Долгая дорога к комфорту или сиденья с электроприводом ☑
Давненько ничего не писал =)
За время моего молчания многое произошло. Я даже не готов сказать, что изменилось сильнее — мир вокруг или моя колесница. Но, так как ресурс все-таки автомобильный, то произошедшее в мире вряд ли удостоится отдельной статьи, хотя и будет тут вскользь упомянуто.
Начну, пожалуй, с того, что наконец-то воплотил свою давнюю фантазию — сиденья с электроприводом! Да еще и так, что помимо электропривода самого по себе по некоторым причинам, о которых я расскажу чуть позже, бонусом оказалась память на три положения!
Ерунда, скажете вы, у многих владельцев салона с электроприводом на водительском сиденье есть память.
Не спорю, но у меня память есть еще и на пассажирском C:
Мечта любого шкодавода
Но, для начала, вернемся немного в прошлое, когда трава была зеленей, небо голубей, а для похода в кафе не нужны были маски и qr-коды.
Еще с самой покупки автомобиля я понял, что мне не нравится постоянно настраивать под себя механическое сиденье. Ведь когда за рулем периодически ездят два водителя, один из которых ростом 167, а другой 184, у тебя практически не остается отправной точки для регулировки, и каждый раз сиденье настроено немного по-другому. Помимо этого вишенкой на торте оказалась особенность конструкции направляющих в салазках, благодаря которой довольно часто после регулировки сиденья при резком старте или торможении кресло под тобой делало внезапное микрокатапультирование на пару сантиметров, заканчивающееся громким щелчком и фиксацией относительно остального кузова. Ощущения, я вам скажу, непередаваемые =)
И вот по прошествии нескольких лет микроинсультов и веселых стартов в середине февраля 20 года при мониторинге Авито наткнулся на объявление о продаже салона с электроприводом. Да не простого, а кожаного, от версии vRS и памятью с левой стороны (к этому мы еще вернемся).
Очень аппетитное описание. Жаль, неправда
Продавали его какие-то барыги Bmw Genetica с заявленным пробегом в 30000 (но верилось с трудом). Со стартовых 100 к моменту, когда на объявление наткнулся я, салон "усох" до 90. Сторговав еще 4 было принято решение, что сию жемчужину надо срочно забирать.
Фото из объявления №1 Фото из объявления №2
Как это всегда бывает, все самые важные решения принимаются в спешке. Решение о покупке салона не стало исключением. Приехав поздним вечером по указанному адресу и обнаружив перед собой забор, понял, что к указанной точке ведет только проселочная дорога, в силу стоявшей погоды превратившаяся в неплохой маршрут для трофи-рейда. Было принято решение звонить продавцу и рассчитывать на него, как проводника. К моему удивлению, через пятнадцать минут на место подъехала свежая пятерка БНВ и, задорно виляя кормой, устремилась по маршруту в сторону гаражного кооператива. Не стал отставать и я.
Так как было уже поздно, под ногами был гололед и лужи, а погода стояла промозглая, как никогда раньше, осмотр сего великолепия свелся к тому, что я просветил фонариком стрейч-пленку, в которую были заботливо замотаны все детали, и, не обнаружив особого криминала, по-быстрому рассчитался с продавцом, закинул кресла в багажник валетом, а задний диван сложил на свой задний диван и устремился к дому. Позже, дабы не занимать место в квартире, отвез салон до лучших времен на дачу.
Хлеб по талонам получали. Теперь разминаем булки по qr-кодам
Как ни странно, "лучшие времена" не заставили себя долго ждать. Рубль совершал свой очередной рывок, с поставкой электронных компонентов из-за границы начинали возникать серьезные перебои, народ роптал перед надвигающейся пандемией.
Срочно возвратившись из командировки в середине марта с удивлением обнаружил, что весь офис был отправлен на удаленку. Ура, подумал я, долгожданный отпуск! И махнул барагозить на дачку.
Ждет своего часа
Первым делом свое законное место занял задний диван. Там все оказалось элементарно. Единственное, так как мне попался с дистанционным складыванием, и механизм был слегка уставшим, мне пришлось изрядно попотеть, чтобы вставить шлиц штырька оси в паз правой спинки. В обычных спинках без тросиков дистанционного складывания там обычные цилиндрические отверстия, и все собирается элементарно.
