Приведение шатунов в порядок. Часть 2. Развесовка шатунов.
Давно хотел залезть в шатуны глубже, чем их производитель. ))
В первой части я уже приводил результаты взвешивания шатунов. Отклонение в 4,5 грамма при заводской норме в 4 грамма меня здорово огорчило. Пока не закончились работы по обнижению и расточке ничего не делал, т.к. вес здорово изменился в меньшую сторону. В среднем каждый шатун стал легче на 10 грамм, с 681-685 до 669-671. Как видите разница сократилась, за счёт расточки в одну ось верхней и нижней головок шатунов. Вроде бы можно было ничего дальше не делать, т.к. вес в допуске, но я был уверен, что развесовка по головкам не идеальная и это подтвердилось на 100%.
Начитался интернета. стал городить конструкции для взвешивания. Благо приличные весы были приобретены заранее.
Сначала было так
Потом так.
И так.
Усложняем.
Сколько не делал этих конструкций, при взвешивании одного и тоже шатуна каждый раз получались разные результаты причем разница была в несколько грамм.
В итоге я психанул и сделал нормальную конструкцию, подсмотренную у буржуев и одно видео здорово помогло. Это подвес на двух нитках к потолку мастерской (потолок низкий))). в оригинале подвес на высокой подставке) с одной стороны и подставка на весы — с другой. Вывешивание на нитках или цепочках необходимо что бы компенсировать неточность по осям. Используя нитки учитывайте, что они имеют свойство растягиваться, а оси шеек должны быть строго в горизонте. На подвес и подставку выточил из фторопласта два ролика по диаметру шеек, с возможностью из переставлять. Фторопласт легкий с низким сопротивлением трению и это как по мне лучший материал для такой приспособы. И наконец-то я стал получать повторяющиеся результаты!
Проверка горизонтали. Грузик подобран по весу и имитирует шатун.
Правильная конструкция.
Потом я нарисовал на роликах стрелки, что бы взвешивать в одном положении ролика, т.к. заметил, что если ролик повернуть на 90 и больше градусов показания хоть немного но отличаются.
Финальная конструкция для взвешивания шатунов.
Перевешивал каждый шатун не меньше 10-ти раз что бы получить гарантировано правильный средний вес. Данные как обычно записывал в таблицу. Их было даже несколько )) Сначала было так:
Видно что головки отличаются в весе на пару грамм. Начал облегчать крышки, снимая по чуть-чуть. Важно понимать, что снимая с крышки лишний вес, вы меняете развесовку и на верхней головке, т.к. общий вес шатуна меняется. Например, если у вас общий вес шатуна больше остальных на 2 грамма и нижняя головка весит больше среднего значения других шатунов именно на этот вес, нельзя просто снять оттуда все 2 грамма. Неизбежно будет перекос по весу. Поэтому я снимал по 0,3-0,5 грамма и параллельно взвешивал, записывая изменения. Потом наступил черёд верхних головок и окончательная подгонка. Вроде бы и веса снятые с шатунов были небольшие — где 1,5, а где 0,5 грамма, но когда пилишь шатун это очень заметно. Последние десятые доли грамма снимал с верхних головок уже лепестковым наждачным кругом. Пусть будет красиво.
В итоге получились такие результаты.
Окончательные измерения.
Подогнанные по весу шатуны:
Да, ещё. В самом начале перевесил новый комплект болтов, купленных заранее. Оригинал, мать его. Казалось бы что там этих болтов, но проще было вывести их сразу в один вес, с точностью до 0,01 грамма и не обращать внимание на их вес при последующих работах. На заднем плане фото видно листик с весом болтиков до подрезки и после.
Потратил на все эксперименты с изготовлением приспособления для взвешивания, я около 4-х дней вечерами, а вывесил и привёл в соответствие шатуны за одну субботу.
Вот как-то так.
Следующая часть будет про поршни.