Что происходит на рынке грузоперевозок сейчас
Перейти к содержимому

Что происходит на рынке грузоперевозок сейчас

  • автор:

Самые важные изменения в логистике в 2023 году

Алексей Тузов

В 2023 году в российской и мировой логистике произошел ряд изменений. Электронный документооборот, рост стоимости перевозок, дополнительные требования к грузам — самые важные нововведения этого года. К каким изменениям на рынке они приведут?

Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Прежде всего, в транспортной отрасли продолжается цифровизация, а значит, многие процессы перейдут в онлайн-формат. Например, ещё в сентябре 2022 года в РФ запущена Государственная система электронных перевозочных документов, где оформлялись транспортные накладные, сопроводительные ведомости и заказ-наряды. С марта 2023 года перевозчики и грузоотправители смогут регистрировать в системе путевые листы, договора и заявки фрахтования. На сегодняшний день использование электронных логистических документов является для перевозчиков добровольным — их можно оформлять и в бумажном виде, однако уже в 2024 году правительство планирует сделать транспортный электронный документооборот обязательным.

При этом с начала года упраздняется бумажный формат оформления разрешений на проезд тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств по дорогам России. Они будут регистрироваться только онлайн через отдельный орган исполнительной власти ФКУ «Росдормониторинг».

Изменения коснутся и штрафов за перегруз: их будут выписывать только в том случае, если превышение составляет более 10%. При этом штрафовать автомобилистов будут исключительно сотрудники Ространснадзора, хотя раньше это право было и у представителей ГИБДД.

Еще одна инициатива правительства РФ — уравнять стоимость российской грузовой и специальной техники за счет увеличения утильсбора на импортный транспорт. В связи с этим для грузовиков и спецтехники, производство которых налажено на территории Российской Федерации, возрастет утилизационный сбор. Например, на самосвалы, новые прицепы и полуприцепы. Для этих категорий утильсбор вырастет более чем в шесть раз, для грузовиков с кузовом и массой от 20 до 50 тонн — на 35%. Для тягачей размер утилизационного сбора не изменится.

Основной тенденцией в российской логистике останется смещение вектора импорта и экспорта на рынки Азии, Индии и Турции. Кроме того, будет упрощаться ввоз товаров по параллельному импорту, закупки в рамках которого сейчас проходят довольно хаотично. В России может появиться отдельное направление логистического бизнеса, представители которого будут организовывать оптовые поставки товаров через территории дружественных стран для последующей перепродажи небольшим ритейлерам. Так как подобная продукция будет стоит дороже, в большинстве категорий ввозимых товаров будет происходить импортозамещение, особенно в тех сферах, где это возможно в кратчайшие сроки — одежда, сельскохозяйственная продукция, картон и бумажные изделия, БАДы.

Ряд изменений в транспортной отрасли ожидается в 2023 году и в тех странах, с которыми Россия активно вела торговые отношения до осложнения геополитической обстановки. Например, в Польше будут повышены ставки электронных дорожных сборов, уплачиваемых собственниками транспортных средств с допустимой общей массой свыше 3,5 тонн на автомагистралях и дорогах военного значения. В Германии — увеличена оплата для всех классов эмиссии. Так, для грузового транспорта весом более 18 тонн и классом Евро 0-1 ставки вырастут на 9,8 евроцентов. В Испании в наступившем году будет создано около 150 новых зон с ограничением на количество выбросов от транспорта. Соответственно, в этих регионах движение грузовой техники низкого экологического класса будет запрещено.

В целом в 2023 году российская логистика станет дороже примерно на 15% из-за снижения объема автомобильных грузоперевозок в условиях санкций на 15–20%. Также продолжат меняться внутренние и внешние направления отправки грузов. В южные и западные регионы грузы возможно завезти только наземным транспортом в связи с ограничениями в воздушном сообщении. Стал дороже процесс транспортировки грузов, например, в Калининградскую область. Чтобы ускорить перевозки и не потерять время на таможне Литвы и Польши, грузоотправителям приходится отправлять фуры паромом из Санкт-Петербурга, что добавляет к цене перевозки до 80 000 рублей. В 2023 году также ожидается рост стоимости логистики и трансформация привычных маршрутов импорта и экспорта. Например, вместо прямого товарообмена между РФ и странами ЕС логистическим компаниям придется везти грузы через территорию третьих государств — Турцию, Белоруссию, Казахстан и другие.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды

Факторы роста рынка грузовых автоперевозок 2023

Какие факторы могут повлиять на рост оборота? Резалт прогнозирует, что рынок автоперевозок в РФ вырастет, несмотря на санкционное давление и может дойти до 3 трлн. руб. к 2030 году. Однако чтобы избежать риска, необходимо снизить риски, один из рисков ограниченный выбор техники и ее дефицит.

Рынок грузовых автоперевозок к 2030 году вырастит, более чем на 30% по сравнению 2022ым годом 2,2 трлн. руб.

При этом, несмотря на санкции Запада в отношении РФ за проведение СВО, рынок грузовых автоперевозок вырос почти на 6% (при этом в физическом выражении рост был лишь на 0,3%), до 5,5 млрд. т. За 2022 год на автомобильные грузоперевозки приходилось до 70% всего объема грузов. При этом сегмент с полной загрузкой машин (Full Truck Load, FTL) вырос на 5 % до 1,9 трлн. руб., сегмент перевозка сборных грузов (Less than Truck Load, LTL) – вырос на 11% до 270 млрд. руб.

Рассмотрим основные причины развития рынка автоперевозок:

Общероссийские факторы

1. Поломаны логистические цепочки

Санкции сломали все ранее выстроенные логистические цепочки, рынок Европы для российских производителей закрылся.

2. Доставка из EC

Автодоставка с ЕС выросла в разы. Сложности с рефрижераторами и доставкой лекарств и продуктов питания.

3. Параллельный импорт

Налажен параллельный импорт в т. ч. техники и запчастей.

4. Рост электронной коммерции и ретейла

Рост электронной коммерции и ретейла ожидается более 10% в год до 2030 года. При этом ближайшие два года рост может быть до 15%. Торговые сети будут уходить глубже в регионы.

Инфляция на 2023 год прогнозируется в размере 5-7%, а в 2022 составила 11,9%

Железная дорога

Направление на восток нашей страны, встраивание новых деловых связей и усиление старых связей с восточными странами, привило к увеличению товарооборота, при этом цепочки только выстраиваются и объем грузопотока растет каждый месяц. За прошлый год объем перевозок по железной дороге на восток превысил объемы, идущие на запад.

2. Загруженность Транссиб, БАМ

Восточный полигон Транссиба, БАМа в 2022 году был перегружен, потребность превышала 100 млн. тонн.

3. Рост стоимости перевозки на ж/д

Как следствие рост стоимости грузоперевозок на 30% за 2022 год

4. Переток грузопотока на автотранспорт

Из за роста стоимости ж/д грузопоток стал перетекать на автотранспорт.

5. Увеличение транспортного плеча

Так же большим плюсом для автомобильных перевозок становиться увеличение транспортного плеча.

Внутриотраслевые факторы

1. Увеличено допущение весового контроля

Изменились условия весогабаритного контроля, если раньше нужно было получать разрешение при отклонении на 2% от заводских установок, то сейчас порог увеличен до 10%.

2. Тарифы на Платон

Тарифы на «Платно» решено не повышать.

3. Тарифы на платные дороги

Временно снижены тарифы на проезд по платным дорогам.

4. Дефицит запчастей

Рост себестоимости грузоперевозок из-за дефицита запчастей

5. Стоимость новых грузовиков

Рост стоимости новых грузовых авто на 9% в 3ем квартале по отношению к 1ому.

6. Стоимость подержанных грузовиков

Рост стоимости подержанных авто на 23%.

7. Отложенный спрос на грузовики

Накоплен отложенный спрос с 2020 года, парк авто износится и требует замены но в связи со всеми событиями, неопределенностью и дефицитом техники компании откладывают обновление парка.

8. Китайские производители

Китайские производители укрепляют свои позиции на рынке, автоперевозчики начали переориентироваться на них.

9. Выход из тени

Бизнес выходит из тени, с 2024 года вводятся электронные транспортные накладные, в итоге практически весь рынок «обелиться». Что приведет к увеличению сборов НДС и НДФЛ и удорожанию перевозок.

10. Цифровизация грузоперевозок

Параллельно с экономическими процессами, идет цифровизация бизнеса FTL-перевозок, цифровизация городских перевозок крупными компаниями уже завершена, теперь очередь междугородних перевозок.

11. Цены на топливо

Сдерживается рост цен на топливо. В 2019 запущен демпфирующий механизм по возмещению нефтяным компаниям не дополученных доходов.

  • Транспортные средства должны своевременно обновляться и работать.
  • Не должно произойти конфликта на границе с сопредельными государствами.
  • Должны быть Приемлемые условия лизинга. Некоторые лизинговые компании стали выставлять завышенные требования.
  • Нужно повышать эффективность работы автотранспорта: обеспечить загрузку в выходные дни, сократить простои и минимизировать порожние пробеги.
  • Найти поставщика запчастей работающего по схеме параллельный импорт.
  • Настроить работу с ритейлом и электронными магазинами.
  • Детально проработать маршруты на восток, просчитать всю экономику.
  • Сформировать запасы дефицитных часто расходуемых запчастей, рассчитать точку заказа.
  • Унифицировать парк автомобилей.
  • Изучить программы льготного финансирования.
  • Разработать стратегию развития, если уже есть регулярно проводить стратегические сессии для обновления и корректировки в соответствии с меняющимися условиями.
  • Разработать стратегию цифровизации грузоперевозок.

Разработка Стратегии компании Стратегия определяет путь достижения самых амбициозных целей. Разработка стратегии это комплекс мероприятий с участием сотрудников вашей компании. Подробнее

Есть риски снижения экономического роста и снижения объемов производства в отдельных отраслях экономики. Необходимо развивать внутреннюю логистическую инфраструктуру мультимодальные перевозки для стыковки с другими видами транспорта. Ограниченность транспортной инфраструктуры в части гибкости может тормозить рост рынка. Дополнительные факторы риска включают в себя повышение цены топлива и рост дефицита квалифицированных водителей, а также рост стоимости запасных частей.

Грузоперевозки

Беспилотные грузовики начнут ездить по трассе М-11

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует поддержке Министерства цифрового коммуникаций Российской Федерации.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Партнерские проекты/материалы опубликованы на коммерческой основе.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года

Повышение тарифов, дефицит дальнобойщиков, рост аутсорсинга – тренды логистики I полугодия 2023 года

Первое полугодие 2023 года проходит в состоянии относительной стабильности после турбулентности в логистике 2020–2022 годов. Спрос на доставку в торговые сети был достаточно ровным – без резких всплесков и спадов. Продолжилось увеличение спроса на комплексные услуги логистических операторов. Тем не менее проблемы остаются – рост тарифов оказался выше прогнозируемого, резко усилился дефицит водительских кадров. Об основных тенденциях логистики рассказал генеральный директор «О.Л.К.» Денис Китушкин.

Рост тарифов на грузоперевозки

Фото: «О.Л.К.»

Первое полугодие 2023 года подтвердило прогнозы «О.Л.К.» и коллег по рынку в части общих тенденций развития, но в части масштабов роста тарифов действительность заметно обогнала прогнозы.

В начале 2023 года большинство экспертов предполагали, что к концу года тарифы на междугородние перевозки по России вырастут на 10–15%. Резкого роста ставок уже не предвиделось.

На самом деле уже за первые 3–4 месяца тарифы подросли на 20–30% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

К лету рост цен на перевозки замедлился, кое-где цены даже незначительно отыграли назад. Но вероятно, что с началом осени процесс удорожания в междугородних перевозках продолжится.

Причину этого, на первый взгляд, сложно объяснить, потому что первое полугодие 2023 года проходит в состоянии относительной стабильности после турбулентности в логистике 2020–2022 годов. Тогда мы много говорили о новой реальности, которая сегодня и для логистических компаний и их клиентов стала просто реальностью.

Дефицит водительского состава

Резко усилилась главная боль грузоперевозчиков – хронический дефицит кадров. Обострению дефицита дальнобойщиков поспособствовали, в том числе, известные события начала 2022 года, приведшие к оттоку водителей на государственную службу.

Несмотря на усилия транспортных компаний по улучшению условий труда, обучению и повышению доходов водителей, людей в автопарках катастрофически не хватает.

Дефицит водительского состава оценивается примерно в 20–25%.

Необходимость повышения заработной платы водителям – одна из серьезных причин увеличения тарифов в 2023 году.

Сегодняшнее представление водителей-дальнобойщиков о достойной заработной плате колеблется в пределах 130–150 тыс. рублей в месяц, что на 30–50% выше уровня 2022 года.

Кроме того, «помогает» и родное законодательство. Если в местных пассажирских и грузовых перевозках есть возможность привлекать для работы иностранных граждан, то на междугородних перевозках это не работает по причине существующей патентной системы. Иностранный гражданин может получить патент, разрешающий работать только в пределах региона, где патент выдан. Значит, везти груз в другой регион не получится, так как это формально будет нарушением со всеми вытекающими последствиями для работника и работодателя. Этот вопрос пока не нашел понимания у законодателей. Но даже если он будет решен, надеяться на гастарбайтеров как на панацею не стоит. Иностранные работники востребованы и в местных перевозках и большом количестве других отраслей экономики, поэтому рассчитывать на серьезный приток водителей-дальнобойщиков не приходится. Получается, что мы идем по пути экономически развитых стран, где профессия водителя грузового автотранспорта становится одной из самых востребованных, и проблему дефицита частично удается решить благодаря притоку иностранных кадров.

Скомпенсировать растущий дефицит водительского состава может помочь изменение подхода к грузоперевозкам участников перевозочного процесса.

Например, можно использовать инструменты, позволяющие сократить продолжительность простоев при погрузо-разгрузочных работах на складах. Но для увеличения экономического эффекта от работы каждого водителя необходимы и законодательные меры по смягчению разного рода ограничений, таких как максимальная нагрузка на ось, общая разрешенная масса, максимальная длина автопоезда и т.п. Эти меры позволят повысить объем перевозок тем же количеством водителей, не нарушая режим труда и отдыха и не увеличивая нагрузку на экологию. Очень важно идти по пути дальнейшей легализации автомобильных перевозок и продолжать выводить этот сектор из «серой зоны», что позволит поставить в равные условия транспортные компании, в том числе и в борьбе за кадры на рынке труда.

Фото: «О.Л.К.»

Спрос сетей – без резких колебаний

Тренды первого полугодия 2023 года отражает и изменившийся спрос на услуги «О.Л.К».

Спрос на доставку в торговые сети, основную услугу, оказываемую компанией «О.Л.К», остается стабильно высоким. Интересно отметить, что в течение первого полугодия спрос ритейла на доставку был достаточно ровным, в отличие от 2020–2022 годов. Спады и подъемы проходили с небольшой амплитудой.

В сегодняшних условиях нестабильности заметно укрепилось лояльное отношение клиентов. Ротация клиентов находится на самом низком уровне в истории компании «О.Л.К», и это несмотря на то, что компания вынуждена сейчас проводить политику изменения тарифов.

Более терпимое, чем обычно, отношение к изменению тарифов в 2023 году, вероятно, является результатом того, что наши клиенты постоянно проводят мониторинг рынка транспортно-логистических услуг и знают реальное положение дел в сегодняшней логистике. При этом «О.Л.К» делает все от нее зависящее для сдерживания стоимости услуг для своих клиентов, зачастую даже за счет некоторого снижения собственной прибыльности.

Перевозка небольших сборных грузов

Участились запросы на доставку полными машинами, но львиную долю, как и обычно, составляет доставка палетами в составе сборного груза.

В то же время в 2023 году наблюдается повышенный спрос на услуги компании по перевозке небольших сборных грузов (до 300 кг) с тарификацией по объему и весу. В «О.Л.К» эта услуга называется «Сборный груз 2.0».

Это перевозки, не связанные с поставками в торговые сети. Количество заказов по перевозкам таких сборных грузов выросло более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Считаем, что популярности нашей услуги по доставке сборных грузов способствуют предлагаемые «О.Л.К» тарифы – на сегодняшний день одни из самых выгодных на рынке. Развивающийся рынок интернет-торговли также положительно сказывается на росте количества заказов на перевозку сборных грузов небольших объемов. Клиенты готовы платить только за пространство, которое занимает их груз.

Увеличение объема складских услуг

Довольно высокие темпы роста показывают услуги по складской логистике. «О.Л.К» предоставляет весь спектр услуг, необходимых поставщикам торговых сетей и продавцам маркетплейсов. Год от года растет количество клиентов, передающих не только транспортную, но и складскую логистику на аутсорсинг нашей компании.

Во многом увеличение объема оказываемых складских и комплексных услуг происходит за счет спроса на услуги фулфилмента.

Так, если за 2022 год количество клиентов, заказывающих услуги фулфилмента «О.Л.К», увеличилось на 10%, то только за I полугодие 2023 года оно выросло уже почти на 7%.

Ожидаем дальнейшего роста спроса на складские услуги, вследствие чего в апреле 2023 года компания инвестировала средства в развитие складского оборудования и расширение складских площадей. В результате емкость системы стеллажного хранения нашего московского склада увеличена почти на 27%. Приобрели новое оборудование для вакуумной упаковки. Стоит вопрос о необходимости дополнительных площадей на складах в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Заметно оживился спрос на складские услуги нашей компании в Сибирском, Уральском и Приволжском округах.

Фулфилмент на аутсорсинге

Хотелось бы еще добавить по популярному сегодня комплексу услуг фулфилмента. Предприниматели, продающие на маркетплейсах, уходят от собственной логистики и обращаются за услугами фулфилмента к логистическим операторам. Они ищут пути оптимизации расходов на логистику и высокого качества логистических услуг. Благодаря этому и предложение по услугам фулфилмента на российском рынке растет как на дрожжах.

Нужно отметить, что на фоне бурного роста фактическое качество этих услуг часто оставляет желать лучшего, да и условия оплаты не самые комфортные, распространена предоплата услуг, особенно в части доставки.

Выбирая логистического оператора, стоит обращать внимание на то, как долго он работает на логистическом рынке, какой опыт и какую специализацию имеет, посмотреть рейтинг и отзывы клиентов, а также учесть другие важные нюансы. Так, «О.Л.К.» работает на рынке складской и транспортной логистики уже более 18 лет. Благодаря многолетнему опыту и хорошей подготовке специалистов мы оказываем услуги высокого качества по оптимальным ценам, в том числе много лет работаем в сфере оказания услуг фулфилмента. Нашу компанию всегда отличали высокая ответственность и индивидуальный подход к каждому клиенту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *