Как делают поддельное моторное масло
Перейти к содержимому

Как делают поддельное моторное масло

  • автор:

Как не нарваться на поддельное масло и как определить контрафакт

Вторая канистра масла, которая стояла передо мной на верстаке в сервисной зоне, ничем не отличалась от той, что я принес с собой – ну, конечно же, кроме типа самого масла, но сути это не меняет. Такие же пластик, наклейки, цвет и так далее, вплоть до мелких деталей. Вместе с тем она оказалась контрафактной, о чем парни узнали совершенно случайно – когда клиент уже перед самой заливкой внезапно вздрогнул и решил проверить ее на подлинность в режиме онлайн. Проверку канистра не прошла. Эта история и побудила меня к написанию данного материала. За экспертными комментариями я обратился к торгующим маслом организациям и его производителям.

Для замены масла поехал в Skoda Атлант-М Тушино. Александр Марков, руководитель сервиса, держит в руках две канистры с маслом. Одна из них поддельная.

Какое масло подделывают чаще всего

Согласно оценкам специалистов индустрии, 20-25% всех моторных масел в России – поддельные. Эта проблема нехарактерна для Западной Европы, но в Азии, России и других странах СНГ – цветет во весь рост.

По словам экспертов, еще 10-15 лет назад подделывали в основном самые массовые и известные торговые марки, так как это упрощало сбыт контрафакта в большом объеме и с максимальной нормой прибыли. Сейчас подделывают все более-менее популярные марки. И внешне отличить оригинальную продукцию от контрафакта часто не под силу даже профессионалу.

Какие бывают подделки

Существует несколько типов подделок, различающихся ценой и качеством. Самые безобидные и легко опознаваемые варианты – кустарные, с использованием старых канистр или же тары от дешевых масел с переклеенными этикетками. Следующий уровень – канистры, уже похожие на оригинал, но с меньшим уровнем качества пластика или этикетки. Отличаются шрифты, пробки, в текстах встречаются орфографические ошибки.

Вместе с тем гораздо чаще встречаются так называемые «идеальные» подделки, внешне ничем не отличимые от оригинала.

Глядя на эти две канистры, невозможно догадаться, какая из них оригинальная.

Более того, зачастую, держа в руках две канистры масла известного мирового бренда – «настоящую» и «левую», – потребитель выберет подделку, так как визуально ее качество (например, в аспекте литья канистры) может быть даже чуть выше!

Качество литья на поддельной канистре на мой взгляд выше, чем у оригинальной.

Дело в том, что подпольные производства, торгующие своими маслами оптом с ежегодным объемом в десятки миллиардов рублей, – это не какие-то там гаражные кустари. У этих компаний есть свои заводы с автоматизированными производственными линиями, сотни тонн нефтепродуктов в цистернах, склады, офисы, логистические цепочки, сайты и зачастую даже сети торговых точек. А еще – юристы и адвокаты и, вероятно, очень хорошие связи. Иначе как объяснить, что этот бизнес не только высокомаржинальный, но и практически непотопляемый?
Изредка такие заводы всплывают в новостях, которые быстро затихают, а поставки контрафакта возобновляются спустя несколько дней.

Что внутри поддельных канистр

Самый любопытный с практической точки зрения вопрос – что внутри контрафактных канистр? Обычно в заключениях по анализу указывается лишь, что поддельное масло по результатам лабораторного физико-химического анализа отличается от заявленного продукта. Этого бывает достаточно для аргументации спора покупателя с поставщиком или возбуждения уголовного дела, пусть и с неясной перспективой.

Но что же вязко плещется внутри поддельных канистр? Вариантов множество, вот самые популярные:

– максимально дешевое моторное масло на минеральной основе;
– базовое масло I группы;
– индустриальное масло (т. н. веретенка) с добавленным загустителем;
– осветленная отработка;
– смесь нескольких из перечисленных компонентов, иногда с добавлением разных неочищенных нефтепродуктов.

По словам специалистов, бывают случаи, когда в контрафактных канистрах вообще не нефтепродукты. Иногда определить точный состав залитого в канистру и вовсе невозможно, но спектральный и химический анализы неумолимо показывают, что к моторному маслу эта субстанция никакого отношения не имеет.

Чем опасно поддельное масло

За что мы платим, покупая моторное масло, имеющее допуск или одобрение производителя для нашего конкретного автомобиля? Все-таки не за абстрактный бренд, а за определенный набор свойств и характеристик. Масло должно в течение межсервисного интервала защищать двигатель от износа при холодном пуске, работе на холостом ходу и высоких оборотах, иметь определенные показатели вязкости и текучести в широком температурном диапазоне. Для этого при блендинге в базовое масло добавляется дорогостоящий пакет присадок, модификаторы трения и вязкости, депрессорная присадка, красители, антипенные вещества и так далее. Входящие в пакет присадок детергенты защищают двигатель от нагара и загрязнения. Ингибиторы подавляют или задерживают нежелательные физико-химические процессы, образуя защитный изолирующий слой на поверхности деталей двигателя. Модификаторы трения, противозадирные и противоизносные присадки защищают различные узлы двигателя в условиях граничного, смешанного и гидродинамического трения.

Нетрудно догадаться, что без всех этих компонентов, на одном лишь базовом масле, двигатель долго не протянет. Хорошо, если внимательный водитель быстро обратит внимание на изменение звука работы двигателя, перегрев, затрудненный пуск при низкой температуре, повышенный расход масла на угар. В противном случае скорой (иногда это 1000-1500 км) поломки двигателя не избежать. Учитывая тот факт, что современные двигатели все чаще не имеют ремонтных колец, вкладышей и поршней, речь может идти о замене агрегата в сборе.

Не сильно лучше для современного двигателя и ситуация, когда вместо дорогой синтетики залита дешевая минералка. Такие масла с минимальным набором присадок не обеспечивают защиты двигателя ни от износа, ни от загрязнения, особенно в условиях городской эксплуатации. Использование такого контрафакта приводит к значительному снижению ресурса двигателя и может вызвать серьезные проблемы уже через 20-30 тысяч километров даже при регулярной смене масла на аналогичное. В случае эксплуатации при низких температурах или в режиме пробок на современном турбомоторе необратимые последствия могут наступить и раньше.

Про последствия езды на веретенке или непонятных субстанциях, думаю, можно не объяснять – если не распознать проблему сразу, двигатель обречен.

Где продаются подделки. Спойлер: везде

Крупные магазины и известные интернет-агрегаторы – не гарантия от приобретения подделки. Поддельное масло можно купить везде: на рынке, сетевой АЗС, онлайн. Во многих торговых точках продавцы «миксуют» оригинальное и поддельное масло на одних и тех же прилавках. На интернет-площадках (особенно в «оптовых» каталогах) выставляется в том числе продукция от непроверенных поставщиков-«однодневок». То есть купить партию поддельного масла магазин или СТО могут и случайно, но чаще всего все участники цепочки (кроме покупателя) понимают, о чем идет речь. Но вступает в игру экономический фактор – в опте подделка всегда дешевле оригинала…

Разумеется, производители масел озабочены этой проблемой и постоянно проводят свои проверки сетей сбыта, в том числе и по сотням обращений от клиентов, подозревающих, что купили контрафакт. В итоге на данный момент у всех производителей масел есть авторизованные дистрибьюторы и рекомендованные точки продаж, работающие только с этими дистрибьюторами. В списках рекомендованных точек есть и интернет-агрегаторы,
которые пошли с производителями на более открытое сотрудничество, активно блокируя поставщиков контрафакта на своих площадках. Выбор торговой точки очень важен для покупателя. Если вы подозреваете, что вам продали контрафакт, который «убил» мотор вашего автомобиля, то обращаться с претензиями придется именно к продавцу.

Как защищают масла от подделки

Практически незнакомая европейцам проблема контрафакта актуальна во многих странах, в том числе в России. Первоначально, когда технический уровень упаковки подделок был сравнительно невысоким, контрафакт можно было отличить по несовпадению цвета, формы или качества литья канистры и ее крышки, различиям в качестве печати и этикетки, различным голограммам. Опытные ребята советовали сверять даты литья канистр с датой производства масла и обращать внимание на форму пломбировочных усиков крышки.

У этих канистр нет никакого различия в дизайне, нет противоречия и между датой производства канистры и даты розлива. Последняя должна быть позже. Качество двухслойной этикетки на подделке безупречное.

Позже появились и различные цифровые коды, вплавляемые этикетки, лазерные маркировки. Это, конечно, немного осложнило жизнь игроков черного рынка, но не стало существенной проблемой. Хотя бы потому, что большинство методов защиты им удалось обойти, к тому же далеко не все покупатели проверяют купленное масло на подлинность.

За консультацией по этому вопросу я через блог Mobil 1 на Drive2 обратился к производителю моего масла – компании ExxonMobil. Ребята пошли навстречу, связали с техническим специалистом, который рассказал мне немало интересного. В компании различают открытые, закрытые и полузакрытые способы защиты масла от подделки. Закрытые способы – это скрытые технические решения, использование которых в упаковке держится в строгом секрете и не раскрывается даже в материалах уголовных дел. Доступ к перечню таких решений имеют лишь отдельные сотрудники компании-производителя. Отсутствие этой информации в доступе у «пиратов» позволяет определять подделку с высокой точностью. Скрытые признаки оригинальности постоянно изменяются для максимальной конфиденциальности и защиты от утечек информации.

Проверка масла и фильтров на подлинность:

Полузакрытые способы защиты известны большему кругу специалистов, в том числе сотрудникам дистрибьюторов и дилеров. К числу таких способов относятся, например, различные скрытые маркировки канистр или этикеток, видимые лишь в УФ-свете, всевозможные мелкие изменения, регулярно вносимые в конструкцию и внешний вид элементов упаковки.

Открытые способы предназначены для того, чтобы проверить масло на оригинальность могли простые покупатели. Им не нужно искать тайные насечки или радиус скругления крышки канистры. В настоящий момент индустрия пришла к тому, что лучше всего работают проверяемые через интернет или специальное приложение уникальные коды, нанесенные на упаковку в ходе сложного технологического процесса и сопоставляемые с датой производства масла и номером партии. Однако и их уже научились подделывать. Новая система проверки подлинности масел Mobil 1 на данный момент является, возможно, наиболее совершенной на рынке, так как представляет собой не просто числовой или QR-код, а сложную комбинацию из нескольких уникальных признаков.

Глядя на QR код и цветные точки на двух канистрах, кажется, что они одинаковые — даже светятся разными цветами при взгляде сбоку, но это не так – на одной из этикеток точки ощутимо выпуклые, на другой – просто напечатаны на этикетке.

Так, на канистре размещен не только уникальный цифровой код, но и соответствующая ему матрица из расположенных в определенном порядке выпуклых металлических точек, дополненных цветными штрихами. В компании подчеркивают, что технология изготовления такой упаковки запатентована производителем, и повторить ее на данный момент у «пиратов» не получится. Чтобы проверить канистру, нужно отсканировать QR-код на смартфоне или ввести размещенный под ним номер в форме проверки, после чего сравнить расположение цветных штрихов и выпуклых точек.

Эта та самая поддельная канистра. Точки на этикетке плоские, проверку не проходит.

Алгоритм проверки работает хитро – в нем зашит определенный лимит на количество проверок, но «затроллить» систему множественными проверками одной канистры с нескольких устройств, как любят делать некоторые въедливые покупатели, не получится. Система учитывает не только частоту ввода, но и геопозицию пользователей.

Проверка оригинальной канистры. Точки выпуклые, результат положительный.

Собственно, моя купленная в «АвтоРуси» канистра масла Mobil 1 0W40 проверку прошла.

Заодно проверили на подлинность купленные там же оригинальные фильтры VAG. Проверка чуть более сложная – нужно регистрироваться в системе. Да и секретный код размещен на коробке, а не на самом изделии. Но главное, что результат положительный.

Развенчание мифов. Как нельзя определить подделку

Ежедневно в Mobil фиксируют десятки обращений внимательных клиентов, подозревающих, что приобрели поддельное масло. Часто это действительно так – например, когда канистры не проходят проверку по открытым признакам. Но часто дело в том, что потребители пытаются использовать для проверки полузакрытые способы, что может ввести их в заблуждение. Например, когда речь идет о насечках, УФ-метках, мелких изменениях упаковки. Их наличие и расположение могут отличаться от партии к партии, так что такая проверка покупателем абсолютно бессмысленна. По причинам безопасности наличие или отсутствие таких элементов на конкретной канистре конечным покупателям в рамках технической поддержки не раскрываются.

Часть подозрений клиентов связана с потертой или иным способом поврежденной этикеткой (в том числе в области QR-кода), но это также не указывает на подделку. Чаще всего это происходит при дистанционной покупке с длинной логистической цепочкой. В этой ситуации лучше сразу предъявить претензии продавцу.

Интересный метод взвешивания канистр также не может быть критерием проверки масла на подлинность. Хотя эталонный вес канистр известен производителям, его значение они не раскрывают Бесполезно жарить масло, пробовать его на вкус или замораживать в бытовом холодильнике, ведь в подделке могут быть, например, ацетон и другие токсичные вещества. Все, что нужно знать потребителю, – лишь открытые способы защиты, указанные на сайте производителя.

Так как же не купить подделку?

Начнем с того, что не нужно пытаться сэкономить на покупке масла. Даже если канистра выглядит внешне отлично, низкая цена чаще всего означает подделку, что бы там ни говорили продавцы и мастера СТО. Обычно это что-то вроде «мы крупный клиент, берем оптом, поэтому такая цена» или «сейчас особая акция». Акции, конечно, бывают, но все они указаны на сайте производителя. Помните, поддельное масло может «убить» мотор вашей ласточки.

Проверять масло на подлинность нужно обязательно до залива в двигатель.

Так что алгоритм такой. Покупайте масло в рекомендованной точке продаж, торгующей продукцией от авторизованного дистрибьютора (их список есть на сайте производителя). Всегда проверяйте масло на оригинальность до покупки, в крайнем случае – до заливки в мотор. Только так вы будете максимально защищены.

Теперь вам слово, уважаемые читатели! Что вы думаете о проблеме контрафакта, сталкивались ли вы с поддельными маслами, если да, то как определяли подделку? Также буду рад любым дополнениям!

Откуда берутся поддельные масла в оригинальных канистрах?

Информация о том, что на рынке запасных частей то и дело всплывают партии поддельного моторного масла, в последнее время стала появляться с завидной регулярностью. Впрочем, также как и случаи покупки автолюбителями канистр с маслом, содержимое которых либо вызывало вопросы еще на стадии заливки его в мотор, либо после того как ДВС поработал некоторое время, и его поведение сильно изменилось.

Встречается ли поддельное масло в железных канистрах?

Поддельные масла реализуются не только в крупной таре (200-литровые бочки), но и в мелкой – канистрах объемом 1, 4, 5 литров. Самое неприятное в данной ситуации – это то, что во многих случаях к канистрам вопросов не возникает. Тогда откуда берутся оригинальные канистры, в которые залито поддельное масло? Вопреки расхожему мнению пустую (пластиковую и жестяную) тару малого объема на известных всем интернет-площадках массово не продают. Следовательно, поставить дело на поток, как того требует закон экономики, не получится.

Не подтверждаются и факты скупки фирменных канистр у сервисных центров. По крайней мере крупные СТО, которые имеют большой оборот по маслам, сам факт того отрицают. А многие вообще говорят, что закупают смазочные материалы бочками. Так удобнее и выгоднее.

По сути, это означает, что все случаи, когда с оригинальной канистры аккуратно снимается крышка (видео на эту тему есть в Интернете) и заменяется ее содержимое – это бизнес кустарей, которые делают деньги в пределах своего микросервиса или микромагазина. Да, мы не отрицаем того, что данные факты имеют место быть, но еще раз подчеркнем – масштабы не те.

Поддельные масла. Канистра Mobil Super 3000

Подделка автомобильных масел в промышленном масштабе

Остается выяснить, откуда тогда берутся брендовые канистры, в которые разливается поддельное масло? Ответ прост – их изготовление заказывается на специализированных предприятиях, а этикетки, соответственно, печатаются в сети типографий, которые сегодня ищут любые заказы, чтобы выжить. Пресса – их основной заказчик, просела очень сильно. Тиражи упали до минимума. Сувенирная продукция востребована также по минимуму. Книги печатаются минимальными тиражами. То есть, при желании можно заказать производство канистр нужного дизайна в любом количестве и этикетки к ним.

И вот тут уже возникает вопрос к официальным представителям брендов. Как они планируют защищать рынок от подделок? Ведь мы уже говорили о том, что системы (QR-коды, многослойные этикетки и т.д.), которые были разработаны специально для защиты продукции поставляемой на российский рынок, сегодня в большинстве своем не работают.

Бренды ушли из страны и закрыли данное направление. Но, при этом их продукция продается на рынке РФ, поставляется на него по линии параллельного импорта. Это есть повод обратиться к тем, кто торгует маслами за разъяснениями – как собственно, теперь отличить поддельное масло от оригинального? Вот этим мы и займемся. Благо тот, кто хочет работать на рынке, на контакт идет и готов нам помочь. Следите за публикациями.

Как отличить подделку автомобильного масла? Мы начинаем расследование!

А чтобы подогреть аудиторию, создаем интригу – буквально на днях мы выявили два случая заливки моторных масел из канистр, которые явно имеют отклонения от оригинальных. Это популярное у нас масло Mobil и оригинальное Nissan. Наши герои на фото. Их нам передали в дружественном сервисе. Клиенты привезли с собой масла для обслуживания своих машин, и как оказалось…. что-то пошло не так.

Что и как это было, расскажем в ближайшее время. Остатки того, что было в канистрах, мы передали в лабораторию для исследования. Запасайтесь терпением. Примерно через 10 дней мы озвучим результаты. Возможно, нам удастся спасти чей-то мотор от капитального ремонта.

Чем опасно «паленое» масло? Бракованная продукция разрушает моторы

​Приобрести некачественное масло можно не только в сомнительных магазинах или на придорожных рынках, но и в достаточно уважаемых торговых центрах. Оно может оказаться в пластиковых канистрах с фирменными этикетками или в 200-литровых бочках, поставляемых в автосервисы. Иногда причиной тому простой обман, но в большинстве случаев «паленка» приходит с вполне официальных конвейеров легальных производителей. Как ее распознать и почему она вредит мотору?

Откуда берется некачественное масло?

«Паленым» некачественное масло стали называть мотористы в середине прошлого века. Тогда многие покупали использованные масла у военных или авиаторов. При перегреве они теряли свойства и не могли уже использоваться в высоконагруженных двигателях. Их утилизировали или отдавали просителям, приспособившим «паленку» для вторичного применения в быту. Иногда перегоревшее масло очищали и пытались продавать под видом нового. В итоге любое некачественное масло стало именоваться «паленкой».

Сделать свое масло несложно. Основные компоненты для изготовления смазывающих жидкостей можно приобрести оптом на нефтеперерабатывающих предприятиях, как и готовые пакеты присадок и химических добавок. Достаточно знаний технолога, который, комбинируя исходные вещества, получает смазывающую жидкость с требуемыми характеристиками.

Иногда молодые фирмы разрабатывают вполне работоспособные сорта, которые могут проработать в моторе несколько тысяч километров. Правда, контроль над изготовлением у подобных молодых фирм не такой серьезный, как у именитых производителей, и бывают случаи откровенного брака, который фиксируется уже после заливки в мотор. Бракованная продукция встречается и у крупных производителей, но реже.

Главным критерием брака является осадок, который скапливается на дне канистры. Он вызван выпадением мелкодисперсных частиц катализатора, применяющегося при производстве гидрокрекингового базового масла. Частички, имеющие размер меньше, чем поры заводского фильтрующего элемента, попадают в готовую продукцию после нарушений перезагрузки свежего катализатора.

В целом при нормальных условиях эксплуатации такой осадок не оказывает влияния на характеристики товарного масла, но в определенных силовых режимах осадок превращается в убийцу моторов. При перегреве бракованное масло резко меняет свойства и превращается в черное вязкое желе.

Разложение бракованного масла

Журнал «За рулем» проводил исследование процессов, приводящих к превращению нормального масла в «паленку». На стенде был установлен мотор, работающий в условиях плохого охлаждения с разной нагрузкой. В него была залита качественная синтетика с примесью порошка катализатора.

В лабораторных условиях удалось смоделировать ряд ситуаций, при которых наблюдались резкий рост вязкости, падение щелочного и рост кислотного числа, осаждение на стенках двигателя густых гудроноподобных отложений, препятствующих прокачке масла через каналы системы смазывания. Через 40 моточасов масло 5W-30 на щупе стало заметно гуще, а затем давление совсем пропало.

Двигатель при этом оказывался полностью выведен из строя, ведь убрать пробки, закупорившие масляные каналы, крайне проблематично.

Как распознать проблемное масло?

Подобные проблемы с силовыми агрегатами иногда случаются даже у официальных дилеров, которые не по своей воле могут залить порцию масла из бракованной партии. Тогда после проведения экспертиз мотор меняется по гарантии. Если же хозяин сам залил контрафакт, то платить за новый мотор придется из своего кармана.

Распознать некачественный продукт можно по нескольким косвенным признакам. Если в банке обнаруживается осадок, то масло использовать нельзя. Примеси технологического катализатора могут вызывать проблемы. Увидеть осадок можно через мерную прозрачную щель в канистре.

Если масло продается в металлической банке, то осадок определяется визуально только после вскрытия крышки.

Кроме того, можно капнуть часть масла на бумагу и посмотреть, есть ли в расползающемся пятне инородные фракции. Масло должно быть однородным по цвету и не иметь мелкодисперсных включений.

Кроме того, после заливки масла необходимо контролировать его уровень и цвет. Если после поездки уровень вдруг оказался больше, чем раньше, значит циркуляция смазывающей жидкости нарушена и большая его часть застаивается в картере. Это свидетельствует о закупоривании каналов системы смазки. Проверить догадку можно визуально. Если капля масла на листе бумаги окажется черной и не станет расползаться в стороны, то пора бить тревогу.

Как подделывают моторные масла в металлических канистрах

Моторное масло в металлических канистрах

В отличие от стран Европы, на российском рынке не редко можно встретить моторные масла в металлических канистрах, которые импортируются в Россию из стран Азии, где моторные масла не только местных, но и практически всех именитых производителей моторных масел, таких как Shell, Mobil, Castrol и других, продаются в основном в металлических канистрах.

Особой популярностью среди российских автолюбителей пользуются японские моторные масла в металлических канистрах, поскольку многие считают, что эти моторные масла не подделывают и импортируют напрямую из Японии.

Стоит отметить, что несколько лет назад моторные масла в металлических канистрах действительно не подделывали, однако технологии не стоят на месте, и теперь сделать подделку моторного масла в металлической канистре не составляет особого труда, и далее я вам расскажу, как это делают.

Не так давно выяснилось, что в одном всем известном китайском интернет магазине можно без проблем приобрести новые металлические канистры для моторного масла.

Такие канистры продаются только оптом по несколько тысяч штук, в силу чего их покупают не обычные люди, а именно те, кто занимается подделкой моторных масел в больших объёмах.

Металлические канистры для моторного масла

Поддельное моторное масло Toyota в металлической канистре

Кроме этого, у тех же продавцов металлических канистр можно за дополнительную плату заказать нанесение рисунка, как на канистрах любого известного производителя моторных масел.

Кстати, заказать новые крышки для таких канистр тоже не проблема.

Крышка для металлической канистры

Так же не проблема заказать и специальное устройство для закатки этих крышек.

Устройство для закатывания крышек на металлических канистрах

Как видите, для организации производства поддельных моторных масел в металлических канистрах не требуется даже покупать дорогостоящее оборудование.

Отличить такую поддельную металлическую канистру с моторным маслом от оригинальной можно по нескольким признакам, таким как некачественный сварной шов, отсутствие на дне канистры царапин оставляемых конвейером, свободно вращающаяся крышка и некоторым другим.

Однако, справедливости ради, стоит отметить, что если у вас под рукой нет оригинальной металлической канистры от такого же моторного масла, чтобы провести сравнительный анализ, то распознать подделку будет не просто.

В заключение добавлю, что если вы предпочитаете покупать моторные масла в металлических канистрах, то делайте это у проверенных продавцов. А ещё я рекомендую вам посмотреть на YouTube несколько видео о том, чем отличается поддельная металлическая канистра от оригинальной. К счастью таких видео более чем предостаточно и после их просмотра, вы с высокой долей вероятности сможете распознать поддельное моторное масло в металлической канистре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *