Как устроен индикатор заряда в автомобильном аккумуляторе
Перейти к содержимому

Как устроен индикатор заряда в автомобильном аккумуляторе

  • автор:

Индикатор заряда в АКБ

Сегодня расскажу и покажу Вам, что же такое на самом деле "глазок" в аккумуляторной батарее (далее АКБ). Многие думают что это лампочка. 🙂 На самом деле всего лишь световод с ареометром (прибор для измерения плотности жидкостей) на конце.
Собственно вот он:

Индикатор, как правило, выполняет две функции. Первая — показывает заряжена АКБ или требует заряда, вторая — сигнализирует о критически низком уровне электролита.

Первая функция.
На фото выше видно контейнер с шариком-поплавком. При плотности электролита 1,27 г/см3 и выше шарик всплывает и оказывается под световодом.

Видим зеленый цвет — плотность электролита (в банке куда погружен индикатор) соответствует заряженной АКБ.

Обычно выглядит так:

Вторая.
Конец прозрачного световода имеет форму конуса. Если уровень электролита ниже критического, конец световода оказывается вне жидкости и отражает свет.
Выглядит так:

При погружении в жидкость свет рассеивается и мы увидим или шарик или черное ничто(как на следующем фото):

В стакане вода, поэтому шарик не всплывает и видно только черноту. Видишь такое — знай, плотность в этой банке ниже нормы. Повод проверить и зарядить АКБ.

Со временем активная масса электродов вырабатывается и оплывает. Скорость этого неизбежного процесса может увеличиться в силу разных причин. Внутренняя поверхность АКБ загрязняется, как и индикатор. На следующем фото три индикатора: из новой АКБ, из АКБ с пробегом навскидку 50 т.км или 2-3 года и из АКБ с пробегом over 100 т.км.

Понятно, прозрачность индикатора снижается. Если посветить мощным фонариком, шарик можно увидеть иногда и в третьем случае.

НИКОГДА, ни за что не используйте для этого зажигалку или другое открытое пламя. При работе АКБ выделяется кислород и водород. Смесь взрывоопасна.

Был случай.
Вечер, темно.
Клиент заходит в сервис.
(К) — Можно проверить АКБ на десятке?
(Я) — Можно. Открывайте капот, сейчас подойду.
Клиент выходит, через минуту раздается громкий хлопок. Забегает клиент обратно, весь в брызгах электролита. Лицо и руки отмыли, одежда испорчена.
(К) — Смотрю глазок вроде черный, только зажигалкой чиркнул — п*здых!

Почему нельзя верить встроенному индикатору заряда аккумулятора

Рассказ об индикаторе плотности аккумуляторной батареи. Именно о том «зелёном глазе», который монтируется в одну из банок. Разберём, что он показывает на самом деле и стоит ли ему верить.

Самый большой миф об этом индикаторе – это то, что он контролирует заряд батареи. Впрочем, в этом есть доля правды, потому что заряд напрямую связан с плотностью электролита. Но если в вопросе необходимости обслуживания аккумулятора ориентироваться только на него, то батарею мы потеряем. Чаще всего, когда этот индикатор сменил цвет, включать зарядное устройство уже поздно. И наоборот, не всегда при пропадании зелёного глазка аккумулятору требуется заряд. Начинаем разбираться.

  • зелёный цвет – всё хорошо, батарея работоспособна;
  • чёрный цвет – низкая плотность электролита, требуется подзарядка;
  • белый цвет – низкий уровень, подлейте воды.

Цвета могут различаться у разных производителей — вместо чёрного может быть красный, а вместо белого чёрный. Подробнее можно прочитать в инструкции к батарее. И самая достоверная информация с этого датчика получается в третьем случае, когда необходимо подлить воду. Всё остальное следует подвергнуть сомнению. Почему?

Зелёный глаз аккумулятора. Что с ним не так

Что представляет собой индикатор заряда? Это самый простой встроенный ареометр, который реагирует на изменение плотности электролита. Благодаря его особой конструкции, в его окошке можно наблюдать три разных цвета, соответствующих трём состояниям аккумуляторной батареи. И надо сказать, что всё это работает безотказно, ломаться там нечему. Что ж нам не нравится?

Индикатор рассчитан на определённую плотность электролита и меняет свой цвет, когда она упадёт ниже 60% от номинальной. Но аккумулятору требуется зарядка уже при потере 70-80% заряда. Уже при таком разряде возникает вероятность замерзания электролита. Нет, конечно, он не замёрзнет до состояния льда, но станет малоподвижным при воздействии низких температур. И батарея уже не прокрутит стартёр.