Дальше, раздобыв в группе "Кодировки VAG" на драйве электрическую схему от Октавии и затарив несколько мотков автомобильных проводов разного сечения (естественно, одного цвета, никто ж не держит ассортимент из разных цветов), по-быстрому накидал проводку под электропривод. Параллельно с этим, разложив сиденья на столе, с удивлением обнаружил, что несмотря на размещение кнопок памяти на водительском сиденье, блок почему-то был установлен под пассажирским. Шестеренки в голове закружились в диком вальсе. Вариантов было немного, наиболее простым виделось перекидывание проводки между сиденьями в надежде, что все заработает.
Максимально аккуратно отсоединив проводку и сняв часть шкурки с водительского сиденья обнаружил, что в сиденье с блоком памяти от блока с рычажками идет всего 5 тонких сигнальных проводов сечением 0,35-0,5, тогда как в другом сиденье проводов не только больше, но они уже сечением 1,5. Помимо этого в сиденье с памятью в спинку уходила еще одна коса, назначение которой мне не было понятно, а рисковать с разборкой всего сиденья я уже не хотел.
Было принято решение ехать к Игорю Smailauto в его волшебную кузню. Благо, он отказывать не стал, и вместе с проводкой для атмосферной подсветки протянул проводку от CAN-шины к разъему сиденья. А по сиденьям порекомендовал обратиться к Александру TiguanTT как к профессионалу по этим вопросам. Александр действительно оказался профессионалом и довольно быстро перекинул косы, а заодно и спинки сидений местами, передав эстафету обратно к Игорю.
В день Х я снова привез Игорю салон для подключения. Как выяснилось, тот день для Игоря оказался действительно не очень (он мне его до сих пор припоминает xD), так как сиденья упрямо не хотели калиброваться, ОДИС выдавал по ним кучу ошибок, а память наотрез отказывалась хоть как-то шевелить моторами.
Как позже выяснил Игорь, положив сиденья рядом, у них оказались разные по своей конструкции моторы — у сиденья с памятью он длиннее, и там, по-видимому, прячется какая-то плата. А что в этой ситуации "самое приятное" — моторы на каркасе пересадить нельзя, так как они сделаны в едином конструктиве. И, стало быть, все предыдущие труды и куча вложенных денег пропали почти понапрасну. Но мы не сдавались.
Я всерьез вознамерился заиметь левое сиденье с электроприводом и памятью. Для этого открыл для себя польскую площадку Allegro и даже зарегистрировался там. Но не обладая навыками пшекания через слово, что-либо понять там было довольно сложно. Поэтому по совету Александра я обратился за помощью к Сергею Sergej1408.
Один из вариантов. Были и совсем новые за 6-7 тысяч польских тугриков
Выбрав наиболее приемлемый вариант салона (а с учетом дополнительных наценок на услуги Сергея и стоимость транспортировки, эти салоны уже не кажутся столь привлекательными, как при тупой конвертации злотых в рубли), а именно такой же салон, но со сработавшей подушкой в спинке пассажира.
Старый но не бесполезный
Перевел деньги и стал ждать, периодически узнавая у Сергея обстановку. На тот момент я еще не знал, что ждать мне придется восемь долгих месяцев. Связано это было по большей части с закрытыми из-за пандемии границами и съехавшей кукухи верховного крахмалоцераптора, так как салон из Польши должен был ехать именно через Беларусь.
Пока ждал салон, приобрел у Александра кожаный подлокотник с красной строчкой за 5. Установить решил сам, так как Александр был на даче. Пришлось изрядно повозиться, так как нижняя накладка от моего старого подлокотника доФЛ никак не хотела стыковаться с новым подлокотником от ФЛ.
Пришлось немного подрезать ножичком.
Зато вид теперь совсем другой!
В итоге во время моего июльского отпуска уже в 21 году Сергей лично приехал и привез мой долгожданный салон. Довольный практически сразу договариваюсь с Александром о перекидывании проводок на сиденьях обратно, а заодно и качественном ремонте пассажирской сидушки. Шкурку зашивал какой-то знакомый Александра за 5, сделал очень хорошо, от завода не отличить. В принципе, мне разные ателье и частники озвучивали те же 5-6 за работу, но я решил не рисковать. Подушка обошлась еще в 3,5.
Так было Так стало
По итогу было принято решение оставлять оба сиденья с памятью себе. Хотя в процессе ожидания доставки салона из Польши и появился желающий приобрести одно пассажирское с памятью, я не рискнул вследствие последующих трудностей продажи остающегося некомплекта. Поэтому ко всему прочему прибавлялась проводка от CAN-шины к пассажирскому сиденью. Ну и атмосферная подсветка под сиденьями. А вдогонку к этому хотел, чтобы положения сидений и настройки магнитолы были привязаны к конкретному ключу — читай пользователю. То есть ты только машину с сигналки снял, а там уже сидушка сама поехала в нужное положение и магнитола любимую радиостанцию включила.
Групповое фото после окончания эпопеи
Закончив все манипуляции с сиденьями снова набрал Игоря и коротко обрисовал план работ. Игорь, кивнув головой, озвучил мне ориентировочно 3-4 часа. Опомнился он лишь тогда, когда я приехал и передал ему ключи. Объем работ по факту оказался несколько больше. Плюс из-за ошибки Александра при подключении фишек к моторам у пассажирского сиденья неправильно работали регулировки (хорошо, когда знаешь, в чем причина, а у Игоря от этого только седины прибавилось). Но зато теперь каждая встреча с колесницей приносит невероятное удовольствие — кресло подъезжает, подсветка загорается, радио включается, на цифровой приборке пишет имя учетной записи (пользователя) =)
Ну и несколько фоток оставшегося салона (его подумываю продавать целиком за 125 с подлокотником или 120 без):
Что такое полный электропакет?
Статья о том, что включает в себя электропакет — функционирование, обслуживание, важные нюансы. В конце статьи — видео об устройстве электропакета Лада Калина Люкс. Статья о том, что включает в себя электропакет — функционирование, обслуживание, важные нюансы. В конце статьи — видео об устройстве электропакета Лада Калина Люкс.
Никогда, приобретая автомобиль у официального дилера, нельзя встретить в техническом описании такого термина как «Полный электропакет». Японские, европейские, даже американские автоконцерны в принципе не понимают, что значит «Полный фарш», «Все включено» и пр., когда дело касается описания автомобильного оборудования, систем безопасности и силового блока.
При этом водители прекрасно знают, что они имеют в виду не электрику автомобиля, т. е. электропривод и не его электронику.
Что чаще всего подразумевается, когда говорят, что автомобиль имеет полный электропакет:
-
Электрические стеклоподъемники, включая пятую дверь.
Если рассматривать все приборы в автомобиле, которые приводятся в движение через подачу электросигнала, то в термин «Полный электропакет» можно включить все узлы и агрегаты автомобиля, в том числе ЭБУ, систему климат-контроля, автоматический парковщик, кондиционер и GPS навигатор.
При этом важно помнить, что от марки машины и ее базовой комплектации зависит и количество опций, обеспечивающих комфортное вождение. ВАЗ 2106 с механическим стеклоподъемником вполне подходит под термин «Все включено». Действительно, в автомобиле есть все, что инженеры предполагали туда включить…
Электростеклоподъемники
Электрические стеклоподъемники — это, наверно, первая система в машине, которая обеспечивает 50% комфорта водителя и пассажиров. Сегодня трудно представить себе, что когда-то для подъема бокового стекла использовали ручки, которые водители и все пассажиры крутили сами.
Установка стеклоподъемника производится непосредственно в дверной корпус на раму или на отдельно вмонтированную рейку. Автостеклоподъемник состоит из:
В качестве привода используется редуктор, который состоит из электродвигателя и передачи (цепной или червячной). Для подъема стекла используются реечный, тросовый или рычажный механизм. На легковые автомобили чаще всего устанавливают реечные стеклоподъемники. Для грузового автотранспорта используют тросовый подъемник.
Управление стеклоподъемником может быть прямое или электронное. Прямое управление подразумевает движение стекла от электроцепи, соединенной с аккумулятором, и регулировку стеклоподъемника простым переключателем, кнопки которого расположены на каждой двери, имеют две (реже три) позиции.
Управление стеклоподъемником с помощью электронного узла более комфортно благодаря встроенным датчикам движения и остановки, контроля и безопасности. В конструкцию входят:
-
электронный блок управления,
На двери водителя или на панели управления расположены кнопки переключения или сенсорная панель, с помощью которых можно контролировать все стеклоподъемники, устанавливать их блокировку автономно.
Кроме этого, каждый электронный стеклоподъемник может управляться индивидуально — это комфортно и водителю, и пассажирам. Также обеспечивается дополнительная безопасность при езде. Водитель может заблокировать любое окно от открывания, например, если на заднем сидении находятся дети.
Благодаря электронному блоку расширяется функционал стеклоподъемников, можно:
-
закрывать или открывать окна автоматически,
Электростеклоподъемник — это дополнительный комфорт, который никак не влияет на скоростные параметры автомобиля и его ездовые характеристики, но очень важен для водителя и пассажиров.
Центральный замок и сигнализация
Еще одна вспомогательная система, предоставляющая водителю дополнительное удобство — это система центральной блокировки автомобильных замков на дверях и на крышке топливного бака. Среди автолюбителей этот блокиратор называется просто «Центральный замок» и относится к главной опции электропакета.
Практически все центральные замки имеют дистанционное управление, антенна встроена в ЦБ (центральном блоке), открыть или закрыть дверь авто можно с расстояния 10 метров.
Центральный блокиратор состоит из следующих деталей:
В современных автомобилях устанавливают центральный замок с децентрализованной системой управления. Это значит, что помимо главного, центрального блока, на каждой двери устанавливается свой блок управления. Автоматическая блокировка и разблокировки работает при выключенном двигателе, во время столкновения автомобиля система автоматически открывает все двери.
Электропривод передних сидений
Электрический привод передних сидений позволяет водителю настроить кресло наиболее удобным образом под себя.
Сегодня мало кто помнит, но автомобиль ГАЗ 2410 — знаменитая «Волга» 1980 года, имела интересное устройство переднего сидения. Водительское кресло было смещено к двери, в то время как руль располагался строго по центру водительского места. Трудно представить, на какие ухищрения приходилось идти советским водителям, чтобы сделать управление машиной белее или менее комфортным.
Электропривод позволяет регулировать высоту сидения, угол наклона спинки, расстояние до педалей управления. Электропривод состоит из:
Регулировать положение кресла можно при выключенном моторе, информация о текущем положении как водительского, так и пассажирского кресла выведена на переднюю панель, В современных автомобилях электропривод передних сидений оснащается датчиками веса, памятью, подсветкой.
Электропривод боковых зеркал
В опцию «Полный электропакет» входит такая функция как автоматическая регулировка и настройка зеркал заднего вида. В современных автомобилях уже не нужно выходить из машины и вручную настраивать зеркало под свои параметры. Отсутствуют механические зажимы и фиксаторы. С водительского места одним нажатием кнопки зеркало поменяет угол наклона как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Во время парковки на узком пространстве зеркало автоматически сложиться и «прижмется» к кузову.
Механика работы зеркал обеспечивается двумя встроенными в корпус зеркала электромоторами. Переключатель, который расположен на приборной доске, позволяет регулировать положение зеркала в двух плоскостях. При включении обогрева заднего стекла на многих автомобилях автоматически включается обогрев зеркал. Подача питания на электромоторы зеркал начинается с момента включения двигателя.
Практически всегда это приводит к тому, что электропривод выходит из строя. Механизм складывания зеркала и регулировка обзора — это две разных системы, и обе они приводятся в движение электрическим импульсом.
Климат-контроль. Печка. Кондиционер
Несмотря на то, что сегодня сложно найти автомобиль без системы климат-котроля, кондиционеры и печки остаются достаточно востребованными. Поэтому для того, чтобы автомобиль мог рассчитывать на получение почетного звания «Машина с полным электропакетом», среди систем комфорта должна быть и печка, и климат-контроль, и кондиционер.
Все эти механизмы имеют электропривод — их моторы «питаются» мощностью аккумулятора, управление происходит через переключатели на приборной доске. Но параметры работы у этих климатических систем разные.
Если задача климат-контроля — поддерживать заданную температуру всего салона путем автоматической подачи холодного или горячего воздуха, температуру которого устройство будет определять самостоятельно, то для печки и кондиционера безразлична температура салона. Какие параметры работы задаст водитель, такую температуру воздуха механизм и выдаст в салон, и автоматически ничего регулировать и поддерживать не будет.
В автомобиле еще можно найти десятки систем, которые легко входят в категорию электрооборудование: это лампы света в салоне, датчики давления в шинах, подсветка пола под пассажирскими сидениями, сигнальные огни, фары, мультимедийная система и многое другое. Но если без телевизора в салоне можно вполне обойтись, то без печки в 30-градусный мороз обойтись сложно. Поэтому каждый водитель сам выбирает, что конкретно для него значит «Полный фарш» в автомобиле, для чего он нужен и кто будет этим пользоваться.