Как сделать лодку для гусеничного вездехода
Перейти к содержимому

Как сделать лодку для гусеничного вездехода

  • автор:

Самодельный гусеничный вездеход «Марс-3». Фото и описание процесса постройки

Лёгкий и практичный гусеничный вездеход: фото пошаговой сборки вездехода с подробным описанием всего процесса изготовления самоделки .

Технические характеристики

  • Двигатель и КПП ВАЗ 2106.
  • Раздаточная коробка с ВАЗ 2121.
  • Передний привод.
  • Кузов – герметичная лодка.
  • Вес 600 кг.
  • Вместимость водитель + пассажир.
  • Грузоподъёмность около 100 кг груза.
  • Максимальная скорость до 40 км/ч.

Автор использовал двигатель и КПП ВАЗ 2106.

В начале строительства автор планировал установить раздаточную коробку от Нивы либо сочленить со второй коробкой передач так как она давала больший деапазон передач что не мало важно для вездехода.

Подготовлены ступицы и суппорты.

Гусеницы будут сделаны из конвейерной ленты толщиной 10 мм.

Из профильной трубы 40 х 20 х 2 мм нарезаны заготовки для траков гусениц Автор изготовил самодельное приспособление для штамповки траков, перед штамповкой заготовки нужно смазывать отработкой моторного масла. Насверлены отверстия под крепёж. Траки будут крепиться к ленте пластинами которые также нарезаны и просверлены.

дорабатываем мост изготовляем крепление для супорта. примеряем тормозную систему. Подготовлены рычаги подвески.

Предварительная примерка ходовой части.

можно приступать к сборке и сварке рамы. Рама сварена , ходовая установлена можно приступать к установке тормозной системы.

На рычаги устанавливаем амортизаторы от мотоцикла Урал.

Механизм натяжения гусениц.

примерка и предварительный расчет длинны гусеницы. примерка раздатки и КПП. Так как было принято решение заменить раздатку на КПП изготовляем переходник, шлицевую часть берем со старого диска сцепления. Переходим к изготовлению ведущих звёздочек, на каждой звезде будет по 8 зубьев. Зубы автор изготовил из полипропилена он легко обрабатывается столярным инструментом , и в то же время стойкий на износ и не создает большого шума при работе с гусеницей . Ступица звездочки окована транспортерной лентой и приварены гайки для крепления зубьев. Тормоза и звездочки в собраны Привариваем крепеж и устанавливаем двигатель и кпп. Будущая кабина, панель приборов с жигулей шестой модели. Собираем гусеницу, в каждой гусенице по 44 трака. По задумке автора корпус гусеничного вездехода будет лодкой, поэтому рама была обварена листовым металлом толщиной 1,5 мм. Днище лодки.

На этом фото видны рычаги управления вездеходом.

Радиатор охлаждения позаимствован от ВАЗ 2108. Выхопную систему так же по заимствовали от ваз с изменением коленьев труб. Пробный выезд самодельной техники. Кузов автор обшил листами алюминия. Было решено сварить дуги и натянуть тент. Испытания. Вездеход не справлялся с охлаждением двигателя и было принято решение сделать воздухо заборник и поставить вентилятор для улучшения забора так как встречного потока тут нет.

Автор вездехода Евгений из Витебска решил назвать свой самодельный гусеничный вездеход — «Марс-3».

Так как не было фотографий всех этапов строительства, часть фотографий была позаимствована с других сайтов и и вездеходов. Эти фотографии как раз и демонстрируют нужные процессы строительства.

Как сделать гусеничный вездеход своими руками

Уважаемые посетители сайта “Самоделкин друг” сегодня мы с вами рассмотрим подробную пошаговую инструкцию по сборке самодельного гусеничного вездехода “Улан-3” Собрал данный вездеход умелец Александр Уланов из Свердловской области деревня Новая Ляля. Данный гусеничный вездеход собран полностью из узлов и агрегатов Отечественного производства, заимствованных у автомобилей и мотоциклов, единственное двигатель был куплен новый “Lifan” 22 л/с. Гусеницы собраны из транспортерной ленты, а в качестве траков использованы металлические уголки, гусеница соединяется между собой через металлическую петлю. В качестве опорных катков установлены колеса от ВАЗ. КПП от мотоцикла “Урал“ Карданный вал от картофелекопалки с передаточным числом 1,25. Планетарный тормоз с передаточным числом 4 на дисковый тормоз. Вес машины составляет порядка 650 кг.

Гусеничный вездеход имеет меньшее удельное давление на грунт за счет равномерного распределения веса по всей плоскости гусеницы соприкасающейся с поверхностью земли. Так же данный вездеход имеет герметичный корпус-лодку за счет чего может преодолевать водные преграды.

Давайте рассмотрим процесс сборки более подробно.

Материалы

  1. двигатель “Lifan” 22 л/с
  2. КПП мотоцикл “Урал”
  3. транспортерная лента
  4. уголок
  5. профтруба
  6. колеса ВАЗ

Инструменты

  1. сварочный инвертор
  2. УШМ (болгарка)
  3. дрель
  4. набор гаечных ключей
  5. молоток
  6. рулетка

Пошаговая инструкция по сборке гусеничного вездехода своими руками.

Ведущий мост.

Редуктор и планетарный механизм.

Установка двигателя на раму вездехода.

Между КПП и задним мостом будет установлена гибкая муфта.

Фрикцион собран из дисков сцепления мотоцикла “Урал” Крутящий момент передается за счет цепной передачи.

Корпус вездехода.

Приспособление для сгибания клыков ведущей звездочки.

Транспортерная лента.

Собирается гусеница, в качестве траков мастер использует уголок.

Вот такой замечательный гусеничный вездеход получился, на нем можно ездить на рыбалку,охоту, в лес-тайгу по грибы и ягоды. За счет герметичного корпуса-лодки он может плавать по воде. Так же обязательно посмотрите как устроен фрикцион сделанный из дисков сцепления мотоцикла “Урал” Приятного просмотра.

Самодельные вездеходы

Приобрести транспортное средство, которое сможет без проблем передвигаться по любой дороге, не каждому по карману. Если нет возможности купить новый вездеход, попробуйте сделать его своими руками из подручных материалов. В этом случае можно неплохо сэкономить на новых деталях.

Устройство

Прежде чем приступить к сооружению самодельного вездехода, необходимо ознакомиться с его устройством, чтобы сделать правильный выбор составляющих конструкции.

Двигатели, трансмиссия

Силовой агрегат, как правило, выбирается в зависимости от цены. При этом чем проще конструкция, тем легче будет производиться ремонт и настройка. Чаще всего при сооружении вездехода своими руками используют автомобильные двигатели.

Отмечается, что дизельный двигатель обеспечит малое потребление топлива, а бензиновый будет легко запускаться даже во время сильных морозов. Стоит заранее подумать о принудительной системе охлаждения транспортного средства и о приобретении предпускового подогревателя.

При создании элементов трансмиссии необходимо учитывать особенности двигателя.

Рама, корпус

Для создания рамы понадобятся стальные трубы с квадратным или круглым сечением. Используются соединения как сварного, так и винтового типа. Редко применяется такой вариант, как использование несущего кузова, потому как он не обеспечивает устойчивость к сильным нагрузкам. Помимо прочности, стоит уделить внимание такому моменту, как стойкость к процессам разрушения коррозией: для этого, а также для того, чтобы снизить вес, используется обшивка из пластика или алюминия. Если транспортное средство должно обладать плавучестью, нижняя часть корпуса должна быть герметичной – попадание воды ограничивают в том месте, где находится выход привода, используя сальники.

Шины, гусеницы

Если есть необходимость, с помощью снижения давления можно преобразовать колесо – благодаря расширению опоры значительно уменьшить нагрузку на поверхность дороги. Стоит помнить, что низкое расстояние от дна до земли создаёт неудобства при попытке преодолеть высокое препятствие. При строительстве гусеничного вездехода можно использовать стержни из пружинной стали. Барабанные тормоза часто заменяются планетарным механизмом. Бывают случаи, когда в наличии нет фабричной гусеницы от какой-либо техники, и тогда её можно сделать самостоятельно.

Самый распространённый способ – использовать транспортёрную ленту и грунтозацепы.

В конструкцию можно добавить множество важных и полезных деталей:

  • стеклоочистители;
  • автономные печки;
  • зеркала заднего вида;
  • акустика и музыкальные центры;
  • индикаторы и контрольные приборы;
  • сиденья, обеспеченные электроприводом;
  • светотехника и другие дополнительные элементы.

Как сделать бортоповоротный вездеход на шинах?

Самодельные конструкции вездеходов всё больше набирают обороты среди желающих управлять этим видом транспорта. Самыми популярными считаются состоящие из двух секций. Трёхсегментные аппараты собираются гораздо реже, их увеличенная длина препятствует манёвренности. Самыми распространёнными моделями конструкций вездеходов являются:

  • вездеходы-переломки 4х4;
  • вездеходы с двигателем Lifan;
  • вездеходы с двигателем жидкостного охлаждения с двумя или четырьмя цилиндрами.

Каждый выбирает конструкцию в зависимости от индивидуальных предпочтений, однако в последнее время для самостоятельной сборки становятся всё более актуальными схемы бортоповоротных вездеходов на шинах.

Начать стоит с того, чтобы сделать колёса для будущего транспортного средства. Для шин самодельных аппаратов, как правило, используются камеры грузовых автомобилей, иногда (гораздо реже) – камеры сельскохозяйственных прицепов.

Некоторые специалисты отмечают, что для вездехода с четырьмя колёсами, базирующегося на основе мотоцикла, лучше использовать вертолётные или самолётные камеры. Их изготавливают из высококачественной резины, и толщина стенок является одинаковой по всей площади шины.

Однако достать их довольно сложно, поэтому большинство делает выбор в пользу шин грузовой машины, у которых есть большой недостаток: они обладают очень низкой прочностью.

Стоит отметить, что конструкция с тремя колёсами будет гораздо менее устойчивой, чем стандартный четырёхколёсный вездеход.

Чертёж нужно составлять в зависимости от параметров будущего вездехода. Сборку этого транспортного средства можно осуществить самому, потому как конструкция бортоповоротного вездехода является максимально простой. Процесс не так сложен, как это кажется на первый взгляд, но тем не менее требует наличия определённых умений. Важно отметить, что существует множество моделей, которые имеют аналогичную схему сборки: отличия деталей при этом невелики. Всё больше мастеров собирают бортоповоротные вездеходы из «Урала». Главная составляющая проведения работ – токарное оборудование.

Сначала необходимо собрать раму и установить все необходимые детали. Если аккуратно поворачивать, то тормоза в вездеходе практически не используются – тем не менее они пригодятся при резких манёвренных действиях. Иногда кроме основных тормозов также устанавливают и дополнительные, благодаря чему транспортное средство становится более безопасным.

После сборки рамы стоит приступить к изготовлению колёсных дисков. Важно обеспечить защиту транспортного средства от попадания жидкости, песка и грязи и позаботиться о воздушном клапане, который наиболее уязвим в этом плане – он должен быть выполнен из нержавеющего вида стали. Ось сооружения делается с помощью трубы: на неё должны быть установлены подшипники. После этого производится монтаж дисков.

Как только создание ходовой части завершено, нужно осуществить обшивку железными листами.

Инструкция по созданию гусеничной модели

Схемы создания вездеходных транспортных средств, которые сооружают самостоятельно, в целом очень похожи. Однако создание гусеничной модели имеет собственную специфику. Основные её аспекты перечислены в следующей инструкции.

  1. Для того чтобы создать вездеход с гусеничной ходовой, необходимо начать с проведения монтажа кузова: он должен обладать высокой прочностью и водонепроницаемостью. Для создания жёсткой основы при его монтаже используются стальные трубы – они способны вынести большое напряжение.
  2. Затем нужно установить сами гусеницы. Для этого применяется листовая резина, из которой делают резину кольцевого типа. К её внешней стороне крепятся алюминиевые лопатки. С обратной стороны монтируют ограничители: важно, чтобы ширина их шага была не более ширины шага колеса. Через отверстия в кузове выводят мосты, применяя для защиты специальные муфты из резины. Лента при этом прикрепляется так, чтобы как передние, так и задние колёса располагались между ограничителями.
  3. Для того чтобы поддерживать ленту, между основными колёсами устанавливаются дополнительные. Стоит заметить, что после завершения всей производимой работы нужно установить сверхпрочные стёкла, которые не дадут грязи попасть внутрь транспортного средства.

Во время создания последующих частей и элементов конструкции необходимо осуществлять проверку их работоспособности и прочности. Для того чтобы будущий вездеход был действительно надёжным, нужно, чтобы он обладал пятикратным запасом прочности, как минимум.

После тестирования всех частей вездехода и окончания работы стоит оценить то, как агрегат будет вести себя в реальных условиях, и лишь потом приступать к постоянному пользованию.

Переделываем мотоблок

Вопрос о том, возможно ли сделать функционирующий вездеход на основе мотоблока, является наиболее актуальным для тех, кто владеет фермами, небольшими сельскохозяйственными угодьями или дачными участками. Такое транспортное средство очень функционально, ведь к нему запросто прикрепляется дополнительное оборудование. Техника станет отличным помощником в огородных и садовых работах. У мотоблока много полезных функций, но в том случае, если он некоторое время стоит без дела или на его замену пришёл новый агрегат, то да, из него вполне реально и осуществимо соорудить действующий вездеход. Вопрос состоит лишь в том, как правильно это сделать.

Для этой работы подойдёт мотоблок, обеспеченный двигателем второго или четвертого такта: важно, чтобы у него была система воздушного охлаждения. Для того чтобы мотоблок можно было вернуть в его первоначальный вид, не следует усердствовать с его переоборудованием. Использование вездеходной приставки значительно сократит время – она поможет быстро видоизменить мотокультиватор.

Чтобы работа техники осуществлялась правильно и не подвела владельца в самый неподходящий момент, следует учесть некоторые моменты, которые могут оказать дальнейшее влияние на будущий вездеход.

  • Существуют разные варианты конструкции, но для того, чтобы транспортное средство работало качественно, необходимо обеспечить его независимой подвеской.
  • Конструкцию стоит дополнить пневматическими колёсами с низким давлением. В дальнейшем, при желании, вместо них можно установить гусеницы.
  • Рама вездехода может быть любой. Её выбор при этом должен зависеть от варианта, подходящего к конкретному типу колёс, а также к целям использования транспортного средства.

Как создать конструкцию вездехода из мотоблока.

  1. С лонжеронами соединяется стойка и рулевая втулка.
  2. Затем используются камеры от грузового автомобиля или сельскохозяйственного прицепа: желательно, чтобы они были с низким давлением. Необходимость их использования вызвана тем, что цеплять на них колёса будет гораздо удобнее.
  3. После этого нужно прикрепить подвеску, а также мотор, который необходимо взять от этого же мотоблока.
  4. Последним этапом будет прикрепление сцепления, тормозов, а также обеспечение выброса выхлопного газа.

Каракат «переломка» своими руками

Особенность такой конструкции состоит в её оснащении основаниями в виде стальных рам, соединённых шарниром. Переломный узел обеспечивает вездеход возможностью маневрировать при езде. В самодельных агрегатах такого типа редко используются отклоняемые колёса и стандартное рулевое управление.

«Переломка» может быть сделана самостоятельно. Для этого потребуются чертежи с нужной моделью вездехода, которые можно создать самому или же использовать те, что были разработаны другими людьми, а также место, где будут проводиться работы по монтажу. Стоит отметить, что во время сборки может быть необходимым доработать получившуюся конструкцию, так как чертёж редко может учесть все возможные особенности используемых узлов и деталей. В приведённой ниже инструкции описаны этапы по сооружению «переломки» своими руками.

Изготовить раму

Для того чтобы изготовить раму, необходимо использовать стальной профиль, куски которого скреплены сваркой. В этом процессе нужно учитывать размеры двигателя и трансмиссии. При изготовлении рамы также потребуется установить точки, на которых будет осуществляться крепление узлов. Рама должна выдерживать массу всего оборудования, установленного на неё, а также вес дополнительных нагрузок, например, когда вездеход будет передвигаться по заболоченной или заснеженной местности.

В том случае, если во время использования рама пострадает, и на ней появятся разрывы или трещины, необходимо будет переделать весь силовой каркас.

На раме необходимо наличие торцевых пластин, в которых находятся отверстия для того, чтобы закрепить подвижный кулак – внутри него происходит проведение карданного вала. Благодаря этому снижаются риски повредить привод во время движения. Полурамы должны быть обеспечены точками для того, чтобы установить мосты с усилителями. Последним этапом работы с рамой является зачистка от признаков коррозии и покрытие кислотным грунтом – он защитит раму от дальнейшего её появления.

Установить коробку и мосты

Коробку нужно прикрепить к силовому агрегату или же произвести отдельную установку. Раздаточный вал и коробка передач требуют того, чтобы их устанавливали на подушках, имеющих резиновые вкладыши – это позволит понизить уровень вибрации. Мосты следует расположить на кронштейнах, после чего закрепить с помощью гаек и стремянок. Не стоит приваривать детали, так как это может привести к изгибам и повреждениям полуоси. Что касается карданных валов, то их следует подрезать, после чего соединить трубу и шарниры с использованием контактной сварки.

Окрасить

Окрашивайте ударостойкой краской, предназначенной для металлических конструкций. Все детали, не подлежащие покраске, должны предварительно закрываться скотчем. Панели кузова с внешней стороны можно окрасить автомобильной краской: некоторые используют алюминиевые листы, которые не подлежат гниению при воздействии природных явлений.

Установить силовой агрегат

Силовой агрегат должен находиться в передней части конструкции. Если в сооружении используется жидкостное охлаждение, то должно быть место для того, чтобы произвести монтаж радиатора. После его крепления на раме необходима установка топливного бака – он должен соединяться как с механическим насосом, так и с магистралями.

Установить колёса

Вездеход нужно обеспечить четырьмя колёсами с шинами низкого давления – они должны быть обработаны с помощью абразивного инструмента. Из шины предварительно необходимо извлечь стальной корд – это уменьшит вес и увеличит эластичность. Трубку с ниппелем следует вывести на боковую сторону диска, а затем закрыть съёмным щитком из стали. После того, как работа по сборке завершена, потребуется проверить вездеход и при необходимости доработать конструкцию.

Другие варианты самодельных вездеходов

Существуют также и другие виды вездеходов, которые можно сделать своими руками.

Мини-вездеход

Даже самый бюджетный по цене мини-вездеход обойдётся не менее, чем в две сотни тысяч рублей. И то, если хорошо поискать. Каждому, кто хочет обзавестись такой моделью вездехода, стоит знать: комплектующие, которые устанавливают производители на сравнительно недорогие модели мини-вездеходов, обойдутся гораздо дешевле, чем покупка уже готового транспортного средства. К тому же все составляющие бюджетных вездеходов родом из Китая, и продажа их находится в общем доступе – например, неизменной составляющей большинства таких моделей является маломощный двигатель Lifan.

При желании любой может сделать мини-вездеход самостоятельно.

Трёхколёсный вездеход

Чаще всего такой тип вездехода относят к так называемым мотовездеходам. Они обладают высокой манёвренностью и лёгкостью; тем не менее, трёхколёсные вездеходы отлично справляются не только с бездорожьем, но и с перевозками грузов. Такой вездеход не займёт много места. Изготовить его самостоятельно просто, а потому и обслуживать будет гораздо легче. Чаще всего такое транспортное средство, созданное собственноручно, является «вездеходом из мотоцикла». Ещё с девяностых годов и по сей день в некоторых регионах России пользуются вездеходами из «ИЖа» или «Урала», которые показывают достойные характеристики как на заболоченной, так и на заснеженной местности.

Вездеход на пневмоходу

Отличительной чертой вездехода на пневмоходу является рама с шарнирно-сочленённым механизмом, который обеспечивает вращение колеса под углом к другим колёсам – это увеличивает способность к проходимости, а также даёт возможность преодолевать преграды, встречающиеся во время езды. Вездеходы на пневмоходу разделяются на снегоходы, болотоходы и универсальные.

Шестиколёсный вездеход

Вездеход 6х6 позволит человеку проезжать по любой местности во время любого сезона. Большинство таких моделей производят на автомобильных заводах, тем не менее некоторые мастера самостоятельно научились собирать этот экземпляр. На данный момент он является одним из самым востребованных среди тех, что производятся собственноручно. Сделать его можно на гидромоторе.

Вездеход из «Нивы»

Этот вид транспорта используется на Крайнем Севере. Собрать такой вездеход просто и недорого. Помимо своего широкого функционала, он ещё и выглядит довольно внушительно. Для того чтобы сделать его самостоятельно, используются узлы от других автомобилей. Чтобы обшить вездеход, применяются диски и металл.

Важно отметить, что если «Нива» является основой для вездехода, то её вес необходимо уменьшить посредством удаления некоторых элементов; при этом не должны пострадать показатели прочности конструкции.

КОМПАКТНЫЙ ВЕЗДЕХОД «МИШУТКА»

Так уж получилось, что я постоянно кручу гайки: то одну технику собираю, то другую. Не могу сидеть сложа руки! Вот и недавно изготовил очередной вездеход. Назвал его «Мишуткой». Это легкая гусеничная машина, весьма бюджетная по применяемым материалам и трудозатратам — такую сможет сделать каждый, кто знаком с автослесарным делом. Сегодня большинство самоделыциков-вездеходостроителей отдают предпочтение колесным аппаратам, но мне больше по душе гусеничные. Наверное, потому, что на службе в армии я водил ПТС-2 -плавающий транспортер средний. Проходимость у гусеничной техники в целом лучше, чем у колесной. Да и вид у нее посерьезнее, как мне кажется.

Постройка «Мишутки» заняла у меня около двух месяцев. Сначала прикинул общую компоновку, спроектировал раму, используя для этого программу САПР SolidWorks. Такой подход сильно экономит время. Имея чертежи будущей конструкции, затем занимаешься лишь их воплощением в металле, не тратишь время на подгонку деталей. К сожалению, у меня не было 3D-картинок двигателя и КПП, поэтому «покрутить» на мониторе компьютера, пристраивая их на свои места, не получилось — пришлось устанавливать по месту.

Основа «Мишутки» - герметичный кузов-лодка, представляющий собой каркас из стальных профилей, обшитый листовым железом

Основа «Мишутки» — герметичный кузов-лодка, представляющий собой каркас из стальных профилей, обшитый листовым железом

Одной из задач, которые я перед собой поставил, было оборудование машины удобным спальным местом. Для этого самодельные сиденья, скользя по специальным полозьям на бортах, трансформируются в ложе длиной 1900 мм, Такое решение актуально в первую очередь для охотников или рыбаков, для тех, кому нужно переночевать на природе. Я к этой категории лиц не отношусь, но мне был интересен сам процесс создания техники с определенными потребительскими свойствами, поэтому «Мишутку» можно расценивать как удачный прототип, который кто-то возьмет, возможно, за основу собственного вездехода.

Итак, я сделал выбор в пользу переднемоторной компоновки, поскольку она позволяет спланировать сзади большой багажный отсек, организовать сиденье для пассажиров, да и вообще места получается намного больше, чем в случае заднемоторной схемы. Основа вездехода — герметичный кузов-лодка. Каркас сварен из квадратного профиля 40×40 мм, с толщиной стенки 1,5 мм. Для облегчения конструкции на диагонали пустил профиль 40x20x1,5 мм, но в качестве передней и центральной осей и попутно поперечных силовых ребер кузова использовал профиль 50x50x3 мм. В местах его выхода из кузова приварил косынки для усиления. Моя практика строительства разного рода транспортных средств говорит о том, что для небольшого вездехода прочность кузова при использовании указанных материалов вполне достаточна.

Сварку кузова выполнял полуавтоматом в среде углекислоты (хотя и не имею «корочек» сварщика, но опыт — великое дело!), сечение сварочной проволоки 0,8 мм. Снаружи все обшил стальными листами толщиной 1,25 мм, выкроив их по требуемым размерам. Листы кладутся на профиль внахлест, однако не перекрывают его полностью, а лишь заходят с небольшим напуском в 5 мм. Во-первых, лишний метал — это ненужный вес. А во-вторых, изнутри лодки под листы неизбежно будет попадать влага, и значит, металл будет там ржаветь. В моем случае это исключено. Габариты кузова получились следующими: длина — 2482 мм, ширина — 800 мм, высота борта — 500 мм. Угол наклона передней части равен 45 градусам, задний борт находится под углом 20 градусов к вертикали.

Верхнюю часть лодки, как бы «салон», решил сделать съемной. Занимаясь конструированием, понял, что мне нравится, когда я могу что-то открутить, а не срезать болгаркой, поэтому часто использую разъемные соединения. Так, например, каркас сварен из профиля 20×20 мм. А внизу, вдоль бортов, будут положены листы толщиной 1,2 мм — это «крылья» машины. Причем они не приварены, а прикручены саморезами. На момент подготовки этого материала боковины еще не были оформлены окончательно. Собираюсь изготовить их из тонкого кровельного железа — есть на примете такое и уже даже окрашенное в зеленый защитный цвет. Не увидят читатели журнала на фото «Мишутки» в данной версии и крыши — она тоже пока не сделана, но я уже придумал, какой она будет: съемной и с верхним багажником.

Вездеход оборудован сиденьями, которые, скользи по специальным трубчатым полозьям на бортах, трансформируются в ложе длиной 1900 мм. На фото виден каркас переднего сиденьяВездеход оборудован сиденьями, которые, скользи по специальным трубчатым полозьям на бортах, трансформируются в ложе длиной 1900 мм. На фото виден каркас переднего сиденья Оси паразитных катков изготовлены из квадратного профиля 50x50 мм, к нему приварены фланцы из стали 6 мм для крепления цапф колесных ступицОси паразитных катков изготовлены из квадратного профиля 50×50 мм, к нему приварены фланцы из стали 6 мм для крепления цапф колесных ступиц На оси каждого ведущего колеса установлено но дисковому тормозу, в которых используются тормозные суппорты от ВАЗ-2108На оси каждого ведущего колеса установлено но дисковому тормозу, в которых используются тормозные суппорты от ВАЗ-2108 Листы кузова-лодки герметично приварены к каркасу внахлест, но не перекрывают его полностью. Верхняя рамка крепится на болтахЛисты кузова-лодки герметично приварены к каркасу внахлест, но не перекрывают его полностью. Верхняя рамка крепится на болтах

Спереди проем каркаса зашит мелкой сеткой, пропускающей воздух к двигателю, ведь он закрыт с боков, и его необходимо хоть немного охлаждать. Места стыковки деталей при сборке промазаны герметиком. Понятно, что в отличие от сварного шва, разъемное соединение не обеспечивает герметичности, однако наблюдая за своим прошлым вездеходом, я заметил, что погружался в воду он максимум по «крылья», так что опасаться затопления лодки во время форсирования водных преград не следует. Правда, при заезде в воду или выходе на берег, особенно, если он крутой, зачерпнуть немного воды реально. Впрочем, на мой взгляд, в воде вообще делать особо нечего: вездеход — это не катер и против течения он практически не идет, если не оснащен специальным водным движителем, конечно.

На машине установлен двигатель марки Carver мощностью 15 л.с. воздушного охлаждения с ручным стартером. Это бюджетный вариант, поскольку построить недорогой по затратам вездеход — это. напомню, была одна из основных целей, которые я перед собой ставил, приступая к данному проекту. Двигатель крепится непосредственно к раме кузова-лодки. Возможно, стоило бы предусмотреть специальный подрамник, но я обошелся без него, подложив под мотор кусок толстой резины для уменьшения вибраций, передающихся на кузов, и такой вариант пока меня всем устраивает.

Двигатель укомплектован редуктором, обеспечивающим понижение 1:2 и автоматическим центробежным сцеплением. Посмотрю, как данный агрегат покажет себя в работе. Хотя, по-хорошему, надо бы использовать вариатор, напрямую передающий момент на КПП. У меня же с редуктора на коробку идет мотоциклетная цепь с шагом 12,7 мм и передаточное отношение, исходя из количества зубьев на звездочках, равно 1:3,42. Пятиступенчатая КПП — от автомобилей ВАЗ классического семейства, она также жестко закреплена на кузове: спереди на четырех болтах, а сзади на двух. Карданный вал от автомобиля «Нива» передает крутящий момент от нее к редуктору заднего ведущего моста — он также от «Жигулей» (передаточное число главной пары 3,9). По условиям компоновки трансмиссии получилось, что рычаг КПП находится почти в центре вездехода по его длине — это не очень удобно. Хочу попробовать вывести механизм переключения ближе к двигателю, применив тяги. Четкость выбора передач ухудшится, быть может, зато управлять машиной будет сподручнее.

Очевидно, что изменяет траекторию движения вездеход такого типа за счет притормаживания гусеницы того или иного борта. Это происходит благодаря торможению правого или левого ведущих колес, оснащенных дисковыми тормозами. Таким образом, моя бюджетная конструкция имеет распространенный в среде самодельщиков дифференциальный принцип поворота со всеми его преимуществами (простота) и недостатками (низкий КПД, интенсивный износ узла) данной схемы. Главные тормозные цилиндры взяты от «Жигулей» (от привода сцепления), по одному на сторону. Они расположены по бокам у бортов, а не рядом с рычагами управления, как делают обычно. Больших плюсов у такой компоновки нет, наверное, но мне захотелось применить нетрадиционное техническое решение. Во всяком случае, оно позволяет использовать медные трубки для двух тормозных магистралей одинаковой длины, а это удобно. Рычаги изготовлены из профиля 40×20 мм, ручки сверху — из трубы диаметром 16 мм. Внизу рычаги приварены к трубам: правый — к длинной с внешним диаметром 20 мм, левый — к более толстой короткой диаметром 25 мм. Основная ось правого рычага идет от борта до борта, она держится на болтах, вращающихся внутри ушек, приваренных к вертикальным ребрам каркаса кузова. Насколько будет хватать болтов М12, работающих в подвижном соединении «сталь по стали» даже со смазкой — вопрос пока открытый. На трубе приварено ушко, которое связано со штоком правого главного тормозного цилиндра. Аналогично устроено управление тормозом левого борта, только рычаг качается на короткой трубе, охватывающей первую, свободно проворачивающейся на ней. В небольшой зазор между трубами при помощи специально установленной пресс-масленки я закачиваю консистентную смазку, но немного, чтобы она не вылезала по сторонам.

Задние ведущие колеса установлены так же, как на автомобиле, остальные - выпуклой частью диска внутрь. Это позволяет уменьшить консоли их осей

Задние ведущие колеса установлены так же, как на автомобиле, остальные — выпуклой частью диска внутрь. Это позволяет уменьшить консоли их осей

На оси каждого ведущего колеса установлено по дисковому тормозу, в которых используются тормозные суппорты от ВАЗ-2108 — по паре на колесо. Гидравлически они соединены между собой последовательно. Сначала попробовал ездить с одним тормозным механизмом на колесо — управление было ощутимо тяжелее. Хорошо, что сразу предусмотрел на пластине под крепление суппортов четыре отверстия, попарно симметрично расположенные относительно друг друга. Фигурная пластина получена лазерной резкой из стального листа толщиной 6 мм.

Главные тормозные цилиндры системы управлении расположены но бортамГлавные тормозные цилиндры системы управлении расположены но бортам К рычагам управления приварены трубчатые оси: правая длинная, левая короткаяК рычагам управления приварены трубчатые оси: правая длинная, левая короткая К осям приварены ушки, которые соединяются со штоками тормозных цилиндровК осям приварены ушки, которые соединяются со штоками тормозных цилиндров

Четыре остальных колеса, так называемые паразитные катки, свободно вращаются на своих ступицах, в качестве которых применены узлы от той же «восьмерки», с ее задней балки. Обычно фланец цапфы ступицы намертво приваривают к соответствующей оси кузова-лодки, ведь подвески вездеходы такого типа, как правило, лишены. Это просто осуществить, но считаю, что так поступать не следует. Во-первых, сварка двух деталей, изготовленных из разных материалов (сталей), не способствует высокой прочности получаемого соединения, и закаленная цапфа может «отпуститься». Во-вторых, если повредишь цапфу (в результате езды со сломанными ступичными подшипниками, например), то съемную деталь всегда легко заменить на новую. Можно даже взять с собой в тяжелую дорогу запасной узел про запас и установить его в случае поломки. Поэтому я вырезал на лазерном станке четыре фланца толщиной 6 мм, которые и приварил к квадратным профилям-осям кузова-лодки, а уже к ним, в свою очередь, на четырех болтах закрепил «восьмерочные» цапфы.

Чертеж съемного верхнего каркасаЧертеж съемного верхнего каркаса В передней части вездехода располагается двигатель Carver мощностью 15 л.с. воздушного охлажденияВ передней части вездехода располагается двигатель Carver мощностью 15 л.с. воздушного охлаждения От встроенного редуктора мотора крутящий момент цепью передается к КПП от «Жигулей»От встроенного редуктора мотора крутящий момент цепью передается к КПП от «Жигулей» Карданный вал от «Нивы» идет от КПП к ведущему мосту автомобилей ВАЗКарданный вал от «Нивы» идет от КПП к ведущему мосту автомобилей ВАЗ Каждая гусеница изготовлена из двух полос, вырезанных из транспортерной ленты ТК-200, которые скреплены полусотней уголковКаждая гусеница изготовлена из двух полос, вырезанных из транспортерной ленты ТК-200, которые скреплены полусотней уголков

Все колеса — R13. Ведущие стоят так же, как на автомобиле, а четыре остальных выпуклой частью колесного диска внутрь, то есть у них большой отрицательный вылет. Это позволило сделать короткими консоли осей, выступающих из кузова-лодки, и уменьшить на них изгибающий момент. Очевидно, что все три колеса с каждого борта находятся в одной вертикальной плоскости, ведь на них перематывается гусеница, а вот по горизонтали средний мост смещен на 20-30 мм вниз. Получается, что на твердой поверхности вездеход слегка качается вперед-назад на колесах средней оси, но на мягком грунте опора на крайние колеса чуть меньше и они легче проскальзывают в поперечном направлении при повороте машины, что ощутимо облегчает управление.

В качестве гусениц (траков), я использовал шестислойную резинотканевую транспортерную ленту ТК-200 толщиной 12 мм. Такая применяется, например, в шахтах при добыче рудных материалов. Ленту распустил на полосы шириной 120 мм и длиной по 5200 мм. Затем нарезал сотню уголков 25×25 мм длиной 400 мм — по 50 штук на один трак. Из того же уголка напилил еще столько же кусочков длиной по 100 мм. которые приварил к первым по центру, чтобы получился закрытый квадратный профиль. Теперь посередине уголок усилен, и он не будет выгибаться наружу, когда на него наезжает колесо. По краям каждого уголка просверлил симметрично по два отверстия, чтобы в них свободно проходили болты М8. Расстояние между отверстиями 50 мм. Конечно, можно вооружиться электродрелью, но у меня в мастерской, есть сверлильный станок: учитывая общее количество отверстий, которые предстоит сделать, можно считать, что он необходим. Ну и запас сверл не помешает…

Данные эскизы наглядно иллюстрируют трансформацию сидений в спальное место, а также предлагаю! вариант верхнего съемною багажника. В металле это пока не осуществлено, значит, возможности дальнейшего развития у «Мишутки» есть!

Данные эскизы наглядно иллюстрируют трансформацию сидений в спальное место, а также предлагаю! вариант верхнего съемною багажника. В металле это пока не осуществлено, значит, возможности дальнейшего развития у «Мишутки» есть!

Данные эскизы наглядно иллюстрируют трансформацию сидений в спальное место, а также предлагаю! вариант верхнего съемною багажника. В металле это пока не осуществлено, значит, возможности дальнейшего развития у «Мишутки» есть!

Данные эскизы наглядно иллюстрируют трансформацию сидений в спальное место, а также предлагают вариант верхнего съемною багажника. В металле это пока не осуществлено, значит, возможности дальнейшего развития у «Мишутки» есть!

К уголкам со стороны центра приварил U-образные клыки, согнутые из стального прутка (гладкой строительной арматуры) диаметром 10 мм. Вместе с уголками они формируют дорожку, по которой будут бежать ведущие и опорные катки гусеницы, и фиксируют ее на колесах. Высота клыка получается из расчета заготовки длиной 200 мм. Такие ограничители лучше, чем изготовленные из стальной полосы, так как они не рвут резину колес. Чтобы гнуть клыки, а их понадобится 200 штук, я изготовил простое приспособление, действующее по типу трубогиба. Полученные детали (усиленные уголки с приваренными клыками) зафиксировал болтами М8 с шагом 100 мм на отрезанных транспортерных лентах. Расстояние между ними зависит от типоразмера применяемых колес, у меня ширина гусеницы вышла около 470 мм. Два конца каждой ленты соединяются внахлест на длине чуть больше шага, чтобы в соединении участвовало по восемь болтов (то есть, по два уголка). Здесь нужно использовать болты немного длиннее. Я сшивал траки по месту, полностью выпустив давление из ведущих и опорных катков, и натягивал ленты при помощи автомобильных такелажных стяжек для груза. Потом колеса накачал до 1 атм.

Тестирование «Мишутки»

Тестирование «Мишутки»

Тестирование «Мишутки»

В настоящие время «Мишутка» еще не достроен до конца, но ходовые испытания подтвердили, что конструкция получилась работоспособной. Правда, передачу в КПП лучше выбрать заранее, еще на месте, поскольку на ходу переключиться не всегда получается. В тяжелых условиях по грязи, для чего, собственно, и нужен вездеход, я езжу, в основном, на первой передаче. Скорость специально не замерял, но если провести теоретические расчеты, взяв за основу максимальные рабочие обороты двигателя, передаточные числа в цепочке «мотор — колесо» и диаметр колеса, то на четвертой, прямой, передаче удастся разогнаться примерно до 15 км/ч. Скоростные качества не впечатляют, конечно, но ведь и строят такие машины не для гонок. А с бездорожьем «Мишутка» справляется неплохо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *