Основы организации технического обслуживания и ремонта автомобилей
В процессе эксплуатации свойства автомобиля постоянно меняются. Это проявляется в снижении надежности, динамических качеств транспортного средства, безопасности движения, повышенном расходе горюче-смазочных материалов, ухудшении пуска двигателя, появлении стуков, шумов и других неисправностей. Постоянно действующими основными причинами изменения технического состояния автомобиля при его эксплуатации являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, старение, коррозия. Полностью устранить эти причины невозможно, однако замедлить их влияние на качественную работу автомобиля необходимо, что достигается проведением технического обслуживания и различного вида ремонтных работ.
Под эксплуатацией автомобилей понимают стадию их жизненного цикла, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается их качество. Жизненный цикл включает стадии разработки, изготовления, продажи, эксплуатации и утилизации автомобиля.
Эксплуатация автомобилей может быть производственной и технической. Производственная эксплуатация— это использование автомобиля по назначению, например перевозка пассажиров или определенных грузов и т.д. Техническая эксплуатация— это комплекс технических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих поддержание автомобилей в работоспособном и исправном состоянии, предупреждение их простоев из-за технических неисправностей. Техническая эксплуатация включает обкатку, техническое обслуживание, заправку, хранение, технические осмотры, диагностирование, устранение леисправностей, то есть неплановый ремонт и плановый ремонт.
Период работы автомобиля после его изготовления или ремонта при постепенно увеличивающейся нагрузке в целях приработки трущихся деталей, обеспечивающих их длительный срок
службы, называют обкаткой.В техническое обслуживаниевходит комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при его использовании, хранении или транспортировании. Операции технического обслуживания выполняют в обязательном порядке на протяжении всего периода эксплуатации автомобиля. Виды технического обслуживания, периодичность и условия проведения устанавливают изготовители автомобиля на основе действующих стандартов. Заправка ав- _томобилей включает операции заполнения емкостей в соответствии с установленными правилами, выполнение которых обеспечивает сохранность автомобилей до использования по назначению.
Технический осмотравтомобиля представляет собой комплекс контрольных операций, которое проводятся перед началом эксплуатации в целях проверки готовности автомобиля к его использованию. Техническая эксплуатация автомобилей проводится владельцами автомобилей и автопредприятиями. Фирменный и специализированный технический сервис состоит в оказании услуг владельцам автомобилей силами предприятия-изготовителя, центров технического сервиса, СТО, автомастерскими и другими предприятиями автосервиса.
Система технического обслуживанияпредставляет собой совокупность планируемых и систематически выполняемых воздействий по контролю, поддержанию и восстановлению исправного состояния автомобилей. В понятие технический сервисвходят изучение спроса потребителя, своевременная информация об автомобилях, предпродажная подготовка, доставка, сборка, монтаж и наладка оборудования, обучение персонала, своевременное обеспечение потребителей ремонтно-технологическим оборудованием, запасными частями, сменными узлами, инструментом, проведение технического обслуживания и ремонта, транспортные услуги и др. Оформление заказов на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, учет выполнения заказов, выдача автомобиля заказчику осуществляются предприятиями автосервиса в соответствии с установленной документацией. Автомобиль, прошедший техническое обслуживание или ремонт, перед выдачей владельцу должен быть принят мастером технического контроля.
С учетом постоянно возрастающей потребности в техническом обслуживании и ремонте автомобилей и автобусов, которые находятся в личном пользовании граждан и организаций различных форм собственности, в настоящее время профессия автослесаря является одной из наиболее востребованных. В условиях
приватизации, развития свободного г^редпринимательства и в целях приближения служб технического сервиса к потребителям на базе мастерских и станций технического обслуживания создается сеть частных центров, предоставляющих свободу выбора исполнителя и видов технического обслуживания автомобилей, а развитие научно обоснованного технического обслуживания, создание рынка услуг и конкуренция предъявляют жесткие требования к работникам технического автосервиса, где одна из основных ролей принадлежит автослесарям. От их подготовки, квалификации, теоретических знаний, умения разбираться в сложных механизмах автомобилей, решать задачи, возникающие в процессе обслуживания и ремонта автомобилей, зависит, как правило, успех’ в практических делах предприятия.
Основные характеристики автослесарных работ
В объем и характеристики работ, выполняемых автослесарем (в зависимости от его квалификации) при техническом обслуживании и ремонте автомобиля, входят многие операции. Для начинающего автослесаря это разборка простых узлов автомобилей, рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, прогонка резьбы, сверление отверстий по кондуктору, очистка от грязи, мойка после разборки и смазка деталей. Автослесарь должен знать основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов, назначение и правила применения простого слесарного и контрольно-измерительного инструмента, наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих средств. Примерами выполняемых работ могут быть слив воды из системы охлаждения автомобиля, топлива из баков, тормозной жидкости из гидравлической тормозной системы; разборка масляных и воздушных фильтров тонкой и грубой очистки.
Характеристика работ автослесаря более высокой квалификации включает умение выполнять следующие операции: разборка грузовых автомобилей (кроме специальных и дизельных), легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и Мотоциклов; ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей; снятие и установка несложной осветительной арматуры; разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов; выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании; устранение выявленных мелких неисправностей; слесарная обработка деталей с применением приспособлений, слесарного и конт- рольно-измерительного инструмента.
Автослесарь должен знать:
основные сведения об устройстве автомобилей;
порядок сборки простых узлов;
приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов;
основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их .свойства и назначение;
способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания;
назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и с- редней сложности контрольно-измерительного инструмента;
основные механические свойства обрабатываемых материалов;
назначение и применение охлаждающих й тормозных жидкостей, масел и топлива;
правила применения пневмо- и электроинструмента;
основные сведения о допусках и посадках, квалитетах (классах точности) и параметрах шероховатости (класса чистоты обработки);
основные сведения по электротехнике, технологии металлов в объеме выполняемой работы.
Примерами выполняемых работ могут быть следующие:
снятие и установка колес автомобиля, дверей, брызговиков, подножек, буферов, хомутиков, кронштейнов бортов, крыльев грузовых автомобилей, буксирных крюков, номерных знаков;
проверка и крепление картеров и колес;
разборка направляющих клапанов;
изготовление кронштейнов и хомутиков;
снятие и установка водяных насосов, вентиляторов и компрессоров;
снятие и установка плафонов, задних фонарей, катушки зажигания, свечей;
проверка и крепление приборов и агрегатов электрооборудования при техническом обслуживании;
замена, пайка, изоляция проводов;
смазка листов рессор с их разгрузкой;
зачистка контактов свечей, прерывателей-распределителей.
Автослесарь высокой квалификации должен уметь выполнять следующие виды работ:
разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной сбыше 9,5 м;
ремонт и сборка легковых автомобилей;
выполнение крепежных работ ответственных резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей;
Техническое обслуживание:
разборка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней и высокой сложности;
разборка ответственных агрегатов и электрооборудования;
определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов;
пайка и соединение проводов с приборами и агрегатами электрооборудования;
ремонт и установка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании;
обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде;
выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов;
разбраковка деталей после разборки и мойки;
уметь выполнять статическую и динамическую балансировку ответственных деталей и узлов сложной конфигурации;
— регулировать и испытывать на стендах и шасси сложные и ответственные агрегаты и заменять их при техническом обслуживании;
проверять детали и узлы электрооборудования на контрольных приспособлениях;
устанавливать приборы и агрегаты электрооборудования по схеме, включать их в сеть;
■ выявлять и устранять сложные дефекты и неисправности в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов автомобилей и приборов электрооборудования;
диагностировать и регулировать системы и агрегаты, обеспечивающие безопасность движения грузовых и легковых автомобилей;
составлять дефектные ведомости, оформлять приемо-сдаточную документацию.
Автосдесаръ высокой квалификации должен зиать:
устройство й назначение узлов, агрегатов и приборов средней и высокой сложности;
правила сборки автомобилей, ремонта деталей, узлов, агрегатов и приборов;
основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования, ответственные регулировочные и крепежные работы;
типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения;
назначение термообработки деталей;
основные свойства металлов;
устройство универсальных и специальных приспособлений, а также средней и высокой сложности контрольно-измерительных инструментов;
устройство и назначение дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов;
электрические и монтажные схемы автомобилей;
технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатов, узлов и приборов;
методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов и приборов;
правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов; устройство испытательных стендов.
Примерами работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей могут быть следующие:
снятие и установка топливных баков, картеров, радиаторов, педалей, глушителей;
подгонка при сборке карданных валов, цапф тормозных барабанов;
разборка, ремонт и сборка вентиляторов;
проверка и крепление головок цилиндров двигателя;
разборка двигателей всех типов, задних, передних мостов, коробки передач, карданных валов;
— снятие и установка крыльев легковых автомобилей;
разборка реле-регуляторов, распределителя зажигания;
обработка и притирка седел клапанов;
разборка, ремонт и сборка фар, замков зажигания;
ремонт и сборка кривошипно-шатунного механизма блока цилиндров двигателей; установка в блок распределительных валов;
разборка генераторов, стартеров, спидометров;
— сборка, ремонт, испытание на герметичность, установка и крепление головки блока цилиндров дизельного двигателя;
ремонт и сборка двигателей всех типов;
регулировка угла сходимости передних колес;
ремонт и сборка колодок тормозных барабанов, амортизаторов, дифференциалов;
разборка, ремонт, сборка и испытание тормозных кранов, компрессоров;
разборка автоматических коробок передач;
сборка и испытание на стенде механических коробок передач;
проверка и правка под прессом в холодном состоянии передних осей;
замена вкладышей, шабрение, регулировка коренйых подшипников;
подбор по цилиндрам и сборка поршней с шатунами, смена поршневых колец;
проверка и регулировка при техническом обслуживании сложных приборов и агрегатов электрооборудования;
замена сальников коленчатых валов, ступиц сцепления, пальцев шаровых рулевых тяг и поворотных кулачков;
разборка гидравлических и пневматических тормозов;
ремонт, сборка и регулировка рулевого управления;
проверка на приборе шатунов в сборе с поршнями;
Ыена втулок в верхней пшовке шатуна с подгонкой по поршневому пальцу, окончательная пригонка по шейкам коленчатого вала по отвесу в четырех положениях (шатуны);
установка по схеме электропроводов автомобилей, включение их в сеть, проверка и регулировка при техническом обслуживании;
испытание на стенде, регулировка и диагностирование двигателей всех типов и марок;
обслуживание и ремонт приборов для трансмиссии, рулевого управления, газоанализаторов;
замена и регулировка подшипников передних и задних мостов;
диагностирование тормозов, рулевого управления, системы освещения и сигнализации;
обслуживание и ремонт стендов для проверки тягово-эко- номических и тормозных качеств автомобиля;
обслуживание, ремонт и регулировка приборов для проверки систем электрооборудования, зажигания, пневматических тормозных систем, гидроусилителей рулевого управления;
проверка после испытания на стенде, устранение неисправностей и окончательное крепление всех соединений цилиндров, коренных и шатунных подшипников.
Организация рабочего места автослесаря
Рабочим местомназывают часть пространства, приспособленного для выполнения автослесарем или группой работников производственного задания. Рабочее место включает:
основное и вспомогательное производственное оборудование (станки, механизмы, энергетические установки, различные коммуникации);
технологическую оснастку, приспособления, инструмент и необходимый инвентарь (установочные столы, стенды, верстаки, стеллажи, шкафы и др.).
Рабочее место автослесаря должно быть оборудовано техническими средствами, обеспечивающими максимальные удобства для работы, безопасность труда, рациональное построение трудового процесса, физиологически правильную рабочую позу, рациональное размещение и строгий порядок хранения инструментов, приспособлений, заготовок, изготовленных деталей, поддержание на рабочем месте необходимого порядка и чистоты.
Организация рабочего места должна предусматривать обеспечение высокой производительности труда, максимальную экономию рабочего времени, высокое качество технического обслуживания и ремонта автомобиля и сохранение здоровья работника. Автослесарю, производящему слесарные работы по ремонту сравнительно небольших (по габаритным размерам и массе) деталей и сборочных единиц, рабочим местом обычно служит участок территории автопредприятия, оборудованный инструментальным шкафом и слесарным верстаком.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей выполняются как вне автомобиля, так и непосредственно у автомобиля на постах технического обслуживания.
Рис. 1. Слесарные верстаки с поворотными тисками: а— одноместный; б— многоместный; 1 — каркас; 2— столешница; 3— тиски; 4— защитный экран; 5— планшет для чертежей; 6— светильник; 7— попочка для инструмент; 8— планшет для рабочего инструмент; 9— ящик; 10— полки; JJ— сиденье
Дело автослесаря
Многие дефекты машин, поступающих на ремонтные предприятия, хорошо изучены и систематизированы в типовой технологии ремонта. Такая технология разработана для большинства тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин. В ней указаны способы восстановления деталей, применяемый для этого инструмент, технические условия на отремонтированные детали. Однако предусмотреть все случаи, которые могут встретиться в практике ремонта, просто невозможно. Иногда может не оказаться нужного инструмента или материала, порой появляется возможность применить более простой и надежный способ ремонта.
Слесарь-ремонтник должен быть универсалом. Помимо умения выполнять все общеслесарные операции, он должен знать правила производства разборочно-сборочных работ, хорошо разбираться в чертежах деталей н узлов машин, обозначениях допусков и посадок, знать основные механические свойства металлов и других ремонтных материалов, иметь представление о технологическом процессе ремонта.
Технологический процесс ремонта
Технологический процесс ремонта машины состоит из ряда последовательных операций, отличающихся одна от другой характером выполняемой работы и применяемым оборудованием. Вместе с тем многие ремонтные операции сходны между собой. Для производства однотипных технологических операций на ремонтных предприятиях организуют специальные рабочие места. Их оснащают станками, стендами, приспособлениями, приборами и другим оборудованием для разборки, восстановления деталей и сборки я машин и их узлов.
Основной элемент технологического процесса — операция, выполняемая на одном рабочем месте и охватывающая все действия работающего (или работающих) и применяемого оборудования над одним или несколькими совместно обрабатываемыми, разбираемыми или собираемыми изделиями. Кроме технологических, в ремонтном производстве имеются и вспомогательные операции: транспортные, моечные, контроля качества, маркировки и др. Технологические операции делятся на переходы, проходы и приемы.
Переход — это часть операции, характеризующаяся неизменностью обрабатываемой поверхности (или сопрягаемых поверхностей при сборке), применяемого инструмента и режимов работы оборудования.
Проход — часть перехода, при которой снимается один слои материала.
Прием — это законченная совокупность отдельных движений работающего в процессе выполнения операции (например, при сверлении отверстия в изделии приемами будут: закрепление изделия на столе станка, включение cr.li;, подвод сверла к изделию, включение подачи, выключение подачи, отвод шпинделя, выключение станка, освобождение изделия).
Большое разнообразие работ в условиях ремонтного производства требует от слесаря умения выполнять операции самого различного характера, сложности и точности. Качество выполнения ремонтных операций находится в прямой связи с квалификацией рабочих и оснащенностью ремонтных предприятии оборудованием, приспособлениями И инструментом
Начинающему слесарю-ремонтнику нужно прежде всего изучить инструмент, которым ему придется пользоваться, и освоить приемы выполнения обще слесарных операций.
Основные слесарные операции
К основным общеслесарным операциям относятся: разметка, рубка и резка, правка и гибка, опиливание, сверление и развертывание отверстии. Часть из них, например разметку изделий и сверление отверстий, слесарь выполняет на специально оборудованных для этой цели общих рабочих местах, а остальные — на своем индивидуальном рабочем месте, где он также нарезает резьбу, шабрит, паяет.
Рациональная организация рабочего места слесаря позволяет обеспечить наивысшую производительность, хорошее качество и безопасные условия труда с наименьшей затратой сил, времени и средств. Важно правильно оснастить рабочее место и соблюдать на нем раз и навсегда заведенный порядок.
«Жми на тапку». Как понять сленг работников автосервиса?
Когда начинающий автомобилист попадает в автосервис, многие слова и выражения оказываются для него непонятны. Специалисты, считающие себя опытными в деле ремонта автомобилей, могут применять ст ранные слова и выражения, которые отличаются от привычных названий и терминов. Многим системам машины и техническим узлам давно даны свои простонародные прозвища, которые используются в быту и в работе. Какие из них употребляются чаще всего?
Технические устройства
Мастера в автосервисах и простые автослесари называют многие детали по-своему. К примеру, одна из наиболее часто ломающихся деталей в автомобилях с автоматической коробкой передач — это муфта гидротрансформатора, передающая момент от двигателя в коробку. Она называется у сервисменов «бубликом». Этот технический узел по внешнему виду похож на кулинарную продукцию, за что и получил смешное прозвище. Правда, денег он стоит далеко не смешных.
Выражение «стучат косточки» означает, что в автомобиле разболтались резинометаллические опоры на рычагах и на стабилизаторе поперечной устойчивости. Во время движения могут раздаваться скрипы и постукивания, которые вызывают подобные ассоциации. Замена сайлентблоков позволяет избавиться от посторонних шумов.
Огромная пластиковая накладка внизу лобового стекла, в которой есть выштамповки для водоотводов, называется «жабо» по аналогии с предметом женской одежды. Согласно словарю Даля, жабо — это выпускная манишка по груди.
«Рука дружбы» — это самая серьезная поломка двигателя. Когда поршни заклинивает, коленвал ломает шатун, его ножка пробивает тонкие края блока цилиндров и торчит наружу. После такого удара мотор моментально заклинивает, и машина требует очень дорогого ремонта.
Среди другого оборудования моторного отсека можно назвать «голову» (головка блока цилиндров), «самовар» (корпус воздушного фильтра), «горшок» (цилиндр), «гидрач» (гидроусилитель рулевого управления», «кочергу» (механическая коробка передач), «тапку» (акселератор), «гранату» (шарнир равных угловых скоростей, прозванный так за свое сходство с фаустпатроном) и прочие приборы.
Оборудование и системы
«Костыль», «банан», «желток» — так называют «докатку», то есть запасное колесо нестандартного размера. Она обычно выпускается на тонком штампованном диске ярко-желтого цвета. В отличие от него обычные штампованные колеса прозвали «кастрюлями» за схожесть со старыми эмалированными предметами посуды.
«Бочка» или «банка» — глушитель, который устанавливается за задним бампером. При неисправностях он выдает громкие звенящие звуки, словно кто-то стучит по металлической бочке.
«Рогатый автомобиль» — это транспортное средство, оснащенное зеркалами заднего вида старой конструкции, установленными на краю капота. Зеркала в основании стоек крыши именуются «ушами».
Дополнительные световые приборы на крыше джипа называют «люстрой». Обычно там устанавливают мощные прожекторы для передвижения по пересеченной местности.
«Мухобойка» — защитная пластиковая накладка на капоте в виде пластмассового спойлера. Предназначена она для защиты ветрового стекла и капота от попадания насекомых.
Автомобильный сленг: словарь автомехаников и бывалых автомобилистов
В любой сфере специалисты пользуются специальными терминами, наряду с которыми применяется профессиональный сленг. Не исключением являются автомеханики и бывалые шоферы. Узнаем значение слов, которые можно услышать в их разговоре.
Аммы и аммики – это амортизаторы, их задача – гасить колебания подвески.
Бедлок – надставка на колесный диск, которую фиксируют на огромное количество болтов. Задача этого элемента – удержать покрышку, предотвратить разбортировку колес.
Веслами называют механические ручные стеклоподъемники.
Гриль – радиаторная решетка, как правило, тюнингованная.
Джидай – машина, двигатель которой оснащен системой GDI (Gasoline Direct Injection).
Докатка (костыль) – неполноценное запасное колесо.
Жижа – любая техническая жидкость, которая используется в машине.
Кочерга – ручная (механическая) коробка передач.
Кенгурятник – металлическая конструкция (силовой бампер), которую ставят в передней или задней части авто, деталь выполняет защитную и эстетическую функцию.
Липучка – зимняя шина, лишенная шипов, сцепление со скользкой дорогой осуществляется за счет специального состава.
Люстра – это дополнительные осветители, которые ставят на переднюю часть капота, багажник, крышу.
Метла – стеклоочиститель на заднем стекле.
Мухобойка – дефлектор, установленный на капоте машины, он принимает на себя удары от мелких камней, защищает капот от механических повреждений, встречного потока воздуха, грязи.
Нулевик – фильтр нулевого сопротивления, он защищает двигатель от потоков пыли и мусора.
Обвес – низкий декоративный порог.
Перевертыш – машина, которая побывала в ДТП, при котором было допущено опрокидывание.
Пузотерка – любой легковой автомобиль с маленьким клиренсом.
Рога – зеркала, которые установлены на передних крыльях. Такие приспособления можно видеть на японских авто.
Стоковое оборудование – заводское, первоначальная комплектация авто от производителя.
Таблетка – запасное колесо.
Уши – боковые зеркала.
Фарш – полная комплектация автомобиля, это значит — машина хорошо укомплектована, в ней есть все, что нужно.
Шноркель – конструкция в виде изогнутой трубы, один конец которой соединяется с воздушным фильтром, другой выводится над автомобилем. Как правило, приспособление используется для преодоления водных препятствий.