Проверяем работоспособность стартера
Стартер – специальный механизм, предназначенный для запуска авто. Это надежная деталь, но со временем она тоже приходит в негодность. Происходит это не сразу, обычно неисправности можно выявить до момента полного выхода из строя. Ниже мы расскажем, как проверить работоспособность стартера в домашних условиях.
Виды поломок
- механические. Они возникают из-за износа комплектующих стартера (бендикса, якоря, щеток, обмотки) в ходе эксплуатации;
- электрические. Появился пробой в электропроводке или электричество подается на узел неправильно.
Независимо от того, с каким видом поломки вы имеете дело, нужна комплексная диагностика стартера.
Как определить поломку стартера
О неисправности стартера свидетельствуют следующие признаки:
- Стартер вообще не срабатывает при повороте ключа в замке зажигания.
- Двигатель запускается, но стартер продолжает крутить.
- Стартер работает, но двигатель не запускается.
- Скрежет и нехарактерный шум при срабатывании стартера.
Что делать, если стартер не срабатывает
Не исключено, что стартер в рабочем состоянии, а запуску препятствуют другие факторы:
- проверьте надежность соединения проводов аккумулятора и стартера;
- проверьте заряд аккумулятора. Для этого включите аварийку и фары, если свет тусклый, аккумулятор разряжен. В таком случае, нужно прикурить автомобиль и при первой возможности зарядить аккумулятор.
Как проверить стартер, если аккумулятор в порядке
1. Проверка от аккумулятора
Нужно замкнуть минусовую клемму аккумулятора на корпус стартера, а плюс подключить на верхнюю клемму реле.
Если шестерня не выдвигается, причин может быть несколько:
- подгорели контакты втягивающего;
- заклинило якорь;
- перегорела обмотка стартера или реле.
В норме бендикс должен выдвинуться с характерным щелчком, после чего шестерня начинает прокручиваться мотором стартера. Такой метод позволяет проверить втягивающее реле, при этом проверка втягивающего реле от аккумулятора достаточно достоверна.
2. Проверка щеток стартера
Щетки быстрее всего проверяются при помощи контрольной лампочки на 12 вольт. Один вывод лампы присоединяется на щеткодержатель, другой – на корпус. Если лампочка загорелась, пора менять щетки.
Также щетки можно проверить тестером — мультиметром. Для этого стартер нужно разобрать. Основная цель сводится к тому, чтобы проверить замыкание на массу. В норме щетки не должны замыкать.
3. Диагностика бендикса стартера
Бендикс в исправном состоянии крутится только в одну сторону. Снимите его, и зажмите в тиски, попробуйте прокрутить в обе стороны, если крутится в обе, меняйте бендикс.
4. Проверка якоря стартера
Для этого потребуется напрямую подавать напряжение 12 Вольт с аккумулятора на стартер. Другими словами, напряжение подается в обход в реле.
Если стартер крутит, значит, якорь в порядке. Если же вращения нет, тогда проблемным может оказаться как якорь, так и щетки. В такой ситуации стартер нужно разбирать, после чего провести дефектовку и проверку мультиметром, переведя устройство в режим омметра для замеров сопротивления.
Проверка стартера мультиметром
Данный способ оптимален, если нет дефектоскопа или контрольной лампы. Тестер позволяет быстро прозвонить щетки и обмотки стартера на замыкание, а также проверить обмотки реле путем замеров сопротивления.
- разберите устройство;
- измерьте сопротивление между щетками и пластиной, затем между обмоткой и корпусом;
- измерьте сопротивление между пластинами коллектора и сердечником якоря, а также корпусом стартера и обмоткой статора.
- параллельно нужно получить показания, выполняя замеры между контактом выключения зажигания и постоянным плюсом (речь идет о болте шунта подключения обмоток возбуждения электрического двигателя стартера). Так можно проверить, в каком состоянии находится втягивающая обмотка реле. Нормальный показатель – от 1 до 1.5 Ом.
- еще замеры производятся между выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле. Это позволяет проверить удерживающую обмотку втягивающего реле. Норма – от 2 до 2.5 Ом.
Обратите внимание, проводимости между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, а также между двумя обмотками быть не должно. Еще добавим, что сопротивление обмоток якоря минимальное, простым мультиметром его не измерить.
Тестером можно разве что осуществить прозвон обмотки на предмет того, что нет разрывов. Для этого при проверке нужно убедиться, что каждая ламель коллектора прозванивается с остальными. Еще можно проверить, падает ли напряжение на расположенных рядом ламелях после подачи на них постоянного тока 1А. В норме напряжение везде одинаковое.