Плотность также зависит и от температуры окружающей среды. И на холоде раствор в банках становится более густым, его концентрация повышается. Индикатор при этом горит «зелёным глазом», сигнализируя, что всё в норме. Но, на самом деле, аккумулятор оказывается разряженным.

А в жару наблюдается обратный эффект – электролит разжижается, его плотность падает. Индикатор сигнализирует о необходимости подзарядки. Хотя на самом деле такой нужды нет. В этом случае при зарядке раствор кипит, пластины разрушаются, аккумулятор выходит из строя. Вот такие температурные парадоксы.

Подобные индикаторы впервые стали устанавливать на гибридные малообслуживаемые аккумуляторы. Так же он практически всегда установлен в кальциевых. Классический ареометр с грушей в них засунуть нельзя по причине отсутствия заливных пробок. Производитель считает, что подобные батареи не требуют обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации.

Почему же его не ставили в старые «6СТ55» и «6СТ60», казалось бы, удобная вещь? Потому в старых батареях имелся большой расход воды на выкипание. Считалось, что водитель каждые две недели будет откручивать пробки, доливать воду и измерять плотность классическим ареометром.

Идём дальше. Вы замечали, что индикатор заряда обычно ставится в одну из средних банок. А было бы правильнее его устанавливать в крайнее. Почему? Потому что в них электролит выкипает сильнее всего, они работают в усиленном режиме относительно остальных. Потому что на крайних банках расположены клеммы. И контролировать состояние электролита было бы разумнее именно в этих проблемных банках.

Подведём итоги. Пользоваться этим встроенным индикатором разряда батареи следует с умом. Нельзя слепо верить его показаниям. Лучше периодически проверять уровень заряда и напряжение при помощи приборов: надёжного ареометра с грушей, нагрузочной вилки и мультиметра.

Что означает глазок на аккумуляторе: черный, белый, красный, зеленый

Владельцы автомобилей не обязаны знать тонкости электротехники и владеть искусством опытных аккумуляторщиков. Однако состояние батареи под капотом достаточно важно для надёжной работы автомобиля, и за ним желательно следить, не затрачивая много времени и средств на частые визиты к мастеру.

Глазок в АКБ

Конструкторы аккумуляторных батарей (АКБ) попытались выйти из положения, разместив сверху на корпусе простейший цветовой индикатор, по которому можно судить о положении дел в источнике тока, не углубляясь в тонкости работы измерительных приборов.

Для чего нужен глазок в АКБ автомобиля

Важнейшим критерием состояния АКБ является наличие достаточного количества электролита нормальной плотности.

Каждый элемент аккумуляторной батареи (банка) работает как электрохимический обратимый генератор тока, накапливая и выдавая электрическую энергию. Она образуется в результате реакций в активной зоне электродов, пропитанной раствором серной кислоты.

Свинцово-кислотная батарея при разряде образует из водного раствора серной кислоты сульфаты свинца из окиси и губчатого металла на аноде (положительном электроде) и катоде соответственно. При этом концентрация раствора падает, и при полном разряде электролит превращается в дистиллированную воду.

Этого допускать нельзя, полностью восстановить электрическую ёмкость аккумулятора после такого глубокого разряда будет затруднительно, если вообще возможно. Говорят, что батарея засульфатируется – образуются крупные кристаллы сульфата свинца, который является изолятором и не сможет проводить к электродам ток, необходимый для зарядных реакций.

Упустить момент, когда батарея по разным причинам сильно разрядится, вполне возможно при невнимательном отношении. Поэтому рекомендуется регулярно проверять степень заряженности АКБ. Не все это умеют. Зато посмотреть на крышку батареи и по цвету индикатора заметить отклонения сможет каждый. Идея выглядит неплохо.

Устройство оформлено в виде круглого отверстия, закрытого прозрачным пластиком. Обычно его называют глазком. Считается, и это отражено в инструкциях, что если он зелёный, то всё нормально, аккумулятор заряжен. Прочие цвета укажут на те или иные отклонения. На деле всё не так просто.

Принцип работы индикатора аккумулятора

Поскольку индикатором оснащается каждый экземпляр АКБ, где это предусмотрено, то его разработали по принципу максимальной простоты и дешевизны. По механизму действия он напоминает простейший ареометр, где плотность раствора определяется по последнему из всплывших поплавков.

