Эволюция ключа зажигания
За последние годы автомобильный ключ сильно изменился. Еще недавно мы просто вставляли в замок «девятки» обычный металлический ключ, а теперь пользуемся прелестями бесключевого доступа. В ближайшем будущем ключ и вовсе обещает уйти на покой, уступив место смартфону. Самое время вспомнить, с чего всё начиналось…
Как мы знаем, задача пусковой системы двигателя – раскрутить коленвал, чтобы тот, в свою очередь, привел в движение поршни, клапаны и генератор, питающий свечи зажигания и топливную систему. Изначально, в конце 19-го – начале 20-го века для этих целей придумали так называемый «кривой стартер» – ручку, которая вставлялась в специальный паз в передней части коленвала. Ее нужно было крутить вручную, причем применять не только физическую силу, но и смекалку.
В частности, опытные шоферы чувствовали по усилию на рычаге, в какой позиции находятся сейчас поршни и на такте сжатия дергали рычаг резче, чтобы спровоцировать вспышку в цилиндрах. Правда, работать с «кривым стартером» приходилось очень аккуратно, потому что когда мотор заводился, то заводная ручка могла ударить по рукам и даже сломать пару пальцев.
.
Над альтернативой «кривому стартеру» стали задумываться практически сразу, как только автомобиль стал массовым. Первый прототип электрического стартера появился в 1899-м, а первым серийным автомобилем, для запуска которого не нужно было мучиться с рычагом, стал Cadillac Model Thirty 1914 года. В 1920-м электростартер получил даже утилитарный Ford Model T. Затем достаточно долгое время отверстие под ручку запуска существовало как резервный способ завестись при разряженном аккумуляторе – на отечественных машинах оно встречалось вплоть до 90-х годов.
Практически сразу после появления электрического стартера запуск автомобиля на многие десятилетия доверили обычному ключу. Были модели с ручкой запуска без ключа, но в целях безопасности быстро внедрили в конструкцию автомобиля замок зажигания. Вплоть до конца 80-х годов прошлого века совершенствовались только форма бороздок и зубцов ключа, усложняя процесс его подделки.
.
Владельцы многомиллионной армии классических «Жигулей» до сих пор «мучаются» с двумя ключами: одним – для зажигания, другим – для отпирания дверей и багажника (если, конечно, машина не оборудована хотя бы простенькой «противоугонкой»).
.
Однако обычный замок не мог уберечь автомобиль от угона должным образом. И уже с середины ХХ века водители начали придумывать различные дополнительные средства защиты. Особенно популярным стал прерыватель электроцепи, в который вставлялась токопроводящая «секретка». Железяку, как правило, уносили с собой всякий раз, когда покидали машину надолго. Потом появились «секретные кнопки», спрятанные под сиденьем или в бардачке… Кстати сказать, и современные автовладельцы не брезгуют подобными способами защиты «железного коня».
В 90-е годы широкое распространение получили штатные иммобилайзеры, не позволяющие запустить двигатель без ключа. Вблизи замка зажигания размещали метку, которая улавливала сигнал транспондера, «зашитого» в головку ключа зажигания. В первой половине 90-х еще были распространены иммобилайзеры, которые разблокировались с кнопки на ключе (как сигнализация), но они довольно быстро уступили место автоматическим системам.
.
Вот так примерно 20 лет назад головка ключа зажигания «распухла», а угонщики получили дополнительную преграду. Впрочем, настоящие профессионалы быстро научились перехватывать и имитировать сигнал транспондера, так что иммобилайзер с чип-ключом защитит автомобиль от внимания исключительно «случайных» угонщиков.
.
Во второй половине нулевых привычная личинка замка зажигания стала постепенно выходить из употребления, оставаясь востребованной только в бюджетном сегменте. Двигатель на современных авто всё чаще запускается с кнопки START, а ключ лишён лезвия и выполняет функцию брелока сигнализации и транспондера иммобилайзера.
.
От обычных чип-ключей из 90-х эта система принципиально не отличается: просто радиус действия стал шире, а замок перестал представлять хоть какую-то ценность в качестве противоугонного средства. По большому счёту, современный чип-ключ вообще не нужно доставать из кармана. Приёмник сигнала в автомобиле улавливает транспондер на расстоянии и разблокирует двери, а затем закрывает, как только ключ пропадает из зоны действия. Технология позволяет держать ключ при себе и в салоне, хотя на некоторых моделях его нужно вкладывать в специальный слот
Нетрудно догадаться, что сигнал в каждом чип-ключе к конкретному автомобилю закодирован индивидуально. При утере ключа придется покупать новый чип и «прошивать» его, а затем «прописывать» в бортовом компьютере автомобиля. Сейчас на некоторых дорогих авто (например BMW) система шифровки сигнала защищена настолько, что за изготовление дубликата не берутся сторонние фирмы – придется обращаться к официальному дилеру.
Довольно странно, что столь банальная конструкция как выкидной ключ зажигания приобрела широкую популярность только в начале 21-го века, когда сам ключ начал отступление, освобождая место транспондерам. Впрочем, бюджетные авто, как мы помним, всё ещё заводятся с ключа и выкидной его вариант имеет ряд преимуществ. Во-первых, с убранным лезвием нет никаких шансов порвать карман или, скажем, поцарапать телефон, находящийся в этом же кармане. Во-вторых, многим, особенно молодым водителям, нравится сам процесс: нажимаешь на кнопочку и ключ выскакивает как лезвие ножа.
.
И любителей «выкидух» так много, что под них сформировался целый рынок. Десятки интернет-магазинов предлагают пустые корпуса с лезвием-заготовкой. Нужно учесть, что форма ключа – штука индивидуальная и отличается не только от марки к марке, но и от модели к модели. При желании, впрочем, можно заказать болванку под любую машину, да еще и с индивидуальной гравировкой. Ценник начинается от 500-700 рублей и еще за 300-400 вам доставят товар прямо домой или в офис. Останется только поехать в мастерскую и нарезать на болванке такие же бороздки с зубцами, а также перенести в новый корпус всю электронику, если ключ с транспондером.
Здесь, правда, есть нюансы, ведь корпус выкидного ключа отличается по форме от оригинального. Во-первых, количество кнопок может не совпадать – например, очень часто у болванок нет кнопки принудительного включения сигнализации. Во-вторых, при переносе электроники антенна транспондера может оказаться слишком далеко от метки иммобилайзера и из-за сильно ограниченного радиуса действия машина не будет заводиться (как вариант решения проблемы – перепаять антенну).
Будущее сегодня. Ключ-приложение
Скорее всего, в обозримом будущем при покупке автомобиля человек станет получать специальное приложение для смартфона, с помощью которого можно будет открыть автомобиль и разблокировать его иммобилайзер, отслеживать его местоположение через спутниковую связь и даже управлять им на расстоянии. Например, если вы накупили две тележки покупок в супермаркете, а машина стоит на другом конце паркинга. Рулить автомобилем, как в компьютерной игре, конечно, никто не позволит – за счёт датчиков он найдёт вас самостоятельно.
.
Развитию системы ключа-приложения наибольшее внимание на данный момент уделяет компания Volvo.
Впрочем, даже если технологию управления авто со смартфона доведут до ума окончательно, автомобильный ключ в том или ином виде останется востребован, пусть и в качестве резерва. Что делать, если смартфон сломался, утонул в туалете или вывалился из окна с восьмого этажа? Да и не доверяют люди пока что мобильным приложениям. Ведь даже те, кому сейчас 25, еще помнят, как в трескучие морозы сосед заводил свои «Жигули» с «кривого стартера».
Чип-ключ: зачем в ключе нужен чип?
Чип-ключ это ключ зажигания современных автомобилей, мотоциклов, снегоходов, а служит он для запуска двигателя.
Чем чип-ключ отличается от простого ключа зажигания?
Тут все просто: чип-ключ зажигания имеет в своем составе электронную часть. Эта электроника в чип-ключе и называется упрощенно чипом.
Назначение чипа в ключе – чтобы автомобиль опознал кто перед ним: владелец или угонщик. Родным чип-ключом можно завести двигатель автомобиля, а чужим нельзя.
Все современные автомобили и мотоциклы имеют штатную электронную противоугонную систему – иммобилайзер.
Фото иммобилайзера:
Именно он и считывает чип-ключ, чтобы разрешить запуск двигателя или нет. Если чип-ключ машине не соответствует, то можно, хоть до посинения пытаться завести двигатель – не выйдет.
На старых автомобилях таких систем ещё не было, и никаких чипов тоже. Нередко ключ от машины был и вовсе простой металлический. А замок оставался единственной защитой от угона.
Как выглядит чип?
Практически все автомобильные чипы миниатюрные, размером не более нескольких миллиметров. Именно по этой причине, некоторые авто владельцы и не догадываются о том, внутри их ключей что-то есть.
Фото чипов:
Какие бывают чип-ключи?
Разнообразие их велико:
- Выкидные чип-ключи
- Чип карты
- Смарт-ключи
Как происходит изготовление чип-ключа для автомобиля?
Чипованные ключи можно изготовить несколькими способами:
- Сделать дубликат чип-ключа зажигания по рабочему образцу.
- Запрограммировать чип в автомобиль диагностическим методом.
- Прописать чип-ключ в блок иммобилайзера.
Какой из них лучше? Это определяется исходя из задачи и ситуации. К примеру, если в автомобиле используется не сложная система иммобилайзера, то самый дешевый метод – изготовить дубликат по оригинальному ключу зажигания.
Это самый распространенный способ заказать чип ключ, например для установки на авто сигнализации с функцией автозапуска.
Если скопировать чип от авто некоторых моделей невозможно, то чип-ключ программируется в автомобиль диагностическим оборудованием. Для этого используется диагностический разъем машины. К слову говоря, официальные дилеры используют именно такой способ.
При потере всех ключей, используются способы изготовления чип-ключа в иммобилайзер снятый с машины.
Можно ли самому изготовить чип-ключ для авто? Нет, так как для этого требуется дорогостоящее оборудование. А так же специальные знания. Без опыта и понимания того, что и как делать, получится только сломать машину. А для изготовления чип-ключа требуется мастерская и хорошие профессионалы.
Чип-ключ Нижний Новгород, где изготовить?
В Н.Новгороде изготовлением автомобильных ключей и чипов занимаются десятки мастерских. Естественно, что все они обладают разными возможностями: где-то могут делать только простые ключи и чипы для автозапуска, а в других способны изготовить и прошить чип-ключ практически в любой автомобиль. Одной из таких профессиональных мастерских в Нижегородской области является фирма «Иммо Бокс». Консультации и запись на работы по чип-ключам по телефонам в контактах .
Ключ зажигания: купить, изготовить дубликат.
Подразделение «Дверной Доктор Авто» сможет выполнить дубликат любого ключа зажигания и прописать его в автомобиль. В нашей компании вы сможете не только купить ключ зажигания, но и выполнить на нём нарезку, продублировать иммобилайзер ключа, а в некоторых случаях восстановить работоспособность отказавшего.
Для выполнения поставленных задач наши специалисты обладают всем необходимым профессиональным инструментом, а также знаниями и многолетним опытом. При любой проблеме с ключом зажигания вы можете обратиться к нам по телефонам
+7(831)4164059
+79036026406
Мы не только сможем помочь вам выйти из неприятной ситуации, но и порекомендуем наиболее выгодное решение в вашем конкретном случае.
Что же такое ключ зажигания?
В этой статье расскажем о том, что представляет собой ключ зажигания автомобиля, а так же развеем некоторые мифы или ошибочные суждения, немного повысим грамотность автовладельцев и дадим полезные советы.
Начнем, пожалуй, с тех нелепых слов и неправильных определений ключа зажигания с чипом, которые приходится слышать не только от клиентов, но и от работников некоторых фирм, которые тоже пытаются оказывать подобные услуги. Некоторые из них: «чиповка ключей», «чипсы», «семечка», и прочие перлы – признак непрофессионализма и показатель низкой компетентности.
Вкратце напомним, что же такое система иммобилайзера современного автомобиля? Если совсем в двух словах, то иммобилайзер — это электронная противоугонная система, которая работает совместно с блоком управления двигателем и либо разрешает, либо запрещает запуск двигателя автомобиля.
Другими словами: двигатель заведется, только если в замке зажигания автомобиля будет «правильный» ключ зажигания.
А как же машина понимает «правильный» ли это ключ? Для этого в самом ключе зажигания содержится определенный электронный компонент, который и называется транспондер.
Транспондер (англ. transponder от transmitter-responder — передатчик-ответчик) — приёмопередающее устройство, посылающее сигнал в ответ на принятый сигнал.
Иногда слово транспондер, условно можно заменить словом чип, но уж никак не «чипса»!
Для некоторых автовладельцев, бывает открытием, что внутри ключа зажигания их автомобиля что-то есть! Утверждают, что у них точно ключ простой, без чипа, устраивают с нами споры! )
Так уверенно можно сказать, только если ключ от совсем старого автомобиля и полностью металлический, как на фото ниже.
Если же ручка или головка автомобильного ключа зажигания сделана из пластика, то внутри вполне поместится чип, так как он имеет совсем небольшие размеры.
Основные разновидности чипов ключа зажигания
Одним из наиболее распространенных транспондеров является карбоновый, имеет размеры не более чем 12ммх6ммх3мм
По форме, цвету и размеру он и впрямь похож на «семечку», но это всё-таки чип, микроэлектроника, а не зародыш семенных растений. Поэтому называть его «семечкой» нельзя.
По своей сути карбоновый чип представляет собой миниатюрную электронную плату, имеющую в своем составе антенну, конденсатор, микросхему и т.д., и всё это герметично залито в карбоновом корпусе.
Вот схема расположения компонентов внутри:
Вторая наиболее популярная разновидность автомобильного транспондера – это стеклянная колба. По сути это тоже антенна, конденсатор, микросхема и т.д., только всё это запаяно в миниатюрную стеклянную колбу. Размеры её не велики: диаметр от 2мм до 4мм, длина от 8мм до 34мм.
Следующая разновидность чипов иммобилайзера – это батареечные или без батареечные эмуляторы чипов. Основу их составляет плата с микросхемой и программой, которая при работе эмулирует, т.е. копирует собой поведение обычного чипа или транспондера.
Подобные эмуляторы могут быть с корпусом, который представляет собой одновременно головку ключа, к которой в дальнейшем присоединяется лезвие ключа.
Принцип работы всех автомобильных чипов – это «общение» с блоком иммобилайзера автомобиля посредством радиоканала.
На замке зажигания находится антенна и в самом транспондере тоже есть антенна. Радиус действия такой связи между чипом и антенной иммобилайзера очень невелик, всего несколько сантиметров.
Наиболее устойчивую связь обеспечивает транспондер в стеклянной колбе, а так же эмулятор на плате, так как в них применяется более мощная антенна, по сравнению с чипом в карбоновом корпусе.
Дубликат ключа зажигания
Когда потерян один из ключей зажигания, можно изготовить его полноценный дубликат.
Если у вас потеряны все ключи от автомобиля, требуется восстановление не только механики (лезвия) ключа, но и его транспордерной части (восстановить чип).
Но чаще всего, как показывает практика, автовладельцы обращаются в мастерскую для того, чтобы изготовить дубликат чипа для автозапуска. То есть, чтобы установить на автомобиль противоугонную сигнализацию с функцией автозапуска.
Встречаются автолюбители, которые имея единственный ключ зажигания от автомобиля, заблуждаются, думая, что именно его установят в автомобиль, а пользоваться повседневно будут простым ключом без чипа, который и просят изготовить.
Вкратце расскажем примерный алгоритм того, как реализовывается автозапуск на автомобилях, и почему простым ключом без чипа пользоваться не получится.
Для того чтобы завести автомобиль дистанционно, параллельно антенне иммобилайзера, которая на замке зажигания, устанавливается и прячется внутри приборной панели специальный блок обходчика иммобилайзера. Это небольшая коробочка, которая подключается к системе сигнализации. Внутри обходчика тоже имеется антенна, внутри её закрепляется чип иммобилайзера или целый чип ключ.
В момент дистанционного запуска, антенна блока обходчика становится активной и считывает информацию с чипа. Получается, что в этот момент автомобиль «видит» правильный ключ с чипом и дается разрешение на запуск.
Но. Машина, заведенная таким образом, не сможет поехать без ключа в замке зажигания.
Чтобы ехать, автовладелец должен вставить и повернуть в замке зажигания ключ с чипом и отключить сигнализацию. Вот в этот момент и происходит опрос того ключа с чипом, который находится в замке зажигания. И если там будет простой ключ без чипа, двигатель автомобиля глохнет.
Ещё хочется дать совет автовладельцам. Если нужен чип для автозапуска, спросите в мастерской: с батарейкой он будет или нет. Дело в том, что батарейка будет постепенно разряжаться и терять емкость, тем более на морозе. В этом случае машина с автозапуском сначала перестанет заводиться в морозы (когда автозапуск особенно нужен), а потом и вовсе автозапуск перестанет работать – потребуется разбирать панель, доставать обходчик иммобилайзера и менять батарейку в эмуляторе.
Так же, выбирая мастерскую для изготовления дубликата чипа, не нужно выбирать по принципу самой низкой цены. Низкая цена зачастую обусловлена использованием дешевого, чаще всего китайского оборудования и таких же чипов. Даже не имея батарейки, такие чипы работают «через раз», а при низких температурах автомобиль и вовсе не заведется.
Иногда, изготовить копию или дубликат чипа невозможно, в связи с применением в современных авто чипов нового поколения. В этом случае понадобится совсем другая технология, а именно программирование или прописка ключа или чипа в автомобиль, и непосредственного подключения к нему. Это процедура требует применения совершенно другого оборудования и квалификации мастера. Поэтому для вашего же удобства, для экономии времени и денег, рекомендуется выбирать мастерскую, которая специализируется именно на автомобильных ключах и чипах. Такие мастерские имеют опытных специалистов, а также оборудование с расширенным спектром возможностей, позволяющие исключить ошибки.
Эволюция ключа зажигания автомобиля
Самая многострадальная часть автомобиля, которая зачастую лучше других позволяет судить о его возрасте, — это ключ зажигания. Его носят в тесном кармане рядом с железными брелоками, с размаху бросают на стол, а иногда им даже открывают пиво. Между тем ключам становится все тяжелее терпеть такое обращение. Ведь с каждым годом они становятся умнее и образованнее.
До середины 1980-х замок зажигания представлял собой самый настоящий механический замок, совмещенный с мощным многоконтактным выключателем. Сделав копию ключа у обычного слесаря, можно было получить доступ к автомобилю и всем его функциям. Однако злоумышленники, попытавшиеся таким образом завладеть Chevrolet Corvette 1986 года выпуска, были разочарованы. В этом автомобиле ключ впервые стал частью электронного иммобилайзера.
В ключ, так называемый Pass KeyI, был вмонтирован резистор. После того как хозяин вставлял ключ взамок, электронный блок измерял сопротивление ключа, и если оно отличалось от заданного, блок управления двигателем не включался. На заводе производились ключи всего с 15 вариантами сопротивлений. Их было нетрудно подобрать, и вскоре угонщики щеголяли связками из 15 резисторов, дополняющих традиционный набор отмычек. И все же автомобиль уже нельзя было открыть копией ключа, выточенной слесарем по слепку, или с помощью отвертки и какой-то матери.
С середины 1990-х неотъемлемой частью ключа современного автомобиля стала пассивная радиометка RFID. Это микросхема, которая содержит память с секретным кодом, миниатюрный передатчик и приемник радиосигнала. Иммобилайзер в машине посылает метке сигнал-запрос. Энергии электромагнитных волн хватает, чтобы микросхема отправила в ответ секретный код. Получив правильный ответ, иммобилайзер позволяет блоку управления двигателем включиться.
Следствием пассивного питания метки RFID является ее важнейшее достоинство — небольшой радиус действия. Метку можно распознать лишь с расстояния нескольких метров — фактически когда ключ находится в автомобиле. Подобрать секретный код невозможно: к примеру, 40-битная комбинация предполагает около триллиона вариантов, а в современных метках используются 128-битные и даже более длинные коды.
В конце 1990-х радиометки считались панацеей от угона. При наличии полного комплекта ключей страховые компании отказывали хозяевам похищенных авто в возмещении, обвиняя их в мошенничестве. Между тем лазейку преступникам открыли сами автопроизводители, которым нужно было как-то помогать законным владельцам автомобилей, теряющим ключи. Сегодня ключ с радиометкой можно скопировать во многих мастерских, а секретный код для разблокировки иммобилайзера получить в официальном сервис-центре. Специальная аппаратура позволяет считать и скопировать сигнал пассивной метки RFID с расстояния до 10 м. В целях дополнительной защиты производители некоторых дорогих автомобилей делают радиометки с плавающим кодом.
Не правда ли, удивительно, что активный брелок, работающий на батарейке и «стреляющий» радиосигналом на десятки метров, открывает только одну машину, а не все авто той же марки на парковке? Да и почему бы не записать его сигнал, чтобы затем воспроизвести и получить доступ в автомобиль? Все дело в плавающем коде.
В брелоке содержится генератор псевдослучайных чисел, который каждый раз выдает новый код, поэтому записывать его сигнал бесполезно. В автомобиле есть такой же генератор, который работает по той же формуле и создает цифровые коды в той же последовательности. Таким образом, брелок и замок синхронизированы.
А что делать, если кнопка на брелоке будет нажата случайно и он рассинхронизируется с замком? Специально для таких случаев автомобиль может принимать не только синхронный код, но и, скажем, 256 чисел, следующих за ним по формуле. Приняв такой сигнал, компьютер синхронизируется вновь.
В последние годы широкое распространение получили системы бесключевого доступа в автомобиль. К примеру, чтобы попасть в VW Passat, оснащенный системой KESSY, достаточно потянуть за рукоятку двери при условии, что ключ находится у вас в кармане или сумке. Мало того, если просто провести ногой под задним бампером автомобиля, багажник автоматически откроется. Это очень удобно, когда руки заняты поклажей.
За подобными системами скрывается технология дополнительного контроля дальности действия меток RFID: она не должна превышать полметра, иначе стоящий рядом с владельцем автомобиль сможет открыть любой желающий. В основе технологии лежит экранирование радиосигнала метки и использование частот диапазона УВЧ.
В ближайшем будущем автомобильный ключ может взять на себя куда больше функций, чем простое открывание дверей и защита от угона. Эволюция будет связана с распространением технологии передачи данных на короткие расстояния NFC (Near Field Connection). Устройства, совместимые с NFC, такие как мобильные телефоны, компьютеры, банкоматы, могут обмениваться данными, только находясь на расстоянии ближе 10 см.
Производитель полупроводников NXP утверждает, что скоро в ключе будет храниться вся техническая информация об автомобиле. Коснувшись ключом мобильного телефона, владелец сможет узнать уровень топлива в баке или GPS-координаты места парковки. А поднеся ключ к ПК, можно будет загрузить данные системы диагностики на веб-сайт сервисной службы и получить предварительный диагноз от механиков.