Какая лямбда отвечает за расход топлива
Перейти к содержимому

Какая лямбда отвечает за расход топлива

  • автор:

Лямбда зонд и расход топлива. Опять про экономию топлива

Очень интересная штука, никогда не было повода ею интересоваться, пока не поменял Москвич на другой автомобиль.Где то что то слышал про лямбда зонд, вроде как он иногда ломается, но что он делает никогда не интересовался. Сейчас интересуюсь.
Две информации. Что нашёл про лямбда зонд познавательного.

Бывает на авто один, бывает два и больше. Ставится чаще один в выпускном коллекторе и сразу второй на выходе из катализатора. Каталитического нейтрализатора для "несгоревших полностью выхлопных газов". Системы дожига несгоревшей смеси.

Лямба зонд (кислородный датчик) улавливает отсутствие кислорода в выхлопных газах.
Если смесь богатая ( соотношение воздух/бензин) выше оптимального 14.7 — кислорода практически нет в выпускных газах, датчик сразу реагирует. Возникает напряжение от датчика 0.9-1.0 вольт (при нормальной смеси оно всегда ниже)

Действительно ли влияет на расход топлива? Да, влияет. Конкретная ситуация.

Была проблема на одном авто. Сначала пошла экономия (существенная с 17-18 до 13). Потом был залит явно суррогатный бензин и после этого у человека начались проблемы. Расход начал повышаться, дошёл обратно до 17 и выше, до 19 и никак не могли понять причину. Не было никаких ошибок на бортовом компьютере, поездка на диагностику в тех. центре тоже не помогла выявить причину. Диагностика "на компьютере" показала что всё исправно, нет ошибок.
Только проверка у другого дилера (полная проверка всех систем и датчиков на ходу) помогла найти причину. Как выяснилось шёл постоянный перелив бензина (из-за некорректной работы лямбда-зонда) и поэтому был перерасход. Могло сложиться мнение "не работает ТопливоДар".
Вышел из строя лямбда-зонд. Именно от суррогатного топлива.
Т.е. даже если не горит лампочка "Чек"( Check Engine) и была проверка авто на стенде это не говорит о том, что лямба зонд исправен. Так оказалось и это подтвердил мастер №2.
После замены лямбда-зонда ( три недели на поиск причин) расход опять 13 л на 100 км. Вместо 17-18 ти. С ТопливоДар. И опять только бензин АИ 92

И про авто тоже. Есть уже и второй такой автомобиль Мазда CX7 "на добавке". Но как всегда, владельцы часто что то не договаривают. Возможно у второго владельца уже есть проблема c лямбда зондом. На вопрос "какой расход" пока не начали использовать добавку ТопливоДар — ответил не подробно.

Вторая лямбда

Вторая лямбда — это элемент выхлопной системы автомобиля, появившийся достаточно давно в процессе ужесточения контроля экологических норм. Лямбда-зонд служит для оценки эффективности работы катализатора (каталитического нейтрализатора). Это именно оценочный инструмент, который не влияет напрямую на состояние двигателя, хотя и влияет косвенно.

Вторая лямбда

В более старых моделях авто применялся просто датчик, измеряющий температуру нейтрализатора — если кат начинал перегреваться, это сигнализировало о том, что вероятно он забит. Однако отслеживание через лямбду эффективнее, так как позволяет обнаружить неполадку раньше, чем это уже станет критичным. В этой статье рассмотрим, зачем ставится второй лямбда-зонд (датчик кислорода) в машинах, что это дает.

Как устроена и работает вторая лямбда?

Лямбда изготавливается из материалов, рассчитанных на работу в условиях высоких температур, так как деталь часто контактирует с очень горячими отработанными газами. Устройство включает в себя следующие основные компоненты:

  • Электронагреватель с контактом, проводящим ток;
  • Защитный щиток, через специальное отверстие в котором выходят выхлопные газы;
  • Наконечник из керамики;
  • Изолятор, также керамический;
  • Металлический корпус, внутри которого все это расположено.

Принцип работы: датчик должен отслеживать и преобразовывать информацию о том, сколько кислорода содержится в выхлопных газах. Сведения передаются в электронный блок управления. Тот сравнивает полученные показатели с базовыми и, если обнаружена нестыковка, корректирует продолжительность стадии впрыска. В результате поддерживается всегда оптимальный уровень кислорода в ТВС (топливовоздушной смеси) и двигатель работает должным образом.

По этой причине очень важна исправная работа лямбды, иначе она будет передавать неправильные данные, и автомобиль будет работать нестабильно.

Зачем ставят лямбду два

Часто в автомобилях устанавливают второй аналогичный зонд. Тогда как первый ставится ближе к двигателю и непосредственно влияет на состав ТВС, второй монтируется перед каталитическим нейтрализатором и анализирует чистоту выхлопных газов. Данный анализ позволяет определить присутствие посторонних примесей в топливе, которые несут потенциальный вред для мотора.

Зачем ставят лямбду два

Если примеси действительно обнаружены, подается сигнал об ошибке, и водитель видит на приборной панели горящий «чек».

По конструкции 1 и 2 датчик идентичны, разница только в их размещении и, соответственно, длине провода. Особенности работы зонда номер 2:

  • Его сигналу полагается быть в несколько раз слабее по показателю напряжения.
  • В руководстве каждого конкретного авто указаны значения показаний, которые считаются оптимальными – на них и нужно ориентироваться.
  • Когда показания 2-го зонда приближаются к показаниям 1-го или доходят до определенного значения, заложенного в электронике машины, появляется ошибка, связанная с неэффективностью катализатора.

В большинстве случае это означает, что кат больше не пригоден к использованию. Если продолжать так ездить, но забьется, отработанные газы будут проходить хуже, в результате — грохот при езде, перегрев и оплавление, и так пока он не рассыплется. Необходимо заменить деталь. Если же вы хотите ездить по последнего, но, чтобы при этом не видеть постоянные ошибки, устанавливается специальная обманка. Другой вариант — установка специальной проставки под лямбду перед катализатором с целью отодвинуть ее от трубы, чтобы захватывалось меньше выхлопных газов – это улучшит показания.

На что влияет установка второй лямбды

Иногда ставят и другие вспомогательные зонды, которые работают в связке с кислородным: к примеру, температурный датчик на выходе каталитического нейтрализатора. Все вместе они дают повышенную точность измерений.

Влияние второй лямбды на расход топлива

Нормальный расход горючего имеет место тогда, когда ТВС составлена в правильных пропорциях: 15 частей топлива на 1 часть воздуха. Если воздуха не хватает, образуется смесь чрезмерно обогащенная, она не может полностью сгореть. Соответственно, растут затраты топлива. Если воздуха слишком много, то смесь бедная, из-за чего существенно падает мощность двигателя.

Таким образом кислородные датчики прямо влияют на расход топлива автомобилем, поскольку именно отправляемая информация, которую они проверяют, позволяет ЭБУ составлять нужную топливную смесь. Правильно работающий зонд дает возможность не переплачивать за бензин, и это одна из причин, по которым рекомендуется следить за его исправностью.

Установка второй лямбды

Специалисты советуют диагностировать устройство хотя бы каждые 30 тысяч километров пробега, а менять — через каждые 100 тысяч, не дожидаясь возникновения реальных неисправностей.

Заключение

С каждым десятилетием экологические нормы в разных странах мира становятся все более жесткими. Идет борьба с повышенными выбросами веществ, опасных для климата и здоровья человека. Таким образом, наличие в автомобиле исправного катализатора, а также первой и второй лямбды — обязательные условия с учетом того, сколько вредных веществ производит двигатель в процессе работы.

Для того, чтобы ваш мотор работал исправно, потребление топлива было экономным, а выхлоп — в пределах экологических норм, советуем проводить своевременную диагностику, а при необходимости замену кислородных датчиков. Для этого предлагаем обращаться в наш сервис ремонта глушителей, специализирующийся на выхлопных системах. Наши мастера имеют большой опыт работы в данном направлении.

Лямбда зонд 1 и 2 отличия и назначение

Что такое лямбда зонд в автомобиле? Для чего нужен этот датчик, сенсор присутствия кислорода в потоке выхлопных газов? Почему этих датчиков два, в чем разница между первым и вторым лямбда зондами?

Подробно и по возможности просто отвечаем на вопросы о лямбда зондах в этой статье.

Лямбда зонд или датчик кислорода — что это такое?

Лямбда зонд в автомобиле — это пьезоэлектрический датчик количества кислорода в потоке газов, поступающих в выхлопную систему. С введением стандартов экологии ЕВРО у этого вида датчиков появилась дополнительная функция контроля очистки выхлопа каталитическим нейтрализатором. Но так как в выхлопном тракте этих приборов два, у многих возникает закономерный вопрос, для чего нужна эта комбинация.

Для чего измеряется уровень кислорода в выхлопе:

  • по содержанию кислорода ЭБУ определяет насыщение топливной смеси воздухом и таким образом контролирует эффективность работы впрыска;
  • по содержанию кислорода ЭБУ определяет, насколько эффективно катализатор очищает выхлоп от вредных примесей.

Для получения этой информации используются два зонда — первый или верхний лямбда зонд установлен до катализатора, именно по его активности происходит коррекция топливно-воздушной смеси. Второй или нижний лямбда зонд собирает данные после катализатора. При одинаковом устройстве эти два датчика предоставляют чипу данные, указывающие на протекания разных процессов.

