Как работает датчик уровня масла в двигателе
Перейти к содержимому

Как работает датчик уровня масла в двигателе

  • автор:

ВСЕ об устройстве двигателя N52, датчик масла!

Электронный контроль состояния масла
На двигателях N52 маслоизмерительный щуп с направляющей трубкой отсутствует. Это создает удобства для владельца. Благодаря этому обеспечивается более точное определение состояния масла. Уровень масла в двигателе измеряется датчиком состояния масла (ÖZS) и передается на центральный информационный дисплей (CID) в E63. Температура и уровень масла в двигателе также измеряются и вычисляются датчиком ÖZS. Сигнал с ÖZS обрабатывается в DME. Далее обработанный сигнал передается через PT CAN, модуль безопасности и межсетевого обмена (SGM) и K CAN на комбинацию приборов и на CID. Измерение уровня масла предотвращает его недопустимое падение и, тем самым, повреждение двигателя. Отслеживание состояния масла позволяет точно определить, когда требуется его замена. При переполнении двигателя, которое может привести к его негерметичности, высвечивается предупреждение.

Датчик состояния масла (ÖZS)

Фото в бортжурнале BMW 5 series (E60)Датчик состояния масла двигателя БМВ Н52: 1 — Корпус; 2 — Наружная металлическая трубка; 3 — Внутренняя металлическая трубка; 4 — Моторное масло; 5 — Датчик уровня масла; 6 — Датчик состояния масла; 7 — Электронный блок датчика; 8 — Масляный картер; 9 — Датчик температуры;

Принцип работы датчика состояния масла
Датчик состоит из двух цилиндрических конденсаторов, расположенных один над другим. Определение состояния масла производится посредством нижнего малого конденсатора (6). В качестве электродов конденсатора используются две металлические трубки (2 + 3), вставленные одна в другую. Между электродами находится диэлектрик – моторное масло (4). Электрические свойства моторного масла изменяются по мере его старения и истощения топливных присадок. Диэлектрик: токонепроводящее вещество в электрическом поле. Электрическое поле проходит через диэлектрик. При изменении электрических свойств моторного масла (диэлектрика) изменяется емкость конденсатора (датчика состояния масла). Это значение емкости преобразуется встроенным в датчик электронным блоком (7) в цифровой сигнал. Цифровой сигнал передается в DME в качестве информации о состоянии масла в двигателе. DME использует это фактическое значение в качестве основы для расчета времени следующей замены масла. Уровень масла в двигателе измеряется в верхней части датчика (5). Эта часть находится в масляном картере на уровне масла. При падении уровня масла (диэлектрика) соответствующим образом изменяется емкость конденсатора. Электронная схема датчика преобразует значение емкости в цифровой сигнал, который посылается на блок DME. Возможные неисправности/последствия Электронный блок датчика состояния масла снабжен функцией самодиагностики. При неисправности ÖZS в DME передается сообщение о неисправности. Для измерения температуры масла в двигателе используется платиновый датчик температуры (9), расположенный у основания датчика состояния масла. Отслеживание уровня масла в двигателе, его температуры и состояния осуществляется непрерывно в течение всего времени, когда на контакт 15 подается напряжение. Подача напряжения питания на датчик состояния масла осуществляется с контакта 87.

Возможные неисправности/последствия
Электронный блок датчика состояния масла снабжен функцией самодиагностики. При неисправности ÖZS в DME передается сообщение о неисправности.

Электронный контроль уровня масла
Измерение уровня масла осуществляется в два этапа: статическое измерение уровня масла на стоящем автомобиле; динамическое измерение уровня масла во время движения;

Статическое измерение уровня масла при выключенном двигателе
Это только приблизительное измерение, т. к. ÖZS при выключенном двигателе распознает только минимальный уровень масла. Уровень масла правильно измеряется только на работающем двигателе! При статическом измерении уровня масла водитель может при включенном зажигании определить, достаточен ли уровень масла для уверенного пуска двигателя.
1. Важно, чтобы автомобиль стоял в горизонтальном положении, иначе результат измерения будет неправильным.
2. Выберите функцию бортового компьютера «Service» (ТО) > «Ölstand» (Уровень масла). Если для уверенного пуска двигателя имеется достаточное количество масла, на CID появляется графическое изображение двигателя с зеленым маслосборником.

Фото в бортжурнале BMW 5 series (E60)Контроль уровня масла 1

Если уровень наполнения близок к минимуму, появляется пиктограмма с желтым маслосборником и маслоизмерительным щупом, которое желтым цветом обозначает низкий уровень наполнения. Необходимость в доливе масла +1 литр также отображается в виде текстового сообщения. При доливе менее 1 литра индикация не изменяется. Только при доливе 1 литра будет показан максимальный уровень.

Фото в бортжурнале BMW 5 series (E60)Контроль уровня масла 2

Если уровень наполнения находится ниже минимума, появляется графическое изображение красного маслосборника и маслоизмерительного щупа, которое красным цветом обозначает низкий уровень наполнения. Необходимость в доливе масла +1 литр также отображается в виде текстового сообщения. При доливе менее 1 литра индикация не изменяется. Только при доливе 1 литра будет показан максимальный уровень.

Фото в бортжурнале BMW 5 series (E60)Контроль уровня масла 3

Если уровень наполнения выше максимума, появляется графическое изображение с желтым маслосборником и маслоизмерительным щупом, которое желтым цветом обозначает высокий уровень наполнения. Об этом водителя также известит текстовое сообщение.

Фото в бортжурнале BMW 5 series (E60)Контроль уровня масла 4

Динамическое измерение уровня масла во время движения
После замены масла всегда следует производить динамическое измерение уровня масла (в течение прибл. 5 минут движения). Поскольку после замены масла отображается последняя записанная величина уровня масла, это может привести к ошибочной интерпретации уровня масла.
При замене или перепрограммировании блока управления двигателем последняя величина уровня масла не записывается, и поэтому на дисплей будет выведено сообщение "Уровень масла ниже мин.". Только приблизительно через 5 минут работы двигателя будет отображен правильный уровень масла.
1. Запустите двигатель.
2. Выберите функцию бортового компьютера «Ölstand prüfen» (Проверить уровень масла).
3. Уровень масла измеряется. В ходе измерения может появиться символ часов. Символ часов может отображаться до 50 секунд после пуска двигателя, если нет результата измерения, или если результат длительного измерения не попадает в допустимый диапазон только что измеренного уровня масла.

Динамическое измерение уровня масла начинается, когда достигаются следующие параметры:
— температура двигателя > 60 °C;
— частота вращения коленвала двигателя > 1000 об/мин;
— поперечное и продольное ускорение < 4 5 м/с(2).
— Поступил сигнал поперечного ускорения от DSC. На автомобилях без DSC учитывается только продольное ускорение, которое рассчитывается на основе факторов скорости и времени;
— уклон < 5 % на протяжении 200 м движения по наклонному участку пути. Величина уклона определяется при помощи датчика давления окружающей среды в DME. По достижении этих параметров показание уровня масла обновляется. После этого уровень масла измеряется непрерывно, а показание обновляется каждые 20 минут. При динамическом измерении уровня масла во время движения через 15 с после показания уровня масла происходит выход из меню «Ölstand prüfen» (Проверить уровень масла) (скорость движения > 0);
Возможные индикации
Уровень масла в пределах нормы при выключенном двигателе на CID появляется графическое отображение уровня масла и указание O. K., что свидетельствует о том, что уровень масла достаточен для работы двигателя;

