Установка и подключение пассивного саба, усилителя и конденсатора. Подробный мануал.
Всем привет, други! =)
Итак, свершилось — вкрячил я себе в багажник бухалку =)
Если честно, наверное как и у большинства, мысль такая крутилась давно, но как обычно все упиралось либо в отсутствие времени, либо финансов.
Но тут на ДР Svetlanka33 задарила пассивный саб Pioneer TS-WX303 (номинал — 250 Вт, пик — 1200 Вт) и выбора у меня не осталось =)
Саб есть, осталось поставить.
Так как саб пассивный, пришлось докупить кое какие компоненты:
усилитель Supra SBD-A4240
Линейный преобразователь акустических выходов в RCA SUPRA SAD HL
Конденсатор SUPRA SCAP-05D
Набор проводов для усилителя SUPRA SAK 2.40
Почему SUPRA? — да потому что дешево и судя по отзывам качество не самое плохое, так как занимался таким делом впервые, жалко было что либо спалить дорогое. Дальше будет видно, может и поменяю что то.
В итоге все куплено и готово к установке, начинаем поиски мануалов, и вот тут я столкнулся с проблемой, ни одной путной инструкции я в сети найти не смог, были найдены обрывки информации, но полной картины они не давали, было решено разбираться по ходу и по итогу сделать подробный мануал, что собственно вроде и получилось.
В субботу утром пришел в гараж, первым делом было решено перед разгромом салона проверить все закупленное оборудование, для этого нужно было подключить линейный преобразователь, кинуть сигнал и питание на усилитель и подключить к усилку саб.
Начал разбор передней панели.
Наверное все наслышаны о трудно поддающихся съему воздуховодах, которые на церате не хотят вытаскиваться, так вот и я с ними помучался. Сначала пытался как то их подцепить крючками и прочими приспособлениями, не получилось. Намучившись, взял ножик и пройдя по периметру по часовой стрелке вытащил обе декоративные заглушки, а потом и сами воздуховоды.
Разбираем центральную консоль.
Далее открутил 4 самореза, по два с каждой стороны, которыми прикручена магнитола.
Откручиваем саморезы отмеченные красным
Снизу поддеваем панель простой отверкой в двух местах и тянем на себя, идет очень туго, защелки есть в нижней части и сверху.
Здесь вставляем простые отвертки и тянем на себя
Справившись с панелью, отстегиваем все штекеры — 2 с климата, 3 с магнитолы и 1 с кнопки «аварийки».
Отключив переднюю панель, откладываем ее в сторону.
Раздербанили
Теперь нам нужен коричневый штекер с магнитолы. Схему штекеров прилагаю, за схему спс Mishlow .
Схема штекеров
Коричневая фишка на схеме это "connector B". Видим что на задние колонки идут пины 1 и 5 — правая сторона, 4 и 8 — левая сторона. К этим проводам и подключаем линейный преобразователь, серые провода — "право", зеленые — "лево".
Подключение линейного преобразователя
Не буду долго разглагольствовать, скажу лишь что линейный преобразователь у меня оказался не исправный, сигнала на усилитель не приходило. Дабы удостовериться, что дело действительно в преобразователе, подключил к усилителю свой телефон через обычный аудиокабель "jack 3.5mm — 2 тюльпана" и саб потихоньку забубнил – значит усь исправный.
В воскресение отправился в гараж с новым преобразователем и работы продолжились. Сразу прикрутил преобразователь, кинул сигнал на усилитель — работает.
Дальше началось самое интересное — прокладка проводки.
Еще до установки саба я решил что все это хозяйство нужно делать отключаемым и независимым от основной аудиосистемы. Я bass конечно люблю, но все как правило по настроению, бывает совсем не хочется разрыва ушей, а лазить каждый раз и крутить уровень на усилке желания не было. В итоге было решено завести управляющий кабель, который включает усилитель, на кнопку плафона освещения под водительским козырьком, так как я им ни когда не пользуюсь, а тут будет хотя какая то функциональная нагрузка.
Управляющий провод был подключен на АСС — 6 пин (желтый провод) на сером штекере (connector A), который шел в магнитолу. Почему АСС думаю объяснять не нужно, в двух словах — на этот провод подается 12В только с поворотом ключа в положение АСС, без ключа провод обесточен, что исключает возможность того что вы забудете выключить усилок и посадите аккум.
Подключение к АСС
Далее провод по правой стойке был дотянут до нужного плафона, сам плафон предварительно демонтирован, лампочка вынута, контакты замкнуты — получился обычный включатель. К одному контакту прикручиваем провод идущий от магнитолы, со второго контакта провод пускаем уже к усилителю. Для прокладки провода по потолку пришлось демонтировать правую стойку, очечник и оба солнцезащитных козырька, там ни чего сложного нет, везде саморезы на видном месте.
прокладка провода к плафону модифицированный плафон
В итоге по правой стороне идет акустический кабель от преобразователя и управляющий провод с питанием АСС. Для прокладки были демонтированы боковая панелька, справа от ног пассажира, порог и задняя боковая обшивка, все крепится на клипсах, болтов нет. Порог берем за край и тянем вверх. С панелью у ног аккуратнее, у неё один фиксатор находится на боковой стороне за уплотнителем, сначала нужно вытащить две клипсы, а потом тянуть панель к задней части автомобиля. Обшивку тянем на себя и она с грохотом отщелкивается, если будете делать в холодном гараже, то сразу запасайтесь клипсами, в этом деле они как расходник. Прокладываем проводку и ставим все на место в обратном порядке.
Теперь прокладка силового кабеля от «+» аккума. Его тянем по левому борту. Сначала нужно вывести кабель из подкапоки в салон, для этого снимаем подкрылок — нужно открутить брызговик (3 самореза с клипсами), еще один такой же саморез чуть выше брызговика в задней части крыла и две обычных клипсы по центру подкрылка вверху. Отогнув подкрылок видим пучок проводов который выходит из салона и технологическое отверстие с заглушкой, в него то и надо засунуть кабель. Заглушку выталкиваем в салон. Провод, предварительно завернутый в гофру, от аккума через крыло проводим к отверстию сам провод хомутами крепим к пучку проводов в гофре, который идет параллельно.
Прокидываем провод в салон одеваем заглушку Вид из салона
В салоне все разбирается аналогично правой стороне, только еще нужно открутить ручку открывания капота. У заглушки вырезаем центральную часть, одеваем на кабель, тянем к отверстию и закрываем его. Дальше кабель по борту кидаем до багажника и все панели ставим в обратном порядке.
Расключение всей техники делаем согласно прилагаемым инструкциям.
У меня схема получилась такая, рисовал в пэйнте на скорую руку…
Схема подключения
Предохранитель, контенсатор и усилитель закрепил саморезами на спинке заднего сидения.
Плюс и минус идет к усилителю через клеммы конденсатора.
Так как усилитель 4х канальный, аудиокабель я подключил на вход "Rear", фронт пока остался пустым. С другой стороны усилителя подключил силовые кабели и кабель управления включением усилка, ну и мостом подключил саб.
Слева провода на саб, подключенные мостом. Справа силовые кабели и желтый управляющий кабель. Аудио кабель, идущий от преобразователя
Землю брал от крепления заднего сидения, предварительно удалив краску с крепления и болта, для лучшего контакта.
заземление
Последним шаг — прикручиваем плюсовую клемму к аккумулятору и проверяем то что получилось =)
В сборе Вид из багажника
Видео прилагаю, качество звука конечно не оценить, микрофоны телефона были в ШОКе), но понятен принцип для чего я подключал плафон и вообще как все это выглядит.
Так в багажнике:
З.Ы. Я не эксперт в этом вопросе, так что профи прошу не придираться особо =).
Надеюсь этот БЖ кому то значительно упростит задачу и поможет в установке аналогичной приблуды.
З.З.Ы. Совсем забыл, KOUPоводы, добавляемся в WhatsApp в чат KOUP CLUB, там много интересностей и позитива! Если кому интересно пишем Mishlow , он там за главного.
Подключение пассивного сабвуфера к усилителю своими силами
Как правило, подключение пассивного сабвуфера к усилителю занимает время и мысли автовладельца намного больше, чем он подозревает. Конечно же, можно подключить пассивный сабвуфер к усилителю самостоятельно, но надо знать особенности этого процесса, о котором и пойдет речь в нашей статье.
Сегодняшняя автомобильная штатная аудиосистема редко кого оставляет довольным. Да и сабвуфером она не наделена, а варианты низкочастотных динамиков зачастую оставляют желать лучшего.
Они не удовлетворяют вкусам и если можно так выразиться, потребностям нынешнего владельца авто.
Современная акустика и требования
Как правильно подключить пассивный сабвуфер к усилителю
Получается, что вопрос, касающийся подключения сабвуфера стоит очень остро и многие хотят знать больше об этом процессе(см.Как подключить сабвуфер к автомагнитоле: уроки для любителей).
Стоит отметить, что качественная аудиосистема способна воспроизводить широкий диапазон частот, воспринимаемых человеком в салоне автомобиля. При использовании одних ВЧ и СЧ динамиков добиться такого звучания невозможно и роль сабвуфера, особенно пассивного, налицо.
Примечание. Качественная и высококлассная АС должна сочетать в себе разные виды акустики, каждый из которых должен воспроизводить музыкальную композицию в свойственном только ему диапазоне частот.
Не стоит, наверное, говорить, что НЧ динамик – это и есть сабвуфер. Сегодня об этом знают абсолютно все.
Примечание. Такой динамик необходим также и мультимедийным системам, ведь при отсутствии саба некоторые музыкальные компоненты теряют свою привлекательность. СЧ и ВЧ динамики их просто не в состоянии воспроизвести.
Багажник идеальное место для саба
Сабвуфер пассивный в багажнике
Прежде чем перейти к непосредственному подключению саба, хотелось бы остановиться на месте, куда актуальнее всего будет устанавливать данный динамик. Идеальным местом считается багажник, где саб способен воспроизводить частоты до 100 Гц.
Примечание. Чтобы обеспечить такое звучание, одного наличия багажника мало. Нужно в этой части автомобиля проводить специальное объемное акустическое оформление. Многие автовладельцы этого не знают и размещают НЧ динамик здесь просто для того, что есть свободное место и устанавливать саб здесь проще всего.
Полезно будет знать, что чем ниже воспроизводимая частота, тем больше ослабевает локализация источника звука в пространстве. Другими словами, во время монтажа саба в багажник, появляется уникальная возможность варьировать места установки, добиваясь тем самым отличного качества звучания.
Примечание. Конечно же, автомобильный сабвуфер можно устанавливать и в передней панели, но тогда, сделать это будет намного сложнее, чем в случае с багажником.
Кроме того, такая расстановка по душе лишь ярым фанатам высокой музыки и превосходного звука. Это они готовы жертвовать чем угодно, лишь бы добиться необыкновенного звучания. В нашем же случае, достаточно только обеспечить норму.
Пассивный сабвуфер от Blaupunkt
Виды сабвуферов для авто
Как известно, сегодня на автомобильном рынке можно найти всего три группы сабвуферов:
- Динамики низкочастотные. .
- И собственно говоря, пассивные сабвуферы, которые и станут темой нашей статьи.
Отличия между этими группами хорошо замечается, если следить за трактами аудиосистем:
- НЧ динамик наделен трактом, который воспроизводит низкие частоты с помощью головного устройства, усилителя, самой головки и соединительных кабелей.
- Что касается активного саба, то здесь НЧ-динамик монтируется прямо в ящик, а усилитель крепится снаружи или даже внутри того же ящика.
Примечание. Как правило, это готовый к использованию вариант, многими рассматриваемый, как идеальный. С другой стороны, для обеспечения нормального звучания больше подходит пассивный саб.
- С точки зрения музыки, пассивный сабвуфер – вариант самый идеальный. В нем проигрывающая головка находится в ящике, тем самым обеспечивая акустическое оформление.
Примечание. Чтобы правильно настроить полноценную АС, важно грамотно установить и настроить усилитель.
Преимущества пассивных сабвуферов
- Среди многочисленных достоинств пассивных сабвуферов особняком можно выделить простоту инсталляции. С другой стороны, многие могут с этим поспорить, приводя в пример трапециевидную форму динамика, хотя и небольшого размера, затрудняющего пользование багажником.
- Сложность пассивных сабвуферов заключается в их грамотной настройке. Что же касается выбора качественного динамика, то благодаря незамысловатости и малой востребованности в таких динамиках, легко найти правильное решение.
Другими словами, желающих приобрести активные сабвуферы намного больше и такой спрос рождает производство, частенько кустарного свойства из Китая.
Выбор типа подключения пассивного саба
Как подключить пассивный сабвуфер и усилитель
Пассивный сабвуфер можно подключить разными способами. В автомобилях для монтажа нужно иметь в виду тип кузова, так как он имеет большое значение.
Поэтому условно разделим все типы кузова на 3 класса:
- Автомобили, имеющие багажник, полностью изолированный от салона (седан).
- Автомобили, совмещающие салон и багажное отделение. Как правило, это либо хэтчбек, либо универсал.
- Автомобили, имеющие полностью открытый кузов (кабриолет).
Седан
Подразумевает самую сложную установку, ведь нужно будет немало повозиться. Наиболее тяжелым для монтажа, в данном случае, можно считать багажник, так как он полностью изолирован.
Но, самодельная или заказная акустическая полка может решить эту проблему.
Подключение к усилителю пассивного сабвуфера
Примечание. Хотя задняя полка и является самым распространенным местом установки сабвуфера, многие рекомендуют ставить его на седане в подлокотники задних сидений. В этом случае нужно будет внимательно отнестись к размерам отверстий, сделав их достаточными и большими, дабы не закрыть диффузор НЧ-динамика.
Хэтчбек
Кузов хэтчбек считается наиболее удобным для монтажа сабвуфера. В данном случае будет наиболее удобным использование звукового оформления «free air», хотя можно и другие.
Примечание. Для хэтчбека лучше подобрать саб размером в 10 дюймов.
Кабриолет
Также можно назать сложными, в плане установки сабвуфера, автомобилями. В кабриолете мало места и лучший по звуковому давлени результат мог бы получиться, если использовать фазоинверторное оформление.
Подключение усилителя к пассивного сабвуфера
Примечание. Если объем устанавливаемого места в салоне мал и имеет ограничения, требуется использовать акустику закрытого типа. Два НЧ-динамика, перед которыми стоит жесткая плита, полностью решают проблему.
Подключение пассивного сабвуфера к усилителю
Усилитель с подключением пассивного сабвуфера
Процесс подключения рекомендуется начать с отсоединения провода, идущего на «минус» АКБ (делается это во избежание КЗ при соединении саба к усилителю).
После чего переходим к основным действиям:
- Определяем место, где будет установлен предохранитель. Данный элемент способен защитить от возможного КЗ. Поэтому нужно поставить предохранитель там, где бы он был вне зоны замыкания.
- Найдя это место, крепим предохранитель с помощью винта. Отверстие делается с помощью сверла нужного диаметра.
Кабели и проводка
Примечание. Очень важно уделять максимальное внимание проводке. Кабели должны быть как можно качественнее. Экономить в данном случае не советуется.
- Находим места для укладки проводки и под отверстия готовим резиновые втулки нужного размера.
- После этого, находим под капотом источник питания (провод), подтягиваем его, чтобы было максимально удобно соединить с предохранителем.
Примечание. Чаще всего кабели рекомендуется прокладывать по краю салона. Таким образом, если снять задние сиденья, можно легко получить доступ.
Подключение кабелей к RCA
Здесь ничего сложного. Требуется просто подключить кабель из RCA выхода на Sub Out динамика.
Далее проводим следующие операции:
- Проводку ДУ несем к выходу PMT головного устройства (синий провод).
- Кабели прокладываем к усилителю(см.>Как подключить к автомагнитоле усилитель и сабвуфер: сам себе мастер), таким же образом, как провода питания.
Подключение саба к головному устройству
Примечание. Чтобы обезопаситься от КЗ провода рекомендуется класть как можно ниже вдоль пассажирской стороны машины. Кроме того, провода, идущие на усилитель, должны иметь другой путь и никоим образом не соприкасаться с другими кабелями.
- Проведенный кабель подключаем к клемме на усилителе. Там должна иметься надпись «12 В» или «PWR», куда и нужно крепить. Не забываем одновременно заземлить усилитель, подводя соответствующий провод к «GND» клемме.
- Саб подключаем к усилителю.
- Ставим минусовую клемму на место.
В заключении хотелось бы посоветовать, все хорошенько проверить. Если усилитель нормально включается, то должен работать и сабвуфер на соответствующем уровне. Если подключения не происходит либо что-то функционирует неправильно, нужно сразу же все отключить и вызвать специалиста.
Можно воспользоваться подробной инструкцией, которая идет в комплекте с сабом. Она подразумевает наличие фото – материалов.
Кроме того, видео поможет понять процесс установки значительно глубже. Главное понимать, что работа своими руками не потребует вложения больших денежных средств и напротив, если доверить операцию профессионалам, цена не всякого устроит.
Как добавить сабвуфер к стереосистеме?
Сабвуфер создает звук в том диапазоне частот, который недоступен для полочных колонок. Казалось бы, его приобретение легко решит проблему с басом, но так ли все просто?
Совершенству, как известно, предела нет. Это верно и в отношении звучания Hi-Fi-системы. Для некоторых любителей звука процесс его улучшения становится самоценным, что, впрочем, стимулирует развитие технологий и разработку аппаратуры. Но бывают и простые жизненные ситуации. Допустим, у вас уже есть все, что нужно для воспроизведения музыкальных записей, в том числе и пара колонок, которые в целом вам нравятся.
Но со временем вы начинаете понимать, что звучание может быть еще лучше: достовернее и энергичнее, объемнее и весомей. И дело, скорее всего, в недостатке нижних частот, которые ваша акустика просто неспособна произвести – из-за своих габаритов, будь то полочная модель или даже компактные напольники. Можно, конечно, купить другие АС, более крупные и солидные, наделенные могучим басом, что потребует выделить им часть своего жизненного пространства и немало денег на действительно удовлетворяющую упомянутым требованиям модель. Есть и другой путь: приобретение сабвуфера. Он не такой прямой, как может представляться, и для достижения цели придется учесть наличие некоторых препятствий.
Весомые частоты
Эксперименты показали, что доступные для восприятия слуховой системой человека звуковые волны имеют частоты от 20 Гц до 20 кГц. Эти цифры ориентировочные, поскольку все люди разные, да и физиология одного и того же человека с возрастом меняется.
Этот диапазон принято подразделять на три основных части: низкие, средние и высокие частоты. Самые важные в плане передачи информации – вторая и нижний участок третьей; поэтому в телефонии используется полоса от 300 Гц до 3400 Гц. «Чистый синус» на 3 кГц – это писк, однако для слуха такие частоты очень важны, поскольку благодаря им обеспечивается разборчивость речи.
Основные тона голосов и многих инструментов лежат в диапазоне от 80 Гц до ориентировочно 500 Гц, поэтому полочные колонки, которые, как правило, способны создавать звук от 60-80 Гц и вплоть до 20 кГц – очень хорошие аппараты для воспроизведения музыки и пения, способные передать большинство деталей и нюансов.
Так что же дает этот совсем небольшой кусочек звукового спектра от 20 до 60 Гц? Ответ простой: реалистичность и достоверность музыкальной сцены, а также он обеспечивает полноценную передачу звучания некоторых особо басовитых инструментов, к примеру, рояля, у которого нижняя нота имеет основную частоту в 27 Гц; у контрабаса и барабана-бочки, к слову, это 40 Гц.
Современные записи к тому же хранят в себе информацию об акустике зала, в котором они выполнялись, благодаря зафиксированному в них звучанию и затуханию стоячих волн в нем. А если это насыщенный электронными эффектами студийный альбом, то и все низкочастотные задумки звукорежиссеров.
Ниже нижнего
Владельцы полочных колонок в какой-то момент могут осознать, что им в их звучании чего-то не хватает, и, скорее всего, это будут басы. На помощь может прийти специальная АС – сабвуфер – создающая звук в НЧ-диапазоне. Однако не стоит полагать, что он сразу же снимет все проблемы – это довольно сложное в установке устройство, да и правильно подобрать модель совсем не просто.
В Hi-Fi-сфере наиболее распространены активные сабвуферы, располагающие встроенным усилителем, что и неудивительно, ведь справиться с большим низкочастотным динамиком по силам не всякому компонентному аппарату. Мы дадим несколько рекомендаций по их подбору, установке, подключению и настройке.
Необходимый минимум
Количество предложений сабвуферов на Hi-Fi-рынке весьма велико, однако чтобы найти среди них именно тот, что подойдет для вашей системы и комнаты, где она установлена, надо учесть некоторые обстоятельства.
Чтобы пара колонок и саб – такой комплект называется трифоником – сложились в единое акустическое целое, следует тщательно согласовать их излучение. Поскольку у стереоусилителей, как правило, не предусмотрена функция кроссовера, то есть раздела сигнала на полосы по частоте, то он должен быть у сабвуфера. И он действительно имеется почти у всех моделей, не входящих в комплекты «в одной коробке» АС для домашнего кинотеатра или с саундбаром, а продающихся как самостоятельный компонент. Активные сабвуферы также располагают регулировкой громкости. У многих есть переключатель, позволяющий повернуть фазу сигнала на 180 градусов.
Требуется деликатность
Далее следует принять во внимание то, что к сабвуферу для домашнего кинотеатра и для трифоника предъявляются разные требования. В первом случае ему необходимо в нужный момент «наддать жару», чтобы усилить у зрителя впечатления от активных сцен на экране; во втором – деликатно взять на себя воспроизведение низкочастотной составляющей записи. Для этого у саба должна быть ровная АЧХ на том небольшом участке спектра, за который он отвечает, а не явно выраженный резонансный пик на какой-то частоте. А этого разработчикам не так просто добиться при условии необходимости уложиться в заданный ценовой сегмент. Поэтому «музыкальный» сабвуфер довольно легко подыскать среди дорогих моделей и непросто среди доступных. Кстати говоря, такой саб будет хорош и в системе ДК.
В качестве примера недорогой модели с дополнительными возможностями настройки звучания можно привести B&W ASW608 (2018). Обратим внимание на то, что тип акустического оформления у его динамика – закрытый корпус. Именно среди подобных моделей или тех, что снабжены пассивным радиатором, и стоит подыскивать сабвуфер для трифоника. Фазоинверторные варианты часто склонны к резонансному поведению на определенной частоте, хотя и создают более громкий звук – но это не жесткая зависимость.
Бас – на выход!
При выборе сабвуфера также следует принять во внимание, какие разъемы имеются у усилителя вашей системы. Если выхода с предусилителя у него не предусмотрено, то надо обязательно подыскивать модель, оснащенную высокоуровневыми входами – такие есть далеко не у всех. А вот линейные входы есть практически у каждого саба.
LFE-вход пригодится для подключения к AV-ресиверу или кинотеатральному процессору. На него подается специально записанный в саундтрек НЧ-сигнал, который эти аппараты выделяют в отдельный канал при декодировании.
Если ваши колонки работают в минималистичной системе с единственным электронным компонентом, например сетевым или стереоресивером, то вполне может оказаться, что у него предусмотрен выход на сабвуфер.
Имеет ли размер значение?
Сабвуферы оснащаются динамиками различных диаметров, как правило, 8, 10 и 12 дюймов; от этого зависят и габариты корпусов. Чем больше излучатель, тем более глубокий бас он обещает создать, однако разумно будет принять во внимание размеры комнаты, где ему предстоит работать. В маленькой крупный будет занимать много места, и это, пожалуй, единственное противопоказание для его приобретения, не считая цены. Большой динамик будет работать с меньшей нагрузкой, а, значит, и с меньшими искажениями, создавая достаточно громкий для такого помещения звук.
Сабвуфер невозможно прослушать в Hi-Fi-салоне – в отрыве от вашей стереосистемы и комнаты, так что полагаться стоит на обзоры в профильных изданиях, отзывы покупателей или советы опытных продавцов.
Искать – и не сдаваться
Итак, вы его купили и доставили домой. В «Руководстве пользователя» обязательно найдутся рекомендации по его подключению, а также по использованию всех элементов управления его работой, дополнительных к самым распространенным: громкости и частоте среза кроссовера. Теперь сабвуфер надо присоединить к усилителю и заняться настройкой и установкой.
Найдите в списке технических характеристик ваших колонок пункт «Частотный диапазон». Первое число – это его нижняя граница. Обычно ее указывают по уровню -3 дБ, так что установите эту частоту или немного меньшую на регулировке, скорее всего, обозначенной как Crossover. Затем, в процессе настройки ее можно будет немного повысить, если это будет необходимо. И громкость поставьте на минимальное или чуть выше значение.
По низкочастотному звуку, который создает сабвуфер, человеческий слух не способен локализовать его источник, что позволяет довольно произвольно выбирать место для его размещения. Однако комната может вносить коррективы в его звучание. Если саб поставить в угол, то его громкость повысится, а точно в центре влияние комнаты будет наименьшим. Стоит также принять во внимание конструкцию сабвуфера: в какую панель встроен динамик, есть ли порт фазоинвертора и куда он выходит, наличие и расположение пассивного радиатора, если он имеется.
Приближение к стене позади или сбоку будет приводить к повышению громкости звучания любого сабвуфера, а если порт его фазоинвертора выходит назад, то при установке вблизи стены возникнет дополнительное повышение уровня на частоте его настройки, что приведет к окраске баса. Впрочем, в меньшей степени такой эффект присущ любому фазоинверторному сабвуферу в случае пристенного расположения.
Есть и еще один немаловажный фактор: расстояние до розетки электропитания – хватит ли длины шнура.
Начните с положения примерно в плоскости расположения вашей стереопары, желательно на расстоянии трети данного измерения комнаты от стены, и готовьтесь к такелажным работам.
Включите музыку, лучше всего записанную в естественных условиях, а не синтезированную. А далее, задействовав регулировку громкости и возможно имеющиеся у вашего сабвуфера дополнительные настройки, к примеру, эквалайзер или DSP, потихоньку передвигая его по комнате, добейтесь максимально качественного звучания.
Вы должны стремиться к получению более масштабной, чем была, и желательно заполненной «воздухом» сцены, весомых ударов большого барабана с четко выраженной атакой, струнных текстур упругого и объемного голоса контрабаса и других аналогичных эффектов, демонстрирующих, что трифоник правильно согласован. При этом – очень важно – сам сабвуфер должен «раствориться» в звучании; его самого, собственно, не должно быть слышно. Если он распознается как источник, значит, что-то пошло не так, и поиски наилучшего звука следует продолжить, подыскивая оптимальное местоположение для него и используя весь арсенал имеющихся настроек.
Конечно, это идеал, который не всегда достижим, но к которому стоит продвигаться. Настраивайте так, чтобы было приятно слушать, и не опускайте руки, если сразу не получается такой звук, какой грезился. В конце концов, это ваша система, и ее звучание должно приносить удовольствие именно вам.
Поделитесь статьёй:
Как подключить сабвуфер к магнитоле
Для лучшего звука в машине часто ставят сабвуфер. Это специальные динамики для низкочастотных составляющих звука. Подключение сабвуфера к магнитоле зависит от типа выбранного саба и от того, насколько мощные «низы» вы хотите иметь.
Виды сабвуферов и особенности их подключения
Сабвуфер (сокращённо ещё говорят «саб») — специальный динамик (или несколько) для воспроизведения низких звуков. Выбор места установки — сугубо личное дело, но учитывая их размеры это багажник. А вот подключение сабвуфера к магнитоле должно быть правильным и зависит от типа саба.
Существуют сабвуферы пассивные и активные. Пассивный — это обычный динамик или несколько подключаемые к усилителю магнитолы через специальные фильтры. Фильтры представляют собой наборы индуктивностей, резисторов и конденсаторов разделяющие аудиосигнал на составляющие его частоты. Как понимаете выделенные низкие частоты будут поступать именно на сабвуфер.
Пассивный саб имеет низкую эффективность, а его громкость ограничена мощностью автомагнитолы.
Предпочтительней активный саб, который, кроме динамика, содержит ещё и усилитель. Для работы надо на него, кроме аудио сигнала, подать питание. То есть, здесь уже нужны две пары проводов — акустическая и силовая (питание). Это ключевая разница, но есть ещё разные схемы для каждого типа.
Подключение пассивного сабвуфера
Как уже говорили, пассивный саб — это просто динамик/колонка для низкочастотных звуков. Подключается она либо параллельно с основными стереоколонками, либо на отдельный канал. Параллельное подключение динамиков — не самый лучший выход. При такой схеме общее качество и громкость звучания ухудшаются. Обычно так поступают, если магнитола или усилитель имеют мало каналов (два) и они уже «заняты».
Кроме того, параллельное подключение снижает общее сопротивление нагрузки менее 2 Ом. Это может привести к выходу из строя усилителя автомагнитолы, если он на такое сопротивление не рассчитан.
Способ подключения и место установки никак не взаимосвязаны
При выделенном канале на магнитоле пассивный сабвуфер немного улучшает качество звучания (если говорить о воспроизведении низких частот). Но звук будет далёк от идеала, так как нет возможности точной подстройки.
Потому часто после магнитолы ставят усилитель, и через него подключают и стереопару и саб. При таком подключении — через усилитель возможностей регулировки больше, да и качество звука будет лучше, так как усилитель разделяет спектр частот и подаёт на динамики то, что они могут нормально выдать.
Кабель для питания активного сабвуфера
Для подачи питания на сабвуфер надо тянуть кабель от аккумулятора. Подключать его к прикуривателю, поворотам, замкам и другим устройствам не стоит. И звучание будет плохим, и безопасность низкой.
Акустика — один из самых мощных потребителей и кабель нужен из разряда силовых. В хорошей изоляции, с больши́м сечением и из хорошей меди. Сечение подбирают в зависимости от мощности колонки. Сразу скажем, что оно будет немалым.
Таблица определения сечения кабеля для подключения питания активного сабвуфера
В таблице указан рекомендуемый диаметр в зависимости от мощности подключаемого устройства. Размеры даны в AWG — американской системе измерения сечения проводов. Это первая цифра. В скобках дано соответствие в квадратных миллиметрах — мм², которые приняты у нас.
Точного соответствия на нашем рынке вы не найдете. Например, 6,5 мм² точно нет. Есть 6,0 мм² или 8,0 мм². Брать лучше ближайшее большее. То есть, если вам надо 6,5 мм², то лучше взять на 8 чем на 6.
Кабели для подачи питания на активный саб
Длину берите с запасом. Сращивание силовых кабелей недопустимо. Если окажется коротким, придется тянуть новый кусок. Нужны еще будут клеммы, которые прицепите по краям кабеля. Желательно — медные, из толстой хорошей меди. Идеально — луженые (белого цвета, но внутри медь). Они меньше окисляются.
Технические вопросы
С усилителем система автозвука имеет более высокое энергопотребление. Если с обычной автомагнитолой потребление порядка до 10 А, то при установке саба с усилителем может быть до 60 А. Это надо учитывать при выборе оборудования и при подключении магнитолы. При выборе — берите магнитолу/усилитель большей мощности (и с 4-мя каналами), при подключении — провода большего сечения.
Набор для подключения усилителя саба: два силовых кабеля, межблочный, управляющий и акустический
Если магнитола у вас подключена штатно, а вы решили добавить сабвуфер, лучше замените питающий провод на более толстый. И звучание будет лучше (можете проверить), и греться провода будут меньше. А к чему приводит нагрев проводки в машине вы, наверняка знаете.
При выборе сечения кабеля для подачи питания на усилитель надо учитывать общую (суммарную) мощность усилителя. Она зависит от количества каналов и мощности, которую он выдает в канал.
Таблица выбора сечения питающих кабелей для подключения усилителя
В характеристиках усилителя указывают канальную мощность. Ее берем и умножаем на количество каналов. Например, в канал идет 30 Вт, каналов у нас четыре. Суммарная мощность будет 30 Вт * 4 = 120 Вт. Вот эту цифру и используем при подборе сечения кабеля. Дальше пользуемся таблицей.
Конденсатор подпитки
Есть ещё один нюанс при подключении сабвуфера. При увеличении громкости прослушивания в музыке могут возникать «провалы». Это связано с «просадкой» по питанию. То есть АКБ не способен быстро отдать большой ток.
Для мощных сабов обязателен конденсатор подпитки сабвуфера
Чтобы исключить их схеме питания усилка или саба, параллельно клеммам питания, подключают конденсатор с ёмкостью 0,5-2,0 фарады. Он выполняет роль дополнительного источника питания.
Аудиопровода
Если вы пока не сталкивались с подключением аудиоаппаратуры, вас точно удивит сечение аудиопроводов. Сабвуферы имеют серьёзную мощность и провода к ним тянутся толстые. Отличить от силовых их можно по наличию специальных разъёмов на концах. Их называют «тюльпан» за сходство по форме, а подписаны входы, с которыми они «стыкуются» RCA.
Для подключения нужен хороший экранированный кабель
В комплекте с акустикой часто идут провода для подключения. Не используйте простые RCA провода используемые в быту для подключения муз. центров или ТВ. Они имеют очень плохой экран и на вход усилителя будут поступать помехи в виде жужжания от генератора, и треска разрядов на свечах. Если используете его, звучание не будет нормальным. Даже если оборудование подобрано идеально.
Подключение плюсового кабеля
Концы силового кабеля зачистить, установить клеммы. Форма и размер клемм выбирается по форме разъёмов, куда их будете подключать. И сечение кабеля также учитывайте.
Клеммы обжимаются. Обжимать можно обычными плоскогубцами. За исключением специальных, которые требуют наличия клещей с губками определённой формы. Но покупать такие для однократного применения вряд ли стоит.
Пример подключения силового кабеля для сабвуфера к аккумулятору
Итак, уложили оголённый проводник в клемму так, чтобы в захвате было несколько миллиметров изоляции. То есть, когда вы клемму обожмёте, голый провод из-под клеммы выглядывать не должен. Если есть паяльник, лучше провод припаять к площадке, а затем обжать. Но условия такие же — из-под клеммы голые провода не торчат.
Выбор номинала предохранителя для подключения 12 В к сабу (или усилителю)
Затем, на расстоянии 15–20 см от того края, который будете подключать на аккумулятор, делаете разрез и устанавливаете предохранитель. Предохранитель берёте на 12 В, и на ток, который предполагается пропускать. Для активного саба подбирается в зависимости от мощности, если не указан или нет в комплекте.
В салон кабель протягиваем через штатное отверстие в переборке. Оно, должно быть, защищено пластиковой или резиновой накладкой. Контролируем её состояние и состояние изоляции проводов, которые там уже есть. По салону тянем кабель так, чтобы его повреждение было маловероятным. Лучше всего по центру салона.
Крепим пластиковыми хомутами, фиксируем часто, особенно в местах поворотов. Но фиксацию лучше отложить пока не протянете ещё и акустические провода. Их придётся тянуть от магнитолы тоже до усилителя или саба.
Как подключить минус
Сечение кабеля для подключения минуса на сабвуфер можно взять чуть меньше, чем для подачи плюса. И потребуется меньшая длина кабеля около 1 метра. При мощности сабвуфера более 500 Вт минусовой провод не крепите к кузову. Его необходимо протянуть до аккумулятора.
Минус в данной системе можно пода́ть от корпуса машины. Но найдите какое-то надёжное соединение, которое обеспечит хороший контакт и надёжную фиксацию. Например, можно минусовой кабель протянуть от болта крепления сиденья. Если сабвуфер стоит сзади, от заднего сиденья. Но без скруток и других ненадёжных соединений.
Пример подключения минуса
Под болт возьмите клемму с отверстием в середине подходящего размера, а не в виде «вилки». Болт открутите, очистите шляпку и стержень, края отверстия, наденьте клемму от кабеля и установите на место. Трассу прокладывайте так, чтобы возможность повреждения была минимальной.
Можно найти зачищенную от краски площадку и прикрутить минусовой кабель туда. Но не саморезами, а болтом. И убрать грязь и ржавчину, если они есть. В чистом металле просверлить дырку и туда вогнать болт с насаженным на неё контактом от минусового кабеля. И контакт должен быть очень прочным и плотным.
Куда подключать провода на усилителе, магнитоле или сабе
С тыльной стороны магнитолы или усилителя есть обычно два отдельных порта – для подключения силовой части и акустики. Там могут быть разной формы разъёмы. Клеммы под болтовое соединение более надёжны в них провода притягиваются болтами с надетыми на них контактными площадками. Их надо периодически подтягивать, чтобы они не расшатались от тряски.
Пример подключения к усилителю. К магнитоле тоже самое
Кабель от аккумулятора садим на клемму, которая подписана +12 В. Минус — на GND или «–». В силовом блоке есть ещё одна клемма – RMT или может быть ещё подписана как REM. Это вход для подключения управляющего кабеля. Он служит для одновременного включения усилителя и магнитолы.
Подключение силовых проводов к активному сабвуферу
Для подключения силовых кабелей на сабвуфере есть аналогичный разъём. На фото слева он внизу. Есть тот же вход, подписанный +12 V. Сюда подключаем кабель от аккумулятора. На гнездо GND – минус от корпуса, а REM – для подключения управления. Как видите, питание на всех активных частях системы (магнитоле, усилителе и сабвуфере) подключается аналогично.
