"Правильный" термостат. Утепляемся и стабилизируемся
В далеком 1999 в журнале "За рулем" появилась статья одного пытливого вазовода Сергея Никифорова. club2108.ru/tuning/mot_005.html — здесь она сверстана, по-моему, лучше, чем на сайте журнала. Если вкратце, в этой статье описывается причина и грамотное решение проблемы холодного двигателя, и как следствие — отопителя, "Самары". Суть в том, что конструкторы направили выходной патрубок радиатора отопителя во флейту помпы, то есть непосредственно в двигатель, а радиатор отопителя наряду с отоплением салона охлаждает протекающую по нему охлаждающую жидкость.
Посему выходит, что в холодное время года двигатель может работать при более низких температурах, чем ему положено. Температура в салоне в следствие этого также ниже. Из двигателя идет горячая ОЖ, и термостат начинает приоткрываться, впуская холодный тосол (антифриз) с внешнего круга. Это происходит без учета того, что к этому тосолу подмешивается еще и охлажденный тосол с радиатора отопителя.
В совокупности все это дает холодную печку и не до конца прогретый двигатель "Самары" зимой. В плохо прогревающемся двигателе приятного и полезного немного, равно как и в плохо греющем отопителе (если еще и заслонки не до конца открываются, то Самара оправдывает свое звание холодильника, но это другая тема, прошлогодняя — www.drive2.ru/cars/lada/2…/288230376151888900/#post).
Чтобы исправить работу охлаждающей/обогревающей системы, следует направить выходной поток с радиатора печки в термостат, во вторую камеру, чтобы точнее регулировать открытие внешнего круга.
Естественно, Самара второго поколения унаследовала не до конца продуманную конструкцию.
Не без труда был найден и куплен латунный термостат польского производства (именно латунный, потому что хорошо паяется), просверлено отверстие во второй секции, над байпасным отводом.
Перед пайкой зачищаются края отверстия
Ну а далее в это отверстие была впаяна отпиленная часть соединителя шлангов (продается в магазинах автозапчастей).
Новый отвод
На фото первый пробный вариант, примерка. Далее все это прогрелось и запаялось большим мощным паяльником от газовой горелки. Вот в этот новый отвод подводим выходной патрубок печки, а отвод во флейте глушим (я глушил куском шланга с болтом).
Теперь горячий тосол непосредственно с двигателя смешивается с охлажденным тосолом с радиатора отопителя во второй камере термостата, и открытие термостата регулируется более точно и правильно.
—————————
Вариантов решения проблемы холодного двигателя и печки было много, но вариант Никифорова в моем понимании после некоторого осмысления остался наиболее предпочтительным.
+ не затрудняются потоки ОЖ по системе, не повышается давление в отдельных частях системы;
+ неслишком трудоемкая переделка патрубков (удлинить только один выходной от печки и заглушить его отверстие);
+ при заклинивании и отказе термостата всегда можно оперативно поставить штатный непеределанный, а патрубок печки вернуть на место;
+ расширительный бачок остается завязан на большой круг;
+ в теплое время система охлаждения работает в штатном режиме;
+ не только повышается температура в салоне, но и стабилизируется температурный режим двигателя, можно не думать об одеялах и картонках на радиатор.
Минусов в принципе не отмечено.
Можно было бы, как сделал vov09 www.drive2.ru/cars/lada/2…urnal/288230376152551366/, поставить десяточный цельный термостат, но наряду с плюсами есть и минусы перед переделанным девяточным термостатом:
— стоит дороже 🙂
— придется менять одну шпильку крепления на более длинную и многие имеющиеся патрубки подгонять по размеру, а также глушить ненужные отверстия;
— расширительный бачок завязывается на внутренний круг, стало быть теоретически должно увеличиваться время прогрева и уменьшаться время до срабатывания вентилятора охлаждения.
Был еще вариант с термостатом от Шеви-Нивы.
Термостат от Нивы-Шевроле
Но пришлось бы радикально переделывать и изгибать патрубки, а также глушить одно ненужное отверстие. Да и расширительный бачок опять-таки оказался бы на внутреннем кругу. Плюс к этому, на нивах термостат холоднее, начинает открываться уже при 82 градусах.
Увеличить температуру в салоне, можно, заузив байпасное отверстие ( VAZap : www.drive2.ru/cars/lada/2…/288230376152566215/#post, KyCb : www.drive2.ru/cars/lada/2…/288230376152590861/#post), но если вдуматься, то этот простой метод имеет некоторые недостатки:
— тосола через печку проходит действительно больше, тепла он отдает тоже больше, а возвращается он по-прежнему в двигатель, сильнее его остужая. Стало быть, в салоне теплее, а двигателю холоднее. Медленнее идет прогрев;
— проход через байпасное отверстие затруднен, значит и по внешнему кругу, через радиатор, тоже затруднен, а это при повышении температуры окружающей среды может привести к перегреву двигателя, особенно если перекрыть кран печки — радиатор печки перестанет охлаждать непроходящий уже через него тосол, тем временем возрастет давление в системе, могут образоваться течи, и возрастет нагрузка на помпу и соответственно на двигатель в целом, что еще сильнее может спровоцировать перегрев;
— даже если установить в этом месте кран, то придется за ним следить и периодически регулировать открытие, особенно при частых сменах климатических условий;
Установить краник целесообразно было бы, используя термостат, переделанный по схеме Никифорова, на место резинового перешейка, который соединяет две части термостата — где мужик хомут откручивает:
Таким образом открытие термостата будет регулироваться потоками с печки, а протеканию тосола с внешнего контура ничто не будет мешать при его открытии. Давление будет увеличено через радиатор отопителя до открытия термостата, а после его открытия распределится на радиатор отопителя и радиатор охлаждения. Только не стоит увлекаться и закрывать краник полностью — напора жидкости с патрубка печки может не хватить для того, чтобы полностью омывать термический элемент термостата, и тогда он может вовремя не открыться, а если при этом забыться и закрыть краник печки, то тосолу и вовсе будет некуда деваться, и тогда неизбежен перегрев и разгерметизация системы охлаждения. Катализатором к этому послужит еще и возросшая нагрузка на помпу.
Еще, как вариант, для достижения "тропиков" в салоне на патрубки печки можно установить электропомпу от какой-нибудь иномарки или от "Газели". Тепло в салоне будет опять же за счет количества проходящего через радиатор отопителя тосола, однако побочные негативные эффекты будут те же, что и в других случаях:
— в салоне тепло, двигателю холоднее;
— возрастает давление в системе отопления, могут быть течи, да и сами эти помпы часто текут;
Также к минусам можно отнести:
— нагрузка на генератор;
— относительная дороговизна и сложность установки.
Так что я рассудил, что правильнее, надежнее и безопаснее сделать "правильный" девяточный термостат по примеру Никифорова, получить много плюсов и ни одного минуса, чем чем-то жертвовать или рисковать. В перспективе, может быть, подберу еще краник на перешеек между секциями термостата (хорошо бы сделать с электронным управлением из салона :-)), хотя и сейчас в салоне стало значительно теплее и комфортнее, даже печка включена теперь непостоянно, на холостых греет горячим, а движок стал стабильно держать свои законные 90 градусов и перестал охлаждаться на ходу с работающей печкой. Хотя, конечно, основные испытания еще впереди, там, где сильные морозы.
P. S.: Надеюсь, рассуждения были кому-то интересны, буду рад выслушать критику и, возможно, внести коррективы 🙂
Неисправности термостата ВАЗ 2114: симптомы неполадок и замена
Термостат на ВАЗ 2114-2115 представляет собой один из важных элементов системы охлаждения автомобиля, отвечающий за нормальный температурный режим ДВС (при определенной температуре устройство выводит охлаждающую жидкость на большой круг).
Как правило, если термостат неисправен, его меняют. Однако перед заменой важно точно определить, что данное устройство нуждается в замене. Также необходимо знать, как заменить термостат своими руками при такой необходимости. Давайте разбираться, как проверить, а также как поменять термостат 2114 самому.
2114 ВАЗ термостат: конструкция, место расположения и принцип работы
Прежде всего, важно разобраться, что собой представляет устройство, какие признаки неисправности термостата бывают и как заменить термостат ВАЗ. Первое, термостат, несмотря на свои небольшие размеры — очень важный элемент системы охлаждения автомобиля. Фактически, находится он между двигателем и радиатором.
Основные составляющие термостата:
- корпус;
- центральный клапан;
- перепускной клапан;
- патрубок перепускного шланга;
- термочувствительный элемент, находящийся недалеко от центрального клапана.
Принцип действия термостата:
- на прогретом ДВС клапан устройства находится в закрытом состоянии, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу (по каналам двигателя);
- при нагреве ДВС до температуры порядка 87-90 градусов, термочувствительный элемент, начиная нагреваться, воздействует на пружину. Пружина, сжимаясь, открывает основной клапан, вследствие чего охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу через радиатор.
Неисправности термостата ВАЗ 2114: признаки
Если уровень ОЖ в норме, но двигатель автомобиля недостаточно прогревается, перегревается или «закипает» — обычно проблема в термостате. Термостат со временем изнашивается, в результате чего начинает неправильно работать клапан, застывая в одном из положений (залипает клапан термостата).
Одно из положений, если клапан полностью открыт, охлаждающая жидкость все время циркулирует по большому кругу и ДВС не прогревается как следует. Если клапан закрыт полностью, охлаждающая жидкость все время циркулирует только по малому кругу и двигатель перегревается.
Бывает и так, что проблема «плавающая». Например, сначала термостат закрыт и мотор нормально прогревается, затем происходит открытие на большой круг и клапан «виснет». В этом случае температура ДВС резко упадет.
Бывает и так, что термостат несколько раз нормально открывается и закрывается, однако затем зависает в одном из возможных положений. В такой ситуации мотор или начнет остывать, или перегреется (в зависимости от того, в каком положении застыл клапан).
Однако когда мотор резко или постепенно перегревается и температура доходит до красной отметки, вентилятор охлаждения работает постоянно, термостат не выходит на большой круг циркуляции охлаждающей жидкости, тогда это достаточно серьезная поломка, требующая немедленного устранения.
Как проверить термостат на ВАЗ 2114 и выполнить его замену
Прежде чем приступить к устранению неисправности, термостат нужно проверить. Существует три способа проверки, которые рекомендуется применять комплексно.
- Необходимо завести автомобиль и прогреть двигатель на протяжении 10 минут. Открыв капот, проверить верхние и нижние патрубки радиатора, они должны быть одинаково прогреты. Если патрубки перегреваются, термостат работает неправильно (произошло заклинивание клапана в промежуточном или закрытом положении);
- Необходимо завести автомобиль и проверить температурный режим только верхнего патрубка радиатора. Патрубок должен оставаться холодным только до момента оптимального прогрева (до 90 градусов). Если патрубок остается холодным после достижения оптимального температурного режима – термостат неисправен (неисправный термостатирующий элемент, клапан остается в закрытом положении);
- Необходимо демонтировать устройство, после чего поместить термостатирующий элемент в металлическую емкость, наполненную водой. Постепенно нагревая жидкость до оптимальной температуры (85-90 градусов) смотреть, как срабатывает клапан. При нагреве до указанной температуры клапан должен открыться, если же клапан остается на месте, тогда система охлаждения не будет нормально работать. Это значит, что термостат неисправен и требует замены.
Обратите внимание, новый термостат проверить на работоспособность перед установкой будет не лишним. Для проверки отлично подойдет рассмотренный выше третий способ. Дело в том, что иногда среди новых запчастей попадаются неисправные термостаты. Чтобы избежать возможных проблем, проверка термостата перед установкой на машину настоятельно рекомендуется.
- Теперь рассмотрим, как поменять термостат 2114 самостоятельно. Замена термостата ВАЗ 2114 включает в себя подготовительные работы, демонтаж, установку и проверку системы охлаждения на работоспособность.
Необходимые материалы и инструменты: новый термостат, емкость для слива охлаждающей жидкости, пара хомутов, шланг длиною 45-60см с наружным диаметром на «19», тройник, набор ключей.
Замена термостата 2114, алгоритм выполняемых действий:
- установив авто на смотровую яму или подняв на подъемнике, выждать, пока двигатель остынет;
- ключом «18» открутить крепежные винты воздушного фильтра;
- отверткой, ослабляя хомуты системы охлаждения воздуховода дроссельного патрубка и картера, открутить крепежный винт кронштейна, троса привода дроссельной заслонки;
- отсоединив электрический разъем, вывести резиновую подушку корпуса фильтра из отверстия в кронштейне и снять воздушный фильтр;
- ключом «13» открутить крепежный болт модуля зажигания к картеру сцепления и к блоку;
Рекомендуем также прочитать статью о том, как доработать систему охлаждения Лада Калина. Из этой статьи вы узнаете о способах доработки СОД Калина.
Подведем итоги
Как видно, проверка и замена термостата на ВАЗ 2114 представляет собой достаточно понятную и не сложную процедуру. При необходимости, все работы можно выполнить в условиях обычного гаража своими руками.
Что касается повседневной эксплуатации, специалисты рекомендуют периодически наблюдать за температурой охлаждающейся жидкости, следить за уровнем ОЖ, поводить проверку работоспособности термостата без его снятия (выше рассмотрен способ первый и второй).
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить радиатор печки на ВАЗ 2114, а также как выполнить замену краника печки 2114 ВАЗ. Из этой статьи вы узнаете о том, как выполнятся замена указанных элементов, а также на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание в рамках проведения данной процедуры.
Напоследок отметим, что эффективность работы системы охлаждения также напрямую зависит от герметичности системы и исправной работы всех элементов. Еще важную роль играет общее состояние самой охлаждающей жидкости (ТОСОЛ или антифриз). Если же в работе системы охлаждения появились сбои, связанные с неисправным термостатом, необходимо выполнить, как минимум, замену данного элемента.
Параллельно нужно проверить качество работы вентилятора охлаждения, печки ВАЗ 2114 и т.д. Дело в том, что даже на обслуженной системе радиатор печки может выйти из строя в самый неподходящий момент.
В любом случае, правильный подход и комплексное обслуживание позволит избежать возможных проблем не только с термостатом, но и с другими элементами системы охлаждения двигателя, а также двигатель всегда будет работать в оптимальном температурном режиме в летний и в зимний период.
Термостат ВАЗ 2114
Для правильной работы системы охлаждения в автомобиле ВАЗ 2114 используется несколько деталей отвечающих за работу СОД. Одним из них является термостат, который наиболее часто выходит из строя и приводит к неправильной работе охлаждения ДВС, а так же к снижению эффективности печки автомобиля.
В данной статье рассказывается о термостате 2114, его признаках поломки, причинах выхода из строя, способах проверки и замены данной детали своими руками.
О термостате
Основной задачей термостата является удерживать температуру охлаждающей жидкости в допустимых режимах. Нормальная рабочая температура антифриза в ВАЗ 2114 равно 85⁰±5⁰С. Исправный термостат удерживает такую температуру практически при любых погодных условиях.
Из чего состоит термостат
В комплект термостата входит несколько деталей, которые отвечают за его работу. Ниже приведена картинка с термостатом и описанием его комплектующих.
Принцип работы термостата
Работа термостата довольно простая, он не является сложным механизмом. Внутри термостата помещен специальный термоэлемент (клапан), который открывается или закрывается при изменении температуры жидкости, и делает циркуляцию жидкости по большому или малому кругу в зависимости от температуры ОЖ.
Пошаговый принцип действия термостата
- При холодном запуске ДВС (после ночного простоя) температура жидкости находится намного ниже температуры открытия термостата, следовательно, клапан термостата закрыт.
- При закрытом клапане термостата жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор охлаждения. Малый круг позволят ДВС прогреться до рабочей температуры намного быстрее.
- Как только температура достигает 85⁰С, клапан открывается и циркуляция происходит по большому кругу через радиатор охлаждения.
- Как только температура жидкости достигает 94⁰С клапан на термостате открывается полностью и включается вентилятор охлаждения ДВС. Такое можно заметить стоя в пробке.
Где находится
Термостат ВАЗ 2114 расположен под корпусом воздушного фильтра и крепиться к ГБУ на двух шпильках через уплотнительную прокладку. Более легкий доступ к термостату можно получить сняв бокс воздушного фильтра.
При замене термостата нет необходимости проводить его полную замену. Чаще всего меняется термоэлемент с крышкой, но и тут можно сэкономить, купив лишь один термоэлемент и поместить его в старую крышку.
Признаки неисправности
Если на вашем автомобиле неисправен термостат, то с авто будут происходить следующие вещи:
- ДВС не прогревается до рабочей температуры;
- ДВС постоянно кипит;
- Печка плохо греет;
- Температура падает при езде по трассе;
Все эти причины говорят о неисправном термостате и его необходимо замене после проверки.
Проверка
Проверку можно провести одним простым и проверенным способом. Для этого потребуется запустить холодный автомобиль лучше всего будет после вечернего простоя. После запуска ДВС как только ОЖ наберет температуру 70⁰С необходимо потрогать патрубок большого круга циркуляции антифриза. Он является самым нижним патрубком радиатора. Данный патрубок должен быть холодным до тех пор, пока автомобиль не наберет 85⁰С.
Патрубок указанный красной стрелкой должен быть холодный
Если патрубок нагревается наравне с остальными или уже начинает чувствоваться тепло на 70⁰С, то термостат неисправен и требует замены.
Стоимость
Цена термостата зависит от региона, в котором вы проживаете, но, как правило, крышка с термоэлементом стоит в районе 1000 рублей, а отдельно термоэлемент в районе 500 рублей.
Замена
Замена термостата довольно простая работа под силу каждому владельцу ВАЗ 2114, достаточно лишь подготовить необходимый инструмент.
Термостат ваз 2114 — замена, проверка и ремонт своими руками
Составляющая структура термостата — это достаточно простой механизм, который подходит для распределения перемещения жидкости по малым и большим кругам охлаждения (это зависит от температуры подачи).
Термостат: 1 – входной патрубок (от радиатора); 2 – резиновая вставка; 3 -твердый термочувствительный наполнитель; 4 – пружина перепускного клапана; 5 – входной патрубок (от двигателя); 6 – перепускной клапан; 7 -выходной патрубок (к насосу); 8 -пружина основного клапана; 9 -основной клапан; 10 – патрубок (от расширительного бачка); 11 – поршень.
Простой термостат 2114 класса стандарта, который устанавливают прямо на заводе, состоит из таких видов запчастей:
- корпус;
- пружина перепускного клапана;
- перепускной клапан;
- пружина главного клапана;
- главный клапан;
- патрубки;
- поршень с держателем;
- термочувствительный элемент.
Особенности конструкции
Термостат — это небольшой механический клапан. Устройство регулирует и определяет температуру охлаждающей жидкости в системе двигателя, отвечает за качество прогрева мотора автомобиля. Конструкция состоит из таких элементов:
- корпус;
- входной патрубок. Подключается непосредственно к системе охлаждения;
- восковой шарик;
- основной клапан. Отвечает за перекрывание процесса основной циркуляции;
- поршень;
Термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости в двигателе
- перепускной клапан. В случае необходимости перекрывает малый круг охлаждения;
- специальная пружина для удержания переносного клапана;
- выходной патрубок. Подключается к насосу, качающему охлаждённую жидкость;
- пружина, удерживающая перепускной клапан;
- дополнительный входной патрубок. Элемент подключён к радиатору.
Принцип работы термостата
- Термочувствительный элемент дает сигнал на начало запуска работы данного термостата.
- Если главный клапан закрыт, то после начала работы мотора, жидкость в системе нагревается и начинает перемещение по меньшему кругу.
- Жидкость проходит через устройство термостата и прогревает чувствительный элемент (он способствует расширению, тем самым происходит давление на клапан).
- При нагревании ОЖ до нужного момента (87 градусов), клапан по-малому начинает открываться, и охлаждающая жидкость постепенно помещается в больший круг.
- Если нагревание ОЖ достигнет 102 градусов, то клапан уже откроется полностью и круговорот жидкости пойдет через радиатор.
- Следовательно, после остановки работы двигателя машины, жидкость перейдет в процесс остывания, а термочувствительный элемент будет сжиматься и клапан за счет возвратной пружины вернется в начальное положение.
- Может случится так, что по причине износа или повреждения (в крайних случаях заводских браках) термостат ваз 2114 окажется заклиненным в каком-либо положении.
- Соответствующе может очень долго прогреваться двигатель автомобиля или же наоборот происходит перегрев мотора, что является опасным признаком.
- Перегревание мотора может привести к массовым повреждением, вплоть до саморазрушения двигателя. В этом случае придется проводить капитальный ремонт.
Назначение устройства
Термостат для автомобиля ВАЗ-2114
По сути, термостат — это большой клапан, задача которого пропускать (или, наоборот, — не пропускать) охлаждающую жидкость в радиатор автомобиля. Когда двигатель машины только-только запустился, он некоторое время остаётся холодным, как и охлаждающая жидкость. В этот промежуток времени клапан термостата закрыт, так что охладитель направляется по так называемому малому кругу. А когда температура двигателя достигает 90°C, клапан в устройстве автоматически открывается, и охлаждающая жидкость начинает поступать в радиатор. Благодаря такой схеме работы температура двигателя держится на постоянном уровне, а его перегрев исключается.
Виды термостатов на ваз 2114
Проводя замену терморегулятора, владельцы автомобилей спрашивают себя — какой термостат ваз 2114 лучше поставить: импортный или отечественный; и какой фирме отдать предпочтение? Совершенно правильный выбор вам никто не подскажет, ведь каждый водитель обращает внимание на множество факторов при выборе запчастей. Все зависит от доступности, цены и других не маловажных признаков.
Можно подчеркнуть несколько групп подходящих терморегуляторов, которые можно найти в обычных автомобильных магазинах:
- Отечественные. Фирменные термостаты для ваз 2114, которые найти в продаже будет проще простого. Но по качеству они не блещут, так как могут выйти из строя раньше гарантированного срока или же вообще могут заклинить и двигатель перегреется. На замену термостат данного производителя брать не рекомендуется.
- Китайские. Как правило, они имеют привлекательную оболочку снаружи, но внутри они намного хуже, чем могло бы показаться. В процессе эксплуатации они будут заметно хуже работать, чем отечественные терморегуляторы. Этот вариант является самым крайним, то есть брать их придется тогда, когда ничего другого найти невозможно.
- Импортные. Они являются самыми качественными в отличие от других производителей. Даже при таком исполнении, цена соответствует качеству и при этом они пользуются большим спросом, нежели другие. Соответственно брать данный термостат – рекомендуется!
Рассмотрим импортный термостат на ваз 2114
Преимущества конкретно этого устройства:
- данный терморегулятор обеспечивает температуру, которая является нормальной для охлаждающей жидкости;
- меньше связок на хомутах, чем на других устройствах. Штатный термостат крепится к выпускному патрубку через тягучую соединительную трубку;
- этот терморегулятор является изначально разборным для замены термочувствительного элемента отдельно от корпуса;
- более компактный, тем самым больше свободного места.
Печка отапливает уже на 60 градусах, а на 85 градусах становится горячо.
Бывают ситуации, что не можешь найти фирменные термостаты, тогда следует уделить внимание материалу корпуса. Исходя из состава, нужно брать терморегуляторы, сделанные из качественной латуни и нержавеющей стали. Их отличие можно определить с помощью веса, просто подержав в руках.
Будьте внимательны при выборе других термостатов. Они могут состоять из цинкового сплава, которые не могут быть надежными. Мало того, что от удара могут потечь, так еще и перепады температуры на них влияют.
Зачем нужен термостат?
Курсы по ликвидации автомобильной безграмотности мы устраивать не станем, потому что каждый уважающий себя водитель знает, что термостат направляет охлаждающую жидкость либо по большому кругу (включая радиатор охлаждения двигателя), либо по-малому (минуя радиатор).
Термостат на ВАЗ-2114 инжектор
Алгоритм работы прибора зависит от термодинамического клапана, который перекрывает один патрубок в термостате и открывает другой. Перед тем как менять термостат, его необходимо проверить.
Чтобы освежить в памяти его устройство, мы привели схему термостата ВАЗ-2114 и прикрутили её ниже.
Схема работы системы охлаждения (термостата)
Как видно из схемы, это простой прибор с термоклапаном, который при достижении определённой температуры срабатывает, таким образом направляя антифриз по малому либо большому кругу.
Он имеет в большинстве случаев три патрубка — один впускной и два выпускных, через которые и поступает охлаждающая жидкость либо прямиком из помпы в отопитель и дальше по системе охлаждения, либо в радиатор, если её температура достигла необходимого значения. Именно значение температуры, при котором срабатывает устройство, и определяет применение термостата на той или иной ВАЗовской модели, хотя есть ещё некоторые нюансы, которые как раз и касаются ВАЗ-2114 инжектор.
Как проверить термостат на ВАЗ 2114 и выполнить его замену
Прежде чем приступить к устранению неисправности, термостат нужно проверить. Существует три способа проверки, которые рекомендуется применять комплексно.
- Необходимо завести автомобиль и прогреть двигатель на протяжении 10 минут. Открыв капот, проверить верхние и нижние патрубки радиатора, они должны быть одинаково прогреты. Если патрубки перегреваются, термостат работает неправильно (произошло заклинивание клапана в промежуточном или закрытом положении);
- Необходимо завести автомобиль и проверить температурный режим только верхнего патрубка радиатора. Патрубок должен оставаться холодным только до момента оптимального прогрева (до 90 градусов). Если патрубок остается холодным после достижения оптимального температурного режима – термостат неисправен (неисправный термостатирующий элемент, клапан остается в закрытом положении);
- Необходимо демонтировать устройство, после чего поместить термостатирующий элемент в металлическую емкость, наполненную водой. Постепенно нагревая жидкость до оптимальной температуры (85-90 градусов) смотреть, как срабатывает клапан. При нагреве до указанной температуры клапан должен открыться, если же клапан остается на месте, тогда система охлаждения не будет нормально работать. Это значит, что термостат неисправен и требует замены.
Конечно, третий способ проверки термостата, включающий в себя несколько этапов, самый эффективный и самый трудоемкий. Как правило, вместо такой проверки обычно выполняют замену термостата. С учетом того, что деталь относительно доступная по цене, проще и быстрее заменить элемент, особенно если термостат раньше не меняли на протяжении 50-60 тыс. км. пробега и более. Главное, для замены приобрести качественное изделие.
Обратите внимание, новый термостат проверить на работоспособность перед установкой будет не лишним. Для проверки отлично подойдет рассмотренный выше третий способ. Дело в том, что иногда среди новых запчастей попадаются неисправные термостаты. Чтобы избежать возможных проблем, проверка термостата перед установкой на машину настоятельно рекомендуется.
- Теперь рассмотрим, как поменять термостат 2114 самостоятельно. Замена термостата ВАЗ 2114 включает в себя подготовительные работы, демонтаж, установку и проверку системы охлаждения на работоспособность.
Необходимые материалы и инструменты: новый термостат, емкость для слива охлаждающей жидкости, пара хомутов, шланг длиною 45-60см с наружным диаметром на «19», тройник, набор ключей.
Замена термостата 2114, алгоритм выполняемых действий:
- установив авто на смотровую яму или подняв на подъемнике, выждать, пока двигатель остынет;
- ключом «18» открутить крепежные винты воздушного фильтра;
- отверткой, ослабляя хомуты системы охлаждения воздуховода дроссельного патрубка и картера, открутить крепежный винт кронштейна, троса привода дроссельной заслонки;
- отсоединив электрический разъем, вывести резиновую подушку корпуса фильтра из отверстия в кронштейне и снять воздушный фильтр;
- ключом «13» открутить крепежный болт модуля зажигания к картеру сцепления и к блоку;
ослабить нижний болт крепления ключом «17» и отвести модуль в сторону; - открутить пробку на блоке ключом «13»;
- открутив руками сливную пробку радиатора, слить охлаждающую жидкость в приготовленную емкость;
- демонтировать термостат, ослабив четыре хомута его патрубков;
- отсоединив разъем, ключом «19» открутить датчик температуры, ключом «13» открутить крепежную гайку «массового» провода контроллера;
- открутив еще две гайки, снять блок патрубков;
- установить новый термостат, осуществить сборку в обратном порядке.
Где находится? Как заменить термостат
Перед тем как заменить термостат необходимо освободить к нему доступ. Для ВАЗ 2114 1.5 и 1.6 на 8-клапановых моторах процесс может немного отличаться, но в целом идентичен. После того как проверка на работоспособность была проведена приступаем к демонтажу.
В первую очередь, чтобы подобраться к прибору нам необходимо снять корпус воздушного фильтра. Для этого откручиваем болты, ослабляем хомуты и снимаем фишку с датчика ДМРВ.
Отличия двигателя 1.5 в том, что при его снятии нет необходимости в ключе, на двигателях 1.6 присутствуют крепления, которые можно открутить только с помощью шестигранника.
После этого подготавливаем тару для охлаждающей жидкости и сливаем ее. Если автомобиль оснащен защитой двигателя, то ее тоже необходимо демонтировать.
Внизу у радиатора имеется специальный краник, который позволит слить охлаждающую жидкость. Подставляем под него тару и откручиваем, дожидаемся полного слива ОЖ. Для того чтобы она быстрее вытекла стоит открутить крышку на расширительном бачке.
После того как жидкость стекла, корпус воздушного фильтра демонтирован, а патрубки отсоединены, можно доставать термостат.
Замена прибора производится в обратном порядке. Перед тем как установить новый прибор необходимо провести зачистку посадочного места и тщательно промазать его герметиком.
После того как термостат на VAZ 2114 инжектор будет установлен, закрепляем патрубки в обратном порядке.
Причины поломок и способы их исправления
Отечественные машины любят бережное к себе отношение и всячески подталкивают водителей на изучение материальной части. Каждый автовладелец ВАЗ 2114 обязан усвоить симптомы выхода из строя термостата и алгоритмы устранения поломок. Неисправность устройства можно проверить, не снимая его с машины, по двум факторам:
- первый признак – критический нагрев двигателя, определяющийся по датчику температуры на панели приборов, четко дающий знать о проблеме с включением регулировочной системы;
- вторая причина – нагрев нижних патрубков большого охлаждающего контура сразу после запуска двигателя, указывающий на постоянную открытость пропускного клапана.
В обоих случаях необходимо срочно заняться устранением поломки, так как движение со неисправным термостатом неизбежно приводит к перегреву двигателя и последующему дорогостоящему ремонту мотора и инжектора.
Основной причиной неисправности прибора является нарушение работы термочувствительного элемента из-за скопившихся солевых отложений, образовавшихся от использования простой воды в качестве охлаждающей жидкости. Они блокируют работу защитного механизма и заклинивают поршень в одном из крайних положений.
Методом самостоятельной борьбы с этим недугом может служить проваривание термостата в растворе с добавлением «Антинакипи», которая используется для очистки эмалированных чайников и кастрюль. Часто помогают несильные удары по корпусу прибора, чтобы отложения отлетели и освободили путь рабочему штоку. Признаком открытия клапана служит характерный щелчок, в этом случае механизм можно считать исправным.
При неудаче реанимирования устройства следует поменять его на новый. Заодно проверьте уровень и качество тосола (антифриза).
Диагностика неисправностей
Прежде чем менять термостат, нужно убедиться, что неисправен именно он. Способы сделать это перечислены ниже:
- Двигатель заводится и прогревается в течение 10 минут. Затем открывается капот автомобиля, и рука осторожно подносится вначале к верхнему, а затем к нижнему радиаторному патрубку. Если термостат в порядке, эти патрубки не будут обжигать руку и их температура будет приблизительно одинакова. Если же температура патрубков отличается настолько, что это ощущается простым прикосновением, значит, термостат неисправен.
- Двигатель заводится, после чего сразу же открывается капот, и рука подносится к верхнему радиаторному патрубку. Когда термостат исправен, этот патрубок остаётся холодным до тех пор, пока двигатель не выходит на рабочую температуру, то есть где-то 10-15 минут (в тёплое время года). По истечении этого времени патрубок очень быстро и ощутимо нагревается. Если этого не происходит — термостат неисправен.
- И наконец, самый трудоёмкий способ диагностики: устройство снимается, помещается в ёмкость с водой и термометром, после чего вода нагревается до тех пор, пока в термостате не щёлкнет клапан. Температура срабатывания клапана засекается и исходя из неё делаются выводы о работоспособности устройства (в исправном термостате клапан срабатывает при температуре 90-95°C).
Как установить неутешительный диагноз?
Если по каким-либо причинам подтвердить факт неисправности не удается, тогда важно знать, как проверить работу термостата ВАЗ 2114. Существует несколько способов диагностики подобного агрегата, они просты в буквальном смысле слова.
- Диагностика, не требующая съема агрегата.
Зная, как работает термостат, включаем смекалку и действуем. Достаемся рукой до основания радиатора и трогаем нижние патрубки (большой круг). В случае когда они остаются холодными даже при высокой температуре охлаждающей жидкости – клапан заклинил, а термостат неисправен. Бывает наоборот: охлаждающая жидкость циркулирует исключительно по большому кругу, при этом клапан заклинил в открытом состоянии. - Проверка снятого устройства.
Здесь все по старому жанру плотной взаимосвязи кулинарии с автомобильными процессами. Вспомните сколько раз мы с вами обращались на кухню пытаясь починить самые разнообразные узлы на ВАЗ 2114? Вот и сейчас нам понадобится: печь, кастрюля, вода и термометр. Итак, ложем термостат в посуду с водой таким образом, чтобы он не касался стенок. После чего ставим кастрюлю на включенную печку и ждем когда температура подымится ближе к 90 градусам. Исправный термостат произведет характерный щелчок клапаном.
А ну-ка опытные автомобилисты как заставить вышедший из строя термостат работать? И тут все очень просто нужно просто пробить тот самый клапан силой, после чего система охлаждения будет работать по большому счету. Обратите внимание: такой метод абсолютно неприемлем зимой, да и летом особо увлекаться не стоит, читайте дальше узнаете почему.
Необходимый инструментарий
- Новый термостат.
- Рожковые ключи на 13 и 12.
- Отвёртка крестовая (средних размеров).
- Пустая ёмкость для слива охлаждающей жидкости (лучше, если это будет таз ёмкостью как минимум 5 литров, он без проблем поместится под машиной).
- Герметик.
Последовательность действий
- С помощью ключа на 13 откручивается воздушный фильтр.
- На радиаторе откручивается 2 болта и 1 гайка. Под одним из болтов находится отверстие, через которое охлаждающая жидкость сливается в заранее подставленную под радиатор ёмкость.
Болт сливного отверстия на радиаторе для слива тосола - Разъём, расположенный на корпусе фильтра клапана рециркуляции, снимается. Потом извлекается сам клапан и аккуратно отодвигается в сторону вместе со всеми трубками, находящимися рядом с ним. Также снимается разъём с датчика расхода воздуха, ослабляется находящийся на нём хомут, после чего снимается шланг подвода воздуха.
С корпуса фильтра рециркуляции убраны все шланги, он готов к снятию - После этих операций фильтр легко извлекается и открывается доступ к термостату.
- Ключом на 12 откручивается гайка на верхней части термостата (она там всего одна). После этого снимается провод массы и ключом на 13 выкручивается шпилька и нижняя гайка на устройстве.
- После этого термостат извлекается из гнезда (это делается путём лёгкого пошатывания устройства, а если это не помогает — термостат поддевается отвёрткой).
Термостат аккуратно извлекается из гнезда - Перед установкой нового термостата гнездо тщательно оттирается от капель охлаждающей жидкости и прочих загрязнений, после чего туда наносится тонкий слой герметика (герметику нужно дать подсохнуть как минимум 5 минут, прежде чем устанавливать устройство).
- Новый термостат устанавливается на штатное место, после чего производится обратная сборка всех узлов системы охлаждения автомобиля.
Какой термостат выбрать
Для ответа на этот вопрос важно понять одно: экономить на этом устройстве категорически не рекомендуется. Неисправный термостат ведёт к перегреву двигателя. А перегрев влечёт за собой массу проблем, устранение которых может обойтись очень дорого. Есть 2 проверенные годами марки термостатов для ВАЗ-2114, о качестве которых автовладельцы всегда отзываются хорошо:
- LUZAR (Луганский Завод Автомобильных Радиаторов).
Термостат для ВАЗ 2114 от фирмы LUZAR - WEEN (Польша).
Польский термостат от фирмы WEEN
Настоятельно не рекомендуется покупать для ВАЗ-2114 термостаты китайского производства (в частности, BAUTLER), также стоит воздержаться от приобретения устройств фирмы ПРАМО (Россия, г. Владимир), несмотря на то, что там установлены польские термоэлементы. Оба этих бренда хотя и работают, но не отличаются долговечностью.
Выбираем какой термостат лучше поставить на инжекторную 8 клапанную ВАЗ-2114
Температура двигателя влияет не только на температуру отопителя, а именно это, к сожалению, и волнует владельцев тольяттинских машин прежде всего. Это говорит не об их недальновидности, а о несовершенстве отопителя, но сегодня речь не о нём. Температурный режим мотора зависит от одного простого, но очень важного приборчика, который называется термостатом. Когда мы узнаем больше о модификациях ВАЗовских приборов, то вопрос о том, какой термостат лучше поставить на инжекторную ВАЗ-2114, отпадёт автоматически.
Замена или ремонт
Конечно же есть возможность отремонтировать неработающее устройство, но так ли это эффективно? Если рассмотреть вариант с ремонтом, то его рекомендуется проводить исключительно в полевых условиях при наличии необходимых инструментов. При неработающем клапане его можно попробовать зачистить для того чтобы добраться до пункта назначения. А после этого рекомендуется незамедлительно произвести замену.
Термостат на ВАЗ 2114 является расходным материалом, стоимость которого не такая большая для того чтобы пытаться его отремонтировать. Приобретение нового устройства гарантирует его продолжительный срок службы, в то время как отремонтированный прибор может сломаться уже спустя несколько дней. Поэтому в случае его поломки рекомендуется установить аналог даже в пределах 500 рублей, который точно сможет отслужить минимум полгода-год.
Алгоритм замены термостата
Для проведения ремонтных работ требуется провести следующие операции:
- слить охлаждающую жидкость – для этого нужно обязательно открыть крышку расширительного бачка для предотвращения вакуумной зоны и лишь потом отвинчивать сливную пробку (не забудьте подставить емкость литров на 10);
- отключить температурный датчик и снять массовый провод, чтобы не повредить электропроводку, инжектор, генератор и другие важные приборы;
- ослабить крепежные хомуты и открутить фиксирующие гайки, затем с помощью колебательных движений высвободить термостат от патрубков;
- установка нового устройства производится в обратном порядке, предварительно следует проверить состояние шлангов и при необходимости провести их замену;
- место крепления зачистить и поставить новую прокладку, после этого можно монтировать новый термостат ВАЗ 2114 (инжектор);
- после заливки охлаждающей жидкости надо убедиться в нормальном прохождении её через все рабочие контуры и отсутствии воздушных пробок в системе.
В последнее время стало модным устанавливать на ВАЗ 2114 термостат от Гранты, который является низкотемпературным прибором и срабатывает при 65ºС. В результате такой замены перевод охлаждающей жидкости на движение по большому контуру происходит раньше, вследствие чего уменьшается температурный износ деталей и узлов двигателя. Также при установке регулирующего устройства от Гранты улучшается работа печки обогрева салона.
При покупке данной запчасти, пожалуйста, убедитесь всеми доступными способами в уникальности и новизне устройства, чтобы не попасть на отреставрированный неисправный термостат. Приобретайте важные механизмы только у проверенных продавцов с долгой и заслуженной репутацией.
Инструкция по замене
- Снимаем корпус воздушного фильтра, ослабив хомут крепления гофры к ДМРВ и открутив крепления бокса к «телевизору»;
- Сливаем охлаждающую жидкость через сливное отверстие в блоке, открутив пробку ключом на 13мм;
- Ослабляем хомуту крышки термостата и снимаем два патрубка;
- Откручиваем три болта крепления крышки к корпусу термостата и снимаем ее;
- Устанавливаем новый термостат;
- Если патрубки старые и довольно жесткие рекомендуется закрепить их на герметик, чтобы избежать потеков ОЖ;
- Закручиваем пробку слива ОЖ в блоке и заливаем ОЖ в расширительный бачок;
- Прогреваем автомобиль до рабочей температуры и проверяем уровень ОЖ при необходимости доливаем его;
Определение неисправности и перечень новых деталей
Обнаружить неисправную деталь довольно просто, когда двигатель начинает перегреваться, достаточно потрогать нижний патрубок на радиаторе системы охлаждения, и если он окажется не сильно нагретым, это и будет означать, что клапан термостата на ВАЗ 2114 вышел из строя и требует срочной замены.
Для проведения ремонта необходимо приобрести:
- новый термостат в сборе (арт.21082-1306010-83);
- верхний патрубок радиатора (арт.21120-0-1303010-86);
- нижний патрубок радиатора (арт.21120-0-1303010-86)
- патрубок термостата (арт.2108-1303092-Р);
- патрубок расширительного бочка (арт.21120-0-1303010-86)
- металлические хомуты патрубков 5 шт.;
- новый антифриз;
- герметик для надежной фиксации.
Замена термостата на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115 с инжекторным впрыском топливной смеси осуществляется с помощью некоторых инструментов, а именно:
- два рожково-накидных или торцевых ключа 12 и 13 мм;
- набор отверток;
- емкость для слива охлаждающей жидкости;
- защитные перчатки для рук.
Цена замены неисправного термостата на ВАЗ 2114, которую необходимо будет заплатить в официальных автосервисах Лада, этой осенью составляет примерно 1500 — 2000 рублей (без учета стоимости новых деталей). В небольших частных автомастерских гаражного типа, данную работу оценивают в 1000 рублей.
Сама работа не сложная, а при наличии качественных запчастей и инструмента, любой владелец ВАЗ 2113, 2114 или 2115 сможет провести ремонт самостоятельно, для чего необходимо посмотреть видео по замене термостата на инжекторной модели, или внимательно изучить нижеприведенные этапы данного процесса.
Этапы замены неисправной детали
Весь проводимый ремонт своими руками по устранению данной неисправности делится на несколько этапов, перед началом которых машина загоняется в помещение и дается время остыть горячему двигателю, после чего приступают к следующему:
-
Снимаются клеммы с аккумуляторной батареи и из картера мотора сливают весь тосол в специально приготовленную емкость, это делается через специальное отверстие путем выкручивания пробки. Если двигатель прикрыт снизу защитой, ее необходимо будет демонтировать.
На этом вся работа по замене термостата на ВАЗ 2114 и однотипных с ней моделей инжекторного восьми клапанного движка, заканчивается. Как видите, процедура не представляет особых сложностей и не требует наличия специализированного инструмента, что дает возможность провести ее любому автовладельцу, имеющему слесарные навыки.
Замена термостата на ваз 2114
Как будет проходить сама замена термостата на ваз 2114.
Замена должна происходить на не прогретом двигателе, с полностью холодной охлаждающей жидкостью.
Она выполняется в таком порядке:
- Установка автомобиля на специальную площадку, под капотом достать фильтр воздуха.
- Достаем расширительный бачок и сливаем всю присутствующую жидкость.
- Расслабляем шланги охладительной системы и снимаем их.
- Откручиваются гайки, которые держат корпус терморегулятора.
- Снимаем старый термостат, а при тугом демонтаже, нужно его раскачать.
- Убрать со специально выделенного места для старого термостата следы от герметика и залить новый герметик, сверху приложить прокладку.
- Следом устанавливаем новый термостат и фиксируем его положение гайками.
- Наносим слой герметика на патрубки устройства, надеваем шланги и крепим хомутами.
- По истечению 2 часов заливаем новую охлаждающую жидкость в систему.
- Теперь запускаем двигатель и следим за показателями температуры, чтобы убедиться, исправно ли работает устройство или потребуется что-то исправить.
Проделывая замену термостата, нужно будет осмотреть воздухофильтр и, по надобности, поменять его, а также провести проверку состояние всех шлангов системы охлаждения. Их также следует менять, если они имеют на внешней оболочке трещины или вообще подтекают.
Признаки неисправности
Неисправности термостата на ВАЗ 2114 можно определить по внешним признакам, для этого нет необходимости снимать устройство. Распространенные симптомы, по которым можно определить неисправность:
- На приборной панели отображается повышенная температура, при которой нельзя эксплуатировать автомобиль. Датчик показывает высокую температуру, поскольку закрытие/открытие клапанов не происходит. Устройство находится в закрытом положении и не дает поступать охлаждающей жидкости, а нижний патрубок при этом прохладный;
- Противоположная проблема, когда клапан находится в открытом состоянии и из-за этого патрубок постоянно теплый и начинает нагреваться спустя несколько минут после запуска автомобиля.
- Когда автомобиль запущен стрелка терморегулятора показывает неверные значения. Например, при запущенном двигателе она может резко упасть и показывать температуру ниже обычной, а при заглушенной машине повысить свой уровень.
- Двигатель постоянно находится в перегретом состоянии спустя несколько минут после запуска.
Проверка прибора
Есть очень простой способ, как проверить термостат ВАЗ 2114 на неисправность, не снимая с машины, — это проверить нижний патрубок радиатора. Если при работающем двигателе он остается холодным, то это указывает на явную неисправность. В таком случае термостат ВАЗ 2114 не нужно демонтировать, а если он холодный, то это указывает на то, что клапан заклинил и не открывается.
Также есть возможность проверить снятый термостат в домашних условиях. Для этого необходимо поместить его в кастрюлю с водой. Вода постепенно нагревается, при температуре в 82 градуса клапан начинает открываться. Если этого не произошло, то он неисправен и подлежит замене.
Одной из самых популярных причин поломки является образование коррозии, именно из-за нее клапан может перестать открываться. Решается вопрос банально легко, зачисткой устройства и приведению его в надлежащий вид. Удалить коррозию можно с помощью ацетона, либо же бензина. После того как коррозия удалена, необходимо поставить термостат на место и проверить его работоспособность.
Какой термостат лучше поставить на ВАЗ
При замене термостата возникает вопрос, какой лучше всего выбрать. Все зависит лишь от цели приобретения, а также срока службы.
Одними из самых популярных моделей являются фирмы Gates и Vernet. Они зарекомендовали себя одними из лучших за бюджетную стоимость. Для четырнадцатого ВАЗА за такие деньги он является хорошим вариантом. Стоимость варьируется от 300 до 500 рублей.
Китайские аналоги — приборы, которые долго не живут. Покупаются обычно неопытными водителями, либо же при внезапной поломке для того чтобы поездить некоторое время и заменить на лучшую модель. По стоимости они практически не отличаются, диапазон цен от 350 до 450 рублей, зато заметно уступают по качеству и приходится менять их в 2 раза чаще.
Родные термостаты на ВАЗ являются очень ненадежными, хотя бытует мнение, что родные детали служат дольше. Но не для четырнадцатых моделей, опытные водители при наличии родного устройства принимают решение о его замене еще до поломки, потому что знают, что долго он не прослужит.
Инструмент для замены
Для замены термостата потребуются инструменты:
- Отвертки крестовая и шлицевая;
- Ключи на 12 и 13;
- Силиконовый герметик;
- Ёмкость для сбора сливаемого тосола.
Установка нового термостата
- Возвращайте все в обратном порядке, протягивайте хомуты.
- поврежденные хомуты замените, устанавливайте новые;
- закручивайте кран-пробку и заливайте антифриз;
- запускайте двигатель и внимательно осматривайте систему на факт протечек;
- доведите двигатель до рабочей температуры и убедитесь в работоспособности термостата.
Для верности включите печку и проверьте ее работу. Вот и все. Теперь в ваших руках есть полная информация, как поменять термостат на ВАЗ 2114.
С ее помощью можно быстро выявить неисправность и сэкономить деньги на СТО. Главное – не затягивать с проблемой. Удачной дороги и конечно же без поломок.
Возможность обойтись без снятия устройства
Далее разберемся, как проверить термостат на автомобилях ВАЗ. Начнем с «классики». Вот инструкция по автомобилю ВАЗ 2106.
- Первоначально надо определиться, что уровень охлаждающей жидкости нормальный, что стрелка температуры на панели приборов работает, а ремень, приводящий насос перекачки тосола (помпу) натянет нормально.
- Далее нужно завести мотор и прогреть его. Если прошло более пяти минут, а стрелка температуры не поднялась выше 70 градусов – следует потрогать обратный патрубок из радиатора. Если он слегка теплый, значит, охлаждающая жидкость сразу попадает в большой контур системы. Следовательно, клапан устройства постоянно открыт.
- Если двигатель перегрелся уже через пять минут или более, необходимо потрогать верхний патрубок радиатора.
Предположим, он оказался холодным – это означает, что клапан проверяемого аппарата заклинило.
/>
Данная инструкция описывает, как проверить исправность не снятого с машины термостата.
А вот далее описывается процедура – как проверить снятый термостат в домашних условиях.
- Убедиться, что при комнатной температуре клапан узла закрыт. Если нет – аппарат не исправен.
- Подвесить проверяемый прибор посредством жгута на какой-нибудь кронштейн, при этом прибор должен оказаться внутри емкости с водой, без соприкосновения со стенками. После нагрева воды, прямо перед закипанием, клапан должен открыться. Его неполное открытие допустимо.
- Дать остыть исследуемому устройству. При этом должно произойти закрытие пропускного элемента.
Если прибор оказался сломанным, его лучше заменить полностью.
Данная инструкция излагает, каким образом диагностировать работу демонтированного устройства. Однако для полноты картины добавим пару слов о демонтаже узла. Для этого нужно отверткой ослабить хомуты трех патрубков, подходящих к устройству. Затем вытащить патрубки и демонтировать необходимый прибор, подставив емкость под течь тосола.
Во время обратной установки придется долить охлаждающей жидкости.
/>
Что делать с передним приводом и Калиной
Далее поговорим о переднеприводных ВАЗ. Перво-наперво разберемся, как проверить подозрительный термостат на ВАЗ 2109. Данный аппарат должен открывать тосолу доступ в большой круг по достижении им температуры 87 градусов.
- Чтобы диагностировать элемент непосредственно на автомобиле, сначала нужно завести мотор и дождаться, когда стрелка панели покажет 90 градусов.
- Затем нужно так же, это уже указывалось, потрогать патрубки – идущий от проверяемого элемента к радиатору, а также идущий от радиатора к мотору. Они должны быть одинаково теплыми. Если шланг от диагностируемого узла к радиатору холодный – устройство неисправно.
- Но предположим, трубки теплые, а поршневой агрегат перегревается, нужно посмотреть датчик включения вентилятора радиатора и помпу – исправно ли они работают?
- Другое дело, если двигатель никак не набирает 90 градусов. Необходимо также пощупать шланги. Если патрубок от проверяемого устройства к радиатору теплый – проверяемое устройство неисправно, а тосол постоянно циркулирует по большому кругу.
Порой случается и другая неприятность. Опишем её на примере более современной переднеприводной Лады. Информацию заключим в рамки инструкции о том, как проверить не снятый термостат на ВАЗ 2114:
- предположим, стрелка температуры на панели показывает более 90 градусов, при этом с момента запуска двигателя прошло немного времени;
- открываем капот, первым делом вспоминаем, как проверить – рабочий термостат или нет, после чего трогаем патрубок, идущий от диагностируемого устройства к радиатору;
- выясняем, что патрубок теплый, вдобавок патрубок, идущий от радиатора к мотору тоже теплый;
- отключаем двигатель, даем ему остыть, определяем, что натяжение ремня привода помпы нормальное, снова заводим мотор;
- выясняем, что трубка от диагностируемого элемента к решетчатому охладителю холодная;
- дожидаемся прогрева и срабатывания вентилятора;
- делаем вывод: у автомобиля неисправен датчик температуры, действующий на блоке цилиндров.
Остается добавить, что описание того, как проверить не снятый термостат на ВАЗ 2110, будет аналогом предыдущих инструкций. Поэтому опустим его здесь.
А теперь разберем, как самому проверить термостат на Калине.
- Необходимо вначале так же завести мотор. Этот способ показывает, как провести проверку термостата на Калине, даже не снимая его. Впрочем, метод идентичен ранее описанным – нужно просто потрогать патрубок от диагностируемого элемента к охлаждающему решетчатому узлу. До 90 градусов он должен быть холодным, после 90 – теплым.
- Для более точной диагностики устройства демонтируем его с автомобиля.
- Чтобы произвести демонтаж, поначалу сливаем антифриз из системы.
- Демонтируем клапан рециркуляции и датчик массового расхода воздуха.
- Демонтируем корпус воздушного фильтра.
- Ослабив хомуты, снимаем 4 патрубка с нужного нам звена системы.
- Открутив гайку, снимаем провод «массы».
- Отвернув крепления, извлекаем из посадочного гнезда проверяемый аппарат.
Далее разберемся, как проверить, работает ли данный термостат Калины дома. Чтобы это сделать, достаточно:
- опустить прибор внутрь большого объема воды в кастрюле, так чтоб он не касался стенок;
- включить плиту, разогреть эту воду;
- при закипании клапан откроется;
- все остудить, при остывании устройства клапан закроется.
Если что-либо из описанного не происходит, узел неисправен.
Что нельзя делать
Что ж, до сих пор были описаны несколько методов – как проверить работоспособность автомобильного термостата. Но еще следует обязательно указать неправильные варианты того, как могут автолюбители проверить термостат.
Для наглядности эта информация сведена в таблицу. Вот она.
Способ | В чем он заключается | Чем опасен |
Демонтаж прибора для проверки дома сразу после работы двигателя. | На теплом двигателе производится снятие устройства для того, чтобы испытать его в домашних условиях. | Можно получить серьезные ожоги кожи от горячего антифриза. |
Прощупывание радиатора после прогрева двигателя. | Чтобы диагностировать узел, трогают не патрубок, отходящий от него к решетчатому охладителю, а сам охладитель. | Можно обжечься о горячую металлическую поверхность. Горячая поверхность патрубка безопасна для кожи. |
Здесь приведены наиболее типичные ошибки автолюбителей, не знающих точно, как проверить на автомобиле термостат.
Итак, выше были даны описания, как проверить работу термостата прямо на автомобиле, а также после демонтажа. Многие автолюбители могут почерпнуть из этой информации кое-что для себя.
Сколько стоит термостат на ВАЗ 2114?
Термостат для четырнадцатой модели ВАЗа выпускается не только «АвтоВазом», но и другими отечественными и зарубежными производителями. Поэтому стоимость и качество детали могут варьироваться. Запчасти российского производства иногда могут быть бракованными. Китайские регуляторы часто имеют производственные дефекты и не отличаются надёжностью. Европейские бренды выпускают довольно надёжную продукцию, но её стоимость заметно выше.
Поэтому опытные владельцы этой модели советуют брать терморегуляторы российского или зарубежного производства.
Виды датчиков охлаждающей жидкости
Термодатчик представляет собой переменный резистор, изменяющий показания сопротивления в зависимости от температуры двигателя. На автомобилях ВАЗ 2114 существует два вида температурных датчиков:
- Температуры охлаждающей жидкости. Используется электронным блоком управления для определения температуры в системе охлаждения. На основании полученных сведений ЭБУ включает/выключает вентилятор и меняет состав топливо-воздушной смеси.
- Указателя температуры охлаждающей жидкости. Передаёт показатели на стрелочный прибор. Таким образом осуществляется информирование водителя о температуре силового агрегата.
Где находится датчик температуры двигателя у ВАЗ 2114?
Месторасположение ДТОЖ в зависимости от его вида. Датчик температуры двигателя на ВАЗ 2114 расположен в месте соединения выходного патрубка рубашки охлаждения и термостата. Для беспрепятственного доступа к детали потребуется убрать в сторону корпус воздушного фильтра. Более подробно определить расположение датчика можно, обратив внимание на фото.
ДУТОЖ располагается ниже термостата в головке блока цилиндров.
Оба датчика устанавливаются на силовой агрегат с помощью резьбового соединения. Передача сведений электронному блоку управления и стрелочному указателю осуществляется при помощи проводов.
Определить вид детали можно без наличия специализированного образования. Для этого достаточно посчитать количество проводов, подключенных к детали. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости подключен с помощью одного провода, ДТОЖ – с помощью двух.
Как проверить ДТОЖ?
При проявлении признаков выхода из строя ДТОЖ следует проверить его работоспособность. В некоторых случаях некорректная работа системы охлаждения может быть связана с повреждениями проводки.Проверить ДТОЖ можно самостоятельно в бытовых условиях. Для этого понадобится мультиметр и термометр для воды. Для диагностики устанавливают переключатель мультиметра в режим измерения сопротивления. После этого помещают рабочую поверхность детали в ёмкость с водой.
В процессе проверки важно следить за тем, чтобы жидкость не попадала на клеммы изделия. Несоблюдение этого правила приведёт к получению неверных данных.
С помощью мультиметра измеряют сопротивление между контактными площадками. При повышении температуры жидкости в емкости показатели сопротивления должны изменяться. На фото ниже представлена таблица зависимости. Следует учитывать, что показатели могут незначительно отличаться индивидуально для каждого случая.
Если в процессе диагностики удалось определить, что датчик рабочий, необходимо проверить целостность проводки. В некоторых случаях происходит замыкание контактов между собой. Это приводит к нарушениям в работе системы охлаждения. Вышедший из строя датчик подлежит замене. Ремонт детали в домашних условиях невозможен.
Признаки неисправности ДТОЖ
Владелец может самостоятельно определить необходимость замены детали. Выход из строя детали сопровождается следующими признаками:
- Увеличение расхода топлива. ЭБУ на основе неправильных данных некорректно подбирает соотношение топлива и воздушной массы в рабочей смеси. Богатая смесь при прогретом двигателе приводит к увеличению расхода.
- Перегрев двигателя. Включение вентилятора охлаждения с опозданием приводит к повышению температуры жидкости в рубашке. При перегреве силового агрегата металлические детали расширяются, это усиливает трение между вращающимися частями и снижает срок их службы.
- Двигатель долго прогревается. Вентилятор охлаждения срабатывает заранее. Жидкость, проходящая через радиатор, постоянно охлаждается. Это приводит к снижению температуры и увеличению времени прогрева силового агрегата.
Расположение ДТОЖ
Охладительная система есть 3 видов: жидкая, воздушная, смешанная. На ВАЗ ставится охлаждение первого вида – на основе охлаждающей жидкости: тосола или антифриза. Сама система состоит из таких элементов: радиатор охлаждения, вентилятор радиатора, радиатор отопления, рубашки охладительной системы, насос, расширительный бачок, патрубки для соединения, ДТОЖ (идентичен по конструкции датчику от десятки).
ДТОЖ ВАЗ 2114 (датчик температуры охлаждающей жидкости) находится в промежутке между термостатом и головкой блока цилиндров, на патрубке системы охлаждения, соединенный с системой двумя проводами. Его часто путают с тем, у которого один контакт и находится он на приборной панели. Конструкция ДТОЖ состоит из резистора, показатель сопротивления которого напрямую зависит от нагрева движки.
Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114 находится на блоке самого двигателя, не на радиаторе, как у других ВАЗов. Не ищите зря его там, точно так же не стоит соотносить поломки измерителя температуры на четырнадцатой и на восьмерке: производитель один, а схемы разные.
О поломках ДТОЖ
- нет контакта с датчиком;
- потеря изоляции, разрыв контактов;
- отказ устройства;
- вентилятор не работает системно.
- движка еще даже не прогрета, а вентилятор уже работает;
- прогретый двигатель не хочет работать;
- бензин стал расходоваться больше.
Перед тем, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, помните, главное не перепутать его с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости!
Как заменить датчик температуры?
Замену детали можно провести самостоятельно не прибегая к помощи специалистов. Для удобства демонтажа лучше выбрать торцевой ключ или глубокую головку с воротком.
Замена осуществляется на холодном двигателе в следующей последовательности:
- Демонтировать воздушный фильтр с автомобиля. Он закрывает доступ к датчику. После замены потребуется установить фильтр на посадочное место.
- Отключить минусовой провод от аккумуляторной батареи. Необходимо во избежание возникновения ошибок электронного блока управления.
- Демонтировать защиту, расположенную под силовым агрегатом.
- Слить охлаждающую жидкость из радиатора.
- Отключить провода от датчика. При отсоединении разъёма важно не повредить пластиковую защелку. Она необходима для фиксации штекера и предотвращения его самопроизвольного отключения.
- Выкрутить и заменить датчик. Применяется торцовый ключ на 19. Для ускорения рабочего процесса можно использовать головку с трещоткой.
- Установить на место штекер электропроводки и защиту.
- Залить охлаждающую жидкость и прогреть силовой агрегат до рабочей температуры.
Некоторые автовладельцы проводят замену датчика, не сливая охлаждающую жидкость. Для этого аккуратно выкручивают деталь и быстро заменяют её новой. Таким образом в процессе замены происходит утечка минимального количества охлаждающей жидкости.
Сколько стоит ДТОЖ?
На рынке представлен широкий выбор ДТОЖ от разных производителей. В среднем датчик охлаждающей жидкости стоит 250–300 рублей. Стоимость может отличаться в зависимости от региона и производителя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости необходим для нормальной работы двигателя. Найти ДТОЖ можно, не имея специализированного образования. Своевременная замена детали позволит сохранить ресурс ДВС.
Стоимость датчика
Цена на данную деталь зависят от региона и магазина, сложно сказать точную цену, но в среднем датчик температуры охлаждающей жидкости имеет цену от 200 до 400 рублей.
Функции ДТОЖ в системе ЭБУ
Инжектор сменил карбюратор, а значит на автомобиле исчез «подсос». За обогащение или обеднение топливно-воздушной смеси теперь отвечает блок ЭБУ. Он считывает показания t°C с термодатчика и настраивает подачу бензина для прогрева ДВС и последующей эксплуатации машины. Ещё ДТОЖ отвечает за включение и выключение вентилятора радиатора, предотвращая закипание охлаждающей жидкости.
Факторы и сигналы о неисправности
Специалисты сервисных центров довольно часто сталкиваются с поломкой ДТОЖ. Многие из них сходятся во мнении, что в основном прибор выходит из строя по естественным причинам. Например, происходит обрыв внутренних контактов резистора. Из-за этого на ЭБУ поступают некорректные параметры, что влечёт сбой в системе.
Например, главный контроллер считает горячий двигатель холодным, поэтому отправляет команду на расходомер (ДМВР) — обогатить смесь, то есть, сократить подачу воздуха. Как следствие, мотор начинает «захлёбываться» и работать с провалами. Помимо естественной поломки ДТОЖ, могут появиться другие причины неисправности:
- Нарушилась герметичность корпуса датчика.
- Произошёл обрыв электропроводов.
- Слетела колодка питания.
В перечисленных случаях ЭБУ предупредит владельца, включив сигнал на приборной панели Check Engine (проверьте двигатель). Помимо этого, водитель может ощутить следующие признаками неисправности датчика:
- тяжёлый запуск двигателя;
- плавающие обороты;
- сильная детонация;
- потеря мощности;
- мотор глохнет.
Перечисленные симптомы сопровождаются фантастическим увеличением расхода топлива и появлением тёмного дыма из выхлопной трубы. Значит пора отправиться в автосервис на диагностику. А можно самостоятельно проверить систему ЭБУ. Для этого установите на смартфон специальное приложение и купите адаптер Bluetooth на диагностическую колодку.
Место расположения ДТОЖ
Для тех, кто не представляет, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114, найти его будет совсем несложно. Открываете капот. Перед вами поперечно установленный двигатель. С правой стороны смотрите вниз, между головкой блока цилиндров и корпусом воздушного фильтра. На вас смотрит вертикально установленный датчик, с 2-я проводами. Он интегрирован во фланец охлаждающей жидкости. Место размещения одинаковое, что у мотора с 8-ю клапанами, что с 16-ю. (Немного ниже, горизонтально, расположен ещё один датчик — это указатель температуры для панели приборов. К нему подходит 1 провод бело-зелёного цвета).
Рекомендации и советы
Зачастую, дорогостоящие поломки происходят в результате неправильной эксплуатации оборудования. Рассмотрим несколько советов от специалистов, которые продлят жизнь агрегата.
Если по неосторожности холодильник был выключен, не стоит торопиться его включать, необходимо выждать некоторое время и после этого произвести запуск.
После разморозки, нужно дать время охладится камерам, а затем загрузить продовольствия.
Для бережной работы двигателя не стоит устанавливать максимальную температуру, достаточно выставить ручку на середину, чтобы режим работы агрегата был эффективным.
Нельзя загораживать испаритель продуктами, нарушение его работы приведет к более глобальным поломкам.
Запрещено откалывать лед при разморозке. Для быстрого процесса лучше воспользоваться теплой водой.
В дверце холодильника стоит хранить легкие продукты, для оберегания уплотнительной резинки от износа.
Устанавливать холодильное устройство вдали от отопительных приборов.
При поломке агрегата обратиться к специалисту.. Выполняя все рекомендации мастера, вы сможете избежать проблем с поломкой холодильника.
Итак, выяснить причину неисправной работы терморегулятора в холодильнике можно самостоятельно, при этом имея только базовые знания и понимание устройства холодильника. Но при обнаружении неисправности лучше обращаться к мастеру, который гарантированно исправит неполадки без вреда для других деталей.
Подведем итоги
Как видно, проверка и замена термостата на ВАЗ 2114 представляет собой достаточно понятную и не сложную процедуру. При необходимости, все работы можно выполнить в условиях обычного гаража своими руками.
Что касается повседневной эксплуатации, специалисты рекомендуют периодически наблюдать за температурой охлаждающейся жидкости, следить за уровнем ОЖ, поводить проверку работоспособности термостата без его снятия (выше рассмотрен способ первый и второй).
Напоследок отметим, что эффективность работы системы охлаждения также напрямую зависит от герметичности системы и исправной работы всех элементов. Еще важную роль играет общее состояние самой охлаждающей жидкости (ТОСОЛ или антифриз). Если же в работе системы охлаждения появились сбои, связанные с неисправным термостатом, необходимо выполнить, как минимум, замену данного элемента.
Правильным же подходом будет полная замена ОЖ, термостата, отдельных патрубков, крышки расширительного бачка, а также чистка радиатора (наружная и внутренняя промывка) с последующим развоздушиванием системы. Это необходимо делать, если охлаждающую жидкость не меняли 2-3 года или пробег с предыдущей замены антифриза/тосола превышает отметку в 50 тыс. км.
Параллельно нужно проверить качество работы вентилятора охлаждения, печки ВАЗ 2114 и т.д. Дело в том, что даже на обслуженной системе радиатор печки может выйти из строя в самый неподходящий момент.
В любом случае, правильный подход и комплексное обслуживание позволит избежать возможных проблем не только с термостатом, но и с другими элементами системы охлаждения двигателя, а также двигатель всегда будет работать в оптимальном температурном режиме в летний и в зимний период. .