Как влияет масло на работу двигателя
Перейти к содержимому

Как влияет масло на работу двигателя

  • автор:

Пять мифов о моторном масле. Какие заблуждения популярны у водителей?

​Процесс эксплуатации автомобиля оброс множеством мифов. Старые методы обслуживания превращаются в народные предания, которые нередко не имеют ничего общего с современностью. С течением времени появляются новые модели двигателей и сорта смазывающих жидкостей, которые требуют к себе иного отношения. Многие требования, применимые к минеральным сортам масла, уже не актуальны для синтетических продуктов. Как же на самом деле эксплуатировать моторное масло, какие мифы о них все еще можно принимать во внимание?

Миф 1. Если не ездишь, то масло не портится

Раньше моторные масла действительно обладали высокой стойкостью и оставались пригодными для работы долгое время. Они изготавливались на минеральной основе с минимальным количеством химических добавок. Однако сейчас структура смазывающих жидкостей усложнилась. Любое масло, залитое в двигатель, начинает терять исходные свойства гораздо быстрее, чем при хранении в запечатанной канистре. Контакт с кислородом через систему вентиляции картера приводит к развитию процессов окисления. Система смазки постоянно накапливает в себе влагу. Кроме того, в двигателе масло контактирует с различными сплавами металлов, вступая в химические взаимодействия, что также сказывается на характеристиках.

Миф 2. Зимой мотор лучше защищен, потому что на холоде вязкость масла выше

На первый взгляд чем выше вязкость, тем толще слой смазки скапливается в парах трения. В подшипниках и под поршневыми кольцами образуется хорошая защитная пленка, и тем самым интенсивность износа снижается. Однако толщина пленки не единственный фактор, влияющий на работоспособность двигателя. Гораздо большее значение имеет прокачиваемость масла и его способность отводить тепло. Если вязкость высокая, то масло не может быстро циркулировать и возможны его застаивание и локальный перегрев с образованием серных отложений и осадка. Поэтому вязкость масла должна быть оптимальной для данного мотора. Что же касается низких температур, то после прогревания силового агрегата температура масла поднимается до 90-100 гр в любое время года.

Миф 3. Если зажглась лампа низкого уровня масла, то можно продолжать ездить

Это отчасти верно, так как сейчас масло прокачивается по каналам с помощью насоса. Процесс смазки деталей не зависит напрямую от уровня масла, как в автомобилях 20-х гг. прошлого века.

Фактический объем масла, обеспечивающий работу мотора, гораздо меньше, чем залито в картер. Однако при малом объеме масла возрастает кратность его обмена, а потому износ ускоряется. Чем меньше масла, тем чаще оно циркулирует в системе, отчего страдает теплоотвод и снижается его ресурс.

Миф 4. Интервал замены масла составляет 15 тыс км

Это самый распространенный миф, порожденный маркетинговыми обещаниями. Дело в том, что ресурс смазывающей жидкости определяется не пробегом, а временем его работы, которое фиксируется в моточасах. 15000 км пробега соответствуют 200-250 моточасам и эквивалентны поездкам по автострадам с небольшими перерывами на остановки у светофоров. Однако в основном автомобили эксплуатируются в городах с частыми заторами, и тот путь, что машина преодолевает за 30 минут по свободной дороге, занимает в часы пик по 3-4 часа. В итоге, 200-250 моточасов вырабатывается в Москве в течение 7000-8750 километров. А это почти в два раза меньший пробег, чем предписанный производителями интервал между ТО. Поэтому при эксплуатации в городах масло лучше менять два раза в год.

Миф 5. Исправный мотор не требует долива масла в течение года

Раньше расход масла у 1,6-литровых бензиновых двигателей был действительно ниже. И если его уровень падал в течение месяца-двух на литр, то была велика вероятность, что образовалась течь через прокладки.

Как моторное масло может привести в негодность двигатель машины

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Масло, способное не только смазывать двигатель, но и «уничтожить» его/ Фото: hot-hatch.ru

Вопросы правильного обслуживания и своевременной замены автожидкостей весьма важны. Моторное масло для автомобиля является необходимым компонентом, способным как продлить ресурс двигателя, так и уничтожить его. Порой оно изнашивает мотор так, будто тот работает с ядерными реактивами. И соблюдение правил, предписывающих менять его каждые N километров или месяцев, не всегда гарантирует безотказную работу ТС.

Почему происходит снижение уровня масла? Из-за чего оно портится? Что происходит при его нехватке или переливе? Может ли загрязненное масло навредить двигателю и что с этим делать? Попробуем вкратце ответить на эти и другие вопросы.

1. Чем занимается масло в автомобиле

Для чего мотору масло?/ Фото: avtodvigateli.ru

Зачем двигателю масло и почему так важно поддерживать надлежащий уровень? Во-первых, важно понимать, что высокотехнологичный ДВС в легковушке, грузовике или другой автотехнике представляет собой совокупность десятков элементов, которым необходимо работать слаженно, чтобы обеспечить надлежащую мощность для перемещения транспортного средства. Многие из этих частей движутся, некоторые тысячи раз в минуту.

Тот же тахометр, показывающий обороты (RPM) коленчатого вала, дает четко понять, что какие-то критически важные компоненты движутся с невероятной скоростью. Нездоровый контакт между трущимися металлическими элементами, особенно выраженный в мороз или сильную жару, приведет к скорому отказу деталей и заклиниванию агрегата. Поршни, штоки, подшипники, клапаны, подъемники и распределительные валы, которые позволяют мотору производить энергию, требуют постоянной смазки, в противном случае они изнашиваются, не отработав положенный срок.

Картер двигателя/ Фото: autovogdenie.ru

Часто говорят, что моторное масло – это кровь автомобиля. Подходящее описание, потому что оно необходимо для жизнедеятельности двигателя не меньше, чем кровь для человека. Типичный мотор имеет большой резервуар (картер), в котором содержится несколько литров масла. Оно всасывается в трубку, называемую маслозаборником, и прокачивается по всему двигателю, смазывая все движущиеся металлические детали. Скользкая жижа, заканчивая циркуляцию, очищается от грязи и мусора масляным фильтром, прежде чем начинает очередной кругооборот. Процесс сравним с бесконечным путешествием.

Помимо основной функции – обеспечения эффективного скольжения деталей – масло также служит множеству других целей. Например, благодаря своим особым свойствам оно снижает высокие температуры и держит их под контролем, а также улавливает загрязнения, которые в противном случае могли бы повредить двигатель, и транспортирует их к фильтру.

2. Как масло может испортить двигатель

Уровень масла/ Фото: gtoil.ru

Поддержание надлежащего уровня масла обеспечивает его достаточное количество для непрерывного всасывания и отправления в путь по работающему ДВС. Если уровень критически мал, маслозаборник будет всасывать воздух, что немедленно приведет к низкому давлению масла и его нехватке там, где это необходимо для смазки и охлаждения. Следствие – преждевременный износ важных элементов силового агрегата и дорогостоящий ремонт в ближайшей перспективе.

Опасны не только утечки (наиболее распространенная причина снижения эффективности смазки), но и любая невнимательность со стороны владельца транспортного средства. Масло испаряется, выгорает, стареет, загрязняется, становится гуще. Перечень потенциальных рисков достаточно длинный, начиная с изначального качества приобретенного и залитого продукта (не всегда соответствующего норме по вязкости/составу/сроку годности) и заканчивая условиями внешней среды, в которых работает автомобиль. Перечислим несколько наиболее распространенных причин, вызывающих проблемы.

Утечка масла/ Фото: drive2.ru

Утечки регулярно встречаются в старых автомобилях. С возрастом все компоненты двигателя стареют, в том числе прокладки, уплотнения и другие соединения, предотвращающие утечку жидкостей. В конечном итоге где-то может начать капать масло, оставляя беспорядок под двигателем, а порой и на асфальте в местах, где вы паркуете автомобиль. При выявлении необходимо как можно скорее устранить утечку, а до тех пор – отслеживать уровень жидкости и доливать.

Белый выхлоп автомобиля при большом расходе масла/ Фото: rad-star.ru

Даже если нет утечек, двигатель внутреннего сгорания потребляет некоторое количество масла в рамках своей нормальной работы. Когда потребление масла становится чрезмерным из-за возраста агрегата или внутренних повреждений, выхлоп может стать белым, дымным и пахнуть горелым маслом. Это признак того, что техника требует серьезного ремонта.

Современные автомобили предупредят водителя о нехватке. Обычно загорается сигнальная лампа, побуждающая владельца проверить уровень. Однако не полагайтесь на автоматическую систему предупреждений: к тому времени, когда загорится тревожный индикатор, уже может быть нанесен значительный ущерб, даже если масло не полностью закончилось.

Перелив масла/ Фото: avtoexperts.ru

Перелив тоже опасен. Нет необходимости в каких-либо действиях, если уровень моторной смазки чуть выше максимального, но превышение на сантиметр и более чревато попаданием смазки через систему вентиляции во впуск из-за интенсивного разбрызгивания и прочими негативными последствиями. Какими именно и как скоро, предугадать невозможно – у разных моторов своя реакция на перелив. Наиболее опасен он для турбированных и «пожилых» агрегатов с потрепанной цилиндро-поршневой группой. Чрезмерное количество масла может провоцировать:

Некоторые пользователи теряются, чему верить – своим глазам после осмотра щупа или сервисным мастерам, уверяющим, что перелив невозможен, ибо залито то количество масла, какое прописано в инструкции. Но при замене нереально откачать абсолютно все старые остатки – что-то останется на стенках емкости, в масляном насосе и прочих каналах.

Поэтому избыток вполне возможен. Если это 100-200 мл, ничего страшного, однако надо понимать, что при работе агрегата масло нагревается и расширяется, так что любая погрешность нежелательна. Смотрите на щуп: нормальный уровень должен держаться между верхней и нижней границами. Обычно при измерении «на горячую» превышение максимального предела не должно быть больше 3-5 мм. Процедура у разных производителей своя: прогреть, поездить, заглушить на ровной площадке, мерить сразу или спустя 5 минут.

Масло в двигателе нуждается в срочной замене/ Фото: motoresurs.ru

Со временем масло разрушается и загрязняется , даже если автомобиль не выезжает из гаража. Если оставить все без изменений, деградация жидкой субстанции может спровоцировать быстрые повреждения ДВС. В руководстве пользователя указаны подходящие интервалы замены масла для вашей марки/модели автомобиля и типа силового агрегата (к примеру, турбомоторам требуется более частое обслуживание).

Учтите, что тяжелые условия эксплуатации требуют сокращения сроков – большинство производителей прописывает это жирными буквами в своих рекомендациях. Потенциально вредоносными факторами могут быть:

Качество моторного масла должно быть на высоте/ Фото: ozon.ru

Качество моторных масел – отдельная тема. Споры о том, какое масло лучше использовать, нескончаемы. Одни убеждены, что разумнее лить дорогое масло, другие полагают, что дешевое не хуже, надо только чаще менять. Вряд ли целесообразно ориентироваться на цену, а тем более на рекламу, но качественный сертифицированный продукт, купленный у добросовестных продавцов, однозначно защищает лучше и дольше.

В некоторых случаях масло может портиться из-за попадания в картер посторонних жидкостей – топлива, например, или антифриза. Наиболее часто это встречается в подержанных машинах с сильно изношенными моторами.

Антифриз в масле/ Фото: autogear.ru

Несколько капель бензина в масле большой беды не наделают. Свойства смазки не сильно изменятся и скоро восстановятся благодаря быстрому испарению бензина. Иная ситуация с антифризом, вызывающим образование водной эмульсии и осадка. Физико-химические свойства масла заметно портятся, приводя к плохой защите трущихся элементов и грозя капитальным ремонтом.

Заподозрить проблему можно, заметив на щупе эмульсию. Или обнаружив отклонения в привычном расходе антифриза и масла – если первый ненормально падает, а второй растет, вероятно проникновение охладителя в масло.

Навредить автомобилю может не только просроченное моторное масло, но и вода в бензобаке – ее можно удалить, не обращаясь на СТО.

Что "убивает" моторное масло

Все знают, что в моторе должно быть масло и что уровень должен быть не ниже минимума. Так может, вместо замены масла его можно просто доливать? Чтобы ответить на этот вопрос, мы расскажем о том, как и почему масло разлагается в двигателе.

«В «Волге» масло не меняют, в «Волгу» масло доливают» — так звучит прекрасная пословица, которая неплохо отражает суть мнения многих из обладателей авто постарше или же «свежих» машин с проблемными двигателями, пожирающими масло с аппетитом. Попробуем доказать, что такая позиция чревата грустными последствиями.

Для чего нужно моторное масло?

Масло в двигателе машины отвечает за надежность самых главных узлов. Причем требования к его работе в каждом из них весьма противоречивы. Подшипники скольжения коленчатого вала лучше всего себя чувствуют при высоком давлении масла. Оно охлаждает их и является материалом так называемого гидроклина, благодаря которому подшипник может работать долго и надежно. В рабочем режиме подшипник работает как гидродинамический, а не как обычный подшипник скольжения. Баз масла этот узел может проработать с нагрузкой буквально доли секунды, а на холостых оборотах — несколько часов.

Следующим важным узлом, где без масла не обойтись, являются сами поршни и цилиндры мотора. Вопреки распространенному мнению, в исправном моторе поршень почти не касается стенок цилиндра. При рабочем ходе масло под давлением оказывается в щели между поршнем и цилиндром, не давая им соприкоснуться, а сверху движутся поршневые кольца, которые снимают со стенок цилиндра излишек масла, оставляя лишь тонкую пленку. Она обеспечит смазку колец, а сама будет плотно прилегать к поверхности относительно холодного цилиндра и не сгорит во время вспышки рабочей смеси с температурой в тысячи градусов.

Depositphotos_18830711_original.jpg

Именно через тонкий слой масла отводится тепло от поршня к поршневым кольцам, а от колец — к цилиндру. Еще на высоконагруженных моторах есть специальные масляные форсунки, которые льют масло на днище поршня, охлаждая его непосредственно. И, конечно же, без масла не обойтись в приводе ГРМ: масло смазывает подшипники скольжения распредвалов, кулачки привода и сами клапана.

А еще на многих современных моторах масло используется в гидрокомпенсаторах зазоров, в устройствах регулировки фаз ГРМ и изменения высоты подъема клапанов (например, в системах i-VTEC на Honda и VVT-i на Toyota). Уже из одного только простого перечисления областей работы масла видно, что от качества работы масла зависит жизнь всего мотора. Итак, основными его задачами в двигателе являются собственно смазка и работа в качестве жидкости гидродинамического подшипника, но не менее важной задачей является передача и отвод тепла.

Как и из-за чего портится масло?

В процессе работы масло изменяется под действием многочисленных факторов. Содержащиеся в нем присадки, обеспечивающие противозадирные, очищающие свойства и его вязкость, понемногу «изнашиваются» или просто используются. Под действием кислот меняется и сама основа масла. В разных двигателях соотношение различных причин постепенной деградации масла будет разным, но полный набор останется.

Depositphotos_19600855_original.jpg

Высокие температуры

Понятно, что масло трудится в очень жестких условиях, его температура в картере может доходить до полутора сотен градусов даже в «гражданских» моторах, а тонкая пленка масла взаимодействует с открытым пламенем и не сгорает лишь потому, что обладает неплохой теплопроводностью и отводит тепло к массивному блоку цилиндров. И больше всего нагревается масло вовсе не на зеркале цилиндра, а в зоне поршневых колец, где оно воспринимает весь поток тепла от поршня к поршневым кольцам, и температуры часто подбираются к тремстам градусам на самых «проблемных» двигателях.

В зависимости от типа масла его основа при разрушении просто испаряется, образует лаковые отложения, масляный шлам и нагар, а попутно меняет свои характеристики по вязкости, температуре застывания и еще множество остальных. Таким образом, именно температурное воздействие является одной из основных причин изменения характеристик масла и его загрязнения продуктами распада.

Чем меньше масла в картере машины, чем выше рабочая температура двигателя, чем выше нагрузка на мотор, тем быстрее деградирует масло. Неисправности системы охлаждения, отсутствие обдува картера двигателя или масляного радиатора могут уменьшить ресурс масла в разы. На нагреве масла сказываются и конструктивные особенности мотора. Так, на коротких Т-образных поршнях компрессионные кольца обычно расположены в более горячей зоне, и омывающее их масло подвергается значительно большей тепловой нагрузке. Именно перегрев масла может являться основной причиной так называемой масляной чумы, которая стала проявляться последние годы — при этом масло «сворачивается» при температурах намного выше обычной его температуры потери текучести.

Depositphotos_8899750_original.jpg

Картерные газы

Помимо воздействия высоких температур, на масло воздействуют еще и картерные газы. Они проникают через уплотнения поршней и создают в картере жесткий «коктейль» из серной, сернистой, азотной и азотистой кислот, которые образуются при взаимодействии продуктов сгорания топлива — водяного пара и окислов азота и серы. Вместе с ними в картер попадают различные сложные соединения, ведь в бензине содержится множество присадок и продукты их сгорания многообразны.

Тот выхлоп, что попадет в выпускной коллектор и пройдет через систему катализаторов, прежде чем улететь в атмосферу, значительно чище, чем та смесь, что попадает в картер. Множество агрессивной химии отлично взаимодействует с «масляным туманом» — распыленными частичками масла в двигателе, и понемногу «отравляет» его продуктами распада. Химия воздействует так же и на все полезные присадки, содержащиеся в масле.

А поскольку основным разрушающим фактором являются кислоты, то масло делают изначально щелочным, чтобы в процессе эксплуатации оно нейтрализовало поступающие кислоты и предохраняло двигатель (и само себя заодно) от разрушения. Характеристика масла, отвечающая за этот параметр, называется TBN (total base number).

Раньше, чем она была выше, тем на больший срок службы масла можно было рассчитывать. Например, у «грузовых» масел TBN может доходить до 16, а вот в маслах для легковушек, у которых срок службы прогнозируется куда меньше ста тысяч до замены, не превышает 8-11.

Depositphotos_9240102_original.jpg

Но сравнительно недавно появилась тенденция к использованию малозольных масел, у которых пониженное щелочное число и пониженное количество присадок — противозадирных и стабилизирующих. Долго работать такое масло может лишь в самых новых двигателях и на бензине, соответствующем нормам «Евро 5-6». При эксплуатации же в старом моторе на обычном бензине стандарта «Евро 3-4» даже дорогие малозольные масла будут меняться быстрее, чем более простые.

Отрицательно влияют на окисление масла сбои в работе системы вентиляции картера, работа на холостых оборотах, повышенная температура масла и плохое состояние поршневых колец. Особенностью работы дизельных моторов является избыток окислов азота NOх, а следовательно, и азотной кислоты в картерных газах. Именно поэтому масло в дизеле должно иметь большее щелочное число — падает оно куда быстрее, чем в бензиновом моторе.

Само топливо

В обычных условиях эксплуатации попадание бензина в масло не представляет особой угрозы. Смешивающийся с пленкой масла на стенках холодного цилиндра бензин при очередном движении поршня при пуске мотора попадает в масляный картер. Обычно объем незначителен, но если долго заводить холодный мотор, то бензина может попасть туда много — больше литра.

Но даже при холодном старте весь объем бензина успевает испариться после полного прогрева масла и не оказывает существенного влияния на характеристики масла. А руководства по эксплуатации советского периода так вообще советовали долить литр бензина в масло перед холодной ночью для снижения его вязкости.

К сожалению, сейчас все не так просто. Бензиновые моторы с впрыском часто не успевают толком прогреться за поездку. В отличие от карбюраторных машин, прогрев до полной температуры для начала движения не требуется, и им пренебрегают. Да и греются многие современные моторы слабо. А у двигателей с непосредственным впрыском есть и еще одна причина для попадания бензина в масло, причем в больших количествах. Механический насос высокого давления — ТНВД — часто пропускает топливо, причем постоянно, а не только при холодных запусках.

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *