Что происходит с двигателем без масла
Перейти к содержимому

Что происходит с двигателем без масла

  • автор:

Что произойдет с двигателем, если в нем нет масла

Двигатель фото

Страшный сон автомобилиста: в двигателе нет масла. Конечно, если автомобиль правильно эксплуатируется, проводятся все необходимые ТО, масло вовремя доливается, то такого произойти не может. И все-таки рассмотрим и такой вариант и его вероятные последствия.

Капремонт: когда решили сэкономить

Капитальный ремонт двигателя сегодня вряд ли кто доверит «ребятам из гаража». Сейчас предостаточно сервисов, где эту не самую дешевую процедуру вам выполнят качественно и в установленные сроки. Да и по цене можно подобрать оптимальный для себя вариант.

Если все-таки задача стоит сэкономить и вы обращаетесь к «проверенным мастерам из гаража», то будьте готовы к неожиданностям. Вероятно основную часть капремонта — перебрать двигатель, найти неисправность, устранить ее и собрать обратно — они выполнят. А вот дальше не исключен вариант, когда в двигатель автомобиля для его первоначального запуска они лишь нальют немного масла и отпустят вас до ближайшего автомагазина за канистрой масла. Не факт, что вы быстро до него доберетесь, по пути заехав в еще пару-тройку мест для решения неотложных вопросов. Вот здесь и наступает момент, когда двигатель оказывается мало того, что абсолютно сухой, так еще и не смазанный практически совсем.

Капремонт двигателя фото

Что делать? Возвращаться к горе-мастерам и в очередной раз реанимировать мотор.

Дымовая завеса

Наверняка вы видели на дорогах автомобили, которые нещадно дымят, выпуская копоть и черный дым из выхлопной трубы. Однозначно, у этого автомобиля проблемы с ДВС. Скорее всего, двигатель «жрет» масло, а очередную порцию «долива» он вовремя не получил. Такое «масляное голодание» ни к чему хорошему не приведет, и избежать ремонта двигателя вряд ли удастся.

Копоть из выхлопной трубы фото

Утекает как вода

Дымовой завесы после вашего автомобиля не наблюдается, а масло куда-то девается, утекает как вода. Найти и устранить причину этого самостоятельно вряд ли удастся, поэтому если это произошло, то лучше вызвать эвакуатор и именно таким образом доставить машину в сервис. Или если не жалко потратить впустую деньги на масло, то залить его в двигатель и, оставляя масляный шлейф на дороге, опять же ехать в сервис. Ремонт все равно неминуем.

Масло под авто фото

Последствия масляного голодания

Какие последствия ждут автомобиль, если в нем нет масла? Масло — это смазка, которая позволяет всем механизмам двигателя не тереться друг о друга. При отсутствии масла после запуска двигателя механизмы будут вращаться, тереться друг о друга, нагреваться сами и нагревать все вокруг. Двигателю неминуемо грозит перегрев (что зафиксирует температурный датчик), металл начнет корежить. И как самый неприятный исход: двигатель заклинит, другие детали подвергнутся преждевременному износу, а элементы поршневой группы деформируются.

Последствия езды без масла в моторе

Изобретение ДВС стало важным событием в истории развития техники. Более 130 лет прошло с момента выпуска первого поршневого мотора, который был пригоден для использования. На протяжении всего времени совершенствовались не только силовые агрегаты, но и смазка, которая используется внутри. Все еще не существует мотора, который мог бы работать без такого состава.

Масляное голодание — эффект, при котором наблюдается недостаток смазки в системе. В некоторых случаях состав вообще не поступают в места трения комплектующих. Есть ряд причин, по которым может возникать такая неприятность — недостаток лубриканта, сильный износ агрегатов, засорение системы, несоответствие характеристик используемого масла, несоблюдение оптимального температурного режима эксплуатации.

6bd8c4369ae0efb0120043be62c82877_w650.jpg

Каждый автомобиль имеет датчик аварийного уровня масла в системе. Если в моторе не хватает смазки, это может спровоцировать масляное голодание. Если каналы системы останутся без смазки, в них образуются пробки — они приводят к резкому снижению давления внутри. Так как при отсутствии лубриканта наблюдается повышенный износ деталей, могут увеличиваться допустимые зазоры.

Даже непродолжительная поездка без моторного масла или с его малым количеством может привести к разрушительным для мотора последствиям. Самое неприятное — стремительный износ элементов цилиндро-поршневой группы и снижение мощности двигателя. В цилиндрах могут появиться задиры, а сами поршни могут заклинивать, что приведет к полной остановке мотора. Еще одно неприятное последствие — разрушение поршня в цилиндре или обрыв ремня ГРМ с последующим повреждением клапанов.

762289151fdbc13986eee0f878d1bd05_w650.jpg

Как правило, все вышеперечисленные последствия не появляются поодиночке — они проявляют себя комплексно. Только результат оказывается всегда один и тот же — мотор нуждается в дорогостоящем ремонте. Порой выгоднее поставить новый мотор. Автомобилисту, чтобы не столкнуться с такой неприятностью, рекомендуется обращать внимание на индикаторы и поведение транспортного средства.

Нехватка масла в моторе может стать причиной серьезных проблем. Некоторые дефекты заставляют проводить капитальный ремонт двигателя или ставить новый агрегат.

Сколько проработает двигатель без масла

Возможны разные ситуации, когда автомобильный мотор вынужден работать без масла. Все они для него аварийные, вне зависимости от причин возникновения. Масло могут потерять из-за пробитого картера, забыть залить по грубой ошибке или слить намеренно, желая прорекламировать очередную присадку с волшебными свойствами. Но одно неизменно и однозначно — это результат насилия над техникой.

Зачем заливают моторное масло в ДВС

Жидкость в картере двигателя, для простоты именуемая моторным маслом, выполняет несколько важных при долгой эксплуатации функций:

  • трибологическую, выступая в роли антифрикционного материала, помещенного между трущимися поверхностями, проще говоря, смазывающую;
  • сама по себе смазывающая функция также подразделяется на две составляющие – уменьшение коэффициента трения, что определяет механические потери двигателя, и снижение износа, это сказывается на долговечности;
  • охлаждающую, здесь встречается как локальный отвод тепла непосредственно от трущихся поверхностей, так и укрупненный его перенос в виде всевозможных теплообменников, вплоть до полного жидкостного охлаждения нижней части мотора у двигателей с оребрением, без водяных рубашек (воздушников);
  • вспомогательные роли, часть из них направлена на обслуживание самого масла, как главного агента жидкостной системы смазки под давлением, а прочие могут выполняться для гидравлического управления устройствами, защиты от коррозии и многого другого.

При таком количестве задач, стоящих перед рабочей жидкостью системы смазки, жизненно важно даже не просто обеспечить её наличие, но и строго определённые качества.

При полной же потере масла срок жизни мотора стремится к нулю, хотя, разумеется, мгновенно всё и не происходит.

Будет ли работать двигатель без масла и сколько времени

Одним из самых важных показателей качества масла является стойкость его пленки, создаваемой на деталях. Производители масел немало в этом преуспели.

Продукты хорошо прилипают к поверхностям, обволакивают их, а при попытках продавить пленку до чистого металла результатом будет лишь снижение её толщины.

Эти свойства используются при разработке моторов. Зазоры между деталями можно делать меньше, что обеспечит повышение КПД двигателя, снизит шумность в его работе.

Наряду с давлением масляного насоса, данное качество позволяет увеличивать нагрузки в зоне контакта пар трения, то есть снижать размеры деталей при передаче той же или более высокой силы.

Косвенно прочность масляной пленки повлияет и на другое свойство мотора – возможность некоторое время проработать без давления в системе смазки.

Нет давления – значит масло в зоне контакта не обновляется, детали не «всплывают» в жидкости, но до определенного момента пленка сохраняется, лавинообразный перегрев и заклинивание не наступают. То есть мотор продолжает работать, пусть в условиях полужидкостного трения, но достаточно долго.

Единого времени жизни без давления масла, то есть при его отсутствии в картере, для всех условий и двигателей не существует. Можно ограничиться двумя случаями – работой без нагрузки на минимальных оборотах холостого хода и под нагрузкой, неважно в каком её виде.

Это могут быть как небольшие обороты, но с сопротивлением со стороны трансмиссии, то есть при движении или без внешней нагрузки, но при раскрутке до средних или больших оборотов.

При этом внутренние потери резко возрастают, что эквивалентно движению автомобиля по степени наносимого вреда для деталей с плохой смазкой.

В первом случае пленка довольно устойчива, нагрев невелик, мотор может так проработать несколько часов. Это широко используется для рекламы присадок к маслам.

Двигатель ими «обрабатывается» после чего все могут убедиться, что он долго тарахтит с отсутствующей сливной пробкой картера. Разумеется, от том, что без присадки всё происходило бы точно так же, торговые агенты умалчивают.

Во втором мотор умирает очень быстро. Проводились даже эксперименты, показавшие наработку до заклинивания от единиц минут до десятков, в зависимости от конкретной модели и условий работы. Вот это и имеет большую практическую важность.

Последствия

Детали, лишенные смазки, входят в соприкосновение, вызывая скачкообразный рост коэффициента трения. Растут силы сопротивления, а значит и выделяется значительная тепловая энергия.

Деваться ей некуда, поэтому вся она пойдет на разрушение поверхностей. Частично детали будут сварены, частично заклинены. Мотор остановится и потребует капитального ремонта или замены.

Даже если до этого не дойдет, двигатель будет остановлен, ресурс его резко упадет. Работа без смазки и охлаждения исказит геометрию деталей, а продукты износа разнесутся по всему мотору, вызывая дополнительные поломки.

Что такое масляное голодание

Если потеряно не всё масло, или по какой-то причине его подача под давлением нарушена (насос подает смесь с воздухом, то есть пену), то все функции выполняются частично.

Последствия будут примерно теми же, что и при полной потере продукта, разве что проявятся они чуть медленнее. Подобный режим считается масляным голоданием, хотя это общий термин, частным случаем которого будет полное отсутствие жидкости.

Предназначение сигнальной лампочки датчика давления масла

После рассмотрения подобных случаев становится ясным необходимость быстрой остановки двигателя при потере масла или хотя бы его давления в магистралях за насосом.

Для контроля применяется лампочка аварийного давления. Она красного цвета и расположена в зоне хорошей видимости для водителя. Загорается лампа от датчика, следящего за давлением масла после насоса, то есть в напорной магистрали.

Реакция на её постоянное горение должна быть быстрой и однозначной – двигатель глушится, а машина отправляется в сервис на буксире или эвакуаторе.

Иногда лампочка может помигивать на холостых оборотах. Это не так страшно, но следует обратиться за диагностикой к специалисту.

Возможно потребуется замена масла и фильтра или можно сделать вывод о предельной изношенности двигателя и предстоящем капитальном ремонте.

Двигатель без масла: сколько проработает

Это основные причины, из-за которых мотор может полностью или частично лишиться смазки. При регулярном контроле выявить потерю автола не составит труда. Кроме того, в современных автомобилях есть система индикации уровня масла, которая выводит на панель приборов сигнал о критическом уровне технической жидкости.

Сколько двигатель проработает без масла?

Точного ответа на вопрос нет, поскольку это зависит от массы факторов: тип ДВС, марка используемого масла, обороты двигателя, температура окружающей среды и т. д. В 2008 году проводился практический эксперимент (подробнее ниже), который показал, что при слитом масле силовая установка может проработать на холостых оборотах приблизительно в течение 1-2 часов. А если вдавить педаль газа в пол, то порядка 2-7 минут. После этого гарантировано перегреется и заклинит, что приведет к капитальному ремонту силовой установки или полной его замене из-за невозможности восстановления.

Про эксперимент. Эксперты взяли два новых инжекторных автомобиля LADA, с двигателей которых слили все масло. При этом один мотор обработали специальной защитной присадкой, которая создает антифрикционную пленку, а второй оставили без обработки. После этого моторы запустили. По итогам достигли таких результатов:

  • автомобиль без присадок «проехал» 74 километра, после чего начал издавать громкие звуки и заклинил;
  • второй мотор «прошел» 150 километров без заметного урона для ДВС.

Тест проводился на новых моторах, соответственно, силовые установки, имеющие износ, выйдут из строя еще раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *