Важна ли слойность шины при выборе покрышек для автотранспорта
Времена, когда автомобильные колеса производились из цельной резины, миновали более ста лет назад. Глубокие исследования процесса качения колеса, влияния физико-механических воздействий внешней среды, дорожного покрытия и самой автомобильной конструкции покрышки привели к кардинальному изменению конструкции шины. Наверное, не будет преувеличением сказать, что каждая цветная точка или рельеф на шине о чем-то информируют, влияют на эксплуатацию или изменяют ее свойства.
Изменения коснулись и внутреннего устройства – постепенно покрышка объединилась с камерой, а резина из монолитного состава стала многослойным пирогом, что можно увидеть на разрезе контура шины. Рассмотрим поближе состав и назначение слоев пирога, помещенного в автомобильной шине.
Конструкция шины
Шина представляет собой деталь автомобиля из прорезиненного материала, наполняемую воздухом до необходимого давления для плавного качения по дорожному покрытию. В процессе движения функциональность шины обеспечивают и поддерживают ее составные части:
- каркас; принимает основное силовое воздействие автомобиля, защищенный от дорожного полотна протектором. Каркас состоит из нескольких слоев корда, и является силовой основой покрышки.
- брекер; соединяет протектор с каркасом, сложен из нескольких слоев корда. Основная ударная нагрузка, принимаемая протектором, распределяется равномерно по всей поверхности покрышки, корд брекера гасит силу удара.
- протектор с нанесенным рельефным рисунком тщательно продуман для выполнения задач по сцеплению с дорогой, удаляет грязь и воду с пятна контакта и способствует управлению и курсовой устойчивости автомобиля.
- боковины шины плавно образуются переходом из плечевой зоны протектора
- борта, состоящие из стальных колец, жестко удерживают всю резиновую конструкцию на диске.
В основе каждой части неизменно остается резина, дополненная силовыми слоями из переплетенных нитей, называемыми кордом.
Бескамерная шина крепится бортами к ободу диска герметично. Камерные шины защищают покрышки, на которых расположены все описанные выше конструктивные элементы. Сама камера состоит из прорезиненной ткани и золотника для закачки воздуха и регулировки давления.
При повреждении камеры ее приходится извлекать из покрышки и ремонтировать, или заменять. Тем не менее, камерные шины используют в работе крупногабаритной техники, в коммерческих грузоперевозках. Камерные шины производят все знаменитые бренды по выпуску автомобильных аксессуаров и деталей.
Разновидности корда и норма слойности
Ранее для усиления резины долгое время использовали хлопковый шнур, увеличивая количество слоев до получения необходимой прочности. С развитием технологий хлопок заменили синтетическими материалами с более высокими прочностными, гидрофобными, эластичными и другими превосходящими свойствами.
Опустили цены ниже нижнего Получите дополнительную скидку 3% по промокоду «блог» и покупайте шины и диски по самому низу
Sailun Atrezzo Elite
Sailun Atrezzo Eco
Arivo Premio Arzero
Среди наиболее часто употребляемых производителями – вискоза, нейлон, стекловолокно, металлические нити в различных комбинациях. Это позволяет добиться необходимой прочности не подсчитывая слои корда.
Количество слоев корда по-прежнему является параметром прочности шины, но цифровое значение перестало обозначать реальное количество слоев. Необходимая прочность резины приравнена к количеству слоев хлопкового шнура, но в качестве усилителя резины могут быть использованы различные материалы, в зависимости от принятой производителем технологии.
Нити в корде разделены резиновым слоем, что исключает влияние материала при взаимодействии, в то же время резиновый слой тесно связывает их между собой. Кроме того, резина обеспечивает эластичность и предохраняет корд от попадания влаги.
Есть два вида направленности нитей корда в каркасе – радиальная и диагональная. Радиально расположенные нити уложены параллельно и не пересекаются между собой, в отличие от диагонально расположенных, где нити прокладываются внахлест, с соблюдением определенного угла от 30 0 до 50 0 . Для диагональной укладки необходимо парное количество слоев, шина в нагруженном состоянии деформирует рисунок протектора, не давая возможности рельефу резины выполнять свойственные для нее функции сцепления, торможения, отвода жидкости с контактной поверхности.
