Рст аи71 на дисках что означает
Перейти к содержимому

Рст аи71 на дисках что означает

  • автор:

Расшифровка маркировки на колесном диске

Маркировку на колесном диске можно условно разделить на два типа — основную и дополнительную. К основной информации относится: ширина диска (в дюймах); тип кромки обода; разъемность обода; монтажный диаметр (в дюймах); наличие кольцевых выступов (хампов); диаметр расположения крепежных отверстий (PCD или сверловка); вылет диска (ET) в мм; диаметр центрального отверстия (DIA). К дополнительной информации можно отнести: максимально допустимая нагрузка, максимально допустимое давление в покрышке, данные о методах изготовления диска, сведения о международной сертификации конкретного диска, страна производства, товарный знак и прочая служебная информация изготовителя. Однако разные производители указывают на своих дисках не всю перечисленную выше информацию, а лишь некоторые из приведенных сведений.

Расположение маркировки на колесном диске

Маркировка легкосплавного диска

На литых дисках в зависимости от конструкции маркировка может располагаться в разных местах. Обычно эта информация указывается на спицах с внутренней стороны либо на внешней стороне между ними. Иногда производители располагают обозначения возле центрально отверстия, между крепежными отверстиями под колесные болты (гайки). В отличии от стальных аналогов, на поверхности литых дисков дополнительно будет присутствовать клеймо проверки рентгеном, а также клеймо организации, которая проводила данную проверку либо имеет соответствующее разрешение на это.

Маркировка штампованного диска

На штампованных дисках маркировка выбита на поверхности с внутренней либо внешней стороны. Есть два основных места расположения. В первом варианте надписи наносятся между крепежными отверстиями под колесные болты (гайки), возле центрально отверстия. Во втором варианте информация указывается по периметру обода возле его внешнего края. На недорогих штампованных дисках более распространен второй вариант. На стальных дисках обычно указывается техническая информация и зачастую производитель и страна, где он находится.

Расшифровка основной маркировки на колесном диске

Рассмотрим подробно расшифровку основной маркировки колесного диска на примере обозначения:

7.5J X 16 H2 5×114.3 ET45 d60.1

В данном примере:

  • 7.5 — посадочная ширина диска в дюймах.
  • J — тип конструкции бортовых закраин обода.
  • X — разъемность обода (буквой X обозначается монолитный диск, горизонтальной чертой – разъемный).
  • 16 — монтажный диаметр обода в дюймах.
  • H2 — указывает на наличие хампов (кольцевых выступов).
  • 5×114.3 — PCD или сверловка (разболтовка), количество и диаметр расположения крепежных отверстий в мм.
  • ET45 — вылет диска в мм.
  • d60.1 — DIA, диаметр центрального отверстия (диаметр ступицы).

Посадочная ширина диска

Посадочная ширина диска обозначается в дюймах, в данном примере она равна 7.5. Это расстояние между внутренними краями обода в месте, куда уложится борт шины. Соответственно ширина обода несколько меньше полного размера ширины диска. Несоответствие штатным размерам по ширине приводит к ухудшению ездовых характеристик, допустимое отклонение — от 0,5 до 1,0 дюйма. Данный параметр связан с шириной покрышки. Ширина обода в соответствии с требованиями должна быть на 25% меньше ширины профиля покрышки, но на практике на каждый обод можно устанавливать покрышки в определенном интервале ширины. Этот интервал меняется в зависимости от высоты профиля шины.

Тип конструкции бортовых закраин обода

Тип кромки обода — это закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и т.п.). В нашем примере эта маркировка указана буквой J. В соответствии с европейскими и международными правилами тип кромки может обозначаться одной из следующих латинских букв — J, JJ, JK, K, B, D, P для легковых автомобилей и E, F, G, H — для грузовых автомобилей. Информация о кромках обода указана в инструкции к автомобилю. При выполнении маневров размер угла наклона или диаметр контура обода влияет на смещение шины относительно диска и важен для безопасности движения, поэтому по возможности лучше выбирать диски с рекомендованным типом кромки. Наиболее распространённым на территории России является тип J, также часто встречается JJ — тип для полноприводного легкового транспорта.

Разъемность обода

Колесные диски могут быть монолитными и разъемными. Монолитный диск обозначается английской буквой «X» в размере, разъемный — горизонтальной чертой «» (например 7.0–20). В нашем примере указана буква «X», т.е. обод является монолитным или неразъемным. Большинство дисков для легковых автомобилей являются неразъемными и предназначены для установки на них так называемых «мягких» покрышек. Для «жестких» покрышек нужен обод, который можно разобрать на составные части, например диски для грузовой и спец. техники или внедорожников.

Монтажный диаметр обода

После информации о разъемности диска в маркировке указывается монтажный или посадочный диаметр колесного диска. Он обозначается в дюймах, в нашем примере это 16. Размер монтажного диаметра меньше общего размера диска. Этот параметр соответствует посадочному диаметру покрышки и размеры диска и шины должны совпадать абсолютно точно. Для легковых автомобилей наиболее популярными диаметрами являются размеры от 13 до 17 дюймов. Большие диски (18-22 дюйма) ставятся на автомобили с мощными двигателями, на различные внедорожники, микроавтобусы либо грузовые машины.

Кольцевые выступы (хампы)

Кольцевой выступ или хамп (от англ. «hump» — возвышение, бугор) расположен по периметру окружности диска и служит для фиксации покрышки на ободе и предотвращения ее соскальзывания. Кольцевые выступы имеют различные профили и способы закрепления шины.

Существуют следующие варианты обозначения хампов:

  • H — простой хамп;
  • H2 — двойной хамп;
  • FH — плоский хамп (Flat Hump);
  • AH — ассиметричный подкат (Asymmetric Hump);
  • CH — комбинированный хамп (Combi Hump);
  • SL — выступы у диска отсутствуют (покрышка в этом случае будет держаться за закраины обода).

В нашем примере хампы на диске имеют обозначение H2. Это наиболее распространенные диски. Данная информация означает, что на ободе кольцевые выступы расположены с двух сторон, внешней и внутренней стороны диска. Это обеспечивает более надежное крепление и фиксацию бескамерной покрышки на диске и уменьшает вероятность ее разгерметизации. Если на диске нанесен лишь один символ Н, то выступ расположен лишь с одной стороны диска.

