Как прогревать вариатор перед поездкой зимой
Вариатор (CVT) конструктивно отличается от других трансмиссий (например, классического «автомата» или «робота»), поэтому в ходе эксплуатации автомобиля с этой трансмиссией следует помнить о ряде правил, которые позволят продлить срок службы этой трансмиссии. Разбираемся, нужно ли прогревать вариатор перед поездкой при минусовых температурах окружающего воздуха.
Рекомендации завода производителя
В руководстве по эксплуатации автомобилем Lada Vesta/XRAY указывается, что на автомобиле с вариатором не рекомендуется начинать движение сразу после пуска двигателя, особенно в зимний период.
Для предотвращения интенсивного износа комплектующих коробки передач рекомендуется после пуска двигателя дать время (не менее 30 секунд), чтобы масло в вариаторе под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.
В течение нескольких минут после начала движения следует избегать резких ускорений.
ВНИМАНИЕ! При движении на автомобиле с вариатором рекомендуется избегать пробуксовки, резкого ускорения и торможения, это небезопасно для агрегата и обеспечивает повышенный износ коробки передач.
В очень холодную погоду система может блокировать переключение передач вручную, пока коробка передач не прогреется до рабочей температуры.
Советы экспертов и блогеров
Блогер «Энергетик» советует прогревать вариатор зимой так: На холоде ниже чем -15 o C градусов запускать двигатель и дать поработать 10 минут в режиме «паркинг». Затем переключить в «драйв» и начать движение накатом. Так трансмиссия прогреется правильно и быстро. Прогревать машину на месте более 10 минут нет смысла, масло и так успевает разогреться.
Эксперт «За рулем» рассказал про три способа, как прогреть вариатор зимой:
- Чуть прогрев мотор, начинать движение медленно и плавно, не допуская чрезмерных нагрузок на трансмиссию. Через 10–15 км пути в таком режиме вариатор можно считать прогретым. Недостатки этого способа очевидны: нельзя форсировать снежную преграду на старте или влиться в быстро движущийся поток машин. Ведь в обоих случаях вариатор испытает большую нагрузку, а он еще не прогрет.
- Греть вариатор от двигателя. Двигатель работает на холостом ходу и прогревает вариатор. Недостаток: ждать можно сколь угодно долго, но все равно температура рабочей жидкости вариатора будет далека от оптимума.
- Прогревать вариатор, обеспечив ему нагрузку на стоянке. Для этого можно затянуть ручник и включить вскоре после пуска двигателя режим D или R.
Разницу между двумя последними способами эксперты проверили на кроссовере Nissan X-Trail второго поколения. На нем установлены двигатель QR25 рабочим объемом 2,5 литра и вариатор JF011E. Данные получены с помощью программы на андроид-планшете и диагностического адаптера ELM327 (версии 1.5). В обоих случаях прогрев проводился на неподвижном автомобиле. Начальная температура агрегатов составила —10˚С.
Температура в системе охлаждения двигателя и вариатора при разных положениях селектора коробки передач:
Главный вывод: температура вариатора растет примерно в два раза быстрее, если включить режим D или R на стоянке. Аналогичная зависимость сохранится и в условиях более низких температур за бортом.
Как прогреть зимой CVT вариатор: коротко о главном
Вариатор – бесступенчатый тип трансмиссии, главным отличием которой от других КПП является постоянное изменение передаточного числа. Бесступенчатая коробка считается наиболее подверженной низким температурам – уже при отметке в -15 градусов по Цельсию в коробке густеет трансмиссионная жидкость и меняется плотность всех резинотехнических изделий.
Прогрев вариатора в зимнее время: как это делается?
Густое масло, грубые сальники и прокладки по периметру CVT приводят к нарушению стабильной работы вариатора, что провоцирует появление пробуксовок и увеличение нагрузки на трансмиссию. Это в свою очередь увеличивает скорость износа конусов и приводного ремня CVT, что загрязняет рабочую жидкость и приводит к еще большему износу коробки передач.
Чтобы предотвратить ускоренный износ бесступенчатой трансмиссии, необходимо прогревать силовое оборудования автомобиля – для выхода на рабочую температуру вариаторной КПП используется 2 технологии:
- Прогрев на месте – метод заключается в предварительном прогреве двигателя автомобиля перед началом движения. Поскольку мотор и вариатор взаимосвязаны, CVT постепенно прогревается с выходом силового агрегата на рабочую температуру. Для комфортного прогрева требуется 25-30 минут работы мотора на холостых оборотах.
Обратите внимание! Сам вариатор во время работы на холостых оборотах не увеличивает температуру – прогрев осуществляется только путем передачи температуры двигателя. Окончательный прогрев бесступенчатой трансмиссии возможен только при начале движения, поэтому сильная динамическая нагрузка после старта авто с CVT строго не рекомендуема.
- Прогрев в движении – метод заключается в начале движения с минимальными нагрузками на вариатор. Для этого необходимо не превышать рабочие обороты двигателя выше 2500-3000 в минуту, не использовать резкие нажатия на педали акселерометра и тормоза. Прогрев вариатора в движении осуществляется намного быстрее, чем при работе на холостых оборотах. Как правило, полный прогрев бесступенчатой трансмиссии происходит спустя 10-15 км пробега в щадящем режиме эксплуатации.
Важно помнить! Резкие перепады крутящего момента на непрогретом вариаторе могут стать причиной появления задир на конусах КПП приводным ремнем, что приведет к ускоренному износу всей трансмиссии.
Когда и как долго необходимо прогревать вариатор?
Время прогрева бесступенчатой коробки передач напрямую определяется температурными условиями на улице. График прогрева CVT в холодное время примерно следующий:
Температура 0 или до – 5 градусов – прогрев не требуется;
До -15 градусов – прогрев в движении или на холостых оборотах не менее 15 минут;
До -25 градусов – поочередный прогрев вариатора на месте и в движении по 20-25 минут;
От -25 градусов – эксплуатация автомобиля с бесступенчатой трансмиссией строго не рекомендуема.
При температуре на улице от -15 градусов по Цельсию рекомендуется использовать системы по типу Вебасто или проводить прогрев автомобиля в отапливаемом гараже.
Помните! Пренебрежение данными рекомендациями приведет к быстрому износу бесступенчатой трансмиссии вплоть до необходимости замены агрегата или капитального ремонта.
Зачем прогревать вариатор и как грамотно это сделать?
Простую «ручную» коробку, может быть, особо жалеть и не стоит. Но если речь заходит о вариаторе, то ситуация резко меняется. Это уже не просто набор шестеренок, а целая коллекция деталей из различных материалов, от металлов до пластмасс и всяческих сплавов. А самое главное – это наличие уникальной рабочей жидкости, выполняющей, казалось бы, противоположные задачи – от борьбы с трением до создания устойчивого сцепления. Весь этот паноптикум в разной степени подвержен термическим воздействиям. Ухудшается текучесть жидкости, сужаются металлы, растет их хрупкость. Но если сталь, алюминий, пластмасса и резина даже на морозе за тридцать градусов остаются работоспособными, то упомянутая жидкость начинает показывать характер.
Конкретные проблемы следующие. При сильном охлаждении возрастает вязкость – загустевшая субстанция сильно нагружает насос. Тот отчаянно работает, создавая высокое давление, которое может повредить клапаны гидроблока и резиновые уплотнения. Но, даже если ничего не пострадает, холодная жидкость не сможет обеспечить трение, достаточное для передачи высокого крутящего момента – неизбежно проскальзывание. А где проскальзывание, там обязательно появятся задиры на поверхностях конусов и ремня – это очень плохо. Для нормальной работы жидкость должна иметь температуру в диапазоне примерно 60 – 100 °С.
Все это хорошо, но каким образом можно прогреть вариатор зимой? Двигатель внутреннего сгорания всегда согреет сам себя даже на холостых, пусть и не очень быстро, но в вариаторе-то ничего не сгорает. Конечно, какая-то часть тепла от мотора ему перепадает за счет близкого соседства, но для прогрева до указанных градусов этого никак не достаточно. Конечно, прогреть коробку паяльной лампой или тепловой пушкой, как это делали и делают водители замерзших грузиков не получится при всем желании. Поэтому придется немножко похитрить.
Впрочем, все просто – тот же прием применяют владельцы автомобилей с гидромеханической коробкой передач. При прогреве двигателя на стоянке, насколько это возможно в жилой зоне с нервными соседями, нужно перевести селектор вариатора в положение D или R, удерживая машину тормозами. Если автомобиль припаркован так, что упирается колесами в высокий бордюр, то можно, в общем-то, обойтись и без тормозов, но лучше все-таки подержать тормозную педаль нажатой – так спокойнее. В этом случае рабочая жидкость начнет активно перемешиваться, вследствие чего вариатор начнет довольно интенсивно прогреваться. Поспособствует прогреву вариатора и то, что мотор получает нагрузку, а потому также прогревается быстрее.
Если уезжать с парковки нужно немедленно, то, опять-таки, действуем так же, как с гидромеханическим автоматом: плавно выбираемся со стоянки и, по возможности без «гонок на выживание», начинаем движение к намеченной цели, не нагружая ни мотор, ни коробку ездой типа «газ в пол». В таком спокойном режиме вариатор прогреется минут за 10 – 15. Такое обращение значительно продлит его ресурс.
Современные автомобили надежны, но их возможности все-таки не безграничны. Помните об этом и старайтесь хотя бы немного помогать технике человеческим отношением.
А вы греете вариатор? Нет? Зря — ремонт встанет дороже
Все агрегаты автомобиля лучше всего работают при расчетной температуре. Вариатор не исключение. В его конструкции использованы разные материалы: сталь и алюминий, резина и пластик, и у всех свои ограничения по температуре использования. Впрочем, даже при пуске двигателя в —35°C все эти материалы остаются работоспособными.
Другое дело – рабочая жидкость вариатора. В мороз ей приходится плохо, настолько плохо, что она способна погубить детали вариатора.
В чем опасность?
- Растет вязкость рабочей жидкости. В результате увеличивается нагрузка на привод насоса, а он, в свою очередь, нагнетает излишнее давление в системе. Причем даже полностью открытый редукционный клапан не может компенсировать слишком большое давление. В результате могут выйти из строя клапаны гидроблока или резиновые уплотнения.
- Там, где взаимодействуют конусы и ремень вариатора, жидкость начинает нормально функционировать только при температуре, близкой к рабочей. Оптимальная температура для вариатора от 60 до 100°C. Если жидкость холодная, то трения будет недостаточно для передачи больших крутящих моментов. Начнется проскальзывание, которое спровоцирует задиры на поверхности конусов и ремня.
Теплообменники вариатора, которые летом помогают охладить рабочую жидкость, зимой будут замедлять ее прогрев. Причем не важно, какой они конструкции: встроены в основной радиатор системы охлаждения двигателя или установлены за решеткой радиатора. Вокруг – или холодный антифриз, или холодный воздух.
Способы прогрева вариатора
Эти рассуждения приводят нас к выводу, что вариатор нужно прогревать до того, как он испытает большую нагрузку при езде. Сделать это можно тремя способами:
Разницу между двумя последними способами мы проверили на кроссовере Nissan X-Trail второго поколения. На нем установлены двигатель QR25 рабочим объемом 2,5 литра и вариатор JF011E. Данные получены с помощью программы на андроид-планшете и диагностического адаптера ELM327 (версии 1.5). В обоих случаях прогрев проводился на неподвижном автомобиле. Начальная температура агрегатов составила –10˚С.
Температура в системе охлаждения двигателя и вариатора при разных положениях селектора коробки передач
На графике видно, что прогрев вариатора от двигателя в режиме P или N идет крайне медленно. Двигатель уже прогрет, а температура вариатора всего 20˚С. По прошествии пятнадцати минут прогрева вариатор не готов к интенсивным нагрузкам.
Совсем другое дело, если почти сразу после пуска двигателя мы переведем селектор вариатора в положение D или R. Выбор положения зависит от того, как автомобиль припаркован. Если колеса уперты в бордюр, да еще и ручник полностью исправен, то можно стоять даже не нажимая педаль тормоза. В ином случае педаль тормоза лучше не отпускать. При этом мы получим более быстрый прогрев двигателя и вариатора. Примерно через 10 минут вполне можно начинать движение в обычном режиме. А через километр пути — ехать на полную катушку, если, конечно, в этом есть потребность.
Главный вывод: температура вариатора растет примерно в два раза быстрее, если включить режим D или R на стоянке. Аналогичная зависимость сохранится и в условиях более низких температур за бортом.
За счет чего прогрев происходит быстрее?
Откуда вообще взялся гидротрансформатор, спросите вы? Он есть практически у всех современных вариаторов и, по сути, выполняет роль сцепления, позволяя остановить автомобиль, в то время как селектор коробки передач остается в режиме drive.
К слову, аналогичный эксперимент мы провели и на классическом автомате. О том, как прогревается гидромеханическая коробка, читайте здесь.