Порядок проведения диагностики
Диагностика неисправностей в электронных системах управления автомобиля проводится обычно в такой последовательности.
Шаг 1. Подтверждение факта наличия неисправности
Требуется убедиться, что неисправность реально существует. Если водитель неверно интерпретирует нормальные реакции автомобиля в каких-то обстоятельствах, ему следует это объяснить. Полезным источником информации является сам водитель (владелец) у которого надо уточнить условия возникновения неисправности:
— какова была за бортом температура;
— прогрет ли двигатель;
— проявляется ли неисправность при трогании с места, ускорении или при постоянной скорости движения;
— какие предупреждающие индикаторы на панели приборов при этом включаются;
— какие и когда выполнялись на автомобиле сервисные или ремонтные работы;
— пользовался ли автомобилем кто-либо другой.
Шаг 2. Внешний осмотр и проверка узлов, блоков и систем автомобиля
Проведение осмотра и предварительной проверки при диагностике необходимо. По оценкам экспертов, 10-30% неисправностей на автомобиле выявляются таким путем. До проведения диагностики неисправностей в системе управления двигателем важно устранить очевидные неисправности, такие как:
— утечка топлива, масла, охлаждающей жидкости;
— трещины или не подключенные вакуумные шланги;
— коррозия контактов аккумуляторной батареи;
— нарушение электрических соединений в контактных разъемах;
— необычные звуки, запахи, дым;
— засорение воздушного фильтра и воздуховода (при длительном простое автомобиля грызуны могут делать там гнезда или запасы корма).
Необходимо также провести предварительную проверку всех функциональных устройств. На этом этапе следует определить, что исправно и что неисправно, для чего поочередно включаются и выключаются все подсистемы.
При этом следует обратить внимание на признаки предыдущих ремонтов — всегда есть риск, что при ремонте что-то забыли подключить или неправильно соединили.
Шаг 3. Проверка технического состояния подсистем
Проверка уровня и качества моторного масла.
1. Уровень масла должен быть в пределах нормы.
2. Если масло на щупе вспыхивает или горит, то в масле присутствует бензин и его пары через систему вентиляции картера излишне обогащают топливовоздушную смесь (ТВ-смесь).
3. Если на разогретой поверхности (например, на выпускном коллекторе) масло кипит или пузырится, в нем содержится влага.
4. Разотрите каплю масла в пальцах, убедитесь, что в нем нет
абразивных частиц.
Уровень охлаждающей жидкости и ее качество.
Правильное функционирование системы охлаждения двигателя очень важно для его нормальной работы. При перегреве неизбежно возникают проблемы.
1. Уровень охлаждающей жидкости должен быть в пределах нормы. Проверяется он при холодном двигателе. В рабочем режиме при попытке снять крышку радиатора горячая (температура выше 100 °С) охлаждающая жидкость под давлением выплескивается наружу и может причинить ожоги.
2. Перед зимней эксплуатацией с помощью гидрометра определяются точки кипения и замерзания охлаждающей жидкости, т. е. правильность концентрации антифриза.
3. При работе под давлением неисправная система охлаждения двигателя дает утечку охладителя. В местах протечек обычно видны потеки: серо-белые, ржавые, зеленоватые от антифриза.
4. Если в радиаторе оказываются холодные секции, значит, они засорены.
5. Проверяется работа реле вентилятора, двигателя электровентилятора, натяжение приводного ремня водяного насоса.
Тест с листом бумаги.
Возьмите лист бумаги размером 7,5×2,5 см (например, долларовую купюру, как советуют на автосервисах США) и поднесите к выхлопной трубе автомобиля с прогретым двигателем на холостых оборотах на расстояние примерно 2,5 см. Бумага должна равномерно отталкиваться от трубы потоком выхлопных газов. А можно просто послушать у выхлопной трубы. Не лезть сразу под капот, как это чаще всего бывает, особыми умниками.
Если листок иногда движется обратно к трубе, вероятные причины следующие:
— прогар клапанов в одном или нескольких цилиндрах;
— пропуски воспламенения;
— негерметичность выпускной системы.
Уровень топлива в баке.
Убедитесь, что бак заполнен бензином не менее чем на четверть, в противном случае грязь и вода со дна могут быть закачены в топливную систему.
Напряжение аккумуляторной батареи.
Напряжение должно быть не менее 12,4 В и в пределах
13,5 — 15,0 В при работе генератора.
Понижение напряжения на аккумуляторной батарее вызывает:
— увеличение расхода топлива, т. к. ЭБУ двигателя компенсирует снижение напряжения питания увеличением продолжительности открытого состояния форсунок;
— увеличение оборотов холостого хода. ЭБУ таким образом ускоряет заряд аккумулятора.
Исправность электроискрового зажигания.
Исправность системы зажигания проверяют с помощью высоковольтного разрядника (тестера зажигания), который подключают к высоковольтному проводу на свече и при этом прокручивают двигатель. Проверка искрообразования на стандартной свече при атмосферном давлении не показательна. В цилиндре двигателя искровой пробой на свече происходит под давлением, что при атмосферном давлении в тестере имитируется увеличением длины искрового промежутка до 19 мм. Для пробоя система зажигания должна выдать напряжение 25-30 кВ.
Некоторые полезные замечания.
Многие дилерские и независимые организации автосервиса оценивают диагностические и ремонтные работы по временно по ставке более $60 за час (для США). Чтобы счет клиенту остался в разумных пределах, диагностика и ремонт должны быть выполнены быстро и методично. Целесообразно сразу заменить детали, подлежащие периодической замене при эксплуатации: свечи, воздушный и масляный фильтры, крышку распределителя и бегунок (если имеются). Опыт показывает, что нередко причинами неисправностей, иногда непостоянных, бывают частично засорившийся фильтр или треснувшая свеча. Например, причиной остановки двигателя сразу после запуска может являться засорение выпускной системы. На обнаружение этого факта тратятся часы. Чтобы быстро проверить версию о засорении системы отвода выхлопных газов, следует снять датчик кислорода, тогда через его отверстие в стенке выпускного коллектора будут проходить выхлопные газы.
Следует помнить, что за сложной бортовой электроникой не всегда видны простейшие неполадки в реальном автомобиле. Ни¬же приведен пример такому факту. Владелец современного автомобиля с впрыском топлива жалуется на появление пропусков и остановку двигателя при скорости движения выше 70 км/час. В автосервисе на поиск неисправностей потратили немало времени: заменили ротор и крышку распределителя, свечи, высоковольтные провода, воздушный и топливный фильтры, модуль зажигания. Каждая из замен немного улучшала работу двигателя, но в целом ситуация не изменялась. Проверили работу системы за¬жигания и подачи топлива во время езды, но ничего не обнаружили.
После ездовых испытаний загорелся индикатор низкого уровня топлива в баке и техник долил 20 литров бензина в бак. Двигатель заработал лучше, а затем и совершенно нормально.
Выяснилось, что владелец всегда держал бак почти пустым, заливая топлива на небольшую сумму. Топливо на дне бака было перемешано с грязью и конденсатом и имело низкое качество.
Бак очистили, полностью заправили, автомобиль вернули владельцу, очень довольному, что наконец-то он нашел специалистов, которые смогли исправить его автомобиль. Нужно помнить, что низкий уровень в баке автомобиля с электронной системой управления двигателем может привезти к поломки насоса топливной системы.
Шаг 4. Работа с сервисной документацией. Считывание диагностических кодов
По оценкам производителей, до 30% случаев неисправностей автомобилей обнаруживается и исправляется на основе информации в виде указаний, предположений, диагностических карт в руководствах по техническому обслуживанию и ремонту. Перед использованием документации следует точно знать: модель, год выпуска, тип двигателя и трансмиссии, постоянная или непостоянная это неисправность. Современное диагностическое оборудование уже содержит карты поиска неисправностей, например DIS (диагностическая информационная система, которая входит в состав оборудования BMW GT1, OPS, BMW STD OBD и других).
В памяти компьютера ЭБУ (в регистраторе неисправностей) сохраняются как коды постоянных (текущих) неисправностей, так и тех, которые были обнаружены ЭБУ, но в данный мо¬мент не проявляются — это непостоянные (однократные, исторические) коды. Коды и постоянных и непостоянных неисправностей, которые по сути дела являются диагностическими кодами, называются кодами ошибок или кодами неисправностей. Но строго говоря, это не одно и тоже. Если при возникновении какой-либо неисправности (постоянной или непостоянной) в регистратор неисправности записывается строго однозначный код, то такой диагностический код может быть назван «кодом неисправности». Такой код возникает под прямым непосредственным воздействием конкретной неисправности и присущ только ей. Но некоторые неисправности воздействуют на систему самодиагностики не прямо, а опосредованно, через изменения параметров в ЭБУ. Такие неисправности не имеют своего прямого кода для фиксации в регистраторе, но как и любые другие неисправности, вызывают нарушение штатного (стандартного) режима работы контролируемой системы. Как следствие в регистратор неисправностей записывается код сбоя в системе, который и называется «кодом ошибки». Как правило, код ошибки указывает на несколько возможных неисправностей и в разных подсистемах (или устройствах) управления. В современных электронных системах автоматического управления причинно-следственные связи между непостоянными неисправностями и диагностическими кодами не всегда однозначны, и поэтому, коды фиксируемые в ЭБУ на непродолжительное время (на несколько циклов «пуск-останов ДВС») более полно соответствуют кодам ошибок. Однако, следует отметить, что общепринятой (стандартной) терминологии для обозначения типов диагностических кодов пока не разработано.
Шаг 5. Просмотр параметров с помощью сканера
Сканер — это миниатюрный переносной прибор, обычно с дисплеем на жидких кристаллах.
Все автомобили General Motors и Chrysler с 1981 г. позволяют просматривать параметры режима двигателя с помощью сканера, подключенного к диагностическому разъему.
Параметров много, и просматривать их все подряд бессмысленно, сообщения типа «это значение неверно сканер все равно не выдаст. Нужно или следовать какому-то плану, например диагностической карте, или просмотреть наиболее информативные о работе двигателя параметры:
— убедиться, что для холодного двигателя температура охлаждающей жидкости и воздуха во впускном коллекторе одинаковая;
— клапан регулятора оборотов холостого хода должен быть открыт на допустимое число шагов (или %);
— сигнал с датчика кислорода должен опускаться ниже уровня 200 мВ, подниматься выше 700 мВ, фронты непологие, частота не менее 4 Гц.
Шаг 6. Локализация неисправности на уровне подсистемы или цилиндра
Это наиболее трудоемкая часть диагностирования, т. к. необходимо выполнить следующие процедуры:
— разобраться с диагностическими картами и технической документацией;
— применить рекомендованную аппаратуру и методику диагностики;
— просмотреть изменение коэффициентов коррекции подачи топлива, сделанные ЭБУ при разных режимах работы двигателя;
— произвести тест баланса мощности по цилиндрам.
Шаг 7. Ремонт
Ремонт или замена каких-либо деталей и систем производится согласно инструкциям производителя. Если после замены неисправность сохраняется, приходится повторить все процедуры еще раз. В конце концов, должен быть получен детальный ответ на вопрос, почему же произошла эта неисправность.
Шаг 8. Проверка после ремонта и стирание кодов ошибок из памяти ЭБУ
1. В испытательной поездке следует убедиться, что неисправность устранена и не возникли новые из-за ремонта.
2. Согласно процедуре, рекомендованной производителем, стираются коды ошибок в ЭБУ, в противном случае компьютер может ложно учитывать их при управлении двигателем.
3. Настройки в памяти радиоприемника, маршрутного компьютера и т. д. должны быть сохранены или восстановлены.
3. Поиск неисправностей
При поиске неисправностей следует придерживаться следующих принципов.
Принцип 1. Обедненная топливовоздушная смесь (ТВ-смесь) чаще является причиной ухудшения ездовых характеристик, чем богатая.
Обедненная ТВ-смесь:
— горит медленно с высокой температурой;
— может вызывать обратную вспышку;
— обычно возникает при утечке вакуума.
Богатая ТВ-смесь:
— горит быстро и с пониженной температурой;
— увеличивает расход топлива, выхлопные газы становятся черными;
— может привести к закоксованию свечей, ездовые характеристики при этом ухудшаются.
Принцип 2. Сначала всегда проверяется выходной сигнал контролируемого устройства. Если выходной сигнал контролируемого устройства (например, катушки зажигания) нормальный, то питание, «земля» и само контролируемое устройство исправны. Если выходной сигнал не соответствует норме, то входной сигнал, питание, «земля» или само контролируемое устройстве могут быть неисправны. Естественно, не следует менять контролируемое устройство, не убедившись в исправности питания.
Принцип 3. В первую очередь проверяются подсистемы, характеристики которых должны ухудшаться по мере эксплуатации. До проведения дорогостоящих диагностических работ следует убедиться в исправности или заменить подсистемы с ограниченным сроком службы. К таковым относятся: топливный воздушный фильтры, свечи, бегунок и крышка распределителя, высоковольтные провода и т. п.
Принцип 4. Проверяются разъемы и соединители, их контакты не должны быть погнуты или окислены.
Принцип 5. Измеряется напряжение питания на контактах контролируемого устройства. На выводе, подключенном к «земле», напряжение не должно превышать 0,2 В.
Принцип 6. В двигатель должно подаваться чистое топливо в достаточном количестве. Засоренные фильтры, согнутые шланги способны вызывать ухудшение ездовых характеристик, часто непостоянное. Измерением только давления топлива в системе не обойтись, следует убедиться еще в его нормальном расходе через форсунки.
Как обследовать?
Узнайте как проводятся различные виды медицинских обследований и как подготовиться к ним. Получите информацию о необходимых анализах, обследовательных методах и расписание приемов у врачей разных специальностей.
Обследование — это необходимая мера для выявления заболеваний в начальной стадии, определения рисков и выбора наиболее эффективного лечения. Однако, наличие необходимых методик и знаний не всегда гарантирует правильность проведения обследования, поэтому важно ознакомиться с основными методами и рекомендациями в данной области.
Перед началом обследования, следует определить цель и основные задачи, а также принять меры по предотвращению возможных осложнений. Методы обследований могут быть различными в зависимости от цели проведения обследования и применяемой методики. Результаты обследований могут включать в себя данные о физическом и психическом состоянии человека, результаты функциональных и лабораторных тестов и пр.
Необходимо отметить, что результаты обследования могут быть ложноположительными или ложноотрицательными, поэтому важно обратиться за консультацией к врачу для оценки полученных данных и разработки плана действий.
Цель обследований и их важность
Обследования проводятся для выявления состояния здоровья человека, выявления заболеваний и определения возможных причин их развития. Целью обследования является раннее обнаружение патологий, диагностика их форм и стадий, определение выбора метода лечения и контроль за его эффективностью.
Обследования являются важным этапом в профилактике заболеваний. Они позволяют выявить патологии на ранних стадиях, когда они еще не проявляются явными признаками, но уже вызывают нарушения в организме. Благодаря обследованию можно своевременно начать лечение и предотвратить развитие болезни до тяжелых последствий.
Важность обследований заключается также в том, что они позволяют оценить риск заболевания и принять меры по предотвращению возможных последствий. Результаты обследования помогают врачу определить, какие меры нужно принимать для сохранения здоровья пациента и обеспечения его долголетия.
Обследования проводятся не только при наличии жалоб на здоровье, но и в рамках профилактических осмотров. Регулярное обследование, как правило, рекомендуется проводить раз в год для взрослых. Однако, если у человека имеются хронические заболевания или особые риски заболевания, то обследования могут назначаться намного чаще.
Подготовка к обследованию: основные моменты
Прохождение медицинского обследования — первый шаг на пути к здоровью. Хотя многие методы обследования, такие как анализы крови и мочи, рентгенография и УЗИ, не требуют специальной подготовки, для некоторых из них требуются некоторые подготовительные процедуры.
Один из ключевых аспектов подготовки к обследованию — правильное питание. Во многих случаях требуется придерживаться определенной диеты за сутки или более перед тестом. Важно также избегать алкоголя, кофеина и других стимуляторов в течение нескольких часов до проведения теста.
Если вы принимаете лекарства, сообщите об этом своему врачу. В зависимости от того, какие препараты вы принимаете, вам может быть рекомендовано временно приостановить прием или пересмотреть режим дозировки.
В случае проведения рентгенологического исследования или другого теста, требующего введения контрастного вещества, важно убедиться, что вы не аллергичны к этому веществу.
- Перед обследованием:
- Прочитайте инструкцию и следуйте ее рекомендациям;
- Настройтесь на положительный результат;
- Соблюдайте все индивидуальные рекомендации врача.
В целом, подготовка к обследованию не является сложной процедурой, но ее осуществление может помочь получить наиболее точный и информативный результат теста и, соответственно, более эффективное лечение.
Методы визуального обследования
Визуальное обследование — один из основных методов диагностики заболеваний, позволяющий оценить внешний вид и состояние тканей, органов и систем организма пациента. Этот метод часто используется в комплексе с другими методами исследования.
Визуальное обследование может проводиться невооруженным глазом или с помощью специальной оптической аппаратуры. В зависимости от цели исследования и области тела, которую необходимо исследовать, используются различные методы визуального обследования.
1. Оглядывание
- Оглядывание — это первичный метод обследования, при котором врач внимательно осматривает пациента, оценивая его общее состояние, наличие видимых изменений внешних признаков (например, кожных высыпаний, ссадин, ушибов) и другие явные симптомы заболевания.
- Этот метод часто используется при обследовании пациентов с болезнями кожи, вен и лимфатических узлов, при проверке на наличие опухолей и других новообразований.
2. Использование лупы
- Для увеличения мелких деталей врач может использовать лупу, которую приближает к обследуемой области тела.
- Этот метод часто используется при проверке кожи на наличие мелких дефектов, таких как родинки, пятна и другие изменения в кожном покрове.
3. Использование эндоскопа
- Эндоскоп — это оптический аппарат, который позволяет осмотреть внутренние органы или полости без необходимости открытия кожи и операции.
- Этот метод часто используется в гастроэнтерологии, гинекологии, урологии и других областях медицины для поиска и диагностики заболеваний внутренних органов.
Процесс визуального обследования очень важен для оценки состояния пациента и выбора правильной тактики лечения. Врачи должны обладать навыками правильного проведения визуального обследования и уметь интерпретировать полученные данные.
Диагностические методы анализов
В современной медицине используется множество методов анализов для определения заболеваний у пациентов. Наиболее распространенными диагностическими методами являются:
- Анализ крови – позволяет выявить наличие заболеваний кроветворной системы, а также определить уровень глюкозы, холестерина и других показателей, которые могут свидетельствовать о наличии заболеваний.
- Анализ мочи – используется для выявления заболеваний мочеполовой системы, определения уровня белка, глюкозы, крови и других веществ, которые могут свидетельствовать о наличии заболеваний.
- Физикальное обследование – включает в себя осмотр пациента, оценку его состояния и симптомов заболевания. В ходе физикального обследования могут быть выявлены различные отклонения, которые свидетельствуют о наличии заболеваний.
- Инструментальные методы исследования – это различные виды обследований, которые позволяют получить более детальную информацию о состоянии организма пациента. К ним относятся: рентгеновское обследование, УЗИ, МРТ, КТ и другие методы.
Для выбора определенного метода анализа необходимо определить цель исследования, а также учитывать индивидуальные особенности пациента. Врач определяет, какой метод анализа наиболее подходит в каждом конкретном случае, чтобы достичь наибольшей эффективности и точности диагностики заболевания.
Методы радиологической диагностики
Рентгеновское исследование – один из наиболее распространенных методов радиологической диагностики. Оно основывается на использовании рентгеновских лучей, которые проникают через органы и ткани человека и затем фиксируются на пленке.
Ультразвуковое исследование – это неинвазивный метод диагностики, основанный на измерении отраженных от органов и тканей звуковых волн. УЗИ используется для выявления различных заболеваний, в том числе перитонита, опухолей и кист.
Магнитно-резонансная томография — это диагностический метод, который использует магнитные поля и радиоволны для создания подробных изображений внутренних органов и тканей. Этот метод не предполагает использование рентгена или других форм ионизирующего излучения, что делает его относительно безопасным для пациента.
Компьютерная томография – это диагностический метод, основанный на использовании рентгеновских лучей. Он представляет собой неинвазивное исследование, которое используется для получения кросс-секционных изображений органов и тканей человека.
В зависимости от цели исследования, может быть выбран различный метод диагностики. Также возможно сочетание разных методов для повышения точности диагностики.
Компьютерная томография
Компьютерная томография является одним из наиболее востребованных методов исследования в медицине. Она позволяет получить трехмерную модель внутренних органов человека и выявить множество заболеваний в ранней стадии.
Принцип работы компьютерной томографии основан на использовании рентгеновского излучения и математической обработке получаемых данных. Пациент помещается в специальный аппарат, который вращается вокруг него и анализирует поглощенные тканью лучи.
Существует несколько видов компьютерной томографии: спиральная, мультидетекторная, положительная эмиссионная томография (ПЭТ/ КТ). Каждый из них имеет свои особенности и применяется в зависимости от типа заболевания и цели исследования.
Проведение компьютерной томографии не требует особой подготовки пациента. Важно соблюдать правила безопасности, предоставить информацию о состоянии здоровья и соблюдать рекомендации врача.
Магнитно-резонансная томография
Магнитно-резонансная томография (МРТ) — это метод изображения мягких тканей внутри тела, который использует магнитные поля и радиоволны. МРТ позволяет получить трехмерное изображение внутренней структуры тела, что позволяет обнаружить различные заболевания и изменения в организме.
Процедура МРТ проводится в специальном аппарате, который напоминает трубку с магнитом внутри. Пациент ложится на столе, который потом помещается внутрь трубки. Во время процедуры пациент должен лежать неподвижно, потому что любое движение может повлиять на точность результатов и ухудшить качество изображения.
МРТ используется для диагностики многих заболеваний, таких как опухоли головного мозга, травмы головы, заболевания позвоночника, заболевания сердца и сосудов, а также заболевания многих других органов и систем организма.
МРТ является безопасным и безболезненным методом диагностики, но он может не подходить для некоторых людей, например, для тех, кто имеет металлические импланты, стенки кровеносных сосудов, или кто боится замкнутых пространств.
- Преимущества:
- Высокая точность и качество изображения
- Может использоваться для детальной визуализации различных тканей и органов организма
- Не использует радиацию, что позволяет проводить множество исследований без вреда для здоровья пациента
- Процедура может занять до нескольких часов, в зависимости от типа исследования
- Дорогой метод диагностики, что может быть недоступно для многих людей
- Не подходит для тех, кто имеет металлические импланты или кто боится замкнутых пространств
В целом, МРТ является одним из самых точных и детальных методов диагностики в медицине и часто используется вместе с другими методами, такими как компьютерная томография, рентген и УЗИ, для получения полной картины здоровья пациента.
Методы функциональной диагностики
Функциональная диагностика — это методы исследования, направленные на оценку функционального состояния организма. Она позволяет определить нарушения в работе органов и систем, а также выявить скрытые проблемы, которые могут привести к развитию заболеваний.
Среди методов функциональной диагностики выделяют электрокардиографию (ЭКГ), которая позволяет исследовать работу сердца, а также электроэнцефалографию (ЭЭГ), которая оценивает функцию мозга. Одним из популярных методов является эндоскопия, которая позволяет произвести визуальный осмотр внутренних органов.
Другими методами функциональной диагностики являются рентгеновские и ультразвуковые исследования, которые позволяют получить изображение внутренних органов и тканей. Кроме того, существуют специализированные функциональные тесты, такие как физические нагрузки или пневмокомпрессионные тесты, позволяющие оценить работу сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы.
Методы функциональной диагностики широко используются в медицине для обследования пациентов с различными заболеваниями и для проведения профилактических мероприятий. Они помогают определить характер нарушений в работе организма и выбрать соответствующее лечение или рекомендации по профилактике заболеваний.
Электроэнцефалография
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – это неврологический метод исследования мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов, генерируемых мозгом.
Во время проведения ЭЭГ пациенту накладывают электроды на голову, которые записывают электрическую активность мозга на компьютер. Этот метод позволяет оценить работу мозга и выявить возможные патологии.
ЭЭГ часто используется для диагностики эпилепсии, но также может быть полезен для выявления других заболеваний, связанных с нейрологической функцией, таких как мигрень, болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона.
Во время проведения ЭЭГ необходимо соблюдать некоторые правила, например, избегать употребления кофеина и алкоголя за несколько часов до процедуры, а также не пользоваться шампунем или кондиционером на день исследования.
Интерпретация результатов ЭЭГ проводится неврологом или электроэнцефалографистом. Обычно результаты описываются с помощью особых терминов: альфа, бета, дельта и тета волны. Они свидетельствуют о работе разных отделов мозга.
Общее время проведения ЭЭГ составляет примерно 30-40 минут. После процедуры пациент может вернуться к своим ежедневным делам, так как метод абсолютно безопасен.
Рекомендации после проведенного обследования
После проведенного обследования необходимо строго следовать рекомендациям врача и при необходимости начать лечение. При выявлении заболевания необходимо немедленно начинать соответствующее лечение и следовать всем рекомендациям врача. Также необходимо соблюдать правильный режим дня и рацион питания.
Если обследование показало отсутствие заболеваний, необходимо продолжать заботиться о своем здоровье. Поддерживать здоровый образ жизни с помощью физических и спортивных упражнений, здорового питания и отказа от вредных привычек, а также регулярно проходить профилактические медицинские обследования.
В случае, если лечение назначено, необходимо следить за прогрессом и эффективностью лечения и регулярно посещать врача для контроля и корректировки лечения. Всегда следует соблюдать рекомендации врача, принимать препараты строго в соответствии с назначением и не пропускать приемы.
- Рекомендуется соблюдать правильный режим дня и достаточный отдых.
- Следует избегать стрессовых ситуаций и сильных перегрузок.
- Необходимо заботиться о своем питании, отказаться от вредных привычек и поддерживать свой вес в норме.
- Решение проблем с угрозой здоровью должно быть в приоритете и проще привыкнуть к процедурам проведения обследований.
Важно помнить, что правильное проведение обследований является залогом успешной профилактики заболеваний и своевременного лечения. Нужно посещать врача регулярно и следовать всем его рекомендациям.
11.2. Частные требования к организации диагностической деятельности
Конкретные условия проведения обследования (наблюдения, эксперимента, беседы, тестирования, анализа результатов деятельности) могут в разной степени способствовать адекватности получаемых результатов, что, в свою очередь, может отразиться и на интерпретации полученных данных. Это особенно важно при проведении психологического обследования.
К условиям, которые должен учитывать психолог, относятся особенности личности обследуемого (пол, возраст, мотивы, установки, позиции, привычки, характер, темперамент) и внешние условия, в которых осуществляется обследование. Чрезвычайно внимательно нужно отнестись к состоянию здоровья, различным психосоматическим, физиологическим нарушениям, отклонениям в развитии. Умение психолога уловить, понять состояние ребенка, настроиться на «волну» доброжелательности, заинтересованности в общении способствует адекватности сведений о психологических особенностях детей.
Наряду с этим психологу необходимо проследить за внешними условиями, в которых проводится психологическое обследование: освещением, звуковым фоном, состоянием воздуха, качеством мебели и т.д. Немаловажное влияние на результаты обследования может оказать личность самого психолога, который должен обеспечить не только стандартность процедуры его проведения, но и создать благожелательную атмосферу, положительный настрой на выполнение предлагаемых заданий и действий.
Успешность диагностики в значительной мере зависит от предварительной подготовки. Перед проведением обследования необходимо дать ребенку возможность привыкнуть к новой для него обстановке, освоить ее и сделать по возможности естественной.
Следует принять меры для предотвращения возможных отклонений от порядка проведения обследования (появления новых лиц, переход в другое помещение и т.п.), что должно обеспечить единообразие процедуры диагностики.
Предварительная подготовка касается различных сторон процедуры обследования. Большинство методов психодиагностики требуют точного воспроизведения словесной инструкции. Значение могут иметь даже незначительные ошибки, нечеткость произнесения, запинки при чтении инструкции испытуемым, предотвратить которые помогает предварительное знакомство с их текстом.
Еще одним важным предварительным условием качественного проведения обследования является подготовка стимульных материалов. В индивидуальном обследовании, особенно при проведении тестов действия, такая подготовка включает размещение необходимых материалов, с тем чтобы свести к минимуму их риски или неловкое обращение с ними.Как правило, материалы должны располагаться на столе вблизи места тестирования так, чтобы они были доступны психологу, но и не отвлекали внимания обследуемого. При использовании аппаратуры часто возникает необходимость в периодическом контроле и калибровке. При групповом обследовании все тестовые бланки, листки для ответов, специальные карандаши и другие материалы должны быть заранее тщательно проверены, пересчитаны и приведены в порядок.
Подробное знакомство с конкретной процедурой диагностики — еще одна важная его предпосылка. Для индивидуального обследования особенно существенно предварительное обучение проведению определенного теста. При групповом тестировании и особенно в массовых обследованиях такая подготовка может включать Предварительный инструктаж других педагогов (кураторов), с тем чтобы каждый хорошо знал свои функции. Обычно кураторы зачитывают инструкции, следят за временем выполнения и руководят группой в условиях тестирования. Они выдают и собирают тестовые материалы, следят за тем, чтобы испытуемые выполняли инструкции, отвечают в разрешенных инструкцией пределах на вопросы испытуемых, не допускают обмана с их стороны.
Во-первых, необходимо следовать процедурам стандартизации даже в самых незначительных подробностях. Создатель психодиагностического метода и его издатель несут ответственность за то, чтобы процедура обследования полно и достаточно ясно была описана в руководстве по его использованию. Во-вторых, следует регистрировать любые нестандартные условия исследования, какими бы второстепенными они ни казались. В-третьих, при интерпретации результатов важно учитывать условия исследования. При подробном обследовании личности методом индивидуального тестирования опытный экспериментатор иногда отступает от стандартной процедуры проведения теста, с тем чтобы выявить дополнительные данные. Поступив таким образом, он теряет право интерпретировать ответы испытуемого в соответствии с тестовыми нормами. В этом случае тестовые задания используются только для качественного исследования; и ответы испытуемых необходимо рассматривать точно так же, как любые другие неформальные наблюдения за их поведением или данные интервью.
Условия взаимопонимания. В психометрии термин «взаимопонимание» означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес к обследованию, установить с ним контакт и обеспечить выполнение им стандартных тестовых инструкций, В тестах способностей инструкции требуют от испытуемого полного сосредоточения на предъявляемых задачах и напряжения всех сил для того, чтобы хорошо их решить; в личностных опросниках они требуют искренних и честных ответов на вопросы, касающиеся повседневной жизни и обычного поведения; в некоторых проективных методиках инструкции требуют полного отчета об ассоциациях, вызываемых тестовыми стимулами, не подвергая их содержание цензуре или редактированию. Другие типы тестов могут требовать иных подходов. Но во всех случаях экспериментатор старается побудить испытуемого следовать инструкциям как можно добросовестнее.
Подготовка психологов помимо приемов, непосредственно относящихся к проведению теста, предусматривает обучение приемам по налаживанию взаимопонимания с обследуемым. При установлении контактов, так же как и при других процедурах тестирования, единообразие условий — существенный фактор получения сравнимых результатов. Если ребенку дают желанную награду за правильно решенную тестовую задачу, его выполнение нельзя сравнивать непосредственно с нормой или с результатами других детей, побуждаемых к решению лишь обычным словесным подбадриванием или похвалой. Любое отклонение от стандартных условий мотивации в конкретном тесте следует отмечать и учитывать при интерпретации его выполнения.
Хотя при индивидуальном обследовании взаимопонимание может быть более полным, чем при групповом, но и в этом случае стоит предпринять определенные шаги, направленные на то, чтобы создать у испытуемых положительную мотивацию и ослабить их напряжение. Специфические приемы для установления контактов меняются в зависимости от характера теста и зависят от возраста и других особенностей испытуемых. При тестировании дошкольников следует принимать во внимание такие факторы, как боязнь незнакомых людей, легкая отвлекаемость и негативизм. Дружеская, веселая и мягкая манера поведения экспериментатора помогает ребенку успокоиться. Пугливому, застенчивому малышу требуется больше времени для предварительного знакомства с тем, что его окружает. Поэтому лучше, если экспериментатор не будет с самого начала слишком настойчивым, а подождет того момента, пока ребенок вступит с ним в контакт. Период обследования должен быть непродолжительным. а задания следует сделать разнообразными и интересными для ребенка. Тестирование должно представляться ребенку игрой, каждое предлагаемое ему задание должно возбуждать его любопытствоДля этого возрастного уровня процедуре тестирования должна быть присуща определенная приспособленность к возможным отказам, утратеинтереса и другим проявлениям негативизма.
Обследованию детей начальной школы во многом присущи те же трудности, что и тестированию дошкольников. Игровой подход по-прежнему остается наиболее эффективным способом возбуждения их интереса к тесту. Школьников постарше обычно побуждают к участию в обследовании, обращаясь к свойственному им духу соревнования и желанию хорошо выполнить тест. Однако тех случаях, когда тестируются дети с недостаточной предварительной подготовкой или выросшие в иной культурной среде, экспериментатор не должен думать, что их стремление превзойти других в решении академических задач будет настолько же сильным, как и у детей из выборки стандартизации.
При тестировании школьников или взрослых следует иметь в виду, что каждый тест неявно задевает престиж индивида. Поэтому испытуемых сначала следует успокоить. Полезно, например, объяснить, что никто не ждет, что все задания будут выполнены или правильно решены. В противном случае индивид, приступая к более трудным заданиям и понимая, что не в состоянии закончить их в отведенное время, может испытать растущее чувство неудачи.
Итак, в тестовой ситуации желательно насколько возможно исключить элемент неожиданности, так как все неожиданное и неизвестное, по-видимому, вызывает у испытуемых тревожность. Многие групповые тесты снабжаются пояснениями, зачитываемыми экспериментатором.
Тревожностьпри тестировании. Многие приемы, предназначенные для налаживания контактов с испытуемыми, уменьшают и их тревожность во время тестирования. Способы, устраняющие в тестировании случайности и неожиданности, а также успокаивающие и ободряющие испытуемого, конечно же, помогают снизить его тревожность. Поведение самого экспериментатора, хорошая организация процесса тестирования и отсутствие помех при его проведении служат той же цели.
Несомненно, что постоянно высокий уровень тревожности отрицательно сказывается на школьном обучении и интеллектуальном развитии. Но при тестировании такое состояние носит временный характер.
Обследование лучше начинать с беседы или проективных методик, которые служат хорошим средством налаживания контакта с ребенком и позволяют получить первую ориентировочную информацию о нем. В некоторых случаях эта информация может изменить план обследования, поэтому следует иметь под рукой достаточный набор подготовленных материалов для проведения дополнительного исследования (бланки, стимульный материал т.д.).
В ходе проведения основного этапа исследования могут быть обнаружены новые сведения, которые могут вновь потребовать изменения общего плана. Надо быть готовым к тому, чтобы изменить предварительную диагностическую гипотезу в соответствии с вновь полученными фактами.
При соблюдении всех требований к проведению исследования этот, основной, этап позволяет получить точные сведения об интересующем нас предмете и приступить к не менее ответственному этапу — анализу результатов исследования.
На этапе анализа происходит окончательная обработка полученных результатов, в том числе — статистическая, и сведение всех данных в единое описание. Таблица, которая позволяет наглядно представить соотношение различных показателей, удачно служит последней задаче.От формы представления результатов исследования может зависеть окончательный результат — подтверждение или опровержение диагностической гипотезы. Поэтому в процессе анализа данных могут производитьсяих перегруппировки, дополнительный обсчет и, разумеется, установление причинно-следственных отношений. После уточнения и упорядочивания результатов исследования наступает завершающая процедура — написание заключения и постановка психологического диагноза.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключаются требования по организации проведения обследования?
2. Раскройтепоследовательность процедуры психолого-педагогического обследования.
3. Чем должен руководствоваться психолог (логопед) при выборе методов обследования?
4. Могут ли нарушенные условия обследования повлиять на результат диагностики?
Рекомендуемая литература
Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов: Пер. с англ. / Под ред. В.П.Зинченко. — М ., 1999.
Вассерман Л. И., Дорофеева С.А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики: Практическое руководство. — СПб., 1997.
Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. — Самара, 2000.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 2000.
Кемпиньский А. Познание больного. — Минск, 1998.
Психолого-медико-педагогическая консультация / Под ред. Л. М. Шипицыной. — СПб., 1999.
Лалаева Р. И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедикой работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — 16., 2000.
Общая психодиагностика. — СПб., 2000.
Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М. И. Психолого-медико-педагогичеекое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. — М., 1999.
Шванцара И., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
Психологическая диагностика. Зачем психологи ее проводят и что пытаются узнать?
В любой профессии существует ситуация, когда для выявления качества продукта или проверки надлежащей работы механизма специалистами собирается вся необходимая информация. Про такую ситуацию можно сказать – проверка качества, проведение тестов, снятие пробы, экспертиза. Также существует общий термин, объединяющий различные методики сбора информации о свойствах чего-либо. Этот термин – диагностика.
Зачастую профессионализм специалиста настолько велик, что ему достаточно только увидеть или услышать проблему и вердикт готов. За этим умением стоят годы опыта и кропотливой работы с успехами и неудачами.
Но настоящий профессионал никогда не пренебрегает возможностью подтвердить свою гипотезу. От его вердикта зависит многое.
Каждый автомеханик при поломке машины начинает ремонт с диагностики её механизмов. Чем сложнее механизм, тем дольше и тщательнее ищет диагност и проводится диагностика.
Светило медицины, врач-ортопед, осматривая колено пациента, заранее предполагает диагноз. Таких коленей в его практике было уже много, но не имея возможности допустить ошибку, он отправит пациента пройти диагностические процедуры.
Учитель математики с огромным опытом работы, способный подготовить ребёнка к сдаче экзамена на высокий балл, всё равно при первой встрече будет предлагать решать задачи и примеры до тех пор, пока сам ни определит уровень знаний ученика на данный момент времени.
Три этих примера объединяет одно – профессионал, который знает очень многое, нуждается в доказательстве своей гипотезы. И постарается использовать для этого убедительные научные методы.
Детский психолог тоже начинает своё знакомство с диагностики пришедшего маленького клиента.
Сначала необходимо узнать, как протекала беременность, как малыш появился на свет, как малыш развивался в первые месяцы свой жизни. Психолог задаёт много вопросов, если родитель не знает, что рассказать. Или не задаёт, а внимательно слушает, если родителю есть, что рассказать специалисту. На первой консультации психолог также наблюдает за ребёнком и может сразу предложить задание для уточнения своих предположений или проверки предположения родителей. Но, как и в ранее приведенных примерах, точный вывод делается только после психологической диагностики.
Как правило, исключением для проведения диагностики являются случаи, когда клиент обращается с вопросами, не связанными с индивидуальными особенностями ребенка (например, какие игры могут быть полезны для умственного развития дошкольника).
Рассмотрим конкретный пример.
Запрос родителей пришедших к психологу: «Он у нас невнимательный, рассеянный, ворон считает, ленится. Учитель говорит, что на уроке «витает в облаках». Возраст ребёнка – 8 лет. Ученик 2 класса». Подобная ситуация встречается очень часто.
Гипотеза психолога после первичной консультации: не сформирована произвольность внимания и/или низкая учебная мотивация и/или низкий уровень познавательных процессов. Также под вопросом уровень развития волевой саморегуляции.
Для подтверждения или опровержения гипотезы психолог проводит полное психолого-педагогическое обследование ребенка. В ходе диагностики проводится порядка 40 различных тестовых заданий. Часть заданий направлены на то, чтобы проверить свойства внимания ребёнка, мотивацию, уровень развития познавательных процессов и волевой саморегуляции.
После проведения методик начинается самый трудоёмкий и важный процесс – обработка и интерпретация результатов, их анализ и составление совокупного заключения, объясняющего все особенности развития ребёнка. На этом этапе психолог не просто складывает в один документ все результаты исследований, а сопоставляет, делает выводы, отбрасывает те результаты, на которые оказали влияние неблагоприятные факторы (плохое самочувствие, негативный настрой, возможная неискренность и т.д.).
Гипотеза частично подтвердилась. У ребёнка был выявлен низкий уровень произвольного внимания и волевой саморегуляции, а также повышенная школьная тревожность. В психологическом заключении психолог указывает, что с таким уровнем внимания затруднительна успешная учебная деятельность. Другими словами, ребёнок очень короткий промежуток времени может сосредоточиться на чём-то или на ком-то. И в этом нет его вины. Так протекало развитие ребенка. Но! Ругать и наказывать ребёнка за неуспехи, в данном случае, совершенно бесполезно. Это приведёт ещё и к тому, что начнёт снижаться учебная мотивация. Ребёнок будет думать: «Я не могу быть успешным, что бы я ни делал, как бы ни старался. Тогда зачем стараться вообще?!». Даже если ребенок очень хочет получить пятёрку, пытается слушать учителя, физически делать это наравне с остальными детьми просто не способен.
Теперь специалисты знают, какие методы применить и в какие сроки будут достигнуты первые результаты.
В ходе коррекции поведение и результаты ребенка изменятся в лучшую сторону. Уже после 10 занятия будут видны первые изменения.
Есть несколько линий поведения родителя в таком случае.
- Родитель не поддерживает ребёнка и не отмечает изменения в его поведении. Изменения есть, но этого мало, хочется больше.
- Родитель отмечает самые незначительные изменения в поведении ребёнка и всячески это поощряет, тем самым дополнительно мотивирует ребёнка на положительную динамику.
В первом случае у ребёнка будет наблюдаться низкая или средняя динамика изменений.
Во втором случае динамика изменений высокая. К тому же повышение познавательного интереса, веры в свои силы и, как следствие, учебной мотивации.
Через определённое время систематических занятий в психологическом центре результат будет достигнут. Ребёнок успешен в школе, родители гордятся.
Как видно из данного примера банальная невнимательность и неспособность ребёнка хорошо учиться имеет под собой конкретные основания и причины. И в том числе – физиологические. Даже желание ребёнка исправить ситуацию самостоятельно не увенчается успехом без систематической помощи взрослых. После окончания курса коррекции ребёнок сможет восстановить свои позиции в классе и быть не хуже остальных, а в чём-то и более успешным учеником.
Важно, что причиной одного и того же поведения или проблем ребёнка могут быть совершенно разные особенности. Например, причиной невнимательности может стать хроническая усталость, депрессивное состояние, несформированная мотивационно-потребностная сфера, высокое развитие познавательной сферы (на уровне вундеркинда) или, наоборот, крайне низкое развитие (на границе ЗПР) и т.д. И коррекция всего перечисленного будет совершенно разная. Именно для этого и нужна диагностика – узнать пути эффективной помощи ребёнку.
Диагностика позволяет выявить особенности развития ребёнка. Благодаря ей представляется возможным определить сформирован или не сформирован определённый навык, умение. При глубоком детальном обследовании можно определить уровень сформированности процесса – низкий, средний или высокий. Имея полную информацию, психолог принимает решение о возможностях коррекции и развития, т.е. в каком случае можно повысить уровень с низкого до среднего и впоследствии высокого. Например, в случае с вниманием выделяются свойства – распределение, переключение, концентрация, объём, колебание, устойчивость. Существует возможность всестороннего развития внимания ребенка и каждого показателя в особенности.
Запрос родителей может касаться любой сферы жизни ребенка. Иногда родитель утаивает информацию для того, чтобы понять, насколько хороший специалист находится перед ним, чтобы не выглядеть неуспешным перед другим взрослым, чтобы. Такая тактика поведения, к сожалению, лишает специалиста возможности разобраться более глубоко в проблеме. Родитель в любом случае получит ответ на свой первоначальный вопрос, но также узнает, что есть более серьёзная проблема, чем та, которую он предлагает. На заключительной консультации родитель будет рад и расскажет истинную причину обращения, но время диагностики было распределено не так эффективно, как это можно было бы сделать. Специалист вместо глубокого изучения проблемы был занят её поиском.
Если вы хотите разобраться в причинах поведения конкретного ребёнка и помочь ему максимально быстро, то именно комплексная диагностика сможет решить эту задачу.