Функции датчиков кислорода 1 и 2 в автомобиле

Кислородный датчик или лямбда зонд 1, он же верхний критически важен для управления работой двигателя. Оптимальное соотношение воздуха и топлива в смеси составляет 14,7 : 1 (в частях). При работе мотора и топливной системы этот параметр может существенно меняться, что сказывается на производительности мотора и потреблении топлива. При периодическом опросе лямбда зонда 1 ЭБУ получает необходимую для коррекции информацию.

Кислородный датчик или лямбда зонд 2 проверяет, насколько каталитический нейтрализатор очистил выхлоп. При разработке этой системы конструкторы поняли, что анализировать каждый компонент отдельным датчиком будет слишком сложно. Такой метод сделал бы катализационную систему очистки очень дорогой, хотя она и так недешева. Поэтому измерение проводится по кислороду, точнее, по его части в выхлопе. Считается, что именно это указывает на эффективность удаления вредных примесей.

Некоторые особенности устройства и работы лямбда зондов

По принципу работы и устройству оба датчика кислорода достаточно просты — у них есть активная зона, которая при контакте с кислородом меняет свои электрические свойства. Если на датчик поступает сигнал опроса от ЭБУ, то на выходе напряжение можно зафиксировать. По его величине оценивается, сколько кислорода содержится в выхлопе. Например, сигнал менее 0,5 В на выходе второго лямбда зонда может говорить о потере эффективности катализатора. При сигнале 0,8 – 0,9 В у ЭБУ нет причин поднимать тревогу.

Опрос лямбда зонда 1

Первый лямбда зонд отвечает за более динамичный и тонкий процесс управления впрыском смеси в двигатель. Для оценки эффективности топливной смеси применяется коэффициент L, он же лямбда, он же коэффициент избыточности воздуха. При соотношении 14,7 частей воздуха к 1 части топлива смесь считается оптимальной, а L = 1. Если L>1, например, 1,05 – 1,28, то мощность будет снижаться, но вырастет экономичность работы мотора. При выходе L за пределы 1,3 и выше топливо не воспламеняется, двигатель не работает.

Максимальная мощность бензинового мотора достигается при L в диапазоне 0,85 – 1,1, то есть, недостаток воздуха составляет примерно 5 – 15 %. Если недостаток довести до показателя 10 – 20 % и удерживать в этом диапазоне значений, то двигатель будет работать в оптимальном соотношении мощности и экономичности, а это соответствует коэффициенту лямбда 0,9 – 1,1.

ЭБУ постоянно опрашивает первый лямбда зонд, но этот опрос должен быть правильно настроен, иначе чип просто запутается в данных и начнет все время корректировать впрыск, что приведет в потере мощности и перерасходу топлива. При частоте опроса примерно раз в 300 – 400 миллисекунд ЭБУ формирует специальные циклы и запоминает оптимальные показатели для разных режимов. Если замерять напряжение осциллографом с хорошей чувствительностью, то на выходе первого лямбда зонда появится синусоида. По ее форме можно оценить правильность работы датчика.

Опрос лямбда зонда 2

Здесь процесс несколько проще, но синусоида очень похожа на описанную выше. Но есть своя тонкость — эффективная работа катализатора начинается только при прогреве его внутренностей хотя бы до 450 градусов. Пока выхлоп холодный после запуска, ЭБУ получает сигналы о сильном загрязнении, а это может привести к остановке двигателя. Для предотвращения такого эффекта применяют несколько решений:

  • в лямбда зонды устанавливают спирали прогрева, чтобы попавшая в них смесь не искажала данные;
  • в ЭБУ на этапе выпуска автомобиля зашивают цикл запуска, во время которого сигналы от холодного зонда не регистрируются;
  • в ЭБУ зашивают несколько циклов, которые периодически обновляются (по мере работы мотора), и несколько из них отвечают за работу с холодным катализатором.

Современные лямбда зонды сложнее первых моделей — в них работает как минимум два активных контура, чтобы отправлять на ЭБУ минимальный и максимальный уровень сигнала. Это значительно улучшает работу системы. При этом в ЭБУ встраивается отдельный программный компонент для управления нагревательной спиралью датчиков, а в схеме подключения лямбда зондов предусматриваются выводы для питания нагревательного элемента.
Приглашаем на бесплатное удаление катализатора в Москве и Московской области!

Какая лямбда отвечает за расход топлива

Лямбда зонд и расход топлива. Опять про экономию топлива

Очень интересная штука, никогда не было повода ею интересоваться, пока не поменял Москвич на другой автомобиль.Где то что то слышал про лямбда зонд, вроде как он иногда ломается, но что он делает никогда не интересовался. Сейчас интересуюсь.
Две информации. Что нашёл про лямбда зонд познавательного.

Бывает на авто один, бывает два и больше. Ставится чаще один в выпускном коллекторе и сразу второй на выходе из катализатора. Каталитического нейтрализатора для "несгоревших полностью выхлопных газов". Системы дожига несгоревшей смеси.

Лямба зонд (кислородный датчик) улавливает отсутствие кислорода в выхлопных газах.
Если смесь богатая ( соотношение воздух/бензин) выше оптимального 14.7 — кислорода практически нет в выпускных газах, датчик сразу реагирует. Возникает напряжение от датчика 0.9-1.0 вольт (при нормальной смеси оно всегда ниже)

Действительно ли влияет на расход топлива? Да, влияет. Конкретная ситуация.

Была проблема на одном авто. Сначала пошла экономия (существенная с 17-18 до 13). Потом был залит явно суррогатный бензин и после этого у человека начались проблемы. Расход начал повышаться, дошёл обратно до 17 и выше, до 19 и никак не могли понять причину. Не было никаких ошибок на бортовом компьютере, поездка на диагностику в тех. центре тоже не помогла выявить причину. Диагностика "на компьютере" показала что всё исправно, нет ошибок.
Только проверка у другого дилера (полная проверка всех систем и датчиков на ходу) помогла найти причину. Как выяснилось шёл постоянный перелив бензина (из-за некорректной работы лямбда-зонда) и поэтому был перерасход. Могло сложиться мнение "не работает ТопливоДар".
Вышел из строя лямбда-зонд. Именно от суррогатного топлива.
Т.е. даже если не горит лампочка "Чек"( Check Engine) и была проверка авто на стенде это не говорит о том, что лямба зонд исправен. Так оказалось и это подтвердил мастер №2.
После замены лямбда-зонда ( три недели на поиск причин) расход опять 13 л на 100 км. Вместо 17-18 ти. С ТопливоДар. И опять только бензин АИ 92

И про авто тоже. Есть уже и второй такой автомобиль Мазда CX7 "на добавке". Но как всегда, владельцы часто что то не договаривают. Возможно у второго владельца уже есть проблема c лямбда зондом. На вопрос "какой расход" пока не начали использовать добавку ТопливоДар — ответил не подробно.

Что такое лямбда зонд (датчик кислорода)

Лямбда зонд (он же датчик кислорода) — специальное устройство, один из видов датчика. Задача — контроль объема кислорода в коллекторе силового узла.

С помощью устройства оценивается общий объем кислорода или несгоревшей топливной смеси в выхлопе транспортного средства.

Часто лямбда зонды устанавливаются в дымоходах отопительных котлов и прочих системах, где необходим кислородный контроль.

Назначение

Знание особенностей работы и назначения лямбда зонда весьма полезны для автолюбителя.

Во-первых, уже никто не сможет обмануть владельца транспортного средства, а во-вторых, в случае поломки можно самому поставить «диагноз».

Задача лямбда-зонда — создать условия для выполнения функций каталитическим нейтрализатором, который осуществляет фильтрацию выхлопа автомобиля.

Катализатор

По сути, катализатор снижает вредность выхлопа, а лямбда-зонда осуществляет контроль работы данного устройства.

Название зонда произошло от известной греческой буквы «лямбда», которой обозначается объем кислорода в подготовленной горючей смеси.

Величина лямбды составляет 14.7 единиц на одну единицу топлива. Пропорциональность обеспечивается, благодаря электронному впрыску топливной смеси и работе лямбда-зонда.

Назначение устройства зависит и от его позиции в транспортном средстве.

Как правило, датчик кислорода монтируется перед катализатором, что позволяет точно измерять уровень кислорода в горючей смеси, а в случае дисбаланса давать сигнал блоку управления впрыска.

Чтобы повысить эффективность работы, на новых моделях авто ставится не один, а два датчика, закрепляемые с одной и другой стороны катализатора.

Такая конструкция позволяет с большей точностью анализировать состав выхлопа.

Эволюция развития

Раньше датчики кислорода были резистивными, что снижало точность измерений и надежность самих устройств.

Современный лямбда-зонд работает как пороговое устройство. При этом сигнал, полученный от датчика, позволяет точно фиксировать уровень отношения кислорода в выхлопе и корректировать его.

Оптимальное отношение — 14,7:1 (реального к необходимому объему воздуха). Если параметр ? соответствует данной норме, то смесь идеальная.

В случае превышения показателя смесь обеднена. Если же ?, наоборот, меньше, то в выхлопе много смеси и объема кислорода недостаточно для сгорания.

Впервые лямбда-зонд был изготовлен в 1960 году предприятием Robert Bosch GmbH. Руководителем проекта был Гюнтер Бауман.

В серийное производство устройство поступило лишь через 16 лет (в 1976 году). Первыми производителями, которые занялись выпуском, стали компания Сааб и Вольво.

Основные типы устройств

Сегодня можно выделить несколько типов кислородных датчиков. Все они могут отличаться по нескольким критериям:

  • по числу проводов — от 1 до 6;
  • по организации сенсорного элемента (есть два вида — пластинчатые и пальчиковые);
  • по крепежу в выхлопной трубе — фланцевые или на резьбе;
  • по диапазону измерений параметра лямбды — широкополосные (измерение производится в диапазоне от 0.7 до 1.6) или узкополосные, контролирующие уровень лямбда на уровне выше единицы.

Каждый из типов устройств имеет свои особенности.

Одно контактные устройства.

Оборудованы одним сигнальным проводом. Именно по нему передается сигнал, генерируемый устройством.

2-контаткные датчики

Оборудуются двумя проводами. Один является сигнальным, а второй выполняет функцию заземления через корпус устройства.

С помощью заземляющего проводника можно точно определить показатели сигнального провода.

3-контактные

Здесь предусмотрен сигнальный провод, один «массовый» провод и третий провод, направляемый к нагревательному устройству.

Особенность таких датчиков — быстрое достижение нужной температуры, повышенный период службы устройства, а также меньшие требования к выхлопной системе.

Нагревательный элемент, который монтируется в системе, имеет мощность 12 или 18 Вт.

4-контактные

В них предусмотрено четыре провода:

  • сигнальный проводник,
  • провод, питающий нагревательное устройство;
  • третий провод — «земля»;
  • четвертый провод — может использоваться для решения каких-либо других задач (в зависимости от системы управления автомобиля).

Может быть такое положение контактов.

К примеру, его можно использовать в качестве заземления или же для питания нагревательного элемента.

Особенность современных лямбда-зондов в том, что они взаимозаменяемы и имеют схожую конструкцию.

К примеру, можно менять датчики с подогревом на устройства без подогрева. При этом возможны проблемы с разъемами или невозможностью запитать устройство.

В случае нехватки проводов их можно проложить самостоятельно, а в качестве разъема использовать контакты автомобиля.

Маркировка может отличаться, но провод подачи сигнала всегда окрашивается в черный цвет.

«Масса» может быть желтой, серой или белой.

Устройство современных датчиков кислорода

В составе датчика кислорода есть два электрода — внутренний и внешний.

Первый делается из циркония, а второй — из платинового напыления, что делает его более чувствительным к воздействию кислорода.

Лямбда-зонд смонтирован таким образом, чтобы он пропускал весь объем отработавших газов транспортного средства.

В процессе прохождения газов внешний электрод оценивает уровень кислорода в отработавших газах, что приводит к изменению потенциала между электродами.

Чем больше объем кислорода, тем выше уровень напряжения. Рабочая температура циркония, которым покрыт электрод — 300-1000 градусов Цельсия.

Вот почему датчики кислорода конструктивно дополняются подогревателями, необходимыми в момент пуска.

Датчики бывают двух типов — двухточечными и широкополосными. Внешне они похожи, но отличаются конструкцией и принципом действия.

Так, 2-точечный датчик состоит из двух электродов. Его задача — фиксация коэффициента повышенного объема воздуха в топливной смеси.

Что касается широкополосного устройства, то это более современная конструкция. Главная его особенность — применение силы тока закачивания.

При этом конструктивно широкополосный датчик состоит из двух керамических устройств — закачивающего и 2-точечного.

Принцип действия

В кислороде присутствуют отрицательно заряженные ионы. Они собираются на электродах из платины и при достижении нужной температуры датчика (где-то 400 градусов Цельсия) создается разность потенциалов (напряжение).

Если смесь слишком обеднена, то объем кислорода в газах будет высоким, и наоборот, если смесь обогащена, то кислорода будет мало.

В первом случае напряжение равно 0,2-0,3 Вольта, а во втором — 0,7-0,9 Вольта.

Система управления мотора поддерживает уровень напряжения около 0,4-0,6 Вольт, то есть уровень лямбда равен 1.0.

В процессе движения происходит изменение режимов работы мотора, что способствует корректировке параметра напряжения в обе стороны. При этом узкополосный датчик может улавливать лишь те параметры, которые выше нуля.

Лямбда-зонд, который установлен после катализатора, имеет такой же принцип действия.

После обработки газов катализатором, уровень кислорода остается неизменным. Это, в свою очередь, позволяет поддерживать оптимальную разницу потенциалов в пределах 0.4-0.6 Вольта.

Широкополосный лямбда-зонд: главные отличия, принцип работы

Широкополосный датчик для измерения уровня кислорода — лямбда-зонд, который монтируется в современных авто.

Его особенность — выполнение функций катализатора на входе в устройство. Измерение необходимых параметров происходит благодаря использованию силы входного тока.

Главное отличие широкополосного датчика заключается в том, что в его составе есть два рабочих элемента — закачивающий и 2-точечный керамический обогреватель.

В процессе закачивания кислород пропускается через соответствующий элемент под действием силы тока.

Принцип действия широкополосного зонда построен на поддержании напряжения в пределах 450 мВ.

Сама разность потенциалов появляется между электродами двухточечного элемента. Достижение нужного напряжения гарантируется, благодаря изменению силы тока закачивания.

Если объем кислорода в выхлопе снижается, то напряжение между электродами растет, а ЭБУ получает соответствующую команду.

После этого формируется сигнал требуемой силы тока, что приводит к выравниванию напряжения.

Сила тока анализируется в ЭБУ, после чего блок управления воздействует на систему впрыска.

Нормальная работа датчика кислорода возможна при температуре в 300 градусов Цельсия, которая достигается с помощью нагревателя.

К чему приводит неисправность зонда?

Первая неприятность, к которой приводит выход из строя зонда — повышение «прожорливости» авто и ухудшение общей динамики.

Главная причина — искажение показаний датчика, что приводит к отклонению отношения кислорода и топлива.

В случае выхода из строя одного датчика машина остается на ходу (здесь многое зависит от самого транспортного средства).

Есть модели, в которых отказ механизма приводит к расходованию топлива в больших объемах. Как следствие, может понадобиться срочный ремонт.

В случае поломки лямбда-зонда его замена должна производиться только на аналогичный механизм.

Если же установить устройство другого типа, то бортовой компьютер транспортного средства может попросту не воспринимать сигналы нового датчика.

При поломке сразу двух датчиков авто и вовсе оказывается обездвиженным.

Причины поломки

Стоит отметить, что датчик кислорода имеет повышенную чувствительность к поломкам.

Причиной выхода из строя может стать:

  1. Низкое качество топлива. При плохом бензине на лямбда-зонде остаются определенные части свинца. Появление такого напыления ухудшает чувствительность электрода к топливной смеси. Проходит какое-то время и датчик можно выбрасывать.
  2. Механическая поломка. Сам датчик кислорода может выйти из строя. При этом к основным повреждениям можно отнести дефект корпуса, нарушение обмотки устройства и так далее.

Решается проблема посредством установки нового датчика. Что касается ремонта, то при таких поломках он бесполезен.

3. Чрезмерные объемы топлива, подаваемые в цилиндры мотора, попросту не успевают сгорать и вылетают в систему выхлопа в виде сажи.

Через время черный налет скапливается на узлах системы выхлопа машины и на датчике кислорода в том числе. Как следствие, лямбда зонд начинает работать неправильно.

В качестве «лечения» можно использовать специальные очистители и тряпки, позволяющие убрать загрязнения. Если же датчик забивается регулярно, то лучше его поменять.

Как выявить поломку?

Распознать неисправность лямбда зонда можно по следующим признакам:

  • повышению общей токсичности паров выхлопа. Конечно, определить данный показатель на «глазок» не получится. Здесь может помочь только специальный прибор. Если уровень СО сильно возрос, то можно с уверенностью говорить о выходе из строя датчика кислорода;
  • увеличение «прожорливости» автомобиля — проблема, которую можно увидеть почти сразу. Единственное, что повышение расхода не обязательно сигнализирует о неисправности датчика;
  • загорание лампочки Check Engine — еще один сигнал, что в системе что-то не так. Как показывает практика, загорание данной лампочки связано с поломкой лямбда зонда. Чтобы более точно определить ошибку и выявить дефект, необходимо отправиться на сервис.

Также важно знать как проверить лямбда зонд на исправность.

Можно ли отключать лямбда зонд?

Отключение датчика кислорода — дело нескольких минут для специалиста. Только вот польза такой работы вызывает большие сомнения.

С момента отключения лямбда зонда ЭБУ переходит на средние параметры подачи топлива в двигатель, что сказывается на надежности и расходе топлива (как правило, в худшую сторону).

Кроме этого, в случае отключения датчика кислорода может понадобиться и перепрошивка самого ЭБУ автомобиля, ведь постоянно будет «вылазить» ошибка.

Поэтому если лямбда зонд вышел из строя его желательно заменить.

Обманка лямбда зонда: что это?

При замене катализатора пламегасителем или демонтаже устройства сигналы двух лямбда зондов будут идентичны. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к ошибкам.

Проблема решается путем установки обманки лямбда зонда.

Она бывает двух видов:

По своей конструкции это проставка, выполненная из бронзы и имеющая определенные размеры. Внутри узла есть специальная крошка с каталитическим напылением, которая помогает вредным веществам догореть.

Такая обманка представляет собой прибор на основе микропроцессора, анализирующего весь процесс прохода выхлопных газов и осуществляющего обработку данных с первого датчика.

Задача — обеспечить корректную работу системы управления мотором в условиях, когда катализатор поломан или удален.

Несмотря на свою компактность, лямбда зонд является одним из наиболее важных узлов автомобиля. Он не только снижает вредность выброса, но и отвечает за ряд других функций.

Отсутствие данного устройства может стать причиной повышения расхода топлива, ухудшения динамики мотора или полной невозможности эксплуатации автомобиля.

Почему при неисправном датчике кислорода машина плохо едет и расходует много бензина?

Датчик кислорода или лямбда-зонд – устройство, устанавливаемое в выпускном коллекторе. Его основная задача контролировать количество кислорода, оставшегося после сгорания топливной смеси. По стандартам эта смесь формируется в пропорции 1 к 14,7, при отклонении данного показателя лямбда-зонд передает команду в ЭБУ о нарушении качества воздушно-топливной смеси. В некоторых автомобилях устанавливают второй зонд после катализатора. Если работа датчика кислорода нарушена или он вообще вышел из строя, возникают проблемы в работе двигателя:

  • машина неадекватно реагирует на нажатие педали газа;
  • появляется запах топлива в салоне;
  • существенно увеличивается расход топлива (до 2 раз);
  • выхлоп имеет резкий запах.

уровень бензина

Зачем нужен кислородный датчик

Этот конструктивный элемент появился в 1976 году, и первые лямбда-зонды были выпущены немецким концерном Bosch. Его появление было вызвано тем, что в середине 70-х годов прошлого века случился резкий скачок цен на нефть, поэтому большинство автовладельцев задумались об экономичности своих машин. Благодаря датчику удалось достигнуть ощутимой экономии топлива без снижения мощности.

лямбда-зонд

Датчик лямбда-зонд анализирует количество несгоревшего в выхлопе кислорода. Если его много, то подаваемая в цилиндры смесь – бедная, когда его мало – воздушно-топливная смесь слишком обогащена. Благодаря этим данным электронный блок управления регулирует соотношение воздуха и горючего в смеси, что позволяет достигнуть максимально эффективности при работе, а это приводит к экономии топлива. Идеальный показатель – на сгорание 1 кг топлива должно потребляться 14,7 кг воздуха. Стандартный кислородный датчик находится в выпускном коллекторе.

местоположение кислородного датчика на двигателе

С 90-х годов на автомобили стали устанавливать два лямбда-зонда – верхний кислородный датчик непосредственно на выходе из двигателя, а нижний датчик после катализатора. Первый зонд контролирует качество подаваемой топливной смеси, а второй – следит за состоянием катализатора, что важно для соблюдения экологических норм.

верхний и нижний лямбда-зонд

Из-за плохого качества топлива и других проблем нижний датчик кислорода часто выходит из строя. Решать эту проблему пытаются разными способами, один из них – программное отключение, другой – механическая обманка лямбда-зонда. Такая обманка датчика кислорода работает очень просто – в ней делается дополнительное отверстие или устанавливается сеточка для доступа воздуха извне. В результате концентрация выхлопа и вредных веществ в нем снижается и зонд считает, что с экологией все нормально. Более надежный вариант — перепрошивка ЭБУ.

Устройство лямбда-зонда

Чтобы понять принцип работы датчика кислорода, нужно знать его устройство. В лямбда-зонде установлены два электрода. Внешний электрод взаимодействует непосредственно с выхлопом, внутренний электрод взаимодействует с атмосферным воздухом. Между этими электродами располагается слой диоксида циркония. Существуют титановые зонды, которым не требуется контакта с атмосферой, но они встречаются очень редко и стоят дорого.

принцип работы датчика кислорода (схема)

В результате взаимодействия с различными средами на электродах возникает разное напряжение, результирующее значение которого передается по проводу в ЭБУ. Из этих данных делается вывод о богатстве или бедности смеси. При значениях от 0,1 до 0,45 В – смесь обедненная, в диапазоне 0,45-0,9 В – смесь обогащенная. Идеальное соотношение воздушно-топливной смеси достигается при 0,45 В.

Первые модели датчиков кислорода работали только до 3000 оборотов двигателя, а после этого он переходил на усредненные параметры обогащения смеси. Но современные лямбда-зонды работают во всем диапазоне оборотов, что обеспечивает лучшую эффективность и экономичность.

Диагностика

Проверку лямбда-зонда осуществляют, не снимая его с автомобиля. Для этого берется специальное приспособление и присоединяется к эклектической системе, после заводится двигатель. Чтобы датчик начал работать, его нужно разогреть до 300 градусов, а титановый зонд – до 700.

проверка датчика

Значения напряжения на устройстве должны меняться в диапазоне от 0,1 до 0,9 В примерно 8 раз в 10 секунд. Это означает, что датчик работает правильно и никаких проблем с ним не возникает. Если частота смены показателей уменьшается, зонд не работает нормально и скоро выйдет из строя. При полном выходе из строя на экране диагностического аппарата высвечивается одно значение.

Что происходит при неисправном кислородном датчике

В случае неисправности лямбда-зонда, когда напряжение на нем не меняется, ЭБУ начинает обогащать рабочую смесь, обеднять ее он не будет, поскольку это приводит к более серьезным последствиям.

Специфический запах начинает проникать в салон, а расход топлива возрастает в 2 раза. При этом разгоняется автомобиль гораздо хуже, поскольку топливо заливает цилиндры, иногда из выхлопной трубы доносятся характерные хлопки.

Что приводит к поломке лямбда-зонда

Устройство датчика кислорода таково, что главным его врагом являются высокие температуры. При удалении катализаторов, без соответствующей компенсации, температура выхлопных газов увеличивается, что со временем это приводит к выходу зонда из строя.

Вторая проблема – попадание антифриза в выхлопные газы. Но если охлаждающая жидкость попадает в камеры сгорания, а из них в выхлопной коллектор, поломка кислородного датчика – это наименьшая из проблем.

Третья распространенная причина поломки – попадание масла на электроды. Это происходит, когда выкинутое из мотора масло попадает на турбину, где оно выгорает, а пары попадают в лямбда-зонд, который выходит из строя. Выгорающие масляные брызги существенно поднимают температуру в выхлопном коллекторе.

При изготовлении тюнингованных систем выхлопа датчик кислорода иногда устанавливают снизу. Это ошибка, поскольку образующийся конденсат и твердый осадок приведут к быстрой коррозии электродов, и устройство сломается. Поэтому лямбда-зонд устанавливают сверху магистрали и еще под углом 45 градусов, чтобы поток выхлопных газов заходил правильнее.

Сколько времени работает лямбда-зонд

Первые варианты кислородных датчиков, с двумя проводами, при нормальном режиме эксплуатации работали в районе 50 тыс. км пробега. Новая конструкция зондов с тремя или четырьмя проводами проработает в районе 80 тыс. км. Лямбда-зонды, устанавливаемые в современные автомобили способны отработать до замены около 150 тыс. км.

Отдельный подвид этих датчиков – широкополосные лямбда-зонды, которые проходят не менее 150 тыс. км., обладая рядом преимуществ. Они оборудованы отдельной шкалой вывода, поэтому водитель может в реальном времени видеть, какая смесь подается в двигатель. Это устройство работает во всем диапазоне оборотов и обрабатывает информацию с гораздо большей скоростью. Особенно полезны такие датчики для автовладельцев, которые любят заниматься тюнингом своих моторов.

Видео: Лямбда! Датчик Кислорода и Повышенный расход топлива

Датчики от сторонних производителей

Чтобы улучшить работу двигателя или просто заметить кислородный датчик, вышедший из строя, автовладельцы обращаются к вариантам от сторонних производителей, выпускающих, в том числе, и широкополосные датчики. Для этого лучше брать продукцию известных компаний, среди которых популярны:

  1. АЕМ performance electronics;
  2. INNOVATE motorsports;
  3. Depo Racing.

Каждый из этих брендов предлагает несколько типов и поколений датчиков кислорода, которые отличаются приемлемым уровнем точности и надежности. Есть определенные нарекания к широкополосным зондам от Depo Racing, но и здесь многие специалисты поспорили бы.

Зонды от INNOVATE motorsports требуют предварительной калибровки. Для этого их нужно подключить на воздухе, чтобы они установили нужное значение, и только после этого устанавливать в выхлопную систему. Иногда в них возникают проблемы с контроллерами и другой электронной начинкой. Наименьшее количество проблем возникает с АЕМ performance electronics, но они стоят дороже всего.

зонд INNOVATE motorsports

При установке широкополосного лямбда-зонда нужно знать, что он не переносит перегрева. Поэтому они устанавливаются на расстоянии не менее 40, а лучше 50 см от турбины или начала штанов выпускного коллектора.

Заключение

Датчик кислорода – необходимый элемент любого современного двигателя. Благодаря ему мотор понимает, что происходит в камерах сгорания, достаточно ли топлива в них поступает или нужно увеличить количество воздуха в смеси. Бедные смеси приводят к детонации и преждевременному износу двигателя, разрушению поршневой группы и цилиндров. При излишне богатой смеси в камерах сгорания образуется нагар, кроме того, она смывает масло со стенок цилиндров, что тоже приводит к ускоренному износу.

При замене лямбда-зонда можно обращаться к сторонним производителям, перепиновав несколько проводов и получив более точное и надежное устройство. При этом ускоренная передача информации позволяет работать по более адекватному алгоритму, оперативно реагируя на изменившиеся условия. В результате это поможет сэкономить деньги на топливе, избежать проблем с богатой или бедной смесью, а двигатель будет работать в идеальном для него режиме.

5 минут и салон авто как новый.
Посмотрите фото до и после

Ремонт стекла авто своими руками.
Спасает от трещин и сколов.

видеорегистратор + зеркало заднего вида + камера заднего вида
+ датчик движения + технология Dual cam + G-Sensor.

12в1 — видеорегистратор, GPS-навигатор,
камера, интернет, радар, FM, G-sensor.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *