Можно ли таскать и выдергивать кого то с коробкой-автоматом? Мифы и реальность
Решил я высказать свое мнение в отношении этого вопроса. Потому что в очередной раз услышал фразу от человека: "Ну нафиг! Фрикционы сгорят!", или: "Ездить до 3 передачи!". Но при этом на вопросы, такие как, с чего они вдруг будут гореть и какие именно, человек ничего внятного сказать не может. Поэтому решил вынести на общее обсуждение этот холиварный вопрос.
Сразу сделаю отступление. Речь пойдет о более менее современных автоматах с гидротрансформатором. Постарался разделить на отдельные пункты, потому что иначе получается один сплошной текст. Итак, поехали!
Миф первый. Что горят фрикционы. Первая причина — дольше переключается передачи
Я так понимаю, что речь идет о пакетах фрикционов, которые предназначены для переключения передач. Насколько мне известно, у большинства производителей, переключение происходит по принципу ВКЛ-ОТКЛ, то есть нет никакого контроля скорости переключения передач. Для переключения стоят обычные электромагнитные клапана. А скорость переключения ограничена давлением, сечение канала для масла, как жиклером в карбюраторе. То есть скорость переключения зависит не только от сечения канала, но и от возраста масла, его вязкости и температуры. Чем и объясняется тот факт, что коробку нужно греть. На непрогретой коробке передача включается дольше, от чего дольше происходит трение и соответственно больше износ. Так же могут вылезать побочные вещи, как подскакивание оборотов, ведь компьютер ждет, что передача уже включена и "поддает газку". Современные коробки естественно более умные и стараются сгладить все эти факторы, нежели старые, но общий принцип тот же. Если подытожить, то скорость переключения никак не зависит от того, тянем мы что-то за собой или нет.
Миф второй. Что горят фрикционы. Вторая причина — фрикционы больше нагреваются при переключениях
Помимо времени переключения, есть еще крутящий момент. Для максимальной плавности хода, двигатель можно сказать не сбрасывает газ при переключениях. Если на обычном сцеплении в машине, мы когда давим газ в пол, то стараемся не жечь сцепление, а отпустить его раньше. Здесь, как мы выяснили, скорость переключения фиксированная, а значит нагрев и износ во время переключений передач прямо пропорциональны тому, как мы давим на газ. То есть получается, что коробке без разницы давим мы газ в пол, потому что разогнаться хотим, в крутую горку едем, боремся с ураганом или потому что тянем что-то — в общем случае переключение произойдет примерно одинаково и с одинаковым нагревом.
Миф третий. Что горят фрикционы. Третья причина — передачи чаще переключаются
При переключениях в фрикционах вырабатывается тепло, которому нужно время, чтобы уйти в систему охлаждения. По этой причине, если постоянно щелкают 2 передачи, например 2-3-2, и делают это с периодичностью в сколько то там секунд, то это грозит тем, что фрикционы реально начнут перегреваться. Если взять какой-нибудь джипер, коробка которого предназначена для того, чтобы месить грязь, то там есть рекомендация — зафиксировать передачу на бездорожье. Коробка у них хоть и усиленная, но проблемы ровно те же. Это относится и к "стандартным автоматам", которому надо из снега или грязи вылезти — нужно фиксировать передачу, чтобы коробка не щелкала туда-сюда первые две передачи. И это даже не проблема, а всего лишь особенность коробки.
Миф четвертый. Перегрев сцепления. Блокировка
"Горит сцепление" для меня самая невнятная формулировка. Потому что по сути в коробке два сцепления — гидро и блокировка. Блокировка представляет из себя еще один фрикцион аля обычной механическое сцепление, который замыкает гидротрансформатор. Блокировка работает только при переключении: на замыкание, когда скорости входного и выходного вала достигли какой-то минимально разности скоростей и размыкание, когда надо передачу переключить. Насколько блокировка боится перегрева — не знаю. Но думаю, что как и обычное сухое сцепление, не любит частых переключений и резких рывков. В джиперных коробках в режиме бездорожья наверное не включается блокировка
Миф пятый. Перегрев сцепления. Гидротрансформатор
Тут хз, что думают люди, когда приводят этот аргумент, потому что по сути это означает перегрев коробки, ибо почти все масло в коробке предназначено именно гидротрансформатору и и лишь четверть — смазке коробки. Ну да ладно. Итак, пока гидротрансформатор находится в скольжении, то его нагрев прямо пропорционален крутящему моменту. От этого никуда не деться.
Миф шестой. Износ шестерен
Еще один нелепый на мой взгляд аргумент. Ни для кого не секрет, что шестерни изнашиваются от нагрузки. То есть сильный износ может быть просто агрессивной езды и еще целой кучи факторов. Поэтому тоже за аргумент не воспринимаю.
Миф седьмой. Коробка "буксует"
Опять же без уточнения чего там буксует. Коробка рассчитана на соответствующий крутящий момент двигателя. И единственное, что может заставить коробку "буксовать" — это двигатель. Согласитесь, дополнительные Ньютон-метры не появляются, когда мы тащим чего то. Поэтому нагрузка на коробку в статическом режиме ну никак возрасти не может.
Итог
Коробка и двигатель не различают тип нагрузки. Они не знают, тащим мы прицеп, или вытаскиваем кого-то или взбираемся по серпантину. Лично наш город не представляет из себя равнину с гладким асфальтом — есть и крутые подъемы, и ямы, и проселочная дорога, где упершись в какую нибудь яму мы получаем резкое торможение машины. То есть полный набор нагрузок, которые будут и при движении, когда у вас что-то на "хвосте".
Однако можно взять за аксиому, что постоянная езда с тем же прицепом вызовет повышенную нагрузку на многие узлы машины. Но, ключевая фраза "постоянная езда". Точно так же постоянная агрессивная манера езды, точно так же постоянная езда по гористым местностям, и тп. вызывает точно так же дополнительный износ. Но лично я не езжу каждый день с прицепом. А учитывая сколько я наезжаю, то с прицепом там даже 1го процента времени не наберется. И с прицепом езжу гораздо плавнее и медленнее.
Буду рад, если кто-то выскажет практический опыт на данную тему. Потому что с кем не разговаривал на эту тему — все слышали, все боятся, но никто не знает почему
Как правильно буксовать на автомате?
Автоматическая коробка принципиально отличается от механической, и зачастую привычные по «Жигулям» методы эксплуатации могут ее убить. Каким образом не угробить сложную заморскую трансмиссию в раскисшей жиже, рассказывает автомобильный эксперт Олег Осипов.
Автоматическая коробка — это очень непростой механизм, состоящий из нескольких сопряженных узлов. Двигатель передает крутящий момент на вал и гидротрансформатор. Тот допускает вращение в коробку и преобразует его в планетарных передачах. А управляют переключениями ступеней фрикционные механизмы, очень похожие на связанные между собой пакеты сцеплений. А все это «железо» купается в масле, которое закачивается насосом.
Что же происходит, когда ведущие колеса машины с автоматом завязли в снегу или в грязи? Тогда автомобиль придется вытаскивать по особому алгоритму.
Для машин с «механикой» первым методом освобождения из плена является раскачка взад-вперед. Водитель, быстро переключаясь между передней и задней скоростью, раскатывал автомобилем небольшую площадку и затем придавал машине хороший импульс для более активного старта из ловушки.
На автомате частые переключения режимов D и R категорически запрещены. Если начать дергать ручку, то коробка будет совершать всю вышеописанную цепочку переключений под нагрузкой, отчего слабые фрикционы могут выйти из строя.
Для выезда из сугроба на автомате используют иной метод. Ни в коем случае нельзя буксовать. Тронувшись с места, нужно сразу отпустить педаль газа и дождаться, пока автомобиль опять откатится назад. Затем, поймав ритм откатываний и войдя в резонанс с машиной, можно раскачивать автомобиль только в режиме D.
Если автомобиль с автоматом продолжает крепко сидеть на мели, то поможет трос дружеского внедорожника. Дергая машину с автоматом на «галстуке», тоже необходимо придерживаться особых правил. Тащить автомобиль с автоматом можно только с включенным двигателем. Иначе масляный насос не работает и коробка испытывает дефицит смазки. Рукоятку коробки лучше перевести в режим D и помогать машине выбираться из ловушки с помощью газа. Можно оставить автомобиль и на нейтралке (N), но в этом режиме насос работает слабее и давление масла падает почти вдвое, отчего снижается эффективность смазки.
В общем, автоматическая трансмиссия требует особого подхода. Она хоть и удобна на чистой дороге, но очень капризна в непогоду.
Как правильно дергать машину на автомате
Сообщение Mauzer » 28 мар 2013, 15:07
Суть темы такова:
Позвонил брат, говорит -Выручай! Сел в снегу на раму (авто Киа Соренто). Мой авто в подписи. Приехал, зацепились тросом, коробку в положение L, шлифую, но с места сдвинуть не могу. Рывком с разгона ссыкотно. Помог грузовик, за что ему отдельная благодарность.
Вопрос: а можно ли на автомате дергать застрявший авто рывком (с небольшим разгоном) и что будет коробке от этих действий?
Сообщения: 1574 Зарегистрирован: 23 янв 2007, 00:00 Награды: 1
Рейтинг: 1 727 | ![]() |
Репутация: +1 | ![]() |
Сообщение 97Rus » 28 мар 2013, 15:10
Mauzer , Машину из ямы вытаскивали аутлендером на автомате, с небольшого рывка, без последствий, машина проехала еще 40 тыс и продалась.
Думаю с небольшого рывка можно. Вот на вариаторе нельзя точно.
Сообщения: 4109 Зарегистрирован: 23 янв 2008, 00:00 Награды: 1
Рейтинг: 14 962 | ![]() |
Репутация: +22 | ![]() |
Сообщение Димасик » 28 мар 2013, 15:12
Рейтинг: 70 651 | ![]() |
Репутация: +83 | ![]() |
Сообщение pesec » 28 мар 2013, 15:12
Сообщения: 375 Зарегистрирован: 26 фев 2013, 00:00
Рейтинг: 675 | ![]() |
Репутация: +2 | ![]() |
Сообщение HummeroK » 28 мар 2013, 15:26
Рейтинг: 27 260 | ![]() |
Репутация: +36 | ![]() |
Сообщение Yastrebov72 » 28 мар 2013, 15:33
Я 100500 раз так делал.. Ничо ему не делается..
Но надо понимать, что автоматы у всех разные..
pesec , не соглашусь.. Режим L расчитан не для прицепов.. Ведь по сути это лишь первая передача.. Глупо было бы тащить прицеп тупо на первой передаче.. Для прицепов рекомендуется просто использовать овердрайв (запрет высшей передачи)..
А L как раз расчитан на то, чтоб протащить что-то тяжелое и совсем не далеко.. Например выдернуть машину, побуксовать и тп.. Вся фишка в том чтоб автомат при такой нагрузке не переключал передачи..
Я бы рекомендовал делгать из сугроба задом, т.е. на R.. Причины:
1) Переключения исключены
2) Задняя всегда "теговитее" и "длиннее" первой..
3) Если автомат и сломается, то скорее всего выпадет как раз задняя, и будет возможность своим ходом доехать до гаража и тп..
Добавлено спустя 2 минуты 35 секунд:
Сообщения: 356 Зарегистрирован: 05 апр 2007, 00:00 Награды: 1
Рейтинг: 356 | ![]() |
Репутация: 0 | ![]() |
Сообщение Tuz » 28 мар 2013, 16:28
Сообщения: 14431 Зарегистрирован: 24 авг 2005, 00:00 Награды: 5
Рейтинг: 47 329 | ![]() |
Репутация: +110 | ![]() |
Сообщение Maxx » 28 мар 2013, 16:33
Сообщения: 356 Зарегистрирован: 05 апр 2007, 00:00 Награды: 1
Рейтинг: 356 | ![]() |
Репутация: 0 | ![]() |
Сообщение Tuz » 28 мар 2013, 16:35
Буксировать прицеп, с разрешенной производителем массой – никаких проблем, просто придерживайтесь рекомендаций из инструкции по эксплуатации автомобиля. Производитель плохому не научит и зла не пожелает! Если речь о внедорожниках, то производитель заблаговременно позаботился о будущем владельце, зная, что тот наверняка захочет, что-либо потаскать: на селекторе переключения передач предусмотрен специальный режим движения с прицепом, обозначенный пиктограммой прицепа (иногда для этого существует отдельная кнопка на панели).
Если вы собираетесь буксировать другое транспортное средство, то тоже воспользуйтесь этим режимом. С прицепом всё просто – он точно повторяет вашу траекторию и не пытается обогнать, находясь в жестком контакте. Другое дело — автомобиль на тросе: очень много зависит от человека его пилотирующего. Если человек малоопытен, в роли ведомого, то вы рискуете и своим автоматом (да и автомобилем в целом). Особенно, если вы двигаетесь не по трассе, а в плотном городском потоке, с пробками и остальными «прелестями» мегаполиса. Мой совет – если есть возможность отправить неисправный автомобиль на эвакуаторе, постарайтесь убедить хозяина «недвижимости»: так будет спокойнее и ему и вам. В крайнем случае, дотащите «потерпевшего» до цивилизации и уже оттуда вызовите помощь (конечно, всё зависит от отношений и конкретной ситуации).
Седанами вообще не рекомендуется таскать автомобили, и допустимая масса прицепов для них, как правило, значительно ниже: это обусловлено тем, что используются более легкие (и, как следствие, допускающие меньшую нагрузку) агрегаты: АКПП, элементы трансмиссии и т.п.
Pajero 4×4 Off-Road Club
Подскажите пожалуйста как правильно спасать застрявших если у меня бензиновый спорт с автоматом и не убить мне коробку.
Периодически искал ответ в разных источниках,а тут надо было помочь патриоту, так что не успел хотябы теорией запастись.
Короче патриот засел в снегу, а я на льду стоял (больше негде было). Привязались динамической стропой и дернул я его. Так вот в момент сжатия стропы меня назад потянуло, а в педали тормозной треск как при работе абс. Выдернул я его с первого раза правда, да вот ощущение неверности своих действий осталось.
Подскажите, с какой надо скоростью выдергивать с динамической стропой? И если стропы этой нет, то как правильно вытягивать автоматом, внатяг на пониженной или разгоняться и в моент рывка на нейтраль переключать?