Фото в бортжурнале BMW 5 series (E60)Контроль уровня масла 5

Уровень масла в пределах нормы при холостом ходе
— на CID появляется графическое отображение уровня масла и указание O. K., что свидетельствует о том, что уровень масла достаточен для работы двигателя;
— далее появляется еще одно графическое изображение, представляющее собой маслоизмерительный щуп;
— оно показывает уровень масла зеленым цветом;

Фото в бортжурнале BMW 5 series (E60) Контроль уровня масла 7, 8

Недостаточный уровень масла
— на CID появляется графическое отображение уровня масла и сообщение о необходимости долить 1 литр масла. Если не долить масло, это требование будет повторяться снова и снова до тех пор, пока не будет превышен минимальный уровень масла;
Уровень масла слишком высок
— на CID появляется графическое отображение уровня масла и сообщение о том, что максимальный уровень масла превышен. Избыточное количество моторного масла следует откачать до максимальной границы на СТО. Пока не будет откачано избыточное количество масла, это требование будет повторяться снова и снова до тех пор, пока уровень масла не опустится до максимального. Таким преимуществом обладает система контроля, дружественная по отношению к пользователю. При переполнении двигателя маслом (угроза его разгерметизации) на комбинацию приборов выводится предупреждение; рис. Контроль уровня масла 2
ТО
Если на дисплее появилось сообщение «SERVICE» (ТО), это свидетельствует о неисправности системы измерения. В этом случае уровень масла прогнозируется на основе последней измеренной величины расхода масла. Он отображается на дисплее. Нет необходимости срочно обращаться на СТО. В меню «Service» показывается остаточный пробег. При неисправности комбинации приборов уровень масла можно также считать при помощи диагностического тестера. рис Контроль уровня масла 4

Какие бывают и как работают датчики системы смазки двигателя

Для корректной работы системы смазки двигателя применяется целый комплекс датчиков. Они позволяют контролировать уровень (объем), давление, качество (степень загрязненности) и температуру моторного масла. В современных автомобилях используются как механические, так и электрические (электронные) датчики. Их основной задачей является фиксирование любых отклонений состояния системы от нормальных параметров и подача соответствующей информации на индикаторы приборной панели автомобиля.

Назначение и устройство датчика давления масла

Датчики давления масла являются одними из самых значимых в системе. Они одними из первых реагируют на возникновение мельчайших неисправностей в работе двигателя. Датчики давления могут располагаться в разных местах: вблизи головки блока цилиндров, возле ремня ГРM, рядом с масляным насосом, на кронштейнах до фильтра и т.д.

В различных типах двигателей может быть один или два датчика давления масла.

Первый – аварийный (низкого давления), который определяет, есть ли давление в системе, и при его отсутствии сигнализирует включением контрольной лампы неисправности на приборной панели автомобиля.

Второй – контрольный, или абсолютного давления.

Если на приборной панели автомобиля загорелась “красная масленка” – дальнейшее движение на автомобиле запрещено! Игнорирование этого требования может грозить серьезными неприятностями в виде капитального ремонта двигателя.

Автомобилистам на заметку. Контрольные лампы на приборной панели не просто так имеют разные цвета. Любые индикаторы неисправности красного цвета запрещают дальнейшее движение автомобиля. Желтые индикаторы говорят о том, что нужно обратиться в сервис в ближайшее время.

Принцип работы аварийного датчика

Устройство и работа датчика низкого давления

Это обязательный тип датчика для всех автомобилей. Конструктивно он очень прост и состоит из следующих элементов:

  • корпус;
  • мембрана;
  • контакты;
  • толкатель.

Аварийный датчик и лампа индикатора включены в общую электрическую цепь. Когда двигатель выключен и давления нет, мембрана находится в прямом положении, контакты цепи замкнуты, а толкатель полностью задвинут. В момент запуска двигателя на электронный датчик подается напряжение, и лампочка на приборной панели загорается на некоторое время, пока в системе не установится нужный уровень давления масла.

Оно воздействует на мембрану, которая перемещает толкатель и размыкает контакты цепи. При падении давления в системе смазки мембрана вновь выпрямляется, и цепь замыкается, включая лампочку-индикатор.

Как работает датчик абсолютного давления

Он представляет собой аналоговый прибор, отображающий текущий показатель давления в системе при помощи указателя стрелочного типа. Конструктивно типовой механический датчик для снятия показаний давления масла состоит из:

  • корпуса;
  • мембраны (диафрагмы);
  • толкателя;
  • ползунка;
  • нихромовой обмотки.

Датчики абсолютного давления могут быть реостатными или импульсными. В первом случае его электрическая часть – это фактически реостат. При работе двигателя в системе смазки возникает давление, воздействующее на мембрану и, как следствие, толкатель изменяет положение ползунка, расположенного на пластине с обмоткой из нихромовой проволоки. Это приводит к изменению сопротивления и перемещению стрелки аналогового индикатора.

Устройство контрольного датчика давления

Импульсные датчики оснащены термобиметаллической пластиной, а их преобразователь состоит из двух контактов: верхнего – пластина со спиралью, соединенная со стрелкой индикатора, и нижнего. Последний контактирует с диафрагмой датчика и замкнут на массу (заземление на корпус автомобиля). Через верхний и нижний контакты преобразователя протекает ток, нагревающий его верхнюю пластину и провоцирующий изменение положения стрелки. Биметаллическая пластина в датчике также деформируется и размыкает контакты до момента охлаждения. Это обеспечивает постоянное замыкание и размыкание цепи. Различный уровень давления в системе смазки оказывает определенное воздействие на нижний контакт и изменяет время размыкания цепи (остывание пластины). В результате на электронный блок управления, а далее на стрелочный указатель подается различная величина тока, которая и определяет текущее показание давления.

Датчик уровня масла, или электронный щуп

В последнее время все больше автопроизводителей отказываются от использования классического щупа для проверки уровня масла в двигателе в пользу электронных датчиков.

Датчик уровня масла (иногда его еще называют электронный щуп) в автоматическом режиме контролирует уровень в процессе эксплуатации автомобиля и отправляет показания на приборную панель водителю. Как правило, он расположен в нижней части двигателя, на поддоне или вблизи масляного фильтра.

Устройство датчика уровня и температуры масла в двигателе

Конструктивно датчики уровня масла разделяются на следующие типы:

  • Механический, или поплавковый. Он состоит из поплавка, оснащенного постоянным магнитом, и вертикально ориентированной трубки с герконом. При изменении объема масла поплавок перемещается вдоль трубки и при достижении минимального уровня геркон замыкает цепь и подает напряжение на соответствующую лампу-индикатор на приборной панели.
  • Тепловой. В основе этого прибора используется термочувствительная проволока, на которую подается небольшое напряжение для разогрева. После достижения заданной температуры напряжение отключается и проволока охлаждается до температуры масла. В зависимости от того, сколько времени при этом проходит, определяется объем масла в системе и подается соответствующий сигнал.
  • Электротермический. Этот тип датчиков является подвидом теплового. В его конструкции также использована проволока, изменяющая сопротивление в зависимости от температуры нагрева. При погружении такой проволоки в моторное масло ее сопротивление снижается, что позволяет определять объем масла в системе по величине выходного напряжения. Если уровень масла низкий, датчик подает сигнал блоку управления, который сопоставляет его с данными о температуре смазки и сигнализирует включением индикатора.
  • Ультразвуковой. Он представляет собой источник ультразвуковых импульсов, направленных в поддон картера. Отражаясь от поверхности масла, такие импульсы возвращаются на приемник. Время прохождения сигнала от момента отправки, до его возврата и определяет количество масла.

Как устроен датчик температуры масла

Датчик контроля температуры моторного масла – необязательный элемент системы смазки. Его главной задачей является измерение уровня нагрева масла и передачи соответствующих данных на индикатор приборной панели. Последний может быть электронным (цифровым) или механическим (стрелочным).

При различных температурах масло меняет свои физические свойства, что влияет на работу двигателя и показания других датчиков. Например, холодное масло обладает меньшей текучестью, что должно учитываться при получении данных об уровне масла. Если же моторное масло достигает температуры более 130°C, оно начинает гореть, что может привести к значительному снижению его качества.

Определить, где находится датчик температуры моторного масла, не сложно – чаще всего он устанавливается непосредственно в картере двигателя. В некоторых моделях автомобилей он объединен с датчиком уровня масла. В основе работы температурного датчика лежит использование свойств полупроводникового терморезистора.

При нагреве уменьшается его сопротивление, что изменяет величину напряжения на выходе, которое подается к электронному блоку управления. Анализируя полученные данные, ЭБУ соответственно заданным заранее параметрам настройки (коэффициентам) передает информацию на приборную панель.

Особенности работы датчика качества масла

Датчик, определяющий качество масла в двигателе, также является опциональным. Однако, поскольку при работе мотора в масло неизбежно попадают различные загрязнения (охлаждающая жидкость, продукты износа, нагар и т.д.), фактический срок его эксплуатации снижается, и ориентироваться на рекомендации производителя по срокам замены не всегда правильно.

датчик качества масла

Принцип работы датчика контроля качества моторного масла базируется на измерении диэлектрической проницаемости среды, которая изменяется в зависимости от химического состава. Именно поэтому он располагается таким образом, чтобы быть частично погруженным в масло. Наиболее часто это участок находится между фильтром и блоком цилиндров.

Конструктивно датчик для контроля качества масла представляет собой подложку из полимеров, на которую нанесены полосы из меди (электроды). Они попарно направлены навстречу друг к другу, образуя в каждой паре отдельный датчик. Это позволяет получать максимально корректную информацию. Половина электродов погружена в масло, которое обладает диэлектрическими свойствами, заставляя работать пластины как конденсатор. На встречных электродах формируется ток, поступающий на усилитель. Последний, исходя из величины тока, подает на ЭБУ автомобиля определенное напряжение, где происходит его сравнение с эталонной величиной. В зависимости от полученного результата контроллер может выдать сообщение о низком качестве масла на приборную панель.

Правильная работа датчиков системы смазки и контроль за состоянием масла обеспечивает правильную работу и увеличение срока службы двигателя, но главное – безопасность и комфорт эксплуатации автомобиля. Как и остальные детали, они требуют регулярного технического осмотра, проверки исправности, а также соответствующей замены при обнаружении поломки.

Что нужно знать о датчике уровня масла в двигателе?

Масляная система – жизненно важная составляющая автомобиля. Она обеспечивает своевременную подачу смазки ко всем участкам трения. Масло снижает износ деталей, охлаждает их поверхности, предостерегая от перегрева. Но за его уровнем нужно периодически следить, а качество контролировать – это известно каждому водителю. Однако не все помнят про еще один важный параметр – давление масла в системе, контролирует которое специальное устройство. Как проверить датчик масла и тем самым определить давление в масляной системе? Этому вопросу будет посвящена данная статья.

  • Профессиональная замена масла для вашего Citroen от официального дилера и по доступной цене. А также полное ТО для автомобилей старше 5 лет за 4 490 р, включая работы и з/ч.

Устройство

На сегодняшний день существует достаточно большое количество датчиков уровня масла, отличающихся конструктивными особенностями и принципом действия. Устройство автомобильного сенсора мы рассмотрим на примере простейшего варианта – поплавкового датчика.


Рис. 1. Устройство датчика уровня масла

Как видите на рисунке 1 выше, датчик уровня масла состоит из следующих составных компонентов:

  • Управляемый магнитом контакт 1, реагирующий на приложенное извне поле. В радиотехнике этот элемент также называется геркон.
  • Поплавок 2 – предназначенный для непосредственного взаимодействия с маслом. Внутри поплавка располагается постоянный магнит, вступающий во взаимодействие с герконом.
  • Направляющая трубка 3 – задает направление движения поплавку, выступает в роли основания, относительно которого и происходит движение. Внутри трубки обеспечивается герметичное пространство, где расположен как сам геркон, так и цепь его питания.
  • Выводы датчика 4 – предназначены для подключения к сигнальной цепи исполнительного или измерительного устройства.

Вся конструкция устанавливается в емкость, где необходимо контролировать уровень масла, в большинстве случаев способ установки предусматривает резьбовое ввинчивание. Такой способ обеспечивает хорошую герметичность и простоту замены в случае выхода со строя.

Замена

Не стоит переживать, поскольку для выполнения данной процедуры не требуется наличие специализированных инструментов или проведение сложных манипуляций, недоступных новичкам.

Все довольно просто. Подготовьте стандартный набор инструментов, новый датчик, а также выделите для своего автомобиля немного своего свободного времени.

Приступаем к работе.

  1. Автомобиль расположите на смотровой яме, чтобы получить доступ к днищу. Под него можно просто залезть, подложив коврик, однако так работать будет неудобно.
  2. Включите зажигание и отключите минусовой провод от аккумуляторной батареи. Все же о мерах безопасности забывать никогда не стоит. Плюс желательно дать машине остыть, поскольку контакт с горячим маслом – это далеко не самое приятное ощущение, которое вы можете испытать.
  3. Снимите защиту мотора. Для этого придется постараться, если крепежи плотно сели на свои места. Хотя вашего усилия должно хватить.
  4. Отключите провода, идущие на датчик уровня масла.
  5. Отыскать устройство не сложно. Оно располагается возле масляного фильтра в нижней части двигателя.
  6. Возьмите чистую ветошь, чтобы удалить все загрязнения, скопившиеся на корпусе датчика.
  7. Обычным торцевым ключом на 10 миллиметров открутите крепления датчика.
  8. Немного раскачайте устройство, что позволит ему постепенно сойти со своего посадочного места. Только не дергайте слишком резко, иначе вы повредите поплавок.
  9. Вооружитесь приобретенным ранее новым датчиком уровня масла, который подходит именно для вашей модели ВАЗ 2110. Установите его на посадочное место старого прибора.
  10. Сборка узла осуществляется в обратной последовательности. Попутно рекомендуем осмотреть состояние остальных агрегатов. Раз вы сняли защиту, имеет смысл это сделать.

Если во время езды на своей «десятке» вы обнаружили, что горит индикатор низкого уровня масла в двигателе, начинать панику ни в коем случае не нужно. Это вполне естественная ситуация, которая происходит с каждым владельцем ВАЗ 2110 рано или поздно.

Для начала успокойтесь. Спокойно, без чрезмерных скоростей, доберитесь до своего гаража. Там проверьте с помощью щупа уровень масла. Если все хорошо, тогда проверяйте исправность датчика.

Нет необходимости тратить огромные деньги на услуги автосервиса, если целый ряд ремонтных и профилактических работ можно выполнить своими руками. Замена датчика уровня масла точно не исключение.

Принцип работы

В быту и промышленности датчик уровня масла позволяет зафиксировать имеющийся объем жидкости в текущий момент времени. Для этого используются самые различные сенсоры, но наиболее простым и понятным для понимания будет датчик поплавочного типа, поэтому в качестве примера мы рассмотрим принцип действия на его примере.


Рис. 2. Принцип действия датчика уровня масла

Как видите на рисунке 2, датчик представляет собой герметичную трубку с запаяннымгерконом, на которой насажен поплавок. У рабочего элемента датчика движения присутствует два граничных положения – максимума и минимума жидкости относительно которых и происходит дальнейшая сигнализация и передача данных. Принцип работы заключается в следующем:

  • В топливную систему автомобиля заливается масло до установленной максимально допустимой отметки. При этом обеспечивается номинальный режим работы агрегата, охлаждение камеры сгорания во время технологических процессов.
  • Поплавок на этапе заполнения емкости до отметки Max также поднимается за счет архимедовой силы до своего максимального предела.
  • Масло удерживает поплавок на отметке постоянно, поэтому установленный в него магнит коммутирует контакты геркона и цепь замыкается, о чем приходит соответствующий сигнал на реле или измерительное устройство.
  • В случае утечки или выработки масла механизмом его уровень будет постепенно уменьшаться. Поплавок датчика начнет опускаться ниже, но магниты продолжат взаимодействовать с герконом.
  • Как только поплавок датчика уровня масла опуститься до отметки Min, его магнитного воздействия станет недостаточно для замыкания контактов геркона, и они перейдут в отключенное положение.
  • Цепь датчика разомкнется, и сигнал на контакты реле поступать не будет. В автомобиле сработает сигнализация о необходимости доливки масла.

Сегодня на практике применяются и другие типы сенсоров для определения уровня масла. Способ определения положения жидкости в них будет отличаться от описанного выше, поэтому далее мы расскажем о разновидностях масляных сенсоров.

Сколько масла заливать в «десятку»

Достаточно часто у владельцев соответствующего автомобиля возникает вопрос – какой объем масла ВАЗ 2110 необходим для нормальной работы двигателя. Согласно рекомендациям производителя, этот объем составляет 3,3 литра. Но бывалые владельцы не ограничиваются рекомендациями производителя и утверждают, что на практике можно заливать от 3,5 до 4 литров моторного масла.

Рекомендуем: На каком бензине ездит Рено Дастер

Возвращаясь к выбору масляной жидкости, стоит уделить больше внимания показателю вязкости. Каждая марка характеризуется своими особенностями, но у всех имеется общая, твердо установленное обозначение. Первая цифра этой маркировки обозначает показатель вязкости масла в условиях минусовой температуры. Вязкость масла считается тем лучше, чем меньше данный показатель. Вторая цифра маркировки отражает показатель вязкости при высокой температуре.

Разобравшись в категориях масел и узнав, сколько заливать масла ВАЗ 2110, следует более детально изучить причины его замены. Основным фактором, требующим замены, является ухудшение свойств масла при его эксплуатации. Как и другое сырье, моторное масло подвержено процессу старения. Если придерживаться установленного регламента, следует осуществлять замену спустя каждые 30 тысяч километров пробега транспортного средства.

Выбирая дешевое, низко качественное масло, нужно быть готовым к соответствующим негативным последствиям. Спустя немного времени можно наблюдать такие явления, как своеобразный хруст в момент переключения передачи либо же возникновение шумового эффекта в КПП. При регулярной проверке уровня, владельцы автомобилей иногда сталкиваются с проблемой – течет масло ВАЗ 2110.

Причем, течь может происходить как вовнутрь двигателя, так и наружу. Основной причиной возникновения течи выступает выход из строя сальников или износ прокладок. При таких обстоятельствах лучшим решением будет замена всех поизносившихся деталей. Для большей уверенности можно сменить прокладку, расположенную на крышке заливной горловины. Не лишней станет также подтяжка крепежей.

В качестве срочного и недолговременного решения устранения проблемы можно использовать специальные присадки. Если масло течет внутрь двигателя, рекомендуется осуществить замену колец.

Разновидности

В соответствии с положениями п.1.1.2 ГОСТ 28725-90 датчики подразделяются на защищенные от проникновения воды и пыли. Также существует отдельная категория взрывозащищенных устройств.

В зависимости от устойчивости приспособления к механическим воздействиям согласно п.1.3 ГОСТ 28725-90 датчики уровня масла можно разделить на вибропрочные и виброустойчивые.

За основу датчика взяты некоторые явления, связанные с физическими, химическими или электрическими свойствами масла, как вещества с устоявшимся агрегатным состоянием в течении всего процесса работы. На сегодняшний день наиболее популярным видами датчиков уровня масла, в зависимости от принципа действия, являются:

  • Тепловые;
  • Ультразвуковые;
  • Электротермические;
  • Емкостные;
  • Поплавковые.


Рис. 3. Тепловой датчик уровня масла
Тепловые датчики (см. рисунок 3) являются наиболее распространенными в практике автомобилестроения. Конструктивно их принцип построения рассчитан на скорости остывания чувствительного элемента, как правило, металлической проволоки. Для измерения уровня проволоку, расположенную в масле нагревают до установленной температуры, заранее превышающей текущий нагрев масла. После этого проволока остывает, а в зависимости от времени выравнивания ее температуры до значения масляной среды, определяют степень заполнения резервуара.

Схемы подключения

Разные модели датчика уровня масла могут отличаться и схемой подключения в конкретную цепь. Одним из примеров их использования является электропроводка транспортного средства, поэтому схема подключения будет иметь следующий вид:


Рис. 7. Схема подключения теплового датчика уровня масла

Как видите на рисунке 7 выше, оценка состояния производится сразу через датчик температуры и уровня масла. Далее сигнал передается в блоки оценки обоих параметров. В случае соответствия заложенному алгоритму функция передается в электронный блок и в виде ШИМ сигнала поступает на панель приборов. В современных авто информация о состоянии двигателя выводится на дисплей перед водителем.


Рис. 8. Общая схема подключения авиационного датчика

В отличии от автомобильного, авиационные модели датчика уровня масла завязаны по более сложной схеме, что обусловлено вопросом безопасности пассажиров во время полета. Как видите на рисунке 8, информация от измерительного устройства поступает в блок анализатора, где происходит сравнение информации с установленными параметрами работы мотора. В случае превышения критического порога, данные с анализатора передаются в блок корректировки, который через систему обратной связи проверяет информацию, получаемую с датчика. При подтверждении снижения на недопустимую величину в исполнительный блок поступает команда о добавлении жидкости в резервуар.

Применение

Сфера применения датчика уровня масла охватывает двигатели внутреннего сгорания с масляным охлаждением. Наиболее примечательны они в автотракторной технике, повсеместно наполняющей улицы. Помимо этого их можно встретить в мотоблоках, дизельных генераторах, маслонаполненных радиаторах охлаждения. В системах отопления он может совмещаться с другими измерительными приборами.

Отдельную нишу занимает авиационная отрасль, где уровень масляных составляющих измеряется не только в системе охлаждения двигателя. Однако и требования, предъявляемые к сенсорам, нельзя сравнить с автомобилем, несмотря на то, что принцип действия у них идентичен.

В силовых трансформаторах большой мощности с вынесенным маслоуказателем функция измерения положения уровня диэлектрика также возлагают на поплавочный сенсор, который передает информацию на выведенный стрелочный циферблат.

Проверка работоспособности

Более или менее опытные водители могут определить, что именно датчик вносит сумятицу в работу автомобиля, поскольку заметных признаков утечки масла не наблюдается. Следовательно, первоочередное действие — это проверка состояния прибора, следящего за уровнем смазывающей жидкости.

Проверка выполняется следующим образом:

  • Автомобиль ставится на эстакаду или на смотровую яму;
  • Демонтируется защита мотора. На время ее можно убрать в сторонку;
  • Теперь найдите в подкузовном пространстве датчик уровня масла;
  • Включите зажигание автомобиля. Так вы сможете подать питание на устройство, которое, возможно, вышло из строя;
  • Отключите провода, идущие на датчик;
  • Используя вольтметр, подключите щупы к массе и соединительную колодку;
  • Если вольтметр показывает 12 Вольт, тогда датчик работает нормально.

Но при отсутствии напряжения речь может идти об одной из трех причин возникновения подобной ситуации:

  • Блок индикации сломался;
  • На контактах имеются дефекты;
  • Произошел обрыв проводки в цепи датчика.

Потому если проводка находится в хорошем состоянии, а контакты чистые, тогда дальнейшие действия будут заключаться именно в замене датчика уровня топлива на вашем ВАЗ 2110.

Для чего он нужен?

Этот датчик — своеобразная защита двигателя от масляного голодания. В нормальных условиях на генераторах например, если на поршне будут задиры и двигатель начнёт кушать масло или оператор просто забудет его залить датчик не даст запустить мотор.

Мы будем говорить именно о работе двигателя в паре с мотоблоком, мы же знаем, как может «скакать» наш культиватор в азарте борьбы с суглинком, заваливаться в колеи, проваливаться в распаханный грунт или просто завалиться вперед или назад.

Как безопасно оборвать цепь?

На передней части двигателя есть место входа провода в картер. Середина провода спрятана в пластиковый кожух, под кожухом, как правило, есть металлическая клипса, которую можно разъединить.

Это действие отключит датчик.

Пользуйтесь на здоровье, только на свой страх и риск!

Друзья, прошу поставить лайк если статья вам понравилась или написать в комментарии своё мнение.

Это важно для выхода новых материалов на моём канале!

Какие бывают и как работают датчики системы смазки двигателя

Для корректной работы системы смазки двигателя применяется целый комплекс датчиков. Они позволяют контролировать уровень (объем), давление, качество (степень загрязненности) и температуру моторного масла. В современных автомобилях используются как механические, так и электрические (электронные) датчики. Их основной задачей является фиксирование любых отклонений состояния системы от нормальных параметров и подача соответствующей информации на индикаторы приборной панели автомобиля.

Назначение и устройство датчика давления масла

Датчики давления масла являются одними из самых значимых в системе. Они одними из первых реагируют на возникновение мельчайших неисправностей в работе двигателя. Датчики давления могут располагаться в разных местах: вблизи головки блока цилиндров, возле ремня ГРM, рядом с масляным насосом, на кронштейнах до фильтра и т.д.

В различных типах двигателей может быть один или два датчика давления масла.

Первый – аварийный (низкого давления), который определяет, есть ли давление в системе, и при его отсутствии сигнализирует включением контрольной лампы неисправности на приборной панели автомобиля.

Второй – контрольный, или абсолютного давления.

Если на приборной панели автомобиля загорелась “красная масленка” – дальнейшее движение на автомобиле запрещено! Игнорирование этого требования может грозить серьезными неприятностями в виде капитального ремонта двигателя.

Автомобилистам на заметку. Контрольные лампы на приборной панели не просто так имеют разные цвета. Любые индикаторы неисправности красного цвета запрещают дальнейшее движение автомобиля. Желтые индикаторы говорят о том, что нужно обратиться в сервис в ближайшее время.

Принцип работы аварийного датчика

Это обязательный тип датчика для всех автомобилей. Конструктивно он очень прост и состоит из следующих элементов:

Аварийный датчик и лампа индикатора включены в общую электрическую цепь. Когда двигатель выключен и давления нет, мембрана находится в прямом положении, контакты цепи замкнуты, а толкатель полностью задвинут. В момент запуска двигателя на электронный датчик подается напряжение, и лампочка на приборной панели загорается на некоторое время, пока в системе не установится нужный уровень давления масла.

Оно воздействует на мембрану, которая перемещает толкатель и размыкает контакты цепи. При падении давления в системе смазки мембрана вновь выпрямляется, и цепь замыкается, включая лампочку-индикатор.

Как работает датчик абсолютного давления

Он представляет собой аналоговый прибор, отображающий текущий показатель давления в системе при помощи указателя стрелочного типа. Конструктивно типовой механический датчик для снятия показаний давления масла состоит из:

  • корпуса;
  • мембраны (диафрагмы);
  • толкателя;
  • ползунка;
  • нихромовой обмотки.

Датчики абсолютного давления могут быть реостатными или импульсными. В первом случае его электрическая часть – это фактически реостат. При работе двигателя в системе смазки возникает давление, воздействующее на мембрану и, как следствие, толкатель изменяет положение ползунка, расположенного на пластине с обмоткой из нихромовой проволоки. Это приводит к изменению сопротивления и перемещению стрелки аналогового индикатора.

Реостатный датчик абсолютного давления масла

Импульсные датчики оснащены термобиметаллической пластиной, а их преобразователь состоит из двух контактов: верхнего – пластина со спиралью, соединенная со стрелкой индикатора, и нижнего. Последний контактирует с диафрагмой датчика и замкнут на массу (заземление на корпус автомобиля). Через верхний и нижний контакты преобразователя протекает ток, нагревающий его верхнюю пластину и провоцирующий изменение положения стрелки. Биметаллическая пластина в датчике также деформируется и размыкает контакты до момента охлаждения. Это обеспечивает постоянное замыкание и размыкание цепи. Различный уровень давления в системе смазки оказывает определенное воздействие на нижний контакт и изменяет время размыкания цепи (остывание пластины). В результате на электронный блок управления, а далее на стрелочный указатель подается различная величина тока, которая и определяет текущее показание давления.

Что нужно знать о ДДМ?

Перед тем, как произвести диагностику и замену ДДМ, нужно знать, где находится датчик давления масла. Для начала вкратце расскажем о предназначении и месте установки устройства.

Предназначение и местонахождение

Датчик давления масла ВАЗ 2110 представляет собой устройство, использующееся для оповещения автовладельца о низком уровне давления расходного материала в моторе. Благодаря этому контроллеру владелец «десятки» может своевременно определить причину неисправности, а также избежать возможные проблемы, которые могут произойти в результате «сухой» работы силового агрегата. Но следует учитывать, что если на приборке резко загорелась лампа масла на ВАЗ 2110, от есть вероятность, что проблема заключается в самом регуляторе.

Рекомендуем: Горит чек двигателя на Форд Фокус 2, как устранить?

Чтобы проверить устройство, его надо для начала найти — располагаться девайс может в двух местах, в зависимости от конструктивных особенностей мотора:

  1. На двигателе 8 клапанов устройство расположено на задней части силового агрегата, справа в разъеме головки блока, неподалеку от щитка ремешка. К ДДМ подключается один провод.
  2. Что касается двигателей 16 клапанов, то в данном случае ДДМ следует искать также на задней части ДВС, только слева, непосредственно на блоке распредвала. К этому контроллеру также подключается один провод, однако, рядом с ним расположено еще два пучка с проводкой (автор видео — канал Авто_Ремонт).

Особенности диагностики

Если вы заметили, что на приборке не переставая горит индикатор аварийного давления моторной жидкости, то следует произвести диагностику именно регулятора. Не лишним будет проверить и проводку. Диагностика устройства начинается с проверки электроцепи на участке непосредственно от ДДМ до индикатора на приборке.

Диагностика осуществляется так:

  1. Сначала на 8- или 16-клапанном двигателе следует отключить провод и подключить его к массе, в частности, кузову или двигателю.
  2. В том случае, если после подключения провода на приборе стал гореть индикатор, то это свидетельствует о том, что данный участок электроцепи исправен, поэтому можно приступать к диагностике именно регулятора. Произведите его демонтаж и внимательно осмотрите устройство — если он сухой и работоспособный, то причина горящего индикатора, вероятнее всего, кроется в другом. К примеру, это может быть фильтр или маслонасос. Но если сам контроллер мокрый, в моторной жидкости, то это говорит о том, что его следует менять.

Если у вас загорелась лампочка давления масла, в первую очередь нужно проверить уровень масла, в некоторых машинах загорается лампа, когда забит масленый фильтр и в нем открылся перепускной клапан.

Инструкция по замене

Как производится замена датчика давления масла ВАЗ 2110:

  1. Сначала необходимо отключить провод питания от регулятора.
  2. Используя гаечный ключ на 21, необходимо выкрутить ДДМ из посадочного места, вместе с ним извлекается и его стальной уплотнитель.
  3. Вместо демонтированного устройства ставится новый ДДМ, также необходимо заменить и уплотнитель, который должен идти в комплекте.
  4. После того, как регулятор будет установлен, необходимо произвести очистку контактов на разъеме, также проверьте целостность пылезащитного уплотнителя. Если все нормально, то подключайте кабель питания к ДДМ и проверяйте его работоспособность.

Фотогалерея «Замена ДУТ на 8- и 16-клапанном двигателях»

1. Демонтаж ДУТ на 8-клапанном моторе

2. Снятие регулятора на двигателе 16 клапанов

Датчик уровня масла, или электронный щуп

В последнее время все больше автопроизводителей отказываются от использования классического щупа для проверки уровня масла в двигателе в пользу электронных датчиков.

Датчик уровня масла (иногда его еще называют электронный щуп) в автоматическом режиме контролирует уровень в процессе эксплуатации автомобиля и отправляет показания на приборную панель водителю. Как правило, он расположен в нижней части двигателя, на поддоне или вблизи масляного фильтра.

Датчик уровня и температуры масла

Конструктивно датчики уровня масла разделяются на следующие типы:

  • Механический, или поплавковый. Он состоит из поплавка, оснащенного постоянным магнитом, и вертикально ориентированной трубки с герконом. При изменении объема масла поплавок перемещается вдоль трубки и при достижении минимального уровня геркон замыкает цепь и подает напряжение на соответствующую лампу-индикатор на приборной панели.
  • Тепловой. В основе этого прибора используется термочувствительная проволока, на которую подается небольшое напряжение для разогрева. После достижения заданной температуры напряжение отключается и проволока охлаждается до температуры масла. В зависимости от того, сколько времени при этом проходит, определяется объем масла в системе и подается соответствующий сигнал.
  • Электротермический. Этот тип датчиков является подвидом теплового. В его конструкции также использована проволока, изменяющая сопротивление в зависимости от температуры нагрева. При погружении такой проволоки в моторное масло ее сопротивление снижается, что позволяет определять объем масла в системе по величине выходного напряжения. Если уровень масла низкий, датчик подает сигнал блоку управления, который сопоставляет его с данными о температуре смазки и сигнализирует включением индикатора.
  • Ультразвуковой. Он представляет собой источник ультразвуковых импульсов, направленных в поддон картера. Отражаясь от поверхности масла, такие импульсы возвращаются на приемник. Время прохождения сигнала от момента отправки, до его возврата и определяет количество масла.

Замена

Замена ДУМ не является какой-то трудновыполнимой или сложной задачей. Любому начинающему водителю вполне по силам провести замену, а чтобы облегчить эту работу мы подготовили инструкцию. Итак, приступаем:

  1. Для начала ставим машину на эстакаду или смотровую яму.
  2. Отключаем зажигание, снимаем провод с минусовой клеммы аккумулятора.
  3. Демонтируем защиту двигателя.
  4. Снимаем наконечник провода с колодки ДУМ (он располагается около масляного фильтра).
  5. Ветошью очищаем от пыли и грязи верхнюю часть измерительного прибора.
  6. Берём торцевой ключ на «10» и откручиваем крепление.
  7. Аккуратно покачивая из стороны в сторону, вынимаем деталь из своего посадочного места, стараясь не повредить поплавок.
  8. Берем новый ДУМ и производим работы в обратной последовательности.

В структуру оповещения водителя о работе системы смазки входит еще датчик аварийного давления масла.

Он тоже иногда выходит из строя и требует замены. Состоит он из корпуса, в котором располагается измерительная мембрана, а также передающий механизм. Данная мембрана может прогибаться и занимать то или иное положение. При этом она замыкает или размыкает контакты. Проверить работоспособность данного прибора проще всего заменой на запасной. Если же запасного нет, то проверяют подключением манометра. Его устанавливают на место датчика и заводят движок. На холостом ходу его показания должны быть не менее 0,65 кг/см 2 . Если это так, то значит давление в двигателе в порядке, а снятый прибор вышел из строя и подлежит замене.

Этот прибор не подлежит ремонту, поскольку это нерентабельно, да и цена нового не настолько велика.

Иногда данная неприятность, когда замигает красная лампочка с масленкой, может приключиться в дороге, когда под рукой нет никаких приборов. В этом случае можно воспользоваться так называемым народным методом проверки ДАДМ. Для этого необходимо снять его и прокрутить стартер (двигатель при этом не запуская!). Из посадочного отверстия должно брызнуть масло. Если это произошло, значит давление в двигателе имеется и, по крайней мере, можно добраться до гаража, где в спокойной обстановке выяснить причину произошедшего.

Как устроен датчик температуры масла

Датчик контроля температуры моторного масла – необязательный элемент системы смазки. Его главной задачей является измерение уровня нагрева масла и передачи соответствующих данных на индикатор приборной панели. Последний может быть электронным (цифровым) или механическим (стрелочным).

При различных температурах масло меняет свои физические свойства, что влияет на работу двигателя и показания других датчиков. Например, холодное масло обладает меньшей текучестью, что должно учитываться при получении данных об уровне масла. Если же моторное масло достигает температуры более 130°C, оно начинает гореть, что может привести к значительному снижению его качества.

Определить, где находится датчик температуры моторного масла, не сложно – чаще всего он устанавливается непосредственно в картере двигателя. В некоторых моделях автомобилей он объединен с датчиком уровня масла. В основе работы температурного датчика лежит использование свойств полупроводникового терморезистора.

При нагреве уменьшается его сопротивление, что изменяет величину напряжения на выходе, которое подается к электронному блоку управления. Анализируя полученные данные, ЭБУ соответственно заданным заранее параметрам настройки (коэффициентам) передает информацию на приборную панель.

ИЗМЕРЕНИЕ СОСТОЯНИЯ

Датчик состояния масла позволяет более рационально использовать ресурс смазывающе-охлаждающей жидкости, так как срок замены определяется не только рекомендациями завода-изготовителя по пробегу, но и фактическим химико-физическим составом моторного масла.

Устройство датчика состояния и уровня масла двигателя N57 от BMW.

Как работает датчик уровня масла в автомобиле?

Измеритель состоит из двух цилиндрических конденсаторов (6). Наружная и внутренняя металлические трубки используются в качестве электродов, между которыми находится диэлектрик – масло. Принцип работы основывается на изменении в процессе старения диэлектрических свойств масла, что влияет на емкость конденсаторов.

При падении уровня изменяется емкость верхнего конденсатора (5). Температура постоянно измеряется с помощью платинового датчика температуры (9). Изменение емкостных характеристик конденсаторов, а также сигнал с датчика температуры преобразовывается в цифровой сигнал и направляется в блок DME. На основании полученных данных блок DME рассчитывает интервалы замены масла.

УСТРОЙСТВО ПОПЛАВКОВЫХ СИСТЕМ

Работа датчика основывается на размыкании и замыкании подключенной электрической цепи при воздействии магнитного поля от постоянного магнита. Устройство:

  • вертикальная направляющая (трубка);
  • поплавок с расположенными внутри магнитами;
  • магнитоуправляемый контакт – геркон (датчики уровня жидкостей такого типа еще называют герконовыми).

Как работает датчик уровня масла в автомобиле?

Расположение поплавка на вертикальной направляющей зависит от уровня – чем он выше, тем дальше от геркона расположены магниты. Вместе с падением уровня масла в двигателе опускается и сам поплавок. Приближение магнитов к геркону нормально-разомкнутого типа провоцирует замыкание контактов, благодаря чему на приборной панели загорается лампочка датчика низкого уровня масла.

В герконе используются упругие ферримагнитные контакты, поэтому при поднятии уровня жидкости и прекращении воздействия магнитного поля происходит размыкание цепи.

Особенности работы датчика качества масла

Датчик, определяющий качество масла в двигателе, также является опциональным. Однако, поскольку при работе мотора в масло неизбежно попадают различные загрязнения (охлаждающая жидкость, продукты износа, нагар и т.д.), фактический срок его эксплуатации снижается, и ориентироваться на рекомендации производителя по срокам замены не всегда правильно.


Датчик качества масла в двигателе

Принцип работы датчика контроля качества моторного масла базируется на измерении диэлектрической проницаемости среды, которая изменяется в зависимости от химического состава. Именно поэтому он располагается таким образом, чтобы быть частично погруженным в масло. Наиболее часто это участок находится между фильтром и блоком цилиндров.

Конструктивно датчик для контроля качества масла представляет собой подложку из полимеров, на которую нанесены полосы из меди (электроды). Они попарно направлены навстречу друг к другу, образуя в каждой паре отдельный датчик. Это позволяет получать максимально корректную информацию. Половина электродов погружена в масло, которое обладает диэлектрическими свойствами, заставляя работать пластины как конденсатор. На встречных электродах формируется ток, поступающий на усилитель. Последний, исходя из величины тока, подает на ЭБУ автомобиля определенное напряжение, где происходит его сравнение с эталонной величиной. В зависимости от полученного результата контроллер может выдать сообщение о низком качестве масла на приборную панель.

Правильная работа датчиков системы смазки и контроль за состоянием масла обеспечивает правильную работу и увеличение срока службы двигателя, но главное – безопасность и комфорт эксплуатации автомобиля. Как и остальные детали, они требуют регулярного технического осмотра, проверки исправности, а также соответствующей замены при обнаружении поломки.

Датчики теплового действия

Именно тепловой уровнемер чаще всего встречается в конструкции двигателей современных автомобилей. В основе датчика находится нагревательный элемент. Блок управления чередует фазы нагрева, кратковременно разогревая элемент до температуры, превышающей фактическую температуру масла в двигателе, и остывания. Именно длительность периода снижения температуры нагревательного элемента до температуры моторного масла, в который он погружен, и позволяет рассчитать фактический уровень.

Принцип работы уровнемера такого типа обуславливает наличие датчика температуры масла. Именно таково устройство и принцип работы датчика G266, устанавливающегося на многие автомобили Volkswagen, Skoda, Audi. Оба элемента совмещены в корпусе датчика уровня, который находится в поддоне картера двигателя.

Электротермические уровнемеры

Электротермические датчики уровня масла можно назвать подвидом тепловых уровнемеров. Основой датчика является нагревательный элемент (проволока) с высоким температурным коэффициентом сопротивления. Общее сопротивление нагревательного элемента зависит от температуры нагрева. Соответственно, чем глубже погружен датчик в смазывающе-охлаждающую жидкость, тем лучший отвод тепла от нагревательного элемента и тем меньше его сопротивление. Уровень масла рассчитывается блоком управления по фактической величине напряжения на выводах датчика.

Ультразвуковые измерители

Принцип работы основывается на использовании ультразвука – звуковых колебаний, частота которых превышает доступный человеческим органам восприятия диапазон частот. Степень отражения звуковых волн зависит от плотности материала, на который направлен источник звуковых колебаний. Поскольку плотности воздушной среды и моторного масла разнятся, на границе уровня масла в поддоне звуковые волны отражаются. Отраженные колебания улавливаются приемником, а временной интервал между переданным и отраженным сигналом используется для расчета уровня масла в двигателе.

Устройство датчика G266, использующееся в конструкции авто VAG-Group.

Также в корпус включен PTC-резистор, который позволяет измерить температуру масла. Помимо измерительного элемента, устройство включает в себя электронный измерительный блок, который обрабатывает ультразвуковые сигналы и сигналы от PTC-резистора. С цифрового логического модуля сигналы, преобразованные в понятный для блоков управления язык – ШИМ-сигнал, через ЭБУ двигателя отправляются на щиток приборной панели.

Преимущества перед тепловыми элементами
  • Низкое потребление тока.
  • Быстрота прохождения сигнала.
  • Возможность реализации графической индикации фактического уровня масла в двигателе.

Алгоритмы измерений

  • Статический контроль. Двигатель заглушен больше 60 сек., автомобиль неподвижен (должен быть затянут стояночный тормоз). Для нивелирования погрешности измерений принимается во внимание возможное наклонное положение кузова автомобиля. Чтобы владелец не ждал данных после включения зажигания, измерение уровня происходит сразу после открытия водительской двери.
  • Динамический контроль уровня. Задействован, когда автомобиль находится в движении. При этом учитываются: обороты коленчатого вала, продольное и поперечное ускорение, температура двигателя, положение концевого выключателя капота. При этом цикл движения с момента последнего срабатывания капота должен быть больше 50 км.

Роль концевика капота

VAG в автомобилях VW, Audi, Seat, Skoda использует довольно интересную схему подключения датчика уровня масла в двигателе. Если индикатор низкого уровня загорелся, то для его погасания должны быть выполнены 2 условия:

  • срабатывание концевика капота (логично, что без открытия капота невозможно долить масло);
  • пополнен уровень.

Если после загорания лампочки низкого уровня вы открыли капот, но не восполнили недостачу, индикация потухнет и загорится повторно только спустя 100 км. В случае критического количества смазывающе-охлаждающей жидкости, на приборной панели загорится лампочка низкого давления масла.

Если на автомобиле неисправен концевик капота, лампочка не потухнет, даже если уровень будет в норме. Эту особенность схемы подключения нужно учитывать при диагностике системы.

Режимы световой индикации

Простейшее устройство системы контроля количества жидкости предполагает лишь зажигания лампочки (масленки) на приборной панели. Более продвинутые системы, использующиеся в том числе и VW, имеют несколько режимов световой индикации низкого уровня смазки в моторе.

На автомобилях с графическим отображением количество масла можно оценить по проецирующейся на экран шкале.

Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы

Большинство автолюбителей еще помнят те времена, когда перед каждым выездом им приходилось опускать металлический щуп в бачок для проверки уровня масла. Но эта задача утратила свою актуальность в связи с повсеместным внедрением электроники, так как эту функцию перенял датчик уровня масла, при чем на постоянной основе. Как устроен этот датчик и чем примечательна его работа, мы рассмотрим в данной статье.

Устройство

На сегодняшний день существует достаточно большое количество датчиков уровня масла, отличающихся конструктивными особенностями и принципом действия. Устройство автомобильного сенсора мы рассмотрим на примере простейшего варианта – поплавкового датчика.

Устройство датчика уровня масла

Рис. 1. Устройство датчика уровня масла

Как видите на рисунке 1 выше, датчик уровня масла состоит из следующих составных компонентов:

  • Управляемый магнитом контакт 1, реагирующий на приложенное извне поле. В радиотехнике этот элемент также называется геркон.
  • Поплавок 2 – предназначенный для непосредственного взаимодействия с маслом. Внутри поплавка располагается постоянный магнит, вступающий во взаимодействие с герконом.
  • Направляющая трубка 3 – задает направление движения поплавку, выступает в роли основания, относительно которого и происходит движение. Внутри трубки обеспечивается герметичное пространство, где расположен как сам геркон, так и цепь его питания.
  • Выводы датчика 4 – предназначены для подключения к сигнальной цепи исполнительного или измерительного устройства.

Вся конструкция устанавливается в емкость, где необходимо контролировать уровень масла, в большинстве случаев способ установки предусматривает резьбовое ввинчивание. Такой способ обеспечивает хорошую герметичность и простоту замены в случае выхода со строя.

Принцип работы

В быту и промышленности датчик уровня масла позволяет зафиксировать имеющийся объем жидкости в текущий момент времени. Для этого используются самые различные сенсоры, но наиболее простым и понятным для понимания будет датчик поплавочного типа, поэтому в качестве примера мы рассмотрим принцип действия на его примере.

Принцип действия

Рис. 2. Принцип действия датчика уровня масла

Как видите на рисунке 2, датчик представляет собой герметичную трубку с запаяннымгерконом, на которой насажен поплавок. У рабочего элемента датчика движения присутствует два граничных положения – максимума и минимума жидкости относительно которых и происходит дальнейшая сигнализация и передача данных. Принцип работы заключается в следующем:

  • В топливную систему автомобиля заливается масло до установленной максимально допустимой отметки. При этом обеспечивается номинальный режим работы агрегата, охлаждение камеры сгорания во время технологических процессов.
  • Поплавок на этапе заполнения емкости до отметки Max также поднимается за счет архимедовой силы до своего максимального предела.
  • Масло удерживает поплавок на отметке постоянно, поэтому установленный в него магнит коммутирует контакты геркона и цепь замыкается, о чем приходит соответствующий сигнал на реле или измерительное устройство.
  • В случае утечки или выработки масла механизмом его уровень будет постепенно уменьшаться. Поплавок датчика начнет опускаться ниже, но магниты продолжат взаимодействовать с герконом.
  • Как только поплавок датчика уровня масла опуститься до отметки Min, его магнитного воздействия станет недостаточно для замыкания контактов геркона, и они перейдут в отключенное положение.
  • Цепь датчика разомкнется, и сигнал на контакты реле поступать не будет. В автомобиле сработает сигнализация о необходимости доливки масла.

Сегодня на практике применяются и другие типы сенсоров для определения уровня масла. Способ определения положения жидкости в них будет отличаться от описанного выше, поэтому далее мы расскажем о разновидностях масляных сенсоров.

Разновидности

В соответствии с положениями п.1.1.2 ГОСТ 28725-90 датчики подразделяются на защищенные от проникновения воды и пыли. Также существует отдельная категория взрывозащищенных устройств.

В зависимости от устойчивости приспособления к механическим воздействиям согласно п.1.3 ГОСТ 28725-90 датчики уровня масла можно разделить на вибропрочные и виброустойчивые.

За основу датчика взяты некоторые явления, связанные с физическими, химическими или электрическими свойствами масла, как вещества с устоявшимся агрегатным состоянием в течении всего процесса работы. На сегодняшний день наиболее популярным видами датчиков уровня масла, в зависимости от принципа действия, являются:

  • Тепловые;
  • Ультразвуковые;
  • Электротермические;
  • Емкостные;
  • Поплавковые.

Тепловые датчики (см. рисунок 3) являются наиболее распространенными в практике автомобилестроения. Конструктивно их принцип построения рассчитан на скорости остывания чувствительного элемента, как правило, металлической проволоки. Для измерения уровня проволоку, расположенную в масле нагревают до установленной температуры, заранее превышающей текущий нагрев масла. После этого проволока остывает, а в зависимости от времени выравнивания ее температуры до значения масляной среды, определяют степень заполнения резервуара.

Ультразвуковой датчик

Рис. 4. Ультразвуковой датчик

Ультразвуковые приборы (рисунок 4) основаны на принципе разности преодоления звуковыми волнами различных материалов или сред. Конструктивно этот вид содержит ультразвуковой излучатель, направляющий колебания в емкость с маслом. У масла и воздуха плотность сильно отличается, поэтому и скорость распространения волн в этих средах будет разной. Измеряя скорость движения ультразвука от источника до поверхности масла, датчик может определить наполнение объема.

Электротермический датчик

Рис. 5. Электротермический датчик

Принцип работы электротермического датчика (рисунок 5) основан на зависимости сопротивления проводников, в зависимости от температуры материала. В качестве измерителя здесь используется металлическая проволока, обладающая высоким температурным коэффициентом, часть которой постоянно погружена в масло. Через проволоку пропускается электрический ток, нагревающий нить, в зависимости от глубины погружения в жидкость, отведение тепла на соответствующем участке будет лучше, сопротивление ниже, а величина тока больше. На выходе электрические параметры фиксируются и по их значению делается оценка уровня масла.

Емкостной датчик

Рис. 6. Емкостной датчик

Емкостные датчики (рисунок 6) работают по принципу измерения емкости машинного масла, как диэлектрика. Конструктивно такие приспособления состоят из двух трубок 2 и 3, помещенных одна в одну, пространство между трубками заполняется диэлектриком 4. При перемещении уровня к максимальной отметке емкость между стенками трубок будет максимальной, а при постепенном снижении емкость измерительного блока 5 будет уменьшаться, что и зафиксирует электронный блок 7.

Схемы подключения

Разные модели датчика уровня масла могут отличаться и схемой подключения в конкретную цепь. Одним из примеров их использования является электропроводка транспортного средства, поэтому схема подключения будет иметь следующий вид:

Схема подключения теплового датчика

Рис. 7. Схема подключения теплового датчика уровня масла

Как видите на рисунке 7 выше, оценка состояния производится сразу через датчик температуры и уровня масла. Далее сигнал передается в блоки оценки обоих параметров. В случае соответствия заложенному алгоритму функция передается в электронный блок и в виде ШИМ сигнала поступает на панель приборов. В современных авто информация о состоянии двигателя выводится на дисплей перед водителем.

Схема подключения авиационного датчика

Рис. 8. Общая схема подключения авиационного датчика

В отличии от автомобильного, авиационные модели датчика уровня масла завязаны по более сложной схеме, что обусловлено вопросом безопасности пассажиров во время полета. Как видите на рисунке 8, информация от измерительного устройства поступает в блок анализатора, где происходит сравнение информации с установленными параметрами работы мотора. В случае превышения критического порога, данные с анализатора передаются в блок корректировки, который через систему обратной связи проверяет информацию, получаемую с датчика. При подтверждении снижения на недопустимую величину в исполнительный блок поступает команда о добавлении жидкости в резервуар.

Применение

Сфера применения датчика уровня масла охватывает двигатели внутреннего сгорания с масляным охлаждением. Наиболее примечательны они в автотракторной технике, повсеместно наполняющей улицы. Помимо этого их можно встретить в мотоблоках, дизельных генераторах, маслонаполненных радиаторах охлаждения. В системах отопления он может совмещаться с другими измерительными приборами.

Отдельную нишу занимает авиационная отрасль, где уровень масляных составляющих измеряется не только в системе охлаждения двигателя. Однако и требования, предъявляемые к сенсорам, нельзя сравнить с автомобилем, несмотря на то, что принцип действия у них идентичен.

В силовых трансформаторах большой мощности с вынесенным маслоуказателем функция измерения положения уровня диэлектрика также возлагают на поплавочный сенсор, который передает информацию на выведенный стрелочный циферблат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *