Нужно ли менять масло в автомате — экспертное заключение
Итак, вы – счастливый обладатель автомобиля с автоматической коробкой передач. Хлопот при управлении автомобилем существенно меньше, чем если бы у вас была машина с механикой. А как дела обстоят с обслуживанием?
Экономика определяет политику
Сразу нужно поделить все автомобили с автоматическими коробками на те, при эксплуатации которых производитель предполагает замену рабочей жидкости, и те, которые заправлены на весь срок службы. К первым относятся автомобили почтенного возраста: еще двадцать лет назад большинство производителей включали замену жидкости в автоматической коробке передач в обязательный график технического обслуживания. Пробеги между заменами не превышали 30–45 тыс. км пробега. Надо отметить, что это были жидкости на минеральной основе.
Теперь же очень многие производители не указывают в сервисных книжках на необходимость замены жидкости в автомате, роботе или вариаторе. Справедливости ради отмечу, что сегодня используют жидкости на полусинтетической или синтетической основе. И вот такая жидкость уже считается залитой на весь срок службы автомобиля. А каков этот срок? Производители не особенно афишируют эти цифры, но известно, что в последнее время в расчет принимают годовые пробеги не более 30 тыс. км, а также срок эксплуатации автомобиля до трех — максимум шести лет. Получается, что ресурс большинства автомобилей, по мнению производителя, варьируется в пределах 90-180 тыс. км пробега.
Многие производители буквально помешаны на снижении стоимости владения автомобилем. А в эту цифру входит частота проведения и стоимость технического обслуживания машины. Некоторые, например, известный южнокорейский концерн – не видят необходимости в более частой замене моторного масла, даже если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях. Что уж говорить о жидкости в автоматической коробке передач. Им важно, чтобы в гарантийный период автомобиль был дешев в эксплуатации, а дальше, в постгарантийный период, если агрегат и потребует капитального ремонта, то это только к лучшему. Ведь за него придется платить владельцу машины. А еще лучше, если потребитель купит новый автомобиль.
С другой стороны, на необходимости замены рабочей жидкости в автомате настаивают производители этих самых автоматических коробок передач. Заботятся они прежде всего об имидже бренда: им не выгодно, если в среде автолюбителей будет распространено мнение, будто автоматы ZF или Aisin разваливаются сразу по окончании гарантийного срока.
Технические вопросы
Современная полусинтетическая или синтетическая жидкость, заправленная на заводе в коробку передач, служит дольше моторного масла потому, что она не подвергается воздействию столь высоких температур, не загрязняется продуктами сгорания и не убывает вследствие угара. Вместе с тем в автоматической коробке передач находится большое количество пар трения, которые (в отличие от деталей двигателя) и должны работать именно на трении. А трение, как известно, вызывает неизбежный износ. Причем изнашиваются зачастую разнородные материалы, такие как сталь, алюминий, специальные фрикционные материалы. Поэтому в конструкцию коробки передач всегда включены фильтр и магниты для «отлова» стальных частиц.
Продукты износа со временем забивают поверхность фильтрующего элемента до такой степени, что давление жидкости в системе падает до недопустимых величин и исполнительные механизмы перестают работать должным образом. А если происходит разрыв шторы фильтрующего элемента, то весь поток грязи очень быстро выведет управляющие клапаны из строя. Сильно загрязненная рабочая жидкость приводит к быстрому износу почти всех деталей коробки передач. Страдают механические части – подшипники, шестерни, фрикционы, клапаны гидроблока, регуляторы давления. Большое количество стружки, налипшей на датчики скорости вращения валов, может искажать их показания, что приведет к сбоям в системе управления автоматической коробкой передач.
Автоматическая коробка передач может эксплуатироваться в разных условиях. И, как следствие, замена жидкости в АКП желательна, если автомобиль используется:
- для движения по крупному городу с частыми простоями в пробках;
- при температурном режиме, характерном для резко-континентального климата с холодной зимой и жарким летом;
- с водителем, привыкшим к чрезмерно динамичной езде;
- с полной нагрузкой и частой буксировкой прицепа или другого автомобиля;
- для движения по бездорожью.
А теперь несколько полезных советов.
Когда менять масло в автоматической трансмиссии?
Если вы собираетесь ездить на автомобиле дольше гарантийного срока или вам достался подержанный автомобиль, то жидкость в автоматической коробке следует заменять с интервалом, не превышающим 60 тыс. км. Причем критически важно произвести замену до того, как коробка покажет малейшие признаки неудовлетворительной работы. Подергивание, запаздывание при переключении передач или иные отклонения в работе – чаще всего признаки того, что заменой жидкости вместе с фильтрами проблему уже не решить. Положительный результат скорее всего сможет дать только ремонт на специализированном сервисе.
Как менять масло в автоматической коробке передач?
Менять жидкость можно частично или полностью, с заменой фильтрующего элемента или без. В идеале и фильтр, и жидкость нужно заменить полностью. Но ни слить, ни откачать ее без полной разборки агрегата невозможно. До половины старой жидкости все равно остается в различных закоулках автомата. А работа со снятием коробки передач не из дешевых.
Если автомат не проявлял признаков неисправности и замена жидкости носит профилактический характер, то достаточно частичной замены. Однако работу в любом случае лучше доверить профессионалам. Опытный сервисмен сможет определить состояние слитой рабочей жидкости и даст рекомендации. Если в отработанной жидкости присутствует большое количество продуктов износа, то частичная замена жидкости лишь немного отсрочит дорогостоящий ремонт автомата.
Менять фильтр в автомате или нет?
Фильтр, выполненный как приемник жидкости в виде металлического корпуса с сеткой, менять необязательно, но нужно тщательно промыть от лаковых отложений и грязи. Подойдет «Очиститель карбюратора». Фильтр тонкой очистки, имеющий бумажную штору, необходимо заменять при каждой смене жидкости.
Какую ATF лить в коробку автомат?
Поскольку при частичной замене жидкости старая неизбежно смешается с новой, следует использовать только оригинальный продукт, который рекомендует изготовитель конкретного автомобиля. Ну а если ваша коробка передач все-таки попала на переборку, то ее детали будут полностью очищены от старой жидкости, и тогда появится возможность заправить даже более качественную жидкость, чем была использована на заводе. Ведь изготовители масел не стоят на месте и совершенствуют продукцию.
Как проверить уровень масла в АКПП?
Проверять уровень жидкости в автоматической коробке передач самостоятельно советую, только если она снабжена специальным щупом. В других случаях необходима смотровая канава или подъемник. Велики требования к горизонтальности автомобиля, а порой необходимы специальные ключи и навыки. Так что лучше прибегнуть к помощи сервиса.
Поделитесь в комментариях, меняете ли вы жидкость в автоматической коробке своего автомобиля или «и так сойдет»?
Нужно ли менять масло в автоматической коробке? Мифы и реальность
Автоматическая трансмиссия имеет сложную конструкцию. Ее обслуживание представляет трудности для владельцев, особенно если его производит неквалифицированный персонал. Поэтому автопроизводители стараются максимально оттянуть срок замены трансмиссионного масла и ремонта в целом, для чего используются хитрые технические устройства. В списках регламентных работ обслуживание автомата не значится. Однако чудес не бывает, и масло в коробке передач рано или поздно теряет свои свойства. Но когда наступает этот предел?
Длинный период работы
Автопроизводители не дают однозначного ответа на вопрос о том, когда необходимо менять рабочую жидкость в автоматической коробке передач. В течение первых 120 тысяч километров пробега прикасаться к коробке запрещено под страхом лишения гарантийных обязательств. Однако после трехлетнего срока службы водитель может действовать на свой страх и риск.
Эксперты «За рулем» собрали рекомендации изготовителей трансмиссий в отношении постгарантийного обслуживания их продукции. Результаты оказались неожиданными.
Китайская компания Brilliance порекомендовала заменять масло в механической коробке через год после его покупки или при пробеге 10 000 км. Это очень удивляет, так как на фоне других конкурентов такая откровенность вызывает вопросы к надежности техники в целом. Последующие замены могут производиться каждые 30 000-40 000 км или раз в 3-4 года. Для автоматической трансмиссии у «китайцев» этот интервал составляет 60 000 км.
«АвтоВАЗ», к примеру, заявляет, что первую замену трансмиссионного масла в механических или автоматических трансмиссиях, которые ставятся на модели LADA, необходимо производить через 180 000 км пробега. Исключение составляют полноприводные модели LADA 4×4 и «Нива» с трансмиссиями старых конструкций. Масло в раздаточной коробке и в заднем мосту с редуктором необходимо менять каждые 40 000 км пробега, так как на эти технические узлы приходится основная нагрузка при работе на бездорожье.
Другие производители сходятся во мнении, что менять масло в механической коробке необходимо при первом ремонте пакета сцеплений, а в автоматической трансмиссии — через каждые 60 000 км.
Сажи нет, но стружки много
Почему же масло в автоматической и механической коробках ходит настолько долго, если похожее масло в моторе служит от силы 15 тысяч км пробега?
Причиной тому иные условия эксплуатации. Двигатель работает при высоких температурах, где часто возникают зоны перегрева, и масло прижигается. Его состав нарушается, присадки выпадают в осадок, изменяя свои свойства. Рабочая жидкость также загрязняется продуктами сгорания топлива, впитывает сажу и растворенные химические отложения. Все это приводит к быстрому выходу из строя смазывающей жидкости.
Между тем внутри автоматической или механической трансмиссии гораздо более щадящий режим. Там нет доступа для сажи и нет камер сгорания. Единственным источником загрязнения является металлическая стружка, появляющаяся в результате выработки трущихся частей. Причем изнашиваются разнородные материалы, такие, как сталь, алюминий, специальные фрикционные диски, работающие для фиксации и переключения скоростей.
Для очистки масла в конструкцию автоматической коробки передач вносятся фильтр и улавливающие магниты для захвата и удержания металлических продуктов износа. К 180 тысячам километров пробега они полностью покрываются мелкими частичками металла, выхваченными из циркулирующего потока масла. В какой-то момент они уже не могут надежно удерживать стружку.
Фильтры подлежат замене, так как могут порваться их рабочие соты, грязь вновь попадет в масло, что приведет к повреждению деталей коробки и выходу ее из строя. Подшипники, шестерни, фрикционы, клапаны гидроблока, регуляторы давления при высоком загрязнении масла работают уже на износ, резко сокращая ресурс трансмиссии. При повреждении датчиков скорости вращения валов начинаются сбои в системе управления автоматической коробкой передач. Оттягивать смену масла и фильтров далее первых 180 000 км уже не стоит.
Что касается механической трансмиссии, то смена масла в ней производится легко. А вот с автоматами возникают сложности. При визите в сервис надо помнить, что полностью слить старое масло из коробки невозможно. До трети грязной жидкости остается в трансмиссии. Лучше всего комбинировать замену масла со снятием технического узла целиком. Так легче демонтировать поддон и вычистить улавливающие магниты. Вместе с ними открывается доступ к масляному фильтру, который тоже подлежит замене. Только тогда можно удалить остатки старого масла и вновь заливать трансмиссионную смазывающую жидкость, рекомендованную производителем. В этом случае автомат прослужит еще долго. Последующая замена масла производится через 60 000 км пробега.
Когда менять трансмиссионную жидкость, что будет, если этого не делать. Можно ли заменить масло самому
Автопроизводители рекомендуют менять отслужившую свой срок ATF примерно через 80 тыс. км пробега. Мастера автосервисов настаивают, что большой интервал между заменой трансмиссионной жидкости вреден для деталей автомобиля, что лучше провести процедуру через 50 тыс. км.
Разберёмся в статье, когда же действительно нужна замена масла в АКПП.
Необслуживаемые автоматы: вечное масло
Одной из первых компаний, которая начала рекламировать необслуживаемые АКПП на своих машинах, был автоконцерн Mercedes-Benz. Речь шла о 5-ступенчатой КП из серии 722.6. Тогда заявили, что замена масла в АКПП вообще не нужна.
После немецкого автогиганта аналогичные заявления сделали BMW и Audi. В документации к их автомобилям 2000-х годов значилось, что замена масла в АКПП не понадобится в течение срока эксплуатации узла. На небольшую оговорку автопроизводителей о том, что масло всё же нужно менять при экстремальной эксплуатации авто, не обратили внимания. А напрасно.
В реальности вышло, что необслуживаемая в заявлении АКПП — маркетинговый ход. У западных автовладельцев, которые меняют машины через 3–4 года, замена масла в АКПП действительно не слишком нужная процедура. Но если машина ездит десяток и больше лет, ATF утратит характеристики. Причина — перегрев от езды по бездорожью, стояние в пробках.
Даже при аккуратном вождении масло не способно служить пожизненно: со временем присадки вырабатываются. Жидкость засоряется частицами износа деталей. Поэтому замена масла в АКПП — обязательная процедура. Вопрос лишь в том, когда она нужна.
Когда проводят замену
По регламенту у каждого автомобиля свой срок замены трансмиссионной жидкости в коробке. В среднем процедуру проводят через 60 тыс. км пробега с поправками на год выхода машины с конвейера, конкретные условия эксплуатации.
Специалисты СТО утверждают, что замена масла в АКПП нужна, когда:
достигнут порог возраста машины или цифра пробега, которая указана в регламенте по ТО;
человек купил подержанный автомобиль с автоматом, есть сомнения в качестве масла (в этом случае рекомендуют полную замену жидкости);
в процессе движения появляются рывки;
трансмиссия не переключается;
авто не едет вперёд, назад.
Общие рекомендации сводятся к условиям эксплуатации авто.
Если машина с конвейера сошла после 2000 года, водитель ездит аккуратно, климат умеренный, то жидкость перезаливают через 100 тыс. км пробега. На машинах до 2000 года выпуска масло перезаливают через 50–80 тыс. км. Сотрудники СТО с учётом состояния узла предложат полную перезаливку либо долив ATF той же марки.
В условиях знойного лета и морозной зимы, влажного климата, при экстремальном стиле езды замена ATF понадобится через 80 тыс. км пробега более «свежим» автомобилям и через 40–60 тыс. км машинам, которые выпустили до 2000 года.
Что будет, если не заливать масло в трансмиссию вовремя
Регламент диктует интервалы для замены трансмиссионной жидкости. Если не соблюдать сроки, детали автомата быстрее изнашиваются, а рабочий ресурс всего агрегата снижается.
В первую очередь страдает гидравлика. Устаревшее масло не может создать нужное давление в узлах, утрачивает смазочные свойства, а масляный фильтр забивается твёрдыми частицами грязи от износа узлов. При сильном загрязнении без полной перезаливки не обойтись.
Другие возможные проблемы:
замедление переключения скоростей;
переключение с перескакиванием ступеней;
засорённый фильтр не сможет пропускать масло к деталям и узлам АКПП, что чревато трением, нагревом, поломкой.
Частичная замена трансмиссионного масла по трудоёмкости, времени и цене обойдётся гораздо дешевле, чем ремонт автомобильных узлов, покупка новых запчастей.
Замена масла в трансмиссии: что выбрать
Ассортимент современных масел для коробок трансмиссии можно увидеть на сайте «Колёса Даром». Здесь представлены сертифицированные товары от брендов с мировым именем. Выбор зависит от параметров скорости относительного скольжения и удельных нагрузок в коробке передач, а также от того, какая понадобится процедура — полная или частичная.
Для МКПП выбирают трансмиссионные масла. Их же используют в раздаточных блоках, рулевом механизме, передачах редуктора. Масла в трансмиссии делятся на минеральные и синтетические. Когда речь идёт о двигателе, предпочтение отдают синтетической продукции. Для МКПП можно взять минеральное трансмиссионное масло по приемлемой стоимости. Выбор — за автовладельцем.
Для АКПП применяют ATF. Это маловязкая смазка, которая отличается составом и свойствами от масел для механической КПП. Другие требования — по пенообразованию, вязкости. С учётом допусков масла в трансмиссии делят на универсальные (Multi ATF) и оригинальные. Если выбирать первые, нужно убедиться в том, что продукт соответствует требованиям автопроизводителя. Вторые обладают узкими характеристиками под конкретные механизмы.
Преимущества покупки масла в «Колёса Даром»:
широкий ассортимент оригинальных сертифицированных автотоваров;
возможность купить не только ATF, но и присадки, тормозные жидкости, антифризы, жидкости для омывателя;
есть скидки, акции, программы лояльности.
ATF служит не только для смазки узлов АКПП. Она нужна в гидротрансформаторе, чтобы передавать мощность мотора на трансмиссию. Учитывая её влияние на работоспособность деталей, стоит выбирать оригинальное масло или заменитель с аналогичными характеристиками. Неоригинальные дешёвые жидкости от неизвестных брендов потенциально вредны для трансмиссии.
Когда нужна аппаратная замена масла
Заливку масла в АКПП выполняют полностью или частично. Капитальную (аппаратную) замену проводят, если:
в АКПП до этого залили некачественную жидкость;
проводили ремонт коробки, из-за чего в узлах есть пыль, загрязнения.
Аппаратная замена масла в автомате требует оборудования, которое под давлением «выгонит» старую смазку. Если агрегат прослужил уже достаточно долго, аппаратная замена масла в АКПП может вызвать отслоение отложений с внутренних стенок. Результатом такой замены может стать засорение гидроблока АКПП, соленоидов. В таком случае потребуется ремонтировать трансмиссию.
Поэтому специалисты сервиса рекомендуют прибегать к капитальной замене в сравнительно новых авто с исправной АКПП. Если владелец машины с пробегом настаивает на аппаратной заливке масла, с него берут расписку, что его предупредили о возможных рисках.
Можно ли заменить масло в АКПП самостоятельно
Если есть опыт, инструменты, можно выполнить процедуру своими руками. Но лучше не экономить на комфорте и безопасности, ведь самостоятельная заливка масла в АКПП сопровождается рисками.
Почему лучше положиться на специалистов:
В процессе нужно заменить прокладки поддона, фильтр, а без соответствующих инструментов и навыков процедура зайдёт в тупик.
Мастера СТО оценивают работоспособность АКПП на предмет скрытых поломок, а самостоятельно найти и устранить их не получится.
Без специального оборудования удаление старого масла в АКПП невозможно, а полученная после некачественной замены смесь негативно скажется на работе узлов и деталей.
Возможно повреждение 6-ступенчатой роботизированной коробки передач в случае долива жидкости неподходящего состава, если игнорируются советы из каталога ETKA (содержит рекомендации для поиска запчастей и жидкостей для автомобилей концерна VAG). Другие смеси в 6-ступенчатой КП приводят к выходу из строя узла.
Проще и быстрее заказать заливку масла в АКПП у мастеров автосервиса. С гарантией, рекомендациями. Стоит процедура не так дорого. Всё зависит от того, нужна полная промывка или достаточно залить несколько литров.
Подведём итоги
Рекомендации специалистов и регламенты автопроизводителей сводятся к таким выводам:
масло в АКПП требует периодической замены;
первый раз частичную замену ATF со сменой фильтра, снятием поддона проводят примерно через 80–100 тыс. км пробега;
в сложных условиях эксплуатации машины обновление масла в АКПП понадобится через 60 тыс. км пробега;
последующие процедуры частичной замены ATF в АКПП проводят через каждые 40–50 тыс. км пробега, а новый фильтр устанавливают через раз.
АКПП — дорогостоящий узел в автомобиле. Чтобы продлить срок его службы, обеспечить оптимальную работоспособность, нужно выбирать качественную жидкость для трансмиссии и вовремя перезаливать её.
Регламент производителя важно учитывать, но с поправками на условия эксплуатации, климат, стиль вождения.
В автосервисе механики справятся с работой за несколько часов. Стоимость замены масла АКПП выйдет ниже, чем потенциальный ремонт деталей в случае несвоевременного ТО.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.