Если вы не хотит вникать в то, как снять, как проверить снятый стартер и разобрать его для диагностики, приезжайте к нам на СТО. Мастера быстро проверят работоспособность стартера, вынесут свой вердикт и предложат варианты решения проблемы.
Признаки неисправности и ремонт стартера автомобиля
Автомобиль имеет сложное устройство и состоит из большого количества деталей, которые по определенным причинам выходят из строя. Скорее всего каждого автомобилиста беспокоила такая проблема, как невозможность завести автомобиль. Основной причиной такого поведения двигателя является неисправность стартерного устройства.
Стартер автомобиля — это силовой агрегат, который раскручивает коленчатый вал двигателя до MIN частоты вращений, нужной для приведения мотора в действие. Агрегат включает в себя большое число элементов, которые входят в основные узлы стартерного устройства. К ним относятся: электродвигатель, тяговое (втягивающее) реле и обгонная муфта (бендикс).
Стартерное устройство в машине выполняет кратковременную работу, преобразовывая электрическую энергию в механическую, при этом не способствуя последующему троганию автомобиля с места. Основная задача стартера — запустить двигатель.
Мощность силового агрегата напрямую зависит от марки и модели автомобиля. Однако, для запуска бензиновых двигателей хватает мощности стартера в 3 кВт. Срок службы стартера может колебаться в пределах 4–5 лет или 120 000 километров, но своевременное обслуживание транспортного средства и соблюдение правил эксплуатации стартера продлят работоспособность устройства еще на несколько лет.
Что делать нельзя:
- включать стартер более чем на 10 секунд;
- при больших морозах сразу запускать двигатель;
- допускать попадания влаги и грязи в подкапотное пространство;
- допускать попадания масла, антифриза или других жидкостей на стартер;
- поворачивать ключ в положение старт при работающем моторе.
Как работает стартерное устройство
Фактически, стартера представляют собой электродвигатели большой мощности кратковременного действия, состоящие из удерживающей (УО) и втягивающей (ВО) обмоток, схемы подключения к стартеру, а также сердечника с возвратной пружиной.
В то время, как автовладелец начинает поворачивать ключ зажигания в авто, втягивающее реле замыкает цепь. Электрический ток проходит через обмотку реле и образует силовое магнитное поле. Далее под воздействием магнитного поля якорь стартера втягивается внутрь тягового реле. Сдвигаясь, якорь тянет за собой вилку, в результате чего вилка перемещает муфту свободного хода стартера. Приводная шестеренка бендикса входит в зубья маховика. В одно время со смещением и зацеплением шестерни электричество направляется на двигатель и ведет к замыканию цепи. Подобным образом происходит работа системы запуска мотора в машине. Если ключ повернуть на один раз — ток перестанет подаваться на электродвигатель.
Неисправности стартера и способы устранения
Стартер не срабатывает при повороте ключа зажигания
Причины поломки стартера и как починить:
- АКБ имеет низкий заряд либо потеряла работоспособность — следует подзарядить/заменить батарею на новую;
- пропало соединение между обмоткой и коллектором якоря — осмотреть якорь стартера, если обнаружены повреждения, то деталь нужно заменить;
- значительно изношен коллектор якоря — поменять на новый;
- массовый кабель не дотягивается до мотора — подкрутить гайки крепления провода;
- переключатель блокировки КПП пришел в негодность — заменить элемент на новый;
- разъем на управление стартером отсоединен — осмотреть и поменять, если деталь изношена;
- видимые повреждения тягового реле — поменять электромагнит;
- изношены щетки стартера (пружина вплотную упирается в щеткодержатель) — вымерять расстояние и посмотреть насколько легко щетки смещаются в щеткодержателе.
Стартер крутит медленно
Первопричины и ремонт:
- нет зарядки — проверить работоспособность генератора;
- провод массы не доходит до мотора — исследовать, затянуть и обжать болты;
- износились втулки пусковой системы мотора — исследовать и поменять детали;
- повреждения втягивающего реле — поставить новый электромагнит;
- обмотка якоря/статора имеет контакт с массой — осмотреть и поменять эти части;
- стерлись щетки стартера — измерить длину и посмотреть насколько легко щетки перемещаются в щеткодержателе;
- кабель между АКБ и стартерным устройством неправильно соединен — осмотреть и поменять деталь.
Стартер крутится, но не крутит двигатель
Причины нарушений и методы ликвидации:
- изношен бендикс — поменять элемент;
- уничтожены составляющие детали редуктора — поменять муфту и разрушенные детали редуктора.
Стартер вращается после запуска мотора
Причины неисправности стартера и как отремонтировать:
- контактная группа замка зажигания пришла в негодность — поменять систему и починить стартерное устройство;
- сбой работы тягового реле — заменить элемент и починить стартерное устройство.
Итак, в статье были перечислены неисправности стартера и основные методы ликвидации поломок. Сначала может показаться, что силовой агрегат имеет несложное строение и починить стартер самостоятельно легко. Однако, следует понимать, что качественный ремонт стартера зависит от грамотной диагностики и специального оборудования, которым пользуются специалисты на СТО или в автосервисе.
В автосервисе мастера тщательно осматривают каждую деталь, затем проводят дефектовку узлов. Если степень износа деталей невысокая, то делается ремонт стартера, если элементы сильно разрушены — производится замена деталей.
Как проверить стартер от аккумулятора на работоспособность: проверка работы напрямую
В одном только 2021 году россияне потратили более 680 млрд рублей на услуги, связанные с автомобильным ремонтом. Несмотря на представленную статистику, вопрос о том, как проверить снятый стартер на работоспособность от аккумулятора самостоятельно, остается популярным. Водители отказываются мириться с ростом цен на ремонтные и восстановительные работы.
Тем более что все диагностические операции выполняются по простым инструкциям, не отнимая много времени. Основные агрегаты пусковых систем двигателей внутреннего сгорания выглядят очень просто. В них нет многосоставных деталей, а инспекция производится без специального оборудования и стендов. Соответствующие устройства редко выходят из строя неожиданно. Заметить, что необходимый элемент силовой установки скоро перестанет работать, получится по разным признакам.
Содержание
Зачем нужен стартер — особенности конструкции
Стартерный механизм — это аппарат, присутствующий в любом ДВС. Он отвечает за запуск всей системы, получая коммутацию от аккумулятора при повороте ключа в ЗЗ. Внешне агрегат выглядит как обыкновенный 4-полюсной электромотор, состоящий из:
- цилиндрического корпуса;
- якорного блока с коллекторными пластинами;
- электромагнитного реле;
- щетка и щеткодержателей;
- приводной шестеренки;
- обгонной муфты.
Практически на всех современных машинах стоят устройства редукторного типа. Они характеризуются возможностью функционирования даже при низком заряде АКБ, а также наличием постоянных магнитов.
Как проверить, работает ли стартер или нет: основные признаки поломки
Стартерный механизм не ломается просто так — проблеме предшествует целая череда различных неисправностей. Понять, что прибор вот-вот перестанет справляться с возложенными на него обязанностями, можно при помощи следующей симптоматики:
- втягивающее реле не щелкает, отказываясь срабатывать нормально;
- после запуска якорь крутится медленно или не вращается совсем;
- якорная часть начинает вращение, но не раскручивает коленвал;
- аппарат продолжает функционировать даже с условием включения двигателя;
- устройство издает слишком громкие шумы.
Проверка детали на стенде — операция максимально дешевая. Цена вопроса редко переходит за планку в 300-500 рублей. Однако выполнить диагностику получится и самостоятельно.
Как проверить работоспособность
Водитель, заметивший проблему, характерную для неисправного стартера, должен выполнить небольшую дефектовку. Все мероприятия проводятся прямо «на машине», без предварительного снятия прибора с корпуса. Самый простой способ — инспекция при помощи АКБ. Для реализации данного метода автолюбителю придется подготовить заряженный аккумулятор, а также парочку кабелей. Если из строя вышел конкретный элемент стартерного механизма (щеточки или якорный блок), действовать следует по-другому. Аппарат полностью разбирается, а его внутренние детали прозваниваются тестером.
Проверка стартера от аккумулятора
Максимально легкая диагностическая методика, не требующая от автовладельца квалификации профильного мастера. Заключается он в том, что водитель замыкает клеммы аккумуляторной батареи с выводами на реле и корпусным цилиндром устройства. Данный метод позволяет выяснить, выполняется ли срабатывание коммутационного элемента, крутится ли моторчик и так далее. Если после совершения соответствующих манипуляций ничего не произошло, можно сделать вывод о том, что контакты сгорели, якорь клинит, а обмотка пришла в негодность.
Щетки
«Как проверить исправность стартера и прозвонить его на замыкание» — ответ на этот вопрос не всегда прост. Если диагностика общей функциональности прибора результата не дала, водителю придется разбирать аппарат целиком. Начать процесс лучше с инспекции щеточек, организованной при помощи обыкновенной 12-вольтовой лампочки. Один вывод лампы подключается к щеткодержателю, а другой коммутируется к корпусу. Появившийся свет будет свидетельствовать о том, что защита детали пробита и неисправна.
Бендикс
Исследование обгонной муфты выполняется следующим образом. Корпусная часть агрегата зажимается в тисках, на «губы» которых натянуты мягкие прокладки из резины. Далее автолюбитель должен попытаться провернуть конструкцию, двигаясь сначала по часовой стрелке, а затем наоборот. Исправное устройство вращается только в одну сторону.
Обмотки
Обыкновенная лампочка на 100-120 ватт подключается к виткам и корпусу в последовательном формате. Роль лампы также может играть, например, дефектоскоп. Появившийся свет свидетельствует о поломке. Проблема решается посредством перемотки соответствующего элемента или путем полной замены ротора.
Якорь
Перед тем как проверить работу стартера напрямую или от аккумулятора, автолюбитель должен разобраться с потенциальными причинами неисправности. Для этого следует взять якорную часть и подать на него напряжение с АКБ, в обход релейного блока. Если моторчик начнет раскручиваться — с модулем все в порядке. В противном случае получится сделать вывод о наличии межвиткового замыкания. Глубина между проточными каналами коллектора не должна превышать показателя в 0,5 мм. Любые смещения детали относительно оси вала приведут к постепенной и стабильной деградации всего устройства.
Втягивающее реле
Последняя диагностическая операция касается электромагнита, подводящего шестерни бендикса к зубчатым венчикам маховика. К ней стоит переходить только тогда, когда другие поломки обнаружить не удается:
- Фиксируем стартерный механизм в тисках.
- Подключаем плюс аккумулятора к входному коннектору прибора.
- Коммутируем минус АКБ с корпусом.
Если узел исправен, раздастся характерный и быстрый щелчок, после чего выдвинется обгонная муфта. При поломке ВР у водителя остается только один вариант, и заключается он в покупке нового пускового устройства. Приобрести соответствующую деталь можно на сайте сети магазинов PROavto.
Как проверить, рабочий ли стартер, тестером
Контрольная лампочка и дефектоскоп — это, конечно же, очень хорошо. Однако данная связка агрегатов не сумеет заменить обычный мультиметр. С его помощью получится:
- измерить противодействие протекания тока между щетками и якорными пластинками;
- выявить показания, реализуя замеры от контакта деактивации зажигания до постоянного плюса (стандартные цифры — от 1 до 1,5 Ом);
- узнать разницу потенциалов у вывода подключения и корпусной части тягового реле (от 2 до 2,5 Ом);
- проверить факт наличия падения напряжения в ламелях после подачи постоянного 1А (вольтовый параметр должен совпадать).
Возможные проблемы
Стартерный механизм — достаточно простое устройство, никогда не ломающееся на ровном месте. Понять, что скоро он перестанет работать окончательно, можно по нескольким прямым признакам.
Стартер прерывисто щелкает, но не крутит
Наверное, самая частая ситуация, свидетельствующая о грядущей поломке. Причин для ее появления бывает несколько:
- Разрядилась аккумуляторная батарея. Разобраться с тем, что неисправность заключается именно в этом, можно через соответствующий индикатор на приборной панели. В таком случае лампа включается на короткий срок, после поворота ключа. Еще один способ диагностики — кратковременное потускнение в приборах освещения при активации стартерного механизма.
- Отсутствие контакта между двигателем и корпусом машины. Силы тока не хватает для того, чтобы сделать старт из-за плохой коммутации. По этой причине якорь втягивающего реле отбрасывается в сторону, не выполняя свою основную задачу.
Обе проблемы решаются после тщательного осмотра и исследования узлов.
Как проверить стартер, если он щелкает, но не крутит
Инспекция выполняется по следующей простой инструкции:
- Замеряем напряжение на клемме, к которой подключен провод от обмотки статора. Если вольтовая характеристика отсутствует — с устройством все в порядке.
- Перемыкаем между собой выводы от АКБ и обмоточный кабель. Свидетельством исправности станет вращение маховика.
После того как водитель выявил неисправность, перед ним открываются две дороги — ремонт и полная замена запчасти. Во втором случае лучше всего обратиться к сотрудникам сети магазинов PROavto. Наши консультанты с легкостью подберут любую деталь, подходящую для отечественного или иностранного автомобиля.
Стартерный механизм крутится, но не вращает двигатель
Проверка и прозвонка снятого стартера на работоспособность от аккумулятора помогает практически всегда. Представленная ситуация свидетельствует о наличии одной из трех возможных поломок:
- износ роликов бендикса;
- повреждение зубьев обгонной муфты;
- деградация венца махового вала.
Все 3 перечисленные неисправности также диагностируются по шуму и скрежету, который издает блок в момент зажигания.
При повороте ключа стартер вообще не крутит
Скорее всего, узел сломался совсем, без возможности восстановления. Как уже говорилось ранее, его диагностика с легкостью проводится в сервисном центре. Водителю следует отправиться к профильным мастерам и проконсультироваться с ними по поводу возможной реставрации. Сожженные контакты, деформация, увеличение зазора между обмотками, разрушение ключевых элементов пусковой системы — вероятных проблем бывает очень много. Каждая из них нуждается в грамотном и компетентном подходе.
Стартер не крутит при неисправности реле
Причин для подобной ситуации также может быть несколько:
- отсутствует напряжение на колодке, к которой подходит контакт №87;
- расшатанные контактные группы релейных блоков №87 и №30;
- образование нагара на точках коммутации;
- нарушение целостности проводки и так далее.
Все потенциальные проблемные места связаны с автомобильной электрикой. Водителю или наемному мастеру придется произвести проверку всех соответствующих клемм и мест их подключения. Другого пути нет, кроме, конечно же, полной замены пускового устройства.
ELTRA 18523778000 | ELTRA 18423778000 | ELTRA 11131675 | HOFER HF690122 |
Заключение
«Как проверить стартер автомобиля без втягивающего реле и прозвонить сопротивление обмотки» — таким вопросом регулярно задаются владельцы разных машин как иностранного, так и отечественного производства. Подобные неприятности есть, например, у Renault Laguna II и Logan, Mitsubishi Eclipse, ВАЗ-2110. Стоимость проверки блока на стенде в СТО варьируется в промежутке от 300 до 500 рублей. Однако всю работу получится сделать и самостоятельно, если строго следовать инструкциям.
Не крутит стартер — как проверить работоспособность
Не крутит стартер на автомобиле как проверить его работоспособность, если возникли проблемы с запуском двигателя. Зная устройство стартера и его подключение можно не только найти неисправность. Но и завести двигатель. Доехать до гаража или автосервиса.
Ситуации, при которых стартер не крутит имеют различные причины. Определить их можно можно тому как ведет себя стартер.
Стартер щелкает прерывисто но не крутит
Разрядился аккумулятор
На современных автомобилях, когда выходят щетки контактной группы. При включении зажигания контрольная лампочка зарядки не загорается. На заведенном двигателе индикатор также не горит. То есть при включении зажигания лампочка должна загореться и при работающем двигателе потухнуть. Тяжело обратить внимание на то нет сигнале неисправности генератора. Потому что при включении зажигания загорается много контрольных лампочек.
Выделить именно контрольную лампу заряда можно, только если случайно обратить на это внимание. Поэтому пока в аккумуляторе еще хватает зарядки. Автомобиль заводится и едет. Это продлиться до нескольких дней пока АКБ окончательно не разрядится. Как только это произойдет автомобиль заглохнет либо стартер не будет крутить. Будут слышны короткие стуки втягивающего реле стартера.
Заряда АКБ хватит на втягивание якоря втягивающего реле. Обмотки не смогут сопротивляться пружине. Якорь отбросится. Но так как ключ на старте произойдет повторное втягивание и сброс якоря. При этом провернуть стартер энергии АКБ хватать не будет.
Понять что сел аккумулятор можно потому что свет в приборах освещения при включении стартера будет тускнеть.
Нет контакта двигателя с кузовом автомобиля.
Или распущены крепёжные болты стартера. Силы тока аккумулятора не хватает для того чтобы провернуть стартер из за плохого контакта. По этой причине и отбрасывается якорь втягивающего реле. Не хватает усилия удерживающей и втягивающей обмоток. Для удержания пружины якоря в сжатом состоянии. Как работает втягивающее реле подробно описано в этой статье. «Как работает втягивающее реле стартера -неисправности»
Отсутствие хорошего контакта это первое что необходимо проверить при возникновении подобной проблемы. То есть проверить надёжность и чистоту контактов.
— Между АКБ и кузовом автомобиля
— На минусовой клемме аккумулятора.
— На плюсовой клемме аккумулятора
— между двигателем и кузовом
— надежность крепления болтов стартера
— проверить надежность соединения плюсового провода идущего от стартера к аккумулятору.
То есть проверить все соединения идущие от стартера к АКБ.
Как проверить стартер если щелкает но не крутит.
Причины, почему стартер щелкает но не крутит. Аналогичны тем при которых втягивающее реле срабатывает несколько раз.
- Аккумулятор разрядился на столько, что его мощности хватает только на то что бы втянуть якорь втягивающего реле только один раз. Аккумулятор при этом полностью разряжается. Повторные втягивания якоря не происходят. Соответственно стартер провернутся, тоже не может.
- Неисправно втягивающее реле. Оно имеет две обмотки втягивающую более мощную и удерживающую. Чаще всего выходит из строя втягивающая обмотка. Подробнее описано об этом в статье. Как работает втягивающее реле-неисправности.
Якорь втягивается только удерживающей обмоткой. Его усилия хватает только на того чтобы втянуть якорь на половину. Естественно пятак не доходит до клемм. Питание не подается на электродвигатель. Вращение стартера не происходит.
Проверить почему стартер щелкает но не крутит можно следующим образом.
- При повороте ключа на старт. Проверить напряжение на клемме к которой подходит провод от обмотки статора. Оно должно отсутствовать.
- Второй способ. Перемкнуть между собой клемму на которую приходит плюсовой провод от аккумулятора и клемму от которой отходит провод на обмотки статора. Напряжение через перемычку передаётся на обмотки статора и стартер начинает вращаться.
То есть пятак внутри втягивающего реле не перемыкает клеммы.
Вторая неисправность, при которой не происходит передачи напряжения между клеммами заключается в том что. На пятаке и клеммах в местах контакта образуется нагар. Или выгорание контактов. В результате одна из клемм становится короче м пятак до неё не достаёт. И даже если обмотки исправны из за того что нет контакта стартер не крутит.
Проверяется это также перемыканием контактов или замером напряжения.
В случае подобных неисправностей автомобиль все таки завести можно.
Если втягивающее реле исправно то можно перемкнуть три клеммы плюсовую на обмотку стартера и клемму управления втягивающем реле. Стартер начнет вращаться и двигатель заведется. При подобном способе включения стартера очень важно предварительно убедиться в том что автомобиль стоит на ручнике в нейтральной передаче. Если передача включена двигатель заведется и автомобиль поедет. В лучшем случае нанесет травму.
Если втягивающее реле неисправно. И бендикс как якорь не доходит до венца маховика. При не однократном перемыкании клемм плюсовой и обмотки статора. Бендикс войдет в зацепление с маховиком. Потому что он соединен с валом при помощи резьбового соединения. При вращении вала стартера он начнет выкручиваться вперёд. И может соединиться с венцом маховика. С первого раза это может не получиться, но при неоднократных попытках это все таки произойдет и автомобиль заведется.
Заедание бендикса на валу стартера
Бендикс соединен с якорем втягивающего реле. Он свободно ходит по валу по винтовой направляющей. Винтовое соединение необходимо для того чтобы. Предохранить бендикс и стартер от разрушения. В момент когда двигатель заведется. Обороты маховика становятся больше оборотов валв стартера. То есть маховик начнет врать бендикс. Благодаря тому что бендикс находится на винтовом соединении он начнет смещаться внутрь стартера и выйдет из зацепления с маховиком.
В нашем случае между бендиксом и валом может возникнуть выработка. Бендикс может клинить. И не доходить до зацепления с маховиком. Соответственно якорь тоже не будет доходить до соприкосновения пятака и клемм. Поэтому будет слышан щелчок но стартер не проворачивается. Подобное редко но случается. Убедиться в том что бендикс заклинил на валу можно только сняв стартер.
Стартер крутит но не вращает двигатель
Износ роликов бендкса
При повороте ключа зажигания на старт стартер крутит, но двигатель не подвижен. Происходит это из за поломки бендикса.
Бендикс состоит из двух частей.
- Первая соединяется с валом стартера
- Вторая это шестеренка, которая входит в зацепление с венцом маховика.
Соединяются они между собой при помощи подпружиненных цилиндрических роликов. Полость в которой эти ролики расположены находится под углом по ходу вращения бендикса. То есть в одну сторону вращения ролики не создают препятствие. В другую сторону ролики за счет силы трения и расположения движения роликов они становятся в клин. Между двумя поверхностями.
В процессе работы ролики изнашиваются и становятся тоньше . изнашиваются и рабочие поверхности. Ролики перестают зажиматься. В результате чего бендикс проворачивается и не передаёт вращение от вала стартера к маховику.
Если подобное произошло в дороге есть шанс что двигатель все таки заведется. Для этого необходимо несколько раз погонять стартер. Поверхности от трения нагреваются. Происходит тепловое расширение элементов бендикса. Он в какой то момент сработает и двигатель заведется. Как правило, подобная неисправность появляется постепенно. Сначала бендикс проскочил один раз. Затем чаще и чаще. Лучше сразу его заменить. Наступит момент когда бендикс полностью откажет.
Повреждение зубьев бендикса и венца маховика
Существует её один момент, по которому работающий стартер не вращает двигатель. Происходит это из за разрушения зубьев бендикса и венца маховика. То есть бендис выходит полностью. Происходит соединение контактов втягивающего реле через пятак. Стартер вращается. Но двигатель не проворачивается.
Подача бендикса изначально была не отрегулирована. Или произошло заедание бендикса на валу стартера.
Регулировка пятна контакта шестерен бендикса и венца маховика происходит при помощи винта на котором крепится вилка бендикса. Поверхность болта смещена по своей оси. Благодаря этому есть возможность регулировать выход бендикса в большую или меньшую сторону.
Если зубья бендикса не создают полного пятна контакта. Частичо или на половину входят в зацепление. Вращение происходит по краю зубьев. В результате зубья стачиваются или обламываются. Тяжело проверить стартер как если сломаны зубья или неисправность бендикса.
Скорее всего появятся не характерные для работы стартера звуки. Скрежетание и образование искр.
При повороте ключа стартер не крутит
- Первое необходимо проверить как работает стартер. Для этого следует убедиться в том, что кпп находится в нейтральном положении поставить автомобиль на ручник. При помощи перемычки. Перемкнуть между собой клемму управления втягивающим реле и клемму, на которую приходит плюс от аккумулятора. Если стартер начал вращать двигатель, и он завелся. Значит стартер исправен. Скорее всего, неисправность в реле стартера или замке зажигания.
- Проверить наличие или отсутствие напряжения на клемме управления. Для этого следует измерить мультиметром напряжение на клемме управления. Повернуть ключ на старт. Если напряжение не появилось то неисправно реле стартера.
- Реле стартера представляет собой электромагнитную катушку на которую приходит напряжение от замка зажигания. Как только напряжение на катушку поступило. Она притягивает пластинку с контактом. Который соединяется с другим контактом. В результате чего напряжение передается на клемму управления втягивающего реле. Применяется реле стартера для того чтобы сила тока возникающая при включении втягивающего реле не смогло сжечь контакты замка зажигания.
Не крутит стартер, при неисправном реле стартера
Если при повороте ключа стартера не слышно ни каких стуков, ни щелчков, скорее всего проблема с реле стартером. Необходимо найти колоду, на которой установлено реле стартера. Это можно сделать по указателям на крышках закрывающих блоки предохранителей и реле. И проверить исправность реле либо определить подходит ли на него плюс или присутствует обрыв цепи.
- На колодке куда подходит контакт №87 проверить наличие напряжения при помощи мультиметра. Если оно отсутствует, проверить целостность предохранителя через который плюс поступает на реле. Этот плюс и приходит на клемму управления втягивающего реле.
- Если плюс присутствует. При включенном зажигании. Можно перемкнуть кратковременно контакты на колодке куда вставляются контакты реле №87 и №30. При этом обязательно необходимо убедиться. Что КПП автомобиля находится в нейтральной передаче. Если автомобиль завелся, значит проблемы с реле стартером или замком зажигания.
- При повороте ключа на старт в реле стартера должен быть слышен щелчок. Это говорит о том что катушка исправна. А если стартер не крутит. То проблема, скорее всего с контактами. Они перегорели либо образовался нагар.
- В случае если щелчка не слышно. Перегорела обмотка катушки либо на реле не прходит напряжение от замка зажигания. Проверить это можно на наличие напряжения на клемме колодки куда вставляется контакт реле №85.
- Если напряжение от замка зажигания не приходит на колодку реле стартера значит неисправность либо в замке зажигания, либо необходимо прозванивать целостность проводки.
Во всех случаях можно проверить как работает стартер. Завести автомобиль и доехать. Либо перемкнув кратковременно клемму управления с клеммой от плюса АКБ. Либо также кратковременно на время заводки двигателя, перемкнув контакты на колодке реле стартера. Самый крайний случай буксир конечно если КПП не автомат.
На автомобиле МАЗ щелкает реле стартера но стартер не крутит
В качестве примера на автомобиле МАЗ с двигателем ЯМЗ 236 перестал крутиться стартер. При повороте ключа зажигания слышно как щелкает реле стартера, но стартер не вращается. Реле стартера находится под панелью предохранителей. Она расположена напротив пассажирского сиденья.
Если реле стартера щелкает, значит питание на реле стартера от замка зажигания приходит. Возможно что с реле стартера плюс не приходит на втягивающее реле. Для этого необходимо проверить питание на сером проводе. Который идет от реле стартера ко втягивающему реле.
Сделать это можно при помощи вольтметра или обычной лампочки. Возможно, что из-за нагара на контактах реле не происходит передача напряжения. В нашем случае на клемме к которой подключен серый провод . при повороте ключа зажигания плюс появляется. Теперь необходимо проверить плюс на втягивающем реле, куда приходит серый провод. Плюс так же присутствует. Также не обходимо замерить напряжение на клемме втягивающего реле к которой прикручен провод идущий от плюса аккумулятора.
Плюс так же присутствует. Значит возникла неисправность во втягивающем реле. Проверить это можно так же, как уже сказано было выше, перемкнув между собой клемму с проводом от аккумулятора и клемму, на которую приходит серый провод. Но на мазу это неудобно сделать. Да и заводить машину, находясь под ней очень опасно. Стартер может сработать, завести двигатель. И если КПП не находится в нейтральной передаче автомобиль поедет. А мазовский двигатель на холостых оборотах ручной тормоз может не удержать. Говорят, что незаряженное ружьё стреляет раз в год. Так что лучше ограничиться прозвонкой. И при наличии объективных причин неисправности стартер снять. И проверить его в снятом состоянии. Что было и сделано.
Снятие стартера с двигателя ЯМЗ.
- Перед тем как снимать стартер с двигателя ЯМЗ необходимо отсоединить плюсовую клемму аккумулятора. Это наверняка позволит избежать в дальнейшем короткого замыкания.
- Отсоединить все провода на втягивающем реле. Их там три. Плюсовой провод от аккумулятора, серый провод идущий от реле стартера, и красный на генератор
- Затем раскручивается хомут. Который удерживает стартер на своем месте. После этого стартер легко выходит со своего места. Хотя слово легко совсем не применимо к автомобилю МАЗ. Стартер очень тяжелый. И чтобы его снять приходится прилагать усилия. Особенно тяжело его устанавливать. Радует только одно, стяжной болт хомута удобно расположен и его легко открутить.
Установка стартера на двигатель ЯМЗ
При установке стартера его необходимо установить на свое место. Выкрутить полностью болт хомута. Просунуть половинку хомута между стартером и втягивающим реле. И каким то чудом постараться зацепить внутренний конец хомута за выступ с обратной стороны. Это пожалуй самая неприятная операция при установке стартера. Далее устанавливается вторая половинка хомута и затягивается стяжным болтом.
Проверка стартера МАЗ на работоспособность.
Минусовая клемма от зарядного устройства подключена на корпусе стартера. При соединении плюсовой клеммы с плюсовым контактом стартера якорь начинает вращаться. Это говорит о том, что обмотки стартера находятся в исправном состоянии.
А вот при соединении плюсовой клеммы от зарядного устройства с плюсом втягивающего реле. Где был прикручен серый провод. Втягивания якоря реле не происходит. То есть пятак не соединяет контакты с проводом от аккумулятора и контакт обмотки стартера. То есть стартер вращаться не будет. Неисправность во втягивающем реле.
Причина неисправности
- Втягивающее реле снято со стартера
- Раскручена крышка с контактами. И видно как отгорел контакт провода идущего от обмотки втягивающего реле. Это как раз провод от втягивающей обмотки. Контакт был прижат пятаком к клемме. И со временем он просто отгорел. Потому что пятак не касался самой клеммы. А ударял пот контакту провода. Видимо при ремонте контакт был установлен не правильно. Либо водители практикуют ремонт, не снимая стартера. Не задумываясь о последствиях. А именно. Когда на пятаке образуется нагар. Пятак перестаёт пропускать через себя напряжение. Некоторые умельцы раскручивают гайки клемм, с которыми контачит пятак. И проворачивают их на девяносто градусов. Как бы убирая место контакта на клемме, где образовался контакт. Подобны способ ремонта конечно применить можно. Особенно если находишься в дороге, и двигатель не заводится. Но проворачивать клеммы не нужно. Достаточно их просто пошевелить или ударять об пятак. Нагар отобьется, и клеммы можно затягивать.
В данном примере произошел обрыв провода втягивающей обмотки. Это и стало причиной того что реле стартера щелкает а стартер не крутит. Так не создаётся контакт плюсовых проводов во втягивающем реле. Было решено заменить втягивающее реле полностью на новое. Так как соединять контакт с проводом обмотки кустарным способом можно не надолго.
О том как проверить стартер в случае если неисправность нельзя обнаружить внешними признаками подробно описано в статье Плохо крутит стартер при заряженном аккумуляторе