PCD или сверловка (разболтовка)

Маркировка 5×114.3 в нашем примере обозначает PCD. Это означает, что у данного диска имеется пять крепежных отверстий, которые расположены по окружности диаметром 114.3 мм. На импортных колесных дисках указанный параметр обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter). В русском языке также имеет определение «разболтовка» или «сверловка». Иногда крепежные параметры могут иметь вид 5/114.3. У большинства современных легковых автомобилей количество крепежных отверстий равно 4, 5 или 6 штук, но можно встретить диски с 3, 8 или 10 отверстиями. Диаметр окружности, по которой расположены крепежные отверстия, обычно от 98 до 139.7 мм. Распространенные значения PCD: 98, 100, 108, 112, 114.3, 120, 130, 139.7.

Очень важно соблюдать указанные в маркировке размеры PCD. Все болты (гайки) должны быть отцентрированы и равномерно затянуты, это необходимо для надежности крепления диска на ступице. Погрешность в 1-2 мм приведет к неравномерной посадке колеса, и будет иметь решающее значение в ходе эксплуатации автомобиля.

Как измерить PCD (разболтовку) самостоятельно

На дисках разболтовка указывается не всегда, но можно замерить PCD самостоятельно с помощью линейки или штангенциркуля. Существует два варианта измерения разболтовки: расстояние между соседними и дальними отверстиями.

В первом варианте измеряется расстояние между центрами любых двух соседних крепежных отверстий и умножается на специальный коэффициент.

Коэффициент меняется в зависимости от количества крепежных отверстий на диске:

  • 3 отверстия — 1,155
  • 4 отверстия — 1,414
  • 5 отверстий — 1,701
  • 6 отверстий — 2
  • 10 отверстий — 3,326

Во втором варианте измеряется расстояние между центрами двух не соседних крепежных отверстий. У дисков с четырьмя и шестью отверстиями нужно измерить расстояние между центрами двух диаметрально противоположных крепежных отверстий — это расстояние и будет равно PCD. У дисков с пятью отверстиями значение PCD будет равно расстоянию между центрами любых не соседних крепежных отверстий, умноженному на коэффициент 1,051.

Вылет диска (ET)

Маркировка ET45 в нашем примере — это вылет диска. Вылет обозначается буквами ET (Einpress Tief) и цифровым значением в миллиметрах. Иногда также встречаются названия OFFSET или DEPORT. Это очень важный параметр при выборе. Вылет диска — это расстояние между привалочной плоскостью колесного диска (плоскость, которой диск прижимается к ступице) и срединной плоскостью (серединой ширины диска). Вылет для колес каждого автомобиля рассчитывается производителем. Он влияет на правильное расположение колеса в колесной арке. Уменьшение вылета колеса перегружает подшипники ступиц и подвеску (максимально допустимая величина такого изменения — 10 мм). Увеличение вылета сужает колею и может мешать работе механизма торможения. О допустимом значении вылета диска говорится в инструкции пользователя к автомобилю.

Бывает три типа вылетов колесных дисков:

  • Положительный вылет — когда расстояние между срединной плоскостью и привалочной плоскостью положительное. Например, ET45.
  • Нулевой вылет — когда привалочная плоскость колесного диска и срединная плоскость совпадают между собой. Например, ET0.
  • Отрицательный вылет — когда привалочная плоскость заходит за срединную плоскость. Например, ET–45.

DIA, диаметр центрального отверстия

Маркировка d60.1 в нашем примере — это диаметр центрального отверстия (диаметр ступицы), который измеряется в миллиметрах и обозначается как DIA. В данном случае он равен 60.1 мм. Диаметр центрального отверстия должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используются переходные (центровочные) кольца. Эти кольца надежно фиксируют диск на ступице, исключая возможность возникновения вибраций. Для штампованных (стальных) дисков диаметр отверстия под ступицу обязательно должен совпадать с предписанным заводом-изготовителем автомобиля, т.к. на стальных дисках не используются переходных кольца.

Маркировка дисков

Обозначение (маркировка) должно быть нанесено на внутреннюю поверхность диска и обязательно должно присутствовать на его упаковке или в сопроводительном буклете, наклейке и др.

Маркировка, по которой можно понять, подходит ли данный диск на тот или иной автомобиль, выглядит следующим образом:

7.5Jx16 Н2 5*112 ET35 d66.6 (в нашем магазине для упрощения применяется маркировка вида (7.5×16 5*112 ET35 d66.6)

7.5 – ширина обода в дюймах.

x – данный знак между условными обозначениями ширины и посадочного диаметра указывает на то, что обод колеса неразъемный.

16 – посадочный диаметр обода колеса в дюймах, который обязан соответствовать посадочному диаметру шины.

J – закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и т.п.).

Н2 – буква Н (сокр. от Hump) указывает на наличие кольцевых выступов (хампов) на полках обода, которые удерживают бескамерную шину от соскакивания с диска. В большинстве случаев на колесе встречаются два хампа (обозначение Н2), но хамп может быть и один (Н), иметь плоскую форму (FH – Flat Hump), быть асимметричным (AH – Asymmetric Hump), комбинированным (CH – Combi Hump). Бывают колеса и без хампов вообще.

5*112 – PCD (Pitch Circle Diameter). Цифра 5 – количество крепежных отверстий в диске для болтов или гаек.. 112 – диаметр окружности в мм, на которой расположены центры крепежных отверстий.

ET35 – вылет диска в мм., т.е. размер между посадочной (привалочной) плоскостью диска колеса, прилегающей к ступице автомобиля, и воображаемой плоскостью симметрии обода. Если привалочная плоскость находится «снаружи» относительно плоскости симметрии, вылет колеса называется положительным, например, ЕТ35; если «изнутри» (ближе к автомобилю) – вылет отрицательный, например, ЕТ-20. Иными словами, чем больше колесо выступает из колесной арки, тем меньше величина вылета.

d66.6 – диаметр ступицы или диаметр центрального отверстия в мм.

На диске также может быть указано:

– Дата изготовления. Обычно год и неделя. Например: 0403 означает, что диск выпущен в 4 неделю 2003 года.

– SAE, ISO, TUV, РСТ – клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.

– MAX LOAD 2000LB – очень часто встречается обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Здесь указана максимальная нагрузка в 2000 фунтов (908кг).

– MAX PSI 50 COLD – означает, что давление в шине не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв. см), словo COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.

Рст аи71 на дисках что означает

Сегодня случайно увидел на рядом стоящей машине. 2014-12-20-342 2014-12-20-343
У самого на королке такие стоят, вместе с машиной шли. Или это у нас реплики такие делают?

2 Ответ от DDD 20.12.2014 14:28:01 (7 лет 6 месяцев назад)
  • Стаж: 13 лет 9 месяцев
  • Сообщений: 216
  • Репутация : [ 4 | 0 ]
Re: Тойотовские диски со значком РСТ, так бывает?

реплика, в комплекте часто идет заглушка с логотипом авто , если нет то заглушка покупается отдельно например на теплом рынке

3 Ответ от Pavel 20.12.2014 14:51:32 (7 лет 6 месяцев назад)
  • Откуда: Шумакова-Взлетная
  • Стаж: 14 лет 7 месяцев
  • Сообщений: 15 756
  • Репутация : [ 200 | 6 ]
Re: Тойотовские диски со значком РСТ, так бывает?

DDD, ну значит "репликаторы" бараны, накуя на самом видном месте этот значек лепить?

4 Ответ от FANTOM 20.12.2014 14:57:08 (7 лет 6 месяцев назад)
  • Стаж: 13 лет 10 месяцев
  • Сообщений: 623
  • Репутация : [ 15 | 0 ]
Re: Тойотовские диски со значком РСТ, так бывает?

это не реплика! это с машин собраных в россии. у меня стоят с короллы 12-13 года стоят с такимже знаком.

5 Ответ от Pavel 20.12.2014 15:23:49 (7 лет 6 месяцев назад)
  • Откуда: Шумакова-Взлетная
  • Стаж: 14 лет 7 месяцев
  • Сообщений: 15 756
  • Репутация : [ 200 | 6 ]
Re: Тойотовские диски со значком РСТ, так бывает?

FANTOM, во, бля! Присмотрюсь. А размер диска какой?

6 Ответ от FANTOM 20.12.2014 15:40:51 (7 лет 6 месяцев назад)
  • Стаж: 13 лет 10 месяцев
  • Сообщений: 623
  • Репутация : [ 15 | 0 ]
Re: Тойотовские диски со значком РСТ, так бывает?

16-е! сам искренне удивился!

7 Ответ от Pavel 20.12.2014 15:58:37 (7 лет 6 месяцев назад)
  • Откуда: Шумакова-Взлетная
  • Стаж: 14 лет 7 месяцев
  • Сообщений: 15 756
  • Репутация : [ 200 | 6 ]
Re: Тойотовские диски со значком РСТ, так бывает?

FANTOM, и пятидырые? Просто у меня то машинка пожилая. 15" 4× 100.

А на фото именно такие, и тогда короллы в России не собирали.

Отредактировано (20.12.2014 15:59:48, 7 лет 6 месяцев назад)

8 Ответ от FANTOM 20.12.2014 19:41:30 (7 лет 6 месяцев назад)
  • Стаж: 13 лет 10 месяцев
  • Сообщений: 623
  • Репутация : [ 15 | 0 ]
Re: Тойотовские диски со значком РСТ, так бывает?

бляяя ну дискито любые на машину мона закорячить!у мня тож неродные стоят.

9 Ответ от Pavel 20.12.2014 19:45:40 (7 лет 6 месяцев назад)
  • Откуда: Шумакова-Взлетная
  • Стаж: 14 лет 7 месяцев
  • Сообщений: 15 756
  • Репутация : [ 200 | 6 ]
Re: Тойотовские диски со значком РСТ, так бывает?

бляяя ну дискито любые на машину мона закорячить!у мня тож неродные стоят.

Это как? Как минимум сверловка должна совпадать. Я к тому что не могли такие оригинальные диски как на фото, в России выпускаться. Кстати, а с каких пор Короллу у нас клепать начали?

10 Ответ от FANTOM 20.12.2014 19:54:58 (7 лет 6 месяцев назад)
  • Стаж: 13 лет 10 месяцев
  • Сообщений: 623
  • Репутация : [ 15 | 0 ]
Re: Тойотовские диски со значком РСТ, так бывает?

дак давно уже собирают камри, короллы ещё какуюто херь. В Калиненграде если не ошибаюсь!это литосы похожи какраз на короловские штатные со 120 кузова!

11 Ответ от Pavel 20.12.2014 20:00:00 (7 лет 6 месяцев назад)
  • Откуда: Шумакова-Взлетная
  • Стаж: 14 лет 7 месяцев
  • Сообщений: 15 756
  • Репутация : [ 200 | 6 ]
Re: Тойотовские диски со значком РСТ, так бывает?

FANTOM, да камри то давным давно, и еще какую то хрень, но короллы не делали, по крайней мере раньше. А это родное фирменное литье со 120-й. У меня один в один такое стоит. Только значка этого нет. То есть у меня оригинал.

Вот нарыл: Никуя кроме камрюхи там не делают: http://www.profyrost.ru/companies/2272.html
Так что диски реплика.

Отредактировано Pavel (20.12.2014 20:06:26, 7 лет 6 месяцев назад)

Маркировка дисков для легковых автомобилей: расшифровка их обозначений — что означают цифры на автодисках и как их расшифровать

Бобков Олег

Темой этого обзора будет маркировка колесных дисков авто и расшифровка их обозначений для легковых автомобилей и иного типа транспорта. Этот аспект весьма важен при замене шин и колес. Ведь неправильно подобранный товар ухудшает множество различных показателей ТС: сцепляемость с поверхностью, превышение предельной нагрузки на подвеску, управляемость машины, эксплуатационный срок. Если монтаж осуществляется для неподходящей модели транспорта, то возникает серьезная опасность для жизни самого водителя. Поэтому следует быть предельно внимательным и научиться грамотно считывать сведения от производителя. Где их найти и как правильно трактовать, читайте далее.

маркировка на дисках колес расшифровка

Маркировка колесных дисков – расшифровка

Существует несколько методов нанесения информации. А вот форма подачи остается единой. В большинстве случаев и для штамповки, и для литья используется стандартный сертифицированный европейский способ, un/ece 124. Хотя существуют и исключения, о которых мы поговорим ниже.

Визуально найти необходимые сведения можно на ободе, располагаются они на внешней или внутренней стороне, в зависимости от производителя. Важно понимать, что эти данные относятся только к основным. Существуют еще и дополнительные, которые наносятся на некоторые типы товара. Их можно встретить не всегда, как пример, – предельное давление покрышки или нагрузка на ресурс. Посмотрим, как это выглядит на схеме.

маркировка штампованных дисков расшифровка

Маркировка автодисков и ее расшифровка

Чтобы информация была достаточно детальной, попробуем разобрать все на примере. Возьмем за основу вот такую вот запись, которую мы можем обнаружить на диске: 6.5Jx15 H2 5/100 ET45 d54.1. А после этого шаг за шагом рассмотрим каждое из цифровых и буквенных значений, узнаем, насколько важным будет тот или иной параметр.

Ширина обода

Это расстояние от одного края до другого. Считывается по внутренней стороне, на внешней может быть иное значение. Аспект весьма важен, ведь он играет серьезную роль при выборе покрышке. У каждой существует собственный допустимый диапазон, по которому и следует ориентироваться. Причем не стоит плотно подбираться к границам параметра. В нашем случае ширина в дюймах равняется 6.5 И именно этот средний диапазон и должен быть у покрышки.

Если же 6.5 будет боковым значение, минимальным или максимальным для шины, то допустить к эксплуатации ее, разумеется, можно, но вот срок использования будет существенно сокращен.

Тип кромки обода

где находится маркировка на штампованных дисках

Как мы видим, после ширины у нас следует буква J. И она сообщает нам всю необходимую информацию о типе. То есть, форма закраина, места сцепления с шиной. И если вид будет неподходящим, то и соединение будет менее надежным. А это играет роль при монтаже, оказывает влияние на массу балансиров, а также на смещение резины со своей оси, если выполняется резкий маневр или имеет место неблагоприятная внешняя среда. А в аварийной ситуации небольшой просчет по форме закраины может стоить жизни человеку.

J является наиболее распространённым видом на территории Российской Федерации. Второе место удерживает JJ, созданный для полноприводных транспортных средств. Но использовать один на машине, предназначенной для другого, будет неправильно. Что и говорить об иных типах, как P, D, B, K которые отличаются формой сцепления весьма значительно.

Разъемность обода

Итак, если мы посмотрим на обозначения колесных дисках автомобиля, то следующим параметром идет буква X. Она сообщает нам о том, что указанный тип не обладает разъемностью. Другими словами, его нельзя разобрать на составные части – это монолитное целое. Плюсов у такого обода хватает – большая жесткость, да и с конструкционной точки зрения, трудностей при монтаже будет намного меньше. Но при этом использовать такой тип допустимо только с эластичными покрышками, что подходит для легковых автомобилей. За редким исключением это может быть небольшой грузовичок. Но крупные машины применяют только разъемные виды, иначе установить покрышку не представляется возможным.

Монтажный диаметр

Цифра 15, указанная в нашем примере. Представляет собой размер посадочного места на диске под шину. И он должен строго соответствовать параметру резины. В противном случае при монтаже возникнут серьезные сложности. Да и в эксплуатации несхожие типы не допускаются. С этим значением поиграть не получится, приобретайте лишь при точном соответствии. Сейчас распространены модели от 13 до 21. Небольшие для миникаров и крупные для внушительных грузовиков и специальной техники.

Кольцевые выступы

как расшифровать маркировку диска колесного

А также их еще часто именуют хампами (от английского слова «hump»). Это небольшие выступы, которые необходимы при использовании бескамерных шин. Они упираются в нее, не позволяя допустить разгерметизацию при маневрах. Если на резину давят внешние силы, то без специальных уступов они деформируются и воздух начнет уходить. Соответственно, колесо просто спустит.

Итак, маркировка автомобильных литых дисков расшифровка для легковых автомобилей:

  1. H. Хамп присутствует в единственном экземпляре. Это говорит о простом монтаже, натянуть на один выступ покрышку совсем несложно. Справится даже непрофессионал.
  2. H2. А это уже двойной хамп. Выступы располагаются с обеих сторон, внутренней и внешней. И вот здесь с монтажом уже возникают серьезные трудности. Поэтому придется использоваться специальные инструменты.
  3. FH. Это плоский вид подката. Применяется нечасто, но также сложен в установке.
  4. AH. Асимметричный вид. Это золотая середина, один из выступов больше, чем его двойник. Соответственно, натянуть резину будет куда легче. При этом особо не страдает и надежность, уровень возможной утечки воздуха в экстремальных ситуациях примерно соответствует показателю у H2.
Расположение крепежей

В нашем варианте установлено значение в 5*100. Значит, необходимо 5 болтов с диаметром окружности в 100 миллиметров. Этот фактор обычно играет злую шутку с новичками, которые пытаются просто визуально определить размер крепежа и подобрать соответствующий. Ведь варьируются они в довольно большом диапазоне от 98 до 139 миллиметров. И ошибка хотя бы на один мм приведет к очень неприятным последствиям. Со временем начнет расшатываться сам болт, ведь посадочное гнездо слишком велико для него. А в обратном случае при монтаже он либо не войдет по резьбе до конца, либо она будет перекручена. А это опять же приведет к расшатыванию и срыву крепежа в самый неподходящий для этого момент.

Поэтому ориентируйтесь только на конкретные цифры и подбирайте товар в строгом соответствии с ними. Благо, все сведения у нас есть, а расшифровка надписи на дисках довольно проста. Специфических навыков не требуется.

Дисковый вылет

что означают цифры на дисках колес

Является расстояние от точки соприкосновения со ступицей до плоскости поперечного сечения. Любопытно то, что это значение способно приобретать как положительные, так и отрицательные формы. В представленном варианте оно выглядит, как ET 45. То есть, положительное. Но существуют такие виды, как ET -30, что уже является отрицательным значением.

Важно в подборе покупке в этом моменте не полагаться на диапазоны. Подбирать только точные товары, которые полностью соответствуют характеристики от производителя. Иначе, если возникнет ситуации, когда на колесо давят внешние силы, например, резкий поворот или небольшое столкновение, диск даст трещину. А также нередки случаи, когда он просто раскалывался на ходу. Стоит быть осторожным.

