Лонжерон автомобиля – что это такое, для чего нужны ланжероны в машине
Лонжерон – основа конструкции практически любого легкового автомобиля. Он служит для фиксации агрегатов, на него приходятся основные нагрузки. Лонжероны в автомобиле имеют парное расположение. Для их соединения между собой применяются перемычки. За счет этого формируется несущая конструкция, отвечающая за жесткость кузовной части.
Основные детали кузова и многие агрегаты транспортного средства закреплены на данной раме. Это одна из прочнейших деталей транспортного средства, рассчитанная на высокие нагрузки. Последние обусловлены не только весом автомобилей, но и вибрацией от дороги.
Особенно прочность важна в российских условиях, когда качество дорожных покрытий оставляет желать лучшего. Лонжероны устойчивы к ударным нагрузкам, возникающим на дорогах с ямами.
Функции конструкции
Термин имеет французское происхождение и обозначает продольное движение чего-либо. Так называют различные инженерные конструкции в ж/д, авиа и водном транспорте.
Почти каждое легковое транспортное средство оборудовано такой несущей конструкцией. Исключение составляют только рамные автомобили. Соответственно в них несущей деталью выступает рама.
В традиционных легковушках лонжерон расположен вдоль кузова. В точках расположения пассажиров и крепления габаритных массивных узлов деталь усиливает кузовную конструкцию. Можно сказать, он выступает демпфером между подвеской и кузовом.
Определенная часть нагрузок, которая от дороги могла бы быть передана на кузов, гасится именно лонжероном. Следовательно, это повышает комфортабельность для пассажиров.
Для смягчения ударов и других воздействий лонжерон может иметь различные конструктивные особенности:
— уменьшение толщины и изменение сечения в определенных зонах;
— технологические отверстия всегда выполняются в местах, меньше всего подверженных статическим нагрузкам;
— имеются своеобразные складки, за счет которых при ударе значительной силы деталь сминается. Это уменьшает воздействие на кузов для защиты пассажиров.
Виды использующихся несущих конструкций
Особенности конструкции и ее монтажа определяются технологией производства конкретной модели машины. Лонжероны могут быть расположены следующими способами:
— горизонтально параллельно между собой;
— изогнуто, повторяя контуры днища по всей его длине;
Один и тот же тип может встречаться на автомобилях абсолютно разной конструкции и предназначения – легковушке, внедорожнике или грузовике. Горизонтальные параллельные несущие конструкции часто встречаются на машинах с улучшенной проходимостью.
Вертикальная конструкция позволяет значительно снизить пол, сохранив его плоскую конфигурацию. Изогнутые дают такой же результат, но и обеспечивают дополнительную безопасность.
Между лонжеронами имеются поперечные вставки. Они выступают в качестве ребер жесткости для кузова. Могут располагаться разными способами – под углом 90° к лонжерону, К или Х-образно. В легковых ТС поперечные детали крепятся сваркой, в грузовых – клепками.
На лонжеронах монтируются специальные кронштейны, посредством которых затем устанавливаются функциональные узлы.
Сильные и слабые стороны
Ключевое достоинство лонжеронной конструкции – создание требуемого уровня жесткости при небольшом весе. Невысокий вес улучшает управляемость и маневренность.
Пассивная безопасность имеет самый высокий уровень эффективности, за счет ряда вышеописанных инженерных решений.
Но без недостатков не обошлось:
каждый агрегат ТС (мотор, КПП и т. д.) фиксируется на лонжеронной части. Следовательно, элементы связываются. При повреждении кузова повреждаются и узлы;
в большинстве случаев при деформации лонжерона исключается возможность его ремонта.
Проблемы автомобилей, обусловленные лонжеронной конструкцией
Ключевая проблема подобной конструкции ТС – «усталость» металла. Понятие усталости металла действительно существует и играет важную роль. По мере эксплуатации вследствие высоких нагрузок металл постепенно «устает». Поэтому спустя, допустим, 10 лет конструкция будет уже значительно менее прочной.
При попадании в ДТП лонжерон сильно повреждается и может изменить свою форму, что непосредственно сказывается на характеристиках ТС. Может сместиться мотор, составляющие подвески и иные узлы.
Восстановить изначальную форму крайне тяжело, а зачастую невозможно. Если лонжерон автомобиля лопнул, кузов становится значительно менее прочным. Поэтому проверку состояния несущей конструкции нужно выполнять даже при незначительных авариях.
В рамных машинах при повреждении лонжеронов замена производится достаточно легко. Значительно сложнее произвести ремонт, если они выступали составляющими кузовной конструкции. Зачастую замена таких деталей является нецелесообразной.
При частичном повреждении иногда можно вернуть лонжерону изначальную форму посредством вытягивания на специальном стенде. Но, это уже не позволит полностью вернуть прежнюю прочность.
При серьезных авариях вытягивание конструкции невозможно, она подлежит замене. Важно правильно подобрать новые детали. В противном случае неправильный монтаж станет причиной скорой поломи кузова. От лонжерона зависит прочность кузова и автомобиля в целом, а значит и безопасность пассажиров, поэтому к ремонту данной детали следует подходить крайне взвешенно.
Блин, люди, Вы что, Пикабу с википедией путаете? Ну хоть бы написали своими словами, чтобы читать было интересно, если Вы такой специалист в этом деле, и Вам есть что сказать. Но притащить статью с какого-то автомобильного журнала, написанную сухим языком, и при этом настолько положить болт на читателей, что даже в одном-единственном предложении, написанном от себя, сделать ошибку, которая показывает, что эта тема настолько же далека для Вас, как для меня, например, история и быт народов Экваториальной Гвинеи, — это уже слишком, как по мне.
К копипасте претензий нет. Но «автор» копипасты повеселил.
В заголовке — «лонжерон» и «лАнжерон». В тегах — «лонжИрон».
Поправьте, пожалуйста — и заголовок, и тэг.
Оно принято писать как «лонжерон» со всеми сопутствующими окончаниями.
@moderator, оставленная ссылка на статью, расположенной на сайте, посвящённом кредитам, случайно не являетс скрытой рекламой этой самой кредитной организации?
Автомобиль ЗАЗ-965 "Запорожец": интересные факты о машине
Несмотря на то, что в СССР был постоянный дефицит автомобилей, граждане не переставали с юмором относиться ко множеству моделей машин. Однако подлинным рекордсменом по насмешкам был и остаётся ставший легендарным ЗАЗ-965, более известный как «Горбатый». Вот только именно этот «Запорожец» как никто другой может похвастаться удивительной историей, оригинальными решениями в конструкции и даже богатым опытом в киносъёмках — и всё это открывает его с совершенно неожиданной стороны как наследия советского автопрома, которым также стоит гордиться. Вашему вниманию 6 нетривиальных фактов о «горбатом Запорожце».
1. Об этимологии знаменитого прозвища ЗАЗ-965
Прозвище, имеющее чисто визуальный подтекст.
Легендарное прозвище «Горбатый» появилось не просто так, а было связано с нестандартной по тем временам формой кузова. Фишка этой модели в том, что задняя часть автомобиля действительно напоминала горб. Более того, это была вынужденная мера: просто конструкция силового агрегата, расположенного сзади, была таковой, что разработчикам пришлось сильно изогнуть заднюю крышку. Кроме того, на одном «Горбатом» перечень кличек ЗАЗ-965 не закончился: предприимчивые советские автомобилисты как его только не обзывали — и Запор, и Абдулла, и дядя Федор, и даже Консервная банка.
2. О силовой установке «Горбатого»
У Запорожца необычный мотор.
ЗАЗ-965 может похвастаться, пожалуй, самым необычным мотором среди советских автомобилей своего времени. Во-первых, его сделали V-образным, а во-вторых, обладал воздушным охлаждением. Кроме того, нахождение сзади и тогда, и сейчас остаётся менее частой практикой. Впрочем, были и недостатки у силового агрегата «Горбатого»: прежде всего, он частенько перегревался, особенно при тёплой погоде, поэтому большая часть «горбатых» в летние месяцы разъезжали с капотом, который подпирался распоркой.
3. О других конструктивных особенностях ЗАЗ-965
Печка, днище и тумблер — конструктивные фишки Запорожца.
Настоящим новаторством для своего времени было наличие на ЗАЗ-965 автономной печки, а этим не могли похвастаться ни Москвичи, ни даже Волги, хотя это позволяло не гонять лишнее время мотор, чтобы обогреть салон. Другой фишкой «Горбатого» была установка «косолапой» задней подвески с поперечными треугольными рычагами, а также наличие плоского днища, позволявшего ему ездить там, где для остальных легковушек это было проблематично. Был «Горбатый» и символом одного технологического атавизма: модель ЗАЗ-965 оказалась последней советской машиной, на которую устанавливали тумблерный переключатель сигналов поворота.
4. О дверях и багажнике «горбатого Запорожца»
У ЗАЗ-965 даже двери с багажником необычные были.
Любопытной конструктивной фишкой, которую можно найти в «горбатом Запорожце» был и кузов. Например, передние и задние стёкла ЗАЗ-965 — взаимозаменяемы, двери же открывались не вперед, а назад. Правда, в случае последнего это оказалось не лучшее решение, потому, что плохо закрытая дверь могла попросту открыться на ходу, при этом обрывался слабенький ремешок-ограничитель, да и кузов мог пострадать. А вот багажником в привычном смысле этого понятия ЗАЗ-965 не обладал: спереди располагались бензобак, запасное колесо, грелка с водой для омывателя и набор необходимых инструментов.
5. О массе ЗАЗ-965
Кадр из кинофильма «Субботний вечер».
«Горбатый Запорожец» был довольно лёгкой моделью машины, особенно в сравнении с другими советскими автомобилями: по данным редакции Novate.ru , её снаряжённая масса составляла всего 665 килограммов, а полная — 965 килограммов. Эту особенность даже обыграли в грузинской кинокартине «Субботний вечер», где персонажи поссорились друг с другом, после чего Берик и Баадур решили удрать от Кахи на ЗАЗ-965. Вот только не вышло, потому что последний с лёгкостью поднял «горбатого» за задний бампер и держал в таком положении не менее суток.
6. О кинокарьере «горбатого Запорожца»
Кадр из мультфильма Зима в Простоквашино».
К слову, «Субботний вечер» был далеко не единственным фильмом, где отметился ЗАЗ-965. Среди советских кинокартин можно отметить, например, ленту «Три плюс два». Нашлось место легендарной модели и в мультфильме — именно «Горбатого» разбирают Дядя Фёдор и его папа в «Зиме в Простоквашино». Впрочем, настоящим венцом кинокарьеры «Запорожца» стало участие в самой бондиане, хоть и обыграли её скорее в уничижительном виде — так, в фильме «Золотой глаз» она появилась под аккомпанемент фразы «Она меня никогда не подводила!», но заставить её поехать удавалось только после избиения молотом.
Автомобиль-пропеллер из 1913. года Leyat Helica
Если это будущее, то где наши летающие машины? Ну, на самом деле у нас уже сто лет есть самолет-автомобиль, хотя и в заземленной версии, он так и не прижился. Еще в 1913 году французский инженер Марсель Лейат использовал свой опыт в области авиационных технологий, который он отточил во время Первой мировой войны, для разработки автомобиля, который был бы одновременно быстрым и эффективным для новой автомобильной сцены.
Лейат родился во французском городке Дие в 1885 году, и, возможно, пузырьки местного clairette, игристого вина, похожего на шампанское, придавали некоторую плавучесть его мозгу, когда он применял аэродинамику самолета к дороге. Он разработал транспортное средство, похожее на автомобиль, воображающее себя в небе, с корпусом самолета, способного перевозить двух пассажиров, приводимого в движение винтом, соединенным с двигателем мощностью восемь лошадиных сил. Будучи очень легким, с деревянным корпусом, алюминиевыми колесами и отсутствием громоздкого двигателя, он мог двигаться довольно быстро. Известная как Hélica, поскольку «hélice» по-французски означает «пропеллер», она не предназначалась для создания какой-то уникальной машины с высокой концепцией. Лейат действительно считал, что пропеллерные автомобили — это будущее автомобильного транспорта, поскольку они были простыми и, следовательно, экономически эффективными для массового производства.
Лонжерон – что это такое и с чем его едят?!
Лонжерон – это главный силовой элемент конструкции автомобиля, который расположен по всей её длине. Два лонжерона, между которыми расположены поперечные элементы, формируют раму. Она, в свою очередь, используется в качестве опоры для крепления кузова, элементов подвески и других деталей авто. По сути, лонжерон выглядит как металлический профиль или труба, имеющая прямоугольное сечение.
Лонжероны бывают двух типов:
• расположенные в передней или задней части автомобиля; • проходящие по всей длине конструкции авто.
Лонжероны – это очень прочные конструктивные элементы, которые могут выдерживать очень серьезные нагрузки, создаваемые весом кузова, силового агрегата, пассажиров, багажа и др. Помимо этого, лонжероны могут выдерживать значительную нагрузку во время движения, которая формируется колесами машины.
— Пара лонжеронов, из которых состоит рама лестничного типа, с виду напоминают литеру «П», положенную на бок. Сегодня такие рамы с лонжеронами применяются почти на всех грузовиках и серьезных внедорожных автомобилях. Большинство легковых автомобилей производится с использованием несущего кузова. Лонжероны присутствуют в составе конструкции каждой машины.
Как мы уже упомянули выше, лонжероны подвержены существенным нагрузкам. В случае превышения допустимых показателей эти элементы конструкции могут деформироваться. Это крайне негативно влияет на основные параметры авто. К примеру, зачастую меняется положение элементов авто по отношению к кузову. Это значит, что мотор, детали передней и задней подвески, двери, крылья и другие составляющие автомобиля располагаются неправильно по отношению к основной конструкции кузова.
— В большинстве случаев деформация лонжерона – это результат серьезного ДТП. В случае повреждения этой детали восстановить изначальные габариты и параметры кузова бывает очень непросто. Наверное, вы неоднократно видели, как некоторые автомобили «жуют» резину на колесах буквально на глазах. Такая проблема возникает в случае неправильного восстановления автомобиля после серьезной аварии.
— Ещё один признак этой проблемы – автомобиль постоянно «ведет» влево или вправо. Отметим также, что в случае серьезного повреждения автомобиля в дорожно-транспортном происшествии очень важно выполнить тщательную диагностику лонжеронов, а также других элементов конструкции. Опытные специалисты точно знают, что такое лонжерон и что можно сделать в случае его повреждения.
— Вытягивание лонжеронов после ДТП проводится с помощью специального оборудования. Перед выполнением процедуры осуществляется серьезная разборка транспортного средства. Получить требуемый результат не всегда возможно. Многие мастера не хотят браться за ремонт лонжерона. Да и заменить его не так уж и просто. Если вам предлагают произвести ремонт лонжеронов с применением сварки, нужно понимать, что характеристики этого элемента конструкции никогда не смогут вернуться к заводским значениям.
— Не стоит пренебрегать этим, поскольку от этого зависит безопасность экипажа автомобиля. Лонжерон, который входит в состав рамы лестничного типа, подлежит замене. Если говорить о серьезной деформации данного элемента, менять его просто бессмысленно. Придётся полностью менять кузов автомобиля. Перед тем как доверить вытягивание деформированного лонжерона специалисту из соседнего гаража, советуем ещё раз всё взвесить и подумать, готовы ли вы рисковать безопасностью.
Что такое и для чего нужны лонжероны в автомобиле
Конструкция любого автомобиля четко продумана и каждый элемент в ней имеет свое определенное назначение. В устройстве кузова немаловажную роль играют лонжероны. Этим элементам отведена не только опорная функция, но также защитная и поглощающая внешние воздействия. В этой статье разберемся, что представляет собой лонжерон автомобиля, его функции, положение и последствия деформации.
Назначение и устройство
Лонжерон представляет собой продольный профиль или швеллер, который располагается попарно спереди и сзади кузова автомобиля.
В конструкции несущего кузова они находятся на уровне днища параллельно друг другу. В некоторых моделях могут располагаться под небольшим углом. Если несущая часть рамная, то детали расположены по всей ее длине как цельные элементы. На рисунке можно увидеть положение деталей. Они отмечены красным.
От целостности и прочности этих элементов во многом зависит безопасность и управляемость автомобиля. Лонжероны предназначены выдерживать различное давление и нагрузки. Это вес внутренних агрегатов, пассажиров, грузов, а также внешние удары и вибрации во время движения. Как видно, эти элементы выполняют важную несущую функцию в конструкции кузова.
Функции лонжеронов
Таким образом, лонжероны выполняют следующие функции:
- Соединительная. Соединяют различные элементы кузова и ходовой части в единую конструкцию.
- Несущая. Одна из главных функций. Элементы способны выдержать большой вес и нагрузки. Во время движения на них непрерывно воздействуют статические и динамические силы.
- Гашение колебаний. Детали также выступают в роли демпфера, принимая определенную долю кинетической энергии при ударах. Это своеобразные связующие элементы между кузовом и подвеской.
