Секреты мастера: ямочный ремонт
Почему первый блин часто получается комом? Потому, что никакие инструкции не заменят опыта. Править же вмятины, не повреждая краску, несколько сложней, чем печь блины, в чем мы недавно убедились. На рынке полно приспособлений, купив которые кто-то сразу ощущает себя мастером по ремонту авто. Обзавелись и мы скромным набором крючков и прочего. Назначение крючков – давить на вмятины с изнанки, куда нет прямого доступа.
А на чем упражняться? На крышке багажника редакционного «Ситроена» было несколько мелких вмятин – ими мы и решили заняться. Прежде всего теми, которые снизу прикрыты усилителями крышки, – их без крючков не одолеть. А в том, что это у нас легко получится, убедил учебно-рекламный фильм. В полном соответствии с ним мы отполировали машину, высветили вмятины косым светом лампы, чтобы лучше их проявить.
ПЕРВЫЙ БЛИН
Вмятина номер один – на крышке, точно над усилителем. Придется сверлить в нем отверстие.
При работе в подобных местах ограничитель глубины сверления очень полезен.
Тому, кто не привык работать вслепую, трудно. А совершить ошибку, превысив усилие, легко!
В свете лампы контролируем результат. Убрать еще эту загогулину, и работа будет завершена!
Короче, лишь на первую «ямку» потратили чуть не весь день. Впору подучиться у профессионалов!
Случай представился довольно скоро – когда наш водитель обнаружил на заднем крыле «Фольксвагена-Кэдди», рядом с фонарем, впечатляющую вмятину.
Обратился в один из московских сервисов. Естественно, стратегию правки конкретного участка каждый специалист определяет сам, исходя из своего опыта, знаний и т. д. Последовательность действий в нашем случае показана на снимках. Сняв задний фонарь, мастер получил неплохой доступ к вмятине с обратной стороны, – естественно, для работы крючками.
Мы, конечно, уже знали, что можно, например, предварительно «вытянуть» вмятину приспособлениями вроде приклеиваемых грибков, присосок и т. п. Нынче это довольно популярные технологии. Но не обязательные. Наш мастер не стал тратить на них время, а начал с другого. Включив лампу подсветки, он основательно (и довольно долго) простукивал пластиковым керном весь периметр вмятины. внутрь! Кто-то скажет: где тут логика? А она вот в чем. Металл в этих местах, понемногу выправляясь, как бы подтягивал середину вмятины наружу, что должно было облегчить последующие действия крючками. Как видим, то, что делал мастер, даже с точки зрения сопромата непросто, а уж на практике – тем более!
Покончив с этим делом, жестянщик начал «массировать» вмятину изнутри. Движения крючком мягкие, расчетливые, без суеты. Процесс долгий – несколько часов с перерывами на краткий отдых для глаз: от напряжения и слепящего света лампы они очень устают. Любопытно, что поначалу мастер не особенно заботился об идеальной форме того, что получалось, – ямки, бугорки. Кое-кто из зрителей даже начал проявлять беспокойство, но спустя какое-то время неровности стали чудесным образом исчезать, а крыло «Кэдди» – все больше походить на новое. Таково высокое искусство! Результат показываем на последнем снимке.
Описанные операции обошлись нашей бухгалтерии в 5000 рублей. Но любой знает, что ремонт крыла традиционными способами стоил бы в разы дороже. Самое же главное – наш автомобиль, если проверять его лакокрасочное покрытие приборами, останется в категории небитых! Так почему же все еще в почете шпатлевка? Всё просто. Моментально твердеющая полиэфирная масса позволяет откровенно халтурить: можно вылепить из нее даже то, что давно сгнило, затем окрасить машину и получить от владельца немалые деньги. Конечно, хозяин древнего авто может и мириться с наслоениями шпатлевки, пока «это» еще ездит. А вот владельцу свежей машины советуем ни в коем случае не спешить к горе-мастерам. Традиционные способы ремонта создают уйму проблем – от коррозии помятого места до неприятностей при продаже: ведь от современных приборов шпатлевку не скроешь.
Итак, не все технологии стоит осваивать, игнорируя специалистов. Напомним шутку: «По канату, натянутому через ущелье, ходить вовсе не трудно, – только держи равновесие!». Попробовать не желаете?
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
Выправлять вмятины без перекраски, с сохранением заводского покрытия, сегодня научились повсюду. Если грамотно воздействовать на деформированный металл, то вмятину можно полностью убрать, не повредив при этом прочное и эластичное лакокрасочное покрытие. Но важный нюанс процесса в том, что на вмятину нельзя просто давить. Так исходную форму детали не восстановишь. Чтобы это понять, представим, что помята дверь и хозяин, вставив внутрь резиновый баллон, накачивает его. Нагрузки распределятся так, что заломанный металл вмятины не выпрямится, а всё остальное будет потянуто! Следует локально воздействовать на некие ключевые точки, затем на другие – и так далее. Дело чрезвычайно кропотливое. Но говорят же, что оно мастера боится. А так как прямой доступ к вмятинам изнутри есть не всегда, в ход идут особые рычаги, крючки – различных форм, размеров, жесткости. Как ими воспользоваться, опять-таки определяет мастер.
Как выправить вмятину своими руками
Вмятина может образоваться не только при аварии, но и при неосторожной парковке, случайно прилетевшего мяча, столкновением с тележкой у супермаркета и других казусах. Несмотря на слабое воздействие, вмятина может быть достаточно глубокой. При этом, лакокрасочное покрытие может быть даже не повреждено или иметь лишь незначительные царапины. В этой статье мы разберёмся, как можно вытянуть вмятину на машине, без покраски, доступными средствами, не применяя профессиональных инструментов.
Какие вмятины можно выправить без покраски
Способы выправления вмятины, приведённые в этой статье, не всегда будут работать на конкретном автомобиле. Важно, на какой панели кузова образовалась вмятина, и на каком материале. Так, вмятина на панели стального кузова устраняется по-другому, чем на пластиковом бампере или алюминиевых деталях кузова. К примеру, алюминий имеет низкие характеристики так называемой «памяти» отштампованного металла. Поэтому беспокрасочный ремонт алюминиевых деталей кузова гораздо сложнее осуществить, чем на обычном, стальном кузове. Вытягивание вмятины на пластиковом бампере тоже отличается от выправления металлической панели и имеет свои особенности. Более подробно об этом можете прочитать в статье “как выправить вмятину на бампере”.
Приведёнными в этой статье методами можно выправить вмятину, которая не имеет пластической деформации. У таких вмятин металл не повреждён, а лишь смещён, и его достаточно только вернуть на место. Нужно «сдвинуть» металл, а «память» отштампованной панели уже сделает своё дело.
Если вмятина близко к краю панели, то её сложнее выправить, так как там жёсткость металла больше.
На разных типах стали, вмятина может вести себя по-разному. Так, сталь японских автомобилей, отличается от стали европейских и американских автомобилей.
Если металл растянут или имеются складки, то способами, приведёнными в этой статье, скорее всего, не получится отремонтировать вмятину. Если вмятина расположена на ребре жёсткости, то её выправление тоже усложняется. Люди, спорящие про то, можно ли тем или иным способом выправить вмятину и приводящие в качестве доказательства свой успешный опыт, могут говорить о разных вмятинах, причём здесь дело даже не в размере или глубине вмятины, а в их структуре. Применение профессиональных инструментов системы PDR (беспокрасочного ремонта вмятин) расширяет возможности ремонта. Опытный профессионал сможет отремонтировать без покраски достаточно сложные, иногда даже очень сложные повреждения, если краска не была повреждена. Более подробно о технологии PDR можете прочитать в статье “ PDR технология, базовые сведения и принципы”.
Если Вы не знакомы с кузовным ремонтом, то не пытайтесь самостоятельно ремонтировать без покраски вмятины со складками или заломами металла, так как можно лишь усугубить деформацию.
Правила выправления вмятины
- Отштампованная из листового металла панель кузова приобретает так называемую «память». То есть, если происходит изменение формы панели, то это состояние является неестественным для неё, металл находится в напряжённом состоянии и стремиться принять свою естественную форму. Ваша задача заключается в том, чтобы ослабить это напряжение.
- Нужно стараться вытянуть вмятину как можно быстрее после её образования. После продолжительного времени, деформированный металл как бы приобретает новую «память», подобно отштампованному металлу, пластичность металла уменьшается. Если долго не вытягивать вмятину, то велика вероятность, что останется след от вмятины после её вытягивания.
- Когда образуется вмятина на кузове, то металл не только углубляется, края вокруг вмятины также поднимаются над общим контуром поверхности. Чем панель кузова более выпуклая, тем это более выражено. Получается что-то вроде маленького вулкана. По этой причине, выправляя некоторые вмятины нужно простукивать возвышенности вокруг них (иногда не заметные). В случае с плавными вмятинами, не имеющих складок и повреждённой краски, можно делать лёгкие простукивания рукой, в дополнение к другим методам вытягивания, рассмотренным в этой статье.
- Когда металл нагретый, то его проще выправить. При профессиональном ремонте кузова и PDR технологии, адекватный нагрев металла используется для выправления вмятин. Это увеличивает эластичность металла и значительно снижает напряжение вмятин. На больших вмятинах нагрев действует лучше. Для нагрева применяется фен. Обычного фена для волос может быть недостаточно, но он тоже в состоянии облегчить вытягивание вмятины. При использовании строительного фена нельзя надолго останавливаться на одном месте, так как можно повредить краску. Нужно его использовать на средних настройках и постоянно двигать, на расстоянии примерно 10 см от поверхности.
Выправление вмятины воздействием с обратной стороны панели
Самым очевидным методом выправления вмятины можно считать воздействие с обратной стороны панели. Нужно обеспечить доступ с обратной стороны повреждённой панели, и надавить рукой или ручкой молотка или отвёртки, обёрнутой тряпкой, на середину вмятины с обратной стороны панели. Дополнительно можно сначала нагреть края вмятины, тем самым, ослабив напряжение металла. Если вмятина имеет большой диаметр, то нужно её выправлять от краёв к центру, надавив и разглаживая по спирали. Другой метод, также требующий доступа с обратной стороны, мы рассмотрим в конце этой статьи.
Нагрев и последующее охлаждение для выправления вмятины
- Смысл в том, чтобы сначала разогреть вмятину, а потом быстро охладить. При нагреве металл расширяется, а при резком охлаждении сжимается, происходит усадка. Напряжение, которое было в вогнутом металле, ослабляется и вмятина выправляется с характерным звуком.
- Такой метод работает на больших, неглубоких вмятинах. Вмятины такого типа могут образоваться, к примеру, от мяча, случайно упавшего на машину. Нагрев осуществляется феном для волос, но более предпочтителен строительный фен. Также, панель кузова с вмятиной может быть нагрета солнечными лучами в жаркую погоду. Для охлаждения можно применить баллончик для продувки пыли с компьютера (Dust off). Его нужно удерживать вверх дном. Можно также использовать сухой лёд, но его не всегда легко достать.
- Нужно отмыть поверхность вокруг вмятины мыльной водой, чтобы убрать загрязнения, которые могут мешать нагреву металла.
- Правильное воздействие состоит в нагреве всей вмятины, потом быстрое охлаждение вокруг вмятины. Нужно достигнуть момента, когда внутри вмятины горячо, а по краям холодно. Чем больше нагрев, тем больше вероятность, что метод сработает. Охлаждение сокращает металл, а нагретая середина расширяется и вмятина выправляется. Если охладить всю вмятину, то смысл всего процесса теряется.
- Строительным феном нужно греть на средних настройках. Металл прогревается феном от 30 секунд до 1‑ой минуты, на расстоянии 5–10 см от поверхности панели. Необходимо постоянно двигать фен, чтобы не повредить краску. Потом нужно 5 секунд подождать и распылить содержимое баллончика в течение 10 секунд круговыми движениями, вокруг вмятины. Дюза или трубка должна располагаться примерно в 3‑х см от поверхности. При выходе из баллончика, газ переходит из сжатого состояния в несжатое, это вызывает падение температуры ниже – 37 градусов по Цельсию. Образуется тонкий слой льда на поверхности. Когда лёд растает, нужно протереть поверхность. Метод хорошо работает на слабо выпуклых поверхностях, только на металле. На пластиковом бампере это не сработает.
- Если будете использовать сухой лёд, то нужно использовать защитные перчатки (лучше кожаные), либо держать лёд через полотенце.
- Высушите поверхность и повторите нагрев и охлаждение, если требуется. Аккуратное, не сильное простукивание кулаком вокруг вмятины поможет вернуться металлу в первоначальное состояние.
- Маленькие вмятины хуже реагируют на нагрев и охлаждение.
- Нагрев и охлаждение могут иногда уменьшить вмятину, но не убрать полностью.
Метод выправления вмятины с использованием пылесоса
- Для выправления вмятины при помощи пылесоса понадобится цветочный горшок или небольшое ведро, достаточные по размеру, чтобы накрыть всю вмятину. Пылесос лучше использовать наиболее мощный. Также понадобится скотч или малярная лента. Если на дне горшка несколько отверстий, то лишние отверстия нужно заклеить. Также понадобится губка, мыльная вода в ведре, ненужное полотенце.
- Нужно отмыть все поверхности, куда будет приклеиваться скотч. После этого поверхность нужно хорошо вытереть насухо полотенцем, чтобы скотч хорошо приклеился. Можно наклеить скотч на кромки горшка, чтобы не поцарапать краску.
- Поместите горшок или ведро поверх вмятины и приклейте скотчем. Это будет намного легче сделать, если кто-то подержит горшок на месте, когда Вы будете его приклеивать. Горшок не обязательно должен быть приклеен идеально герметично, но не должно быть очевидных щелей. Можно также приклеить к задней части горшка дополнительный скотч или ленту, другой конец которой приклеить к кузову, чтобы этот скотч поддерживал горшок от отклеивания и падения.
- Включите пылесос и поместите конец шланга поверх отверстия на горшке, как на иллюстрации. Можно немного покачивать шланг, чтобы впустить воздух. Так пылесос будет всасывать лучше, если получит немного добавочного воздуха.
- Если есть возможность всунуть руку к обратной стороне вмятины, то можно помогать выправляться вмятине, надавливая на неё. Таким образом, воздействие будет с двух сторон.
Использование пистолета для нанесения горячего клея и вытягивающих элементов
- Смысл в том, чтобы приклеить к вмятине вытягивающие элементы в нескольких местах. Потянув за них, можно выправить вмятину. Подомный метод используется в клеевой системе технологии PDR .
- Вытягивающий элемент можно изготовить, просто прикрутить два самореза с одной стороны деревянного нагеля, а на обратную сторону (на дно) нанести горячий клей. Такие нагели можно расположить в нескольких местах. После охлаждения и отвердевания клея, можно потянуть за вытягивающие элементы. Необходимо приготовить достаточное количество клея и набраться терпения, так как может понадобиться сделать несколько попыток.
- На маленькие вмятины вытягивающий элемент можно наклеивать в центр. Большие вмятины вытягиваются с краёв.
- Так можно вытянуть замятое ребро жёсткости, которое «держит» всю вмятину.
- Одновременно при вытягивании вмятин, нужно простукивать возвышенности, при их наличии.
- Для удаления вытягивающего элемента, разогрейте клей феном. Используйте изопропиловый спирт, чтобы ослабить и убрать клей.
Следующий доступный вариант использования горячего клея для выправления вмятин — использовать пластиковую бутылку с крышкой. Клей наносится на крышку бутылки, крышка без сильного давления прислоняется к вмятине, удерживается до остывания клея, потом можно тянуть за бутылку, вытягивая вмятину. Бутылка имеет малый вес и не отслаивает клей раньше времени, а также удобна для хвата рук при вытягивании. Если вмятина большая, то можно использовать несколько крышек, по тому же принципу, как в вышеописанном способе с нагелями и саморезами. Крышки приклеиваются по внутренним краям большой вмятины. Для вытягивания можно использовать всего одну бутылку, попеременно прикручивая её к разным крышкам. После вытягивания большей части вмятины, остаточные углубления можно вытягивать, приклеивая крышку непосредственно в центр маленькой вмятины.
Ещё более доступным вариантом использования горячего клея для вытягивания вмятин является использование клеевых стержней напрямую. То есть, вытягивать вмятину будут сами стержни. Преимуществом этого метода является то, что для приклеивания стержней даже не понадобится клеевой пистолет, концы стержней можно разогревать простой зажигалкой. Может потребоваться несколько стержней, в зависимости от размера вмятины и её конфигурации. К примеру, длинную вмятину можно вытягивать, приклеив ряд стержней вдоль её дна. Большую плавную вмятину (без заломов) можно выправить, наклеив целый пучок стержней. После вытягивания основной части вмятины, остаточные углубления можно вытянуть, приклеивая клеевой стержень прямо в центр маленькой вмятины.
Во всех способах выправления вмятин с использованием горячего клея, клеевые остатки легко удаляются спиртом. Ограничением данных способов является прочность лакокрасочного покрытия. Лучше, чтобы панель, где вытягивается вмятина, не была раньше в ремонте и перекрашена. В худшем случае краска может отслоиться при вытягивании. В большинстве случаев метод достаточно безопасен и работает достаточно хорошо.
Вытягивание вмятины молотком обратного действия
Можно сделать молоток обратного действия для выправления вмятин. Для этого нужен стержень толщиной 3–5 мм и отрезок трубы. Можно использовать горячий клей для приклеивания одной части молотка к центру вмятины. Принцип тот же, что и при использовании вытягивающих элементов, только молоток придаёт дополнительное усилие инерцией скользящего груза.
Молоток обратного действия можно изготовить самостоятельно.
На иллюстрации можно увидеть основную концепцию устройства молотка обратного действия. Вытягивать вмятину нужно до того, как клей застынет слишком сильно. Потому что, когда клей застывает, то становится хрупким и раньше времени отрывается от поверхности при вытягивании. Нужно нанести клей, надавить стержень на него и подождать охлаждения, после чего начать скользить частью трубы (грузом) по стержню. Обратным молотком удобно выправлять маленькие и средние вмятины.
Применение набора для вытягивания вмятин
Этот набор также использует горячий клей для крепления вытягивающего устройства к вмятине. Места, куда будет приклеиваться вытягивающее устройство нужно обезжирить изопропиловым спиртом. Клея нужно использовать немного.
Нужно придать вытягивающее давление устройством и оставить так на 5 минут, периодически нагревая края вмятины. В целом, при вытягивании специальным устройством (маленьким мостом), медленный метод работает лучше, чем быстрое вытаскивание вмятины. Постепенно сокращая размер вмятины, можно сделать несколько повторов. При наличии возвышенностей вокруг вмятины, их нужно аккуратно простукивать специальным пробойником, который входит в набор. Более подробно о применении набора для выправления вмятин можно прочитать в статье “набор Pops A Dent инструкция, как правильно применять”.
Вытягивание вмятины сантехническим вантузом
Этим приспособлением можно не только прочистить засор, но и вытянуть вмятину. Нужно использовать вантуз для раковин, а не тот, что предназначен для чистки унитазов. Это более доступный вариант специальной присоски, который применяется в беспокрасочном ремонте вмятин.
После вытягивания вмятины вантузом, могут остаться небольшие неровности, требующие последующего выравнивания.
Необходимо увлажнить как поверхность панели с вмятиной, так и сам вантуз, точнее, его резиновую часть. Можно использовать горячую воду. Горячая вода сделает резину вантуза более эластичной, а также немного нагреет поверхность. Нужно установить резиновый клапан на вмятину, надавить и резко дёрнуть. Плавные вмятины, без сильных заломов вполне можно вытянуть таким способом. Может не остаться следа, либо останется незначительный залом металла.
Метод выправления вмятины с применением мяча
Можно использовать футбольный мяч с насосом. Мяч нужно установить так, чтобы он упирался во внутренний элемент панели и, при накачивании, надавливал на вмятину с обратной стороны. Нужно быть осторожным, чтобы не передавить металл.
Удаление вмятины на крышке багажника без покраски
Всем привет,
Сперва я хочу поздравить всех, кто читает мои БЖ, с наступившим Новым Годом и Рождеством. Спешу пожелать Вам, друзья, здоровья крепкого, сил жизненных, успехов во всех Ваших делах и начинаниях, и конечно же пожелать проколесить этот год без происшествий и поломок.
Вобщем-то, чтобы всё прошло без поломок в году, за автомобилем надо следить, что я и стараюсь делать при наличии времени и других ресурсов.
День на третий новогодних каникул, я понял, что так продолжаться не может и надо что-то в автомобиле определённо менять! "Но вот что?!" — стоял вопрос у меня в голове. Быть может купить новую резину? Какую? Летнюю…я даже не знаю какая у меня сейчас летняя резина, потому что проехал на ней около 10 км от места передачи автомобиля на шиномонтаж для переобувки на зиму. Резину я традиционно отдаю на хранение. Весной буду либо удивляться, либо радоваться. Зимнюю?! А почему бы и нет. Ведь сейчас на машине стоит оболденная Хаккапелита …2! ДВА, Бл*#ь! Это ретро покрышки, 2005 года выпуска! Но про них отдельно расскажу в другом БЖ, потому что на четвертый день новогодних праздников я нашёл в гараже практически новый комплект одной известной марки, точно такой же размерности, что и у меня сейчас. Резина аккуратно лежала в пакетах и даже не рассохлась и не деформировалась. Лежала ибо таких маленьких колёсиков давно не было в семье. Но остальное про резину в другом БЖ и после анализа в хорошем шиномонтаже 😉
Что ещё? Диски! Нееее… чуть позже, пока не знаю, какие хочу. Ё*твоюмедь…Эврика! Вмятина на жопе! Воооот! Вот что меня огорчало и раздражало.
Проштудировав пару статей про удаление вмятин без покраски решил попробовать, позвонил в один сервис — сказали "мало вероятности, что такую вытянем без покраски". Спасибо, найн!
А вот ребята из сервиса АвтоТОТЕММ сказали, "приезжай, посмотрим!". При осмотре мастер ничего не нашёл, что делало бы процесс вытягивания вмятины без покраски невозможным. Вот и она, вмятина :
Вот так было на момент покупки
Для лучшего объяснения, я выделили зоны и стрелками показал, куда "повело" металл :
Разметка особо деформированных зон
Вмятина около 40 см, без сильных заломов, в основном плавная, но местами глубокая. Что ещё осложняло работу — крышку сверху слева несильно выгнуло, зазоры "ушли".
Единственное мне сказали, что процесс займёт около 7 часов. Ок, нет проблем, утром я у Вас.
В назначенное время я притащился в АвтоТОТЕММ на ул. Ташкентская.
На месте
Меня справедливо отправили на техническую мойку :
Моемся
Ну а далее, я передал машину мастеру-приемщику Игорю. Кстати — отдельное спасибо Игорю за отличное отношение к клиентам, доброжелательность и техническую грамотность! Это очень здорово, когда человек профи своего дела по-настоящему, а не "рисуется". Это же сразу чувствуется. Респект.
Ну а далее я вызвал такси и уехал по своим делам. Вернулся через часов 6 и увидел следующее :
В процессе
Подойдя ближе к месту, где БЫЛА вмятина, я ох@#л просто! ( уж простите, коллеги, но это невероятно ) :
Нет вмятины!
Ещё ближе подойдя, чуть в обморок не упал от увиденного, но удержался…а то б башней опять помял крышку :)))
Идеал!
аааарррррррр!
Если честно, думал, что крышку новую поставили, а мою выбросили))) Нет никаких вмятин, всё отличтно. Но моё мнение мастер, который непосредственно работал с машиной, не разделил и со словами :"идеал у каждого свой!" сказал, что ещё часок и вот тогда точно будет идеал и по поверхности и по зазорам.
А Вот и мастер за работой :
Вот так выглядит человек с правильно растущими прямыми руками. Вернее из правильного места.
Я спорить не стал и отправился пить кофе и размышлять о разности во взглядах 🙂
Спустя час я расплачивался на кассе без всякого сожаления о потраченной сумме и со словами благодарности всем, кто принимал участие в этой работе.
А ещё, по окончанию работ, мне полирнули багажник. Просто супер! Краска заиграла, ушли мелкие царапины. А вся машина поедет в полироль весной! Решено!
Вот и результат :
мммммммм…хоть и плохо видно)))
еееееее…ровно!
Пожалуй я всё описал, что хотел. В качестве итога повторюсь — АвтоТОТЕММ отличная компания, в которую следует обращаться по таким вопросам. Ну и конечно, я очень рад, что теперь на машине нет огромной вмятины!
вмятина на крышке багажника Volkswagen Vento под госномером как выправить — изнутри не подлезть
Вмятина овальная длиной 8-9см, шириной 4-5см и глубиной максимум 1-1,5см.
Казалось бы надавить плавно изнутри — и выправится,но.
Внутри крышка имеет двойное дно — наваренные листы металла, каркас с отверстиями, отстоящий от внешнего листа на 3-4 см. Туда сквозь выемки можно просунуть пальцы или дощечку. Там проходят провода.
Подобраться до вмятины можно пальцами и надавить, но сил пальцами понятное дело не хватает. Дощечку совать — тоже еще хуже можно сделать, и молоточком не подберешься.
Как быть, как править помогите?!