Разное давление в шинах как влияет на езду
Перейти к содержимому

Разное давление в шинах как влияет на езду

  • автор:

Опасность езды на шинах с разным давлением⁠⁠

Некоторый транспорт не предусматривает встроенных манометров или электронных систем косвенного контроля показателей ABS, из-за чего нельзя определить разницу в 0,4-0,6 бара. Согласно действующим нормативам, разница давления в шинах не должна превышать 0,2-0,3 атм.

В случае проколов (осколком, гвоздем) за одну ночь давление может упасть на 0,5 атм и ниже. Из-за твердых боковин шин визуально можно не сразу обнаружить спуск покрышки, что приводит к негативным последствиям.

Проблемы с накачкой

Специалисты рекомендуют накачивать колеса один раз в месяц, даже если они новые. Давление в покрышках может снижаться естественно, например, при плохой герметичности, недостаточном прилегании боковины к ободу, образовании замятий и даже при изменениях температур в окружающей среде.

Изменение может достигнуть и 0,5 бара, иначе называемой «половины атмосферы». Если в авто встроена система контроля давления, изменение значений отразится сигналом контрольной лампы. Иногда такое случается, даже если давление в шинах различается, хотя показатели находятся в пределах нормы.

Например, водитель накачивает колеса до максимальных 2,5 бара, а спустя пару недель давление падает до 2,0 бара. Хотя показатели остаются разрешенными, осуществлять вождение с данными значениями не рекомендуется.

Отражение на пятнах контакта

При спущенном одном колесе и перекаченном другом, сопротивление качению будет различаться. Пониженное давление приводит к смещению пятна контакта к плечевой зоне и подъему центральной части протектора, отвечающей за разгон и торможение. В результате основная нагрузка перекладывается на боковины, где произойдет ускорение износа протектора. При спущенных шинах сопротивление качению приводит к увеличенному расходу топлива и ускоренному износу резины.

В случае перекачивания смещение нагрузки ложится на центральную часть протектора, что приводит к выгибанию шины и сокращению пятна контакта. Вождение при прохождении поворотов ухудшится, что скажется на маневрах, может произойти увод транспорта в сторону. Также возможны проблемы с разгоном и торможением.

Разность в сопротивлении колеса скажется на отклонении от траектории при управлении транспортом и уводе в противоположную сторону при торможении. При длительной поездке перекаченное колесо начнет лысеть в центральной части, а недокачанное стираться с краев.

Проверка давления

Предрейсовый техосмотр позволяет проверить, находятся ли значение давления на нужном уровне. Если показатели не совпадают, транспорт может не получить печать проведения технического осмотра, поскольку разное давление может стать причиной поломки в пути и привести к серьезной аварии.

Однако договор проведения предрейсового технического осмотра с надежной организацией позволит подкачать шины перед выходом на рейс, если покрышки в порядке и протекторы не имеют повреждений. Время предрейсового осмотра при этом будет не слишком отличаться от стандартного проведения процедуры, задержка не скажется на водителе и прохождении маршрута в соответствии с графиком.

Опасно ли ездить на шинах, которые накачаны неравномерно?

Водители не всегда внимательно следят за уровнем давления в колесах. Не в каждой машине есть встроенные манометры или электронные системы косвенного контроля по показаниям ABS, отчего достоверно определить разницу в 0,4-0,6 бара бывает трудно. По нормативам разница давления в шинах может колебаться в пределах 0,2-0,3 атм, но не выше. При проколе от гвоздя за ночь давление падает примерно на 0,5 атм и больше, что чревато неприятностями. Кроме того, многие шины сейчас имеют твердые боковины, которые не позволяют сильно проседать покрышкам. На глаз разницы в давлениях можно не заметить, отчего автомобилисты могут отправиться в долгий путь на неправильно накачанных покрышках. Как это отразится на долговечности шин и на управляемости автомобиля?

Неправильная накачка шин

Даже новые колеса необходимо подкачивать примерно один раз в месяц. Снижение давления в них может произойти естественным образом. Причиной может стать утечка в результате плохой герметичности шин, плохо прилегающей боковины к ободу колеса, образование замятий на дисках либо же банальное изменение окружающей температуры. При смене погоды идет сжатие или расширение воздуха в шинах. Давление в них падает или растет.

Особенно опасно, когда разница в шинах достигает 0,5 бара, или, как говорят автомобилисты, половины «атмосферы». В этом случае на машинах с системами контроля давления на приборной панели зажигается контрольная лампа. Причем давление в шинах может быть даже в пределах нормы.

Представим ситуацию, что водитель накачал шины до максимально разрешенного значения в 2,6 бара. Через несколько недель в двух колесах оно упало до 2,1 бара. Эти показания укладываются в разрешенные границы, но вот ездить с такой разницей не рекомендуется.

Изменение пятна контакта

Если одна шина на оси немного спущена, а другая перекачана, то возникает разное сопротивление качению.

При понижении уровня давления происходит смещение области пятна контакта в плечевую зону. Центральная же часть протектора подминается внутрь. А именно на ней лежит функция зацепления при разгоне и торможении. Пятно контакта деформируется. Основная нагрузка идет на боковины, которые прочнее середины. Протектор в этих местах интенсивно изнашивается.

На спущенной резине наблюдается увеличение такого явления, как сопротивление процессу качения. Растут потребление топлива и износ резины.

Если же одна из шин перекачана, то в ней происходит смещение нагрузок в центральную часть протектора. Шина выгибается, и площадь пятна контакта сокращается.

Машина начинает намного хуже вести себя при прохождении поворотов из-за недостаточного контакта с асфальтом в плечевой зоне. Снижение пятна будет оказывать негативное влияние на динамику разгона и торможения.

В итоге при управлении ощущается дисбаланс из-за разности сил и увод автомобиля в сторону.

Плохо и то, что другая шина не испытывает подобных проблем и катится хорошо. В результате у этой пары колес возникает разность в сопротивлении, которая заставит машину подруливать. На скоростных прямиках она может отклоняться от траектории. А во время торможения ее будет уводить в противоположную сторону.

В дальней дороге этот увод будет сопровождаться повышенным износом резины. Перекачанное колесо будет лысеть в центре, а недокачанные — по краям.

Как определить давление без манометра?

Шины необходимо проверять минимум раз в неделю. Лучше всего использовать манометр. Но для быстрого определения разницы подойдет и другой способ. При незначительном падении давления шины почти не меняют форму и дают малую осадку, поэтому визуальный способ не годится, зато подходит тактильный.

По жесткости боковины и по звуку, издаваемому при ударе, можно понять, какое колесо требует подкачки. Если давление падает на половину атмосферы, то удар становится глухим, а покрышка плохо пружинит. Если все шины звенят одинаково, то можно ехать. Но когда хоть одна покрышка издает глухой отзыв при ударе, стоит уделить ей больше внимания и достать манометр для более точного определения давления.

Важно ли поддерживать "рабочее" давление в шинах

zahav.ru alt=»zahav.ru» width=»32″ height=»32″ />

Чтобы предотвратить их деформацию, важно постоянно поддерживать оптимальное давление в шинах, рекомендуемое автопроизводителем. Редакция сайта Тарантас Ньюс изучила вопрос и выяснила, к каким проблемам может привести неправильная подкачка шин.

Что советуют сами автопроизводители?

Каждый автопроизводитель дает рекомендации, какое давление должно быть в конкретном автомобиле в зависимости от условий эксплуатации, нагрузки и трансмиссии, установленной на авто. Информация с оптимальными параметрами и допусками размещается в инструкции по эксплуатации, в виде стикера на крышке топливного лючка или наклейки, которую можно найти на пороге или боковой водительской стойке.

Как утверждают специалисты, регулярное поддержание рекомендованного давления в покрышках обеспечивает хорошее сцепление с дорожным покрытием благодаря оптимальному пятну контакта, исключает неравномерный износ резины, а также деформацию деталей подвески. Поддержание оптимальных значений снижает расход топлива и улучшает управляемость машины.

Проблемы, возникающие из-за слабо накаченной резины

Автопроизводители подсчитали, что при снижении давления на 15-20% от оптимального значения, увеличивается пятно контакта с дорожным покрытием. Если в таком состоянии ездить регулярно, это станет результатом неправильного износа протектора, что приведет к необходимости замены колес. Кроме того, из-за низкого давления ухудшается управляемость машины, на поверхности резины образуются боковые «шишки», а также увеличивается расход топлива из-за увеличенного сопротивления. Если в покрышках недостает 30-50% давления от рекомендуемого значения, помимо протекторов шин дороги начинает касаться и боковины. Длительный контакт во время вождения приведет к взрыву колеса.

Однако, несмотря на последствия, ездить на слегка приспущенных колесах иногда позволительно. Опускать давление в шинах разрешается только в тех случаях, когда нужно проехать легкое бездорожье. Такой трюк позволит увеличить пятно контакта, поможет автомобилю лучше цепляться. Не забудьте, что после проезда участка с плохой дорогой, давление в покрышках нужно восстановить.

Читайте также

Проблемы, к которым приводят перекаченные колеса

Перекаченные покрышки не менее вредны для эксплуатации авто, чем спущенные. Среди негативных последствий: уменьшенное пятно контакта, сниженная устойчивость и управляемость на дороге, неравномерное истирание рисунка протектора, а также снижение комфорта от езды, поскольку машина становится «дубовой». При быстрой езде на перекаченной резине есть высокий риск попасть в занос на влажном покрытии.

Учитывая все недостатки, автолюбителям, которые любят «про запас» подкачать колеса, стоит отказаться от такой практики. Да, в перекаченных покрышках действительно можно реже проверять давление, однако безопасность и комфорт поездки важнее. Не стоит ими пренебрегать.

Как часто нужно отслеживать уровень подкачки покрышек?

При регулярной эксплуатации авто проверять давление в шинах нужно раз в неделю. Для этого можно использовать портативный манометр или тот, который встроен в мини-компрессор. Поскольку во время езды колеса нагреваются, и в них повышается давление на 0,3-0,7 бар, процедуру важно проводить только на холодных покрышках. По той же причине откажитесь от проверки колес, если машина стояла под палящим солнцем. Водителям, в автомобилях которых установлены электронные датчики, автоматически определяющие степень подкачки, периодически стоит самостоятельно проверять работоспособность системы. Особенно перед дальней поездкой. Это позволит избежать неприятных сюрпризов в дороге.

Важно, чтобы давление в покрышках было одинаковым. Недостаточно держать показатель в значениях, которые разрешает производитель. Поэтому, если передние колеса накачены до 2,2 бар, а задние до 2,4 и оба значения разрешены на авто, важно эти параметры уравнять. Если этого не сделать, автомобиль будет хуже держать дорогу при быстром старте и резком торможении.

Причины, по которым колеса могут быстро спускать

Покрышка со временем теряет часть давления естественным путем, однако если приходится регулярно подкачивать резину, стоит изучить ее на наличие повреждений. Автошина теряет герметичность в случае повреждения диска, неисправности клапана, механического повреждения и резкой смены температуры. Если эксплуатируется старая резина, то со временем она может спускать из-за разгерметизации внутреннего защитного слоя протектора или микротрещин.

Чтобы не столкнуться с трудностями в дороге, рекомендуем регулярно проверять давление в покрышках, поддерживать в шинах значение, рекомендуемое автопроизводителем конкретного авто.

Для повышения безопасности и комфорта вождения, стоит сезонно менять колеса и ставить новые покрышки, если старые износились и покрылись микротрещинами.

Давление в шинах: на что влияет и когда можно отступать от заводских параметров?

Небольшой тест на внимательность: вспомните, когда в последний раз вы проверяли давление в шинах? Вчера? На прошлой неделе? Полгода назад? Скорее всего, если сделать опрос, самым популярным будет последний вариант — даже несмотря на наличие компрессоров почти на каждой АЗС, у нас не принято регулярно проверять давление в шинах и подкачивать их.

А ведь это важный параметр, влияющий на некоторые характеристики автомобиля. Вместе с онлайн-гипермаркетом 21vek.by мы расскажем, почему важно поддерживать рекомендованное производителем давление и в каких ситуациях его полезно изменять.

Теория

Завод-производитель всегда указывает давление, которое рекомендовано для повседневной эксплуатации автомобиля. Делается это с помощью стикера, который клеится либо на среднюю стойку кузова, либо на внутреннюю сторону крышки лючка бензобака. Как правило, у легковушек рекомендованное давление составляет от 2,1 до 2,3 бара, у коммерческой техники с шинами сегмента С — около 4 бар. При этом производитель всегда указывает параметры для пустой и загруженной машины, а у некоторых моделей рекомендованное давление может отличаться на передней и задней осях. Зачем?

Все дело в пятне контакта — именно от его размера зависит баланс характеристик автомобиля. Что это за пятно такое? Объясним на примере. нашей ступни! Пока мы стоим на месте, ступня прилегает к поверхности полностью, а когда идем, то контакт имеет лишь небольшая ее часть, поскольку ступня «перекатывается» от пятки к носку. С шиной история аналогична: она соприкасается с поверхностью лишь небольшой частью, и от давления в покрышке зависит, насколько большим или малым будет пятно контакта.

Допустим, оно будет небольшим — мы пренебрегаем рекомендацией производителя и вместо 2,2 атмосферы накачиваем шину до 3,2. Что получаем? Пятно контакта минимальное, но зато колесо отлично катится: у него меньше сопротивление качению, и, как следствие, мы экономим на топливе. Минусы? Из-за минимального пятна контакта ухудшаются сцепные свойства покрышки, что сказывается на эффективности торможения и разгона. Автомобиль становится жестче, ведь перекачанная шина хуже демпфирует неровности дорожного покрытия.

Обратный пример — шины накачаны меньше нормы. Кстати, визуально это не сильно бросается в глаза, заметит только опытный автомобилист. К примеру, на первом снимке давление составляет 3,2 бара, а на втором — 1,2. Сможете различить, просто подходя к машине?

Вернемся к давлению. Допустим, оно значительно ниже нормы, и визуально это не очень сильно заметно, особенно если разница составляет 0,5—0,7 атмосферы и речь о низкопрофильных шинах. Хорошо, если есть датчики давления, которые будут сигнализировать о снижении, но это тоже не панацея. К примеру, в редакционном Renault Arkana давление при рекомендованных 2,2 бара оказалось менее двух, а датчики об этом не сообщили. Чем чревато? В теории — повышенным сопротивлением качению, что означает худшую динамику разгона и повышенный расход топлива. Предполагаемый плюс — лучшая эффективность торможения за счет большего пятна контакта, а также меньшая чувствительность к мелким дефектам дорожного покрытия.

В общем, как вы понимаете, рекомендованное производителем давление — это оптимальное сочетание всех характеристик. Уверенный «зацеп» при разгоне, короткий тормозной путь, хорошая динамика и низкий расход топлива, плюс именно та управляемость, за которую боролся автопроизводитель. Любое отклонение в таком, казалось бы, незначительном параметре, как давление в шинах, смещает этот баланс, и в чем-то вы начинаете выигрывать, а в чем-то — проигрывать. Но о том, как и когда нужно смещать этот баланс, нам расскажут профессионалы.

Дмитрий Бруцкий, автогонщик, инструктор, организатор автомобильных мероприятий:

— Правильное давление в шинах — это настолько важный параметр, что без его учета можно и не надеяться на достижение каких-то серьезных результатов. Автомобиль едет на пределе сцепных свойств шин, и очень важно обеспечить 100-процентную реализацию этих свойств. Здесь важна каждая мелочь, каждый нюанс: температура воздуха, асфальта, манера вождения пилота. Давление подбирается индивидуально под каждого гонщика. Для этого мы используем специальный прибор — пирометр. Он позволяет анализировать температуру как на внешней, так и на центральной части протектора. Если мы видим, что перегрета боковая часть, то здесь либо пилот слишком агрессивно едет, либо давление низкое. Если же на 7 и более градусов больше боковых нагревается центральная часть, значит, давление слишком высокое.

Практика

Окей, с теорией и гоночными нюансами разобрались. А как давление в шинах влияет на характеристики автомобиля при повседневной эксплуатации? Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, мы взяли редакционный Renault Arkana, установили в него профессиональный измерительный комплекс VBOX RACELOGIC и, вооружившись автомобильным компрессором (а также хорошим насосом на всякий случай), отправились на тест. Будем сравнивать три параметра: разгон от 0 до 100 км/ч, торможение с 60 до 0 км/ч и накат на нейтрали с 60 до 0 км/ч при трех показателях давления в шинах — рекомендованном заводом 2,2 бара, повышенном 3,2 бара и пониженном 1,2 бара.

Итак, дано: Renault Arkana с пробегом под 150 тысяч километров, летние шины Michelin Premacy 4 (да, мы знаем, что давно пора «переобуться»), обычная загородная трасса и влажный асфальт. Температура воздуха — ноль градусов по Цельсию. Трансмиссия работает в своем стандартном режиме AUTO. Методика теста следующая: сначала разгон в режиме «газ в пол» до 100 км/ч, остановка; затем разгон до 65 км/ч и торможение «педаль в пол»; потом снова разгон до 60 км/ч и движение накатом на нейтрали до полной остановки.

Начинаем с рекомендованного давления в 2,2 атмосферы. Газ в пол, и с небольшой пробуксовкой Arkana срывается с места. От 0 до 100 км/ч ей удается разогнаться за 10,8 секунды, что не сильно отличается от заявленных заводом 10,4 секунды. Снова разгон, на этот раз до 60 км/ч, и мощный удар по педали тормоза. Автомобиль буквально вгрызается в асфальт: для полной остановки на мокром холодном асфальте ему потребовалось 19,1 метра. Снова разгон, вариатор переводим в нейтраль и долго-долго катимся в тумане. Выбег с 60 км/ч — 538,4 метра.

Повышаем ставки: накачиваем шины до 3,2 атмосферы. Компрессору, кстати, на эту процедуру потребовалось минут шесть. И, выезжая из кармана, мы сразу ощущаем, что машина стала заметно жестче — она «рассказывает» буквально про каждую трещинку в асфальте. Однако взамен мы должны получить как минимум отличный выбег и, в теории, лучшую разгонную динамику. А что покажет практика? Разгон от 0 до 100 км/ч — за 10,4 секунды. Отлично. Торможение? Ожидаемо хуже, но не критично — 19,4 метра. А вот накат впечатляет — на нейтрали Arkana смогла проехать 547,4 метра. Девять метров, заметная разница.

Снижаем давление до 1,2 бара. Как вы помните, визуально это не сильно бросается в глаза, поэтому наверняка очень многие водители ездят с давлением, близким к этому. Что ж, узнаем, какие плюсы и минусы это дает. Самый показательный пример — разгон от 0 до 100 км/ч. Если на рекомендованном и повышенном давлении в шинах редакционная Arkana справлялась с этим тестом отлично, то низкое давление очень сильно повлияло на результат: получилось 12,1 секунды. Так что если вам в последнее время кажется, что автомобиль «не едет», рекомендуем для начала просто проверить давление в шинах.

Торможение тоже преподнесло неприятный сюрприз: мы предполагали, что из-за большего пятна контакта приспущенные шины позволят остановить Arkana заметно раньше, но вышло наоборот — 21 метр! И с накатом полная беда: если в прошлых заездах машина готова была катиться чуть ли не за горизонт, то в этом случае она смогла проехать лишь 478 метров. Представляете, какой перерасход топлива был бы при эксплуатации авто с таким давлением в шинах? Однако бывают ситуации, когда снижать давление полезно.

Когда «минус» дает плюсы

Как мы уже выяснили, на асфальте низкое давление в шинах дает только минусы: ухудшаются динамика, тормозной путь и накат. Однако на бездорожье (в любом его виде) понижение давления в покрышках дает только плюсы. Почему? Ответ уже давно заложен в нас самих: вспомните, как вы ведете себя, если попадаете, к примеру, на обледенелое покрытие? Только что бодро шагали, перекатываясь с пятки на носок, а как почувствовали неладное, мгновенно стали на всю опорную площадь ноги и перемещаетесь короткими шажками. Если провести параллель с шинами, то мы увеличили площадь пятна контакта — можно сказать, снизили в них давление.

Профессиональные спортсмены и те, кто часто вынужден ездить вне асфальтового покрытия, знают: чем ниже давление в покрышках, тем легче ехать. Не в том смысле, что машине легче катиться — как раз наоборот, сопротивление качению гигантское, расход топлива резко увеличивается, а накат уменьшается. Но зато по любому скользкому, вязкому и вообще теоретически непроходимому покрытию автомобиль едет гораздо легче. Во внедорожном автоспорте, к примеру, бывают случаи, когда человек не может пройти по «ковру» мохового болота, проваливается, а двухтонный внедорожник на шинах с давлением в 0,2 бара катится на холостых оборотах. Кстати, в профессиональных внедорожных гоночных авто (в том же МАЗе, который выступает на «Дакаре») уже давно предусмотрена централизованная система подкачки колес, чтобы давление можно было менять быстро и не выходя из машины.

Как это использовать в обычной жизни? Допустим, у вас есть дача, к которой ведет плохая дорога, в межсезонье превращающаяся в непроходимую, казалось бы, топь — автомобили буксуют, не могут проехать, вязнут. Но помните, что мы говорили о пятне контакта? Достаточно снизить давление с обычных 2,2—2,3 бара хотя бы до 1,2—1,5, и вы не узнаете свою машину. Независимо от типа привода «зацеп» станет гораздо лучше, и это позволит увереннее чувствовать себя вне асфальта.

Кстати, очень многие думают, что у приспущенной шины пятно контакта увеличивается в ширину, но на самом деле оно гораздо больше увеличивается в длину. И колесо, по сути, превращается в некое подобие танковой или тракторной гусеницы: если при штатном давлении пятно контакта, условно, выглядит как овал шириной примерно 20 см и длиной около 25 см, то при давлении в 1,2 бара это будет уже прямоугольник длиной около 40—50 см. Но здесь тоже важно знать меру: снижать давление нужно только перед самыми тяжелыми участками, после чего следует возвращать его до исходных параметров. Необходимо также понимать, что при спущенных покрышках дорожный просвет уменьшается и увеличивается вероятность разбортирования шины, если совершать резкие маневры. Профессионалы, кстати, для этого используют так называемые бэдлоки и тайерлоки — специальные приспособления, которые прижимают покрышку к диску и не дают ей разбортироваться даже при минимальном давлении.

Артур Туманов, чемпион Беларуси по джип-триалу, ралли-рейдам, призер трофи-рейда «Ладога», Croatia Trophy:

— Если правильно работать с давлением, проходимость машины можно феноменально улучшить! Если она не сильно застряла в песке, то можно выехать просто приспустив колеса. В болоте так уже не получается, но в целом минимальное давление — это отличный способ очень эффективно повысить проходимость. Для обычных шин минимум — это где-то 0,8 бара, а для профессиональных вроде Super Swamper Bogger давление можно снизить и до 0,5 бара, даже без специальных приспособлений типа бэдлоков. Но при этом нужно учитывать, что на внедорожных высокопрофильных шинах заметно снижается клиренс, поэтому перед глубокой колеей нужно подумать, что важнее — дорожный просвет или зацеп шин?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *