Леонид Каганов: дневник
Во-первых, всех поздравляю с Рождеством! Я так вижу, обсуждение песни про снежинку вызвало живой резонанс. Раз с вами так душевно обсуждать старые песни, давайте сегодня обсудим еще одну, тоже очень зимнюю песню. Я расскажу, как представляется ее смысл мне, а вы расскажите, как видится вам.
Итак, у Владимира Высоцкого одна из знаменитых песен (или даже баллада?) аж 1972 года — «Кругом пятьсот». Я её в детстве слышал очень много, но, честно признаться, так до конца не понимал. А потому предпочитал просто верить эмоциям главного героя, не обращая внимания на текст, в котором очень много подсказок. Ссылку на аудиоверсию не даю — вы либо её знаете наизусть, либо вообще этот пост не для вас. Текст, если кто подзабыл, под катом:
КРУГОМ ПЯТЬСОТ
Я вышел ростом и лицом —
Спасибо матери с отцом,-
С людьми в ладу — не понукал, не помыкал,
Спины не гнул — прямым ходил,
Я в ус не дул, и жил как жил,
И голове своей руками помогал.
Но был донос и был навет —
Кругом пятьсот и наших нет,-
Был кабинет с табличкой: «Время уважай»,-
Там прямо без соли едят,
Там штемпель ставят наугад,
Кладут в конверт — и посылают за Можай.
Потом — зачет, потом — домой
С семью годами за спиной,-
Висят года на мне — ни бросить, ни продать.
Но на начальника попал,
Который бойко вербовал,-
И за Урал машины стал перегонять.
Дорога, а в дороге — МАЗ,
Который по уши увяз,
В кабине — тьма, напарник третий час молчит,-
Хоть бы кричал, аж зло берет —
Назад пятьсот, пятьсот вперед,
А он — зубами «Танец с саблями» стучит!
Мы оба знали про маршрут,
Что этот МАЗ на стройках ждут,-
А наше дело — сел, поехал — ночь, полночь!
Ну надо ж так — под Новый год —
Назад пятьсот, пятьсот вперед,-
Сигналим зря — пурга, и некому помочь!
«Глуши мотор, — он говорит,-
Пусть этот МАЗ огнем горит!»
Мол, видишь сам — тут больше нечего ловить.
Мол, видишь сам — кругом пятьсот,
А к ночи точно — занесет,-
Так заровняет, что не надо хоронить.
Я отвечаю: «Не канючь!»
А он — за гаечный за ключ,
И волком смотрит (Он вообще бывает крут),-
А что ему — кругом пятьсот,
И кто кого переживет,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!
Он был мне больше, чем родня —
Он ел с ладони у меня, —
А тут глядит в глаза — и холодно спине.
А что ему — кругом пятьсот,
И кто там после разберет,
Что он забыл, кто я ему и кто он мне!
И он ушел куда-то вбок.
Я отпустил, а сам — прилег,-
Мне снился сон про наш «веселый» наворот:
Что будто вновь кругом пятьсот,
Ищу я выход из ворот,-
Но нет его, есть только вход, и то — не тот.
. Конец простой: пришел тягач,
И там был трос, и там был врач,
И МАЗ попал куда положено ему,-
И он пришел — трясется весь.
А там — опять далекий рейс,-
Я зла не помню — я опять его возьму!
1972
Сюжет песни предельно ясен: двое перегонщиков увязли в машине на глухой сибирской трассе, и помощи, казалось бы, ждать неоткуда. А вот конфликт персонажей и развязка неясны. Попробуем разобраться.
Герой песни — человек сильный (вышел ростом), самолюбивый (спины не гнул) и вообще бывший зэк (по его словам — невиновный). На концертах в особо государственных местах Владимир Семенович исполнял этот антисоветский момент мягче: «Бродяжил и пришел домой уже с годами за спиной». Но от этого характеристика героя не меняется. Хотя самопрезентация «с людьми в ладу — не понукал, не помыкал» не очень соответствует пренебрежительному отзыву о напарнике «он ел с ладони у меня», «пришел, трясется весь», «зубами стучит», «забыл, кто я ему и кто он мне». То есть — и понукал, и помыкал. О напарнике мы знаем меньше — ему в песне слова не давали. Мы знаем, что в сложной ситуации он молчит три часа, но «вообще бывает крут» и хватается за гаечный ключ (заметим: только хватается). Командиром экипажа назначен, очевидно, именно герой — по крайней мере, он решает, кого ему брать в напарники.
Сама ситуация: МАЗ увяз за Уралом, и помощи ждать неоткуда. В кабине тьма, мотор пока работает, но «к ночи точно занесет, так заровняет, что не надо хоронить». В принципе (не в песне, а в жизни) это очень тяжелая ситуация, которая встречается до сих пор. И рассчитывать можно только на помощь, которая приедет по дороге. Или не приедет. Но даже ребенку понятно, что удаляться от машины — самоубийство. И дело вовсе не в том, что надо сидеть охранять МАЗ, который «на стройках ждут» — угонщиков тут нет, а замерзание в кабине никак не поможет стройке.
Однако у напарника есть идея. Он предлагает заглушить мотор и куда-то идти. Куда же идти из кабины в пургу, если «кругом пятьсот»? Не в лес же на холод, на съедение волкам и верную гибель? Возможно, напарник что-то знает? Может, предлагает совершить подвиг и добраться пешком до ближайшего поселения, откуда можно вызвать помощь? Однако герой ему это запрещает. Заметим: не просто сам не поддерживает, а запрещает об этом думать даже ему. Мы понимаем, что напарник ему не нравился давно: героя «аж зло берет» уже в первые три часа, пока напарник всего лишь молчал (!). Вырваться напарнику непросто. И только железная вера в свою правоту, подкрепленная не менее железным гаечным ключом, позволяет ему сбежать из кабины деспотичного зэка, чтобы избежать верной (как напарник знает) смерти. «Я его отпустил», — лаконично сообщает нам герой с таким видом, будто совершил подвиг человеколюбия и самопожертвования, а сам банально ложится спать.
Дальше следите за руками: напарник «ушел куда-то вбок» — то есть, не назад и не вперед по трассе. И по итогам, как мы знаем, не погиб: выжил, даже не обморозился, сохранил работоспособность. Из чего можно делать вывод, что пятьсот там было не «кругом», а лишь назад и вперед. А вбок было, например, двадцать. Или сорок.
Результат: к машине с героем, предпочитавшим сладко спать и гнобить напарников, пришел «тягач, трос и врач», которые спасли замерзающего мудака. Видимо, для врача к тому времени нашлось немало работы, раз его упомянули. Да и выражение «МАЗ попал, куда положено ему» как бы намекает, что машину отгоняли по назначению уже другие водители.
Однако выживший герой не просто лишен благодарности, но чувствует себя обиженным и по-хамски встречает напарника. Того самого напарника, который добрался до людей, спасся сам (что предлагал и герою), а далее сумел вызвать помощь, чем спас от смерти и товарища. И всё это — исключительно благодаря своей инициативе, смелости, знаниям местности и самоотверженности (кто знает, сколько километров пришлось прошагать напарнику по пурге и тайге, пока товарищ спал в уютной, хотя и остывающей кабине).
И после этого хамский мудак имеет наглость заявлять «я зла не помню, я опять его возьму»! Какого зла ты не помнишь, придурок грешный? Тебя же «зло брало» еще когда он просто молчал! А он оказался прав, спасся сам и спас тебя от гибели! Да ты, сука, молиться на него должен! Зла он не помнит.
о чем песня Высоцкого «кругом пятьсот»?
Я вышел ростом и лицом — спасибо матери с отцом, —
С людьми в ладу — не понукал, не помыкал,
Спины не гнул — прямым ходил, и в ус не дул, и жил как жил,
И голове своей руками помогал.. .
Бродяжил и пришел домой уже с годами за спиной.
Висят года на мне не бросить, не продать.
Но на начальника попал, который бойко вербовал
И за Урал машины стал перегонять.
Дорога, а в дороге — МАЗ, который по уши увяз,
В кабине — тьма, напарник третий час молчит, —
Хоть бы кричал, аж зло берет — назад пятьсот, пятьсот вперед,
А он — зубами «Танец с саблями» стучит!
Мы оба знали про маршрут, что этот МАЗ на стройках ждут, —
А наше дело — сел, поехал — ночь, полночь!
Ну надо ж так — под Новый год — назад пятьсот, пятьсот вперед, —
Сигналим зря — пурга, и некому помочь!
«Глуши мотор, — он говорит, — пусть этот МАЗ огнем горит! »
Мол, видишь сам — тут больше нечего ловить.
Мол, видишь сам — кругом пятьсот, и к ночи точно — занесет, —
Так заровняет, что не надо хоронить!. .
Я отвечаю: «Не канючь! » а он — за гаечный за ключ,
И волком смотрит (Он вообще бывает крут), —
А что ему — кругом пятьсот, и кто кого переживет,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!
Он был мне больше, чем родня — он ел с ладони у меня, —
А тут глядит в глаза — и холодно спине.
И понял я — кругом пятьсот,
И кто там после разберет,
Что он забыл, кто я ему и кто он мне!
И он ушел куда-то вбок. Я отпустил, а сам — прилег, —
Мне снился сон про наш «веселый» наворот:
Что будто вновь кругом пятьсот, ищу я выход из ворот, —
Но нет его, есть только вход, и то — не тот.
. Конец простой: пришел тягач, и там был трос, и там был врач,
И МАЗ попал куда положено ему, —
И он пришел — трясется весь.. . а там — опять далекий рейс, —
Я зла не помню — я опять его возьму!
И он пришел — трясется весь.. . а там — опять далекий рейс, —
Я зла не помню — я опять его возьму!
Про какие 500 пел Высоцкий, в песне "Кругом 500"?
Одна из самых известных песен Владимира Высоцкого — "Кругом 500" — вызывает интерес и вопросы у многих его поклонников. Что такое эти "500", о которых он поет? Давайте разберемся!
В песне "Кругом 500" Высоцкий описывает атмосферу жизни в криминальной среде. "500" — это кодовое слово, которое используется для обозначения тюремного заключения.
Песня была написана в 1969 году, именно в тот момент, когда Высоцкому удалось избежать судьбы, которой подверглись многие его друзья и знакомые творческой интеллигенции в СССР. Он встречался и общался с людьми, которые оказались за решеткой, и сквозь этот опыт перешел в свои песни.
В "Кругом 500" Высоцкий описывает жизнь заключенных, рассказывает об их условиях жизни, о друзьях и врагах внутри стен тюрем. Он возвращает внимание к тем, кто почти утратил свое гражданство, свое место в обществе, свою свободу.
Песня имеет яркую мелодию, зажигательную и ритмичную, что сильно контрастирует с тяжестью и темой текста. Тем не менее, это помогает передать ощущение безысходности и утраты, которую испытывают заключенные.
Высоцкий славился своей способностью поднять настроение даже в самых мрачных ситуациях, и "Кругом 500" не является исключением. Он рассказывает о чувствах и эмоциях заключенных без углубления в социально-политические вопросы деятельности государства. Тем не менее, его музыка стала голосом многих, кто испытывал схожую боль и грусть.
Песня "Кругом 500" стала символом того времени в СССР, когда свобода слова была ограничена, и слова Высоцкого могли дотронуться к сердцам многих. Она запомнилась и стала частью наследия и творчества Владимира Высоцкого, наряду с множеством других его пронзительных и волнующих песен.
Таким образом, в песне "Кругом 500" Высоцкий поет о тюремной жизни и условиях заключения, рассказывает истории заключенных, и поднимает важные вопросы о свободе и справедливости. Эта песня остается знаковой и актуальной, напоминая нам о значимости свободы и неповторимом таланте самого Высоцкого.
Высоцкий: «Кругом 500» — о чем песня?
Великий советский актер и бард Владимир Высоцкий оставил неизгладимый след в истории русской культуры. Одной из его известных песен является «Кругом 500». Эта песня повествует о одной из исторических личностей и ее трагической судьбе.
В песне «Кругом 500» Высоцкий рассказывает о жизни и смерти русского революционера и политического деятеля Михаила Бакунина. Бакунин был одним из основателей анархистского движения, которое играло значительную роль в европейской политике XIX века.
В тексте песни Высоцкий описывает жизненный путь Бакунина, его арест и последующую ссылку. Он говорит о том, что страна была обманута, когда Бакунин был выслан из России. Учитывая тот факт, что Владимир Высоцкий сам был неравнодушен к политическим событиям и боролся за свои идеалы, песня «Кругом 500» можно рассматривать и как проявление его собственной активной гражданской позиции.
«Кругом 500» — это не просто прекрасная музыкальная композиция, но и яркое отражение исторической действительности. В ней Высоцкий прекрасно передает свои чувства и мысли, а также глубину и важность исторической личности Михаила Бакунина.
Стоит отметить, что песня «Кругом 500» несет не только историческую значимость, но и человеческую. Она напоминает нам о том, как важно бороться за свои идеалы и нести ответственность за свои действия, каким бы трудным это ни было. Благодаря таким песням мы можем лучше понять исторических личностей и проникнуться их судьбой, которая оказывает влияние и на настоящее время.
Историческая личность Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий был выдающимся советским поэтом, актером и бардом. Он родился 25 января 1938 года в Москве. Высоцкий стал известен своими песнями, в которых он откровенно говорил о жизни, любви, смерти и социальных проблемах своего времени. Его творчество было сильно связано с историческими событиями и историческими личностями.
Одной из песен, в которой Высоцкий упоминает историческую личность, является «Высоцкий кругом 500». В этой песне он описывает свои ощущения от посещения Саркопола на Родине, где есть могила Ильича Ленина, лидера Октябрьской революции и первого руководителя Советского государства.
Высоцкий выражает свои мысли о наследии Ленина и о тех, кто посещает его могилу. Он говорит, что видит только «500 трикотажных комбинезонов», которые собираются возле могилы и кричат «где та мысль?». Он указывает на ироническую ситуацию, где те, кто идет к могиле Ленина, кажутся ему пустыми и бездушными.
Песня «Высоцкий кругом 500» отражает критическое отношение Высоцкого к идеалам и принципам, которые он считал гипокритическими и несоответствующими действительности. Он дерзко говорит о своем неприятии тогдашней системы и разочаровании в тех, кто следовал ей.
Будучи исторической личностью сам, Владимир Высоцкий использовал свой талант и популярность, чтобы выразить свои мысли и чувства относительно исторических событий и личностей. Песня «Высоцкий кругом 500» является примером этого, где он критикует тех, кто посещает могилу Ленина и просит своей наивностью и искренностью.
Высоцкий кругом 500: о чем песня?
В песне Высоцкий выражает гнев и разочарование, что его авторство не признано и он оказался вне закона. Он описывает, как его музыка и слова стали запрещенными, но на самом деле это лишь усиливает его популярность. Владимир Высоцкий не скрывает свою негативную позицию и заочно критикует действующую власть, сравнивая ее с прошлыми режимами и называя ее «дурью» и «жопой мира».
Слушая эту песню, можно почувствовать яркую эмоциональную нагрузку и гнев исполнителя. Красочные метафоры и остроумные формулировки делают песню проникновенной и узнаваемой для многих поклонников Высоцкого.
Высоцкий историческая личность
В песне Высоцкий рассказывает о борьбе Долгорукого с князем Ростиславом Изяславичем, который, по данным истории, был отцом Киевского князя Игоря Святославича, автора «Слова о полку Игореве». В песне описывается схватка между двумя великими князьми, и представлена мощь их армий. Высоцкий передаёт настроение и накал страстей во время этого сражения через свою музыку и голос.
Одним из важных моментов песни является звучание древнерусского языка в нескольких строках. Это придаёт особый колорит историческому произведению и помогает слушателю лучше погрузиться в события, рассказываемые в песне. Несомненно, Высоцкий смог передать в этих нескольких строках глубину и сложность исторической эпохи.
Таким образом, песня «Кругом одни яблоки» является одним из примеров того, как Высоцкий обращался к историческим событиям и личностям в своём творчестве. Благодаря своему вниманию к истории и способности передавать настроение через свои песни, Высоцкий создал множество произведений, которые до сих пор актуальны и вызывают интерес.
Песня Высоцкого: исторический контекст
Песня «Высоцкий кругом 500» была написана в 1973 году и посвящена личности Петра Первого. В этой песне Высоцкий критически оценивает деятельность и политику первого императора Российской империи.
В начале песни Высоцкий обращается к Петру Первому, перечисляя различные места, где он встречал идеи и деяния Петра: «На мосту, роман, в Москве-реке, в окне Моссофильма, где меня на пьедестал поднимал Петра Первого пуленепросветный».
Затем Высоцкий идет на критику, отмечая, что в то время Россия была важным государством, и Петр Первый тратил свое время на создание «пятиметровой галерах восемьдесят…» вместо решения более серьезных проблем. Император возвел «петрофоны, петроканалы», но, по мнению Высоцкого, это были негативные изменения, «детские игрушки».
Кроме того, Высоцкий высказывает критику в адрес Петра Первого за его внешность, называя его «бровстером» с длинным славянским носом.
Песня «Высоцкий кругом 500» отражает определенную историческую перспективу на фигуру Петра Первого. Многие комментаторы видят в этой песне отношение Высоцкого к тоталитарным режимам и узурпации власти, которые часто присущи режимам, основанным на одном человеке.
Высоцкий историческая песня
В песне «Кругом 500» Высоцкий посвятил своему другу и кумиру – Илье Эренбургу. Илья Григорьевич Эренбург был выдающимся писателем, публицистом и журналистом, известным своими произведениями о Великой Отечественной войне.
В песне Высоцкий описывает встречу с Эренбургом, где они обсуждают свою творческую работу, знакомятся с новыми историческими фигурами и обмениваются мнениями о происходящих событиях. Певец высоко ценил талант своего друга и восхищался его способностью через слова передавать историческую правду.
В «Кругом 500» Высоцкий также отмечает боль и несправедливость, которые сопровождают жизнь и творчество исторических личностей. Он говорит о необходимости оставить след в истории, но признаёт, что на этом пути нередко приходится идти против системы и терпеть неудобства и лишения.
Эта песня стала одной из самых известных и популярных произведений Высоцкого, поскольку она отражает его мысли о значимости исторической памяти и размышления о месте исторических личностей в мире.
Стихи песни «Кругом 500» |
---|
Мы выходили на площадь Красноармейскую, Там оказывался, кто не шел впереди. Ища свое счастье в десятом тысячном кандидате, Комфортабельной лучшей сберкассе народа рулете. Следила она за каждым в ЗАГСе и радотеле, В переписках, анкетах, да — на встрече с Шарлем Шаплен. Вот и в тенистое дупло этой умнейшей бандерлогины Дом с количеством, что стара бы пятистамтью границ. |
Ходила в нем от Мюдон до рассвета пукловодка, Просила жилплощадь и пособие на новобранца. Снова били календари, но давали с апломбом Те, кто чистели в этом доме входы от дворковых ломов: Пан Соломкин — на манечках, конфете и летучих мышах, Пан Тыщенко — на сериях книжек о Гексли и Гексли. Повторюсь, в этом доме были все реки и озера, И всего одни лишь москква-реки — без коксовых заводов! |
Влияние исторической личности на творчество
Многие выдающиеся художники и музыканты на протяжении веков находили вдохновение в исторических личностях. Их знание и понимание прошлого влияло на формирование и развитие их творчества, оставляя неизгладимый след в истории искусства.
Одной из таких исторических личностей, которая оказала глубокое влияние на творчество многих художников и композиторов, был русский поэт и актёр Владимир Высоцкий. Его жизнь и творчество тесно связаны с историческими событиями, политическими переменами и духовной атмосферой времени, в котором он жил.
Высоцкий открыто искренне выражал свое отношение к современности через свои песни и стихи. Он был свидетелем и участником важных моментов истории СССР, таких как Карибский кризис, развитие космической программы, война в Афганистане и другие события. Своими песнями Высоцкий отражал настроения и чувства народа, его гордость и страдания, радости и надежды.
Исторические личности, которые оказывали влияние на творчество Владимира Высоцкого, включали в себя таких людей, как командующий партизанским движением во время Великой Отечественной войны Зоя Космодемьянская, писатель Лев Толстой, актрыса Фаина Раневская и многие другие. Поэт по-своему воссоздал их образы и идеалы, отразив их судьбы и характерные черты в своих произведениях.
Историческая личность | Влияние на творчество |
---|---|
Зоя Космодемьянская | Выразил ее силу и бесстрашие в песне «Зоя» |
Лев Толстой | Использовал мотивы и цитаты из произведений Толстого в песнях |
Фаина Раневская | Отразил ее острый ум и юмор в нескольких песнях |
Исторические личности стали своеобразными символами и источниками вдохновения для Высоцкого. Он не только создавал песни, посвященные им, но и посредством своего искусства уделял внимание их деятельности, достижениям и недостаткам. Таким образом, Высоцкий позволил не только сохранить память об истории и великих персонажах, но и передать их значение и смысл современным поколениям.
Исторический образ Высоцкого
Песня «Высоцкий кругом 500» основана на реальных фактах из жизни Высоцкого. В 1961 году в Москве состоялся XXXI съезд КПСС, на котором были приняты решения о дальнейшем развитии Советского Союза. В рамках этого съезда было принято решение создать новый доктринальный судебный орган, известный как Круг 500. Этот орган был ответственен за разрешение экономических и политических споров, а также за принятие решений, связанных с контролем над населением.
В песне Высоцкий олицетворяет собой идею свободы и независимости, которая не совпадает с положением в Советском Союзе. Песня стала своеобразным протестом против жесткого режима и политической репрессии.
Высоцкий использовал свои песни как средство выражения своего мнения и критики власти. Его образ и голос стали символом протестного движения в СССР и за рубежом. Песни Высоцкого способствовали самоидентификации и экспрессии людей, которые испытывали трудности и неудовлетворенность советской системой.
Песня «Высоцкий кругом 500» отражает исторические реалии и вызывает воспоминания о временах советской эпохи. Она позволяет лучше понять влияние Высоцкого на общество и его роль в истории.