ТПМС в автомобиле: что такое TPMS и зачем она нужна
Что такое TPMS
Самый простой способ проверить давление воздуха в шинах 一 с помощью манометра. Автолюбители знают, что это нужно проделывать хотя бы раз в неделю, так как на давление в колесах влияют разные факторы: загруженность машины, температура на улице, длительность поездки, стиль вождения автовладельца.
Важно следить за состоянием давления регулярно, так как отклонения от нормы этого параметра плохо сказываются на управляемости автомобиля, расходе бензина, износе резины.
Можно прочитать о негативных последствиях от поездок на спущенных или перекаченных колесах в этой статье.
TPMS в автомобиле автоматически следит за давлением в колесах автомобиля и экономит время водителю. Это система мониторинга давления в шинах. Подробнее о том, что такое TPMS и как ее устанавливают, читайте в нашем материале.
TPMS: что это значит?
Буквы TPMS обозначают систему контроля давления в шинах. Это сокращение от английского 一 tire pressure monitoring system. Система отслеживает параметры давления в колесах с помощью датчиков.
Уровень давления определяет датчик
Американские и европейские производители авто по закону обязаны устанавливать такую систему контроля в каждый автомобиль. Многие российские машины тоже выпускают с такой опцией.
Данные о давлении показываются на дисплее
Бывают косвенная и прямая системы контроля давления. У них разный принцип работы. Системы прямого мониторинга есть механические и электронные. Электронные прямые системы могут иметь в своем составе разные виды датчиков 一 наружного и внутреннего типа.
TPMS прямого и косвенного контроля
Детально о разных видах систем и устройств для них, их преимуществах и недостатках расскажем ниже.
TPMS косвенного контроля
Система косвенного контроля отслеживает изменения в давлении в шинах по косвенным показателям посредством ABS, которая есть в машине. Косвенная TPMS мониторит состояние давления с помощью штатных датчиков вращения колеса. Если давление в шинах снижено, его радиус уменьшается, соответственно увеличивается число оборотов. Электронная функция это фиксирует, подает водителю звуковой сигнал и выводит на приборную панель сообщение о неполадке.
Косвенные системы бывают двух версий. В I версии автовладелец получает сигнал об отклонениях, но система не уточняет, в какой шине проблема. Во второй версии на мониторе высвечивается информация о колесе, в котором обнаружилось пониженное или повышенное давление. Считается, что версия II точнее определяет проблему. Замечено, что версия I чаще принимает за отклонения от нормы в давлении такие ситуации, как буксирование на скользкой поверхности, перегрузку, подъем по крутой дороге.
/>Система косвенного контроля работает через ABS
Недостатки indirect-системы: неточность и медленная реакция на изменения. Можно продолжительное время ехать на спущенных колесах, а на дисплее только через какое-то время появится уведомление об отклонении от нормы. В каких-то автомобилях система косвенного контроля может быть неверно настроена. В таком случае нужно обратиться в сервис и отдельно наладить ее. Можно настроить нужные показатели давления, по которым система будет ориентироваться и измерять отклонения.
Преимущество косвенной системы в ее низкой цене. Плюс 一 не нужно докупать и устанавливать дополнительные элементы и модули в машину.
TPMS прямого контроля
Система прямого контроля измеряет давление в шинах с помощью колесных датчиков. Их часто устанавливают прямо на производстве и выпускают автомобили уже с системой контроля давления.
Колесный датчик
Системы прямого контроля бывают механические и электронные.
Механическая система прямого контроля
Механическая система контроля предполагает, что датчики для мониторинга давления воздуха крепятся снаружи колес, и владелец авто сам следит за показаниями устройств.
Механическая система контроля
К механическим датчикам относятся колпачки с индикаторами, которые накручиваются на вентиль. Внутри прибора 一 клапан для измерения давления. В колпачках-индикаторах три цветовых области.
