Что делать с отработанным машинным маслом?
Менять масло в двигателе необходимо от одного до двух раз в год. В зависимости от мотора в картер помещается 4-5 литров смазывающей жидкости, которая после нескольких месяцев работы в силовом агрегате вновь оказывается на руках автомобилиста. Ее сливают в пластиковые ванночки, а затем отправляют в старые канистры, которыми через три-пять лет эксплуатации машины заставлены все углы в гараже. Выливать в канализацию отработку запрещено, так же как и в сточные канавы. Как же с ней поступить?
Смазка петель и замков
Некоторые автомобилисты не хотят связываться с «отработкой», потому как считают ее вредной для здоровья. Отчасти это правда, однако при умелом использовании старое масло не нанесет ущерба организму.
В смазывающей жидкости в течение нескольких месяцев накапливаются шлаки, оставшиеся после осадочного выпадения присадок. Там же оказывается сажа от сгоревшего топлива, накапливаются смолистые соединения и появляется металлическая микростружка, образовавшаяся в результате выработки трущихся деталей. Эти примеси придают старому маслу темный насыщенный цвет и уже препятствуют качественной работе силового агрегата. Поэтому вторая жизнь отработки ограничивается лишь бытовыми нуждами.
Такое масло пригодится для смазки дверных петель, цепей велосипедов, навесных замков, защиты от коррозии металлических изделий и т. п.
Пропитка древесины
Старым маслом пропитывают деревянные изделия для защиты от воды и гниения. Им покрывают столбы заборов и деревянные сваи. Масло прекрасно впитывается в древесину и проникает на глубину нескольких сантиметров, выталкивая влагу. Кроме того, оно препятствует попаданию внутрь бревен паразитов и личинок жучка древоточца. Старая «отработка» защищает древесину от грибка. Однако такое средство подходит только для обработки бревен в нежилых помещениях. Иначе пары масла могут еще долгое время ощущаться в комнатах.
С помощью старого масла можно готовить для покраски деревянные сараи и подсобные помещения. Оно выполняет роль грунта и не дает впитываться краске. Через несколько дней древесину покрывают масляной краской.
Утилизация
Если необходимости в старом масле нет, то его можно сдать на утилизацию. Автомастерские охотно принимают его у населения, складируют в бочках, а затем продают на нефтеперерабатывающие заводы для дальнейшей переработки. Синтетическое масло очищают от примесей, пропускают через фильтры и выделяют первичную основу, которая используется для разных сортов смазывающих жидкостей. Затем ее вновь направляют для изготовления масла.
Средняя цена скупки отработанного масла по России: от 5-7 рублей за литр для частных лиц и 10-12 рублей за литр для специализированных компаний, привозящих отработку бочками. Тем самым 200-литровая бочка стоит примерно 1500 рублей.
Чего нельзя делать с отработкой?
Старое масло уже непригодно для использования в механизмах. Поэтому им нельзя смазывать бензопилы и прочую сельхозтехнику. Частицы металлической стружки и накопившаяся грязь работают как абразив и приводят к разрушению рабочих поверхностей. В итоге цепь пилы, испытывающая высокие нагрузки, вырабатывается раньше срока.
Нельзя использовать масло и для шиномонтажа. Некоторые умельцы смазывают ей боковины покрышек, чтобы те проще залезали на диск. Однако масло на боковине препятствует его плотному облеганию, и при резком торможении шина может провернуться и соскочить с диска, что приводит к мгновенной потере давления и разбортировке. А это чревато аварией.
Нельзя масло использовать и в качестве горючего для печей. Его дым содержит множество токсичных химических соединений, вредных для окружающей среды.
Утилизация моторного масла. Как с ним поступить?
При замене масла в сервисных центрах, организация сама позаботится о его утилизации. Но что же делать, когда замену производите вы сами, куда вылить масло, а может продать или оставить? В данной статье мы рассмотрим основные способы утилизации масла, разберем можно ли на нем заработать, и как применить его в домашних условиях.
Зачем нужно утилизировать масло?
Использованные масла содержат опасные соединения — полиолефины, смолы, карбены, которые, попадая в организм человека, могут спровоцировать развитие рака и других не менее опасных заболеваний.
Утилизация автомобильных масел необходима по ряду следующих причин:
- при проникновении в почву вредные вещества имеют свойство накапливаться и рано или поздно попадают в организм вместе с водой или пищей;
- сдавать масла в пункты приема — это выгодно, ведь каждый литр отработки оценивается в денежном эквиваленте;
- вторичная переработка позволяет экономить мировой ресурс нефти, так как масло очищается и становится вновь пригодно к использованию.
Степень токсичности отработанного масла
Основная часть отработанных масел, включая моторное, относятся к третьей группе опасности.
Исключение – отработанные трансформаторные масла, которые содержат:
- полихлорированные дифенилы;
- терфенилы;
- галогены.
Что делать с отработкой?
На данный момент есть следующие варианты:
- Вылить;
- Сдать/продать масло в специальную компанию;
- Использовать для домашних целей.
- Масло очищают и выделяют «базовые» составы также, как из нефти. Такая переработка стоит в несколько раз дешевле. Составы получаются хорошего качества. После эти составы заново применяются в новом моторном масле.
- Если состав однородный (одного производителя и характеристик), то его очищают, добавляют некоторые присадки, и могут применять уже в другой технике, которая меньше требовательная к маслам. Например, в некоторых сельскохозяйственных машинах, либо узлах.
- Сейчас разрабатывается формула, многоразового масла. Принцип будет следующий: — залили в двигатель – отъездили свой срок – слили – производитель принял – отчистил – опять залил в канистру и продал снова.
- Вы оставляете письменное обращение на сайте или звоните.
- Далее, в диалоге с менеджером, происходит подбор оптимального решения. Идет обсуждение количества и вида масла, его качества и условия вывоза. Могут попросить фото для оценки качества моторного масла.
- Для юридических лиц и ИП составляется и подписывается договор. Для частных лиц это процедура опускается.
- На финальном этапе, представитель компании приезжает в согласованное время и забирает сырье.
- Используйте канистры и цистерны, которые не поддаются окислению и не имеют повреждений;
- Емкости должны быть сухими, без влаги, чтобы предупредить появление плесени;
- Должна быть предусмотрена защита от попадания прямых солнечных лучей;
- Емкость должна находиться подальше от нагревательных приборов.
- транспортные средства;
- сервисы обслуживания автомобилей;
- шламовые амбары и другие предприятия нефтепереработки и хранения нефтепродуктов;
- предприятия по обработке металла;
- сельское хозяйство;
- заводы, промышленные объекты.
- в герметичные емкости, отдельно от других отходов;
- на таре присутствуют маркировочные знаки;
- площадка с контейнерами расположена на открытой территории с водонепроницаемым основанием.
- изготовление моторного масла;
- производство консервационных материалов для защиты металлоконструкций и техники от коррозии;
- получение переработанного топочного мазута;
- изготовление топлива для агрегатов, функционирующих на дизеле.
- Высокое качество очистки.
- Экономичность технологии.
- Возможность переработки максимального объема отработанного масла.
- Минимально возможная продолжительность процесса.
- Максимальная автоматизация производственных операций.
- Безопасность для человека и окружающей среды.
- Получение вторичного сырья, востребованного на рынке.
- отходы смешивают с животным клеем;
- нагревают смесь до +90 о С;
- добавляют опилки и измельченную бумагу;
- в нагретом состоянии проводят брикетирование.
- Воздействие силового поля центробежного или иного типа.
- Очистка через пористые фильтрующие перегородки.
- Теплофизические способы воздействия.
- Адсорбция.
- Коагуляция в смесителях-отстойниках.
- Экстракция.
- Ионообменная очистка, селективное растворение.
- Разделение отработанного сырья в сепараторе под действием центробежных сил на разные компоненты.
- Удаление твердых частиц.
- Выход воды и загрязнителей на барабанную периферию оборудования.
- Получение в непрерывном режиме очищенного масла – вторичного сырья.
- Контактный – добавление измельченного адсорбента в отработанное минеральное масло. Недостаток метода – образование большого объема вещества, загрязняющего экосистему.
- Способ противотока – организация движения масляного компонента и адсорбента в противоположных направлениях.
- Перколяционный – улавливание механических загрязнений в процессе движения отработанного масла через силикагель. Недостаток метода – высокая стоимость адсорбента.
Вылить
Автомобильное масло — это очень токсичный материал, который способен отравить все живое, включая растения, разных насекомых, воду и некоторых животных, так же оно достаточно долго разлагается. Из чего можно сделать вывод, что моторное масло ни в коем случае нельзя выливать на участок к нелюбимому соседу, в канализацию и т.д.
Утилизировать
Использовать в быту
Обработка дерева
Смазывание петель
Моторное масло — это отличное жидкое смазывающее вещество, которое можно использовать для смазывания замков, петель, велосипедов или других механизмов и устройств.
Обработка днища машины
За счет присадок в составе, масло эффективно борется с процессом окисления. В советские времена, это было универсальное средство от ржавчины, им обрабатывали днища и пороги автомобилей, и металлические предметы в саду (столбы и заборы). Сейчас оно уступает многим специальным противокоррозионным составам, однако, может послужить в качестве дешевой замены.
Обогрев помещений
Сдать специальным компаниям
Отработанное масло принимают специальные компании, которые в последующем продают его производителям моторных масел и вот для каких целей:
Как продать отработанное масло?
Порядок приема
По приезде, компания рассчитывает объем отработки, данные проверяются представителями обеих сторон и производится оплата.
Порядок схож со стандартной схемой оформления заказа:
От чего зависит цена
Цена будет зависеть от объема, который вы планируете продать.
Требования к хранению отработанного масла
Перед тем, как сдать отработанное масло, его еще нужно собрать и сохранить. Поэтому предприятию или частному лицу нужно предусмотреть специальные емкости. В них отработанные технические жидкости будут сохраняться до тех пор, пока не отправятся на переработку.
Некоторые требования для условий хранения:
Меры предосторожности
При сборе отработанного моторного масла для утилизации следует придерживаться следующего правила: запрещено смешивать смазочные материалы с другими жидкостями, например, ацетоном, растворителями, антифризом, тосолом. Это делает сырье непригодным для последующей переработки. По этой же причине не рекомендовано для сбора масла использовать емкости, загрязненные какими-либо химическими веществами.
Этапы переработки отработанного масла на заводах
Очистка от осадка и примесей
Выпаривание и перегон
Физическая очистка
Очистка химическим способом
Фильтрация на специальных мембранах
Иногда требуется дополнительная, особо тонкая очистка. Тогда применяется «мембранный метод».
Правильная утилизация моторного масла является необходимым шагом для защиты окружающей среды и здоровья людей.
Утилизация отработанного масла
Отработанные масла (минеральные, синтетические и полусинтетические, моторные и индустриальные) относятся к отходам 3 класса опасности. Они требуют особого обращения, которое полностью исключает негативное влияние на природу и здоровье человека. Особую опасность для экологического равновесия представляют отложения, которые образуются на стенках резервуаров, предназначенных для хранения топливно-смазочных материалов и отработанных масел.
Транспортирование, переработку и другие процедуры имеют право выполнять компании с действующей лицензией Росприроднадзора. На фоне постоянного увеличения объема опасных отходов утилизация отработанного масла – единственный экономически выгодный и экологически эффективный вариант.
Отработанные масла – существенная часть объема жидких органических отходов. При выборе технологии утилизации необходимо учитывать физико-химические показатели, количество загрязняющих примесей, энергетическую ценность.
Отработанные масла – это продукты нефти с примесью минералов, глины, песка и воды. Они могут содержать добавки, которые увеличивают токсичность сырья. В процессе использования масла происходят химические взаимодействия и механические загрязнения, в результате которых в составе продукта появляется свинец. Примеси могут появляться в результате смешивания масла с жидкими и другими маслянистыми отходами. Например, трансмиссионные масла контактируют с металлическими элементами, испытывают влияние температуры, подвергаются высокому удельному давлению и быстрому вращению шестерен. Это приводит к окислению, появлению механических примесей, термическому разложению, обводнению, накоплению асфальто-смолистых продуктов, солей, кислот, металлической стружки, минеральной пыли и других загрязняющих компонентов.
Масла требуются для работы агрегатов самых разных профилей и размеров: редукторов, цепей, бытовых и промышленных приборов, транспортных средств. Количество таких машин и механизмов растет с каждым годом.
Основные источники образования отработанных масел:
Если отработанное минеральное масло попадает в окружающую среду, оно загрязняет воду и почву, нарушает жизнедеятельность птиц, млекопитающих и водных обитателей. Это прямо или косвенно, но негативно влияет на здоровье человека.
Сбор и утилизация отработанного масла
Неправильный сбор и обращение с загрязненными минеральными маслами способны нанести значительный урон экологическому балансу. На восстановление ситуации потребуется длительный период.
Сбор отработанного масла должен быть организован по следующим правилам:
Сбор и утилизация отработанного масла – актуальный и рентабельный для общества вопрос. Если правильно организовать переработку отходов, из них можно получить качественное вторичное сырье. Стоимость восстановленных масел будет на 40-70% ниже свежих масел.
Варианты использования отработанного минерального масла после утилизации:
Для безопасного сбора отработанных масел на объектах должна быть грамотно организована инфраструктура с учетом технологии регенерации и направлений использования вторичного сырья.
Особенности технологии подготовки и утилизации отработанного масла
Загрязненные моторные, индустриальные и другие виды минеральных масел – отходы нефтепродуктов. Это продукты, которые в ходе использования утратили потребительские свойства.
Подавляющий объем отработанных минеральных масел отправляется на утилизацию или на сжигание. Подготовка вторичного сырья для повторного применения может быть организована на объектах нефтепереработки. Отходы применяют в качестве базового масла после соответствующей подготовки или восстанавливают его характеристики до первоначальных показателей. Второй сценарий возможен только при раздельном сборе промышленных отходов.
Существует множество разных методов регенерации первоначальных свойств сырья. Но большинство из них организованы по двух принципам: происходит обработка теплом или фильтрация с вакуумной перегонкой, химической реакцией и гидроочисткой. В результате получается сырье, которое по физико-химическим характеристикам практически не отличается от свежего масла из сырой нефти. Продукт будет служить еще некоторое время, а для его изготовления потребуется на 70% меньше энергии. Утилизация отработанного минерального моторного масла – экономически и экологически выгодный способ обращения с опасными отходами.
Оптимальный метод утилизации должен сочетать в себе следующие характеристики:
В ходе регенерации загрязненных моторных масел можно получить консервационные материалы, защищающие металлоконструкции и технику от коррозии. В данном случае отходы отличаются большим содержанием асфальто-смолистых соединений. Это дает им преимущество в защитном эффекте по сравнению с регенерированными и свежими моторными маслами. Асфальто-смолистые соединения способствуют образованию полимолекулярной пленки на металлической поверхности, обладающей большой адгезией. Показатель их эффективности достигает 97%. Для повышения защитных свойств в отработанные масла добавляют вещества, повышающие антикоррозионный эффект.
Специальное производство асфальто-смолистых соединений для защиты техники и металлических поверхностей – сложный экономически невыгодный технологический процесс. Но получить продукт можно гораздо проще и дешевле. Для этого достаточно очистить отработанные моторные масла с помощью карбамида – коагулирующего агента.
Новое направление утилизации отработанных моторных масел – получение твердого топлива путем отверждения и брикетирования. Для этого:
Следует отметить, что во время очистки отработанных масел от механических примесей и воды, образуются сточные воды с частицами нефтепродуктов. Их необходимо очистить и обезвредить термическим или иным допустимым способом.
Методы утилизации
Для восстановления отработанного минерального масла до первоначальных характеристик из него необходимо удалить продукты старения, воду, механические примеси и другие загрязнения, добавить ряд компонентов. Для подготовки вторичного сырья к повторному применению используют различное оборудование: фильтры, центрифуги, очистители, выпарные установки, вакуумные дистилляторы и другое оборудование.
На стадии подготовки загрязненных масел к утилизации и вторичного сырья к повторному использованию применяют пиролиз, физические, химические и комбинированные методы. С их помощью из отходов удаляют воду и механические примеси. Общая схема подготовки сырья состоит из фильтрации, удаления воды и топливных фракций, продуктов взаимодействия с кислородом или поликонденсации углеводородов. Если планируется использовать продукт в качестве масла, после получения вторичного сырья в него добавляют легирующие добавки.
Технологии, которые используются на предварительном этапе:
Рассмотрим кратко каждый из методов утилизации отработанного минерального масла.
Физические методы
Отстаивание подходит для подготовки любых видов отработанных минеральных масел. В основе процесса лежит разделение сырья на воду, механические примеси и масляный компонент под влиянием силы тяжести. Отстаивание может использоваться как самостоятельный способ или подготовительный этап к последующей фильтрации. Основное оборудование – вертикальные и горизонтальные резервуары отстойники. Недостаток метода – продолжительное время отстаивания, необходимое для получения качественного вторичного сырья.
Для подготовки всех видов отработанных минеральных масел также подходит фильтрация. Суть процедуры – улавливание механических компонентов и смолистых продуктов перегородками сетчатого или пористого формата. Высокое качество обеспечивают фильтры из пластмассы, войлока, металла, бумаг, ткани, керамики и композиционного материала. Максимальная эффективность достигается в ходе двухэтапного процесса: на первой стадии проводится грубая очистка с установкой нескольких перегородок, на второй – удаление мелких загрязнителей.
Центробежная очистка – качественный и оперативный способ удаления воды и механических компонентов из загрязненного масляного сырья. Этапы процесса:
В процессе центробежной очистки отходы накапливаются в специальном отсеке. Их необходимо периодически извлекать и обезвреживать.
Физико-химические методы
Принцип адсорбции – улавливание и удержание загрязняющих примесей с помощью соответствующих реагентов. В качестве последних выступают природные и искусственные цеолиты, оксид алюминия, отбеливающие глины, силикагель, бокситы, алюмосиликатные соединения.
Способы адсорбционной очистки:
Другая физико-химическая технология – коагуляция. Суть процесса – укрупнение механических коллоидных или мелкодисперсных частиц с помощью добавления различных химических соединений. Средняя продолжительность технологической операции – не более 30 минут. После этого из сырья извлекают укрупненные механические частицы с помощью сетчатых или пористых фильтрующих перегородок, методом отстаивания или центробежной очистки.
Термовакуумная сушка – производительный и эффективный вариант очищения загрязненного минерального масла. Для реализации процесса используется бак, в котором создается разрежение. Суть технологии – сушка масла при невысокой температуре в вакууме. Из сырья удаляется влага и воздух, а очищенный продукт выпадает на дно камеры.
Другие методы утилизации
В отдельную группу можно выделить химические методы восстановления отработанного масляного сырья. Они подразумевают использование реагентов, связывающих примеси в соединения, которые можно легко извлечь из продукта. К химическим направлениям утилизации относится гидрогенизация, использование гидридов, оксидов и карбидов металла, щелочных и кислотных реагентов.
Селективная очистка – избирательное поглощение оксидов, полициклических углеводородов, сернистых и других компонентов, загрязняющих масло. В качестве химического реагента чаще используют различные спирты. Результат селективной очистки – рафинат. Это сырье с минимальным количеством загрязняющих примесей.
Основной способ утилизации отработанных масел на специализированном оборудовании – пиролиз. Это термическая обработка минеральных масел без доступа воздуха. В результате производственного процесса образуется пироуглерод, газообразные и жидкие углеводороды.
Лицензия на утилизацию отработанного масла
Лицензия на утилизацию отработанного масла – обязательный документ для любого предприятия, которое планирует оказывать услуги в данной сфере. Получить его можно в Росприроднадзоре после успешного прохождения проверки.
Специалисты ответственного ведомства должны убедиться, что на предприятии созданы все условия, необходимые для корректного и безопасного обращения с отработанными маслами. Росприроднадзор обращает особое внимание на квалификацию и обучение сотрудников, техническую оснащенность компании. Если претендент не выполнит хотя бы одно нормативное требование, в выдаче лицензии будет отказано.
Отработанное масло относится к опасным отходам. Его утилизация, транспортирование, захоронение, обезвреживание и другие процедуры без лицензии будут признаны незаконной предпринимательской деятельностью. Нарушителю грозит уголовная или административная ответственность.
Компания «КАСЛ» предлагает оформить лицензию на обращение с опасными отходами «под ключ». Специалисты помогут подготовить предприятие к проверке, будут сопровождать вас на каждом этапе. При необходимости они разработают документацию, установят необходимое оборудование на производственной площадке. Стоимость оформления лицензии зависит от объема работы и рассчитывается индивидуально в ходе консультации. Связаться с менеджером «КАСЛ» можно по телефону или электронной почте, указанной на сайте.
Куда девать старое машинное масло: используем отработку с умом
Как известно, моторное и трансмиссионное масло примерно на 70–80 % состоит из минеральных или синтетических базовых масел. Первые представляют собой смесь углеводородных соединений, получаемых путем перегонки природной сырой нефти. Вторые содержат эфиры спиртов и разные органические кислоты. Для улучшения смазочной способности при разных температурах и для других целей к ним добавляют специальные химические составы — присадки: детергенты, модификаторы, антиокислители, антикоры. Все эти вещества опасны для экологии, поэтому отработка машинного масла подлежит специальной утилизации, и ее нельзя выливать на землю или в канализацию. Ведь в природе она почти не разлагается и оказывает токсическое действие на живые организмы. Всего одной капли подобной жидкости достаточно, чтобы отравить 600–1000 л воды. Попадая в водоемы, она образует на поверхности жирную пленку, препятствующую проникновению кислорода. В России такие отходы относят к третьему классу опасности.
Сразу отметим, что сегодня ряд организаций готовы купить отработанное масло любого вида — моторное, индустриальное, трансмиссионное и даже фритюрное. Одним интересно сотрудничество при количествах от 1 тонны, другим — от 200 л (это стандартная бочка), а третьи работают и с частниками, покупая даже небольшие объемы слитого автомобильного масла. Найти координаты таких компаний поможет интернет. Но мы рассмотрим способы самостоятельного использования подобной отработки.
Для дачи
Общая характеристика отработанных нефтепродуктов известна: у них хорошие антикоррозийные свойства, они отлично горят и могут использоваться в качестве смазки. Начнем с «дачного» применения — там наверняка найдутся ржавые петли, старые замки и велосипедные цепи, которые нужно смазать. Здесь отработка тут справится не хуже нового масла. Для более ответственных задач она не годится, поскольку содержит в себе множество частиц, сгустков и прочих включений, способных нарушить работу смазываемого механизма.
Далее, на участке найдутся деревянные заборы и постройки, которые отработка защитит лучше любого антисептика. Когда в природный материал проникают всяческие вредители, он быстро превращается в труху. Но если обработать материал накопившейся отработкой, он послужит еще, будучи защищенным также от влаги и плесени. Способ, конечно, дедовский, но хуже он от этого не стал. Впрочем, есть серьезное ограничение — не нужно обрабатывать подобным образом жилой дом. Опасностей сразу три — сильная вонь, высокая токсичность и, конечно же, высокая пожароопасность.
Для антикора
Еще одно древнее применение отработанных масел — это обработка порогов и полостей машины. Апологеты такой технологии уверены, что продлевают срок службы кузова на несколько лет. Не будем с ними спорить, однако снова напомним про пожароопасность такого способа. Его преимущество перед нормальной антикоррозионной обработкой — только нулевая стоимость расходного материала. Ну и подойдет такой «антикор» только уж для совсем старых машин, на которые нормально антикоррозийное средство переводить жалко, да и за частую уже бессмысленно.
Для шиномонтажа
Иногда приходится наблюдать, как при шиномонтаже отработку используют для облегчения посадки шины на колесо. Процесс, действительно, упростится, но со временем отработка затвердеет — снять шину будет тяжело.
Для гаража
Отработку можно использовать в качестве топлива при отоплении гаража. Даже отсыревшие дрова с подобной «присадкой» разгораются довольно лихо. Но чаще умельцы используют самодельные железные конструкции или тепловые пушки, работающие на смеси дизельного топлива и любого отработанного масла. Опять-таки, отметим, что дым при этом может вызвать недовольство соседей. Да и с точки зрения пожарной безопасности здесь есть вопросы. Но в старых гаражных кооперативах и бюджетных автосервисах такой способ отопления используют многие.
Для диких свиней!
Известно необычное применение отработки для… приманки диких кабанов. Животные, по утверждению охотников, чувствуют привлекательный для них запах нефтепродуктов и сбегаются на него, чтобы очистить шерсть от паразитов. Что ж, надо верить в народную мудрость.
А проще всего, между нами говоря, поменять масло на любом автосервисе. Дальнейшая судьба отработки — это забота сервисменов.