Значение слова моторы
этнографическая группа самодийцев, населявшая в 17-18 вв. горно-таежную зону бассейна рек Амыл, Оя, Кандегир и Ус (ныне территория Красноярского кр.). В нач. 17 в. ок. 700 чел. Участвовали в формировании хакасской народности.
Большая Советская Энциклопедия
этнографическая группа, населявшая в 17≈18 вв. горно-таёжную зону бассейнов рр. Амыла, Ои, Кандегира и Уса (ныне территорию Красноярского края РСФСР). В начале 17 в. около 700 чел. Язык М. относился к самодийским. Основные занятия ≈ оленеводство, охота, а у части М. ≈ скотоводство. Религия ≈ шаманизм. В 19 в. большинство М. переселилось в степи между рр. Енисеем и Абаканом, где приняло участие в формировании хакасской народности.
Лит.: Потапов Л. П., Происхождение и формирование хакасской народности, Абакан, 1957.
Википедия
Моторы (маторцы) — исчезнувший самодийский народ, обитавший на северных склонах Саян на верхнем Енисее в долине реки Тубы и притока её Амыла (юг Красноярского края , запад Иркутской области ). Говорили на вымершем ныне маторском языке . Занимались домашним оленеводством , охотой на пушного зверя. По языку они относились к уральцам , по физическому облику — к монголоидам . Охотники знали лыжи , кожаную лодку-волокушу, простейший лук , копьё и много способов добычи дикого оленя. Исчезли к XIX веку отчасти из-за ассимиляции ( русскими и хакасами ), отчасти из-за эпидемии оспы .
Примеры употребления слова моторы в литературе.
Конечно, чертежи самых новых, самых мощных авиамоторов были коммерческим секретом той или другой иностранной фирмы и не публиковались, но в институт Шелеста теперь часто поступали моторы в натуре, приобретенные в различных странах.
Мистер Вейл напишет своей фирме, письмо пойдет через океан, нам отгрузят из Америки новые моторы, которые опять направятся морем в Россию, морем, где рыщут немецкие подводные лодки.
Наряду с хлебом, крупой, картошкой, махоркой, салом, — причем за фунт сала приходилось выкладывать чуть ли не полумесячное жалованье, — продавались невероятнейшие вещи: корсеты, фраки, инженерные значки, медицинские инструменты, парижские духи, певчие птицы, табакерки, шкатулки с секретами и тайниками, ковры, меха, скульптура, живопись, термометры, микрометры и даже, вообразите, моторы разных марок.
Новые хозяева ходили вокруг машин, запускали моторы, выверяли механизмы, испытывали сани на ходу, иной раз застревали в сугробах или опрокидывались на крутом вираже и тогда костили нас на чем свет стоит за недостатки конструкции.
И хотя эти моторы давно устарели, но и в них применялись — Бережков ясно это помнил — легкие гайки.
И он говорил: — Я абсолютно убежден, что мы сможем сконструировать чудеснейшие вещи, дивные моторы, которые займут первые места в мировом соревновании.
Нельзя, чтобы в нашем государстве авиационные моторы проектировались в таких условиях.
Если мы, люди Воздушного Флота, не позаботимся об институте, который проектирует авиационные моторы, кто же будет заботиться о нем?
С неугасающей жадностью Бережков накидывался на все современные авиационные моторы иностранных марок, прибывающие в институт.
Правда, некоторые моторы иностранных марок выпускались на наших заводах, но Родионов не дал места в своем кабинете этим двигателям.
Но для них, как вы знаете, мы вынуждены приобретать мощные моторы за границей.
Но на этом оборудовании надо выпускать советские моторы, которые вам, товарищи конструкторы, предстоит создать, — моторы, не уступающие в мощности сильнейшим заграничным двигателям.
В воображении мелькали разные моторы, порой беспорядочно разъятые на части, возникали какие-то несуразные и даже уродливые сочетания, а он как бы со стороны присматривался к этому, еще не понимая в тот момент, что же с ним творится.
А тут перед ним не в мечтах, а наяву, среди снегов, на крутом берегу русской великой реки раскинулся на несколько километров завод, который будет выпускать эти моторы, самые мощные авиадвигатели в мире.
Самолеты Ладошникова, моторы Бережкова хорошо поработали в годы великой войны.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: motoryi
Задом наперед читается как: ыротом
Моторы состоит из 6 букв
Автомобильный двигатель
Автомобильный туризм Что может быть прекраснее отпуска, проведенного на автомобиле! Прогулки на нем обеспечивают независимость и свободу — достаточно повернуть руль, чтобы машина помчала вас туда, куда вы хотите, к неведомой цели, к новым людям, в места, куда вы вряд ли
Автомобильный клуб
Автомобильный клуб Кто такой?Автомобильные клубы понемногу входят в нашу жизнь, хотя все еще вызывают недоверие у большинства потребителей. Идея заплатить сегодня, а получить услуги когда-нибудь потом, да и то лишь в том случае, если эти услуги когда-нибудь
Автомобильный навигатор
Автомобильный навигатор Навигатор – большой помощник при передвижении на машине. Безусловно, это устройство – огромное достижение, и оно сильно облегчает жизнь за рулем. Особенно если сравнивать со временами, когда ездили по бумажным картам. Но не стоит ему слепо
Кран автомобильный
Кран автомобильный Кран автомобильный – самоходное погрузочно-разгрузочное средство, используется в строительно-ремонтных работах для погрузки и разгрузки подвижного состава автотранспорта. Подъемное устройство смонтировано на серийном автомобильном шасси.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ Все мероприятия по безопасности в конечном итоге направлены главным образом на сохранение жизни и здоровья людей, пользующихся транспортным^ средствами и дорогами. Если, несмотря на проводимые мероприятия по активной и пассивной безопасности,
Текст книги "Большая Советская Энциклопедия (РО)"
Ро’тор в технике [от лат. roto – вращаю (сь)], 1) вращаюшаяся часть двигателей и рабочих машин, на которой расположены органы, получающие энергию от рабочего тела (например, ротор Ванкеля двигателя) или отдающие её рабочему телу (например, Р. роторного насоса). Р. двигателей связан с ведущим валом, Р. рабочих машин – с приводным валом. Р. выполняют в виде барабанов, дисков, колёс,
2) Вращающаяся часть, как правило, переменного тока машины – обычно цилиндрическое тело с пазами для размещения обмотки (см. Ротор электромашины). 3) В буровых установках Р. служит для вращения колонны бурильных труб в скважине.
Ротор (матем.)
Ро’тор (математический), то же, что вихрь векторного поля.
Ротор (электромашины)
Ро’тор электромашины, вращающаяся часть электрической машины. Понятие «Р.», как правило, относят к переменного тока машинам; в постоянного тока машинах Р. называется якорем. Р. асинхронной машины обычно представляет собой собранное из листовой электротехнической стали цилиндрическое тело с пазами для размещения обмотки. По типу обмотки Р. асинхронных машин разделяют на фазные и короткозамкнутые. Фазный Р. имеет трёхфазную обмотку с тем же числом секций, что и у обмотки статора; секции обычно соединяют в звезду, а концы выводят через контактные кольца и щётки на пусковой реостат. Короткозамкнутый Р. имеет обмотку, образованную металлическими стержнями, замкнутыми с двух сторон.
Р. синхронных машин разделяют на явнополюсные и неявнополюсные. Явнополюсный Р. состоит из ярма и прикрепленных к нему полюсов с обмотками возбуждения. Неявнополюсный Р. обычно изготовляется как единое целое из одной стальной поковки, в которой фрезеруют пазы для укладки в них обмотки возбуждения.
Лит.: Костенко М. П., Пиотровский Л. М., Электрические машины, 3 изд., ч. 1—2, Л., 1972—73.
Роторная автоматическая линия
Ро’торная автомати’ческая ли’ния, см. Автоматическая роторная линия.
Роторное бурение
Ро’торное буре’ние, разновидность вращательного бурения, при котором вращение долота в скважине осуществляется через бурильную колонну от ротора, расположенного на поверхности. Применяется для бурения взрывных, разведочных и эксплуатационных скважин.
Ротор через приводной горизонтальный вал получает вращение от двигателя (электрического, газотурбинного, двигателя внутреннего сгорания и др.). Между бурильными трубами и долотом устанавливают утяжелённые бурильные трубы (для нагрузки на долото при бурении). Верхняя рабочая труба квадратного сечения проходит через ротор и присоединяется к вертлюгу, через который от бурового насоса по нагнетательному шлангу в колонну подаётся промывочная жидкость. Иногда ведут Р. б. с продувкой забоя воздухом или газом.
Пробурив с поверхности начальный участок скважины, опускают первую обсадную колонну (так называемый кондуктор), которая перекрывает слабые неустойчивые породы и изолирует верхние водоносные горизонты. Для этого в кольцевое пространство между трубами и стенкой скважины закачивают цементный раствор. Бурение продолжается долотом меньшего диаметра (проходит внутри обсадных труб) до намеченной глубины, после чего в скважину опускают следующую обсадную колонну – промежуточную, а если она последняя, то эксплуатационную колонну. Впервые Р. б. применено в Луизиане (США) в конце 80-х гг. 19 в.; в России – в Грозном в 1902. Самая глубокая скважина пробурена роторным способом в Оклахоме (США) на 9583 м (1974).
Р. А. Иоаннесян.
Роторно-поршневой двигатель
Ро’торно-поршнево’й дви’гатель, двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия сгорающих газов преобразуется в механическую с помощью ротора, выполняющего и функцию поршня. См. Роторный двигатель.
Роторный двигатель
Ро’торный дви’гатель, двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия сгорающих газов преобразуется в механическую с помощью ротора, совершающего вращательное или вращательно-возвратное движение относительно корпуса. Идея создания Р. д., известного также как коловратный или роторно-поршневой, была впервые выдвинута в 16 в. Зарегистрировано несколько тыс. патентов на Р. д.
Первая попытка постройки действующего образца Р. д. относится к 1799, однако практически пригодные двигатели появились лишь в 1957 (Ванкеля двигатель).
В процессе работы объёмы полостей, формируемые поверхностями ротора и корпуса, периодически изменяются – непрерывно повторяются циклы сжатия и расширения рабочего тела. Т. о., в Р. д. возможны те же рабочие процессы (двух– и четырёхтактные), которые характерны для поршневых двигателей внутреннего сгорания.
Современные Р. д. выполняются как с одной, так и с двумя и тремя рабочими секциями (2 или 3 ротора, сидящих на общем эксцентриковом валу).
Лит.: Ханин Н. С. и Чистозвонов С. Б., Автомобильные роторно-поршневые двигатели, М., 1964; Мотоцикл. Теория, конструкция, расчет, М., 1971.
Л. М. Шугуров.
Роторный насос
Ро’торный насо’с,насос с вращательным или вращательным и поступательно-возвратным движением рабочих органов, которые перемещают жидкую среду в результате периодического изменения объёма заполняемых ею камер или цилиндров. К Р. н. относятся: винтовые насосы, коловратные насосы, лабиринтные насосы, пластинчатые насосы, шестерённые насосы, (только с вращательным движением рабочих органов), радиально-поршневые и аксиально-поршневые насосы (с вращательным и поступательно-возвратным движением рабочего органа).
В радиально-поршневом Р. н. оси поршней располагаются перпендикулярно к оси вращения ротора (рис. 1) или составляют с ней угол не менее 45°; ротор установлен эксцентрично по отношению к оси барабана.
Всасывание и нагнетание жидкости происходят при поступательном движении поршней (под действием центробежных сил и пружин). Такие Р. н. могут иметь до 72 поршней (при многорядном их расположении), обеспечивать подачу Q £ 400 л/мин, создавать давление нагнетания р £ 100 Мн/м 2 (1000 кгс/см 2 ).
В аксиально-поршневом Р. н. ось вращения ротора параллельна осям цилиндров или составляет с ними угол менее 45°. Такие Р. н. бывают с наклонными по отношению к оси вала диском ротора или блоком, в котором находятся цилиндры с поршнями. Всасывание и нагнетание происходят при вращении ротора и поступательно-возвратном движении поршня. Движение поршня совершается, например, под действием наклонного диска ротора (рис. 2). Р. н. имеют обычно 7—9 цилиндров, обеспечивают подачу Q ³ 800 л/мин при давлении р @ 20 Мн/м 2 (200 кгс/см 2 ) и Q £ 1000 л/мин при р @ 35 Мн/м 2 (350 кгс/см 2 ) и более.
Радиальные и аксиальные Р. н. изготовляются для постоянной и регулируемой подачи. Применение радиальных Р. н. предпочтительно для малых частот вращения и больших крутящих моментов, а аксиальных – для высоких частот вращения и малых крутящих моментов. Роторно-поршневые насосы используют в гидросистемах с высоким давлением рабочей жидкости.
Лит.: Башта Т. М., Машиностроительная гидравлика, 2 изд., М., 1971.
Ю. В. Квитковский.
Рис. 2. Продольный разрез аксиально-поршневого роторного насоса с наклонным диском: 1 – корпус: 2 – блок цилиндров; 3 – поршень; 4 – наклонный диск; 5 – вал; 6 – полость всасывания; 7 – палец (стержень); 8 – золотник; 9 – полость нагнетания.
Рис. 1. Схема радиально-поршневого роторного насоса: 1 – ротор; 2 – поршень; 3 – барабан (статор); 4 – цапфа; 5 – полость нагнетания; 6 – полость всасывания.
Роторный процесс
Ро’торный проце’сс в металлургии, один из видов передела жидкого чугуна в сталь без затраты топлива путём продувки чугуна во вращающемся агрегате (роторе) технически чистым кислородом. Р. п. разработан в 1952 на заводе в Оберхаузене (ФРГ). Ротор (рис.) представляет собой горизонтальный или слегка наклонный цилиндр, вращающийся вокруг продольной оси (0,1—4 об/мин). Суммарная продолжительность плавки в 60-т роторе (от выпуска до выпуска) около 2 ч. Р. п. предназначен для передела главным образом фосфористых чугунов. Вследствие высоких затрат на строительство и больших эксплуатационных расходов Р. п. не получил распространения.
Лит.: Перлов Н. И., Квитко М. П., Прогресс в кислородно-конверторном производстве, М., 1963.
Схема ротора: 1 – подача кислорода; 2 отверстие для ввода жидкого чугуна и др. материалов; 3 – первичная фурма (кислород для окисления примесей металла и перемешивания ванны); 4 – вторичная фурма (кислород для дожигания образующейся CO); 5 – направляющее кольцо; 6 – зубчатое колесо для вращения ротора; 7 – отвод газов; 8 – отверстие для выпуска стали; 9 – разливочный ковш.
Роторный экскаватор
Ро’торный экскава’тор, машина непрерывного действия для земляных работ с рабочим органом роторного типа. Наибольшее распространение получили колёсные роторы камерной и бескамерной конструкции. Последние обеспечивают возможность большей окружной скорости вращения ротора. Диаметры роторных колёс изменяются от 2 до 18 м, ёмкость черпаков от 20 до 4000 л. Большинство Р. э. имеет гусеничный ход (ж.-д. ходом оснащают экскаваторы, работающие в комплексе с транспортно-отвальными мостами). В СССР мощные Р. э. изготавливают с рельсо-шагающим ходом. Производительность Р. э. достигает 12—15 тыс. м 3 /ч. Р. э. применяются на карьерах для производства вскрышных и добычных работ в рыхлых, средней крепости и мёрзлых породах и по крепким углям (для последних выпускаются Р. э. с высоким усилием резания). Р. э. позволяют эффективно вести селективную выемку маломощных пластов и разносортных пропластков полезного ископаемого.
Для рытья каналов небольшого сечения и траншей глубиной до 3 м изготавливают траншейные Р. э.
Схема роторного экскаватора ЭР-1250 16/1,5 Д: 1 – роторное колесо; 2 – стрела ротора; 3 – кабина; 4 – пилон; 5 – верхнее строение; 6 – разгрузочный конвейер; 7 – поворотная платформа; 8 – гусеничный ход.
Ротру Жан де
Ротру’ (Rotrou) Жан де (21.8.1609, Дрё, – 27.6.1650, там же), французский драматург и поэт. Был одним из литературных секретарей А. Ж. Ришельё. Первые пьесы, написанные в жанре трагикомедии, отмечены запутанностью интриги, приподнятостью чувств, обилием сценических эффектов: «Ипохондрик» (1631), «Диана» (1635), «Невинная неверность» (1637) и др. В конце 30-х гг. под влиянием П. Корнеля и успехов классицизма обратился к опыту античной драматургии: трагедии «Антигона» (1639), «Велизарий» (1644), комедия «Двое Созиев» (1638) и др. Наиболее значительные пьесы Р. «Истинный святой Генезий» (1647), «Венцеслав» (1648) и «Козроэс» (1649) воспевают самоотречение, победу долга над чувством. Творчество Р. оказало влияние на Мольера и др.
Соч.: Œuvres, v. 1—5, P., 1820; Théâtre choisi, v. 1—2, P., 1882; в рус. пер., в кн.: Русская Талия, СПБ, 1824.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М. – Л., 1946, с. 43Д-36; Jarry J., Essai sur les ceuvres dramatiques de J. Rotrou, Lille, 1968: Knutson H. C., The ironic game: a study of Rotrou’s comic theater, Berk. – Los Ang., 1966.
А. Д. Михайлов.
Роттердам
Ро’ттердам (голл. Rotterdam, буквально – дамба на р. Ротте), город в Нидерландах, в провинции Южная Голландия. Самый крупный порт мира, важнейший торгово-промышленный центр страны; второй в стране после Амстердама по численности населения город – 654 тыс. жителей в 1973. Расположен на обоих берегах северного рукава дельты Рейна, называется Ньиве-Маас; глубоководным каналом Новый водный путь соединён с Северным морем, доступен для крупных океанских судов (аванпорт – Хук-ван-Холланд). Р. – узел железных дорог и авиасообщений (аэродром Зестинховен). Положение Р. в отношении внешних и внутренних водных путей, у выхода к морю р. Рейн, способствовало экономическому росту города и превращению его в значительный транзитный и торгово-перевалочный пункт для грузов, следующих с Северного моря по Рейну и в обратном направлении. Через порт проходит около 2 /3 всего вывоза и ввоза страны, а также около 3 /4 всех грузоперевозок по Рейну, грузооборот до 300 млн. т (1973). Основные предметы ввоза: нефть (70% всего ввоза), руды чёрных и цветных металлов, уголь, лес, каучук, химические товары, зерновые, хлопок и др.; вывоза: нефтепродукты (70% всего вывоза), каменный уголь (из Рурского бассейна), химические товары, машины, оборудование, суда и др., а также металлы, продовольствие. Свыше 1 /5 вывоза и ввоза через Р. – транзитные грузы.
Р. и его окрестности – высокоразвитый индустриальный район, промышленность которого базируется главным образом на привозном сырье. Р. – один из ведущих в Западной Европе центров нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности (производятся пластмассы, азотные удобрения и т. п.); мощность нефтеперерабатывающих заводов (принадлежащих «Ройял датч-Шелл», «Бритиш петролеум», «Эссо», «Шеврон» и «Галф») около 90 млн. т (1974), основные заводы размещаются в районах Ботлек и Пернис. От Р. на З. до Схидама и Влардингена и на Ю.-В. до Дордрехта тянется цепь машиностроительных предприятий – судостроительных верфей, предприятий, выпускающих портовое оборудование, электротехнические и металлообрабатывающие заводы. В Р. широко представлены также пищевкусовая и лёгкая промышленность (производство кормов, маргарина, переработка чая, какао, кофе; текстильное и швейное производство).
В Р. находятся правления англо-голландских международных монополий «Ройял датч-Шелл» и «Юнилевер», Роттердамский банк (см. Амстердамско-Роттердамский банк). В Р. находятся университет им. Эразма, Академия искусств, консерватория, Национальный институт навигации и кораблестроения, Королевское нидерландское общество естественной истории, Всеобщее нидерландское объединение социальной медицины и здравоохранения и другие научные учреждения. Музеи: Исторический музей г. Р., Морской музей «Принс Хендрик», картинная галерея, Музей этнологии. Крупнейшие библиотеки: Муниципальная библиотека, библиотека Университета им. Эразма.
Впервые упоминается в источниках в 1282. В 1299 получил городские привилегии. В средние века Р. – центр лова сельди. С 80—90-х гг. 19 в. (после открытия в 1882 так называемого Нового водного пути, соединившего Р. с Северным морем) – один из крупнейших портов мира. Р. – центр рабочего и демократического движения Нидерландов (выступление в поддержку Советской России в 1918, баррикадные бои летом 1934 и др.).
Среди средневековых зданий – готическая церковь Синт-Лауренскерк (15—17 вв.). С 1922 Р.– один из центров развития архитектуры голландского рационализма [фабрика «Ван Нелле», рабочие жилые районы (Кифхук, 1925—29, архитектор Я. Й. П. Ауд; и др.)]. Во время 2-й мировой войны 1939—45 сильно разрушен (особенно бомбардировкой немецко-фашистской авиации 14 мая 1940). По плану реконструкции (1946, архитектор К. ван Тра; доработан в 1955—60) разрушенный центр застраивается преимущественно зданиями повышенной этажности; строятся пригородные районы и 3 города-спутника (Хогвлит, Ботлек, Харингвлит). Среди современных сооружений – торговый центр «Лейнбан». Многочисленные монументы и произведения монументально-декоративной скульптуры (М. С. Андриссен, М. Марини, Х. Мур, О. Цадкин).
Лит.: [Крашенинникова Н. Л.], Роттердам, [М., 1969]; Blijstra R., Rotterdam stad in beweging, Arnst. – [e. a.], 1965.
Роттердам. Универмаг «де Бейенкорф». 1956—57. Архитекторы М. Брёйер, А. Элзас (скульптура Н. Габо).
Торговый центр Лейнбан в Роттердаме. 1949—53. Архитекторы Й. Х. ван ден Брук и Я. Б. Бакема.
Роттердам. Одна из центральных улиц – Колсингел.
И. А. Бринкман, Л. К. ван дер Влюгт. Табачная фабрика «Ван Нелле» в Роттердаме. 1928—30.
Роттердамский банк
Роттерда’мский банк, см. Амстердамско-Роттердамский банк.
Роттерт Павел Павлович
Ро’ттерт, Ротерт Павел Павлович (4.7.1880, Белосток, ныне в Польше, – 11.11.1954, Москва), советский инженер-строитель и хозяйственный деятель, доктор технических наук. Окончил Петербургский институт гражданских инженеров (1911). Участвовал в студенческом движении во время Революции 1905—07. После Февральской революции 1917 председатель Совета депутатов Южных железных дорог, участник борьбы с корниловщиной. В 1925—27 руководил строительством одного из крупнейших в то время зданий в СССР – дома Госпрома в Харькове. С 1927 заместитель главного инженера Днепростроя. С 1931 начальник и главный инженер Метростроя, возглавлял строительство 1-й и 2-й очереди Московского метрополитена. С 1938 на научной работе. Избирался членом ВЦИК. Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды.
Т. В. Федорова.
Ротфельс Ханс
Ро’тфельс (Rothfels) Ханс (р. 12.4.1891, Кассель), немецкий историк (ФРГ). Профессор Кёнигсбергского (1926—34) и Тюбингенского (с 1951) университетов. В период фашистской диктатуры работал в США. Автор исследований о внешней политике Бисмарка, которую он противопоставлял внешнеполитическому курсу последователей Бисмарка, виновных, по мнению Р., в изоляции Германии. В работе об антифашистском движении в Германии крайне преувеличивал роль участвовавших в нём представителей буржуазии, офицерства и высшего духовенства. С 1953 редактор журнала «Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte», многие публикации которого затушёвывают социальные корни германского фашизма. Вместе с тем Р. выступает за более гибкий, в сравнении с представителями крайне правого крыла западногерманских историков, подход к решению острых проблем исторического прошлого. С конца 50-х гг. Р. и его школа представляют ведущее направление в буржуазной исторической науке ФРГ.
Соч.: С. von Klausewitz, В., 1920; Bismarcks englische Bündnispolitik, Stuttg., 1924; Bismarck und der Staat, 2 Aufl,, 1954; Bismarck und der Osten, Lpz., 1934; Theodor von Schön, Friedrich-Wilhelm IV und die Revolution von 1848, Halle, 1937; The German opposition to Hitler, Hinsdale, 1948.
Лит.: Садов В. И., Современная западногерманская буржуазная историография, М., 1968 (см. Указат. имен); Lozek G. und Syrbe Н., Geschichtsschreibung contra Geschichte, В., 1964.
Л. И. Гинцберг.
Ротшильды
Ро’тшильды (Rothschild), династия финансовых магнатов, начало которой положил банкир Майер Амшель Р. из Франкфурта-на-Майне, обогатившийся в 18 в. на военных поставках и финансовых спекуляциях. Наибольшего могущества и влияния Р. добились в 1-й половине 19 в., когда пять сыновей Майера Амшеля возглавили банки, находившиеся в Париже, Лондоне, Вене, Франкфурте-на-Майне и Неаполе. В финансовую зависимость от банков Р. попали многие государства Европы. Впоследствии венский, франкфуртский и неаполитанский банки Р. прекратили существование, а парижский и лондонский стали вести финансовые дела самостоятельно.
Современная международная финансовая империя Р. подразделяется на английскую и французскую ветви. Первая представляет собой одну из монополистических групп Великобритании «Ротшильд – Сэмюэл – Оппенгеймер». В сфере её влияния крупнейшие горнопромышленной компании ЮАР, занимающиеся добычей золота, алмазов, урана и других полезных ископаемых («Англо-Американ корпорейшен оф Саут Африка» и «Де Бирс консолидейтед майнс»). В 60-х гг. группа проникла также в нефтяную промышленность и цветную металлургию. Организационный центр английских Р. – лондонский банк «Н. М. Ротшильд энд санс», который поддерживает тесные связи со многими страховыми компаниями и банками Великобритании. В 1970 банк Р. перестал быть чисто семейным финансовым учреждением. Впервые в его правление были допущены представители иностранного финансового капитала. Однако семья Р. владеет в нём контрольным пакетом акций. В начале 70-х гг. английский банк Р. проявлял большую активность: им создан банковский консорциум с участием американских и японских банков для совместных финансовых операций. В 1970—71 банк играл заметную роль в качестве посредника по слиянию и поглощению ряда английских корпораций.
Французская ветвь – наиболее мощная в международной империи Р. Организационное ядро составляют «Банк де Ротшильд» с общей суммой активов 400 млн. долл. (1972) и холдинговая компания «Сосьете д’ энвестисман дю Нор» с общей суммой активов 105 млн. долл. (1972). Между этими финансовыми учреждениями существует взаимное переплетение капиталов. Так, в 1972 68% акций банка Р. находилось в руках холдинговой компании, остальные – в личном владении барона Ги де Ротшильда и других членов его семьи. В свою очередь 30% акций холдинговой компании принадлежали банку и семье Р. Холдинговая компания создана в 60-х гг. путём объединения принадлежащих семье Р. пакетов ценных бумаг более чем 100 различных промышленных компаний, которые действуют как внутри страны, так и за её пределами. Хотя в соответствии с новым французским законодательством «Банк де Ротшильд» был преобразован в депозитный, он совершает самые различные финансовые операции, связанные с арендой и недвижимостью. С начала 60-х гг. французские Р. активизировали свою деятельность в области горнодобывающей промышленности. В начале 70-х гг. Р. принадлежал 51% акций компании «Ле никель», занимающейся разработкой никеля и других видов сырья в Новой Каледонии. В конце 60 – начале 70-х гг. английская и французская ветви Р. часто выступали совместно в банковской, инвестиционной и горнопромышленных сферах как в целях успешной борьбы с конкурентами, так и для расширения своей экспансии. Р. оказывают влияние на политическую жизнь Франции и Великобритании. Многие высшие служащие группы Р. стали видными государственными и политическими деятелями. Так, например, Ж. Помпиду длительное время занимал пост генерального директора «Банк де Ротшильд». Р. наряду с другими финансовыми группами составляют костяк финансовой олигархии Великобритании и Франции и сохраняют прочные позиции в экономике этих стран.
Лит.: Английские монополии. [Сб. ст.], пер. с англ., М., 1955, с. 15; Капиталистические и развивающиеся страны, М., 1973, с. 222; Франция, [М., 1973], с. 292.
Большая советская техническая энциклопедия что такое мотор
Дви’гатель электри’ческий, машина, преобразующая электрическую энергию в механическую. Д. э. — основной вид двигателя в промышленности (см. Электропривод ) , на транспорте (см. Тяговый электродвигатель ) , в быту и т. д. По роду тока различают постоянного тока электродвигатели , основное преимущество которых заключается в возможности экономичной и плавной регулировки частоты вращения, и двигатели переменного тока. К последним относятся: синхронные электродвигатели , у которых частота вращения жестко связана с частотой питающего тока; асинхронные электродвигатели , частота вращения которых уменьшается с ростом нагрузки; коллекторные электродвигатели с плавной регулировкой частоты вращения в широких пределах.
Наиболее распространены асинхронные Д. э.; они просты в производстве и надёжны в эксплуатации (особенно короткозамкнутые). Их главные недостатки: значительное потребление реактивной мощности и невозможность плавного регулирования частоты вращения. Во многих мощных электроприводах применяют синхронные Д. э. В тех случаях, когда необходимо регулировать частоту вращения, пользуются Д. э. постоянного тока и значительно реже в этих случаях применяют более дорогие и менее надёжные коллекторные Д. э. переменного тока. Мощность Д. э. от десятых долей вт до десятков Мвт. Различают Д. э. в открытом исполнении, в которых вращающиеся и токоведущие части защищены от случайного прикосновения и попадания посторонних предметов; в защищенном исполнении (в т. ч. капле- и брызгозащищённые); закрытые (пыле- и влагозащищённые) и герметичные; взрывобезопасные, в которых пламя не выходит за пределы двигателя при взрыве газов внутри него.
Дви’гатель-генера’торный агрега’т, мотор-генератор, установка, состоящая из электродвигателя и генератора электрического тока, механически соединённых между собой. Д.-г. а. служит для преобразования одного вида электрического тока в другой (преимущественно переменного тока в постоянный), а также для преобразования числа фаз и частоты (см. Преобразователь частоты ) . Д.-г. а. применяют, например, для питания электролитических ванн, в металлургических и др. производствах. С 60-х гг. 20 в. Д.-г. а. вытесняются более экономичными и надёжными статическими полупроводниковыми преобразователями.
Дви’гательная бля’шка, моторная бляшка, концевая пластинка, двигательный концевой аппарат, структурное образование на поперечнополосатом мышечном волокне в месте окончания двигательного нерва у позвоночных животных и человека. Д. б. — основная составная часть нервно-мышечного соединения, функционирующего как синапс с химической передачей; возбуждение передаётся от нерва к мышце с помощью медиатора , и она сокращается. Двигательный нерв теряет миелиновую оболочку у места отхода концевой ветви, образующей ряд отдельных контактов с поверхностью мышечного волокна. В области этих контактов нервное волокно содержит т. н. синаптические пузырьки, митохондрии , и отделено от мембраны мышечного волокна, имеющей складчатое строение, щелью шириной около 500 А. Нервное окончание в области Д. б, окружено шванновской клеткой , проникающей на отдельных участках в щель между мембранами нервного и мышечного волокон. См. рис.
Схема строения двигательной бляшки: 1 — двигательный нерв; 2 — миелиновая оболочка; 3 — цитоплазма шванновской клетки; 4 — выросты шванновской клетки, проникающие в щель между нервным и мышечным волокнами; 5 — нервное окончание; 6 — митохондрии; 7 — синаптические пузырьки; 8 — мышечное волокно; 9 — складки пограничной мембраны мышечного волокна; 10 — плотная полоса в щели между нервным и мышечным волокнами (щель указана стрелками).
Двигательные нервные волокна
Дви’гательные не’рвные воло’кна, или эфферентные нервные волокна , отростки нервных клеток, по которым импульсы идут от центральной нервной системы к исполнительным органам — мышцам (такие волокна называют моторными), железам и др. Ср. Чувствительные нервные волокна .
Дви’гательный анализа’тор, совокупность чувствительных нервных образований, воспринимающих, анализирующих и синтезирующих импульсы, идущие от мышечно-суставного аппарата. Термин введён И. П. Павловым. Д. а., как и другие анализаторы , состоит из цепи нервных клеток, начинающейся с рецепторов сухожилий, суставов и др. проприорецепторов и кончающейся группами нервных клеток в коре больших полушарий головного мозга. От проприорецепторов импульсы идут к первым нейронам Д. а., находящимся в межпозвонковых нервных узлах, далее — в спинной мозг и по его задним столбам — в продолговатый мозг, где расположены вторые нейроны Д. а. Волокна, выходящие из ядер продолговатого мозга, переходят на противоположную сторону, образуя перекрест, подымаются к зрительным буграм, где расположены третьи нейроны, и достигают коры головного мозга. Помимо этого пути, сигналы от опорно-двигательного аппарата могут достигать коры головного мозга и через ретикулярную формацию и мозжечок . Д. а. принадлежит ведущая роль в формировании и проявлении движений, он играет существенную роль в высшей нервной деятельности .
Лит.: Гамбарян Л. С., Вопросы физиологии двигательного анализатора, М. , 1962.
Двигубский Иван Алексеевич
Двигу’бский Иван Алексеевич [24.2(7.3).1771 (по др. данным — 1772), Короча, ныне Курской обл., — 30.12.1839 (11.1.1840), Кашира], русский естествоиспытатель.
Окончил Московский университет (1796), где в 1798 стал адъюнктом, с 1807 профессор, в 1826—33 ректор. В 1802 за исследование подмосковной фауны получил степень доктора медицины. В 1805, путешествуя по Ю. России, собрал богатые коллекции насекомых и растений, которые передал Московского университету (в 1812, во время пожара Москвы, коллекции сгорели). Составил первый определитель дикорастущей флоры Московской губернии на русском языке (1828), а также определитель преимущественно отечественных лекарственных растений (в 4 чч., 1828—34), впервые сделал попытку полного описания русской фауны (1817—18); составил энциклопедию практических сведений по сельскому хозяйству и домоводству (в 12 тт., 1836—40). В 1807—08 Д. опубликовал составленный им первый русский учебник технологии, в котором изложил состояние химических производств в начале 19 в. Написал также один из первых русских учебников физики (1808, 3 изд., ч. 1—2 ;1824—25).
Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 3, М., 1950.
«Движение 26 июля»
«Движе’ние 26 ию’ля», организация кубинских патриотов, сформировавшаяся после вооруженного выступления Ф. Кастро Рус и его соратников 26 июля 1953 против режима Батисты-и-Сальдивара в г. Сантьяго-де-Куба; существовала в 1953—61 и явилась составной частью Объединённых революционных организаций .