Каждый из них имеет собственную калиброванную плотность и будет плавать только в жидкости, плотность которой окажется выше. Более тяжёлые при том же объёме затонут, лёгкие всплывут.

Во встроенном индикаторе применяются красные и зелёные шарики, также имеющие различную плотность. Если всплыл самый тяжёлый – зелёный, значит плотность электролита достаточно высока, аккумулятор можно считать заряженным.

По физическому принципу его работы плотность электролита линейным образом связана с его электродвижущей силой (ЭДС), то есть напряжением на выводах элемента в состоянии покоя без нагрузки.

Когда зелёный шарик не всплывает, то в окне индикатора виден красный. Это означает, что плотность мала, батарею надо подзарядить. Прочие цвета, если они предусмотрены, означают, что ни один шарик не всплывает, им просто не в чем плавать.

Уровень электролита мал, батарея нуждается в техническом обслуживании. Обычно это доливка дистиллированной воды и доведение плотности до нормы зарядом от внешнего источника.

Погрешности в работе индикатора

Разница между индикатором и измерительным прибором состоит в больших погрешностях, грубой форме отсчёта показаний и отсутствии какого-либо метрологического обеспечения. Доверять или нет подобным устройствам – дело индивидуальное.

Можно привести несколько примеров неточной работы индикатора, даже если он при этом совершенно исправен:

  • полностью отсутствует учёт температуры аккумулятора, хотя от неё во многом зависит соотношение между плотностью электролита и степенью заряженности батареи;
  • никак не аттестуется температурная погрешность плотности материала самих индикаторных шариков;
  • аккумулятор состоит из шести независимых банок, а индикатор устанавливается только на одну из них, состояние остальных не контролируется даже приблизительно, хотя одним из самых частых случаев отказа батареи бывает именно проблема с одной банкой в последовательной цепи, причём индикатор ставится на одну из средних, а отказывают чаще именно крайние;
  • плотность электролита – далеко не единственный показатель состояния батареи, в том числе и уровня заряженности;
  • в рабочей зоне, где как раз и происходят все реакции, замер плотности не производится, а перемешивается электролит крайне медленно из-за пористого характера сепараторов между электродами.

Если строго оценивать работу индикатора по этим критериям, то его показания не несут вообще никакой полезной информации, поскольку слишком много причин ведут к их ошибочности.

Обозначения цветов

Единый стандарт на цветовое кодирование отсутствует, более-менее существенную информацию предоставляют зелёный и красный цвета.

Черный

Во многих случаях это означает пониженный уровень электролита, батарею надо снять и отправить на стол мастеру по аккумуляторам.

Белый

Примерно то же, что и чёрный, многое зависит от конкретного конструктивного исполнения индикатора. Не стоит задумываться, в любом случае АКБ требует дальнейших разбирательств.

Красный

Несёт уже больше смысла. В идеале этот цвет означает пониженную плотность электролита. Но никак не должен призывать к доливке кислоты, прежде всего следует оценить степень заряженности и довести её до нормы.

Зеленый

Означает, что с батареей всё в порядка, электролит в норме, аккумулятор заряжен и готов к работе. Что далеко не факт по изложенным выше причинам.

Из-за чего не горит индикатор на АКБ после заряда

Помимо конструктивной простоты, устройство ещё и не отличается надёжностью. Шарики ареометра могут не всплывать по разным причинам или мешать один другому.

Но вполне возможно, что индикатор действительно указывает на необходимость обслуживания батареи. Заряд прошёл нормально, электролит набрал высокую плотность, но его мало для срабатывания индикатора. Такое положение соответствует чёрному или белому цвету в глазке.

Но случается и другое – заряд получили все банки батареи, кроме именно той, где установлен индикатор. Такой разбег элементов при последовательном соединении случается у долго служивших аккумуляторов, которые не подвергались выравниванию элементов.

Разбираться с такой батареей должен мастер, возможно она ещё подлежит спасению, если это экономически оправдано. Работа специалиста стоит довольно дорого на фоне цен бюджетных аккумуляторов.

Глазок индикатор заряда аккумулятора

Глазок

Практически каждому владельцу автомобиля знакома ситуация, когда ни с того ни с сего машина не заводится, а в последствии выясняется, что причина в разряженном аккумуляторе. Чтобы избежать такого, нужно следить за уровнем заряда, а для проверки достаточно только заглянуть под капот.

Для чего нужен глазок у автомобильного аккумулятора

Многие автомобильные аккумуляторы оснащены специальным прибором, который измеряет и показывает степень заряженности батареи. Встроенный индикатор заряда находится на лицевой (верхней) стороне устройства и похож на глазок – посмотрев на него, автовладелец быстро понимает, что всё в порядке либо необходима подзарядка.

Интересно! Многие думают, что это лампочка, которая загорается разными цветами. Однако никакой лампочкой устройство не оснащено. Всё, что видит человек, заглядывая в глазок – это цветной шарик или пустота.

Как работает индикатор и насколько он точен

Под маленьким глазком скрывается встроенный аэрометр (прибор, измеряющий плотность жидкости). Внутри аккумулятора электролит и, измеряя его плотность, прибор сообщает, есть ли необходимость в зарядке.

Принцип работы

Устройство прибора

Аэрометр представляет собой небольшую трубку, в конце которой находится поплавок в виде цветного шарика. Если аккумулятор заряжен хорошо, плотность электролита высокая, и шарик поднимается наверх. Именно его и видит автовладелец через лупу глазка.

При недостаточном заряде плотность электролита падает, и зеленый шарик тонет. Вместо него видна только трубка устройства черного цвета и глазок кажется черным. В некоторых аккумуляторах помимо зеленого есть еще и красный шарик. Именно он всплывает наверх при понижении плотности, сменяя зелёный.

Помимо недостаточного заряда в аккумуляторе может быть недостаток электролита. В таком случае в глазке видна поверхность жидкости, и индикатор приобретает белый цвет.

Погрешности в работе индикатора

Не стоит безоговорочно верить показателю индикатора и полностью на него полагаться. Судя по многочисленным отзывам автолюбителей, в его работе есть погрешности, и он не всегда показывает реальное состояние аккумулятора. Причина может быть в следующем:

  • плотность электролита меняется в зависимости от температуры – холод повышает его плотность, и индикатор будет показывать норму при том, что аккумулятор на самом деле почти разряжен;
  • стеклянные и пластиковые части прибора могут повредиться из-за высокой температуры и повлиять на его точность;
  • аккумулятор состоит из 6 банок, а прибор установлен только в одной и отображает данные только по ней, ситуация же в остальных банках может существенно отличаться и влиять на общую работу всего АКБ.

Автолюбители отмечают еще один недостаток такого индикатора – чтобы проверить заряд нужно открыть капот и заглянуть под него. Конечно же, гораздо удобнее, когда данные отображаются прямо в салоне автомобиля.

Вид индикатора

Обозначения цветов

Глазок у аккумулятора предполагает три цвета – зелёный, белый и черный, в зависимости от заряда батареи и состояния электролита. В некоторых устройствах используется еще один цвет – красный. У каждого цвета есть своё значение, благодаря которому автолюбитель понимает, заряжен или разряжен аккумулятор.

  • Зеленый индикатор на аккумуляторе. Если глазок зелёный – можете быть спокойны. Это означает, что батарея заряжена, и подзарядка не требуется. Можно пользоваться автомобилем в обычном режиме.
  • Красный индикатор на аккумуляторе. Красный глазок — то тревожный сигнал, сообщающий автомобилисту, что АКБ разряжен и требует срочной подзарядки. В этом случае нужно незамедлительно достать его из авто и полностью зарядить.

Внимание! Не оставляйте АКБ полностью разряженным надолго, это может вывести его из строя.

  • Черный индикатор на аккумуляторе. Черный глазок имеет то же значение, что и красный. Плотность электролита понизилась, зелёный шарик утонул, и вы видите в глазке черноту трубки. Требуется зарядка.
  • Белый индикатор на аккумуляторе. Если глазок белый, значит в аккумуляторе недостаточно электролита. Это можно поправить самостоятельно, разобрав устройство и долив в него дистиллированную воду.

Расположение индикатора заряда на батареи

Почему после зарядки может не загореться зеленый цвет

Некоторые сталкиваются с тем, что даже после длительной зарядки цвет глазка не становится зелёным. У этого есть несколько причин:

  • зелёный шарик просто застрял в узком проходе и не встал на нужное место – слегка потрясти АКБ, чтобы сдвинуть его;
  • грязь от пластин, которые со временем осыпаются, мешает индикатору показывать правильное значение;
  • аккумулятор вышел из строя.

Глазок на аккумуляторе – удобный способ проверить степень его заряженности, однако многие автолюбители утверждают, что это бесполезный наворот и полностью полагаться на его значения не стоит. Для точной проверки заряда лучше измерьте напряжение с помощью нагрузочной вилки

.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *