ПОТЕК РАДИАТОР АВТОМОБИЛЯ В ПУТИ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Что делать, если потек радиатор охлаждения автомобиля? Есть несколько решений проблемы, которые помогут остановить течь своими руками и дадут время доехать до автосервиса.
Протечка системы охлаждения в дороге однозначно свидетельствует об износе/трещине какой-то детали и различные герметики для устранения протечек – это лишь краткосрочное решение проблемы, которая постепенно приведет к ремонту с заменой деталей. Поэтому не следует рассматривать средства для устранения течи системы охлаждения как лекарство от беды, любом случае это лишь ВРЕМЕННОЕ решение.
Если в дальней дороге потек радиатор, а запаять или заклеить трещину нет возможности, удалите из пробки радиатора предохранительный клапан. Избыточное давление исчезнет, и течь уменьшится или совсем прекратиться.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГЕРМЕТИКИ — БЫСТРОЕ УСТРАНЕНИЕ МАЛОЙ ТЕЧИ
Зачастую радиатор или патрубки системы охлаждения начинают течь в дальней дороге. Для подобных случаев быстрого ремонта в дороге существуют специальные герметики, устраняющие небольшие течи в системе охлаждения – достаточно влить баночку средства в радиатор или в бачок с охлаждающей жидкостью.
Состав для ремонта радиаторов
Надежно устраняет течи антифриза из радиатора и других элементов системы охлаждения. Не испаряется, выдерживает высокую температуру, остается в системе и препятствует возникновению течей в дальнейшем. Безопасен для стали, чугуна, цветных сплавов, пластика, резины. Совместим со всеми типами охлаждающих жидкостей. Не забивает трубки радиатора, отвердевает только в местах течей.
Подобные герметики способны побороть течь в радиаторе, на стыке патрубков, однако большинство производителей указывают, что размер отверстия течи не должен превышать 1,5-2 кв. мм – т.е. это небольшие трещины, дырочки. Пребывая в охлаждающей жидкости, герметики и сами находятся в жидком состоянии, а после вытекания наружу они «застывают» под воздействием воздуха, и образуют герметичную полимерную пленку вокруг места течи.
У таких средств существуют нюансы, причем не столь приятные – подобные герметики со временем могут закупорить систему охлаждения, поэтому после применения герметика настоятельно рекомендуется полная промывка системы охлаждения. Да подобное решение проблемы течи краткосрочное. Но для того, что бы добраться домой или поездить несколько дней в поисках деталей для ремонта – решение подходящее.
«ХОЛОДНАЯ СВАРКА» И «МЕТАЛО-ГЕРМЕТИКИ»
Для более серьезного ремонта радиаторов (при наличии больших трещин) можно использовать материалы типа «холодной сварки» – это термостойкие герметики-клеи, в состав которых введен порошок из металла. «Холодная сварка» могут выпускаться как в готовом виде, так и в виде отдельных компонентов, которые следует перемешать между собой до получения однородной массы.
Пластичные холодные сварки
Быстросохнущие клеи-шпатлевки со стальным, бронзовым и титановым наполнителями. "Схватываются" за 5 минут, затвердевают за 15, могут подвергаться механической обработке через час. Обладают великолепной адгезией ко всем материалам. Склеивают стекло, металл, пластик. Отличительной особенностью является объемное расширение в момент "схватывания", т.е. возникает эффект "пробки". Поэтому возможен ремонт при вытекании жидкости из поврежденного агрегата. Течь останавливается через 5 минут и навсегда.
Это «пластилин», который наносят вокруг поврежденной детали, предварительно очистив и обезжирив ее. Холодная сварка схватывается за пару минут, но на полное затвердевание требуется до 1 часа. Благодаря тому, что холодная сварка очень хорошо держится и имеет сходный с металлом коэффициент температурного расширения, такая заплата на протекшем радиаторе порой способна прослужить несколько лет.
Холодная сварка может оказаться полезнее целого ящика авто инструмента и прокладок. А главное, она придает уверенность в самых непредсказуемых ситуациях, например когда потек радиатор или бензобак в дальней дороге.
Для поиска невидимых утечек охлаждающей жидкости существуют специальные приспособления. Набор для поиска утечек состоит из флуоресцирующей добавки, пистолета для ввода этой добавки в систему охлаждения и УФ-лампы, свет которой выделяет протекшую наружу охлаждающую жидкость с флуоресцирующей добавкой. Однако такие наборы предназначены для сервиса, для частного применения они могут оказаться дороговаты.
Определить место утечки поможет цвет антифриза, если в нем есть флуоресцентные добавки. Главное — осмотреть патрубки системы охлаждения, особенно в местах соединения. Может ослабнуть хомут крепления или образоваться трещина.
Пол-литра, картошка и горчица по вкусу: народные рецепты заменителей автохимии
В нынешних условиях легко закрыть глаза и представить, что все иностранные производители автохимии по каким-то причинам ушли из России. Ну или просто мысленно перенестись на несколько десятилетий назад, что почти одно и то же. Как же жили водители раньше, имея несколько вариантов антикора, но не имея поблизости магазина с ассортиментом стоп-течей и антизапотевателей? Давайте вспомним, как это было и чем можно заменить привычную автохимию.
Без бутылки – никуда
Наверняка вы слышали, что у хорошего водителя с собой всегда должна быть бутылка – не пустая, разумеется. А может, и возили её сами, и возите сейчас. В общем-то, правильно делаете: алкоголь – это в первую очередь самая стабильная валюта, а уже потом способ безобразно провести время. Его часто берут в качестве оплаты небольшой услуги: например, за то, что выдернули из сугроба, дали «прикурить», одолжили компрессор… Так что привычка в целом полезная. Но было время, когда поллитровку использовали и как техническую жидкость.
Наверняка многие уже поняли, чем могла в дороге помочь водка. Конечно же, из неё получается замечательная «незамерзайка». Лучше, конечно, использовать чистый спирт, который можно развести водой и залить в бачок омывателя, но водку купить проще. Да и её можно слегка разбавить, но не слишком сильно: даже чистая водка при -30 замерзает.
Можно ли поить водкой насос омывателя сегодня? Почему бы и нет. Смесь спирта и воды вреда не принесёт, так что в крайнем случае на трассе этот дедовский способ работает. Запах, правда, на любителя, но это лучше, чем ехать вслепую.
Кстати, эстеты в водку добавляли немного синьки. Практического смысла в этом нет, но выглядит такая «незамерзайка» почти как синяя фирменная. Говорят, можно добавить ещё какой-нибудь ароматизатор, но это уже не аутентично: в старинных рецептах я такого не встречал.
Ещё один способ использовать водку не по назначению – это вылить её в бачок для тормозной жидкости. Правда, тут гораздо больше оговорок. Прежде всего водка отлично кипит, так что ехать с ней быстро нельзя. Но если на улице холодно, а под рукой нет никаких других жидкостей (хотя бы антифриза, что лучше), то можно налить и водку. В тёплую погоду смысла переводить продукт нет: можно залить обычную воду. Разумеется, ездить ни с водой, ни с водкой вместо тормозной жидкости нельзя, но выбраться из леса в крайнем случае можно.
Картошка, соль и тот же пузырь
Прошу меня простить, но дальше опять придётся говорить про водку с любовью. Ещё одна область применения этого национального напитка – это антизапотеватель для стёкол. Это сейчас в любом магазине стоят десятки волшебных пузырьков для стёкол, а вот раньше чем спасались? Ага, водкой. Но тут стоит заметить, что совсем уж хорошего антизапотевателя из неё, родимой, не сделать – всё же без глицерина она работает не очень хорошо. Но кого-то устраивает. Альтернативный вариант включает в себя растворитель (например, уайт-спирит), в котором растворяют парафиновую свечу.
Впрочем, борьба с запотеванием и замораживанием стёкол у нас идёт не один десяток лет. Тут и климат свою роль играет, и долгое отсутствие в нашей стране не только машин с обогревом стёкол, но и машин хотя бы с отопителем (впервые он у нас появился на Победе М20, и то не сразу). Так что с запотеванием и обмерзанием народ у нас справляться научили давно, а наиболее эффективный, по мнению многих, способ – это обычная соль. От запотевания соль помогает не очень хорошо, а вот от замерзания – вполне. Солью надо натереть стекло, а чтобы как-то упростить эту задачу, соль засыпали в небольшой тряпичный мешочек, которым и тёрли стёкла.
А вот старый народный антизапотеватель, которому нет аналогов, это мыло. Чем оно твёрже, чем лучше. Берём его в сильную руку и возим им по стеклу. Потом берём в руки чистую тряпочку и очень тщательно это самое стекло натираем. Всё, стекло потеть не будет. Точнее, не должно.
В крайнем случае народная мудрость советует взять штук пять сигарет, распотрошить их и натереть стекло табаком. Говорят, работает метод неплохо. Впрочем, есть и еще более неоднозначные варианты – например, картошка. Точнее, картофельный сок. Честно говоря, если все остальные народные «лайфхаки» мне были давно знакомы, то про картофель я впервые узнал недавно. По советам бывалых, достаточно взять картофелину, разрезать её и натереть стекло. Что там помогает от запотевания, сказать сложно – может, крахмал? И как избавиться от белой мути на стекле после обработки? В общем, тут гарантий нет, но можно попробовать.
Чтобы наверняка
Отдельного рассказа заслуживает дедовская технология ремонта радиаторов. И это я не про пайку, а про стоп-течи, которыми у нас пользоваться любят хотя бы в силу простоты процесса. Несколько десятилетий назад обстановка с радиаторами была намного сложнее, чем сейчас: новый не купишь, отремонтировать старый сам не умеешь, а автосервисов на каждом углу не было. Тут сам бог велел залить в этот радиатор чего-нибудь такое, чтобы оно само вылечилось. И заливали. Вот только что?
Навскидку можно вспомнить три ходовых рецепта прошлого. И два из них – опять же гастрономического характера. Основной ингредиент первого рецепта – это сухая горчица. Способ давно известный и, как ни странно, вполне рабочий. Для ремонта радиатора нужно высыпать в него пакетик горчицы и подождать часика полтора-два. Вполне может сработать, но нужно помнить четыре вещи.
Первая – более-менее эффективно горчица работает только в воде. Шансов остановить течь антифриза будет намного меньше.
Вторая – способ подходит для ремонта радиатора, а вот заделать горчицей резиновый или пластиковый патрубок вряд ли получится.
Третье условие – мотор должен быть прогрет. Так как ремонтировать приходится основной радиатор охлаждения, нужно, чтобы вода шла по большому кругу. То есть, термостат должен быть открытым, а значит, мотор должен быть полностью прогретым.
Ну и последнее. Что может забить горчица в системе охлаждения, никто предсказать не может. Может, дырку в радиаторе. А может, радиатор печки или оставшиеся целыми патрубки. Впрочем, это относится не только к горчице, но и практически к любой субстанции, залитой или вываленной в расширительный бачок. Так что экспериментировать с «кулинарным ремонтом» стоит только в самом крайнем случае и на свой страх и риск.
Второй рецепт гастрономического характера – это использование вместо горчицы красного перца. Перец не так популярен, как горчица, но всё же… В общем, тут тоже всё просто: берём пакетик, высыпаем в радиатор или расширительный бачок (из расчёта приблизительно 10 г перца на 10 литров охлаждающей жидкости) и ждём чуда. Есть мнение, что вероятность чуда как в воде, так и в антифризе у красного перца одинаковая, и в этом заключается его превосходство над горчицей.
Ну и, наконец, самый странный, но тоже проверенный дедами способ остановить течь радиатора – высыпать в него пачку табака. Принцип тот же: глядишь, он и забьёт дырку. Способ плох тем, что табак нынче дорогой, так что вряд ли он получится экономически выгодным. Увы, но если хочется угробить систему охлаждения, проще будет воспользоваться горчицей или перцем.
Можно ли пользоваться этими рецептами сегодня? Я бы не рискнул. В лучшем случае ничего не получится, в чуть худшем течь останется, а всю дрянь из системы получится вымыть без её полной разборки. В худшем варианты самодельная «стоп-течь» забьёт всё, что можно, мотор окончательно перегреется и будет убит наверняка. Может быть, если вы катаетесь на ГАЗ-53, то попробовать можно, а вот что-то более современное дедовский метод ремонта, скорее всего, не переживёт.
А что с мотором?
Просто невозможно было пройти тему раскоксовки! Тут есть три народных метода. Первый – это залить в мотор вместо моторного масла керосин, запустить его на несколько минут, затем залить свежее масло, поездить пару сотен километров и заменить масло повторно. Звучит чудовищно, но такую процедуру я в качестве эксперимента практиковал сам, и результат можно считать успешным. Впоследствии подопытная Nexia прошла еще не один десяток тысяч километров и была продана с пробегом за 300 тысяч, и никаких вопросов к мотору у меня не было – работал тихо, ровно и масло не подъедал. Но рекомендовать этот способ как рабочий все равно не возьмусь – может, просто повезло.
Второй способ тоже связан с керосином: нужно разбавить его в равной пропорции с бензином и залить прямо в цилиндры через свечные колодцы. Машину оставить на несколько часов, периодически проворачивая коленвал «кривым стартером». Потом нужно будет заменить масло, и на этом всё.
Для своего времени метод был не таким уж плохим. А сейчас… Куда там сейчас вставляют кривой стартер? Впрочем, коленвал можно провернуть за колесо. Только смысла не будет: многие современные отложения бензином и соляркой не отмоешь.
Закончим обзор отечественной автохимии прошлого опять водочкой. Именно ею иногда пытались раскоксовывать моторы, добавив её в бензин. Сейчас, в эпоху впрыска и ЭБУ, из этой затеи вряд ли что-то получится, но если вдруг мы увидим Гранты с карбюратором, этот метод раскоксовки может пригодиться.
Зачем в расширительный бачок машины нужно добавлять горчицу
В современном магазине автозапчастей наберется десяток средств, устраняющих протечку в радиаторе. Выбирай — да заливай. Стоит, правда, помнить, что эта автохимия предполагает только короткий рывок до сервиса, а не длительную эксплуатацию. Однако добраться до спасительного подъемника или «дружеской ямы» точно поможет. Но что делать, если антифриз стремительно покидает пределы подкапотного пространства, а нужного состава под рукой не оказалось?
Во-первых, трезво оценить ситуацию. Автосервис потребуется, как ни крути, но до него ведь еще предстоит добраться. Десять-двадцать километров можно проехать и на «галстук», но что предпринять, если до мастерской — сотня верст? Эвакуатор не рассматриваем, стоимость услуги порой значительно превышает цену пострадавшего транспортного средства. Ищем бюджетный способ.
И для начала локализуем утечку и проводим последние капли охлаждающей жидкости на асфальт. Система пуста, а «свищ» оказался не в шланге, увы, а в радиаторе. Хомутом дело не исправишь, требуется средство иного порядка. И тут на помощь придет старый народный метод, который используется в хозяйстве с тех самых пор, когда появилось централизованное отопление. Горчица! Но не простая, а в порошке.
Оказывается, горчичный порошок — дешевый и доступный повсеместно — давно уже используется в качестве герметика. Специя — гигроскопична и, разбухая, достаточно быстро забьет течь. Горчица абсолютно безвредна для труб и шлангов, не вызывает коррозию и не создает пробки. Есть, правда, одно «но»: использовать этот метод можно только с водой в системе, с антифризом фокус не удастся.
Пока двигатель не остыл — методика требует температуры не ниже 60 градусов — заливаем в расширительный бачок воду и насыпаем сухой порошок. Смешиваем, взбалтываем, завинчиваем пробку. И заводим двигатель, заставляя полученный состав циркулировать по всей системе. Ждать мгновенной реакции не стоит, но за час-полтора можно добиться искомого результата: горчичный порошок справится с протечкой, позволив добраться до СТО.
Безусловно, после замены или ремонта радиатора, систему нужно хорошо промыть, заменить воду на антифриз, попутно проверив и протянув все шланги. Но лучше и дешевле — нужный для ремонта объем горчичного порошка в магазине обойдется в 100 рублей — найти вряд ли удастся. Вода же у нас бесплатная, хоть из лужи наливай.
…Предусмотреть и предопределить все поломки, которые могут произойти во время эксплуатации автомобиля, можно одним единственным способом: передвигаться исключительно на новых машинах. Впрочем, и этот подход регулярно дает сбой. Отсюда следует вывод: чем больше хитростей и лайфхаков знает шофер, тем больше у него шансов выбраться из любой передряги. Это называется незамысловатым словом «опыт».