Принцип работы и ремонт омывателя фар
Разработчики современных автомобилей сделали всё возможное, чтобы максимально облегчить жизнь их владельцам. В летний зной на помощь приходит кондиционер, зимой можно включить обогрев сидений и таким образом согреться, не дожидаясь пока двигатель начнёт отдавать тепло в салон. Позаботились производители и о безопасности пассажиров. Одним из проявлений такой заботы можно назвать появление ставшего привычным явлением омывателя фар.
Вряд ли найдётся автомобилист, который решится отрицать значимость световых приборов при движении в тёмное время суток. Но, бывает, что при движении по трассе стеклянная поверхность фар покрывается пылью и грязью. Более того, ночью автомобильные огни, словно магнит, притягивают насекомых, которые при столкновении разбиваются, оставляя на поверхности следы, препятствующие нормальному рассеиванию света. Именно в этом случае омыватель фар становится незаменим.
Принцип работы омывателя фар
Принцип его работы прост. Обычно он установлен на выдвигающихся из переднего бампера пластмассовых креплениях. Жидкость в него поступает из того же бачка, что задействован для омывания лобового стекла. Вода поступает в сопла по специальным пластмассовым трубочкам. Во время работы упомянутые сопла под большим давлением выделяют порционное количество жидкости, которое распыляется непосредственно на стёкла фар. Выполнив свою задачу, омыватель становится на место, плотно прилегая к бамперу.
Отдельные модели автомобилей помимо непосредственно омываетля укомплектованы ещё и миниатюрными дворниками, функция которых сводится к очищению рабочей поверхности фар от грязи и влаги. Эффективность такой комплектации намного выше, чем стандартной. Правда, целесообразность наличия дополнительного оборудования всё же вызывает сомнения. Дело в том, что всё это требует дополнительных ресурсов и забирает немалую долю заряда аккумулятора. В итоге, в самый ответственный момент чистота фар может послужить поводом для преждевременной зарядки батареи.
Автомобилистам следует учесть, что частое ополаскивание световых приборов заметно увеличивает расход использующейся для этой цели жидкости. Так уж получилось, что на лобовое стекло подаётся гораздо меньше «жижки», чем на фары. Отчасти это объясняется разницей в давлении, с которым вода выплёскивается из сопел.
Стоит отметить, что большинство автомобилистов сходится во мнении, что зимой использование омывателя фар нецелесообразно. Напротив, это может обернуться проблемами и даже привести к поломке устройства. Стекающая с фар вода будет замерзать между бампером и омывателем, из-за чего работоспособность механизма будет нарушена. Чаще всего омыватель либо перестаёт открываться, либо не закрывается до конца. Чтобы не произошло несанкционированного использования омывателя, многие просто на время холодов вынимают предохранитель, отвечающий за работу устройства.
Устранения распространённых неполадок
насос омывателя омыватель фар
Для того, чтобы омыватель не вышел из строя, важно регулярно его использовать. В случаях, когда острой необходимости в очистке поверхности световых приборов нет, можно время от времени проводить профилактику механизма. Достаточно раз в неделю задействовать омыватель, чтобы не нарушилась его функциональность. Если же вы обнаружили, что устройство хоть и не утратило работоспособность, но на своё место по выполнении процедуры упорно отказывается возвращаться – не спешите расстраиваться, возможно, неисправность удастся устранить собственными силами.
Как правило, возврату омывателя на место препятствует попавшая в механизм грязь. Иногда нарушенную работу можно восстановить с помощью обычного масла типа WD-40. Достаточно просто смазать полозья, по которым перемещается омыватель и попробовать слегка подтолкнуть сопла рукой, чтобы они встали на своё место. Но иногда этого бывает недостаточно. В таких случаях можно попробовать другой эффективный способ починить испортившееся устройство.
Делается это естественным путём в обычных условиях. Отправьтесь на трассу за город и разогнавшись до сотни несколько раз задействуйте омыватель. Бывает, что благодаря силе встречного потока воздуха устройство самостоятельно становится на место и никаких дополнительных действий совершать уже не приходится. Этот метод даже предпочтительнее «проталкивания руками», т.к. всё происходит без применения лишней силы. Ну а залогом бесперебойной работы любого устройства можно назвать его постоянное использование.
Виды, устройство и принцип работы омывателя фар
Качественная работа системы освещения играет важнейшую роль для комфортного движения в ночное время суток и при плохих погодных условиях. Однако даже при полностью исправной технике количество света может существенно снижаться из-за загрязнения головной оптики. Специально для решения этой проблемы и был разработан омыватель фар, который позволяет дистанционно очистить световые приборы не выходя из автомобиля и не прерывая движение. Особенно актуально наличие омывателя становится при использовании ксеноновых фар.
Что такое омыватель фар в автомобиле
Современные автомобили непрерывно совершенствуются и стремятся быть максимально комфортными и безопасными для водителей. Одной из таких разработок для увеличения удобства вождения и безопасности является омыватель, который необходим для очистки рассеивателя фары от грязи, пыли и насекомых.
Водитель может активировать функцию во время движения и улучшить качество света благодаря очистке рассеивателя фары.
Выглядит омыватель как уменьшенный очиститель лобового стекла (в случае щеточного). Более современные модели (струйные) выполнены в виде небольших накладок под фарами, которые выдвигаются после получения команды от водителя. Устанавливают омыватель в непосредственной близости от оптики. В зависимости от типа конструкции, устройство может быть скрыто во внутренней части бампера автомобиля и активироваться только после нажатия кнопки включения омывателя фар. Также существует стационарный вариант установки, когда форсунки системы расположены на внешней поверхности переднего бампера.
На каких типах фар он используется
Омыватель в обязательном порядке устанавливается на автомобили с ксеноновыми фарами. Для галогенных он доступен в качестве опции. Дело в том, что галогенные и газоразрядные лампы имеют одинаковый принцип направления свет. Но ксенон обладает более сильным световым потоком. Наличие грязи или намерзшего льда на фаре проводит к рассеиванию светового пучка.
Галогенные лампочки просто теряют яркость и лишают водителя качественного освещения дорожной поверхности, а ксенон может слепить встречные машины, создавая аварийные ситуации. Поэтому для автомобилей со штатным ксеноном обязательно устанавливают омывающую систему.
Виды омывателей
В зависимости от конструкции омывателя различают:
- щеточные;
- и струйные устройства.
Разница между ними заключается в принципе очистки стекла и элементах, из которых состоит система.
Щеточный омыватель похож на очиститель стекла в уменьшенном размере. Вода на стекло подается под небольшим давлением, а специальная щетка смывает грязь при помощи механической очистки. Устройство устанавливают для стеклянных рассеивателей, поскольку пластик слишком чувствительный к данной процедуре.
Струйный омыватель устанавливает на большинстве современных автомобилей. Принцип работы устройства заключается в подаче моющей жидкости на рассеиватель фары под высоким давлением. Качество очистки зависит от расстояния между форсункой и оптикой, объемом моющего средства и степени распыла.
Струйный омыватель еще называют выдвижным, поскольку он целиком расположен в корпусе бампера автомобиля. Элементы системы подачи видно только после включения его в работу.
Устройство и принцип работы
Конструкция очистительной системы фар напоминает омыватель лобового стекла по количеству и типу используемых элементов. Основные устройства, входящие в его состав:
- Бачок с очистительной жидкостью. Обеспечивает до 25 циклов работы. За одно включение система использует до 200 мл моющего средства. Общая емкость бака — 2,5 литра для одной и 4 литра для двух форсунок.
- Моторчик. Используется в телескопической системе для перемещения форсунки.
- Насос высокого давления. Предназначен для подачи моющего средства на форсунки.
- Блок форсунок. Обеспечивает распыл жидкости на рассеиватели фар.
- Соединительные шланги.
- Блок управления. Управляет процессом очистки оптики.
Принцип работы омывателя фар достаточно прост. Его можно разделить на три основных этапа:
- открытие накладок с форсунками;
- полив фар моющей жидкостью;
- возврат в стандартное положение.
Водитель активирует функцию очистки, запуская систему в работу. После этого начинается процесс ополаскивания стекла моющей жидкостью под высоким давлением. Блок управления подает команду моторчику на выдвижение форсунок. Жидкость подается из бака с помощью насоса высокого давления. Соединительные шланги передают моющее средство на форсунки, после чего происходит его распыл на рассеиватель. Когда процесс завершен, моторчики возвращают устройство в исходное положение.
Виды форсунок
В зависимости от способа установки форсунки бывают:
- стационарные;
- телескопические.
Стационарные устанавливаются непосредственно на бампер автомобиля. Это простое по конструкции и дизайну устройство, которое отличается надежностью работы. Единственный недостаток — форсунки всегда находятся на виду.
Телескопические форсунки устанавливаются внутри бампера, оставляя специальное отверстие для движения наружу. При активации очистительной системы специальный моторчик выдвигает элементы, регулируя дальность и угол распыла. Хотя основной принцип того, как работают оба типа форсунок, очень похож, телескопические устройства пользуются большей популярностью благодаря возможности интеграции в бампер.
Как включается омыватель
В зависимости от автомобиля предусмотрено два способа управления системой:
- автоматическое;
- ручное.
Работа устройства без участия водителя включается после активации очистителя стекла и включения ближнего света. Подобный вариант считается экономически невыгодным, поскольку расходует большое количество жидкости.
Автомобили премиум-сегмента оснащены интеллектуальной системой управления. Электронный блок анализирует частоту включения очистителя стекла и на основе полученной информации омывает фары.
Наиболее удобный и экономичный вариант — использование кнопки на панели приборов. Во время ручного управления не возникает проблем с тем, как включить или отключить омыватель фар, а моющая жидкость используется только в случае необходимости.
Основные недостатки
Несмотря на простоту и очевидную необходимость использования омывателя фар, владельцы автомобилей отмечают и ряд недостатков:
- Плохие очистительные свойства на высоких скоростях.
- Повышенный расход моющего средства.
- Постоянные проблемы с тем, как включить и активировать омыватель фар в зимнее время. Устройство некорректно работает и может не до конца возвращаться в исходное положение.
Если омывающая жидкость замерзла, рекомендуется не пользоваться очистительной системой. В противном случае водитель рискует сломать устройство из-за повышенной нагрузки на ее элементы.
Применение омывателя для фар позволило упростить процесс очистки оптики и улучшить видимость на дороге без участия водителя. Хотя решение напрямую не влияет на безопасность движения, она увеличивает комфорт эксплуатации автомобиля. Остается надеяться, что в будущем недостатки с работой системы в зимнее время и большим расходом моющей жидкости будут устранены.
Все об омывателе фар автомобиля
Для безопасного передвижения на автомобиле в вечернее и ночное время необходимо, чтобы исправно работала система освещения. Также немаловажно, чтобы она находилась в чистоте. Особенно это актуально в холодное время года, когда осадки, смешиваясь с грязью и пылью, загрязняют оптику автомобиля. Тут на помощь приходит такое устройство, как омыватель фар. Водитель может очистить их во время движения по трассе, при этом не выходя из машины. Чтобы эффективно пользоваться данной опцией, нужно знать конструкцию и принцип работы устройства, виды омывателей и форсунок, плюсы и минусы системы.
Что такое омыватель фар?
Омыватель фар – это устройство, предназначенное для очищение оптики автомобиля. На большинстве современных моделях установлены омыватели, которые можно задействовать в процессе вождения. Данные устройства играют наиважнейшую роль. Если фары недостаточно чистые, то это сильно виляет на видимость в вечернее и ночное время суток, а значит снижается уровень безопасности водителя и пассажиров. Омыватели фар решают данную проблему. Достаточно включить данную функцию, чтобы в считанные минуты добиться чистоты оптики и идеальной видимости.
Внешне омыватель выглядит как очиститель лобового стекла, только в несколько раз меньше. Есть и другой вид устройства, который расположен внутри бампера авто и выдвигается при активации данной функции водителем. Омыватели в обязательном порядке устанавливаются на машинах с ксеноновыми фарами.
Как работает устройство
Чтобы разобраться в принципе работы необходимо рассмотреть конструкцию омывателя фар. Вот основные элементы, которые входят в его состав:
• Емкость с очистительной жидкостью.
Расход за одно включение составляет до 200 мл. Хватает жидкости примерно на 25 циклов работы.
• Форсунки — распылители жидкости.
• Моторчик — приспособление, которое помогает перемещению форсунки.
• Насос — под высоким давлением подает жидкость на форсунки.
• Блок управления и шланги.
Теперь рассмотрим подробнее принцип работы устройства. Водитель активирует функцию через блок управления. Команда поступает к моторчику, который выдвигает форсунки. Насос под высоким давлением подает очищающую жидкость из бачка в соединительные шланги. Далее она переходит к форсункам, которые распыляют ее на фары. После того, как задача выполнена, моторчик задвигает форсунки на прежнее место.
Типы омывателя фар
Выше была описана конструкция и ход работы струйных омывателей, они сейчас чаще всего встречаются на выпускаемых автомобилях. Однако есть и другой вид устройства. На данный момент различают:
• Щеточные омыватели.
Принцип очистки фар отличается от струйного. Это уменьшенная копия очистителя лобового стекла. Вода подается на фары, и небольшая щеточка начинает процесс механической чистки от грязи, пыли и мусора.
• Струйные омыватели.
Как уже упоминалось, в его состав входят выдвигающиеся форсунки, которые распыляют очистительную жидкость. Качество очищения зависит от таких факторов, как расстояние между фарой и форсунками, силы распыления и объема подаваемой жидкости.
Щеточные омыватели фар находятся на видном месте, а струйные спрятаны в бампере автомобиля. Их можно увидеть только тогда, когда включается функция омывателя фар. Поэтому такие устройства также называются выдвижными.
Виды форсунок
• Стационарные форсунки.
Расположены на бампере машины. Стационарные форсунки всегда находятся на виду. Основной плюс – надежны в работе.
• Телескопические форсунки.
В отличие от стационарных скрыты под бампером автомобиля. Выдвигаются в тот момент, когда водитель включает функцию омывателя фар. Угол и дальность распыла регулируется моторчиком. Телескопические форсунки в последние годы пользуются большей популярностью. Они удобны тем, что спрятаны в бампер и не влияют на внешний вид автомобиля.
Преимущества и недостатки
Самый главный плюс омывателей фар – автоматическое очищение оптики от загрязнений. Бесспорное преимущество в том, что водителю не нужно выходить из машины и вручную протирать фары. Это может доставлять неудобство, особенно в холодное время года, в дождь, град или снег. Достаточно включить функцию и можно, не покидая салона, добиться лучшей освещенности и видимости.
Однако водители отмечают и ряд недостатков в данном устройстве:
• На большой скорости наблюдается неэффективная работа омывателей фар.
• В некоторых регионах, где зимой температура опускается до экстремальных значений, омыватели выходят из строя из-за мороза. Это касается также выдвигаемых моделей очистительных устройств.
• Использование омывателей фар приводит к большому расходу незамерзающей жидкости.
Со временем различные детали устройства могут выходить из строя, но найти запасные части и заменить их не составляет большого труда. Многие автолюбители закрывают глаза на указанные недостатки и с большой охотой пользуются опцией омывателя фар. Для них является несомненным плюсом возможность на ходу улучшать видимость на дороге с помощью автоматического устройства.
Советы по эксплуатации
Чтобы устройство прослужило долго, придерживайтесь следующих рекомендаций.
• Не забывайте при минусовой температуре использовать незамерзающую жидкость.
• Следите за тем, чтобы в форсунки не попадали грязь и мусор. Они должны быть чистыми, тогда долго будут работать исправно.
• Если грязь все же попала в устройство, необходимо как можно быстрее его очистить либо заменить деталь.
Если у вас автомобиль с ксеноновыми фарами, то вы должны установить омыватели фар. Согласно российскому законодательству, это обязательное условие. При загрязнении такие фары могут ослепить водителей, едущих по встречной полосе, что небезопасно и для вас, и для других участников дорожного движения. Поэтому они всегда должны быть чистыми и оборудованы омывателями.
Омыватель фар автомобиля: устройство и назначение
Чистые фары ‒ обязательное условие эффективной работы системы освещения любого автомобиля. Однако далеко не каждое транспортное средство оснащено устройствами автоматической очистки световых приборов.
О том, в каких случаях наличие омывателя фар является обязательным, как устроена эта система и можно ли установить её на свой автомобиль, рассказывают эксперты MotorPage.Ru.
Назначение
При передвижении по мокрым от дождя дорогам на рассеивателях фар постепенно образуется налет грязи. В сухую погоду нормальной работе световых приборов может мешать прилипшая пыль и мелкие насекомые. В темное время суток испачканные фары создают угрозу безопасной эксплуатации автомобиля. Делать частые остановки, чтобы привести световое оборудование в порядок, неудобно и небезопасно. Решить эту проблему призваны специально разработанные устройства ‒ омыватели фар.
Однако, несмотря на явную техническую и эксплуатационную целесообразность, далеко не все модели машин производители оснащают штатными омывателями световых приборов. Эти устройства обязательны для автомобилей с ксеноновыми фарами. Все другие источники света при загрязненных рассеивателях просто теряют в яркости. Ксенон в подобной ситуации может давать сторонние блики, мешающие водителям встречных машин. Необходимость наличия у этих фар омывателей прописана в законодательстве большинства стран.
Принцип работы и место установки
Существует два вида устройств для дистанционной очистки фар ‒ струйные и щеточные омыватели. Последние более сложны по конструкции и подходят не для всех фар, так как способны царапать поверхность рефлекторов из пластика.
В связи с этим наибольшее распространение получили струйные омыватели. Принцип их работы прост: очистка оптики производится струями жидкости высокого давления, которые при включении системы выбрасываются из специальных форсунок.
Для эффективной работы омыватели устанавливают в непосредственной близости от световых приборов ‒ как правило, на поверхности переднего бампера. В более совершенных моделях форсунки и их механический привод скрыты внутри бампера и выдвигаются в рабочее положение только при включении режима очистки. Команда на активацию системы может автоматически подаваться специальным датчиком, либо в момент нажатия кнопки, установленной на водительской панели приборов.
Особенности конструкции омывателей струйного типа
Конкретное конструктивное исполнение очистителя фар зависит от места и способа установки форсунок. Выделяют два вида конструкций:
- Со стационарными форсунками, неподвижно закрепленными на поверхности бампера. Это простые и надежные устройства, недостатком которых является возможность случайного повреждения или засора распылителей.
- С выдвижными и телескопическими форсунками, смонтированными внутри бампера. Когда распылители левой и правой стороны выдвигаются вверх при помощи компактных приводных электромоторов.
Эффективность очистки фар зависит от ряда параметров, в числе которых: угол распыла, рабочее давление потока жидкости, а также расстояние от форсунок до поверхности рассеивателя. По этим показателям все системы со стационарными и выдвижными форсунками практически равнозначны.
Итак, типовая конструкция омывателя фар состоит их следующих элементов:
- бачок с очистительной жидкостью;
- роторный насос, развивающий давление до 2 кгс/см2;
- форсунки-распылители (2-4 шт.);
- электропривод выдвигающего механизма;
- блок управления;
- система соединительных шлангов;
- электропроводка для подключения к шинам питания.
Считается, что запаса жидкости должно хватать примерно на 25 циклов очистки. В частности, за одно включение системы с двумя форсунками расходуется до 200 мл моющего средства, соответственно, необходимая емкость бачка составляет не менее 2,5 л.
Автомобили, в которых под каждой фарой устанавливается по две форсунки, должны быть оснащены резервуаром объемом от 4 литров. Возможны решения, когда система имеет собственную емкость, либо использует жидкость из бачка, общего с омывателем лобового стекла.
Преимущества и недостатки
Наличие в автомобиле полностью автоматического омывателя фар освобождает водителя от необходимости отвлекаться и лично управлять процессом очистки. Вместе с тем такие системы расходуют больше жидкости, поэтому уступают по экономичности устройствам, приводимым в действие нажатием кнопки.
При всех удобствах использования омывателей фар эти устройства все же имеют и недостатки:
- низкая эффективность очистки при движении на высоких скоростях;
- значительный объемный расход рабочей жидкости;
- вероятность поломки выдвижных механизмов (кроме стационарных форсунок);
- проблемы работы омывателей при низких температурах.
В зимнее время в систему омывателя фар заливается специальная незамерзающая жидкость. Но даже это не может устранить угрозу примерзания выдвижных форсунок из-за возможного наличия на бампере климатической влаги.
Перечисленные недостатки не снижают растущую популярность подобных систем. Для автомобилей, не оборудованных штатными омывателями фар, выпускаются комплекты деталей, которые можно приобрести и смонтировать самостоятельно.