Диаметр слота посадки

Обозначен в примере под латинской буквой d. Указывается в мм. В принципе, тут тоже играть с параметрами не получится. Все просто: во время установки изделие не сядет на свой слот, если подобрано неверно. Конечно, опасностей на дороге не принесет, ведь даже не может быть установлен. Но покупку придется менять на новую. Вот почему маркировка на дисках колес, расшифровка обозначений и всех параметров является таким важным аспектом.

Крепежные элементы

маркировка автодисков

Используются только болты соответствующих размером. Количество различается, в зависимости от модели. Может быть 4 или 6. Но есть и экзотические варианты по 3, 5, а встречается и 9 болтов. Но для типичного легкового транспорта в РФ ориентироваться нужно на 4 и 6. А вот размеры разнятся, и как уже упоминалось, здесь следует подобрать точно даже не до миллиметра, а до десятой его доли. Иначе ресурс крепежа будет расходоваться в несколько раз быстрее. И хоть стоит сам болт недорого, важно же знать, в какой именно момент его пора менять. Обычно это делается только вместе с полной заменой всей конструкции. А при несоответствии размера, он выйдет из строя куда раньше и возникнет неблагоприятный момент для управления ТС. Вот почему маркировка колеса и расшифровка информации на колесном диске так важна.

Интересен тот факт, что при четном количестве крепежей, расстояние между ними строго одинаковое. А вот при нечетном, от одного болта до другого расстояние растет с коэффициентом в 1,051.

Также хотим обратить ваше внимание на то, что сейчас существуют модели, которые подходят сразу к нескольким типам транспорта. Они указываются в диапазоне, 100/110 или 100/120 и так далее. Это значит, что конструкция универсально и подойдет под крепеж любого диаметра в заявленном диапазоне. Правда, эксплуатационный срок в таком случае будет все же несколько снижен, но не особо существенно.

Без белых пятен: читаем маркировку дисков как профессионалы (+ВИДЕО)

Подбор дисков становится простым, когда поймёшь, что означают буквы и цифры в их маркировке. Запускайте ролик, чтобы узнать о разболтовке, посадочной ширине, вылете и других, более специфических, параметрах, которые используют в маркировке колёсных дисков. Если смотреть неудобно, переходите к тесту под роликом.

Присоединяйтесь к нам в Instagram, Facebook, ВКонтакте или Одноклассниках, чтобы быть в курсе новостей, конкурсов, скидок и акций. Больше интересной информации о шинах и автомобилях – на нашем YouTube-канале.

Основная маркировка

Для примера возьмём диск с маркировкой 6.0J15 H2 4×100 ET50 d60.1. Важно понимать, что у дисков, как и у автомобильных шин , некоторые величины маркировки измеряют в дюймах, некоторые в миллиметрах, а некоторые имеют количественное значение.

«6.0» в маркировке «6.0Jx15» – это посадочная ширина диска, она измеряется в дюймах, а «15» – это посадочный диаметр, он также измеряется в дюймах. Эти величины нельзя путать с физическими размерами диска, поскольку физические размеры диска будут больше за счёт внутренней и внешней бортовых закраин.

«4» в маркировке «4×100» – это количество болтов, которые используют для крепления колеса к ступице, а «100» – это диаметр, на котором находятся эти отверстия относительно центральной оси вращения диска. Ещё этот параметр называют PCD, а измеряют его в миллиметрах.

Комбинацией букв и цифр «ET50» маркируют вылет диска – расстояние между плоскостью, которой диск прижимается к ступице (привалочной плоскостью), и осью симметрии диска. Ось симметрии диска – это воображаемая линия, которая проходит по всей длине окружности диска и делит его пополам. Вылет измеряют в миллиметрах, а бывает он положительным, нулевым и отрицательным. Чем больше значение «ET», тем глубже диск будет утоплен в колёсную арку. А чем меньше вылет, тем больше диск будет выступать наружу.

Маркировка «d60.1» не всегда есть на самом диске, но для обывателя она важна. Этот параметр иногда обозначают как «DIA». Как бы там ни было, «60.1» – это диаметр центрального отверстия диска со стороны привалочной плоскости. Измеряют его в миллиметрах. В нашем случае он равен 60,1 мм. Допустимо приобретать диски с диаметром центрального отверстия большим, чем рекомендует производитель автомобиля. Тогда для установки диска на автомобиль используют специальные пластиковые центрирующие кольца. Самодельные металлические кольца использовать нельзя.

Вспомогательная маркировка

Некоторые обозначения на дисках несут нагрузку только для профессионалов – для тех, кто продаёт диски и занимается шиномонтажом.

Например, буква «J» в маркировке «6Jx15» обозначает форму бортовых закраин. Бывают и другие варианты: «JJ», «JK», «K», «B», «P», «D». Отличие между ними в закруглениях, размерах и углах наклона бортовых закраин диска. Символы «H2» обозначают форму хампов – кольцевых выступов на посадочных полках диска. Бывают и такие варианты: «H», «FH», «FH2», «CH», «EH2» и «EH2+». Отличаются они конструкцией. В большинстве случаев маркировка будет именно «J» и «H2».

Помимо этого, на диске можно найти маркировку максимальной нагрузки в килограммах или фунтах, дату производства, страну производства, название бренда, отметки для контролирующих органов и, например, кодовый номер модели.

Помощь в подборе

За профессиональной консультацией при подборе дисков обращайтесь к специалистам компании «Автосеть» – лидеру шинного рынка Беларуси, по данным Международного агентства MASMI Research Group за 2018 год.

Где найти и как понять маркировку колесных дисков

Зачем нужны автомобилям колесные диски

Колесные диски в автомобиле – один из важнейших элементов ходовой системы. Им принадлежит ведущая роль в надежности колеса во время движения, определении динамических свойств автомобиля. Диски снимают часть нагрузки с подвески, вес распределяется на кузов более равномерно, ход машины становится более плавным, снижается расход топлива. Плюс это уникально приятный случай, когда функциональность и красота дополняют друг друга, улучшая облик автомобиля.

Автовладельцы обожают диски за их красоту и придание индивидуального образа автомобиля, которую те создают: изысканность и строгость автомобилю придает элегантный хром, кованый матовый подчеркивает статус владельца. В зависимости от материала и способа изготовления, защищают подвеску от механических воздействий, снижают общий вес транспорта или наоборот, придают ему тяжеловесность и уверенный ход. В выборе колесных дисков одинаково важны внимательность и грамотный технический подход.

Нет необходимости разъяснять автовладельцем значение колесных дисков в эксплуатации транспортного средства. Но часто маркировка колесных дисков не до конца понятна, необходимые технические характеристики вызывают еще больше вопросов. В результате, подобрать самостоятельно правильный диск для собственного автомобиля может не каждый владелец.

Мы сделаем расшифровку обозначений таким образом, чтобы точный выбор маркировки дисков под показатели автомобиля стал для вас очевидным.

Способ изготовления и свойства колесных дисков

Литые диски

Литье из алюминиевых и магниевых сплавов обеспечивает диску легкость, прочность, и связанные с этим свойством эксплуатационные свойства. Это скорость, снижение массы автомобиля, экономия расхода топлива. При этом целостная конструкция диска создает сложности на зимней трассе, обледенение обода вызывает вибрации, снижение устойчивости.

Поврежденный литой диск не поддается ремонту, найти замену довольно сложно из-за дизайна.

Одно из главных привлекательных качеств литья на колесах – красота, разнообразный дизайн. Стоимость – выше стального в несколько раз.

Маркировку литых дисков мы часто видим на внешней стороне между спицами, либо в местах монтажа колеса. Могут быть надписи и на внутренней стороне спиц, и поблизости отверстий для крепления. На литых дисках, в дополнение к стандартным параметрам, размещен штамп проверки рентгеном целостности внутреннего состава, и указано название компании, проводившей рентгенографический контроль. По другим стандартам показатели штампованных и литых дисков не отличаются.

Кованые диски

Кованые диски производят многие американские, европейские и азиатские компании. В России кованые диски делает Slik и AGForged. Преимущества ковки заложены в самом способе их изготовления – высокая температура и давление повышают прочность материала по сравнению с литыми, а вес в два раза ниже стальных и на треть меньше, чем литых. Кованый диск жесткий, при повреждениях гнется, как и стальной.

Штампованные диски

Штампованные производятся из стали, и называются чаще стальными, по основному материалу, из которого они произведены. Способ производства заключается в специальной сварке отлитых отдельно центральной части и обода изделия. Преимущество стальных дисков в их пластичности, сталь гнется под ударным воздействием, и выпрямляется во время ремонта. Существенно влияет на объемы покупок низкая цена. В результате, несмотря на недостатки, штампованные диски самые популярные в мире.

На штампованных дисках маркировка выбита на поверхности с внутренней либо внешней стороны. Производители выбирают более удобный из двух типов нанесения информации:

  • надписи наносятся на промежуточное пространство между крепежными отверстиями
  • по периметру обода ближе к его внешнему краю, второй способ распространен как бюджетный.

Японские диски

Колесные диски японского производства отличаются техническими особенностями, поэтому выделены как отдельный вид. Имеют локальную JWL/JWT-маркировку, что обозначает «японский колесный стандарт». JWL имеет открытую лицензию, то есть любая компания в мире может поставить на свои диски знак JWL для легкового транспорта либо JWT для грузовых автомобилей. Японскую маркировку можно встретить на продукции других мировых производителей, если диск технически обеспечивает требования японского стандарта. Чем интересна производителям маркировка JWL? Это более высокие требования к качеству и техническим индексам нагрузки. К японской маркировке относится также обозначение VIA, которое обозначает, что автомобиль прошел испытание в транспортной лаборатории Японии. Престиж торгового знака лаборатории VIA охраняется японским коммерческим правом.

Маркировка технических показателей на дисках

Требования к колесным дискам, их технические характеристики описывает ГОСТ Р 52390–2005. ГОСТ являются частью Технического регламента России «О безопасности колесных транспортных средств», который описывает технические подробности пользования колесными средствами. Техрегламент, в свою очередь, разработан под требования ЕЭК (Европейская экономическая комиссия) при ООН. Таким образом, российское автомобильные стандарты гармонизированы с общемировыми техническими стандартами производства и эксплуатации автомобилей.

Из подробного технического документа обычным автовладельцам нужно знать 10-12 технических показателей, которые указываются на маркировке колеса. Основными значениями маркировки являются размеры, по которым диск соединяется с покрышкой, а также размеры крепления колеса к ступице. На них мы и остановимся в нашей статье.

1.Ширина обода. Размер связан с размером покрышки и требует правильного соотношения. Это расстояние между внутренними краями диска.

2.Тип кромки обода. Описывает форму контура внешнего края, представляет собой служебную информацию для производителя. Вид контура влияет на выполнение маневрирования автомобиля, резких поворотов.

3.Разъемность обода. Информация нужна для грузовых автомобилей с большими жесткими шинами, при монтаже которых диск необходимо разъединять.

4.Монтажный диаметр. Важный показатель соответствия резины и обода, измеряется в дюймах. Параметр требует строгого следования размеру, без вариантов.

5.Кольцевые выступы, или хампы. Обеспечивают надежность посадки резины на обод, предотвращают разгерметизацию шины.

6.Разболтовка PCD. Параметры крепления диска к ступице, указываются двумя числами ­ количеством крепежных отверстий для болтов, и диаметром окружности, по которой они расположены.

7.Вылет диска. Важнейший параметр для правильной работы ходовой, ступицы и тормозной системы.

8. Диаметр посадки диска. Важный параметр для стабильной курсовой устойчивости и общей безопасности движения

Пример маркировки автомобильного диска: 6,5 J x 16 Н2 4×98 ЕТ45 d54.1.

Все виды колесных дисков маркируются одинаковыми параметрами, способ их производства влияет на свойства и технические показатели, что отображается в маркировке. Очень важно внимательно читать маркировку, каждая непонятная буква или символ может иметь огромное значение. Время на изучение технических показателей вернется автовладельцу в виде плавного движения по дороге, управляемости автомобиля и уверенным маневрированием.

Итак, разберем поочередно каждый показатель в маркировке диска.

