Проверка и регулировка натяжения ремня вентилятора
Во время работы двигателя ремень вентилятора постепенно вытягивается, натяжение его слабеет и он начинает проскальзывать по шкиву. Проскальзывание ремня вызывает замедленное вращение вентилятора, вала водяного насоса и генератора, вследствие чего ухудшается охлаждение двигателя, снижается сила зарядного тока. Слишком сильное натяжение ремня также вредно, так как при этом увеличивается нагрузка на подшипники вентилятора и они быстро изнашиваются; кроме того, быстро изнашивается и ремень.
Натяжение ремня вентилятора проверяют следующим образом.
Прикладывают к наружной поверхности ремня в точке, расположенной на одинаковом расстоянии от шкивов вентилятора и коленчатого вала, линейку. Устанавливают миллиметровую линейку перпендикулярно линейке, упирая ее в середину ветви ремня, затем нажимают линейкой на ремень и замечают деление, с которым совмещается плоскость линейки; оно покажет величину прогиба ремня.
Для регулировки натяжения ремня ослабляют болты крепления генератора на кронштейне и болт крепления генератора в упорной планке. Затем, поворачивая генератор относительно оси нижних болтов его крепления, отодвигают генератор от блока цилиндров или, наоборот, приближают его к блоку, регулируя прогиб ремня. Потом затягивают болт крепления генератора в упорной планке и болты крепления генератора на кронштейне и повторно проверяют натяжение ремня.
Рис. 2. Проверка натяжения ремня вентилятора:
1 — деревянная линейка, 2 — масштабная линейка, 3 — шкив компрессора, 4 — шкив вентилятора, 5 — шкив генератора, 6’ — шкив коленчатого вала
Контрольные вопросы
1. Для чего предназначен радиатор?
2. Какую функцию выполняет теплообменник?
3. Для чего предназначен маслянный радиатор?
Практическая работа №19
Разборка, сборка пускового двигателя и силовой передачи системы пуска
Цель работы: изучить работу и строение системы пуска двигателя. Приобрести практические навыки разборки и сборки пусковых двигателей.
Оборудование:пусковые двигатели, силовые передачи пусковых двигателей, стенды, разрезы пусковых двигателей, детали трансмиссии, инструмент для монтажных работ.
Порядок выполнения работы
Характеристика пускового двигателя________________
(П-10УД; 2 — П — 350; 3 — ПД — 8; 4 — П-23М; 5 — ПД-10У)
Название | Показатель |
Мощность двигателя, кВт | |
Частота вращения коленчатого вала, мин | |
Способ пуска двигателя | |
Тип муфты сцепления трансмиссии | |
Тип редуктора | |
Способ ограничения частоты вращения коленчатого вала | |
Дизель (марка) |
Изучить строение, последовательность разборки, сборки пускового двигателя и трансмиссии. Разобрать пусковой двигатель и трансмиссию. Определить характер сопряжений деталей. Собрать пусковой двигатель и трансмиссию.
Особенности строения и сопряжений
Марка пускового двигателя______________________________________________________________
Диаметр цилиндра, м ____________________________________________________
Ход поршня, мм________________________________________________________
Литраж двигателя, л_____________________________________________________
Тип смазочной системы __________________________________________________
На рисунке 1 укажите основные детали и узлы пускового двигателя ПД-10У.
![]() |
Контрольные вопросы
Какие способы пуска двигателя существуют?
Для чего на двигателя устанавливают подогреватели?
В каких случаях применяется ручной способ пуска дизельного двигателя?
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнил студент группы _21М_ Дата __________ Ф. И.О._________________
Оценка___________ Дата_________ Преподаватель: Бельченко В.В.
Практическая работа №20
Часть 1
Установка отжимных рычагов. Разборка, сборка
Цель работы:сформировать практические навыки по установке отжимных рычагов, регулировке сцепления, а так же по их частичной разборке и сборке.
Оборудование:трактор МТЗ 80, муфта сцепления, инструменты
Порядок выполнения работы
1. Описать алгоритм установки отжимных рычагов, а так же частичной разборки и сборки.
2. Ответить на контрольные вопросы
Теоретические сведения
Сцепление трактора предназначено для передачи крутящего момента от двигателя на последующие элементы трансмиссии, отключения двигателя от трансмиссии, а также плавного и безударного его включения.
13.7. Проверка и регулировка натяжения ремней привода вентилятора, проверка технического состояния термостатов
При недостаточном натяжении приводных ремней жидкостного насоса, вентилятора и компрессора возможны перегревы двигателя и недозаряд аккумуляторных батарей, недостаточное давление тормозной пневмосистемы и т. д.
В зависимости от конструкции двигателя натяжение ремня можно осуществлять изменением положения натяжного ролика, смещением генератора, компрессора и т. д. Прогиб ремня проверяют, нажимая на него силой 30—40 Н, который в зависимости от типа двигателя должен быть 10—20 мм. При работающем двигателе у правильно натянутого ремня свободная ветвь не должна вибрировать. В то же время перетяжка ремня приводит к быстрому изнашиванию подшипников шкивов.
Простейшим приспособлением для проверки натяжения ремней служат линейка и рейка. Рейку прикладывают к шкивам, (рис. 13.5), между которыми находится проверяемая ветвь ремня. Линейку устанавливают в середине перпендикулярно рейке и надавливают на ремень силой 40 Н.
Натяжение ремней двигателя, приведенного на рис. 13.5, а, регулируют следующим образом. Ремень, передающий вращение от шкива / коленчатого вала на шкив 5 жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая натяжной ролик 2 вместе с планкой, а натяжение второго ремня получают, перемещая шкив 4 генератора.
На двигателе, приведенном на рис. 13.5, кремень, передающий вращение от шкива / коленчатого вала на шкив 5 жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая натяжной шкив 2. Ремень, охватывающий шкивы 3 компрессора, 4 генератора и 5 жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая шкив 4 генератора. Ремень, передающий вращение от шкива / коленчатого вала на шкив 6 насоса гидроусилителя рулевого управления, натягивают, перемещая шкив 6 насоса.
На двигателе показанном, на рис. 13.5, в, ремень, охватывающий шкивы / коленчатого вала, 4 генератора и 5 жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая генератор. Ремень, охватывающий шкивы / коленчатого вала, 5 жидкостного насоса и вентилятора и 6 насоса гидроусилителя рулевого управления, натягивают, перемещая насос гидроусилителя рулевого управления. Ремень, охватывающий шкивы 8 компрессора и 6
жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, изменяя шири ну ручья шкива компрессора или перемещая компрессор. Для более точных измерений используют линейки-динамометры КИ-8920 или К-403.
13.8. Основные методы контроля и диагностики, оборудование и приборы для их проведения
При проверке натяжения ремня приспособление КИ-8920 (рис. 13.6) устанавливают на ремень левой 8 и правой 6 лапками, составляющими единое целое с соответствующими шкалами (секторами) прибора так, чтобы фиксаторы / были прижаты к боковине ремня. Приспособление следует устанавливать в центре ветви ремня между смежными шкивами. После этого нажимают на корпус рукоятки 5, при этом следят за силой нажатия по шкале 4 динамометра, состоящего из корпуса 1, пружины 2 и регулировочного пинта 3.
На рис. 13.7 изображен прибор для опрессовки системы охлаждения через отверстие пробки радиатора для проверки герметичности системы. Давление подаваемого сжатого воздуха должно быть 0,15 МПа, которое в течение 10 с не должно упасть более чем на 0,01 МПа.
На рис. 13.8 показан прибор К-437 для проверки герметичности системы охлаждения путем опрессовки (0,06—0,07 МПа) при работающем двигателе. На малых частотах вращения коленчатого вала двигателя стрелка манометра при проверке не должно колебаться. Прибор позволяет проверять паровой и воздушный клапаны пробки радиатора.
Проверку действия жалюзи, прикрывающие радиатор, производят, перемещая рукоятку сначала в крайнее переднее положение (при этом жалюзи впереди радиатора должны полностью открыться), а затем — в крайнее заднее (жалюзи должны полностью закрыться). Рукоятка должна двигаться свободно и фиксироваться в любом положении.
Вопросы для самопроверки
1. Какие методы используют при диагностике систем охлаждения?
2. Какие методы используют при диагностике смазочной системы?
3. Перечислить работы по техническому обслуживанию смазочной системы?
4. Перечислить работы по техническому обслуживанию систем охлаждения.
5. Как проверяется и регулируется натяжение ремней привода вентилятора, техническое состояние термостатов, масло?
Как отрегулировать натяжение ремня привода вентилятора?
Проверка натяжения ремня привода вентилятора, водяного насоса и генератора. В процессе эксплуатации ремень постепенно вытягивается, в связи с чем натяжение .
В каком порядке регулируют натяжение ремней привода вентилятора?
Порядок регулировки натяжения ремня вентилятора: 1) – Ослабить натяжение болтов крепления ушек генератора и болта натяжной планки генератора; 2) – Путём отведения генератора и измерением прогиба ремня установить его необходимое натяжение; 3) – Затянуть болт натяжной планки и болты крепления ушек генератора.
Каким должен быть прогиб ремня вентилятора двигателя Д 240?
е) натяжение ремня вентилятора проверяйте через 60 ч (при ТО №1); натяжение на ветви между шкивами коленчатого вала и генератора должно быть таким, чтобы при нажатии пальцем с усилием 3—5 кгс прогиб ремня был 10—15 мм (рис.
Проверка и регулировка натяжения ремней привода вентилятора, проверка технического состояния термостатов
При недостаточном натяжении приводных ремней жидкостного насоса, вентилятора и компрессора возможны перегревы двигателя и недозаряд аккумуляторных батарей, недостаточное давление тормозной пневмосистемы и т. д.
В зависимости от конструкции двигателя натяжение ремня можно осуществлять изменением положения натяжного ролика, смещением генератора, компрессора и т. д. Прогиб ремня проверяют, нажимая на него силой 30—40 Н, который в зависимости от типа двигателя должен быть Ю—20 мм. При работающем двигателе у правильно натянутого ремня свободная ветвь не должна вибрировать. В то же время перетяжка ремня приводит к быстрому изнашиванию подшипников шкивов.
Простейшим приспособлением для проверки натяжения ремней служат линейка и рейка. Рейку прикладывают к шкивам, (рис. 13.5), между которыми находится проверяемая ветвь ремня. Линейку устанавливают в середине перпендикулярно рейке и надавливают на ремень силой 40 Н.
Натяжение ремней двигателя, приведенного на рис. 13.5, а, регулируют следующим образом. Ремень, передающий вращение от шкива I коленчатого вала на шкив 5 жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая натяжной ролик 2 вместе с планкой, а натяжение второго ремня получают, перемещая шкив 4 генератора.
На двигателе, приведенном на рис. 13.5, б ремень, передающий вращение от шкива / коленчатого вала на шкив 5 жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая натяжной шкив 2. Ремень, охватывающий шкивы 3 компрессора, 4 генератора и 5 жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая шкив 4 генератора. Ремень, передающий вращение от шкива / коленчатого вала на шкив 6 насоса гидроусилителя рулевого управления, натягивают, перемещая шкив 6 насоса.
На двигателе показанном на рис. 13.5, в, ремень, охватывающий шкивы 1 коленчатого вала, 4 генератора и 5 жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая генератор. Ремень, охватывающий шкивы / коленчатого вала, 5 жидкостного насоса и вентилятора и 6 насоса гидроусилителя рулевого управления, натягивают, перемещая насос гидроусилителя рулевого управления. Ремень, охватывающий шкивы 8 компрессора и 6
жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, изменяя ширину ручья шкива компрессора или перемещая компрессор. Для более точных измерений используют линейки-динамометры КИ-8920 или К-403.