Рубрика "Как это сделать?" (Подключение 4-х контактного реле)
Всем привет!
Решил завести в бортовом журнале рубрику "Как это сделать?", иногда даже самые банальные вещи могут здорово попортить настроение… Начну, пожалуй, с автомобильного реле, которое предназначено для коммутации больших токов нагрузки. Другими словами является переключателем, принцип работы реле — малым током (например сигналом кнопки) включать цепи с большим током. А используют реле, когда исполнительное устройство (стартер, генератор, вентилятор, обогрев зеркал, клаксон и т.д.) потребляет больший ток (до 30 ампер).
Например, для того чтобы с маленькой кнопочки завести двигатель, необходимо, чтобы включился стартер, который потребляет от 80 до 300 ампер. Если не использовать реле, тогда кнопка не выдержит большого тока и расплавится, также как и не предназначенная для больших токов проводка. Поэтому, делают подключение через реле (между кнопочкой и стартером устанавливают реле), которое по импульсу малого тока кнопки внутри себя замыкает мощные контакты, тем самым включая стартер.
Рассмотрим пример, фары потеряли свою первоначальную яркость, причём не из-за грязных или не отполированных стёкол, а именно от нехватки или потери напряжения.
Для того, чтобы избежать это, нам потребуется разгрузить бортовую цепь автомобиля, подав + от аккумулятора непосредственно к потребителю… Так случилось, что у друга Илюхи ( Panin89 ) появилась такая проблема на пассате б3.
Давайте проверим это на деле:
Подберём комплект того, что нам нужно для одного потребителя, пусть это будет ближний свет.
1. Реле 4-х контактное
2. Предохранитель от 15-30 А
3. Хвостовик для реле
4. Провод около 1 или 2 метров (в зависимости от отдалённости установки реле)
5. Термоусадка 0.5 метра
Для этого у меня имеется свеженарисованная мной схемка для оригинальной проводки Пассата Б3:
Когда вы снимите фару и отключите от неё основной разъём, вам понадобится перерезать жёлтый провод
Думаю вполне доступно и по цветам всё нарисовано и написано, НО (!) во избежании того, что в вашу проводку кто-то, когда-то лазил, лучше прозвонить её тестером.
Разницу думаю видят все, а по данным мультиметра мы измерили:
10,50 вольт— на заглушенную, 11,80 вольт — на заведённую, а после установки реле, так: 12,10 вольт — на заглушенную и 13,50 вольт, соответственно на заведённую!
Три способа, как замкнуть стартер и завести двигатель
Если после поворота ключа в соответствующее положение мотор не только не завелся, но и не раздался характерный звук работающего стартера, неисправность налицо. Во многих случаях придется сразу же заниматься ремонтом. Как минимум зарядить или заменить аккумулятор, почистить клеммы проводки. Но есть ситуации, когда пустить двигатель все же можно. С определенными неудобствами и при условии хорошего знания матчасти.
Из-за чего стартер может не работать
Причин отказа стартера немало:
- неисправности его электродвигателя, то есть щеточного узла, обмоток или механики;
- проблемы с силовой или управляющей проводкой, в основном с контактами;
- отказ реле стартера;
- неисправно втягивающее реле, обрыв обмоток, чаще загрязнение и обгорание силовых контактов;
- пробуксовка или заклинивание обгонной муфты (бендикса);
- износ зубьев зацепления на бендиксе или венце маховика;
- обгорание контактной группы замка зажигания.
При исправности силовой части отказы управляющих цепей можно временно парировать принудительной подачей питания на втягивающее реле или электромотор, замыкая соответствующие цепи на стартере под капотом.
Методы диагностики
Можно воспользоваться контрольной лампочкой или пробником, проверяя последовательно цепи питания. Начинать надо непосредственно с клемм стартера.
На силовом входе втягивающего должно быть напряжение аккумулятора, он подсоединен туда надежным проводом большого сечения. Эта цепь ничем не разрывается и не защищена, поскольку по ней проходит ток порядка 200-500 Ампер.
На управляющий вход втягивающего реле подводится напряжение гораздо более тонким проводом от замка зажигания напрямую или через промежуточное реле, разгружающее его контакты. При повороте ключа в положение «Стартер» на данной клемме появляется плюс питания.
Если все напряжения присутствуют, то отказ скорее всего в самом стартере. Исключить помеху включения со стороны втягивающего реле иногда удается замыканием силовых клемм.
В каких случаях проблему можно решить на месте
Основная проблема возникает из-за двойной функции втягивающего. Оно не просто подает питание на обмотки электромотора, но и толкает через вилку обгонную муфту, позволяя шестерне бендикса войти в зацепление с венцом маховика.
Когда обмотка втягивающего неисправна, то подавая напряжение непосредственно на электромотор можно заставить его вращаться. Но толку в этом мало, это будет холостой ход, коленвал останется неподвижным.
В некоторых случаях удается парировать частичный отказ обмотки. Дело в том, что она состоит из двух частей, силовой и удерживающей.
После срабатывания первой она исключается из цепи замыканием мощных контактов (пятаков) реле, а положение соленоида и муфты фиксируется второй, более слабой обмоткой.
При внешнем замыкании двух мощных клемм стартера напряжение будет подано лишь на более слабую обмотку.
Опыт показывает, что её силы хватает на продвижение бендикса далеко не у всех экземпляров и моделей, но иногда получается.
Точно получится, если обмотки, контакты и бендикс исправны, а проблема лишь в отсутствии напряжения на управляющем входе.
Обрывы в проводке, неисправности промежуточного реле или замка зажигания. Тогда достаточно подать питание на силовое реле, оно сработает в штатном режиме.
Как замкнуть стартер напрямую
Помогает в частом случае подгорания силовых контактов. Потребуется подать питание на управляющий разъём, после чего, в зависимости от состояния контактов реле, непосредственно на вход щеточного узла мотора.
Замыкание с помощью отвертки (гаечного ключа)
Оптимальным будет наличие гибкого кабеля большого сечения, что маловероятно, поэтому используется подходящий инструмент, например, мощная отвертка или ключ. Им замыкаются между собой силовые клеммы стартера.
Разумеется, должны быть приняты меры безопасности:
- машина зафиксирована упорами и ручным тормозом, включена нейтральная передача;
- зажигание включено, у карбюраторных машин при холодном двигателе вытянут подсос;
- исключается касание инструментом под напряжением массы двигателя;
- после запуска немедленно разомкнуть цепь.
Если питание на обмотку реле не подано, то бендикс сработает далеко не у всех автомобилей. Раздастся лишь бесполезное жужжание электродвигателя на больших оборотах.
Подключение напрямую от аккумулятора
Можно не перемыкать клеммы, а использовать достаточно длинный изолированный провод. Обычно применяется кабель из комплекта проводов «прикуривателя».
Зажимы его не изолированы, нужно соблюдать осторожность и исключить касание массы кузова и мотора. Соединяются между собой плюсовая клемма аккумулятора и выход толстого провода из корпуса электромотора.
Запуск с толкача
При неудаче двигатель придется запускать от вращения колес. Используется буксир или несколько физически развитых помощников.
Включаются зажигание и вторая передача, после чего быстро отпускается сцепление после набора автомобилем некоторой скорости. Машину с АКПП так запустить не получится.
Другие варианты запуска двигателя
Способов завести двигатель при неисправном стартере и автоматической коробке не существует. По крайней мере надежных.
Отдельные старые модели допускали пуск на буксире при большой скорости, но их почти не осталось, да и повредить коробку обойдется дороже любых потерь времени.
Если нет возможности эвакуации, но имеется инструмент в простейшем наборе, лучше снять и частично разобрать стартер.
В большинстве случаев его удается хотя бы ненадолго оживить, но для этого потребуется базовое знание конструкции и характерных неисправностей этого не самого сложного узла.
Как замкнуть стартер напрямую: пошаговая инструкция, как правильно перемкнуть автомобильный стартер отверткой
С поломками стартера периодически сталкиваются все автолюбители. Эта досадная неисправность может обнаружиться в самый неподходящий момент и решительно изменить все планы на день или вечер. В итоге автовладельцу приходится искать способ завести мотор каким-то иным методом.
Одним из них является замыкание контактов. Данный материал посвящен именно тому, как необходимо замыкать стартер при описанном развитии событий.
Содержание
Когда можно замкнуть стартер с помощью отвертки
Существует целый ряд случаев, когда для устранения указанной проблемы не нужно отвозить машину в автосервис. Если стартер не работает, то попробовать завести двигатель можно следующими методами:
- соединить контакты стартера с применением отвертки;
- замкнуть пускатель непосредственно на аккумуляторную батарею.
Другие причины почему машина не заводиться
Роль стартера в моторе заключается в раскрутке коленвала. Он создает необходимый крутящий момент и сжимает смесь горючего с воздухом.
По той причине, что пусковое устройство действует не в одиночку, а в комплексе с прочими узлами и агрегатами, источниками проблем могут быть следующие факторы:
- недостаточное напряжение в АКБ;
- полная потеря аккумуляторного заряда;
- разрушение проводков или контактов;
- появление сбоев в замке для зажигания;
- нестандартное по характеристикам масло;
- атмосферная коррозия некоторых частей токопроводящей цепи.
Поломка стартера
Важно отдавать себе отчет в том, что при разрушении самого стартера чаще всего причиной являются
- поломка тягового реле;
- перегорание обмотки катушки;
- пробуксовка бендикса;
- тугой ход привода винтовой нарезки.
Методы диагностики стартера
Отдельные неполадки стартера позволяют ему функционировать во время работы двигателя. Что касается раскрутки массивного маховика с первой попытки, то это уже оказывается невозможно.
Однако не стоит играть в лотерею. При удачном запуске мотора следует немедленно доставить пускатель профессиональным автоэлектрикам, чтобы они провели диагностику агрегата и выявили реальную причину его поломки.
Замыкание стартера напрямую
Чтобы осуществить замыкание стартера прямым образом, необходимо соединить его с аккумуляторной батареей или через контакты. Оба эти способа считаются надежными, однако при условии, что якорь остался в целости и сохранности.
Замыкание клемм металлическим предметом
В том случае, если неисправность обнаружена в тяговом реле, необходимо воспользоваться способом прямого замыкания с применением железного стержня подходящей протяженности. Чаще всего в условиях гаража таковым становится
- отвертка;
- гаечный ключ;
- подручный металлический штырь.
О том, что существуют проблемы со втягивающим, можно догадаться по специфическому щелканью при проворачивании ключа в замке. Пускатель в этот момент оказывается неспособен начать вращение коленвала, поскольку зубцы бендикса банально не входят в сцепление с венцом маховика.
Подручная альтернатива тяговому реле
Если же замкнуть клеммы стартера, то удастся направить ток непосредственно на электрические обмотки. В этом случае отвертка или иное подручное приспособление выполнит функцию тягового реле.
Очень важно перед проведением подобных манипуляций выставить автомобиль на ручной тормоз и на нейтральную скорость, иначе вполне вероятна тяжелая травма или гибель слесаря вследствие выхода транспортного средства из-под контроля.
Правила безопасности при замыкании стартера отверткой
Следует также проследить за тем, чтобы используемый инструмент был оснащен тщательно изолированной ручкой, а его металлическая часть была не тонкой и не гибкой. Именно автомобильные отвертки и соответствуют в полной мере перечисленным критериям.
Если же было принято решение воспользоваться монтировкой или гаечным ключом, то приступать к работам категорически запрещено, если предварительно не был нанесен толстый слой изоляционной ленты на место ручного хвата. Строжайше запрещается замыкать клеммы B и S, M и B.
Замыкания стартера на автомобилях ВАЗ
Владельцам ВАЗовских моделей следует принять во внимание следующий нюанс. На девятке, десятке и 14-й модели для перемыкания стартера отверткой придется совершить следующие действия:
- снять воздушный фильтр;
- отделить фишку, которая проложена на контактную группу.
После успешного осуществления запуска мотора производится обратная сборка перечисленных узлов.
Недопустимость второй попытки
Существенным минусом указанного метода восстановления работоспособности пускателя является реальная опасность сжечь автомобильную катушку зажигания. Именно по этой причине крайне нежелательно пробовать провернуть данную комбинацию по второму разу.
Лучше ограничиться одной попыткой. В том случае, если она не увенчалась успехом, то источник проблем надо внимательно искать в других системах и агрегатах.
Опасность прикипания отвертки к клеммам стартера
Также следует быть готовым к еще одному крайне неприятному варианту развития событий. В местах контактирования железного стержня с клеммами, какой бы ни была сила тока в автомобильной сети, создается ток величиной до пятидесяти ампер.
По этой причине штырь отвертки вполне способен как прилипнуть к контактам, так и резко ударить в ладонь. В подобном случае необходимо без лишних эмоций сбросить посредством рожкового ключа отрицательную клемму.
Подключение стартера на прямую к АКБ
Для того, чтобы осуществить прямое соединение пускателя с аккумулятором, будут необходимы
- кусок медного провода;
- «крокодильные» зажимные клеммы;
- штекер плоской конфигурации.
Перечисленные приспособления становятся компонентами переноски, позволяющей запустить мотор. Соединять такой собственноручно изготовленный аксессуар следует с токопроводящим кабелем, идущим к стартеру. Он оснащен разъемом, к которому и следует подключить переноску.
Что делать если замыкание стартера не помогло
- Автомобиль ставится на нейтральную скорость;
- включается зажигание;
- крокодил заводится на положительную клемму бортовой батареи.
При отсутствии прочих неполадок и сомнительных моментов в конструкции машины стартер должен включиться. Когда мотор удастся благополучно запустить, необходимо незамедлительно сбросить клемму с батареи.
Самодельную переноску необходимо вырвать из места фиксации. Демонтированный штекер возвращается на штатную позицию.
Перечисленные манипуляции не вызовут больших затруднений, однако ни в коем случае нельзя расслабляться и действовать безалаберно. Иначе возникнет стопроцентная опасность получить серьезнейший ожог или устроить короткое замыкание.
Другие варианты запуска двигателя
В арсенале автолюбителя также имеются следующие способы запуска мотора, не требующие участия стартера:
- методом буксирования;
- путем толкания назад или вперед.
Нельзя упускать из внимания тот факт, что оба указанных метода совершенно неприменимы для машин, оснащенных АКПП. Из-за специфики данной коробки передач подобные способы решения проблемы могут привести к крайне неприятным последствиям.
Правила толкания и буксирования автомобиля
Особенно популярно среди автолюбителей толкание. Для его успешного осуществления необходимо участие сразу нескольких здоровых и крепких мужчин.
Если же было принято решение осуществить буксирование, то для этого понадобится очень крепкий специальный трос. Он цепляется к фаркопу машины-тягача, после чего обе начинают движение. В том случае, если нет никаких неполадок в системе зажигания или узлах и агрегатах мотора, то он с высокой вероятностью заведется.
Техника безопасности при буксировании
- Машина-тягач не должна начинать движение импульсивно. Старт должен быть предельно плавным и медленным. В противном случае создается высокая вероятность отрыва бампера, фаркопа, разрыва троса.
- Буксируемая машина не должна резко прекращать движение или просто снижать скорость, пока машина-тягач сохраняет кинетическую энергию. В противном случае возможны чрезмерное натяжение троса и его разрыв, чреватый разбиванием лобового стекла и смертельной травмой водителя буксируемой машины.
- После отсоединения троса ни в коем случае не надо глушить мотор, ибо потом он может просто не запуститься.
Как осуществляется толкание автомобиля
Широко распространенный «толкач» основан на жестком упоре рук нескольких мужчин в багажник или капот автомобиля. При этом рычаг КП должен быть выставлен на
- вторую;
- четвертую;
- или заднюю передачу.
Для успешной реализации такого замысла машину надо разгонять как можно сильнее. Вот почему желательно пробовать завести с «толкача» на пологом спуске. Категорически запрещается толкать машину на зажатом стенами, гаражами и прочими барьерами месте. Это очень травмоопасный вид пуска, чреватый инвалидностью и гибелью помощников.
Правильная диагностика электрики автомобиля
Стартер не входит в число технически сложных автомобильных агрегатов. Почти все его поломки происходят по причине
- закисания контактных соединений;
- разрыва участков проводящей ток цепи;
- критическим износом электрических компонентов машины.
Вот почему при поломке стартера необходимо не спеша и тщательно проверить состояние всей автомобильной электрики.
Как напрямую замкнуть стартер автомобиля: доступные способы
В процессе эксплуатации автомобиля достаточно часто возникают проблемы со стартером. При этом даже если аккумулятор заряжен и питание на стартер «приходит» после поворота ключа в замке зажигания, устройство все равно не работает и мотор не заводится.
В подобной ситуации остается всего два способа завести двигатель:
- запуск мотора «с толкача»;
- попытка замкнуть стартер напрямую;
Хотя второй метод менее распространен, в ряде случаев именно такой способ является более «удобным». Главное, знать, как перемкнуть стартер правильно для запуска силового агрегата. Подробнее читайте в нашей статье.
Почему стартер не работает
Стартер автомобиля фактически представляет собой электродвигатель, который «присоединяется» своей шестерней (шестерня бендикса стартера) к маховику (венец маховика), прокручивает коленчатый вал и после отсоединяется после запуска мотора.
При этом можно выделить целый ряд причин, по которым стартер не работает:
- проблемы с проводкой и контактами;
- не работает реле стартера;
- неисправно втягивающее реле стартера.
- сгорела обмотка стартера;
- произошел износ обгонной муфты и т.д.;
Если стартер щелкает, это означает, что реле включено, но обгонная муфта не в состоянии провернуть коленчатый вал. В случае, когда не работает стартер именно по указанной причине, можно попробовать подать на него питание напрямую (замкнуть стартер).
Как замкнуть стартер
Чтобы замкнуть стартер, необходимо металлической частью подходящего инструмента соединить силовые контакты стартера. Это позволит подать напряжение на обмотку напрямую. Для этого нужен помощник, который должен повернуть ключ в замке в положение «старт».
В целом, процесс выглядит следующим образом:
- машина ставится на «ручник», механическую коробку переводят в нейтраль или включается режим P на «автомате»;
- со стартера убирают контактную пластину, после чего наконечником нужно закоротить контакты.
Чтобы понять, как замкнуть стартер отверткой, необходимо обратить внимание на следующее:
- нужно замкнуть контакты силовой линии именно на втягивающем реле.
- выполнять все действия следует аккуратно и осторожно, не касаясь других элементов под капотом;
- нельзя отверткой касаться корпуса стартера и т.д.
- после запуска мотора отвертку нужно убрать;
При этом замыкание отверткой двух силовых контактов на втягивающем реле аналогично их замыканию изнутри якорем реле. Фактически, происходит имитация работы втягивающего для подключения электродвигателя стартера. Если зажигание включено, стартер при таком замыкании начнет работать и мотор заведется.
Если подробнее рассматривать вопрос, как подключить стартер напрямую, обратите внимание на такие моменты:
Нужно найти управляющую (вывод, похожий на лепесток). Другие контакты (один с потенциалом +12 имеет толстый провод). Еще один контакт представляет собой контакт электромотора. Замыкать нужно управляющую клемму (обычно закрыта резиновым колпачком) и контакт-лепесток (обычно закрыт пластиковым штекером).
Подключение стартера напрямую от аккумулятора
Бывает так, что проблемы возникают с проводкой или контактной группой замка зажигания. В этом случае мотор можно завести, подав питание от АКБ на стартер. Для этого нужен медный провод, разъем и клемма «крокодил».
Главное, выполнять все действия аккуратно, подключая стартер напрямую к аккумулятору. Не допускается замыкание провода с какими-либо элементами под капотом. После запуска мотора и извлечения медного провода из разъема, штекер стартера можно вернуть на место. Также важно помнить, что нельзя соединять провода с АКБ и разъемом на длительное время, чтобы не посадить аккумулятор.
Рекомендации
- Важно не допустить короткого замыкание или случайного замыкания других контактов, отличных от управляющей клеммы и лепесткового контакта.
- С учетом того, что доступ к стартеру обычно открывается снизу, нужно быть готовым к необходимости снятия штатной или дополнительной защиты
- На многих авто управляющая клемма имеет вид резьбового отвода (гайка накручивается на болт), при этом клемма типа «лепесток».
Рекомендуем также прочитать статью о том, что делать, если сигнализация блокирует запуск двигателя. Из этой статьи вы узнаете, как снять блокировку двигателя сигнализацией, если произошел сбой или ошибка.
Что в итоге
Как видно, если мотор не заводится, стартер может быть основной причиной данной проблемы. При этом часто виновником является именно втягивающее реле стартера или проблемы с контактами, проводкой и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему стартер щелкает, но не крутит двигатель. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым стартер издает щелчки, при этом коленвал не крутит.
В любом случае, необходимо знать, как завести стартер напрямую от аккумулятора или путем замыкание контактов в том случае, если система пуска двигателя дала сбой. Однако следует понимать, что подключение стартера напрямую является крайней мерой и применяется только в экстренных случаях.
Напоследок отметим, что знание того, как замкнуть стартер отверткой, чтобы завести двигатель, все равно не решает проблему. Прежде всего, данный метод может оказаться не эффективным во многих случаях. По этой причине важно точно определить характер неисправности, а уже затем принимать решение о том, каким методом заводить силовой агрегат.