- Пассивная безопасность. В некоторых конструкциях предусмотрены специальные запрограммированные зоны деформации, которые гасят энергию удара при столкновении.
Особенности конструкции и виды
В большегрузных автомобилях и внедорожниках используется рамная конструкция несущей системы. Это обусловлено увеличенной нагрузкой. В таких конструкциях лонжероны располагаются параллельно друг другу по всей длине. Цельные элементы соединяются между собой специальными перемычками. За своеобразную форму рамы водители часто называют такую конструкцию «лестницей».
В современных легковых автомобилях несущей частью является сам кузов. Поэтому лонжероны уже интегрированы в конструкцию кузова и являются его частью. Они могут быть как цельными, так и раздельными и обязательно устанавливаются в передней и в задней части, хотя встречаются конструкции без задних несущих элементов. Задние лонжероны не несут такой большой нагрузки, как передние.
Цельные лонжероны также могут использоваться в несущем кузове. Это дает свои преимущества. Конструкция становится более жесткой и надежной, но имеет сложную форму. Это сказывается на технологии изготовления.
Таким образом, лонжероны можно разделить на два вида:
- составные;
- цельные.
Если преимущество цельных в жесткости, то составные более практичны. При столкновении чаще всего страдают лонжероны. Они гнутся, ломаются. Составные элементы будет легче заменить на новые.
В свою очередь, многое зависит от геометрии элементов. Дополнительные изгибы позволяют повысить прочность конструкции при ударе сбоку или спереди. Также изгибы позволяют повысить маневренность автомобиля и угол поворота колеса.
Положение лонжеронов в кузове
Положение этих элементов будет зависеть от конструкции кузова и модели автомобиля. Выделяют несколько вариантов:
- параллельно друг другу или под небольшим углом;
- вертикально под углом;
- горизонтально под углом;
- с горизонтальным изгибом.
Первый вариант, как было уже сказано, встречается на рамной конструкции большегрузных автомобилей. Остальные три варианта встречаются на несущих кузовах разных марок.
Возможные неисправности
Для изготовления лонжеронов используют только особые сплавы алюминия или титан. Прочность конструкции очень важна, так как элементы испытывают постоянные нагрузки.
Такое воздействие со временем может привести к их деформации. В процессе эксплуатации на металле могут появиться микротрещины. Данный эффект часто называют «усталостью» металла. Повреждения, изгибы и трещины могут повлиять на изменение геометрии кузова и на многие другие параметры автомобиля. Например, изменятся углы установки колес, появится неправильный зазор при закрывании дверей, разного рода скрипы в салоне и так далее.
Также эти важные элементы могут деформироваться во время ДТП. Это наиболее частые случаи. Изгиб лонжеронов грозит серьезным ремонтом, а то и вовсе утилизацией кузова. Возникают щели, зазоры, нарушается геометрия кузова. Эксплуатировать автомобиль в таком случае небезопасно. Даже ремонт не всегда дает нужный результат. Из-за нарушения геометрии, вероятнее всего, увеличится износ покрышек и нарушатся заводские настройки рулевого управления.
С другой стороны, лонжероны также относятся к элементам пассивной безопасности. На них есть зоны запрограммированной деформации. В случае ДТП деталь погнется именно в этом месте, забрав часть энергии удара.
Особенности ремонта
В большинстве случаев обращаются с проблемами именно передних лонжеронов, задние деформируются не так часто. Погнутые элементы «вытягивают». Это делают с помощью специальной установки. Сложность также заключается в том, что приходится разбирать большую часть автомобиля. Снимать двигатель, элементы подвески, кузова и так далее. Не каждый мастер берется за такой сложный ремонт.
Если лонжерон лопнул, но основная его часть в нормальном состоянии, то ремонт может обойтись сварочными работами. В этом случае стоит иметь в виду, что даже после качественной сварки добиться прежнего состояния этих элементов будет уже невозможно. Прочность снизится именно в месте шва. В рамных конструкциях заменить эти элементы намного легче.
В некоторых кузовах лонжероны крепятся не с помощью сварки, а кронштейнами. Это также облегчает ремонт, так как заменить деталь уже проще. Но если элементы сильно повредились или изогнулись, то зачастую смысла в ремонте нет.
Некоторые водители пытаются заранее усилить лонжероны, добавив дополнительные ребра жесткости. В этом случае нужно понимать, что деталь теряет амортизирующие свойства.
Лонжероны являются одними из важнейших деталей не только кузова, но и всего автомобиля. Может они и скрыты в глубине кузова, но не стоит забывать об их значении. Они играют большую роль в безопасности и управляемости автомобиля. При деформации этих важных элементов нужно обязательно обращаться в автомастерскую, чтобы избежать возможного дорогостоящего ремонта в будущем.
Лонжерон: для чего он нужен в автомобиле, как его ремонтировать и другие нюансы
Построить автомобиль – это целая наука. И все всегда начинается с основы – кузова. Сегодня мы поговорим о такой его части, как лонжерон, для чего он нужен, как его ремонтируют и где он находится.
Что такое лонжерон
Лонжероном называют металлическую трубу прямоугольного сечения. Форма лонжеронов может быть различной, но независимо от исполнения они всегда играют одну и ту же руль – составляют основу кузову и придают ему определенную жесткость.
По конструктивным особенностям лонжероны делятся на два вида:
Самый дорогой и большой кроссовер Audi – раскрыты подробности о модели Q9
Автомеханик с 55-летним стажем назвал недорогой седан, созданный на века
- Монолитные – созданы из одного металлического листа путем штамповки.
- Составные – изготовлены из нескольких металлических листов, соединенных между собой при помощи сварки.
В одном автомобиле используется оба вида лонжеронов там, где это уместно.
Где находятся лонжероны
Их можно найти в любой части автомобиля, начиная от подкапотного пространства, заканчивая стойками крыши. Как правило, снизу используются монолитные конструкции, а вот в верхней части все больше составных элементов.
Чаще всего лонжероны являются парной конструкцией, расположенной по правой и левой стороне кузова. Они могут быть:
- параллельные вдоль всего кузова;
- S-образные;
- вильчато-хребтовые;
Первый вид лонжеронов знаком практически всем – это рама. Используется, преимущественно, в грузовых автомобилях и внедорожниках. Рама позволяет выдерживать огромные нагрузки при перевозке грузов, а также при преодолении сложных рельефов местности. Отличительная особенность – рама всегда ниже кузова и является самой простейшей разновидностью лонжерона.
S-образные – самый массовый тип лонжеронов, который используется во всех легковых автомобилях с несущим кузовом. Представляет собой три составные части – передний, средний и задний лонжерон. Передний и задний расположены выше среднего, именно это и задает им S-образную форму.
Вильчато-хребтовые остались в прошлом и являются дальним предком рамной конструкции. Главная особенность вильчато-хребтовых в том, что их форма могла быть самой разной и даже не параллельной. За что они и получили такое название. Применялись, как в легковых, так и грузовых автомобиля.
Для чего нужен лонжерон
Данная конструкция является основной частью кузова и несет на себе все основные нагрузки. В рамных автомобилях лонжерон – это рама – то, к чему крепится ходовая часть, двигатель, трансмиссия и кузов. В машинах с несущим кузовом лонжерон усиливает конструкцию и используется для крепления брызговиков, двигателя, коробки передач и т.п.
Лонжерон является самой прочной частью кузова и способен выдержать колоссальные нагрузки, однако слишком высокая прочность может стать опасной для водителя и пассажиров. Дело в том, что при ДТП металл передаст всю кинетическую энергию находящимся в авто людям, а это высокие перегрузки, которые вызывают серьезные травмы основных органов человека. При этом вероятность летального исхода будет гораздо выше, если водитель будет пристегнут.
К лонжерону, в целях улучшения пассивной безопасности автомобиля, предъявляются соответствующие требования: он должен иметь зоны деформации, которые будут амортизировать удар и смягчать передаваемую нагрузку на людей.
Неисправности лонжерона
Несмотря на всю прочность, лонжероны тоже склоны к проблемам. Их можно поделить на три основных вида:
- коррозия;
- естественная усталость металла;
- искусственная усталость металла;
Коррозия – процесс для металла неизбежный. Пока не один автомобильный производитель не смог решить ее полностью даже оцинкованием кузовов. Коррозию можно замедлить, но предотвратить нельзя. Рано или поздно она поражает металлическую конструкцию, образуя дыры и снижая прочность лонжеронов. Эксплуатировать такой автомобиль будет с каждым годом все опаснее.
Металл, как и человек, может «устать». Чтобы понять, как это происходит, достаточно взять медную проволоку и многократно сгибать ее в разные стороны. Рано или поздно она сломается. Также происходит и с лонжеронами. Огромные нагрузки в виде большого веса авто, ударов на ямах и просто возраст машины делают свое дело – лонжерон лопается. Но на деле, автомобили «умирают» технически, а кузов гниет быстрее, чем металл успевает устать.
Искусственная усталость заключается в деформации лонжерона вследствие ДТП. Дело в том, что металл, согнутый в результате удара, получил колоссальную нагрузку, которая снизила его срок службы в разы. Силами кузовного ремонта его вытянули, выпрямили, но былую жесткость у металла уже отняли. Следующий удар в эту часть кузова будет фатальным, лонжерон порвется, и зона смятия распространится уже на пассажиров и водителя.
Ремонт лонжерона
Ремонт состоит из нескольких этапов и самый основной из них – это оценка урона, нанесенного в результате ДТП. Если большая часть лонжерона пострадала, ремонту он не подлежит. В данном случае выполняется его замена. Ошибки в оценка урона могут привести к следующим проблемам:
- полной потери жесткости кузова;
- нарушении геометрии кузова;
Если с первым пунктов все понятно, то со вторым следует немного разобраться. Геометрия подразумевает собой симметричность кузовных элементов. Сюда входят зазоры между панелями, пропорции и положение элементов подвески. Если вытянуть серьезно деформированный лонжерон, то настроить правильно развал-схождение на этой машине уже не получится. Управлять таким автомобилем будет некомфортно, так как его будет постоянно тянуть на какую-либо сторону, а износ резины окажется неравномерным.
Если мастер выбрал путь вытягивания лонжерона, то выполняется эта процедура на специальном стенде – каролинере. Он позволяет не только вытянуть лонжерон, но точно измерить его параметры. Ведь самое главное в таком процессе – сохранить симметрию парных частей. Если один лонжерон будет вытянут неправильно, он будет стоять криво, относительного своего парного товарища – а это явное нарушение геометрии.
Еще один способ ремонта лонжерона – это вырезание его сгнившей части, если она пострадала от коррозии и приварка нового листа металла. Процесс этот очень ответственный и ремонтировать такой лонжерон можно, только если поражена небольшая его часть.
Если около 60-90% лонжерона было повреждено в результате ДТП, то он подлежит замене. Тут все просто – поврежденная часть вырезается, а на ее место наваривается недостающий элемент. Его заимствуют, как правило, у аналогичного автомобиля-донора.
Процесс наваривания нового элемента или вытягивания старого сопровождается обязательной примеркой панелей и проверкой зазоров. Почти каждый этап сопровождается сборкой на скорую руку капота, крыла или дверей и проверкой того, как они будут стоять на приваренной детали. Мастер, как правило, делает временное крепление детали и лишь после примерки начинает создание сварных швов.
Естественно, затем деталь:
- Покрывается сварочным грунтом.
- Швы обрабатываются шовным герметиком, желательно кистевым.
- Окрашивается.
Ремонтированный или замененный силовой элемент кузова должен быть обязательно усилен, чтобы сохранить его прочность и подготовить машину к следующей возможной аварии.
Усиление лонжеронов
Данный процесс очень важен, особенно для ремонта старых автомобилей, пострадавших от коррозии, внедорожников и грузовиков. Усиление выполняется после грунтования и герметизации сварных швов при помощи толстолистового металла не менее 4 мм, который повторяет форму лонжерона по периметру ремонтируемого участка. В нем находятся специальные отверстия, которые позволяют приварить его по всей поверхности.
Итак, деталь накладывается на ремонтируемый участок, приваривается по всем необходимым точкам, швы зачищаются, а затем выполняются все антикорозионные меры – грунтовка и обработка герметиком. По периметру данной детали необходимо все замазать герметиком, чтобы влага не проникала под стыки и не образовывала очаг ржавчины.
У усиления есть один серьезный недостаток – страдает пассивная безопасность кузова. Автомобиль становится, несомненно, прочнее, но теперь это действует во вред водителю и пассажирам. Поэтому не рекомендуется усиливать кузов на машинах, эксплуатируемых на трассе и в городе. Лучше всего это подходит внедорожникам и грузовикам.