Подключение сабвуфера на аудиоканал
Подключение сабвуфера к магнитоле будет закончено, когда вы подключите его на какой-то из аудиоканалов. Как уже говорили, можно «прицепить» его на магнитолу или на усилитель.
Подключение сабвуфера к выходу автомагнитолы
Аудиосигнал берётся с выхода магнитолы или усилка. Обычно разъёмы располагаются на задней панели или выводятся на проводах.
Подключение саба к усилителю
На многих усилителях есть специальные выходы для низкочастотных колонок. Они обычно подписаны SUB OUT или просто SUB. Находятся обычно на лицевой панели усилителей. Там, где установлены регуляторы для подстройки звучания.
Для соединения используем кабель RCA с разъёмами типа «тюльпан».
Прямое подключение к магнитолы параллельно колонке
Можно подключить пассивный сабвуфер напрямую к магнитоле. Напрямую — это без усилителя. Если свободного звукового канала нет, подключают параллельно к фронтальной колонке или к тыловой.
Делать этого не рекомендуется. Сопротивление динамиков фронтальных (боковых) или тыловых (задних) 4 Ом, а сабвуфера – 4. Параллельное подключение снизит общее сопротивление и составит 2 Ом (параллельное соединение сопротивлений), что создаст большую нагрузку на усилитель магнитолы.
Параллельное подключение к динамику
Дело в том, что работать всё будет, но при увеличении громкости до максимальной, он через некоторое время магнитола просто сгорит. Не все усилители автомагнитол способны работать с нагрузкой в 2 Ом.
В сети можно встретить вот такую схему (ниже) подключения динамиков и саба к магнитоле. Это неверно. Это схема подключения аудиосистемы (АС) к усилителю с двумя мостовыми выходами каналов. Автомобильные магнитофоны не имеют такие усилители.
Подключение сабвуфера к усилителю с мостовой схемой включения
Главное различие усилителей, собранных по мостовой схеме, это сдвиг фаз сигнала между каналами на 180°. Сдвиг достигается путём подачи сигнала на инвертирующий вход одного из каналов. Как уже было сказано, усилители магнитол так не делают.
Подключение по этой схеме работать скорее всего будет, но искажения будут значительные. Ну и конечно большая нагрузка на усилитель магнитофона.
Схема подключения к свободному каналу на магнитоле
Не всегда в машине установлены или подключены все 4 динамика. В этом случае можно подключить пассивный сабвуфер к свободному каналу на магнитоле. Плюсовой выход подаёте на аналогичный вход на колонке, минусовой — на минус.
Подключение пассивного саба к магнитоле
Если устанавливаете динамик в самодельный корпус, то в этом случае для разделения воспроизводимых частот лучше поставить перед сабом НЧ-фильтр. Он может быть LC, RC или RLC.
При подключении к усилителю никакие дополнительные фильтры не нужны. Сам усилитель разделяет частоты. Так что подключать саб надо только на НЧ выходы.
Заводской саб уже имеет предустановленный фильтр. В самостоятельно изготовленный его нужно сделать самому. Есть формулы расчёта фильтра, они достаточно сложны. Для LC фильтра индуктивность — L = R / (2π × Fc), где Fс — частота среза и ёмкости C = 1 / ((2π × Fc)2 L).
Есть несколько готовых решений. Для динамика в 4 Ома и частоты среза 220 Гц, ёмкость конденсатора будет 255 мкФ, а индуктивность 4 мГ. Для колонки 8 Ом и срезом 250 Гц, С=112 мкФ и 7,2 мГн.
Как подключать активный сабвуфер к автомагнитоле
Активный сабвуфер — это колонка со встроенным усилителем. Потому часто подключают активный саб без дополнительного усилителя, напрямую к магнитоле.
Подключение активного сабвуфера к магнитоле без усилителя
Саб и усилитель в машине имеет возможность автоматической подачи питания при включении. Однако эту возможность можно не использовать. Достаточно установить тумблер и включать питание вручную.
Провод управления включением сабвуфера
Этот способ считается не самым лучшим, так как встроенный усилитель не слишком хорош по параметрам, да и возможность регулировки звучания отсутствует. Потому после магнитолы ставят усилитель (говорят еще ресивер). Это устройство, которое разделяет звуковую составляющую и согласует работу колонок по времени.
Как подключать сабвуфер через усилитель
Подключение по такой схеме наиболее перспективно. Вариантов использования такой системы очень много. Всё зависит от усилителя. Ниже вы видите, пожалуй, классическую схему использования усилителя.
Подключение сабвуфера через усилитель
Самое простое использование усилителя, это подключение сабвуфера через усилитель. Однако усилители в большинстве своём имеют возможность подключать и динамики. Даётся возможность подключить дополнительные или переключить тыловые на усилок.
Можно полностью отключить динамики от магнитолы и подключить их к усилителю, если он позволяет.
Схема подключения сабвуфера через многоканальный (четыре канала) усилитель
Есть и ещё одна схема подключения активного сабвуфера — через моноусилитель. Это одноканальный усилитель, который «выбирает» из спектра только низкие частоты. Его подключают к выходу магнитолы, а к нему уже — саб. Что даёт возможность регулировать интенсивность низких частот, что уже лучше, чем первый вариант. НЧ-усилитель не такой дорогой, как многоканальный, что тоже неплохо.