Ширина обода

Ширина обода измеряется в дюймах, в нашем примере равна 6,5. Размер обозначает расстояние до внешних бортов диска в месте, куда уложится борт шины. Таким образом, ширина обода несколько меньше полного размера ширины диска.

Опустили цены ниже нижнего Получите дополнительную скидку 3% по промокоду «блог» и покупайте шины и диски по самому низу

Sailun Atrezzo EliteSailun Atrezzo Elite
Sailun Atrezzo EcoSailun Atrezzo Eco
Arivo Premio ArzeroArivo Premio Arzero

Ширина обода должна совпадать с шириной шины, создавая привлекательную форму колеса. Конечно, не только привлекательную, а также эффективно работающую под управлением ходовой и руля. Чтобы правильно подобрать размеры ширины диска и шины, нужно сделать несложный расчет: ширина обода равна 25% ширины шины, полученное значение перевести в дюймы с помощью коэффициента перехода 2,54.

Конечно, всегда можно воспользоваться консультацией менеджера или включить шинный калькулятор на сайте компании.

Тип кромки обода (J, JJ)

Тип кромки обода обозначает, какой вид имеет периметр непосредственного сцепления диска с шиной. Тип кромки

обозначается буквенными символами JJ, JK, K, B, D, P для легковых автомобилей и E, F, G, H — для грузовых машин. Непосредственные значения углов наклона кромок обода, или диаметры контура интересны производителям шин и дисков.

Информация о кромках обода указана в инструкции к автомобилю, при возможности выбора самыми приемлемыми будут рекомендованные профили. При выполнении маневров размер угла наклона или диаметр контура обода влияет на смещение шины относительно диска и важен для безопасности движения. Наиболее распространённым видом на территории Российской Федерации является тип J. Второе место удерживает JJ, для полноприводного легкового транспорта.

Разъемность обода

Следующее обозначение говорит о разъемности: буквой х обозначается монолитный диск, горизонтальной чертой – разъемный. Монолитные диски хороши для мягкой покрышки, на них не оденешь шину грузового автомобиля. Жесткой шине нужен диск, который можно разобрать на составные части. Поэтому монолитные жесткие диски применяются в легковых автомобилях с мягкими покрышками.

Монтажный диаметр

Монтажный диаметр точно определяет размер шины, с которой автомобиль подготовлен для комфортного безопасного движения. Размеры диска и шины должны совпадать абсолютно точно, будь то минивэн или огромная грузовая машина. Диапазон размеров от 13 до 22 дюймов в диаметре. Вот так просто подбирается идеальная колесная пара!

Размер монтажного диаметра меньше общего размера, без учета бортов, на которые одевается шина. Измеряется он в дюймах, перевести сантиметры в дюймы легко, если вам известна сказка о Дюймовочке: например, 40,6 см: 2,54 (рост Дюймовочки)=16 дюймов.

Кольцевые выступы (H)

Английское название этой детали «hump», что означает выступ. Хамп расположен по периметру окружности диска и служит для фиксации покрышки на ободе и предотвращения ее соскальзывания. Кольцевые выступы имеют различные профили, способы закрепления шины, что отображают соответствующие обозначения:

  • FH — плоский хамп (Flat Hump);
  • AH — ассиметричный подкат (Asymmetric Hump);
  • CH — комбинированный выступ (Combi Hump);
  • SL — отсутствуют выступы, покрышка в этом случае держится за закраины обода.

Цифра, стоящая рядом с обозначением хампа, говорит о том, что выступ размещен с обеих сторон, внешней и внутренней стороны диска. В нашем примере H2 обозначает что выступ расположен с двух сторон, значит установить покрышку будет непросто, но и надежность такого фиксатора высока. Покрышка без дополнительной фиксации легче соскользнет на резком повороте или внезапном торможении. Для потребителя этот показатель информативен, применить его практически некуда, нужно просто принять к сведению.

Расположение крепежей (PCD)

Цифры 4х98 обозначают, что для крепления диска будут использованы 4 крепежных отверстия (LK), расположенные по окружности диаметром 98мм. Креплений чаще всего бывает 3,4,5 или 6. В английском варианте показатель называется PCD (Pitch Circle Diameter). Вот только найти размер PCD на маркировке непросто – он может оказаться где угодно, вблизи от места крепления колеса к машине. Попробуйте самостоятельно замерить расстояния между центрами отверстий и сверьте с нашей таблицей рекомендованных размеров «разболтовки» для наиболее популярных марок автомобиля:

Для надежности крепления диска на ступице соблюдение указанных в маркировке размеров крайне важно, все болты должны быть отцентрированы и равномерно затянуты, погрешность в 1-2 мм приведет к неравномерной посадке колеса, и будет иметь решающее значение в ходе эксплуатации автомобиля. Чтобы уточнить правильный размер PCD, если после самостоятельного измерения будет сделана небольшая погрешность, послужит таблица.

Размер PCD Марки легковых автомобилей
98 LADA, Alfa-Romeo, Citroen, Fiat, Lancia, Peugeot, Seat, Skoda.
100 Honda, Hyundai, Jeep, Kia, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Proton, Renault, Rover, Seat, Skoda, Subaru, Suzuki, Toyota, Volkswagen Audi, BMW, Cooper, Chevrolet, Chrysler, Citroen, Daewoo, Daihatsu, Fiat
108 Renault, Saab, Volvo, Audi, Citroen, Ford, Jaguar, Land Rover, Mazda, Peugeot
110 Fiat, Opel, Saab, Alfa-Romeo
112 Audi, Chrysler, Ford, MCC-Smart, Mercedes-Benz, Seat, Skoda, Volkswagen
114,3 Kia, Lexus, Land Rover, Mazda, MCC-Smart, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Chevrolet, Chrysler, Citroen, Jeep, Daewoo, Daihatsu, Dodge, Fiat, Ford, Honda, Hyundai, Renault, Rover, Subaru, Suzuki, Toyota, Volvo
115 Chevrolet, Chrysler, Opel
118 Citroen, Fiat, Nissan, Opel, Peugeot, Renault
120 BMW, Hyundai, Volkswagen
120,7 Jaguar
Размер PCD Марки грузовых автомобилей
127 Jeep
130 Audi, Citroen, Fiat, Mercedes-Benz, Nissan, Opel, Peugeot, Porsche, Renault, Volkswagen
139,7 Isuzu, Kia, Jeep, Daihatsu, Ford, GMC, Hyundai Lada-Niva, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, SsangYong, Suzuki, Toyota
150 Lexus, Toyota
160 Ford, Opel, Renault
161 Mercedes-Benz, Volkswagen
165,1 Land Rover
170 Opel, Renault
180 Ford
205 Mercedes-Benz, Volkswagen

ВНИМАНИЕ! Не следует пытаться подогнать размеры крепежных отверстий. Результат самостоятельного улучшения конструкции один – колесо будет безнадежно испорчено.

Маркировка вылета диска (ET)

Вылетом называют расстояние от середины условного вертикального сечения диска до точки касания диска со ступицей. В английском языке вылет расшифровывается «Einpress Tief», встречаются также названия OFFSET или DEPORT. Маркируется вылет диска обозначением ET и цифровым значением в миллиметрах, в нашей ситуации 45. Вылет может быть в одном из трех вариантов:

  • положительный, когда расстояние между вертикальным сечением и точкой касания диска со ступицей положительное
  • отрицательный, если точка касания заходит за плоскость вертикального сечения
  • нулевой, когда серединное вертикальное сечение и точка встречи диска и ступицы совпадают.

О допустимом значении вылета диска говорится в инструкции пользователя к автомобилю, так как вылет заложен в проекте дизайна автомобиля, и влияет на механические характеристики. Распределение движущей силы в автомобиле происходит через подвеску, а точками приложения являются пятна контакта колес. Правильная геометрия движения колеса, его положение относительно систем автомобиля строятся на инженерном расчете, и значение вылета служит важным ориентиром.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ. Уменьшение вылета колеса перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличение вылета сужает колею, мешает работе механизма торможения.

ВЫВОД: Устанавливайте на колеса только рекомендованный производителем вылет!

Величина ЕТ влияет на скорость, индекс нагрузки, тормозную систему и многие другие показатели эффективности автомобиля. Производитель указывает размер вылета, который обеспечит оптимальное положение колес, не перегружает подвеску и подшипники ступицы. Интуитивно определить правильный вылет невозможно, по этой причине он и указывается в рекомендациях производителя.

Визуально диск с правильным вылетом не должен выпирать из арки и не заходить под нее глубоко, так как это может нарушить работу тормозной системы.

При выборе вылета диска погрешность значения может составлять не более 1-2мм!

Диаметр посадки

Маркировка посадочного отверстия – обозначение DIA, размер подается в миллиметрах, на нашем примере d 54.1. Диаметр отверстия стального диска должен точно совпадать с размером ступицы, иначе колесо просто не сядет на ось. В оригинальных дисках отверстие сопряжено со ступицей, имеет зазор для центрирования колеса. Штампованные диски работают без дополнительных колец. На литые при установки неродного диска одеваются специальные переходные кольца для совпадения с диаметром ступицы.

Крепежные элементы

Колесо крепится с помощью болтов подходящего размера. Для легковых автомобилей количество точек крепления 4 или 6, реже встречается 3,5,и даже 9, возможно. Маркировка болтов визуально понятна, сложнее подобрать правильный фактический размер для крепежа, так как здесь на эксплуатационные свойства автомобиля влияет даже 0,5 мм. Дело в том, что несоответствие болта размеру отверстия приводит к разболтанности крепления, или к его преждевременному износу из-за трения. Проблема безопасности состоит в том, что срок этого износа может закончиться в неподходящий момент, грозя дорожным происшествием. Частично вопрос о размерах болтов решается использованием универсальных моделей с диапазоном до 10мм.

Дополнительные маркеры

Кроме основных параметров диска, можно встретить значительное количество дополнительных маркировок, обозначающих допустимые показатели при использовании дисков.

MAX LOAD

Маркировка максимальной нагрузки MAX LOAD служит важным показателем выбора. Для легковых автомобилей в расчетную нагрузку диска включен запас прочности, а при покупке и установке дисков на грузовой автомобиль или автобус нужен дополнительный расчет.

Неправильный подбор диска под нагрузку может привести к внезапному повреждению или диск может попросту расколоться.

Нагрузка измеряется на одно колесо, величина указана в фунтах. Коэффициент перевода из фунтов в килограммы равен 2,2.

MAX PSI-50 COLD

Маркировка давления внутри покрышки. На примере маркировки давление равно 50 PSI. Единица давления PSI равна 1/14 1килограмм-силы. Параметр COLD подсказывает, что замер давления в покрышке нужно делать при холодной температуре, ведь, как известно, при повышении температуры давление в шине повышается.

FORGET

Маркировка обозначает кованый способ изготовления диска.

BEADLOCK

Надпись означает, что диск оборудован системой фиксации шины. В настоящее время диски с фиксацией шины запрещены к использованию в целях безопасности. Данная информация предоставляется к сведению автовладельцев.

BEADLOCK SIMULATOR

В отличие от предыдущего, диски с симулятором фиксации шины не отличаются от обычных и разрешены к эксплуатации.

SAE, ISO, TUV

Маркировка подтверждает соответствие колесного диска международным стандартам и правилам. Наличие штампа сертификации повышает доверие к продукции, убеждает в гарантиях качества диска. Конкретное место для размещения штампа на диске выбирает производитель.

Дата изготовления

В дате изготовления указывается номер недели и последние две цифры года изготовления. Например, 1602 обозначает, что диск изготовлен на 16-й неделе 2002 года.

Страна производитель

Маркировка выполняется латиницей, полным названием или сокращением неповторяемых букв. Объяснения не требуются.

Мы перечислили большую часть параметров, необходимых для выбора колесного диска, описали смысл маркировки и численных значений показателей. Любой заводской диск уходит с конвейера полностью промаркированным, только на этом основании можно определить, какой из вариантов дисков вам нужен. Строгое следование рекомендациям производителя по техническим параметрам – первое правило комфорта и безопасного движения транспорта. Если нужен подбор более широкого списка рекомендованных, вы можете сделать это самостоятельно. Внимательный выбор размеров покрышки, параметров диска и крепежных деталей определяет ходовые качества автомобиля, эксплуатационные свойства резины, комфорт пользования автомобилем. Наши менеджеры готовы ответить на ваши вопросы или дать консультации по части подбора конкретного диска под технические особенности вашего автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *