12.Механизмы трансмиссии автомобиля. Сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал, полуоси и ведущие колеса. Назначение. Общие схемы трансмиссий.
Механизмы трансмиссии автомобиля предназначены для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, при этом крутящий момент может быть изменен по величине, соотношению между ведущими колесами и направлению. Трансмиссии могут быть механическими (передает и преобразует механическую энергию), электрическими (преобразует механическую энергию в электрическую и после передачи к ведущим колесам – электрическую в механическую энергию), гидравлическими (преобразует механическую энергию в энергию потока жидкости и после передачи к ведущим колесам – энергию потока жидкости в механическую энергию), комбинированными (электромеханическая, гидромеханическая – т.н. «гибриды»). На легковых автомобилях применяют механические, на грузовиках и автобусах механические и гидромеханические трансмиссии, на большегрузных автомобилях часто применяют электромеханические трансмиссии. К агрегатам и узлам трансмиссии относят сцепление, коробку передач, главную передачу, дифференциал, приводные валы (полуоси).
Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок. Бывают фрикционное, гидравлическое, электромагнитное сцепления.
Коробка передач служит для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также длительного разъединения двигателя от трансмиссии. Бывает ручной и автоматизированной.
Карданная передача обеспечивает передачу крутящего момента от вторичного вала коробки передач на вал главной передачи, расположенных под углом друг к другу.
Главная передача служит для увеличения крутящего момента и передаче его на полуоси ведущих колес.
Дифференциал предназначен для распределения крутящего момента между ведущими колесами. Он позволяет полуосям вращаться с разными угловыми скоростями, что необходимо при повороте автомобиля.
Полуось – это вал ведущего моста автомобиля и других транспортных машин, который передает вращения между ведущим колесом и дифференциалом.
Ведущие колеса — осуществляют связь автомобиля с дорогой. Они обеспечивают движение автомобиля, его подрессоривание, изменение направления движения и передачу вертикальных нагрузок от автомобиля на дорогу.
Общая схема трансмиссии зависит от компоновки автомобиля, вида самой трансмиссии, числа и расположения ведущих мостов.
13.Назначение. Общие схемы подвески автомобиля. Упругие, направляющие и гасящие элементы подвески.
Подвеска автомобиля предназначена для обеспечения упругой связи между колесами и кузовом автомобиля за счет восприятия действующих сил и гашения колебаний. Подвеска входит в состав ходовой части автомобиля.
Подвеска автомобиля имеет следующее общее устройство:
• стабилизатор поперечной устойчивости;
Направляющие элементы обеспечивают соединения и передачу сил на кузов автомобиля. Направляющие элементы определяют характер перемещения колес относительно кузова автомобиля. В качестве направляющих элементов используются всевозможные рычаги: продольные, поперечные, сдвоенные и др.
Упругий элемент воспринимает нагрузки от неровности дороги, накапливает полученную энергию и передает ее кузову автомобиля. Различают металлические и неметаллические упругие элементы. Металлические упругие элементы представлены пружиной, рессорой и торсионом.
Гасящее устройство (амортизатор) предназначено для уменьшения амплитуды колебаний кузова автомобиля, вызванных работой упругого элемента. Работа амортизатора основана на гидравлическом сопротивлении, возникающем при протекании жидкости из одной полости цилиндра в другую через калибровочные отверстия (клапаны).
Различают следующие конструкции амортизаторов: однотрубные (один цилиндр) и двухтрубные (два цилиндра).
