Формуляр и squawk
Сегодня буду краток и поведаю вам о самой простых с виду вещах, как формуляр сопровождения и squawk. Начнем по традиции с последнего.
Что же такие squawk и с чем его едят?!
Squawk – это четыре цифры (на картинке 1200), присвоенные данному рейсу для полета. А зачем они?! Ответить на этот вопрос нам поможет вторичная радиолокация. Да опять пошли запутанные термины. В авиации (да не только) есть первичная радиолокация – это просто радиосигнал, посланный антенной локатора куда-то в небо, и вернувшийся обратно (просто отраженный от самолета). Так радиолокатор узнает местоположение объекта в небе. Вторичная уже более интересная –сложный радиосигнал с запросом, снова уходящий куда-то в небо, но возвращающийся обратно уже с ответом от самолета. Выглядит утрировано это так. Радиолокатор орёт в небо: «Алло, есть тут кто?!», на что самолет даёт ответ: «Тут я, борт со squawk – 2121, на высоте 1500 метров». Всё конечно упрощенно. Вот эта информация от борта, как говорил ранее, приходит в плановую систему, обрабатывается, и выдаётся на экран в виде формуляра сопровождения.
На фото старенький ТЕРКАС исправно работающий вот уже более 35 лет. Согревающий своим рыжим теплом сосредоточенных диспетчеров.
Мы можем наблюдать два воздушных судна заходящих на посадку в Шарик (Шереметьево) – АФЛ248 (Аэрофлот 248) и АО498 (Авианова 498 – увы давно уже не летает).
Формуляр состоит из трёх строк. Первая – непосредственно позывной воздушного судна . Вторая состоит из двух значений — текущая высота или эшелон полета ( значение поступает от Squawk), и последняя заданная диспетчером (вводится диспетчером вручную) высота или эшелон полета. Третья так же из двух значений – сначала скорость (путевая) в километрах в час, затем согласованный эшелон полета (вводится не менее чем за 3 минуту до прохождения установленной точки). При необходимости информация о скорости может быть заменена на тип воздушного судна (нажатие всего одной клавиши).
Формуляр связан с меткой, которая как раз и является самолетом. Позади метки есть три небольших кружка, это история местоположения самолета. Данная история сохраняется для распознавания в какую сторону движется объект, а так же наблюдения за тенденцией движения (на военной кафедре нас обучили, как по этим кружкам определить скорость самолета).
Буквенное сочетание ШК – является названием сектора на котором в данный промежуток времени находится самолет на управлении.
При необходимости диспетчер может вызвать вектор экстраполяции. Такая палка показывающая, где через определенный промежуток времени (на теркасе 1-5 минут), будет воздушное судно с текущей скоростью. Классическая формула с уроков математики S=V*t имеющая визуально воплощение.
Это уже снимок резервной система Альфа (да качество плохое). Как раз тут виден тот самый вектор экстраполяции – белая стрелочка впереди метки. Стоит обратить внимание на формуляры сопровождения. Все кроме одного имеют схожий вид, это формуляры в режиме спокойствия. Их никто не трогает и не корректирует. Буквы и цифры внутри серого прямоугольника это активированный формуляр. Количество строк отличается, если на теркасе их три, то тут может достигать шести — семи.
Расшифрую для ясности.
Первая: АФЛ726 ШК .
Подсказывать не буду, думаю сами догадались о авиакомпании и секторе который управляет самолетом. Обратите внимание, тут сектор отображен в первой строке, а не у метки как на теркасе.
Вторая: 0079 006 W420.
0079 – текущая высота 790 метро, 006 – последняя заданная, а именно 600 метров. W420 –скорость приборная.
Четыре ? это не введенный эшелон передачи. Так как самолет идёт на посадку он не вводится. УУЕЕ – буквенное обозначение аэропорт Шереметьево.
Четвертая: hdg spd
Hdg – курс следования, вводится вручную диспетчером для информирования смежных секторов. Spd – скорость данная самолету диспетчером, вводится вручную.
Пятая: Т154 УССС
Т154 – тип самолета, УССС – аэродром вылета Екатеринбург.
Если присмотритесь, то серый прямоугольник имеет две части левую (уже расписанную мной) и правую (она является справочной и не всегда отображается, выводится на экран нажатием клавиш). 5524 – squawk, далее тип вс, маршрут между городами, время прибытия и позывной.
Надеюсь не утомил и теперь вы смоете с лёгкостью расшифровывать для себя информацию на экране, ну и конечно мои шикарные рисунки.
П.С: на сладкое будет тот самый стрип – кусочек бумажки в экстренной ситуации мог заменить экран диспетчеру. Хаотичный набор букв и цифр по которым понятного, где находится самолет в данный промежуток времени (сейчас эти бумажки просто история, «оформляются» в плохих случаях).
П.С.С.: все материалы опять из открытых источников.
1200 это вроде ответ нормального полета по америка 7000 по европе по транспондеру
На волне о работе
На волне постов!
На волне постов! Под конец смены, во Внуково!
ЗЫ. Мой первый пост на Пикабу!)
Осталось 5 минут
Всем привет. Чтобы было понятно, скажу сразу, что дальше будет стишок.
Но сначала небольшое введение.
Работаю авиадиспетчером. По этому, чтобы понять некоторые вещи в стихотворении (а сходу поймут только диспетчера и пилоты) , немного введу в курс дела.
В двух словах о работе: самолёты в небушке летят не как хотят (как думают многие люди), а по специальным трассам. Да и вообще всё небо разбито на сектора, на каждом секторе сидит один или два диспетчера (зависит от загруженности сектора). Самолеты летят в одну сторону на чётных эшелонах (высотах), в другую на нечётных. Это чтоб не сталкивались. Но, высоты постоянно требуется менять. Причины разные: прилёт/вылет с аэродрома, турбулентность на определённых высотах, особые случаи, требующие немедленного снижения. С трассами тоже не всё гладко. Поясню: экипажи не хотят идти из точки А в точку Д через точки Б, В и Г. Просят пролёт напрямую из А в Д. Это называется спрямление. Ещё могут на пути возникать грозовые очаги (засветки). И тогда борт начинает эту неприятность обходить. Длина такой тучки может быть как совсем маленькая, так и невероятно огромная. Я в своей работе сталкивался с тучками километров 400-500, самая большая была более 600 километров. Она начиналась над уфимским сектором, проходила через самарскую зону и уходила в Казахстан. И это всё дело самолёты обходили как могли. Собственно для этого и нужен диспетчер, чтобы выдавать информацию о неблагоприятных метеоявлениях в небе и на аэродромах. И чтобы при снижении и наборе высоты борты не сталкивались. Это так, совсем вкратце.
И вот, неожиданно, случилась та самая пандемия. В некоторых секторах движение в небе упало настолько, что за два часа могло не пройти ни одного самолёта. В таких условиях очень тяжело работать ночью. Т.к. хочется спать, а на экране пусто. Смотреть в пустой экран такое себе удовольствие. Тем более некоторые люди умудряются заснуть перед телеком во время просмотра 13го района, Такси, Пушек Акимбо или Адреналина. А уж глядя в пустой экран, сами понимаете. Так вот, чтоб не вырубаться за каналом (так называется рабочее место диспетчера) я решил чего-нибудь шуточное сочинить. А потом сочинил ещё, ещё и ещё.
Некоторые вещи из стиха я уже объяснил во введении. Разъясню остальное, как можно более простым языком, тут:
МДП — это воздушное пространство где диспетчер выдаёт только информацию экипажам, т.к, собственно, чаще всего из-за маленькой высоты эти борты даже не видит. Пример: вертолёты, гидросамолётики, кукурузники и прочая мелкощепочная авиация. На этом секторе работает диспетчер МДП.
Подход — это местность, как правило, радиусом 200км от аэродрома для набора высоты и снижения. На этом секторе работает диспетчер подхода.
Круг — это местность, вблизи аэродрома для набора высоты и снижения. На этом секторе работает диспетчер круга.
Вышка — да, да это та самая вышка, которую показывают в кино. Смысл такой, что в некоторых аэропортах круг и подход объединены в одно целое и называются вышкой (туда же входит диспетчер старта и руления).
УТП — зона где осуществляются учебно-тренировочные полёты.
УРАНА, МУЛТА, АРПУД и другие пятибуквенные обозначения, это названия точек на трассах. Нам иногда так кажется, не скрою, и мне иногда так кажется, что трёхлетнему ребёнку дают 5 кубиков с буквами, он их кидает и то, что выпадает специально обученный человек записывает, тем самым пополняя базу названий этих точек. Многих, например, забавляет название точки ОСТИТ. Звучит как какое-то заболевание. Или точка АБАЛИ. Аэрофлот просится на АБАЛИ (созвучно с чем-то, да?).
Mayday — это слово произносит пилот в начале фразы, в случае серьёзной беды на борту (например пожар), чтобы максимально быстро привлечь внимание диспетчера.
PAN PAN — произносится в случае, если что-то случилось на борту, например, какому-то пассажиру плохо сделалось, но какой-то резкой реакции как при Mayday не требуется. Максимум спрямить самолёт и предупредить, чтоб скорую подогнали.
Мах 0.85 — это скорость самолёта. (кому интересно что да как, загуглите этот момент).
Embraer — это название самолета (мадэ ин Бразиль), как у нас Ту, Ил и т.д.
Наконец-то сам стишок. Больше даже песенка, т.к. на момент написания в голове звучал мотив Пластилиновой вороны, вызванный прослушиванием песни Чёрная метка — Пластилиновая ворона (Whiskey in The Jar) по дороге на работу.
"Осталось пять минут. "
Четыре самолёта, а может вертолёта,
А может автожира летят на МДП,
А может на подходе, а может быть на круге,
А может быть на вышке, а может УТП.
Вдруг снизился Embraer, а может не Embraer,
А может быть Ми-8, а может быть и Ил.
И прямо на УРАНУ, а может быть на МУЛТУ,
А может и АРПУД спрямиться запросил.
"Причину доложите, подробно расскажите
Чего вы без запроса к сниженью перешли?
Быть может кучевые, а может ливневые,
Слоисто-дождевые засветки вы нашли?"
"У нас Mayday конкретный, а может не конкретный,
А может ситуация не тянет на PAN PAN.
Попал нам в корпус зяблик, а может быть журавлик,
А может мышь летучая, а может пеликан.
Мы просим по прибытию пожарную бригаду,
И медиков команду и парочку ментов."
"На запасном сдвиг ветра, и видимость три метра,
Сцепление ноль двадцать. Принять он вас готов.
Возьмите курс 120, а может и 130,
А может быть 140, а может влево пять.
Снижайтесь, набирайте, а лучше сохраняйте
По маху не сбавляйте ноль восемьдесят пять."
И полетел Embraer, А может не Embraer,
А может и Ми-8, а может быть и Ил.
До пункта назначенья, используя спрямленья.
И больше о проблемах своих не говорил.
Идею этой выписки, а может быть не выписки,
А может быть анализа все без труда поймут:
Не лезьте со спрямленьями, погодными явленьями,
Когда до отпуска сидеть осталось пять минут.
АОН/Формуляр
Формуляр воздушного судна (Aircraft Log или aircraft logbook) — бумажный документ (но может быть и электронным в большой авиации), в котором ведутся записи о налёте воздушного судна, а также вносится другая информация.
Содержание
Требования [ править ]
Формально требования к нему отсутствуют в российских авиационных правилах и нигде формуляры не упоминаются. Единственное, где упоминается формуляр это ГОСТ 27692-2012 [1] .
Соответственно, и формат и содержимое его может различаться. В некоторых случаях это просто листки бумаги в папке. Часто это выполненная типографским способом книжка, разграфлённая под ведения записей вручную.
Формуляр и регистрация ВС [ править ]
В целях регистрации ВС подается оригинал формуляра планера и двигателя (при наличии двигателя на воздушном судне).
Приложение Б (рекомендуемое). Формы построения и содержания структурных элементов формуляра
6 Ресурсы, сроки службы, сроки хранения и их изменения .
7 Свидетельство о приемке .
8 Консервация и расконсервация .
9 Движение изделия в эксплуатации .
11 Выполнение регламентных работ .
12 Выполнение работ по бюллетеням и указаниям .
13 Проведенные работы и текущий ремонт .
14 Сведения о контрольных испытаниях .
16 Заметки по эксплуатации и хранению .
17 Контроль состояния изделия и ведения формуляра .
18 Перечень приложений.
Б.1.4 Форма раздела «Правила ведения формуляра, паспортов и этикеток»
1 ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ФОРМУЛЯРА, ПАСПОРТОВ И ЭТИКЕТОК
1.1 Общие положения
1.1.1 Формуляр, паспорт, этикетка и талон летной годности — эксплуатационные документы, отражающие техническое состояние изделия после его изготовления, в процессе эксплуатации и ремонта.
1.1.2 Ответственность за состояние (хранение) и правильное ведение формуляра, паспортов, этикеток и состояние талонов летной годности несут лица, уполномоченные вести их при эксплуатации, ремонте, хранении и транспортировании изделия, знающие правила их ведения.
1.1.3 Формуляр, паспорта, этикетки и талоны летной годности должны следовать вместе с изделием при его передаче из одной эксплуатирующей организации в другую, в ремонт и из ремонта и т.п.
1.1.4 Записи в формуляре, паспортах и этикетках необходимо вести чернилами (шариковой ручкой) четко, без помарок и подчисток. Записи карандашом не допускаются. Ошибочную запись необходимо аккуратно зачеркнуть и сделать правильную запись.
Исправление оговаривают на той странице, на которой введено исправление, заверяют подписью соответствующего должностного лица и печатью.
Запрещается вводить в формуляр, паспорта и этикетки отдельные листы, изготовленные от руки и не соответствующие формам, установленным в стандарте.
1.1.5 В каждый раздел (подраздел) формуляра, паспорта и этикетки должны быть внесены только те записи, которые предусмотрены формой конкретного раздела (подраздела). Произвольные записи и записи от руки допускаются в предусмотренных разделах (подразделах).
1.1.6 При ведении записи даты вне граф и в графах формуляра, паспорта и этикетки проставляют число, месяц и год арабскими цифрами, по две цифры в каждой группе, разделенные точками.
