Как часто надо менять антифриз в автомобиле
Перейти к содержимому

Как часто надо менять антифриз в автомобиле

  • автор:

Как часто вы меняете антифриз?

На вопрос о сроке замены охлаждающей жидкости нет однозначного ответа по объективным причинам. Он зависит от рекомендаций производителя авто, типа антифриза, условий эксплуатации, пробега и состояния системы охлаждения. Поэтому периодичность замены антифриза индивидуальна, но существуют общие рекомендации и важные признаки, указывающие, что уже пора его сменить.

Сразу оговоримся: менять охлаждающую жидкость раз в год, как делают некоторые очень заботливые автовладельцы, нет смысла. За год ни один приличный антифриз не потеряет своих свойств. Если, конечно, вы не участвуете в гонках.

Теперь разберем наиболее важные факторы, влияющие на частоту замены ОЖ.

В рекомендациях производителя сейчас можно встретить очень заманчивые цифры: замена раз в 100 000 км и даже больше. Но практика показывает, что это слишком большой срок: любая охлаждающая жидкость разлагается со временем, в ней образуется накипь и свойства теряются лавинообразно. Так что слепо ориентироваться на рекомендации автоконцернов не следует, а вот возраст и/или пробег – это весомый фактор.

В автомобилях старше 15 лет антифриз обычно меняют каждые 2 – 3 года или 45 – 50 тысяч километров, даже если у самой жидкости заявлен больший срок службы. Дело в том, что в процессе эксплуатации система неизбежно изнашивается, в ней образуются механические примеси, ржавчина, что сказывается на эффективности работы ОЖ. В новых автомобилях современная охлаждайка может работать 3 – 5 – 7 лет или, во всяком случае, на протяжении всего срока службы, указанного на упаковке антифриза.

Что касается условий эксплуатации, тут все довольно субъективно. К примеру, если случилось аномально жаркое лето, и автомобиль постоянно работал в городском цикле – это означает, что антифриз мог быстро потерять качества, поэтому лучше его заменить.

Кроме того, понять, что пора досрочно заменить охлаждающую жидкость можно по признакам деградации: наличию осадка, хлопьев, пены, масляных разводов, эмульсии, горелого запаха, изменению цвета на рыже-бурый или темный, загустению. Все эти явления – повод немедленно заменить ОЖ.

Как часто менять антифриз? Основные правила и рекомендации

Как часто менять антифриз? Основные правила и рекомендации

Думаю, с тем фактом, что антифриз необходимо менять, никто не будет спорить. А вот в том, какой у него ресурс – у многих возникнут разногласия. Читайте далее и мы разберемся вместе как часто нужно менять антифриз в автомобиле, как понять, что пора залить новую охлаждающую жидкость и можно ли смешивать разные антифризы.

Что такое антифриз и зачем его менять?

Углубившись в историю, мы выясним, что изначально двигатель внутреннего сгорания был с воздушным охлаждением. Т.е. его обдувало потоком воздуха, возникающим при движении и, тем самым, охлаждало. Воздушное охлаждение вскоре вытеснила более эффективная жидкостная система охлаждения двигателя.

Но и тут не сразу все пошло максимально гладко. В качестве охлаждающей жидкости изначально использовалась обычная вода, которая как известно при 95 градусах кипит, а чуть ниже 0 превращается в лед и ломает ДВС изнутри.

Все изменилось, как только был изобретен антифриз. Он имеет более широкий диапазон работы. Не замерзает при 0, а для закипания нужна температура более 100 градусов Цельсия. Основами всех антифризов, как и ранее, является очищенная вода и спирт, которым, казалось бы, нестрашно время. Но в охлаждающие жидкости добавляется масса присадок, срок годности которых ограничен. Но это не плохо. Наличие присадок в современных антифризах позволяет защищать двигатель изнутри от коррозии, образования пленки и тому подобного. Тем самым продляя срок жизни двигателя.

Единой общемировой формулы для производства антифриза нет. Стандарты качества в разных странах свои. И, к слову говоря, в нашем ГОСТе 28084-89 они уже морально устарели. Но и охлаждающие жидкости, произведенные по зарубежным стандартам, в процессе работы теряют свои свойства. Снижается защита от коррозии, повышается вспенивание, возрастает агрессивность к резине. Именно по этой причине любой антифриз необходимо периодически менять.

Периодичность замены антифриза

Как часто менять антифриз в автомобиле зависит в первую очередь от качества самой охлаждающей жидкости, условий эксплуатации и многого другого. В целом периодичность замены антифриза определяется индивидуально. И это достаточно просто объяснить.

Для примера возьмем автомобиль возрастом более 10 лет, охлаждающая система которого видела разное и даже воду. Так вот, очагов коррозии внутри системы охлаждения будет больше и, пытаясь их нейтрализовать, присадки в антифризе закончатся быстрее нежели при работе в новеньком двигателе внутреннего сгорания, который только вчера сошел с конвейера автоконцерна.

Технический регламент предписывает замену антифриза каждые 3 года или через 60 тысяч километров. В зависимости от того какой из этих факторов наступит быстрее. Но на практике это относится к абсолютно новым автомобилям, и со временем эксплуатации транспортного средства этот период сокращается. В целом необходимость сменить антифриз легко определить визуально. Если у вас это сделать не получается – просто приезжайте в автосервис, которому доверяете и слесарь с легкостью ответит на этот важный вопрос.

Подробнее о рекомендации производителей по замене антифриза

Ниже мы рассмотрим самую распространенную в мире классификацию охлаждающей жидкости. Она включает в себя 3 категории:

  • G11. Красный антифриз. При производстве антифризов используются неорганические присадки, образующие внутри охлаждающей системы ощутимую тактильно пленку, которая и защищает детали системы. Рекомендованный срок замены этой жидкости 2 года или 60-120 тысяч километров. В противном случае образовавшийся защитный слой выпадает в осадок и забивает узлы и каналы охлаждающей системы.
  • G12. Зеленый антифриз. Антифризы производятся с карбоновыми кислотами в качестве присадок. Отличаются данные жидкости повышенной теплоотдачей. Важным отличием от G11 является то, что они не образуют пленку по всей охлаждающей системе, а работают точечно. Очаг коррозии локализуется так, что присадки не позволяют ему разрастаться. Рекомендованный срок службы антифризов G12 составляет 5 лет или 250 тысяч километров.
  • G13. Желтый антифриз. Новейшие антифризы, производимые на основе пропилен- и этиленгликолей. Действие этих жидкостей, так же как и в G12, основано на создании защитной пленки именно на очагах коррозии. Но благодаря большей стойкости присадок по сравнению с карбоновыми – они имеют еще более длительный срок эксплуатации и составляет он от 10 лет или более 250 тысяч километров. Важно отметить, что некоторые производители совсем не рекомендуют менять антифризы категории G13.

Но не стоит полностью доверять только рекомендациям завода изготовителя. Ведь условия эксплуатации автомобилей могут быть разные, да и состояние самой системы охлаждения у автомобилей отличается.

Как определить, что антифриз пора сменить?

Даже если рекомендованный заводом изготовителем срок службы антифриза еще не вышел, но уже визуально видны изменения охлаждающей жидкости – ее нужно срочно заменить. Основные признаки необходимости сменить антифриз:

  • Образование мути и изменение цвета. Причиной этого будет общий износ охлаждающей системы, наличие большого количества очагов ржавчины. На эту проблему стоит обратить внимание и постоянно отслеживать состояние новой охлаждающей жидкости, не дожидаясь пока закончится рекомендованный срок службы.
  • Наличие осадка в виде хлопьев. Вероятно, был долит антифриз другой категории, что и вызвало химическую реакцию.
  • Образование пены. Так же как и в предыдущем пункте наиболее вероятная причина смешивание несовместимых жидкостей.
  • Масляная эмульсия и запах гари. Это очень опасно так как в антифриз попало моторное масло. Просто сменой жидкости проблему не устранить. Причина этого намного глубже. Вероятнее всего пробой прокладки головки блоков цилиндров, а может быть и хуже. Это трещины в головке или самом блоке. Поэтому при обнаружении следов моторного масла в охлаждающей жидкости – отправляйте автомобиль в автосервис. И лучше на эвакуаторе.
  • Наличие в жидкости желеобразных комков. Причин может быть несколько. Это низкокачественный антифриз, разбавление хорошей охлаждающей жидкости водой или просто слишком долгий срок работы антифриза, что привело к полной или частичной потере его свойств.
  • Значительное уменьшение объема охлаждающей жидкости в системе. Это событие может произойти лишь если охлаждающая система не герметична. В принципе полностью менять жидкость необязательно. Необходимо найти, починить место порыва и долить антифриз до нужного объема. Но быть при это крайне внимательным, ведь смешивать можно не все охлаждающие жидкости. Об этом читайте далее.

Можно ли смешивать разные антифризы?

С точностью в 100% можно сказать, что антифризы разных цветов смешивать нельзя, так как в их основу входят присадки разных видов. В лучшем случае охлаждающая жидкость при смешивании просто потеряет все защитные свойства, а в худшем случае может образоваться осадок, который забьет охлаждающую систему и вызовет перегрев двигателя внутреннего сгорания.

Но и смесь охлаждающих жидкостей одного цвета может привести к плачевным последствиям. Для примера возьмем самый обычный антифриз G12. У него зеленый цвет он производится на основе карбоновых кислот и антифриз TOTACHI® NIROтм Long Life Coolant GREEN, производимый на основе карбосиликатов с добавлением фосфатов. И оба этих антифриза по отдельности будут прекрасно выполнять свои обязанности, но их смесь практически мгновенно выпадет в осадок, что засорит охлаждающую систему.

Будьте внимательны при выборе антифриза и особенно в том случае, если вам необходимо его не полностью заменить, а только добавить.

Как правильно заменить антифриз

В замене охлаждающей жидкости нет ничего сложного и с этим справится даже не опытный автолюбитель, но самое главное, что нужно помнить – это возможные последствия при смешивании жидкостей с разными основами присадок.

Чтобы не допустить негативных последствий, достаточно просто промыть охлаждающую систему после того как сольете отработанный антифриз.

В заключении нужно сказать, что опытный автомобилист знает, как часто менять антифриз и без проблем поймет по виду антифриза, что его нужно срочно заменить. Но если у вас не хватает знаний и опыта – обращайтесь в автосервис.

Как часто менять антифриз, когда нужна замена охлаждающей жидкости

Антифриз — собирательное название для охлаждающих жидкостей, температура которых ниже по сравнению с температурой замерзания воды. В автомобиле эта жидкость используется для охлаждения двигателя. В их состав обычно входят присадки, препятствующие вспениванию и образованию накипи, а также дополнительно защищающие детали мотора от коррозии. Расскажем, зачем и как часто менять антифриз.

Зачем менять антифриз в автомобиле

Во время работы двигатель автомобиля нагревается. Перегрев может привести к тому, что сначала в работе мотора возникнут перебои, а потом он выйдет из строя и понадобится дорогостоящий ремонт. Поэтому двигательную установку обязательно дополняют охлаждающей системой.

Сначала такие системы были воздушными, но объемы двигателей увеличивались и эффективность воздушного охлаждения становилась низкой. Поэтому на смену воздушным системам пришли жидкостные. Первое время в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода. Но она в этом качестве оказалась недостаточно эффективной из-за того, что в жидком состоянии она находится только в диапазоне от 0°C до 100°C. Антифризы оказались настоящей находкой и позволили успешно решить проблему охлаждения двигателя.

Но эксплуатационные свойства любого антифриза со временем ухудшаются. Это происходит потому, что в жидкости содержатся присадки с ограниченным сроком действия. Также в антифриз могут попадать грязь, частицы металла с внутренних деталей мотора. Поэтому ему требуется периодическая замена.

Возникает очевидный вопрос — как часто менять антифриз в автомобиле, чтобы избежать возможных проблем?

Срок службы антифриза

Однозначно ответить на вопрос, как часто менять охлаждающую жидкость, нельзя. Это зависит от ряда факторов, среди которых:

  • тип антифриза;
  • условия эксплуатации транспортного средства;
  • особенности двигателя;
  • состояние автомобиля и установленного в нем мотора.

Например, в старых машинах с изношенными двигателями срок службы антифриза будет меньше, поэтому менять его требуется чаще. Это связано с тем, что в моторе такого автомобиля возможно образование множества очагов коррозии. Ржавчина неминуемо попадает в жидкость, циркулирующую в контуре охлаждения, и ухудшает ее эксплуатационные свойства.

Обычно периодичность замены антифриза указывается в документах на автомобиль. Чаще всего рекомендуется делать это раз в 2-3 года или после каждых 60000 км пробега. Если машина старая, интервал замены антифриза сокращается до 40-50000 км пробега.

Как часто менять антифриз в автомобиле

Также охлаждающую жидкость рекомендуется менять в следующих случаях:

  • ее цвет изменился, в ней появились осадок, пена, хлопья, желеобразные сгустки;
  • автомобиль в течение нескольких лет стоял без движения — надо не только слить старый антифриз, но и перед заливом нового промыть контур системы охлаждения.

Согласно классификации, разработанной специалистами концерта Volkswagen, все разнообразие охлаждающих жидкостей можно разделить на три категории. От того, к какой из них относится конкретный антифриз, зависит срок замены.

G11 — это традиционные продукты, в состав которых входят неорганические присадки. У них самый короткий срок эксплуатации. Рекомендуемый интервал замены — 2 года.

G12 — антифризы, в которых содержатся органические кислоты. Такие продукты обладают отличными теплообменными свойствами и точечно воздействуют на очаги коррозии. Их рекомендуется менять раз в 5 лет. Такой же срок указывается для улучшенных продуктов G12+ и G12++.

G13 — наиболее современная категория, представленная лобридными антифризами на основе пропиленгликоля и этиленгликоля. Эффективные, экологичные и долговечные продукты этого типа можно менять раз в 10 лет.

Если не произвести замену вовремя, могут возникнуть проблемы с двигателем.

Что происходит с двигателем, если не следить за охлаждающей жидкостью

Так как антифриз защищает двигатель от перегрева, снижение его эксплуатационных свойств ведет к тому, что детали мотора подвергаются высокотемпературному воздействию. Это может привести к их разрушению.

Другая проблема — усиление коррозионных процессов. Если охлаждающая жидкость не препятствует им, они также способствуют разрушению деталей.

В работе двигателя могут возникнуть сбои. Затем он выходит из строя. Худший вариант — если это произойдет во время поездки и станет причиной аварии.

Расскажем подробнее, что может произойти, если срок замены антифриза превышен.

Характерные проблемы при несвоевременной замене антифриза

От некоторых водителей можно услышать, будто бы разговоры о проблемах, вызванных несвоевременной заменой жидкости для охлаждения — всего лишь маркетинговый трюк. Мол, производители специально распространяют не вполне достоверную информацию, чтобы продать больше своих продуктов, а на самом деле ничего страшного не произойдет, и вообще нет смысла забивать себе голову вопросом, как часто нужно менять антифриз.

Действительно, если немного превысить рекомендуемый интервал замены, скорее всего, проблем не будет. Но продолжительная езда со старым антифризом, утратившим эксплуатационные свойства, влечет за собой серьезные проблемы.

Неисправность системы охлаждения двигателя

Перегрев

Материалы, из которых сделана двигательная установка, и зазоры между деталями, из которых она состоит, обычно рассчитаны на температуру 85-90°C. Если она поднимается выше, возможны следующие последствия:

  • мощность двигателя падает, увеличивается расход топлива;
  • кольца и цилиндры деформируются;
  • из-за увеличенных зазоров в масло попадают выхлопные газы, а смазка проникает в коллектор;
  • ресурс мотора сокращается в 2-3 раза.

Усиление коррозии

С одной стороны, антифриз обеспечивает защиту от коррозии. С другой — в его составе все равно есть некоторое количество воды, и ее доля со временем увеличивается, потому что охлаждающая жидкость обладает высокой гигроскопичностью и впитывает влагу из воздуха.

Чем дольше не меняется антифриз, тем сильнее он может провоцировать коррозию. В результате:

  • разрушаются поверхности магистралей и радиатора;
  • снижается пропускная способность каналов;
  • из-за того, что коррозионный слой имеет более низкую теплопроводность, ухудшается работа системы охлаждения.

Все, что перечислено выше, влечет за собой рост нагрузки на двигатель и снижение его ресурса.

Выпадение осадка

С этой проблемой обычно сталкиваются водители, которые пользуются антифризами на силикатной основе. В их составе есть вещества, которые со временем выпадают в осадок. Постепенно в охлаждающей жидкости накапливаются мелкие кремниевые частицы, которые при циркуляции антифриза создают абразивный эффект.

Кавитационная эрозия

В нагретой жидкости естественным образом возникают пузырьки газов — этот процесс называют кавитацией. Когда пузырьки схлопываются, высвобождается энергия, создающая избыточное давление в контуре системы охлаждения. К тому же это воздействует на металлические поверхности и разрушает их, что чревато протечками.

Заморозка системы

Как уже говорилось выше, высокая гигроскопичность антифриза ведет к тому, что со временем доля воды в его составе растет. Но это не только усиливает коррозионные процессы, но и является причиной снижения порога замерзания охлаждающей жидкости. Если вода в системе при низких температурах начинает кристаллизоваться, страдают бачок, элементы магистрали, радиатор и патрубки.

Как правильно заменить охлаждающую жидкость

Регламент замены антифриза обычно указывается в документах на автомобиль. Поэтому замену рекомендуется начинать с ознакомления с технической документацией.

Подготовка к замене состоит из следующих этапов:

  • подбор и покупка новой охлаждающей жидкости;
  • разбавление концентрата дистиллированной водой — если вы пользуетесь таким продуктом;
  • установка автомобиля на площадку — она должна быть ровной;
  • ожидание остывания двигателя — это может занять до 30 минут.

Помимо нового антифриза вам понадобятся:

  • поддон для слива отработанной охлаждающей жидкости;
  • тара для разбавления концентрата и мерные емкости — но это в том случае, если вы купили концентрированный антифриз.

Замена антифриза

Когда двигатель остыл, установите поддон под радиатор и откройте сливную крышку. Если у вашего автомобиля нет пробки на радиаторе или водяной рубашке блока цилиндров, слив производится через нижний патрубок радиатора. После этого:

  • промойте систему дистиллированной водой — это нужно для того, чтобы избавиться от загрязнений и остатков старого антифриза;
  • залейте рекомендованное количество новой охлаждающей жидкости;
  • проверьте, функционирует ли система охлаждения — запустите двигатель и прогрейте салон автомобиля, пока не начнет работать вентилятор, чтобы убедиться, с какой точностью поддерживается тепловой режим мотора;
  • проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке — если в системе охлаждения оставался воздух, он выйдет, и уровень антифриза понизится, поэтому надо будет долить еще немного жидкости.

Промывка системы охлаждения

Обычно после слива отработанного антифриза в системе остается некоторое количество охлаждающей жидкости. Чтобы полностью удалить ее, заполните контур дистиллированной водой, включите двигатель и дайте ему 10-15 минут поработать на холостых оборотах. После этого полностью слейте жидкость из системы охлаждения.

При сильном загрязнении можно промыть систему несколько раз.

Дистиллированную воду заливайте только в полностью остывший двигатель.

В дистиллированную воду можно добавить антифриз в соотношении примерно 1:4 или 1:5. Благодаря этому при промывке антикоррозионные присадки, которые в нем содержатся, сразу начнут выполнять свои функции.

Промывка системы охлаждения двигателя

Заливка нового антифриза

Новую охлаждающую жидкость следует заливать без торопливости, иначе велика вероятность возникновения воздушной пробки. Залейте антифриз до максимальной отметки, включите двигатель и подождите, чтобы контур охлаждения заполнился жидкостью. Проверьте уровень антифриза в бачке и при необходимости долейте, чтобы его уровень опять находился на максимальной отметке. Повторяйте процедуру до тех пор, пока охлаждающая жидкость не перестанет уходить из бачка.

При этом следите за датчиком температуры. Его показания не должны заходить в красную зону.

Когда менять антифриз

Многие автовладельцы совершенно не обращают внимание на состояние автомобильного антифриза. Это понятно, если автомобиль приобретен новым, но даже покупая подержанную технику, меняют прежде всего масло и тормозную жидкость. Так и плещется в системе охлаждения жижа непонятного качества и свойств. Так происходит чаще всего до первой поломки в системе охлаждения. А между тем, проблему проще предотвратить, нежели потом ехать на эвакуаторе в сервис, оплачивать не только замену самого антифриза, то и большого количества поврежденных деталей, самыми дорогими из которых могут стать радиатор или головка блока.

Так когда менять антифриз? Обстоятельство первое – грамотный автовладелец всегда должен знать, антифриз какой марки залит в систему. И не слушайте продавцов, которые пытаются подбирать антифриз по цвету, а совершенно разные и не совместимые между собой антифризы запросто могут иметь одинаковый цвет. Или наоборот, абсолютно одинаковые антифризы одного производителя могут оказаться совершенно различными по цвету. Антифризы очень часто не совместимы по присадкам, добавка одного в другой, простая доливка, может спровоцировать коррозию в системе охлаждения. А это повреждение очень дорогих деталей двигателя. Конечно, коррозия процесс не мгновенный и выход из строя радиатора через полгода после давно забытой доливки уже не связывается владельцем в единую логическую цепь. Поэтому, менять антифриз в подержанной машине нужно как можно быстрее после покупки, тщательно записав марку и спецификации свежего антифриза.

Обстоятельство второе – антифриз не вечен, он имеет определенный срок жизни. Антикоррозионные присадки в антифризе с возрастом и под воздействием повышенных температур теряют эффективность, разлагаются и выпадают в виде шлама. То есть мало того, что система охлаждения подвергается повышенному риску коррозии. Из-за наличия осадка и шлама ухудшается теплоотвод от деталей, двигатель перегревается, а вот система отопления салона, напротив, теряет эффективность. Внимательно изучайте инструкцию по эксплуатации автомобиля, там ясно сказано при каком пробеге необходимо менять антифриз.


Очиститель системы охлаждения Kuhler-Reiniger

Обстоятельство третье – плановый ремонт. Пример: замена ремня ГРМ на большинстве двигателей Фольксвагена. Ремень положено менять вместе с натяжными роликами и водяным насосом. При замене водяного насоса необходимо сливать охлаждающую жидкость. Не экономьте используя старый антифриз, замена помпы – лишний повод полностью менять антифриз, желательно совмещая эту работу с промывкой системы охлаждения. Промывка, такая как Liqui Moly Kuhler-Reiniger, удалит шламы и осадки, а также следы масла из системы охлаждения. Восстановит работу отопителя и эффективное охлаждение двигателя.

Прежде, чем менять антифриз, необходимо выбрать именно тот, который оптимальным образом подходит под модель вашего автомобиля. Конечно руководство к действию – инструкция на автомобиль. Там указывается наиболее желательный тип антифриза. Европейские инструкции чаще рекомендуют использовать концентрат антифриза, но следует помнить, что европейские зимы более мягкие, нежели российские реалии. Разбавляя 1:1 европейский концентрат вы получите защиту от замерзания -36°С, что маловато для России, так как первые кристаллики льда появляются уже при «детской» температуре -32°С. Европейские концентраты нужно разводить в несколько более высокой концентрации. При разведении желательно использовать дистиллированную воду, однако допускается использование и чистой водопроводной воды. Если перед заменой антифриза использовалась промывка, то нужно учитывать, что в системе охлаждения есть остаток промывочной воды и надо заливать сначала чистый концентрат исходя из полного объема системы. То есть, если в системе всего умещается 10 литров, то залейте 5 литров концентрата, а затем долейте водой до заполнения системы. Так вы получите правильную концентрацию.


Антифриз-концентрат Kuhlerfrostschutz KFS 2001 Plus G12

Возможно ли использовать некий универсальный антифриз, который походил бы на большинство автомобилей, не вызывая проблем? Да, вы можете заменить любой антифриз на Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 2001, этот антифриз выпускается и как концентрат, и как готовый к применению антифриз до -40°С, что оптимально для Российских условий.

Важно: использовать для охлаждения чистый концентрат не следует, так как чистый концентрат замерзает при -15°С, а в смеси с водой можно достичь температуры в -65°С(!) в зависимости от концентрации.

А что делать, если вы заглянули под капот и обнаружили, что в расширительном бачке маловато антифриза? Что долить? Готовый антифриз доливать нужно только в том случае, когда утечка видна, например, есть капли под машиной. А если капель нет, то самое правильное – долить дистиллированной воды, так как при жаркой погоде вода из антифриза постепенно испаряется, делая его более концентрированным.

Теперь вы знаете не только когда нужно менять антифриз, но и некоторые тонкости эксплуатации автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *