Speed Limiter – это круто! И вот почему
Памятник в XXI веке нужно поставить тому, кто придумал ограничитель скорости. Впервые столкнулся с лимитером в 2012 году, когда купил Астру. Тогда он нафиг никому был не нужен — по Москве можно было носиться как угорелый. Поскольку машина была на механике, лимитером пользовался и на трассе (круиз на ручке — половинчатое решение).
Ограничитель скорости и круиз-контроль на Opel Astra GTC
Когда продал Астру и выбирал машину, то опешил. Оказалось, что ограничитель скорости — редкий зверь. Toyota Camry, например, имеет круиз, но ограничителя нет. Lexus IS — то же самое. Kia Cerato — аналогично (а вот на маленькой Пиканте лимитер есть).
Ограничитель скорости — очень удобная вещь. Выехал в город, выставил 80 км/ч и голова не болит. Попал в центр, дважды качнул рычажок и спустился до 60. Выбрался на трассу, выставил 130 и попер. Нужно ускориться — вдавил педаль в пол, и ограничитель выключился. Спустился до заданной скорости, лимитер сам включился.
Всем по лимитеру на завтрак, обед и ужин!
Ограничитель скорости и круиз-контроль на BMW 3 серии
Ограничение скорости 80 км/с на спидометре BMW 3 серии
Круиз-контроль, адаптивный круиз-контроль, лимитатор
Что такое круиз-контроль, люди обычно знают. Адаптивный круиз и лимитатор широкой публике менее известны. А зря.
Круиз-контроль
Это электронное устройство, позволяющее поддерживать автомобилю заданную скорость. На спусках, когда автомобиль самопроизвольно разгоняется, устройство гасит скорость. А на подъемах, когда машина сама по себе замедляется, круиз-контроль добавляет газу.
Удобно пользоваться круиз-контролем на трассе. Например, выставить скорость в 109 км/ч и спокойно ехать, не боясь схлопотать штраф. Устройство довольно примитивное, и устанавливается на автомобили ещё с 1960-х. Стоимость круиз-контроля достаточно низкая: примерно за 3000−7000 рублей можно купить все необходимое. Сейчас круиз-контролем оснащаются даже бюджетные машины, вроде Lada Granta и Renault Logan.
Пользоваться круизом легко: выставляете скорость, активируете кнопкой, убираете ногу с педали и всё. Если нужно резко ускориться (например, для обгона), нужно продавить педаль газа в пол. Чтобы отключить круиз-контроль, нужно либо нажать на кнопку отмены, легко коснуться педали тормоза. Последнее заданное значение скорости останется в памяти устройства, так что, чтобы снова его активировать, не придется выставлять скорость заново, достаточно просто нажать кнопку.
Лимитатор
Если сказать по-русски, то лимитатор — это ограничитель скорости. По большому счету, это ещё более простое устройство, чем круиз-контроль, но устанавливается оно почему-то не на все машины, на которых есть круиз-контроль. Хотя в современном мире с дорогами, усыпанными камерами контроля скорости, пользы от лимитатора даже больше, чем от круиза. Суть его работы понятна из названия: вы выставляете скорость (лимит скорости) и автомобиль не разгоняется быстрее этой скорости. Очень удобно использовать в городе — выставил 60 или 79 км/ч и не смотришь постоянно на спидометр, боясь случайно превысить.
В экстренной ситуации, когда нужно превысить (например, для обгона), достаточно просто продавить педаль газа в пол. А вот отключается лимитатор только кнопкой, при торможениях он по-прежнему остается активным, так что не придется выставлять ограничение каждый раз после остановки на светофоре. Вещь, действительно, удобная.
Активный круиз-контроль
Вещь куда более продвинутая, появившаяся не так давно, — это активный круиз-контроль. Иногда их называют адаптивными, но суть от этого не меняется, разницы нет никакой. Активный круиз-контроль уже невозможно установить самостоятельно — готовые комплекты для установки я не встречал. Его можно заказать только с завода, и пока эта опция довольно дорогая — от 20 до 80 тысяч рублей по прайсам разных производителей.
Активный круиз-контроль в какой-то мере совмещает в себе обычный круиз-контроль и лимитатор. Вы устанавливаете скорость, выше которой нельзя разгоняться, и автомобиль сам её поддерживает. Причем, благодаря радару (иногда используются более дешевые, но менее надежные лидары), установленному обычно в решетке радиатора, машина не врежется в впереди идущий автомобиль, а сама снизит скорость до той, с которой едет этот автомобиль.
Если же машина впереди начнет ускоряться, то и ваша машина будет самостоятельно разгоняться, пока не достигнет установленного ограничения.
Учимся не подставлять под удар ни себя, ни другие машины
Иными словами, на пустой дороге машина с активным круиз-контролем едет так же, как и с обычным круизом, но в городе или на оживленной трассе она как бы цепляется невидимым поводком за машину впереди и движется с её скоростью, ускоряясь и замедляясь самостоятельно одновременно с ней, водителю остается только рулить.
Хотя, к слову сказать, сейчас есть и системы, которые сами подруливают, но полноценными автопилотами такую связку вспомогательных систем назвать нельзя, потому что электроника все равно требует, чтобы водитель следил за дорогой и держал руки на руле (если водитель убирает руки с руля, система отключается).
Отключается активный круиз-контроль либо кнопкой, либо после замедления до полной остановки (например, в пробке или на светофоре). После этого, чтобы машина снова тронулась, нужно нажимать либо на кнопку, либо на газ. Впрочем, последние поколения активных круиз-контролей работают и после остановки, делая стояние в пробках абсолютно не напряженным.
Расстояние до впереди идущего автомобиля можно выбрать, причем — для многих это может показаться странным — расстояние выбирается не в метрах, а в секундах. То есть вы, по сути, выставляете время, за которое догоните впереди идущий автомобиль, если он остановится. Это гораздо удобнее расстояния в метрах, потому что на большой скорости активный круиз-контроль едет с большой дистанцией, а в пробках прижимается близко.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Финансовый эксперт оценил рост цен в России на новые «легковушки»
Калининградский завод «Автотор» нарастит производство автомобилей из КНР
Пока Минфин и Минэнерго лоббировали свои интересы, топливо подорожало и стало исчезать
Что такое лимитер в круиз-контроле и как им пользоваться
Что такое лимитер в круиз контроля? Функция, позволяющая ограничить максимальную скорость для защиты от получения штрафов и обеспечения комфортного режима вождения. Регулируется с помощью подрулевого переключателя. Ниже рассмотрим особенности и назначение системы. Разберем правила пользования на примере Шкода Октавиа А7.
Что такое лимитер и для чего он нужен
Лимитер (Speed Limiter) — ограничитель скорости, не позволяющий водителю ошибочно разогнаться выше определенного параметра. Включение и выключение осуществляется с помощью специальной кнопки. Если возникает аварийная ситуация или необходимо обогнать автомобиль, достаточно сильно нажать на газ и тем самым преодолеть сопротивление системы. Параллельно устройство подает звуковой сигнал, но слушается водителя.
Лимитер или круиз контроль, по сути, элементы одной системы, ориентированной на повышение комфорта и безопасности движения. Разница в том, что в функции круиза входит поддержание установленной скорости, а лимитера — недопущение ее превышения выше определенного уровня.
В зависимости от модели ограничитель состоит из следующих элементов:
- Регулятор с несколькими положениями. Используются для включения / включения.
- Переключатель на руле. Необходим для установки ограничения по скорости.
- Блок управления, регулирующий подачу горючего.
- Датчики контроля позиции педали газа / сцепления.
- ЭБУ автоматической коробки передач (если есть) и блокировки тормозов.
- Выключатель, касающийся «стопов».
- Блок заслонки дросселя.
- Приборная панель.
При достижении определенной скорости лимитер срабатывает. Получается, что главное назначение опции — недопущение разгона выше установленного уровня. К примеру, если при движении по трассе стоит ограничение 130 км/ч, можно установить на лимитере в круиз контроле 129 км/ч и тем самым защитить себя от штрафов.
При этом не нужно постоянно поглядывать на спидометр и контролировать скорость движения. Таким образом, ограничитель повышает уровень комфорта, помогает экономить топливо и защищает от чрезмерных затрат. Также можно избежать «писем счастья» и общения с инспекторами ДПС на дороге.
Как пользоваться лимитером
Ограничитель в круиз контроле — востребованная опция, которая предусматривается на многих автомобилях. Ее ставят производители марок Пежо, Ситроен, Шкода, Пежо и других. Особую активность система получила на машинах коммерческого сектора, где контроль скоростного режима водителями является одной из главных задач работодателя.
Отметим, что в разных автомобилях подход к пользованию опцией может отличаться. Ниже рассмотрим особенности пользования и как происходит активация круиз контроля и лимитера на Октавия А7.
Для включения круиз контроля необходимо нажать на кнопку On на подрулевом переключателе. После запуска устройство поддерживает текущую скорость машины, а на комбинации приборов загорается специальная лампа.
Отключение происходит при нажатии на тормоз, при работе системы ЕСР или подушек безопасности. Для увеличения скорости во время работы круиз контроля достаточно нажать на газ, к примеру, для обгона. После этого система возвращает машину к установленному ранее параметру.
Лимитер — один из элементов круиз контроля на Шкода Октавиа. Для включения ограничителя достаточно активировать систему на переключателе вверху (позиция On), а потом перевести нижний переключатель в требуемое положение. С помощью этой же кнопки можно переключаться между круиз контролем и ограничителем.
После включения лимитера на приборной панели должен появиться специальный значок в виде спидометра, надписи Lim и установленной скорости.
Если ограничение скоростного режима не задано, вместо цифры будет три горизонтальные полоски. Появления надписи ERR на этом месте свидетельствует о необходимости обращения в сервис для ремонта.
Для включения лимитера в круиз контроле необходимо выполнение двух условий:
- Включение ограничителя с помощью упомянутого выше тумблера.
- Скорость передвижения более 30 км/ч.
При включении устройства текущий скоростной параметр воспринимается, как максимальный.
Если после установки максимального параметра необходимо превысить скорость, достаточно нажать на газ до упора. При этом происходит следующее:
- работает звуковой сигнал;
- зажигается контрольная лампа и начинает мигать.
При наличии на автомобиле адаптивного круиз контроля принцип работы лимитера такой же и включается он также с помощью тумблера. Разница в том, что после активации опции круиза необходимо настроить не только скорость, но и оптимальное расстояние до впереди движущегося автомобиля.
Рассмотренная выше схема актуальна и для других автомобилей, не только Шкода Октавиа А 7. К примеру, на Вольво S60 управление осуществляется с помощью кнопок, но они находятся непосредственно на рулевом колесе.
Для активации достаточно разогнаться до определенного уровня, а потом нажать на кнопку со значком спидометра и надписью Lim. После этого необходимо нажать на «+» или «-», чтобы на приборной панели появилась необходимая маркировка. Если же машина стоит на месте, необходимо нажать на кнопку включения лимитера, а после этого выбрать максимальную скорость.
Зная, что такое ограничитель, вы сможете правильно настраивать и пользоваться этой опцией. Но для начала нужно убедиться, что она предусмотрена в круиз контроле, почитать инструкцию и разобраться с ее включением. Чаще всего для этого предусмотрена специальная кнопка, а при активации лимитера круиз контроль выключается.
В комментариях поделитесь, приходилось ли вам пользоваться такой опцией в автомобиле и поделитесь своим опытом.
Лимит исчерпан: зачем нужны автоматические регуляторы скорости в автомобилях
Почти половина автомобилистов — 40% — каждый год получают штрафы за превышение скорости. 66% были наказаны за это нарушение хотя бы раз. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Инновационным центром «Безопасный транспорт» — подразделением дептранса Москвы. Решить проблему специалисты предлагают с помощью устройства для регулирования скорости автомобиля: система сможет самостоятельно обнаруживать ограничительные знаки и притормаживать машину. Но не все водители относятся к такому помощнику с одобрением. Почему — разбирались «Известия».
Штрафов больше
Опрос «Безопасного транспорта» (есть в распоряжении «Известий») показал, что большинство водителей следят за скоростью: 79% автомобилистов всегда контролируют за рулем этот показатель, 51% — всегда придерживаются скоростного режима. Но половина респондентов — 49% — позволяют себе иногда превышать скоростной режим и не обращать внимание на дорожные знаки.
Авторы исследования уточняют, что доля дисциплинированных водителей может быть и завышена: нередко участники опросов выбирают не реальные, а социально одобряемые ответы.
При этом 66% водителей хоть раз были оштрафованы за превышение скорости, а 40% получают такие штрафы один или несколько раз в год. В числе заядлых нарушителей ожидаемо оказались автомобилисты, которые не всегда следят за спидометром. Для сравнения: в Великобритании за такое пренебрежение правилами ежегодно наказывают лишь 10% водителей.
Штрафы за превышение скорости остаются самым популярным в России, и их количество с каждым годом увеличивается. В 2020 году ГИБДД выписала 124 млн таких предписаний, в 2019 году их было 101,8 млн, а в 2018-м — 85,5 млн.
В начале сентября в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) заявили, что число тяжелых и летальных случаев на дорогах Москвы в результате ДТП увеличилось за последние несколько недель и основной причиной аварий стало превышение скорости.
Большинство ДТП с тяжелыми последствиями произошли на дорогах с разрешенной скоростью 60 км/ч, каждая третья авария — с превышением скорости. Отмечается, что 65% всех смертельных случаев произошли ночью, так как «отсутствие трафика дает соблазн ехать с превышением скорости».
Кроме того, в ВОЗ подсчитали, что с нарушением максимально допустимой скорости ездят 40–50% всех водителей. При этом увеличение скорости на каждый 1 км/ч приводит к увеличению случаев ДТП со смертельным исходом на 4–5%, добавили в ЦОДД.
Решить проблему могли бы устройства для регулирования скорости автомобиля. Такие системы уже существуют, но они пока не вышли на широкое коммерческое использование. Есть пассивные и активные варианты применения: в первом случае помощник только предупреждает водителя о превышении скорости на определенном участке, во втором — автоматически снижает ее. Устройства работают по GPS и способны самостоятельно определять скоростные лимиты на тех или иных дорогах.
В России близкий аналог есть в «Яндекс.Навигаторе». Он сообщает о превышении звуковым сигналом.
Ограничений меньше
Участникам опроса «Безопасного транспорта» предложили ответить, хотели бы они иметь в автомобиле устройство для регулирования скорости. 68% респондентов на это согласились, 5% засомневались, 27% высказались против. Последний вариант чаще всего выбирали автомобилисты, которые регулярно получают штрафы и время от времени превышают скоростной лимит.
В Великобритании доля водителей, согласных с использованием регулировщика, ниже — 40%, отмечает «Безопасный транспорт». Но и процент нарушений там меньше: возможно, поэтому устройства для контроля менее востребованы.
Респонденты, которые с сомнением отнеслись к технологии, подчеркивают, что хотели бы сами контролировать процесс вождения. Кроме того, они не доверяют автоматическому управлению и уверены, что в некоторых ситуациях правильно среагировать и при необходимости повысить скорость может только человек.
Водители поясняли свою позицию в ответах: «Иногда бываю ситуации, когда дорога свободна и можно добраться быстрее либо опаздываешь и необходимо немного превысить скорость»; «Я сама управляю авто, а если будет автопомощник, водитель будет расслаблен и не будет думать, что плохо отразится на вождении в целом»; «Я хочу иметь контроль над своим автомобилем».
Как отметил в беседе с «Известиями» руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский, в некоторых дорожных ситуациях превышение скорости действительно может быть необходимо — например, для обгона или завершения маневра. В этих исключительных случаях двигаться с разрешенной скоростью может быть даже небезопасно. Но, по его словам, востребованность устройств регулирования скорости — «как минимум история для изучения и публичной дискуссии».
— Можно, например, поэкспериментировать в машинах каршеринга, еще каких-то арендованных автомобилях, посмотреть, как люди реагируют, провести исследование, влияет ли это на безопасность, — сказал Шумский.
Компромиссный вариант — предупреждающий сигнал вместо автоматического регулирования скорости. Водитель просто будет знать о превышении скорости, но решение останется за ним. Автомобилисты, которые, к примеру, пользуются такой функцией в «Яндекс.Навигаторе», вероятно, будут более подготовлены к технологии.
Сейчас подобные устройства продолжают тестировать. В 2019 году в Европе решили оснащать системой ISA (Intelligent Speed Assistance) все новые автомобили с 2022 года. Она включена в новые европейские стандарты безопасности на дорогах.