1.1.7 Формуляр самолета (вертолета) состоит из частей:
— Планер и входящие в него системы;
— 01 Специальные данные.
1.2. Ведение формуляра
1.2.1 Раздел «1 Правила ведения формуляра, паспортов и этикеток» является обязательным для всех частей формуляра, а также для паспортов и этикеток. Особенности ведения некоторых разделов формуляра установлены в настоящем подразделе.
1.2.2 Раздел «4 Комплектность»
В подразделе «4.1 Комплектующие изделия и изменения в комплектации» перечисляют комплектующие изделия (комплексы), устанавливаемые на авиационную и воздухоплавательную технику, имеющие формуляры, паспорта и этикетки, ресурсы и сроки службы которых равны или больше установленных для основного изделия. Эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия при замене комплектующего изделия, в процессе эксплуатации и ремонта основного изделия приводят запись в подразделе о вновь установленном изделии, указывая дату его установки и заводской номер.
В подразделе «4.2 Запасные части, инструмент, принадлежности и контрольно-проверочная аппаратура» приводят записи предприятия-изготовители основных изделий.
В подразделе «4.3 Изделия с ограниченным ресурсом (сроком службы)» записывают только те изделия, ресурс и срок службы до первого ремонта которых меньше установленных для основного изделия.
Эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия должны следить за выработкой ресурса (срока службы) этих изделий и после выработки (или по другим причинам) ресурса (срока службы) снять эти изделия и привести запись в подразделе 4.3 о вновь установленном изделии, его ресурсе и сроке службы до первого ремонта, указывая дату и причину снятия ранее установленного изделия. Значения показателей записывают дробью: в числителе — ресурс до первого ремонта изделия (ч, циклы, посадки и т.п.), в знаменателе — срок службы до первого ремонта согласно паспорту (этикетке) на это изделие.
Если в процессе эксплуатации техники поступают бюллетени по изменению (увеличению или продлению) ресурса и срока службы, лица, ответственные за ведение формуляра, записывают в подразделе 4.3 новый ресурс и срок службы (графа 10), а в графе 11 проставляют дату и номер бюллетеня, который допускает увеличение или продление ресурса и срока службы комплектующего изделия.
1.2.3 В разделе «6 Ресурсы, сроки службы и сроки хранения» ведут учет изменений ресурсов и сроков службы (подраздел 6.2) на основании поступающих бюллетеней по изменениям ресурсов и сроков службы эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия (или указывают, что изделие эксплуатируется по состоянию).
1.2.4 Раздел «8 Консервация и расконсервация» заполняют предприятия-изготовители, эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия при проведении работ по консервации и/или расконсервации изделий авиационной техники. При проведении работ по расконсервации в графе 3 делают прочерк.
В графе 2 указывают, на основании какого документа проведена консервация изделия или его расконсервация.
1.2.5 Раздел «9 Движение изделия в эксплуатации» заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия при передаче изделия из одной эксплуатирующей организации в другую и/или из эксплуатирующей организации в ремонтное предприятие и наоборот.
В графе «Состояние изделия» указывают его состояние: исправное, неисправное, требует ремонта и т.п. Подписи сдавшего и принявшего изделие должны быть заверены печатью установленного образца. Допускается ставить печать на подпись принявшего самолет (вертолет) по прибытии формуляра в организацию, принявшую самолет (вертолет).
1.2.6 Раздел «10 Учет работы» заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия согласно установленной форме, приведенной в формуляре на конкретное изделие.
Суммарную наработку изделий (по налету, посадкам, включениям и т.п.) записывают с нарастающими итогами. По истечении каждого месяца и года под итогами проводят линию и записывают: «Итого за. » / (указывают месяц, год, за который подсчитывают наработку, число посадок, включений и т.п.), и в каждой графе проставляют суммарные данные наработки изделия (в том числе после последнего ремонта и с начала эксплуатации). Для гражданской авиации допускается учитывать наработку самолета (вертолета) за каждый полет (рейс) с помощью ЭВМ в специальных журналах (карточках) учета, а итоговые данные наработки за месяц и год записывать в формуляр.
В разделе «10 Учет работы» 2 — 4 частей формуляра самолета учитывают работу изделий и соответствующего установленного оборудования, наработка которых учитывается не по налету, а имеет свои параметры учета ресурса (циклы, число включений, выстрелы и т.п.). Учет наработки проводится эксплуатирующими организациями согласно формам, приведенным в формуляре. Записи в формуляре о наработке изделий ведут ответственные должностные лица эксплуатирующих организаций.
1.2.7 В разделе «11 Выполнение регламентных работ» ведут записи о выполненных работах в соответствии с регламентом технического обслуживания основного изделия и его оборудования, при этом в графе 2 содержание работ не перечисляют, а записывают только вид регламентных работ, например: «Выполнены 200-часовые регламентные работы» и т.п.
В графе 3 записывают суммарные числовые значения показателя (часы, дни, месяцы и т.п.), в графе 4 указывают: «Регламент технического обслуживания». Выполнение регламентных работ подтверждается подписями выполнившего и проверившего.
1.2.8 Раздел «12 Выполнение работ по бюллетеням и указаниям» заполняют в эксплуатирующих организациях и ремонтных предприятиях в соответствии с установленными формами подразделов 12.1 и 12.2. Все бюллетени и работы, выполняемые по ним, учитываются в подразделе 12.1 части 1 формуляра самолета и в формулярах других изделий.
Поступающие указания записывают в подраздел 12.2 части 1 формуляра самолета (вертолета) и в подраздел 12.2 формуляров частей 2 — 4. Если формуляр не делится на части 2 — 4, то раздел 12 оформляют аналогично формуляру самолета (вертолета). При выполнении работ по бюллетеням представителями предприятия-изготовителя о проделанной работе по бюллетеню производят запись в разделе 12. За выполненные работы расписываются: уполномоченный представитель предприятия — исполнителя работ и ответственный представитель эксплуатирующей организации (принявший работу) или ОТК ремонтного предприятия. Допускается в подразделе 12.2 вести учет работ, выполняемых по бюллетеням, не имеющим единых номеров.
1.2.9 Раздел «13 Проведенные работы и текущий ремонт» состоит из подразделов:
— «13.1 Учет выполненных работ», который служит для записей эксплуатирующими организациями и ремонтными предприятиями всех проведенных работ и текущего ремонта, включая замену отдельных комплектующих изделий и двигателей;
— «13.2 Техническое освидетельствование специальными контрольными органами», в котором первую запись в графах 1 — 4 приводит предприятие — изготовитель авиационной техники, а последующие графы заполняют эксплуатирующие организации и/или ремонтные предприятия после очередного освидетельствования, проводимого уполномоченными организациями;
— «13.3 Поверка средств измерения», в котором графы 1 — 4 заполняет предприятие — изготовитель основного изделия на основании паспортов на средства измерения, а графы 5 — 11 заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия на основании данных о поверке средств измерений соответствующими метрологическими службами в сроки, установленные регламентом технического обслуживания;
— «13.4 Снаряжение и расснаряжение пиросредствами», который служит для учета снаряжения пиросредствами, устанавливаемыми на изделия. Порядок записи сведений в формуляр — согласно приведенной форме в формуляре изделия.
Установка и снятие пиросредств оформляется подписью ответственных лиц за установку и снятие, а также проверившего правильность проведенных операций.
1.2.10 Раздел «14 Сведения о контрольных испытаниях» заполняют эксплуатирующие организации при про ведении испытаний самолета (вертолета) после замены двигателей или отдельных изделий, когда принимают решение о контрольном полете самолета (вертолета), в том числе после выполнения регламентных работ, устанавливающих контрольные полеты, и т.п.
Решение о контрольном испытании в полете принимает должностное лицо эксплуатирующей организации или ремонтного предприятия.
Раздел «14 Контроль параметров» служит для проверки параметров двигателя и специзделия, устанавливаемой регламентом технического обслуживания на это изделие. Раздел заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия.
1.2.11 Раздел «15 Ремонт» заполняют ремонтные предприятия (исполнитель ремонта) при проведении капитального или среднего ремонта изделия.
Раздел 15 состоит из подразделов:
— «15.1 Краткие записи о проведенном ремонте», в котором ремонтное предприятие (исполнитель ремонта) указывает наименование, шифр и номер изделия, поступившего в ремонт, наработку этого изделия с начала эксплуатации (после последнего ремонта), причину поступления и краткие сведения о проведенном ремонте;
— «15.2 Данные приемо-сдаточных испытаний» (для самолета, вертолета, специзделия и т.п.), в котором подтверждают, что результаты приемо-сдаточных испытаний соответствуют действующей нормативно-технической документации.
Для двигателей подраздел 15.2 выполняют в виде таблицы с указанием проверяемых параметров, режимов и полученных значений при приемо-сдаточных испытаниях;
— «15.3 Свидетельство о приемке», которое заполняет предприятие — исполнитель ремонта (ремонтное предприятие или предприятие — изготовитель изделия).
1.2.12 В разделе «16 Заметки по эксплуатации и хранению» приводят при необходимости сведения об особых условиях хранения, транспортирования и эксплуатации изделия, а также предупреждения о мерах предосторожности для изделий, имеющих радиоактивные вещества, и т.п.
1.2.13 Раздел «17 Контроль состояния изделия и ведения формуляра» ведут эксплуатирующие организации при осмотрах изделия должностными лицами.
1.2.14 В разделе «18 Перечень приложений» приводят список приложений, прикладываемые к формуляру, и вкладывают их в карман задней крышки формуляра.
1.2.15 Когда в формуляре использованы все листы раздела (подраздела), допускается оформить продолжение формуляра или его частей по форме и содержанию соответствующего раздела (подраздела) формуляра.
На титульном листе использованного формуляра должна быть надпись: «См. продолжение».
На титульном листе продолжения формуляра помещают надпись:
дату, подпись ответственного лица и печать установленного образца.
В продолжение формуляра должны быть внесены все итоговые данные о наработке изделия, оборудования и т.п.
Итоговые данные в продолжении формуляра заверяют подписью ответственного должностного лица и печатью.
Продолжение формуляра является обязательным приложением к использованному формуляру и без него не имеет силы официального документа. Продолжение формуляра должно быть прошнуровано, опломбировано и заверено подписью и печатью ответственного должностного лица эксплуатирующей организации или ремонтного предприятия. На продолжение формуляра распространяются правила ведения настоящего стандарта.
1.3 Ведение паспорта и этикетки
1.3.1 Комплектующие изделия, устанавливаемые на авиационную и воздухоплавательную технику, должны иметь паспорт, этикетку или талон летной годности.
Паспорта, этикетки, талоны летной годности и карточки-заместители должны быть уложены в папки по принадлежности к службам эксплуатации.
1.3.2 Сведения о работах, выполненных на изделии в процессе эксплуатации и ремонта, должны быть записаны эксплуатирующими организациями или ремонтными предприятиями в соответствующих разделах (подразделах) паспорта или этикетки.
1.3.3 Результаты контроля параметров, проводимого при выполнении регламентных работ, заносят при необходимости в раздел 1 паспорта.
1.3.4 Записи в раздел «2 Комплектность» эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия приводят при замене комплектующего изделия, входящего в комплект поставки, при этом указывают дату установки и номер вновь устанавливаемого изделия.
1.3.5 Записи в раздел «4 Консервация и расконсервация» эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия приводят, если в процессе эксплуатации и ремонта возникла необходимость в проведении работ по консервации (расконсервации) и переконсервации изделия. После проведения консервации изделия в графе «Срок действия» записывают срок действия консервации, а после расконсервации в этой графе ставят прочерк.
1.3.6 Раздел «6 Движение изделия в эксплуатации» заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия при снятии или установке изделия в процессе эксплуатации и ремонта авиационной техники, записывая изменения в соответствующих графах раздела, дату и причину снятия изделия, а также наработку с начала эксплуатации.
Раздел 6 эксплуатирующие организации заполняют обязательно при отправке изделия в ремонт.
1.3.7 Раздел «7 Ремонт и выполнение работ по бюллетеням и указаниям» состоит из подразделов:
— «7.1 Капитальный или средний ремонт», в который предприятие — исполнитель ремонта записывает сведения о проведенном капитальном или среднем ремонте:
— в графе «Дата» — дату окончания ремонта,
— в графе «Порядковый номер и вид ремонта» — номер и вид ремонта, например: «1-й капитальный» и т.п.,
— в графе «Исполнитель ремонта» — предприятие — исполнитель ремонта, например: «Ремонтное предприятие» или «Предприятие-изготовитель»,
— в графе «Ресурс» — числовое значение ресурса до очередного ремонта,
— в графе «Срок службы» — числовое значение срока службы до очередного ремонта.
Сведения о проведенном ремонте подписывает начальник ОТК, подпись которого заверяют печатью «Для формуляров и паспортов».
Оформление талона летной годности — в соответствии с требованиями ГОСТ 27693;
— «7.2 Текущий ремонт и выполнение работ по бюллетеням и указаниям», в котором эксплуатирующие организации, ремонтные предприятия и (или) представитель предприятия-изготовителя записывают сведения о проведенных на изделии работах по текущему ремонту, выполнению бюллетеней и указаний, при этом указывают предприятие — исполнителя работ, дату окончания работ, причину выполнения ремонта, единый номер бюллетеня или номер указания.
Если в бюллетене предусмотрено изменение ресурса и/или срока службы, записывают:
— в графе «Изменение ресурса» — числовое значение ресурса,
— в графе «Изменение срока службы» — числовое значение срока службы.
За выполненные работы расписываются уполномоченный представитель предприятия — исполнителя работ и ответственный представитель эксплуатирующей организации (ОТК ремонтного предприятия). Оформление талона летной годности — в соответствии с требованиями ГОСТ 27693.
1.3.8 В раздел «8 Заметки по эксплуатации и хранению» записывают в произвольной форме все существенные случаи, происходящие при эксплуатации и хранении изделия, не охваченные разделами 1 — 7 (результаты проведенных осмотров, состояние изделия, дату осмотра сил и кагеля-индикатора и т.п.). Записи об осмотрах должны быть подписаны должностными лицами.
1.3.9 Раздел «9 Работа и поверка» включают при составлении паспорта:
— на НСК, СНО СП, в процессе эксплуатации которых необходимо проводить учет наработки и технического обслуживания;
— на НСК, СНО СП, являющиеся средствами измерений;
— на средство измерений, входящее в состав контрольно-проверочной аппаратуры, комплексного средства контроля (наземного автоматизированного средства контроля).
Раздел 9 состоит из подразделов:
— «9.1 Учет технического обслуживания», в котором эксплуатирующие организации приводят записи о проведенном техническом обслуживании по форме, указывая дату, наименование работ (в том числе регламентных) и причину выполнения. Данные о выполнении работ должны быть заверены подписями выполнившего и проверившего;
— «9.2 Учет работы», в котором эксплуатирующие организации записывают сведения о наработке изделия за каждый месяц и год, при этом наработку в графе «С начала эксплуатации» записывают с нарастающим итогом;
— «9.3 Поверка средств измерения», в котором метрологические службы приводят записи о поверке средств измерения, предусмотренной в технических документах и выполненной в соответствии с требованиями ГОСТ 8.513.
Б.1.5 Форма раздела «Основные технические данные «
2 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ (заполняет предприятие-изготовитель)
Б.1.6 Форма раздела «Индивидуальные особенности»
3 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (заполняют предприятие-изготовитель, ремонтное предприятие)
Что такое формуляр в авиации
19.2. ПОНОМЕРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
19.2.1. Документация, предназначенная для оформления государственной регистрации и годности каждого ВС к полетам, учета наработки и технического состояния судна (двигателя, комплектующего изделия), его приема и передачи относится к пономерной, действительной только для данного экземпляра АТ, зарегистрированного на заводе-изготовителе под определенным номером.
19.2.2. Пономерная документация включает документы, выдаваемые ГОУВТ и заводами.
К документам ГОУВТ относят свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна, удостоверение (сертификат) о годности гражданского воздушного судна к полетам, разрешение на эксплуатацию радиостанций, санитарный журнал самолета (вертолета), бортовой журнал, который после полного использования хранится в течение одного года.
Заводы-изготовители выдают формуляры ВС и двигателей, паспорта и этикетки на комплектующие изделия, таблицу нивелировочных данных, тарировочные графики регистраторов режимов полета.
Формуляр силовых элементов планера (карту прочности) выдает завод ГА (ремонтное предприятие) после первого ремонта воздушного судна.
В состав пономерной документации при необходимости включают (для ВС, выполняющих международные полеты) свидетельство по шумам и страховое свидетельство. Страховое свидетельство выдается страховой организацией. Порядок выдачи свидетельства по шумам определяется отдельным документом ГОУВТ.
При отсутствии, некомплектности или неправильном оформлении пономерной документации выпускать ВС в полет запрещается.
19.2.3. Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна выдает ГОУВТ, а удостоверение о годности гражданского воздушного судна к полетам — региональное подразделение ГОУВТ, осуществляющее функции государственного управления ВТ в пределах конкретного региона (зоны, территории).
Удостоверение о годности гражданского воздушного судна к полетам выдают на основании акта проверки технического состояния и определения годности ВС к полетам.
В свидетельстве о регистрации может быть оформлено разрешение на эксплуатацию бортовых радиостанций воздушного судна.
19.2.4. Для перелета ВС, получаемого от завода-изготовителя, к месту назначения и для его эксплуатации до получения постоянного удостоверения старший представитель заказчика на заводе выдает временное удостоверение (сертификат) о годности гражданского воздушного судна к полетам.
В случаях, когда представитель заказчика на заводе отсутствует, и при получении ВС от ведомства, где удостоверения о годности воздушного судна к полетам не предусмотрены, а также от других владельцев ВС, на борту ВС необходимо иметь приемо-сдаточный акт.
19.2.5. Формуляры и паспорта изделий АТ, выдаваемые заводами-изготовителями, являются основными документами для учета наработки АТ и ее технического состояния. Эксплуатировать изделия АТ без формуляра (паспорта) запрещается.
Формуляры, паспорта и этикетки хранят в служебном помещении авиапредприятия комплектно на каждое воздушное судно. Их берут на борт только при перегонке ВС в ремонт или передаче ВС другому владельцу.
При эксплуатации ВС с временных аэродромов порядок хранения формуляров, паспортов и этикеток определяется документом авиапредприятия. В случаях, когда эти документы остаются на базе, учет налета ВС и наработки двигателей и изделий ведут в журнале (табеле) учета наработки. К моменту вылета на такие аэродромы в журнал вносят сведения, позволяющие планировать очередные технические обслуживания.
19.2.6. В авиапредприятиях ведение разделов формуляров (паспортов), относящихся к эксплуатации ВС, возлагается на службу (подразделение), ответственную за ТОиР воздушных судов. Записи в них ведут имеющие необходимые полномочия работники (их состав определяется документами авиапредприятия) в соответствии с приведенными в формуляре правилами.
Основанием для записей служат:
— справки о работе авиационной техники в рейсе;
— карты-наряды и наряды на техническое обслуживание;
— карточки учета ресурса ВС и его изделий (а также другие формы учета, в том числе — на машинных носителях информации);
— записи в журнале учета наработки ВС при работах на аэродромах временного базирования;
— документы, подтверждающие выполнение доработок, осмотров, переоборудования, ремонта, других работ.
Записи делают четко, чернилами (пастой) темного цвета без помарок и подчисток. Исправления вносят, заверяя их подписями лиц, вносящих исправления.
Запись в паспорте о ремонте и доработках производят в предприятиях, где проводились работы. Выполнение работ подтверждают подписью ответственного лица.
При установке на ВС однотипных изделий индикации пространственного положения, скорости и высоты полета, положения механизмов систем управления ВС и т.п. в паспорт изделия вносят запись о месте его установки (принадлежности к каналу системы). Номенклатура этих изделий определяется перечнем, утвержденным ГОУВТ.
Записи в формуляры ВС, двигателей и паспорта изделий о выполнении работ, предусмотренных регламентом оперативного ТО, не вносят.
19.2.7. Сведения о налете и наработке в формулярах ВС и двигателей указывают суммарные за месяц, а также на момент передачи ВС на периодическое обслуживание.
При нахождении ВС на аэродроме временного базирования в журнале учета наработки ВС указывают итоговые сведения о налете и наработке за день.
В паспортах комплектующих изделий сведения о наработке указывают при замене изделий.
19.2.8. Если в формуляре изделия АТ использованы все места того или иного раздела, то заводят продолжение формуляра по форме, не отличающейся от заполненного. На титульном листе продолжения формуляра должно быть записано «Продолжение», а на титульном листе заполненного формуляра «Заведено продолжение» (указывают дату). Указанные записи заверяют подписью лица, имеющего необходимые полномочия, и печатью.
В продолжение формуляра вносят из заполненного формуляра итоговые (на момент заведения продолжения) записи о наработке ВС или его оборудования (наработка, количество посадок, циклов и т.п.), количестве ремонтов и др.
Продолжение формуляра является обязательным приложением к заполненному формуляру и без него не имеет силы официального документа. Продолжение формуляра должно быть прошнуровано и опечатано.
При использовании интегрированных компьютерных систем, обеспечивающих ведение пономерной документации в объеме соответствующих формуляров (паспортов) на машинных носителях, разрешается изымать из движения внутри эксплуатационного предприятия паспорта и хранить их в отдельном помещении. При внесении записей в электронный формуляр (паспорт) необходимо использовать электронные коды (пароли) лиц, имеющих соответствующие полномочия.
Оформление формуляров на бумажных носителях должно производиться не реже одного раза в месяц.
В типовом случае оформление паспортов на бумажных носителях следует производить только по необходимости (при передаче соответствующего изделия АТ в другую организацию).
Оформление формуляров (паспортов) может осуществляться путем вклейки приложений в виде распечаток ЭВМ. В указанном случае формат распечаток и форма представления информации в них должны быть идентичными соответствующим разделам формуляра (паспорта).
Сроки хранения пономерной документации (списанных изделий АТ, использованной и др.), не указанные в НТЭРАТ ГА, определяются отдельным документом ГОУВТ.
19.2.9. При утере формуляра (паспорта, этикетки) проверяют техническое состояние изделия АТ, формуляр (паспорт, этикетка) которого утрачен, и расследуют факт утери.
Дубликат формуляра на ВС (авиадвигатель) выдает авиапредприятие (ремонтное предприятие) на основании акта комиссии, признавшей пригодность изделия (на которое утрачен формуляр) к дальнейшей эксплуатации.
Дубликат паспорта (этикетки) на комплектующее изделие оформляет специалист, имеющий необходимые полномочия (состав указанных лиц определяется документом авиапредприятия), после определения технического состояния соответствующего изделия и возможности его дальнейшей эксплуатации.
Слово «Дубликат» записывают на титульном листе формуляра (паспорта, этикетки). В дубликат документа вписывают характеристики изделия, установленные при расследовании факта утери, включая наработку, даты выполнения ТО и ремонта.
19.2.10. Ведение формуляра силовых элементов планера ВС возлагают (документом авиапредприятия) на конкретного специалиста.
19.2.11. Наличие и правильность ведения пономерной и судовой документации (судовая документация — документация, которая обязательно должна быть на борту ВС, выполняющего полет. Ее состав определяется НПП ГА или другим документом) проверяют специалисты авиапредприятия, состав которых определяется документом авиапредприятия.