В результате радиально уложенные слои корда значительно тоньше диагональных, покрышки имеют ряд преимуществ при эксплуатации, и применяются в преимущественном большинстве автотранспорта. Диагональные в основном востребованы в грузовых перевозках и работе строительных машин, сельскохозяйственной техники, на погрузочно-разгрузочных работах, где грузоподъемность задействована больше, чем скоростные качества и управляемость автотранспортным средством.
Для разных видов техники нормы слойности шин рассчитываются по-разному, они характеризуют несущую способность каркаса.
Так, для легковых автомобилей прочность шины обеспечивается 4-6 слоями, для грузовых автомобилей среднее количество 6-8 слоев. Всего стандарты предусматривают 30 и более слоев усиления покрышек, наибольшее количество слоев необходимо сельскохозяйственной технике и машинам большой грузоподъемности.
Хотя большинство производителей сейчас воспринимают слойность как косвенный параметр, в качестве определяющих вышли вперед индексы нагрузки (несущей способности) и скорости, слойность до сих пор является одним из ключевых показателей предельной нагрузки на каркас покрышки. При подборе параметров резины следует исходить из назначения и режима работы, технические показатели рассматривать в комплексе, так как на прочность шины влияет много факторов – состав резины, количество слоев, конструкция каркаса, камерность, скорость движения и вес груза. Такой сложный многокомпонентный выбор шины по комплексу признаков проще всего делать по маркировке.
Маркировка слойности и показатели прочности
При знакомстве с маркировкой покрышек слойность можно узнать по расположенным на боковине шины буквенным обозначениям, в общем случае это НР для российской техники или PR в международном формате, с цифровым показателем через дефис. Крупногабаритная техника маркируется дополнительно XL и Reinforced, или C.
В маркировке грузовых шин указывается дополнительная информация, необходимая для определения рабочих параметров. Например, в маркировке 12.00 R20 Bridgestone M840 154/150K 18PR TL Универсальная следующие обозначения:
- 12 ширина профиля (в дюймах)
- 00 обозначение полнопрофильной шины для грузовых автомобилей, равное 100% отношения высоты профиля к ширине, единица впереди опускается. Так, в шине 8.25 ширина профиля будет равной 8 дюймов, при отношении высоты к ширине в 125% в маркировке указаны две цифры после единицы
- R радиальная укладка корда
- 20 монтажный диаметр (в дюймах)
- М840 модель шины
- 154 индекс нагрузки для односкатных колес
- 150 индекс нагрузки (ИНС) для сдвоенных колес
- K индекс категории скорости
- 18PR норма слойности
- TL бескамерная шина
- Универсальная назначение
- Bridgestone завод изготовитель.
Некоторые модели в обозначениях содержат двойные индексы нагрузки+скорости – для движения по мягкому грунтовому или твердому дорожному покрытию.
Часть производителей указывают вид нитей корда при маркировке шины – Steel, Nylon. По мере увеличения разновидностей нитей корда с разными параметрами прочности маркировке слойности по PR пришел на замену диапазон нагрузки (Load Range). Значение LR отображает оптимальную нагрузку, и зависит от объема покрышки и внутреннего давления в ней.
Одинаковые объемы с разным внутренним давлением могут выдерживать разные нагрузки, независимо от количества укрепляющих слоев.
Для покрышек, которые ставят на погрузчик, сельскохозяйственную технику используется вариант маркировки с указанием внешнего диаметра. Например, у шины с маркировкой 26**9-15 следующие параметры:
- 26 внешний диаметр, в дюймах
- ** показатель слойности, абсолютное значение указано в таблице
- 9 ширина профиля, в дюймах
- – обозначение диагональной шины
- 15 диаметр обода, в дюймах.
Для перевода метрической системы типоразмеров шин в дюймовые используются вспомогательные таблицы. Ориентировочно, 1 дюйм равен 2,54 см.
Маркировка слойности звездами очень наглядная и удобная, если задача заключается в выборе прочности шин для разных видов техники. Таблица слойности позволяет конвертировать прочность шины как в привычную маркировку для специальных покрышек, так и в индексы нагрузок по стандартным таблицам. Как пример, резина для кранов 18.00R25 соответствует *** звездам слойности, что в переводе на индекс нагрузки равняется 183E, абсолютные значения коэффициентов смотрим по таблицам.
Как влияет слойность корда на эксплуатационные свойства шины, посмотрим на практическом примере.
Грузоподъемность автомобильной шины марки 9.00R20 с нормой слойности PR16 будет больше, чем в тех же типоразмерах со слойностью PR14. Дополнительные слои сделают ее более жесткой, а значит износоустойчивость также будет выше.
Однако, повышенная слойность увеличивает и вес покрышки, что отражается на потреблении топлива. Кроме всего, толстый каркас автошины плохо амортизирует, в связи с чем комфорт поездки по неровностям дорожного покрытия снижается.
Особенности производства покрышек учитывают специфику условий работы специальной техники. Показатель слойности в некоторых случаях может значительно превышать нормативные значения, например, при перевозках тяжелых грузов нужна бОльшая слойность, а при транспортировании небольших грузов достаточно стандартного значения слойности.
О чём предупреждают буквы и цифры на ваших шинах
Надписи на шинах интересуют многих автомобилистов только тогда, когда наступает время сменить обувку на машине. Да и в этом случае люди обращают внимание только на размер покрышек. А между тем на боковине каждой шины можно найти немало интересного, вплоть до того, на какой скорости колесо лопнет.
Конечно, самая важная информация, которая есть на покрышке, — её размерность. Это тот необходимый минимум знаний, которого достаточно для замены шин. Привычный нам вид, к примеру 185/65 R15, — это метрическая система указания размеров. В случае с внедорожниками часто встречается размер в дюймах — 31×10.5 R15.
Метрическая система
245/45 R18 говорит, что перед нами покрышка шириной 245 мм, высота профиля — 45 % от ширины (около 110 мм), сама шина радиальная, а всё это добро монтируется на 18-дюймовый диск. Если размер указан в таком виде: 215R16, то знайте, что высота профиля этой шины — 82 %.
Дюймовая система
30×9.5 R15 означает: эта шина внешним диаметром 30 дюймов, её ширина — 9.5 дюйма, предназначается для 15-дюймовых дисков. В случае если указана только ширина шины и число оканчивается нулём (8.50 R16), то высота профиля — 92 %, если в конце не ноль (8.25 R20), то высота — 82 %.
Альтернативный размер
Понимая, как определяется размер шин, можно провернуть хитрый фокус: подобрать на сезон шины, позволяющие улучшить управляемость машины, уменьшить расход топлива, да ещё и сэкономить на их покупке. Обычно для любого автомобиля производитель рекомендует два-три размера. Информация об этом есть на передней двери или средней стойке кузова.
К примеру, на популярные у нас LADA Vesta, Hyundai Accent и Kia Rio можно ставить 185/65 R15 и 195/55 R16. Может служить альтернативой и 175/70 R14. Для зимы предпочтительнее взять шины поуже, так как они обеспечивают большее давление в пятне контакта, то есть лучшие сцепные свойства. Узкие покрышки будут легче ехать по снегу, а значит, вырастет проходимость и тронуться с места будет проще. Да и цена приятнее — сэкономить можно до 25 % от стоимости. Главное, не забыть сменить в таком случае и диски.
Левые или правые?
Сейчас всё больше шин имеют направленный рисунок протектора, эта тенденция распространяется как на летние, так и на зимние покрышки. Шина будет работать правильно лишь в том случае, если крутится в нужном направлении, в противном случае сцепление ухудшится радикально. Однако изначально все такие шины одинаковы, а вот колёса в сборе с дисками важно разделять на правые и левые. Для этого на боковине присутствует стрелка, показывающая направление вращения, часто с надписью Rotation.
Стрелка с надписью Rotation показывает, в каком направлении должны вращаться шины
Следить за направлением вращения необходимо также в том случае, если шины асимметричные. На них есть надписи Inside и Outside, то есть внутренняя и наружная сторона, поэтому после монтажа на диски они тоже становятся левыми и правыми. Мы часто видим на дорогах машины, на которых шины установлены задом наперёд, и, поверьте, от них стоит держаться подальше.
Если шины установлены правильно, такого вы видеть не должны. Эта сторона покрышки должна быть внутренней, то есть скрытой от глаз
Скорость и нагрузка
Помимо ширины, высоты профиля и посадочного диаметра, на каждой шине есть информация о допустимой нагрузке и максимальной скорости. Именно эти данные и содержат информацию о том, когда покрышка взорвётся. Но не переживайте, бежать к своей машине и проверять, те ли шины стоят и не слишком ли быстро вы гоняете, необходимости нет. Даже самые маленькие, 13-дюймовые шины рассчитаны на полторы тонны нагрузки, да и отечественные ПДД не позволяют разгоняться до таких скоростей, которые современные шины уже не способны выдержать.
Обозначение 92R говорит о том, что каждая шина выдерживает нагрузку 630 кг, а разгоняться на них можно до 170 км/ч
Но если любопытство берёт верх, то знайте, что индекс нагрузки — это двух- или трёхзначная цифра, от 0 (45 кг на колесо) до 199 (13 600 кг), а индекс скорости — это стоящая за ней буква, от А — 40 км/ч до Z — свыше 300 км/ч. К примеру, шины MICHELIN Latitude X-Ice 2, ставшие победителями нашего теста зимних шин и имеющие маркировку 235/65 R17 108T, выдерживают максимальную нагрузку 1 000 кг на каждую шину и могут эксплуатироваться на скоростях до 190 км/ч.
С индексом ZR
Заслуживает упоминания индекс ZR. В своё время он появился для обозначения спортивных шин, способных выдерживать скорость свыше 240 км/ч. Однако с появлением индексов V, W и Y необходимость в нём отпала, но индекс решили оставить, так как он уже был на слуху и это маркетингово выгодно.
Индекс скорости | Допустимая скорость, км/ч | Индекс нагрузки | Допустимая нагрузка, кг |
---|---|---|---|
E | 70 | 92 | 630 |
F | 80 | 93 | 650 |
G | 90 | 94 | 670 |
J | 100 | 95 | 690 |
K | 110 | 96 | 710 |
L | 120 | 97 | 730 |
M | 130 | 98 | 750 |
N | 140 | 99 | 775 |
P | 150 | 100 | 800 |
Q | 160 | 101 | 825 |
R | 170 | 102 | 850 |
S | 180 | 103 | 875 |
T | 190 | 104 | 900 |
U | 200 | 105 | 925 |
H | 210 | 106 | 950 |
V | 240 | 107 | 975 |
W | 270 | 108 | 1 000 |
Y | 300 | 109 | 1 030 |
ZR | >240 | 110 | 1 060 |
Лишь подбирая шины для фургонов или микроавтобусов, стоит быть внимательным, так как ко многим моделям подходят самые обычные легковые покрышки. А сюда нужны шины с маркировкой С (коммерческий транспорт с повышенной грузоподъёмностью) или LT (Light Truck, или лёгкий грузовик). Эти буквы можно найти рядом с размером покрышки. Иногда люди прельщаются низкой стоимостью таких шин, покупая их для легковых авто. Этого делать категорически не стоит!
Повышенная нагрузка
Промежуточным звеном между легковыми покрышками и шинами для коммерческого транспорта можно считать легковые покрышки, рассчитанные на увеличенную нагрузку. Их можно отличить по надписям XL (Extra Load) или Load Range.
Кроме того, существует такое понятие, как норма слойности — Ply Rating (PR). Она обозначает прочность, или несущую способность каркаса: 2–4 — для легковых шин, 6 — для шин с повышенной нагрузкой, больше 8 — для грузовых авто, 18 — для автобусов.
Слойность в грузовых шинах
Современные грузовые покрышки – конструкционно сложные изделия, при производстве которых используются особые материалы, а также уникальные технологии. Выбирая шины к грузовикам, следует учитывать нанесенную маркировку, в том числе на параметр слойности.
Норма слойности (НС) определяет прочность шинного каркаса. В моделях авторезины, предназначенной для грузового автотранспорта, она обозначается латинскими литерами PR, после которых следует ряд чисел через тире. Указанному параметру соответствует коэффициент нагрузки (для стран, где действует TRA) или индекс грузоподъемности (для стран, где действует ISO и ETRTO). Параметр слойности грузовых автошин отмечает предельную величину максимальной нагрузки, которую способен вынести каркас авторезины.
Где используется данный показатель?
В прежние времена прочность покрышки повышалась посредством использования больших слоев хлопкового полотна, размещенного под протектором. Размещение слоев, которые располагались под углом, было попарным. По этой причине значения слойности оказывались всегда кратны двум. Для современных автошинах хлопок заменен на нейлон, обеспечивающий слоям большую прочность. Одно время на покрышках присутствовала маркировка, означающая, что в шине присутствует два новых нейлоновых слоя, соответствующих по выдерживаемой нагрузке четырем слоям, если сравнивать со старыми технологиями.
Со временем слои видоизменились, нейлон упрочнялся стальным кордом, поменялось расположение прослойки. Старая система маркировки стала бесполезной и преобразилась характеристику, обозначаемую диапазон нагрузки.
Слойность авторезины имеет немаловажное значение в вопросах назначения и условий их эксплуатации. К примеру, автопокрышка 9.00R20 с НС = PR16 при равном давлении характеризуется меньшей гибкостью и упругостью, нежели авторезина, отмеченная символом PR14. Такое свойство, несмотря на незначительную разницу, находит существенное выражение в экономичности расхода топлива. Резина PR16 рассчитана на большую грузоподъемность, чем покрышка с отметкой PR14.
Показатель слойности также повышает износоустойчивость изделия. На ее значение влияет размер авторезины. Для модели 9.00R20 НС равна 16, тогда как у спецшин 23,5-25 бывает до 28 слоев.
Подбирая автошины, необходимо учитывать условия эксплуатации грузового автотранспорта. Если машина перевозит небольшой груз на медленной скорости по карьерам, лучше выбирать покрышки с малым показателем слойности. Для транспорта, занятого транспортировкой больших грузов, следует выбирать авторезину со слойностью повыше.
Как определить слойность грузовой шины?
При выборе покрышек оценивают различные характеристики, которые показывают особенности резины. Хорошие шины для самосвалов изготавливаются из резины высокого качества, которая усиливается металлическим кордом. Перед их покупкой оценивают ключевые параметры: ширина и высота профиля, радиус, сезонность, тип корда, рисунок протектора, индекс нагрузки, скорости и слойность. Часто обращают внимание на последний критерий, многие не до конца понимают, что он обозначает. Поговорим подробнее об этом параметре и отметим его особенности.
Что такое слойность грузовой шины?
Покрышка состоит из нескольких слоев – тканая основа, хлопок, стекловолокно, стальной корд и нейлон. В комплексе такая конструкция получается прочная и обладает отличной износостойкостью. Слойность показывает количество слоев в покрышке, чем она больше, тем толще шина.
Слойность напрямую зависит от грузоподъемности – чем она выше, тем толще должна быть покрышка. Для легковых автомобилей допустимо 4-6 слоев, для грузовых – более 6. Производители руководствуются этими стандартами при изготовлении.
Что показывает слойность?
Слойность не всегда влияет на качество покрышки и здесь не работает правило «чем толще, тем крепче». Современные технологии позволяют изготавливать прочные и износостойкие шины с минимальным количеством слоев, которые обладают превосходными эксплуатационными характеристиками. Если сравнивать толщину покрышек сейчас и нормы для изготовления старых образцов, они будут отличаться. Сегодня используется более прочная и износостойкая резина, которая позволяет выдерживать большие нагрузки при минимальной толщине.
При выборе следует обращать внимание на слойность – она должна быть в допустимых пределах. Лучше подобрать колеса от проверенного производителя, такая резина по своим характеристикам выигрывает у дешевых аналогов.
Как определить слойность?
Чтобы узнать, сколько слоев в покрышке, нужно посмотреть на боковину, где выбита полная маркировка. Слойность на импортных образцах обозначается как PR (Ply Rating), а на отечественных покрышках буквами «НС» (норма слойности). Цифра, которая идет перед буквой и отображает значение параметра.
При выборе покрышек нужно оценивать не только слойность, но и другие критерии. Среди ключевых значений следует обратить внимание на грузоподъемность и индекс скорости, по этим данным можно подобрать резину под конкретные грузоперевозки.