Механические индикаторные колпачки
Когда автолюбитель видит на колпачке зеленый индикатор 一 с шиной все в порядке. Желтый цвет сигнализирует о том, что колесо немного спустило, примерно на 0,3 атмосферы. Индикатор красного цвета предупреждает: давление в шине упало на 0,7 атмосферы и более. Механические устройства допускают погрешности в измерениях, поэтому не лишним будет сверить цветовой индикатор на колпачке с показателем манометра.
Наружные датчики контроля давления
Недостаток наружных приборов мониторинга: они могут потеряться или их могут скрутить. Устройства подвержены внешним нагрузкам, от механических повреждений не защищены, поэтому могут легко сломаться. Создает некоторое неудобство тот факт, что при каждом накачивании колеса, колпачки-индикаторы придется отвинчивать.
Автолюбители ценят такие простые приборы за их небольшую стоимость и простоту в использовании: когда нужно переобуваться, устройства легко снять и прикрутить на вентили другого комплекта колес.
Электронная прямая система контроля
При таком типе системы на колесах закрепляются электронные датчики давления, которые передают информацию о давлении на специальный блок управления.
Прямая электронная система
Датчики в таких системах бывают двух видов 一 внешние или внутренние. Теперь о каждом типе по порядку.
1. Электронные наружные датчики давления. Устройства внешнего типа ставятся на вентиль вместо колпачка, как и механические, но измеряют давление гораздо точнее.
Блоки управления в комплекте электронной TPMS 一 маленькие мониторы со светодиодной индикацией. Водитель может расположить их в удобном месте. Дисплей в некоторых системах работает от прикуривателя.
О состоянии колес сигнализируют цвета-индикаторы на панели 一 зеленый, желтый и красный. Если обнаружено отклонение от нормы давления, на дисплее появится предупреждающий символ.
Электронные наружные устройства
На мониторе водитель может увидеть параметры давления и температуры для всех четырех шин сразу или пролистать их по очереди. Последний вариант не очень удобен, так как, чтобы просмотреть все четыре колеса, автолюбителю нужно отвлечься от дороги.
Минусы у электронных датчиков внешнего типа те же, что и у механических колпачков 一 их несложно отвинтить и украсть; устройства не защищены от внешних воздействий.
Преимущества наружных электронных устройств:
· замеры показателей более точные, по сравнению с механическими аналогами;
· легкость в установке;
· работают от батарейки, которую можно заменить, в отличие от элемента питания во внутренних датчиках.
2. Внутренние электронные датчики устанавливаются под шину до ее монтажа на колесный диск, совмещаются с воздуховодом.
Датчики внутреннего типа
Для монтажа таких устройств используются вентили, которые прилагаются в комплекте. Внутренние электронные датчики также передают информацию с помощью радиосигнала или по блютуз на блок управления.
У более современных электронных систем есть возможность направлять данные на смартфон автовладельца с помощью специального приложения.
Данные передаются на смартфон
Преимущества внутренних датчиков перед наружными:
· точнее измеряют показатели;
· надежно защищены от внешнего воздействия;
· внутреннее устройство незаметно и не портит внешний вид диска, не нужно его снимать при накачивании
колеса;
· такое приспособление невозможно украсть 一 только вместе с колесом;
· датчики в составе некоторых систем могут передавать информацию на смартфон.
Управления системой прямого контроля давления
Недостатки внутренних датчиков 一 высокая стоимость, нюансы в настройке и монтаже, невозможность заменить батарейку в приспособлении.
Как настраивают электронные датчики
Внутренние датчики монтируют на многие модели авто прямо на заводе. Но можно также приобрести датчики давления отдельно. В BlackTyres можно сделать установку и адаптацию датчиков давления. Специалисты наших шинных центров помогут наладить работу приспособлений.
Дисплей прямой TPMS
Если автовладелец меняет колеса в сезон и хочет переставить датчики на новый комплект, сотрудник шинного центра адаптирует устройства к TPMS в автомобиле. В процессе калибровки важно учесть особенности, присущие для авто, произведенных в разных странах. Например, американским машинам подходят одни приборы контроля, а европейским другие. Частота передачи у американских датчиков 一 315 МГц, а у европейских 一 434 МГц.
Как специалист помогает установить и настроить новые датчики:
· Сначала монтируют внутренние датчики на диск до шиномонтажа.
· Сканер помогает специалисту оценить, подходят эти устройства вашему авто или нет.
Сканер для настройки датчиков
· Мастер копирует в базу идентификационные номера всех четырех колес, которые установлены заводом. Каждое колесо в автомобиле имеет свой код для TPMS и должно находится на своем месте. Если колеса поменять местами, нужно будет перенастраивать систему.
· С помощью диагностического устройства, подключенного к автомобилю, мастер прописывает идентификаторы датчиков в систему TPMS в машине. Или специалист выставляет данные на приборной панели вручную.
Мастер прописывает идентификаторы датчиков в базу
Правила использования датчиков TPMS
Если собираетесь ставить в машину прямую систему TPMS или уже используете датчики давления, обратите внимание на наши советы и рекомендации:
· После установки датчиков не забудьте отбалансировать колеса еще раз.
· Когда переобувайтесь по сезону, предупреждайте работников шинных центров аккуратно менять колеса на автомобиле, чтобы не сломать датчики.
· Если у вас два комплекта дисков для сезонных шин, и на одном уже есть штатные приборы контроля, советуем на другой комплект колес также установить датчики, чтобы не пришлось каждый раз их переставлять и настраивать.
· Когда переставляете датчики, например, с зимнего комплекта колес на летний, нужно будет проверить настройки или еще раз запрограммировать устройства, чтобы система их «увидела».
· Напомним, срок службы батарейки во внутренних устройствах внутреннего типа 一 5-7 лет. По истечении срока годности элемента питания датчики нужно будет сменить.
· Если приспособления начали давать сбой, можно обратиться в шинный центр, чтобы их там настроили в соответствии с вашей TPMS. Но бывает, что у датчиков просто истек срок годности, и необходимо установить новые.
Как мы уже писали раньше, следить за давлением воздуха в шинах необходимо по многим причинам. Контролировать состояние шин и приводить их в норму в случае необходимости 一 обязанность каждого автолюбителя. И не только перед собой и своим автомобилем, но и перед другими участниками движения.
Напомним, почему плохо ездить на спущенных колесах:
· растет расход бензина 一 0,5 л на 100 км;
· резина изнашивается быстрее, причем неравномерно;
· автомобиль становится плохо управляемым, возрастает риск заноса.
Износ резины
Перекачанные шины тоже негативно сказываются на состоянии резины и управляемости авто. Какие проблемы это может вызвать, можно прочитать в нашей статье о давлении в шинах.
Система TPMS, особенно электронная, 一 удобный способ мониторинга: перед вами на дисплее актуальные данные о состоянии шин. Какая экономия времени: не понадобится ходить каждый день вокруг машины, измеряя давление манометром.
Виды систем
Автовладельцам, однако, следует помнить: одного удобного мониторинга недостаточно. Нужно вовремя накачать колеса, если система подсказала, что давление не в норме.
Дополнительно о том, что такое TPMS в машине, смотрите в видео ниже:
Не забудьте вовремя подкачать шины!
А какую TPMS используете или собираетесь ставить в авто? Напишите в комментариях, какие датчики давления для вас самые удобные.
Ставьте лайк, если статья была полезной, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Дальше будет еще интереснее и полезнее.
Как работают датчики давления в шинах
Проколотая покрышка — это всегда очень неприятно. Но лучше узнать о спускаещем колесе заранее — в этом и помогут датчики давления в шинах.
Первый патент на шину был получен в 1846 году, и с тех пор колёса постоянно прокалываются. Любому ясно, что спустившая покрышка не сулит ничего хорошего. Да и упавшее давление может быть весьма опасно: недаром в разделе «Ежедневное обслуживание» инструкции по эксплуатации автомобиля пункт «Проверка давления в шинах» стоит одним из первых.
Когда шина «испускает дух», сопротивление качению значительно увеличивается. К чему это ведёт? К повышению расхода топлива, повышенному износу шин и, конечно же, к боковому уводу автомобиля. Причём небольшой такой увод в сторону можно списать на уклон дороги или колею. Так что водитель, по ошибке или неопытности, может продолжать движение довольно долго. И самое опасное в этом то, что при экстренной ситуации, например, при резком манёвре или торможении подспущенная покрышка может сорваться с диска или провернуться. А здесь и до аварии недалеко.
Стало быть, с этим безобразием нужно бороться всеми силами. И чем раньше водитель заметит потерю давления, тем лучше. Конечно, самый простой способ — перед поездкой проверить давление, поочерёдно присоединив к каждому колесу насос или манометр. Но мы с вами народ ленивый и забывчивый. Да и удовольствие ковыряться на морозе или в дождь с приборами невелико. Тем более что есть уже целый ворох систем, умеющих проверять это самое давление.
Самая простая из них — это специальные колпачки с цветовыми индикаторами, которые устанавливаются вместо штатных на вентили подкачки. Упало давление ниже, допустим, двух атмосфер — под прозрачной крышечкой такого появится предупреждающая жёлтая (оранжевая, фиолетовая) полоска. Ага, понятно, с колесом неладное, надо проверить. Опустилось давление ещё ниже — колпачок «окрасится» в другой, как правило, красный цвет, который будет говорить о критичности происходящего. Достоинство такого подхода — простота. Минус — недостаточно хорошая информативность. Ведь колпачки можно увидеть только во время остановки. И всё равно, обойти перед поездкой автомобиль, посмотрев на цвета колпачков, намного проще, чем мерить каждый раз давление.
Ещё один недостаток — колпачки начинают информировать об изменении давления только тогда, когда оно падает ниже определённых значений, которые, кстати, для вашего автомобиля и ваших колёс могут быть вполне нормальными. Значит, подбирать их надо именно под вашу машину.
А для того чтобы заметить неладное во время движения, неплохо бы иметь на борту электронную систему, которая автоматически оповещала бы об опасных падениях давления. И не просто оповещала, а делала бы это вовремя (чтобы было время сориентироваться) и без ложных срабатываний.
Установленная система контроля в таком случае в нужный момент предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему достаточно времени для безопасной остановки автомобиля. Понятно, в случаях серьёзного прокола или взрыва покрышки такие системы не помогут, поскольку водитель и без всяких датчиков почувствует увод автомобиля. А вот при «медленном» проколе подобная электроника просто незаменима.
Есть, например, системы, которые передают данные о давлении и температуре в шинах на центральный блок при помощи радиосвязи. А есть и такие, которые могут передавать эти данные по на телефоны или коммуникаторы. А что, очень удобно.
Но есть и более хитрые системы, которые работают без «настоящих» датчиков давления, а через ABS. Именно они обычно и ставятся в серийной комплектации автомобилей. Как они работают?
Электроника при помощи датчиков в каждый момент времени определяет частоты вращения колёс и их относительную разницу. Как известно, при падении давления высота профиля шины становится ниже. Следовательно, скорость вращения колеса с «больной» шиной увеличивается, следовательно, увеличивается и разность частот вращения колёс на одной оси. В результате система фиксирует эти изменения — и даёт тревожный сигнал.
Чем плох такой косвенный способ определения давления в шинах? Такие системы могут срабатывать, например, в затяжных поворотах, когда на протяжении относительно долгого времени система фиксирует большую разницу частот вращения колёс разных бортов (ведь внешние колёса крутятся с большей скоростью, нежели внутренние). И это ещё цветочки.
В некоторых случаях такие системы бесполезны вовсе. Например, когда на автомобиле устанавливаются покрышки с технологией Run-Flat. Напомним, у шин с такой технологией даже при полной потере давления высота профиля уменьшается незначительно — примерно на %. Давления в шине нет, а усиленные боковины продолжают «держать», и не просто держать, а позволяют продолжать движение с очень даже приличной скоростью, на протяжении достаточно длительного времени.
И всё же эта система может очень сильно помочь, особенно в дальней дороге, своевременно предупредив о том, что с колёсами проблемы. Но полагаться на «помощников» полностью не стоит. Поэтому вместо вывода напишем всего два, нет, — три слова. Следите за давлением, товарищи! Хотя бы в неделю раз, а уж если заметили, что колесо подспущено, не ленитесь, подкачайте.
Системы контроля за давлением в шинах — как они устроены
Польза от подобных систем очевидна. Пониженное давление даже в одном из колес ухудшает управляемость (фактор безопасности, ради чего все и затеяно), повышает расход топлива и, само собой, ускоряет износ протектора. Ранние системы умели предупреждать водителя о том, что с давлением что-то не так. Современные могут указать, в каком колесе снижено давление и насколько оно отличается от нормы.
Системы контроля давления обычно именуют аббревиатурами TPMS (англ. tire pressure monitoring system), RDKS или RDK (нем. Reifendruckkontrollsystem, смысл идентичный). У некоторых фирм есть собственные обозначения для таких систем.
В массовом производстве развиваются два направления. Первое обозначают как direct (прямое), второе – indirect (косвенное).
Устройство прямой системы
В системах с прямым измерением показания снимают комбинированные датчики, установленные на вентили всех колес (внутри или снаружи). Они фиксируют давление и передают данные по радиосвязи в управляющий блок. В Европе для колесных датчиков выделен частотный диапазон 433 МГц.
Это наиболее точный вариант TPMS, реагирующий на разницу в 0,1 бар и даже меньше. В серийном исполнении может отображать «онлайн» сведения обо всех четырех колесах одновременно, иногда еще и температуру, что, возможно, избыточно.
Недостатки «прямой» системы: она дороже, чем «косвенная», и немного усложняет шиномонтаж – особенно когда датчики стоят внутри колеса. Некоторые системы после перемены расположения колес (например, при перекидке колес спереди назад для равномерного износа шин) требуют заново прописать их в память управляющего блока. Иногда эту операцию можно произвести только у официального дилера. А сами датчики зависимы от индивидуальных элементов электропитания (срок службы батареек обычно 5–7 лет).
1, 2, 7, 8 — датчики давления в шинах; 3 — световой индикатор давления в шинах; 4 — звуковой сигнализатор; 5 — панель приборов; 6 — монитор; 9 — блок управления контроля давления в шинах; 10 — диагностический интерфейс шин данных. |
Устройство косвенной системы
По сути, это программное расширение АБС в сочетании с базовыми «умениями» ESP/ESC и прочей бортовой электроникой. Задействованы штатные датчики вращения колеса. Электроника отслеживает изменения (у спущенного колеса частота вращения растет) и по ним диагностирует отклонения от нормативного давления.
Высокой точности этим способом не добиться, но ее и не требуется. Система сигнализирует о потере давления в одном из колес с индикацией его позиции. Либо в нескольких, но без подробных уточнений. Значимым отклонением считается 0,3 бар, опасным – 0,5 бар.
В некоторых ситуациях «косвенные» системы трактуют как снижение давления иные процессы: при буксовании на скользких покрытиях, неравномерном размещении груза, активном маневрировании, на крутых подъемах и спусках.
Проблема отчасти решается запрограммированной задержкой оповещения о спущенном колесе (обычно около минуты). Если за это время скорость вращения колеса придет в норму, оповещение отменяется.
Чтобы система не сигналила попусту, например при сильно изменившейся загрузке автомобиля, водитель может перезапустить систему, задав электронике новые «нормы» давления (адаптация). То же – при сезонной замене шин и работах с ходовой частью.
1 — сигнал нагрузки/крутящего момента двигателя; 2 — блок управления двигателем; 3 — выключатель стоп-сигналов; 4, 5, 8, 10 — датчики частоты вращения колес; 6 — сигнал стояночного тормоза; 7 — блок управления ABS; 9 — клавиша индикатора давления в шинах; 11 — монитор; 12 — диагностический интерфейс шин данных; 13 — панель приборов; 14 — звуковой сигнализатор; 15 — световой индикатор давления в шинах; 16 — датчик поперечного и продольного ускорения; 17 — датчик ускорения вокруг вертикальной оси. |
Цена вопроса
«Прямые» устройства для самостоятельной установки (комплект из датчиков, управляющего блока, монитора, проводов) продают за 3500-5000 рублей. При заводском монтаже стоимость TPMS такого типа намного ниже, а «косвенные» системы отличаются от штатного варианта только программным обеспечением. То есть переход России на обязательное оснащение всех новых машин сильно по кошельку не ударит. Выгода, помимо умозрительного повышения безопасности: перед дальними поездками не надо бегать по периметру с манометром. Да и жизнь дороже.
Система контроля давления в шинах (TPMS) с внутренними датчиками
В данном обзоре речь пойдет о гаджете для автомобилистов. Это монитор контроля давления в шинах с внутренними датчиками. Прибор позволяет в режиме реального времени контролировать давление в шинах, не выходя из салона автомобиля, позабыв о беготне с манометром вокруг автомобиля или необходимости заезжать на шиномонтаж.
Наиболее часто встречаемые мониторы давления в шинах (TPMS) это мониторы с внешними и внутренними датчиками. Внешние накручиваются на вентили (соски) колес, внутренние вставляются в диск вместо штатных, обычных вентилей.
Внешние датчики крайне просто установить самостоятельно – они накручиваются на вентили колес вместо колпачков. Для установки внутренних датчиков требуется посетить шиномонтаж, где снимут покрышку, удалят обычный вентиль, и вместо него установят внутренний датчик давления. И в том и в другом случае колесо желательно балансировать так, как оба вида датчиков имеют свой вес.
Поскольку внешние датчики могут стать легкой добычей мелких хулиганов или автоворов, а так же могут пострадать от прилетевшего камня или других факторов, то в связи с предстоящей поездкой на шиномонтаж для сезонной смены шин, решил установить монитор давления с внутренними датчиками.
Характеристики:
Дисплей: цветной экран LCD;
Звуковая сигнализация;
Тип датчика: внутренний;
Напряжение питания: DC 5V;
Источник питания: солнечная панель для зарядки внутреннего аккумулятора + microUSB;
Частота: 433,92 МГц ± 20,00 МГц;
Размер: прибл. 9,5 х 8,5 х 2,8 см / 3,74 х 3,35 х 1,10 »;
Диапазон давления воздуха: 0,1
8,0 Bar;
Диапазон настройки температуры: 40
90 ℃;
Рабочая температура: -20
80 ℃;
Напряжение питания датчиков: Рабочее напряжение: 2,1 В — 3,6 В;
Комплект поставки:
Основной блок – 1;
Внутренние датчики – 4;
USB-кабель для зарядки/питания – 1;
Монтажный набор – 1 (шестигранный ключ + липкая площадка для фиксации монитора на поверхности);
Руководство пользователя – 2 (английский + китайский язык)
Коробка не пестрит множеством надписей на бортах, указана лишь основная информация о назначении и заложенных функциях системы контроля давления.
На одной из сторон коробки указаны возможные варианты комплектации, а в соответствующем окне отмечено, что в данном случае комплект с внутренними датчиками.
Монитор от повреждений во время пути дополнительно был прикрыт поролоном и зафиксирован в таком же бампере. Немного забегая вперед, скажу, что кабель USB имеет длину один метр, но в дальнейшем он не понадобился так, как солнечная панель, которой оснащен монитор, полностью справляется со своим функциями, заряжая внутренний аккумулятор гаджета даже в пасмурный день.
Таким же поролоновым бампером защищены датчики.
Кроме монитора и датчиков в комплект входят стикеры, напоминающие работникам шиномонтажа об установленных датчиках (клеятся на диск), шестигранный ключ для фиксации датчика, липучка для крепления монитора на поверхности и две инструкции (на английском и китайском языках).
В данном случае датчики состоят из двух узлов – вентиля и самого датчика, каждый из которых подписан – FL, FR, RL, RR, т.е. передний левый, передний правый, задний левый и задний правый.
Вентиль и датчик соединены между собой шарнирным соединением. Фиксация осуществляется винтом под шестигранним.
В данном комплекте датчики неразборные. Электроника и элемент питания спрятаны в пластиковом корпусе и залиты резиноподобной субстанцией. С одной стороны это не очень хорошо, ведь батарейку не предполагается менять, хотя и прослужит она пару-тройку лет. С другой стороны электроника датчика более чем надежно защищена от воздействия влаги, которая присутствует в воздухе шины. Ну, а при большом желании, удалив резиноподобную субстанцию, можно батарейку и поменять. Можно предположить, что элементом питания служит литиевая батарейка CR1632.
Вентиль сделан из алюминиевого сплава.
Возможно, в зависимости от конструктива диска, нужно учитывать длину вентиля и диаметр цилиндрической гайки.
Большую часть верхней стороны вполне приличного корпуса занимает солнечная панель, накрытая транспортировочной пленкой. Размеры корпуса соответствуют заявленным. На верхней же стороне расположены три кнопки, которые на мой взгляд нужно было делать так же черными, чтобы не привлекать внимание к прибору с улицы.
Экран так же защитили транспортировочной пленкой.
В корпусе имеются вентиляционные отверстия для охлаждения электроники гаджета.
На левой стороне корпуса ничего нет, а на правой расположен разъем microUSB, хотя мне он ни разу не пригодился благодаря солнечной панели.
На нижней стороне корпуса есть сектор, куда наклеивается прямоугольник липкой резиновой площадки для крепления гаджета на торпедо. На время транспортировки он защищен с двух сторон глянцевой бумагой.
Внутри корпуса расположена небольшая плата с дисплеем и антенной в виде пружины, и аккумулятор на 500 мАч.
Основные чипы на плате:
— контроллер заряда литиевых аккумуляторов ТС4056А (она же ТР4056);
— контроллер ЖК экрана НТ16С23;
— радиомодуль реализован на чипе с маркировкой 219В
Проблем с установкой вентилей с датчиками не возникло – сначала вставляется вентиль и затягивается цилиндрической гайкой с наружной стороны диска. После этого датчик подгибается вплотную к диску и затягивается шестигранным ключом.
В данном комплекте монитора инструкция универсальная для разных вариантов поставки. В частности указано, что датчики начинают обмениваться информацией с монитором после разгона автомобиля до 20 км/ч. Однако в моем случае информация с датчиков начала поступать сразу по мере накачивания колеса, но с небольшой задержкой. Т.е. еще не установив колесо на автомобиль уже можно узнать, какое давление в колесе. Нельзя не отметить высокой точности показаний. Кроме манометра на шиномонтажке были проведены измерения собственным манометром и расхождений не выявлено, т.е. обозреваемому гаджету можно доверять.
Так он прописался на торпедо машины.
Комплектный кабель питания не понадобился так, как солнечная панель полностью удовлетворяет потребности гаджета в энергии. Кроме того через некоторое время после прекращения движения на длительное время, гаджет уходит в спящий режим и информация на экране не отображается. Но стоит открыть дверь, т.е. создать колебания кузова, как монитор включается, издав короткий pic.
Включается прибор длительным нажатием левой кнопки (со стрелкой влево и значком включения питания). В случае, если все в порядке, то на экране появится следующая информация:
Разумеется у датчиков, как в плане измерения давления, так и в плане измерения температуры, есть некоторая погрешность. На фото данные после нескольких часов простоя автомобиля. По мере прогрева воздуха в шинах во время движения показания давления выравниваются (недокачали на пару десятых правое заднее), а температура в передних колесах всегда на пару-тройку градусов выше, чем в задних – там и нагрузка выше и двигатель через коробку и валы дополнительно нагревает воздух в шинах).
Показания температуры полезны тем, что позволяют в случае значительной разницы судить о неисправности суппорта, тормозных дисков и колодок, что удобно.
В данной версии монитора предусмотрена регулировка яркости дисплея. Здесь всего два уровня, но все же. Нажатие левой кнопки делает экран темнее, правой светлее.
Изначально единицами измерения давления и температуры установлены Bar и градусы Цельсия. Настройки прибора позволяют изменить Bar на Psi, градусы Цельсия на Фаренгейта, установить свои нижний и верхний пороги давления в шинах и температуру воздуха в них, при достижении которых будет срабатывать звуковая сигнализация.
Для входа в меню настроек нужно длительно зажать среднюю кнопку М.
Нумерация пунктов начинается с нулевого – установка единиц измерения давления. Изменения вносятся левой и правой кнопками, подтверждение осуществляется кратким нажатием кнопки М с переходом к следующему пункту настроек.
Далее пункт единиц измерения температуры.
Монитор отслеживает верхнее и нижнее значение давления в шинах и при достижении заданного значения сигнализирует звуковыми сигналами. Эти пороги устанавливаются в пунках 2 и 3.
Заводская установка верхнего контрольного значения давления 3,2 Bar и можно изменить от 2,8 до 6,7 Bar.
Нижний порог давления по умолчанию установлен на отметке 1,8 Bar и может быть задан в диапазоне 1,1 – 2,0 Bar.
В четвертом пункте настроек устанавливается значение температуры воздуха в шинах, при превышении которого, прибор сообщит звуковыми сигналами и соответствующим значком на дисплее. По умолчанию установлено значение 68 градусов Цельсия, диапазон изменений от 40 до 90 градусов.
Иногда возникают ситуации, когда колеса нужно поменять местами. Для того, чтобы не возникло путаницы с фактическим местоположением колеса и отображаемым его положением и значениями данных с датчика на дисплее в мониторе предусмотрена функция переназначения датчиков. Предусмотрено множество комбинаций.
Можно поменять местами пары передних колеса с парами задних.
Парами левые с правыми.
И поодиночке в любое место.
Есть в приборе и загадка). Это пункт настроек под номером 6. В инструкции о нем ничего не написано и что означают символы с числами понять так и смог.
Возможно, этот пункт настроек относится к другой комплектации монитора и другим датчикам с другим функционалом.
И в случае, если пользователь что-то настроил не так как нужно, то всегда можно сбросить настройки до заводских, зайдя в пункт меню 7. Активировать сброс можно двумя способами – либо длительным удержанием кнопки М либо ничего не нажимая в течении 15 секунд. Гаджет сбросит текущие установки и вернется до заводских.
Кроме звуковой сигнализации соответствующими значками на дисплее монитор уведомляет пользователя о нештатных ситуациях от снижения или увеличении давления сверх пороговых значений, резком снижении давления, снижении напряжения питания датчика, потери связи с ним, повышении температуры и т.д. Т.е. услышав звуковой сигнал причину его можно увидеть на дисплее.
Максимальная яркость дисплея в темное время суток не контрастирует с яркостью подсветки приборов машины.
Знакомые, увидев прибор, проявили к нему неподдельный интерес, и ввиду полной автономности прибора, удобства считывания информации одновременно со всех четырех колес, возможности установки параметров давления для разных шин и автомобилей, отслеживания давления и температуры воздуха в колесах, компактных размеров и приличного внешнего вида нашли гаджет весьма полезным. Мнение их полностью разделяю и со своей стороны могу данный монитор лишь рекомендовать.
Кто уже переобул машину, но заинтересовался монитором, могут рассмотреть вариант с внешними датчиками.
Организация пунктов меню там немного другая, но точность измерений и удобства на столь же достойном уровне.