Сцепление
Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения в тех случаях, когда требуется затормозить автомобиль, начать движение или переключить передачи. Сцепление сухое, однодисковое, состоит из нажимного диска с кожухом, нажимными пружинами и оттяжными рычагами в сборе, ведомого диска с фрикционными накладками и гасителями крутильных колебаний в сборе. Механизм сцепления укреплён на маховике двигателя болтами, сбалансирован совместно с коленчатым валом, а его положение после балансировки отмечено на кожухе и маховике меткой “О”. Между кожухом сцепления и нажимным диском установлены нажимные пружины, имеющие со стороны нажимного диска теплоизолирующие шайбы. Выключающее устройство сцепления состоит из установленных на нажимном диске оттяжных рычагов, муфты выключения сцепления с упорным подшипником, установленного на крышке подшипника первичного вала коробки передач, и вилки выключения, установленной на картере сцепления. Ведомый диск установлен на шлицы первичного вала, нажимной диск под действием пружин прижимает фрикционные накладки к маховику и возникающие при этом силы трения позволяют передать крутящий момент с коленчатого вала двигателя на первичный вал коробки передач.
Сцепление (рис. 2) сухое, однодисковое, состоит из нажимного диска 4 с кожухом 20, нажимными пружинами 19 и оттяжными рычагами 11 в сборе; ведомого диска 3 с фрикционными накладками и гасителями крутильных колебаний в сборе.
Механизм сцепления укреплен на маховике двигателя болтами, сбалансирован совместно с коленчатым валом, а его положение после балансировки отмечено на кожухе 20 и маховике 2 знаком «О».
Между кожухом сцепления и нажимным диском установлены нажимные пружины, имеющие со стороны нажимного диска теплоизолирующие шайбы 21.
Выключающее устройство сцепления — состоит из установленных на нажимном диске оттяжных рычагов, муфты 17 выключения сцепления с упорным подшипником 18, установленной на крышке подшипника ведущего вала коробки передач, и вилки выключения, установленной на картере 9 сцепления.
Между кожухом сцепления и нажимным диском установлены нажимные пружины, имеющие со стороны нажимного диска теплоизолирующие шайбы 21.
Рис. 2. Сцепление:
— нижняя часть картера сцепления; 2 — маховик; 3 — ведомый диск; 4 -нажимной диск; 5 — передний подшипник; 6 — коленчатый вал; 7 — ведущий вал; 8 — игольчатый подшипник; 9 — картер сцепления; 10 — палец оттяжного рычага; // — оттяжной рычаг; 12 — палец; 13 — ролик оттяжного рычага; 14 — вилка оттяжного рычага; 15 — упорный болт; 16 — пружина оттяжная муфты; 11 — муфта выключения сцепления; 18 — подшипник выключения сцепления; 19 — нажимная пружина; 20 — кожух сцепления; 21 — теплоизолирующая шайба
Выключающее устройство сцепления — состоит из установленных на нажимном диске оттяжных рычагов, муфты 17 выключения сцепления с упорным подшипником 18, установленной на крышке подшипника ведущего вала коробки передач, и вилки выключения, установленной на картере 9 сцепления.
1.2 Ведомый диск (рис. 3 ) установлен на шлицы ведущего вала. Нажимной диск под действием пружин прижимает фрикционные накладки к маховику, и возникающие при этом силы трения позволяют передать крутящий момент с коленчатого вала двигателя на ведущий вал коробки передач.
Рис. 3. Ведомый диск сцепления:
— фрикционные накладки; 2 — заклепки; 3 — пружина ведомого диска; 4 — стальной диск; 5 — демпферная пружина; 6 — ступица; 7 — фрикционные кольца; * — регулировочные кольца; 9 — ведомый диск; 10 — упорный палец; // — балансировочный грузик
1.3 Привод управления сцеплением. Привод управления сцеплением представляет собой систему рычагов и тяг, связывающую вилку выключения сцепления, выходящую из картера сцепления, с педалью сцепления на рабочем месте водителя. Подвесная педаль установлена на оси в пластмассовых сферических подшипниках, не требующих смазки. Управление сцеплением осуществляется двумя тягами и толкателем через промежуточные рычаги. Регулирование свободного хода сцепления производится изменением длины толкателя и горизонтальной тяги. Полный ход педали (до упора в пол) равняется 150 мм и регулируется подвижным упором на кронштейне главного цилиндра тормоза. Техническое обслуживание сцепления заключается в очистке от грязи, подтяжке болтовых соединений, регулировке и смазке, в соответствии с картой смазки. Необходимо своевременно смазывать подшипник выключения сцепления через колпачковую маслёнку, расположенную с правой стороны картера сцепления. Для нормальной работы сцепления требуется, чтобы зазор между головками болтов оттяжных рычагов и подшипников выключения сцепления был 2,5 — 3,5 мм. Это соответствует ходу внешнего конца вилки выключения сцепления 3,5 — 5 мм и свободному ходу педали сцепления 28 -35 мм, замеренному по площадке педали.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Часть 2. Трансмиссия автомобиля.
Как называется агрегат трансмиссии автомобиля, предназначенный:
для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии и плавного их соединения?
Варианты ответов
- сцепление
- коробка передач
- раздаточная коробка
- карданная передача
Вопрос 2
Из каких частей состоит механизм сцепления автомобиля?
Варианты ответов
- из кожуха, ведущего и ведомого дисков, выжимных рычагов и нажимных пружин
- из кожуха, ведомого диска, гасителя крутильных колебаний, ступицы ведомого диска
- из кожуха, гасителя крутильных колебаний, ведомого диска, фрикционных накладок ведомого диска
Вопрос 3
Какие причины могут вызвать пробуксовку сцепления?
Варианты ответов
- снижение упругости или поломка нажимных пружин
- замасливание фрикционных накладок
- отсутствие свободного хода педали
- все вышеперечисленные
Вопрос 4
В чем заключаются основные преимущества однодисковых сцеплений по сравнению с двухдисковыми?
Варианты ответов
- простота конструкции
- возможность передачи большого крутящего момента
- плавное включение
- удобство при эксплуатации и ремонте
Вопрос 5
Какие типы сцеплений нашли наибольшее распространение на отечественных автомобилях?
Варианты ответов
- автоматические
- полуавтоматические
- дисковые, фрикционные
- электромагнитные
Вопрос 6
Для чего необходим свободный ход педали сцепления?
Варианты ответов
- для полного выключения сцепления
- для плавного включения сцепления
- для быстрого включения
- для полного включения сцепления
Вопрос 7
Когда чаще всего может проявляться пробуксовка сцепления?
Варианты ответов
- когда автомобиль нагружен
- когда автомобиль не нагружен
- при движении на подъём
- при движении по горизонтальному участку дороги
Вопрос 8
Для чего на ведомом диске сцепления накладки из фрикционного материала?
Варианты ответов
- для уменьшения веса сцепления
- для более точного включения сцепления
- для создания трения между ведущим и нажимным дисками
Вопрос 9
На каком автомобиле сцепление сухое, фрикционное, однодисковое, с переферийным расположением нажимных пружин и механическим приводом включения?
Варианты ответов
- ГАЗ-3309
- ЗиЛ-4314.10
- ВАЗ-2121
- КамАЗ-5320
Вопрос 10
Как изменится свободный ход педали сцепления при износе фрикционных накладок?
Варианты ответов
- не изменится
- уменьшится
- увеличится
Вопрос 11
С какой целью между пружинами и нажимным диском устанавливают теплоизоляционные шайбы?
Варианты ответов
- для предохранения нажимного диска от перегрева
- для предохранения кожуха сцепления от перегрева
- для предохранения нажимных пружин от перегрева
- для регулировки жесткости нажимных пружин
Вопрос 12
Какой автомобиль имеет сухое, двухдисковое с переферийными пружинами и пневмогидроусилителем сцепления?
Варианты ответов
- ВАЗ-2114
- ГАЗ-3307
- ЗиЛ-4314.10
- КамАЗ-5320
Вопрос 13
При какой из указанных неисправностей сцепления затрудняется переключение передач?
Варианты ответов
- замасливание фрикционных накладок дисков
- выход из строя нажимных пружин
- выработка фрикционных накладок
- все перечисленные
Вопрос 14
Какие функции выполняет коробка передач?
Варианты ответов
- изменяет крутящий момент по величине
- изменяет крутящий момент по направлению
- увеличивает мощность
- длительно разъединяет двигатель и трансмиссию
Вопрос 15
Какие типы коробок передач устанавливают на автомобилях ЗиЛ-4314.10, ГАЗ-3307, КамАЗ-5320, ВАЗ-2121?
Варианты ответов
- электрические
- гидравлические
- механические
Вопрос 16
В четырехступенчатой коробке передач для получения максимального усилия на ведущих колесах необходимо включить…………………
Варианты ответов
- первую передачу
- вторую
- третью
- четвертую передачу
Вопрос 17
Какое устройство в коробке передач обеспечивает выравнивание угловых скоростей включаемых шестерен?
Варианты ответов
- синхронизатор
- фиксатор
- замок
Вопрос 18
Как изменится скорость движения автомобиля и усилие на ведущих колесах если увеличить передаточное число КПП?
Варианты ответов
- скорость уменьшится, усилие уменьшится
- скорость уменьшится, усилие увеличится
- скорость увеличится, усилие увеличится
- скорость увеличится, усилие уменьшится
Вопрос 19
Какая коробка перемены передач устанавливается на автомобилях-тягачах КамАЗ?
Варианты ответов
- пятиступенчатая с делителем
- десятиступенчатая механическая
- трехступенчатая гидрообъемная
Вопрос 20
Какие типы коробок передач устанавливают на автомобилях ЗиЛ-4314.10, ГАЗ-3307, КамАЗ-5320, ВАЗ-2121?
Варианты ответов
- электрические
- гидравлические
- механические
Вопрос 21
Для переднеприводных автомобилей с поперечным расположением ДВС преимущественно применяют:
Варианты ответов
- одновальные КПП
- двухвальные КПП
- трехвальные КПП
- вариаторы
Вопрос 22
Ведомая шестерня главной передачи жестко соединяется с.
Варианты ответов
- фланцем карданного вала
- коробкой дифференциала
- полуосью
- любой из указанных деталей
Вопрос 23
Блокировку межосевого дифференциала .
Варианты ответов
- следует производить после остановки автомобиля, перед началом движения
- разрешается выполнять при движении автомобиля с любой скоростью
- нужно выполнять только на стоянке
Вопрос 24
Какая деталь главной передачи жестко соединяется с карданной передачей?
Варианты ответов
- ведущая коническая шестерня
- ведомая коническая шестерня
- ведущая или ведомая в зависимости от конструктивных особенностей моста
Вопрос 25
Возникновение пробуксовывания одного из ведущих колес сопровождается увеличением частоты вращения этого колеса и .
Варианты ответов
- уменьшением крутящего момента, подводимого к нему
- сохранением крутящего момента, подводимого к нему
- увеличением крутящего момента, подводимого к нему
- увеличением или уменьшением крутящего момента, подводимого к нему, в зависимости от траектории движения автомобиля
Вопрос 26
Если крутящий момент, подводимый к одному из колес ведущего моста, уменьшается, то крутящий момент на противоположном колесе этого моста .
Варианты ответов
- уменьшится
- увеличится
- не изменится
Вопрос 27
Главная передача обеспечивает .
Варианты ответов
- уменьшение частоты вращения и увеличение крутящего момента
- увеличение частоты вращения и увеличение крутящего момента
- уменьшение частоты вращения и уменьшение крутящего момента
- увеличение частоты вращения и уменьшение крутящего момента
Вопрос 28
Какие из перечисленных ниже деталей ведущего моста изменяют свою частоту вращения вследствие изменения направления движения автомобиля (входа в поворот)?
Тест "Сцепление автомобиля"
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Технология — еще материалы к урокам:
Предметы
- Алгебра
- Английский язык
- Биология
- География
- Геометрия
- ИЗО
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Начальная школа
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- ОРКСЭ
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Физкультура
- Химия
- Экология