Стаканы и как не попасть к кузовшику
Рассмотрим причины
Опора амортизатора имеет в большинстве случаев меньший размер чем сам СТАКАН тем самым в первую очередь выгибается и становится выпуклой формы если продолжать дальше так появятся трещины и очередные вопросы
Почему складываются стаканы причин масса тяжёлый двигатель выбоины неровности на дороге
Ну а теперь часто задаваемые вопросы
Почему упустили это явление на заводе ?
Задаю постоянно встречный вопрос а сколько лет вашему автомобилю может ему в гвозди пора ?
А может их распяреть обратно стаканы?
Возможно несколько вариантов
Возьмём по порядку нету ещё у нас трещин и смешение есть выпуклость лучшее что можно сделать это восстановить заводскую форму только не кувалдой
(если тема будет актуальна сделаю отдельно и покажу приспособления)
Если появилась трещина прежде чем заваривать надо восстановить форму затем только заваривать
Гарантия на то что после сварочных работ он не треснет никто не даст
Но можно самим подстраховаться берём специальные уселители опоры стоек и ставим их между стаканом и опорой амортизатора
Как побороть завал стаканов
Те кто хочет распиреть обратно стаканы при помощи регулируемой распорки наврядите сильнее это не решение кузовной ремонт затем и ставте распорку но не распираите ее под усилием толку от этого не много но риск остаться без лобового стекла как мои друг вполне вероятна
Распорка только предотвращает заваливание стаканов относительно друг к другу не более
Какую деталь автомобиля называют "стакан"?
Деталь или вернее элемент конструкции кузова автомобиля. Назначение стакана — принять нагрузку от амортизатора и рассеять по всему корпусу. Если уточнить — место с особой прочностью , в которое упирается верхняя часть амортизатора автомобиля. В стакане амортизатор так же и крепится верхней частью. Узел крепления , как правило , довольно сложный и состоит из особого специального упорного подшипника , ряда специальной формы , шайб и гайка , стягивающая весь узел крепления. Из за особенностей , в торце резьбового наконечника амортизатора , имеются специальной формы углубления под специальный ключ , что бы удерживать на месте от проворачивания , при затягивании гайки.
Стакан, подшипник, опора: к чему крепятся амортизаторы и почему там что-то ломается?
Что такое амортизаторы или амортизаторные стойки, знают все. Или хотя бы догадываются, зачем они нужны в общих чертах. И это нормально: про стойки и амортизаторы написано очень много всякого разного, полезного, толкового или хотя бы интересного. Про то, как эти детали крепятся к кузову, говорят мало. Вроде есть там какой-то «опорник», есть какой-то «стакан». А ещё что-то иногда может там хрустеть, трещать, стучать или даже отваливаться. Что именно?
«Задача у нас простая».
Начнём всё-таки с амортизаторов. Иногда встречается мнение, что они нужны для того, чтобы машину не трясло, чтобы ехать в ней было мягко и комфортно. Это не совсем так. За мягкость отвечают пружины – упругие элементы (сегодня не будем говорить про рессоры, пневмо- или гидроподвеску, у которых есть свои особенности). Амортизаторы нужны для обратной задачи: гасить те колебания кузова, которые начинаются во время работы пружин. Если амортизатор убрать, кузов будет очень долго раскачиваться на пружинах, колёса будут скакать по неровной дороге, а машина перестанет нормально управляться. Нечто похожее возникает при неисправности амортизаторов, когда они не способны выполнять свои функции.
Чтобы закрепить пружину, большого ума не надо. Достаточно упереть её нижним концом в деталь подвески (рычага или балки), а верхним – в кузов или деталь, прочно соединённую с кузовом. В случае с амортизационной стойкой конструкция получается чуть сложнее (только потому, что в ней объединены амортизатор, пружина, поворотный кулак и рычаг подвески), но пока это не важно.
Важно, что в конструкции стойки есть такой же амортизатор, который тоже надо куда-то крепить. И если в задней подвеске крепление амортизатора довольно примитивное, то в передней оно заметно сложнее. Оно понятно: если сзади амортизатор должен работать только в одной плоскости, то в передней он ещё должен как-то крутиться вокруг своей оси вместе с передним управляемым колесом. Этим и обусловлена разница в креплениях амортизаторов и стоек. Начнём с более сложной конструкции – с крепления передней амортизационной стойки.
Тот самый «опорник»
Если стойка должна вращаться, то в ней должен быть подшипник. И вот как раз такой опорный подшипник и есть тот самый механизм, соединяющий кузов и стойку. По своей сути это обычный подшипник качения с очень прочной обоймой. Эта обойма должна выдерживать все удары, которые может испытать колесо и предать его стойку. Обойма с помощью металлической площадки крепится к стакану кузова. Через центр подшипника проходит шток амортизатора. В общем-то всё: на этом конструкция заканчивается. Я же говорил, что ничего сложного в ней нет, не так ли?
Да, теоретически всё сделано очень просто и надёжно. Но, как и любой другой подшипник, опорный подшипник (или по-братски «опорник») имеет свой ограниченный ресурс.
Конечно, в первую очередь его губят пыль, песок и остальная дорожная грязь, от которых невозможно защититься на сто процентов. Что-то всё равно попадает внутрь, постепенно смазка стареет, а сам подшипник выходит из строя. И это нормально.
Не очень нормально – это выход опорного подшипника из строя из-за тяжёлых условий эксплуатации. А если короче, то из-за ям на дорогах. Каким бы крепким он ни был, сильный удар может сломать всё что угодно. Поэтому ресурс опорника во многом зависит от того, насколько аккуратно ездит водитель.
Кроме того, на его долговечность влияет исправность самой подвески. Лишние стуки из-за разбитых сайлентблоков, шаровых опор и даже рулевых тяг и их наконечников тоже сокращают жизнь бедного подшипника.
Ну и, наконец, есть просто не очень удачные опорники, которые выходят из строя на некоторых автомобилях (хотя бы на тех же Тигуанах первого поколения или на множестве Фордов или Вольво). Тут поможет только смирение и поиск каких-то нормальных аналогов.
Как понять, что опорный подшипник пора менять? К сожалению, не понять этого невозможно: поломка довольно-таки шумная и своими звуками может вывести из себя даже шаолиньского монаха. В первую очередь появляется хруст при повороте руля. Это уже сам по себе достаточно точный признак «попадалова» на замену опорника. А если сюда добавляется хруст, скрежет или стук при проезде неровностей, то диагноз практически стопроцентно точный. Для собственного успокоения можно провести несложный тест. Открываем капот и находим под ним «стаканы» с опорниками. Это несложно. Теперь смотрим, нет ли на них каких-нибудь защитных колпачков. Если есть, то снимаем. После этого мы сможем увидеть шток амортизатора, который закреплён в опорном подшипнике. Кладём на него руку и раскачиваем машину. Есть люфт – всё, приехали. Люфта в исправном подшипнике не бывает.
Теоретически с хрустом опорника можно немного поездить. Но долго испытывать судьбу не советую. Бывает, что опорник внезапно разваливается, и куда в этот момент потащит руль, неизвестно. А ещё его может здорово закусить, что в повороте может привести к трагедии. Так что затягивать с ремонтом не стоит.
Менять опорники лучше парой. Вообще, в ходовой всё лучше менять с обеих сторон одновременно, и опорный подшипник – не исключение. Правда, если перед смертью подшипника эта сторона автомобиля влетела в большую яму и причинно-следственная связь между ямой и гибелью опорника установлена явно, то можно заменить и с одной стороны.
Кое-что попроще
Крепление амортизаторов задней подвески сделано заметно проще. Этим амортизаторам нет необходимости крутиться вокруг собственной оси, поэтому подшипников там нет. Есть чашка, в которой в резине стоит втулка. В этой втулке закреплён шток амортизатора. Без резины обойтись нельзя: она гасит вибрации, которые амортизатор щедро отдаёт на кузов. Казалось бы, тут ломаться вообще нечему. Но ломается, собака. Подводит, конечно, именно резинка, которая может порваться или отслоиться от втулки. Чем это грозит?
Самое печальное произойдёт, если подушка порвётся полностью. Шток амортизатора оказывается не закреплённым полностью и начинает болтаться в стакане кузова. А это как минимум – знатный грохот. Причём очень своеобразный: будто что-то отвалилось внутри машины и грохочет в кузове. Оно так и есть, потому что свободно мотающийся шток амортизатора начинает лупить прямо по кузову.
Если отслоение только началось, диагностировать поломку по звуку сложнее. Во-первых, стучать в этот момент пока ещё нечему, во-вторых, звук чаще неоднозначный. Будто кто-то тяжко вздыхает в месте крепления опоры. Или будто грустно квакает лягушка. В общем, понять трудно и можно перепутать с помирающим амортизатором. А вот когда опора оторвётся, тут уже всё становится ясно. Но поздно.
Грохот может быть таким сильным, что возникают справедливые опасения: а можно ли так ехать в сервис? Или лучше всё-таки поехать на эвакуаторе? Конечно, на эвакуаторе лучше, но большой необходимости в нём нет. Можно потихоньку доехать и так. Главное – очень медленно и по хорошей дороге. Если от души подпрыгнуть в яме, шток амортизатора провалится в ходе отбоя внутрь кузова и может упереться в него изнутри. И это заметно добавит головной боли. Кроме того, нужно помнить, что одного амортизатора на машине нет (шток-то болтается, так что амортизатор фактически не работает), что заметно сказывается на управляемости. Хотя, конечно, если красться в сервис со скоростью 40 км/ч, то на последнюю можно наплевать. В крайнем случае, если совсем прижало, лучше совсем снять амортизатор (всего-то открутить один болт снизу) и доехать до места ремонта вообще без него. На дороге машина, конечно, будет стоять неважно, но хотя бы грохот не сведёт с ума.
Конечно, как и в случае с опорными подшипниками, опоры задних амортизаторов тоже лучше менять парой.
Что не так?
У опор, что передних, что задних, есть одна особенность: на некоторых автомобилях они могут быть одной частью с амортизатором или стойкой. То есть, оригинальной детали не может быть в принципе. Это не должно расстраивать. Почти всегда можно подобрать аналоги и заменить опору отдельно от амортизатора. Причём иногда доходит до смешного: например, на Мазде 3 и соплатформенном втором Фокусе опоры задних амортизаторов практически одинаковые, но на Фокусе это отдельная деталь, а на Мазде она по заводу идёт в сборе с амортизатором. Зачем – загадка. Впрочем, в продаже полно аналогов.
Так, а что там со «стаканами»? Про них же тоже обещал сказать пару слов. Но говорить особо нечего. Если вашей машине не двадцать лет и она не Mercedes W210, то проблем со «стаканами» вы, скорее всего, не увидите ещё долго. А вот при покупке подержанной машины во время проверки передних опорных подшипников (по тому самому методу, который я описал выше) очень советую обратить внимание на эти самые «стаканы». Если на одном из них выбит VIN, а сам он переварен, будут неприятности похуже, чем с опорами стоек. Но это уже другая история, более дорогая и печальная. Ну её в топку.
Где в машине находится телевизор, граната, стакан, лягушка, мозги и косточка
В любом деле существует профессиональный жаргон, который постепенно переходит в общее употребление. Это относится и к автомобилям, тем более их составляющим частям. Правильные термины трудно запоминать и неудобно выговаривать, поэтому людям свойственно всё упрощать, используя более распространённые слова, означающие обычно визуально схожие предметы и понятия.
К тому же так человек позиционирует себя в определенных кругах общения знающим и знакомым с материальной частью.
Что в машине называют Гранатой
Как выглядит граната, знают все, кто смотрел фильмы про войну. В данном случае речь идёт о второй мировой, когда в ходу еще были соответствующие изделия в виде цилиндра на длинной деревянной ручке. Сейчас гранаты выглядят несколько иначе, хотя еще встречаются и похожие.
Привод колёс автомобиля с независимой подвеской состоит из вала, на обоих концах которого расположены шарниры равных угловых скоростей (ШРУС). Они выполнены в виде цилиндрического корпуса с хвостовиком, внутри которого расположен особый подшипник, позволяющий передавать вращение под переменным углом.
Такая деталь, будучи снятой с привода, действительно очень похожа на старую противопехотную или более современную противотанковую ручную гранату.
Общественное мнение, разумеется, не могло пройти мимо такого факта, поэтому ШРУС, особенно наружный, со стороны колеса, давно и прочно в разговорном жанре именуется гранатой.
Что в машине называют Телевизором
Телевизор при взгляде спереди имеет вид рамки, окаймляющей экран. В автомобиле имеется деталь, достаточно похожая на общеизвестный источник ценной и не очень информации. Называется она рамкой радиатора.
Находится данный условный телевизор в передней части машины, его можно разглядеть через решетку фальшрадиатора, а особенно хорошо его видно при взгляде из-под капота.
Популярность рамке придает факт её деформации и разрушения даже при слабых лобовых ударах в ДТП. Деталь приходится править или менять, поэтому владельцы машин давно переняли термин у мастеров кузовных работ.
Что в машине называют Стаканом
Стаканов в автомобиле множество. Начиная от того, которые по мнению некоторых находится в перчаточном ящике (бардачке – это тоже специфический и очень популярный термин) и является обязательным пунктом комплектации любого порядочного автомобиля, но не с завода, а в порядке кастомизации.
Но это настоящий стакан, у которого нет альтернативного названия, а вот в порядке пользования сленгом стаканом в машине именуют любой полый цилиндрический предмет, открытый с одного торца.
Если выбирать самый распространённый случай, который не затрагивает глубоко расположенные в недрах агрегатов стаканы, то он также касается кузовных разрушений и восстановлений.
Это часть силовой структуры кузова, на которую опирается самая распространённая подвеска типа МакФерсон верхней частью своей телескопической стойки. Тут же располагается опорный подшипник, позволяющий поворачивать колёса под действием рулевого управления.
Особенно часто эти стаканы стали упоминаться, когда некоторые производители начали наносить на них индивидуальный номер автомобиля – VIN.
Стакан фактически стал самой важной номерной деталью, повреждения которой или замена вызывают большие неприятности с государственной регистрацией транспортного средства.
Что в машине называют Лягушкой
Лягушка – существо земноводное, то есть живёт на границе воды и суши. В автомобиле также много деталей, которые расположены на переходе от замкнутого пространства с одной из рабочих жидкостей к внешней среде.
Так могут назвать любой датчик температуры или давления. Но самая популярная лягушка появилась после внедрения в автомобили гидравлического привода тормозов.
Это был датчик давления в тормозной магистрали, который включал лампочки стоп-сигналов. Сейчас так уже никто не делает, но термин прижился, лягушками продолжают называть концевые выключатели на педалях, срабатывающие при нажатии.
Что в машине называют Мозгами
Мозг руководит человеком за редкими исключениями случаев передачи управления на иные части тела, а также отсутствия данного органа в силу разных причин.
В автомобиле всё точно так же. Имеется компьютер, снабжённый памятью, процессором, интерфейсом и развитой периферией, который непрерывно управляет двигателем и прочими агрегатами и системами.
На самом деле таких компьютеров много, но всегда есть центральный, имеющий определенный приоритет. Вот его с уважением и именуют мозгом. Хотя при работе диагностов бортовой электроники иногда так называют любой контроллер, по сложности превосходящий кнопочку или лампочку.
Мозг машины выполнен в виде герметизированного блока с разъёмами, внутри находится печатная плата с комплектующими – микросхемами, транзисторами, резисторами, диодами и конденсаторами.
Ремонтировать его мало кто умеет, поэтому при сомнениях берется точно такой же с ближайшей разборки. Иногда перешивается, то есть в него заливается другая программа.
Что в машине называют Косточкой
Данные термин употребляется куда реже прочих, но многие продолжают упорно именовать стойки стабилизатора поперечной устойчивости косточками.
Некоторая схожесть действительно есть, но не на всех машинах. Например, данная деталь у переднеприводных ВАЗ первого семейства подвесок по визуальному признаку имеет иное название, заимствованное у менее пристойной части тела.