, идущей непосредственно к генератору, — старые провода с малым сечением могут перегреться, изоляция расплавится, и случится неприятное короткое замыкание с массой авто, или провод просто сгорит.

Выходной ток — не единственный параметр, на который нужно обращать внимание при покупке генератора. Чтобы не заморачиваться с поиском модели с подходящей шириной шкива под ремень и тем более не менять шкив самому, лучше сразу обратиться к каталогу запчастей, совместимых конкретно с вашим автомобилем.
В нашем каталоге более 1100 моделей для 24 000 различных модификаций автомобилей, то есть для 80% существующего в мире автопарка. Кстати, у нас есть приложение-каталог для Android и iOS.

В онлайн-каталоге можно подобрать подходящую модель для Kia, Hyundai, Ford, Volkswagen, Lada и подавляющего большинства других эксплуатируемых в России марок. За совместимость генератора с вашим автомобилем можно не беспокоиться: если каталог говорит, что для вашей модели конкретного года выпуска с конкретным объемом двигателя подходит определенный генератор Hella, значит, так оно и есть. Машина старше 10 лет? Не вопрос — для авто в возрасте Hella продолжает выпускать генераторы, ведь новой машине новый генератор обычно не нужен.

Нужен генератор на, скажем, 20-летний Land Cruiser? В мобильном приложении-каталоге Hella выберите в настройках Россию (чтобы видеть доступный ассортимент), далее марку и точную модель автомобиля. Для удобства поиска выберите тип продукта: Alternator — так по-английски называется генератор — и вы получите номер подходящего устройства, по которому его (и другие запчасти) можно потом найти в продаже. Источник: Hella

9. Если поставить генератор(ы) мощнее штатного, упадет ли мощность двигателя?

Совсем немного. Генератор переводит механическую энергию двигателя в электрическую энергию, забирая часть его мощности. Типовой КПД автогенераторов на высоких оборотах составляет 50-60%. Посчитать долю потребления генератора очень просто, для этого берем его ток, умножаем на выходное напряжение, а затем получившуюся мощность в ваттах переводим в лошадиные силы и делим на 0,6 (КПД генератора).

Например, вы захотели поставить серьёзный генератор на 150 А со стандартным для легковых автомобилей напряжением 14 В. 150 × 14 = 2100 Вт, или 2,1 кВт. В одном киловатте около 1,35 лошадиные силы. 2,1 × 1,35 = 2,8 л. с. Учитываем КПД генератора: 2,8 / 0,6 = 4,6 л.с. Генератор на 150 А заберет от двигателя максимум 5 л. с. — если у вас не атмосферная микролитражка, жить можно. Причём эти 5 л. с. генератор на 150 А будет забирать не постоянно, а только если бортовая сеть автомобиля будет потреблять все 150 А.

10. А в чем разница между дорогим и дешевым генераторами с одинаковой силой тока?

Конечно, в качестве. Серьёзные компании могут применять в обмотке провода с квадратным сечением, что позволяет уменьшить габариты генератора. Кольца и щётки у них более долговечны, валы идеально отцентрованы. Качественные диоды снабжены большими радиаторами для отвода тепла. Если низкокачественный генератор может напомнить о себе уже через 50 тыс. км, то хороший брендовый продукт пройдет 200-300 тыс. км без обслуживания. Затем потребуется очень недорогой ремонт щеток и колец, и генератор продолжит работу.

Генератор Hella. Источник: Hella

Бывают ли поддельные генераторы? Возможно, бывают, но даже на DRIVE2 постов с однозначно выявленными подделками нет — есть только редкие подозрения на подделки. Дело в том, что афтемаркет генераторов слишком мал, чтобы подпольные конторы вкладывались в производство контрафакта. Многие автовладельцы при поломке этого элемента просто обращаются в сервис и не заморачиваются поиском новых генераторов в магазинах. Кроме того, у генераторов высокая себестоимость относительно конечной цены — сказывается большое количество меди. Производителям подделок гораздо выгоднее штамповать детали для ТО и элементы подвески, спрос на которые стабильно велик, чем пытаться продавать генераторы. Проще говоря, подделок под известные бренды нет, есть просто очень дешевые и некачественные генераторы с малым сроком службы.

Из-за чего может сломаться даже новый генератор? Три ошибки водителей

При правильной эксплуатации генератор может служить десятки лет. Его потенциала вполне достаточно, чтобы удовлетворить все потребности оборудования автомобиля. Однако при неправильной загрузке генератор начинает работать с гораздо большими нагрузками и быстро выходит из строя. Что это за ошибки и как их избежать?

Старый аккумулятор

Генератор работает совместно с аккумулятором, и от их слаженной работы зависит многое. Если автомобилист не уделяет внимание батарее и закрывает глаза на ее очевидные неисправности, то генератор тоже долго не протянет. Бывает, что на сравнительно новую машину ставится старая батарея со следами разрушившихся ячеек и химическими отложениями на клеммах, которые говорят, что внутри корпуса идут короткие замыкания между ячейками.

В одной из банок появляется искра, вызывающая повышенное образование водорода. Аккумулятор тратит энергию на бессмысленный электролиз. В этом случае нагрузка на генератор возрастает, и он фактически работает, чтобы восполнить потери энергии.

Закоротившая батарея приводит к резкому росту потребления тока и нехватке энергии для других систем. Генератор раскручивается на полную мощность, перегревается и в таком виде работает часами день за днем, разогреваясь до 70-75 градусов. Ресурс технического узла быстро сокращается. Ломаются шкив и токосъемные щетки, повреждается регулятор напряжения, замыкаются витки статорной обмотки, изнашиваются подшипники и провода зарядной цепи.

Поэтому важно, чтобы аккумулятор в автомобиле был исправным.

Музыкальная система

Многие автомобилисты устанавливают в машины нештатные аудиосистемы. Порой работы проводятся в гаражах и не включают расчеты энергопотребления. Меломанов не всегда волнует вопрос о том, каким образом акустическая система с множеством колонок и сабвуферами будет потреблять ток и хватит ли мощностей генератора на восполнение энергии. Чаще всего энергии недостаточно, так как производители не ставят на массовые автомобили мощные источники тока. Наступает так называемый отрицательный энергобаланс, аудиосистема забирает энергию из батареи и быстро разряжает ее. В итоге генератор вновь включается на полную мощность и в режиме максимальной загрузки вырабатывает ток, чтобы обеспечить работу зажигания.

В общем, тюнингованная аудиосистема способна быстро убить генератор.

Вода опасна для электрики

Много вреда наносят генератору и частые мойки моторного отсека, а также поездки по глубоким лужам или преодоление ручьев вброд. Вода на корпусе генератора проникает внутрь, вызывая коррозионные процессы. Появление ржавчины провоцируют и дорожные противогололедные реагенты, которые в виде испарений попадают в моторный отсек при движении и оседают на корпусе технического узла.

Если генератор начал издавать посторонние звуки и свист, а в его корпусе просматривается искрение, то это верные признаки скорой поломки. Чаще всего генератор меняется целиком.

Иногда свистят изношенные подшипники привода генератора или старый проскальзывающий ремень.

Как неисправный генератор влияет на работу двигателя

Надежная работа двигателя является ключевым фактором для эффективного функционирования любого автомобиля. Однако, неисправности в генераторе могут серьезно повлиять на его работу и даже оказать отрицательное влияние на функциональность двигателя в целом. В данной статье мы рассмотрим, как неисправный генератор может сказаться на работе двигателя и какие проблемы это может вызвать.

Как неисправный генератор влияет на работу двигателя

    • Перегрузка двигателя из-за неисправного генератора
    • Снижение мощности двигателя из-за неправильной работы генератора
    • Повышенный расход топлива из-за неисправности генератора
    • Ухудшение запуска двигателя из-за неисправного генератора

    Перегрузка двигателя из-за неисправного генератора

    Неисправный генератор может серьезно повлиять на работу двигателя автомобиля. Одной из наиболее распространенных проблем является перегрузка двигателя, которая может возникнуть в случае неисправности генератора.

    Перегрузка двигателя может произойти по нескольким причинам:

    Недостаточная мощность генератора: Если генератор не может обеспечить достаточную мощность для питания всех электрических приборов автомобиля, двигатель будет перегружен. Это может привести к ухудшению производительности двигателя или даже его поломке.

    Неисправность регулятора напряжения: Регулятор напряжения отвечает за стабилизацию выходного напряжения генератора. Если регулятор неисправен, он может допускать слишком высокое напряжение, что приведет к перегрузке двигателя.

    Порча электрической цепи: Если электрическая цепь, соединяющая генератор с двигателем, повреждена, это может привести к повышенному сопротивлению и перегрузке двигателя.

    Перегрузка двигателя из-за неисправного генератора может иметь следующие последствия:

    Снижение мощности двигателя: Если генератор не может осуществлять достаточное зарядное напряжение, энергия, необходимая для работы двигателя, будет недостаточной. В результате это может привести к снижению производительности двигателя и ухудшению ускорения автомобиля.

    Остановка двигателя: В случае серьезной неисправности генератора и перегрузки двигателя, последнее может остановиться полностью. Если двигатель останавливается во время движения, это может представлять опасность как для водителя, так и для окружающих.

    Повреждение двигателя: Перегрузка двигателя может привести к его повреждению. Постоянное превышение рабочей нагрузки может вызывать износ деталей двигателя, а также приводить к перегреву и выходу из строя.

    Примерный ремонт неисправного генератора

    В таблице ниже представлены ориентировочные стоимости ремонта неисправного генератора:

    Деталь Стоимость
    Регулятор 2000
    Статор 3000
    Генератор 5000

    Это лишь примерные цены и фактические затраты могут зависеть от модели и производителя автомобиля.

    Ремонт неисправного генератора является важным шагом для предотвращения перегрузки двигателя и сохранения его производительности. Однако, если генератор невозможно отремонтировать, возможно потребуется полная замена этой детали.

    Снижение мощности двигателя из-за неправильной работы генератора

    Неисправность генератора может оказывать негативное влияние на работу двигателя автомобиля. Одной из возможных проблем является снижение мощности двигателя. Обратимся к таблице ниже, чтобы рассмотреть основные причины снижения мощности и их влияние на работу двигателя.

    Причина Влияние на работу двигателя
    1 Неправильная зарядка Корректное зарядное напряжение не поддерживается, что может привести к снижению мощности двигателя. Также может повредиться аккумуляторная батарея, что может повлечь за собой еще большие проблемы с электрической системой автомобиля.
    2 Плохое сопротивление Если генератор имеет плохой контакт или обрыв в цепи, это будет препятствовать передаче достаточной мощности в электрическую систему автомобиля, что, в свою очередь, повлияет на работу двигателя и его мощность.
    3 Повреждение регулятора Регулятор напряжения генератора отвечает за поддержание стабильного выходного напряжения. Если регулятор поврежден или неисправен, напряжение может быть неправильным, что приведет к снижению мощности двигателя.
    4 Исправность ремня Ремень генератора отвечает за привод генератора. Если ремень исправный и натяжение в нем не оптимально, это может привести к снижению скорости вращения генератора и, как следствие, снижению мощности двигателя.
    5 Повреждение статора Статор является одной из основных частей генератора. Если статор поврежден или неисправен, это может привести к недостаточной генерации электрической энергии, что негативно отразится на мощности двигателя.

    В случае снижения мощности двигателя из-за неправильной работы генератора рекомендуется обратиться к специалисту для проведения диагностики и исправления неисправности. Регулярное техническое обслуживание и проверка генератора поможет предотвратить подобные проблемы и обеспечить надежную работу автомобиля.

    Повышенный расход топлива из-за неисправности генератора

    Неисправность генератора влияет на работу двигателя и может привести к повышенному расходу топлива. В данном разделе рассмотрим, какие причины неисправности генератора могут вызвать увеличение расхода топлива и как это происходит.

    Износ или поломка регулятора напряжения: Регулятор напряжения отвечает за поддержание стабильности выходного напряжения генератора. Если он неисправен, генератор может вырабатывать слишком высокое напряжение, что приводит к перерасходу топлива. Устройство регулятора обычно не ремонтируется, а заменяется.

    Потеря компенсации возбуждения: В некоторых автомобилях используется система автоматической компенсации возбуждения генератора. Она регулирует силу тока возбуждения в зависимости от нагрузки на электрическую сеть автомобиля. Если эта система неисправна, генератор может работать с постоянно повышенным током возбуждения, что приводит к увеличению расхода топлива.

    Выход из строя диодного моста: Диодный мост используется для преобразования переменного тока, создаваемого генератором, в постоянный ток. Если один или несколько диодов в мосту перегреваются или выходят из строя, генератор может работать неэффективно, потребляя больше энергии из двигателя и, соответственно, увеличивая расход топлива.

    Использование неоригинальных или некачественных запчастей: Установка неоригинальных или некачественных запчастей генератора может привести к его неисправному функционированию. Например, некачественный щеточный узел может создавать плохой контакт с коллектором, что приводит к пониженной эффективности генератора и увеличению расхода топлива.

    Проблемы с приводом генератора: Если привод генератора не работает должным образом, это может привести к повышенному трудозатратам двигателя для приведения его в действие. Повышенная нагрузка на двигатель приводит к увеличению расхода топлива.

    В итоге, неисправность генератора может негативно сказываться на работе двигателя автомобиля, приводя к его перерасходу топлива. Поэтому важно регулярно проверять состояние и работу генератора, а также своевременно устранять выявленные неисправности. При возникновении подозрений на неисправность генератора рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту для проведения диагностики и ремонта.

    Ухудшение запуска двигателя из-за неисправного генератора

    Неисправность генератора может оказать негативное влияние на работу двигателя автомобиля, особенно при запуске мотора. В данном случае, неисправный генератор не сможет обеспечить достаточную мощность для запуска двигателя, что приведет к затруднениям. В следующем списке приведены основные причины ухудшения запуска двигателя из-за неисправного генератора:

    Недостаточная мощность: Если генератор неисправен или его выходная мощность недостаточна, он не сможет обеспечить достаточный ток для питания электрических компонентов двигателя при запуске. Как результат, двигатель может запускаться медленнее или вовсе не запускаться.

    Слабый аккумулятор: Генератор отвечает за зарядку аккумулятора. Если он неисправен, аккумулятор будет израсходован и не сможет предоставить достаточную энергию для запуска двигателя. Это особенно заметно в холодные дни, когда требуется больше энергии для старта двигателя.

    Плохое состояние зажигания: Генератор играет важную роль в зажигании двигателя. Если он неисправен, то это может привести к плохому зажиганию, что затруднит запуск двигателя. При неисправности генератора, может возникать проблема с искрой свечей зажигания, что приводит к плохому сгоранию топлива.

    Нарушение работы системы впрыска топлива: Генератор обеспечивает питание электрической системы автомобиля, включая систему впрыска топлива. Если генератор неисправен, это может привести к неправильной работе системы впрыска топлива, что в свою очередь приведет к затруднениям при запуске двигателя.

    Неисправность электронных компонентов: Генератор также отвечает за подачу электроэнергии на электронные компоненты автомобиля. Если он неисправен, это может привести к нестабильной работе электроники автомобиля, включая систему зажигания, систему впрыска топлива и другие системы, что может затруднить запуск двигателя.

    Таким образом, неисправность генератора может вызвать ряд проблем при запуске двигателя автомобиля. Для предотвращения этих проблем рекомендуется регулярная проверка и обслуживание генератора, а также замена неисправных компонентов вовремя.

    Неисправности генератора — признаки, диагностика, причины, проверка

    Генератор автомобиля (преобразователь механической энергии) — это основной источник электроснабжения, который включается в работу сразу после запуска двигателя. Без него аккумулятору не хватит тока для обеспечения работы стартера и других потребителей. Крайне важно своевременно обнаружить неисправности генератора, чтобы предупредить возгорание автомобиля, выходя из строя ЭБУ и другие серьезные поломки.

    Устройство генератора

    Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

    • Шкив. Эта деталь устанавливается на валу ротора и приводит в движение преобразователь. Принцип работы сводится к следующему: шкив принимает вращательный момент от коленвала, гасит колебания и запускает нормальную работу генератора. Таким образом, он еще и выполняет защитные функции.

    • Щетки. Обычно делаются из графита — превосходного проводника тока. Функций у щеток несколько: подача тока на АКБ, обеспечение бесперебойной работы электроцепей, снятие лишнего напряжения с коллектора.

    • Коллектор. Представляет собой токосъемные кольца, которые работают вместе с щетками и передают ток на роторную катушку. Изготавливаются обычно из меди, редкие автопроизводители ставят металлические кольца.

    • Регулятор или таблетка. Отвечает за стабилизацию напряжения, создаваемого генератором. Без регулятора устройство просто не сможет работать, так как ток будет нестабильным, а аккумулятор не будет подзаряжаться строго в диапазоне 14 В. Таким образом, основное предназначение регулятора — поддерживать уровень напряжения, включая и выключая ток возбуждения преобразователя.

    • Статор. Неподвижная часть генератора с обмоткой. Именно здесь электрический ток преобразуется и подается в бортовую сеть автомобиля. Статор не только генерирует ток. Он выступает корпусом для обмотки, повышая ее индуктивность и отводя лишнее тепло.

    • Подшипники. Они передают вращение привода на ротор и катушки, преобразующие электрический ток. На простых генераторах для легковых авто ставят неразборные шарикоподшипники с двусторонним уплотнением. Заполнены они бывают консистентной смазкой, не требуют обслуживания в течение всего эксплуатационного срока.

    • Диодный мост или выпрямитель. Одна из основных частей автомобильного генератора, преобразует переменный ток для АКБ и других потребителей. Представляет собой 2 алюминиевые пластины плюса и минуса, соединенные изоляционными втулками. В каждую пластину запрессованы по 3-4 диода.

    • Ротор. Представляет собой вращающуюся часть генератора. Состоит ротор из 2-х полюсов, плотно посаженных на вал. Между ними устанавливается обмотка возбуждения в пластиковом корпусе. Основное назначение узла — создавать вращающее магнитное поле.

    Что в генераторе ломается чаще всего

    Повреждение шкива

    • небольшой люфт в креплении — подтягиваются соединения, заменяются при необходимости гайки;

    • поломка крышки — заменятся защитная крышка, которая уберегает шкив от прямого механического воздействия;
    • небольшие трещины — если на шкиве обнаружены маленькие трещины, то их можно восстановить методом запайки.

    Износ щеток

    • износ ламелей;
    • нарушение центровки коллектора относительно ротора;
    • разрушение поверхности самих щеток.
    • на щитке приборов постоянно высвечивается или моргает индикатор АКБ — после запуска ДВС;
    • генератор сильно нагревается во время работы двигателя;
    • заметно искрение в области коллектора преобразователя;
    • падает напряжение аккумулятора, усложняется запуск мотора, плохо работают фары и сигнал.
    1. Снимают щеточный узел, без демонтажа генератора.
    2. Определяют износ графитовых элементов. По норме их длина должна быть в пределах 5-7 мм. Проверяют также высоту, ширину и сечение выводов.

    Износ коллектора

    • попадание масла или антифриза на поверхность;
    • разрушение подшипников;
    • неисправность аккумулятора и подача большого тока.
    • генератор демонтируют с автомобиля;
    • разбирают устройство;
    • снимают подшипник из роторного вала специальным съемником;

    • демонтируют крестообразную заглушку;
    • отсоединяют контакты колец от якоря;
    • снимают коллектор;
    • тщательно очищают шлицы вала — на них может оставаться сухой клей, его надо соскрести;
    • ставят новые кольца, усаживая их до упора — все делается максимально аккуратно, чтобы не деформировать или расколоть детали;
    • контакты спаиваются с обмоткой и залуживаются — перед этим они обрабатываются раствором канифоли или паяльной кислотой;

    • устанавливается крестообразная заглушка;
    • насаживается подшипник;
    • устанавливается на свое место якорь генератора.

    Повреждение реле-регулятора

    • загорается индикатор на панели приборов;
    • появляется запах сероводорода в салоне во время движения и после остановки машины;
    • неожиданно пропадает зарядка от АКБ.

    Подробная диагностика регулятора осуществляется с помощью универсального прибора. Сначала проверяется наличие тока между генератором и таблеткой. После этого тестируется правильность напряжения на выходе из реле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *