Комплект инструментов для смены колес
Наконец и я решил переобуть машину. О своих колесах рассказывать не буду, вместо этого расскажу о комплекте инструментов для их смены. Комплект формировался несколько лет, отдельные элементы покупались по мере необходимости.
1) Динамометрический ключ с насадкой-удлинителем
2) Ключ-рычаг
3) Крестообразный ключ
4) Головки на 17 и 19мм
5) Гидравлический бутылочный домкрат 4т
6) Компрессор
7) Измеритель давления в шинах
8) Аккумулятор (и зарядное устройство)
9) Удлинитель: разъем прикуривателя на одном конце, крокодилы на другом
1) Динамометрический ключ. Используется для финальной затяжки гаек на колесе. Очень полезная вещь. Во-первых наличие большого рычага позволяет затягивать гайки без значительных усилий. Во-вторых один раз затянув гайки с положенным усилием 100нм начинаешь понимать насколько перетягивают гайки люди, не использующие подобные ключи. (Некоторые даже шпильки срывают)
2) Ключ рычаг. Используется для того, чтобы стронуть с места прикрученные гайки. Позволяет приложить большое усилие, но не удобен при накручивании или откручивании на среднем участке шпильки, когда надо сделать много оборотов без особых усилий. Куплен несколько лет назад осенью во время смены колес. Перед этим я летом поменял колеса (на предыдущей машине). Колеса прикручивали в магазине (т.к шиномонтаж и установка входили в цену). Попытавшись при смене открутить гайки я погнул штатный ключ, но гайки не сдвинулись с места. Покупка этого ключа спасла ситуацию, правда головка, которая шла в комплекте с этим ключом развальцевалась.
3) Крестообразный ключ был куплен еще для моей первой машины в 90-е. Им удобно быстро закрутить или открутить гайки на среднем участке.
4) Головки. Куплены в Ашане. Используются со всеми предыдущими ключами. Два размера – так как для зимы была выбрана штамповка KFZ (гайки 19), летние – штатное литье (гайки 21)
5) Гидравлический домкрат и хоккейная шайба в качестве прокладки. Доска используется как подкладка под домкрат. Домкрат и шайба куплены недавно, когда надоело крутить штатный домкрат. Подкатной домкрат наверно был бы удобнее, но у нас в гараже грунт — щебенка и на нем неудобно его использовать. Зато бутылочный удобно возить в багажнике, много места не занимает. Поднимать машину им – одно удовольствие. Только упирать его надо не в штатное место (ребро) а в усилители на дне машины. Штатный домкрат остается на штатном месте. Он имеет меньшую минимальную высоту и, не дай Бог, может пригодиться в ситуации, когда бутылочный домкрат будет невозможно подсунуть под машину.
6) Компрессор Беркут 15 Куплен для предыдущей машины (Chevrolet Lacetti)Справляется и с шинами OUTLANDER
7) Измеритель давления. Куплен в Ашане за смешные деньги (что-то около 40р). Используется для контроля давления в шинах во время эксплуатации, стравливания и контроля давления в шинах перед их складированием для хранения.
8) Аккумулятор и удлинитель. Как-то жалко гонять мотор или сажать аккумулятор OUTLANDER во время накачки шин. Поэтому возникла идея использовать старый, но живой аккумулятор. Свободный комплект шин я храню стопкой, сбросив давление в них до 0.8-1 атм (вообще-то рекомендуют сбрасывать до 0.5 атм). Поэтому и возникает задача накачать их перед установкой, с чем успешно справляется компрессор, запитанный от старого аккумулятора (естественно предварительно подзаряженный). Удлинитель сделал давным-давно, даже уже не помню для каких целей.
9) Имеется еще тренога-подставка, можно использовать для страховки при подъеме мащины
Баллонный ключ: какой выбрать?
Единственным ключом, отстоявшим право проживать в багажнике современного автомобиля, является баллонник. Любопытно, что вместе с пропиской этот ключ умудрился сохранить и прозвище: баллоны-то практически вымерли, а слово оказалось живучим. И если производитель машины комплектует ее запаской или докаткой, то всегда прилагает и баллонник – без него колесо не заменить.
Штатные баллонники, как правило, не блещут талантами – срываются с крепежа или требуют применения солидной физической силы. Поэтому многие автолюбители подыскивают альтернативный инструмент. Мы решили вам помочь, устроив проверку самым разнообразным баллонникам наиболее популярной размерности – «на 17».
Как выбрать?
Начнем с усилия затяжки. Баллонным ключам приходится отвинчивать и завинчивать болты и гайки, которые обычно затягивают разумным моментом – от 90 до 120 Н·м. Усилие подобрано так, чтобы любой мужчина мог отвернуть и завернуть крепеж (хрупкая девушка, возможно, должна будет попрыгать на ключе). Полезно прикинуть силу, с которой надо нажимать на ключ, чтобы обеспечить нужный момент затяжки. Допустим, рукоятка ключа имеет длину 250 мм, а требуемый момент затяжки крепежа – 100 Н·м. Делим момент на длину (в метрах) и получаем 400 Н, что приблизительно соответствует 40 кг. Эти нехитрые расчеты показывают полезность ключей с удлиненной рукояткой. Ведь часто колесный крепеж бывает затянут гораздо сильнее положенного – например, когда при шиномонтаже для завертывания болтов используют пневмопистолет. Нам приходилось сталкиваться с затяжкой колес моментами до 250 Н·м.
Отдельные неприятности может доставить крепеж, спрятанный в глубоких колодцах легкосплавных колес. Если на автомобиле установлены оригинальные колёса, то головку альтернативного баллонника проще всего подобрать по штатному ключу. При этом обычно толщина стенки головки оказывается достаточной – 2–3 мм в самом тонком месте. Если же вы купили колёса с небольшими отверстиями под крепежные элементы, сразу озаботьтесь приобретением соответствующего переходника.
КАКИЕ БЫВАЮТ БАЛЛОННИКИ
Г‑образные (они же L‑образные). Это самые распространенные баллонники. При работе с таким инструментом есть риск возникновения нескомпенсированной реактивной составляющей, которая срывает ключ с крепежа, порой причиняя травму. Важное значение имеет длина осевого колена головки – проще говоря, размер горизонтальной черточки буквы Г (или L). Указанное колено не может быть излишне малым: головка должна захватить крепеж, а рука на рукоятке не должна задевать за колесо. Чем длиннее у ключа вторая часть «буквы» (вертикальная), тем легче отвинчивать гайки. Но излишне длинная ручка может задевать за асфальт при попытке быстро крутить уже освобожденный крепеж.
Крестовые. При работе с такими ключами реактивная составляющая не возникает – конечно, если действовать двумя руками. У крестовых ключей используются головки с самыми распространенными размерами: 17, 19, 21 и 22/23 мм. Удобнее, если на одном плече применен полудюймовый квадрат, позволяющий надеть любую стандартную головку и использовать ключ как мощный инструмент при других ремонтных операциях.
Воротки. Вороток – это фактически металлическая рукоятка с посадочным квадратом под головку. Может оснащаться торцово‑шарнирным механизмом. Воротки напоминают Г‑образные баллонники, им свойственна та же реактивная составляющая. К ним обязательно нужно докупить торцевую головку нужного размера – зачастую высокую, если у вас легкосплавные колёса.
Телескопические. Напоминают Г‑образные ключи, но имеют удлиняемую рукоятку. Комплектуются двусторонней головкой под два смежных размера – 17 и 19 либо 21 и 23 мм. Увеличенное плечо позволяет получать относительно большой момент, недоступный обычным гэобразникам.
Многофункциональные. Популярные ключи – накидные или торцовые, которые в ряде случаев могут заменить привычный баллонник. Как правило, подходят только для крепежа стальных дисков и не годятся для литых.
Динамометрические. Баллонники этой группы существенно дороже остальных. Зато с таким инструментом гарантирована затяжка крепежа строго согласно требованиям производителя – не больше и не меньше. К такому ключу тоже нужна головка.
Программа, методика и объем испытаний
Основных пунктов программы испытаний два. Сначала мы оценивали эргономику ключей – удобство хвата и качество исполнения. Затем перешли непосредственно к измерениям: каждый ключ подвергали нагрузкам от 100 до 350 Н·м с шагом 50 Н·м. Верхний порог выбрали с запасом, ведь в реальных условиях заупрямившийся крепеж может потребовать куда бóльших усилий, чем прописано на бумаге.
Какие ключи и домкрат лучше всего подойдут для быстрой замены колеса
Чтобы поменять пробитое колесо с минимальными затратами времени, сил и нервов, лучше запастись надежным инструментом. Подготовка, как говорится — первый шаг к решению проблемы.
Прежде всего, стоит обратить внимание на домкрат. В штатные комплекты инструментов для большинства автомобилей кладут винтовой ромбический. Он легкий, и занимает относительно мало места. Это из плюсов, но и минусов у него предостаточно.
Для работы с этим механизмом подойдет только идеально ровное дорожное покрытие. У него очень небольшая площадь опоры, и на рыхлой земле она будет уходить в грунт. На наклонной же поверхности велик риск того, что машина с него упадет.
Удобнее и безопаснее пользоваться подкатным гидравлическим домкратом, правильно подобранным по весу и высоте дорожного просвета авто. Здесь три основных минуса — небюджетный ценник и вес самого устройства, кроме того, такой домкрат занимает больше места.
В качестве баллонного ключа удобно использовать шарнирный вороток с длинной ручкой. Известно, чем длиннее рычаг, тем легче открутить прикипевшую или перетянутую гайку. Он не дешев, но как показывает практика, надежен, и сделан из прочных сплавов.
Конечно, баллонник от отцовского «Москвича» тоже довольно прочен — не поспоришь, но рукоять у него сильно короче. Если есть свободные средства, то можно приобрести динамометрический ключ, чтобы затягивать болты именно с тем усилием, которое рекомендует производитель.
Инструменты для замены колеса
Когда меняются времена года, не стоит забывать о том, что необходимо менять колеса на своих автомобилях. Одним из более легких вариантов в этом деле является поездка на шиномонтаж или вызов мобильного шиномонтажа. Если вы хотите сэкономить, то можно заменить колеса самостоятельно, а балансировку уже выполнить у профессионалов. Для того, чтобы сменить колеса, необходимо под рукой иметь ряд инструментов. Но не все любители авто знают, что необходимо и какие именно инструменты лучше взять.
Инструменты для замены колеса: что понадобится?
Первым делом — домкрат
При смене колес, машину необходимо приподнять — для этого нужен домкрат. Сейчас существует множество вариантов домкратов. Они отличаются не только внешним видом и ценой, но и степенью воздействия. Домкраты делятся по воздействию на такие виды:
- Гидравлический домкрат – работает на жидкости. Принципом действия является передвижение поршня при помощи жидкости в приводном насосе. Отличительной чертой является высокая грузоподъемность в соотношении с малым усилием в работе.
- Механический или винтовой домкрат – состоит из цилиндрического основания, внутри которого помещен один или два винта. Он достаточно надежен в эксплуатации, прочен и устойчив, и, что немаловажно, работает без дополнительных подставок.
- Пневматический — принцип работы заключается в подаче газа, источником которого служат передвижные и стационарные компрессоры. Чаще всего их применяют на рыхлом, неровном, болотистом грунте, а также для аварийно-спасательных и монтажных работ.
- Надувной – для его работы, необходимо разложить домкрат на специализированном коврике и надуть его с помощью газа с выхлопной трубы. Очень удобно использовать на бездорожье, песке, снегу, занимает мало места в машине. Обладает грузоподъемностью в три тоны.
Конструкции домкратов разных видов отличаются, что влияет на стоимость этого инструмента. Исходя из выше написанного, можно выбрать домкрат, который подойдет для определенного автомобиля. Для того чтобы открутить болты на колесах потребуется также инструмент, который специально для этого предназначен.
Инструменты для болтов
Для откручивания и закручивания болтов, существует множество инструментов. Главное, необходимо знать какой диаметр имеют болты на колесах, после чего можно подбирать нужный инструмент.
- Ключи баллонные – самый распространенный инструмент. У них очень низкая стоимость по сравнению с функциональностью. Распространены такие виды, как телескопический, крестообразный и Т-образный. Телескопический ключ очень компактный, крестообразный – с равномерным усилением, за счет своей конструкции, стягивает болты. Т – образный ключ, обладает большой функциональностью, благодаря трем размерным рядам и большому рычагу силы.
- Гайковерты с головками – понадобятся для разбора и сбора соединений с резьбой. Они удобны если нет возможности воспользоваться обычным ключом. Например, в труднодоступных соединениях, заржавевших местах. Основной отличительной чертой, является контроль затяжки соединений.
- Воротки с головками. Вороток — это разновидность слесарного инструмента, необходимый для работы с головками. Существует несколько видов воротков: Г- образный, Т- образный, удлиненный и совмещенный.
Кроме домкрата и ключей также необходима подложка для автомобиля, по-другому — «башмак». Его подкладывают под автомобиль для фиксации.
Вот основные инструменты для замены колеса, которые понадобятся для работы.