Работа селектора РКПП

Не совсем сразу, но заметил немного непривычный алгоритм работы селектора.
Ладно, если б не с чем было сравнить. Но на прошлом Haval F7 — всё работало нормально. не было такого, что бы я переключил с R на D, а у меня включилась N.

Причём с начала загорается D и тут же тухнет. На дорестах люди даже советовали, чтоб не ждать пока переключится передача, ещё при движении назад, уже включать вперёд.
Тут так не прокатит. Снимал видео — показывал людям, говорят — тереблю рычаг. Как то у магазина, проехал вперёд, выпустил машину и хочу сдать на зад, на её место — а R не включается, я жму тормоз, кнопку на ручке, плавно давлю в упор на R, отпускаю тормоз рычаг, даю газу — мотор ревёт — передача N. Я ещё раз — тажа хрень, делаю ещё медленнее, уже другой хочет на это место, опять N. Выругался, включилась R и я припарковался у магазина. 100 потов сошло, пока проделал эту простую процедуру.
И вот сегодня утром, с помощью добрых людей, активировал 1 марку на TD. Подключился к машине — захожу в раздел TCU — а там сплошные 000000.

Делаю вывод — конфиг машины не прописан в коробку, а следовательно и адаптацию после продажную (так переводится, возможно имеется — после сборки) никто не делал.
конфиг прописал. теперь надо покататься. погреть коробку, сделать адаптацию, может поможет.
Как устроен HAVAL DARGO
Компактный кроссовер Dargo, относительно недавно представленный производителем, уже успел утратить статус горячей новинки. В 2023 году он является одним из самых дорогих автомобилей продуктовой линейки Haval, уступая только топовому, хоть и не самому свежему H9. По размерам же его ближайшими ровесниками числятся модели F7 и F7x.
Согласно официальному прайс-листу, в России Haval Dargo 2023 года предлагается по цене от 2 999 000 до 3 549 000 ₽. На выбор покупателей доступно четыре комплектации: Comfort (2 999 000 ₽), Elite (3 199 000 ₽), Premium (3 399 000 ₽) и Tech Plus (3 549 000 ₽). Вариантов оформления салона — три, цветовой окраски кузова — четыре.
Цель настоящей статьи — разобрать технические особенности относительно нового кроссовера Haval Dargo. Мы рассмотрим его двигатель, коробку переключения передач, трансмиссию, механизм принудительной блокировки дифференциала и другие ключевые узлы и агрегаты. Итак, поехали.
Вместо вступления
Самые важные для многих автолюбителей узлы Dargo — силовой агрегат и коробку переключения передач — мы обсудим позже. А начать хотелось бы с трансмиссии, у него полноприводная (как и положено далеко не самому бюджетному SUV). Кроме этого, автомобиль может похвастаться блокировкой заднего межколесного дифференциала.
Галочки ради Haval Dargo предлагается не только с полным, но и с передним приводом. Правда, кто станет покупать новый кроссовер в комплектации Comfort, зная, что все хвалебные отзывы принадлежат только полноприводной версии авто? Кстати, разница между самыми доступными передне- и полноприводными версиями SUV составляет 200 000 ₽.
Начиная с комплектации Elite, кроссовер снабжен подключаемым интеллектуальным полным приводом и аж восемью режимами движения: «Ухабы», «Спорт», «Эко», «Стандарт», «Грязь», «Снег», «Песок» и «Трава/гравий». Давайте взглянем, что собой представляет эта система.
Схема привода Dargo
Конструкция привода является абсолютно типичной для современных SUV. Спереди расположен двигатель (поперечно), а к коробке переключения передач крепится узел с раздаткой на кардан. Последний, соответственно, задействует фрикционную муфту Халдекс 5, размещенную возле картера заднего моста.
Многодисковая муфта, в свою очередь, функционирует самым стандартным образом: при спокойной езде в хорошую погоду по гладкой дороге задействованы только колеса передней оси (муфта разомкнута), а в случае пробуксовки мощность подается и на задние колеса. Для этого насос подает жидкость на поршень, и он сжимает фрикцион.
Согласно официальной информации, фрикционная муфта способна распределять до 1200 Н·м крутящего момента. Заметим, что это довольно невысокий показатель, если принять во внимание внешнюю скоростную характеристику силового агрегата. Также обратим внимание, что муфта только отбирает нужную мощность, а не распределяет ее. Распределение же мощности под силу только узлу, имеющему две или более степеней свободы, например, такому как дифференциал.
Как это работает на практике? Допустим, водитель отвлекся и съехал с асфальта на обочину с большим количеством грязи/льда/снега. Чтобы удержать управление, он сильнее жмет на педаль акселератора, в результате чего обороты двигателя повышаются до
3000 в минуту и мотор выдает свои предельные 320 Н·м крутящего момента.
Чтобы узнать, какая нагрузка может быть возложена на муфту, достаточно умножить эти 320 Н·м на передаточное число первой передачи в КПП и на число главной пары. Полученное значение следует разделить на два, принимая за факт, что грязь под колесами однородна. Результатом является максимальная нагрузка в 2792 Н·м, что примерно в 2,3 раза больше тех 1200 Н·м, которые способна отобрать муфта фактически.
Производитель отчасти предусмотрел эту ситуацию на программном уровне — циркуляция мощности, скорее всего, не вызовет поломку, поскольку ни один фрикцион не замыкается жестко. Однако разница в 2,3 раза все же велика. Не перегреются ли диски и не выйдет ли из строя Халдекс в сложной ситуации на настоящем бездорожье?
Вне всяких сомнений, механизм работы муфты учитывает подобные ситуации, и водитель сразу получит сигнал о перегреве (излишнем трении фрикционных дисков). Это явление возможно в случае, если скорость вращения колес передней и задней оси сильно отличается, усилие между дисками муфты избыточно либо имеют место оба фактора.
В том случае, если водитель проигнорирует предупреждения системы, муфта обязательно сломается. Помимо этого, может появиться необычный шум, свидетельствующий о предстоящем выходе из строя подшипников муфты. Возможны и другие проблемы, включая:
- КЗ в связке кабелей;
- утечку масла из насоса;
- износ насоса и/или поршня;
- нарушение контакта с «массой»;
- проблемы, связанные с передачей сигналов;
- разрыв цепи электрогидравлического насоса и т. д.
Механизм принудительной блокировки дифференциала
Этот механизм выполнен предельно просто, что в случае с Haval Dargo является несомненным достоинством. Схема его работы выглядит так:
- На электромагнитную катушку подается электрический импульс.
- Нажимная пластина приводит в движение втулку-шестерню.
- Последняя, двигаясь по своей оси, соединяет полуосевую шестерню с дифференциалом.
Когда питание отключается, волновая пружина приводит втулку-шестерню в исходное положение. Дифференциал и механизм блокировки состоят из следующих элементов:
- корпуса заднего дифференциала и соленоида его блокировки;
- шестерен полуоси и втулки-шестерни;
- волновой и нажимной пружин;
- саттелита и шайбы.
Между прочим, механизм блокировки дифференциала обладает достаточным запасом мощности — он рассчитан на 2300 Н·м. Такое значение величины позволяет надеяться, что этот элемент вряд ли сломается при высокой нагрузке.
Применить блокировку можно исключительно в покое — если скорость движения автомобиля не более 4 км/ч, а режим работы трансмиссии — «Грязь» либо «Песок». Кроме этого, частота вращения задних колес не должна разниться более чем на 50 оборотов в минуту, а в поворотах не должна использоваться функция подруливания механизмами тормозной системы.
Когда автомобиль развивает скорость 28 км/ч, водитель получает предупреждающий сигнал, а когда она увеличивается еще на 10 км/ч, происходит автоматическая разблокировка дифференциала. Чтобы этого не произошло, необходимо заблаговременно переключить режим езды на «Снег», «Экономичный», «Стандартный» или «Спортивный».
Согласно инструкции по эксплуатации к Haval Dargo, блокировку недопустимо использовать при движении по асфальтированному покрытию, ее следует отключать, когда сложный участок оказывается позади. В том случае, если дифференциал разблокировать не удается, следует слегка покрутить рулем в обе стороны и еще раз повторить попытку.
Роботизированная коробка передач на Haval Jolion: все о РКПП

Haval Jolion – новый городской кроссовер от ведущего китайского автоконцерна. Автомобиль новый, появился на рынке в 2023 году и предназначен для молодежной аудитории. Автомобиль выпускается в 2-х вариантах – с передним и полным приводом. С передним приводом он комплектуется турбомотором в 143 л.с., с полным – более мощным двигателем на 150 л.с.
В переднеприводном исполнении машина доступна с 6-ступенчатой механической коробкой передач или РКПП. Полноприводный кроссовер комплектуется только РКПП.
В обоих случаях устанавливается роботизированная 7-ступенчатая коробка передач с двойным сцеплением мокрого типа. Производится она китайской корпорацией Great Wall Motor.

Устройство
На кроссовере установлен классический робот, сконструированный на базе механической коробки передач. В ней добавлен второй ведущий вал с автономным сцеплением. Такая конструкция позволяет снизить до минимума время на переключение передач.
Роботизированная коробка включает следующие узлы:
- микропроцессорный блок управления трансмиссией (TCU), реагирующий на показания внешних датчиков и подающий команды на авуаторы;
- контрольные сенсоры, которые отслеживают положение коленвала, скорость его вращения, положение распредвала и другие данные;
- систему сервоприводов (актуаторов), предназначенных для переключения передач и работы со сцеплением;
- 2 набора сцеплений, установленных на параллельно расположенных валах.

Как работает механизм
Благодаря 2-м валам ускоряется переключение передач. Это возможно из-за того, что переключение происходит последовательно. Т.е., когда автомобиль движется на 1-й передаче, вторая уже подготовлена. При переходе на 2-ю подготавливается 3-я и т.п. Один вал отвечает за четные передачи, второй – за нечетные и задний ход.
Датчики отслеживают скорость вращения коленвала, на основе этой информации ЭБУ принимает решение о переходе на нужную передачу. Водителю не нужно самому выжимать сцепление, переходить на другую передачу.

Управление
На Haval Jolion отсутствует рычаг переключения передач. Вместо него установлена модная шайба-крутилка с положениями R, N и D/M. При нажатии на шайбу включается парковочный режим P.

- P – парковочный режим предназначен для стоянки. Коробка передач блокируется, что предотвращает откат кроссовера.
- R – задний ход.
- N – нейтральная передача. Сцепление разомкнуто, крутящий момент на колеса не передается.
- D – автоматический режим. ЭБУ самостоятельно принимает решение о переключении передач в зависимости от частоты работы двигателя.

- M – ручной режим. Включается при вращении шайбы по часовой стрелке. Используется при движении по склонам, неровной дороге, при обгоне. В этом случае переключать передачи можно при помощи лепестковых переключателей на руле.

- Но блок управления все равно будет переключать передачи, если частота вращения коленвала будет слишком низкая или излишне высокая.

На управление нареканий у водителей нет – практически все отмечают, что коробка работает очень хорошо. Случаи брака единичны.
Разгон до 100 км с места, судя по отзывам, получается в пределах 10,4-11 с. Сам Haval утверждает, что 9,8 с. Расход топлива на 150 сильном двигателе при движении на трассе обеспечивается на уровне 8,5 л на 100 км. У переднеприводной версии где-то на уровне 8. Довольно неплохо.

Типичные неисправности
Отзывы водителей в целом одобряют РКПП на Джулионе. Коробка переключается без рывков, плавно и быстро. Случаи брака крайне редки.
В основном они связаны с проблемами в ЭБУ. В этом случае периодически начинают вылетать четные или нечетные передачи, либо происходит полный отказ КПП. Но случаи достаточно редкие, скорее единичные. Решаются заменой коробки по гарантии.
Второй момент – коробка требует замены масла после пробега в 70 000 км или через 60 месяцев. Этот срок нужно выдерживать четко, лучше даже сменить масло раньше – через 50-60 тыс. км. В противном случае коробка начинает вести себя непредсказуемо, при переключении передач слышится хруст, усиливается износ деталей.
Ресурс
Машина пошла в продажу этой весной. Поэтому точно сказать, какой ресурс у АКПП нельзя. Но судя по аналогам, он должен находиться где-то в районе 200-300 тыс. км. После этого коробку нужно перебирать. К счастью механизм ремонтопригоден.
Обслуживание
Производитель рекомендует проводить замену трансмиссионного масла после пробега в 70 000 км или через 60 месяцев. Также замене подлежит масляный фильтр, установленный на КПП и корпус фильтра.

Производитель рекомендует трансмиссионное масло Shell Spirax S5 DCT 11. Для переднеприводных автомобилей объем масла для замены составляет 5,6 ±0,1 литра. Для полноприводных – 6,7 ±0,3 литра.